Меню

Региональный компонент по. Национально-региональный компонент

Дом

Ларионова Ирина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №5 "Лучик"
Населённый пункт: г. Прокопьевск Кемеровской обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Региональный компонент в воспитательно-образовательном процессе ДОУ."
Дата публикации: 21.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Региональный компонент в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Малая Родина... У каждого человека она своя,

но для всех является той путеводной звездой,

которая на протяжении всей жизни определяет

очень многое, если не сказать - всё.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех

высоких человеческих начал. Осознавая своё «я», ребёнок начинает самоутверждаться, ак-

тивно вступает в отношения с окружающими. В этот период устанавливается связь ре-

бёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происхо-

дит приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям.

Центральным звеном социализации является гуманистическое воспитание ребёнка, с

опорой на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.

Накапливаемый при этом опыт касается как познания и преобразования той или иной

области действительности, так и отношения к ним, что соответствует одному из прин-

ципов личностно-ориентированной педагогики - принципу синтеза интеллекта, эмоций и

действия. В этой связи успешность развития дошкольников на региональном материале

становится неоспоримой, но она возможна только при условии активного взаимодействия

окружающим

эмоционально-практическим

предметную

деятельность,

обучение,

деятельности,

свойственные дошкольному возрасту.

Приоритетность

регионального

культурного

наследия

означает

воспитание

патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому

(семье, друзьям), бережного отношения к природе родного края и изучение его истории,

приобщение

национальному

культурному

наследию

традициям,

произведениям местных писателей и художников.

Изучение

регионального

компонента

проходит

основных

н а п р а в л е н и я: физическое,

социально-личностное,

познавательно-речевое

художественно-эстетическое.

Ознакомление

народной

культурой,

историей,

природным

окружением

происходит

деятельности,

затрагивает

образовательные области…

приступить

направлению

этнокультурного

развития,

педагогами

проведена

диагностика

выявлению

сформированности знаний о предметах народного быта, праздниках, традиций, народных

игр, истории края.

Анализируя результаты диагностики, мы сделали выводы о недостаточных знаниях

национально

региональному

компоненту.

затруднялись назвать предметы быта, орудия труда, историю русских и шорцев в давние

времена; дети практически незнакомы с символикой, достопримечательностями города и

растительным миром; недостаточно знаний в области декоративно-прикладного искусства,

традиций.

Реализация

регионального

компонента

является

важнейшей

составляющей

современного

образования,

использование

которого

направлено

достижение

следующих целей и задач :

Способствовать

формированию

первоначальных

представлений

особенностях

родного края

Познакомить детей с особенностями и традициями сибирского края;

Формировать представления о родном городе: истории, улицах, профессиях;

Познакомить с именами знаменитых земляков;

Сформировать знания о живой и неживой природе сибирского края;

Заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального

самосознания

Использование

регионального

компонента

социализации

дошкольников предполагает следующее:

1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на

основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается

краеведческий материал.

2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от

более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-

историческим фактам.

3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного

края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы

отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра,

составление

рассказов,

изготовление

сочинение

аппликация,

рисование, благоустройство и охрана окружающей природы) .

Работа в детском саду по региональному компоненту проводиться по нескольким

направлениям - в этот процесс включены и дети, и педагоги, родители. В рамках работы с

организованы различные

повышения

квалификации

педагогов:

Педагогические советы, семинары-практикумы, консультации, круглые столы, дни

педагогического мастерства; мастер-классы на тему: «Я и моя семья», «Генеалогическое

древо семьи» и т.д.

направление

Региональный

компонент

реализовывается в ходе НОД, совместной деятельности детей, педагогов и родителей,

двигательно-оздоровительной

Эффективному

систематическому

усвоению

детьми знаний о своей стране, родном городе способствует перспективно - тематическое

планирование

воспитательно - образовательной работы. В нем есть такие темы, как:

«День города», «Народная культура и традиции», где дети знакомятся с национальной

культурой.

повторяются

изменяется

материала,

уделяется

внимание

изучению

культуры

Например, по теме «День театра» драматизируются

детьми и педагогами народные

Принцип интеграции образовательных областей позволяет организовать эту работу

интересно, разнообразно, так, чтобы всё, что мы хотим донести до детей, было воспринято

ими глубоко и надолго.

Например, планируя работу по образовательным областям:

«Физическая

культура»

инструктор

физкультуре

разучивает

народные игры «Лапта», «Жмурки», «Шапка», «Журавушка-журавель». Знакомим детей с

достижениями спортсменов нашего края.

«Познавательное

развитие»

знакомство

природой

осуществляется через экскурсии, на прогулках, во время наблюдений, создали выставку

фотографий «Достопримечательности города». Используем так же игровые технологии

В.Воскобовича:

«Игровизор»,

«Крестики»,

«Конструктор

«Веселые

цифры», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кьюизинера» т др.

Речевое

развитие

проводим беседы («Я

многонациональной

«Знаменитые

знакомим

особенностями

шорского

обогащаем представления детей о разнообразии традиций, обычаев разных народов).

«Чтение детям художественной литературы» - большая работа проводится по

чтению художественной литературы, устному народному творчеству, сказкам писателей и

поэтов России. Создана картотека писателей и композиторов края, книжки - малышки

«Наряды разных народов», «Национальные праздники».

«Художественно

эстетическое

развитие »

музыкальные

руководители

разучивают с детьми национальные песни, танцы, знакомят с народными инструментами,

помогающими знакомить детей с историей, культурой народов.

В ДОУ действует театральный кружок

«В гостях у сказки». Мы

постарались

создать условия для погружения ребенка в познание живого красочного национального

творчества

ценностей

посредством

фольклорно

театрализованных

представлений,

обыгрывания потешек, небылиц - «Шапка небылиц», «Приключения пчеловода», «Гуси-

лебеди», «Хитрый воробей», «Репка» и др. Проводим фольклорные концерты и народные

праздники.

занятиях

художественному

творчеству

происхождении

русской и шорской

посуды и утвари, овладевают умениями рисования национальных

орнаментов на силуэтах посуды, одежды, обуви. С детьми подготовили выставку рисунков

по теме «Русские и шорские народные сказки».

«Социально – коммуникативное развитие» - знакомим детей с элементарными

сведениями о местонахождении на карте России, достопримечательностями, Символикой

России и города - герб, гимн, флаг.

Даем первоначальные представления об истории коренных народов, общее понятие

о существовании различного вероисповедания у народов, говорим о национальной кухне,

традиционной национальной одежде.

Разработали краеведческие игры: -Поле чудес

Татьяна Куделина
Региональный компонент в системе работы педагога: цели и направления деятельности ДОУ

В «Концепции модернизации российского образования» отмечена боль-шая роль регионального компонента , позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью».

Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры , включения его в углубленное человекознание, для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, общего для всех жизненного пространства, для интегрированного усвоения местных историко – культурных и климатических особенностей, конкретных традиций, национальных, географических и регионально – культурных особенностей своей социальной среды.

В дошкольном учреждении педагогическим коллективом в соответст-вии с ФГОС ДО, разработана образовательная программа дошкольного образования, важное место в которой занимает региональный компонент (через программу «Родники Дона» ) формируемый участниками образовательного процесса.

В соответствии с пунктом 2.6. ФГОС ДО содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками , формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ в быту, социуме, природе.

Необходимо создать определенную систему работы с дошкольниками по реализации регионального компонента :

Непосредственно образовательная деятельность ;

Экскурсионная работа ;

Музейная педагогика .

Специфика образовательной деятельности по данному направлению за-ключается в том , что она проходит не только в группе, но и в парке, на спортивной площадке, в библиотеке и т. д.

Основные задачи дошкольного образовательного учреждения по реализации регионального компонента : обеспечение развития личности в контексте современной детской субкультуры, достижение ребенком уровня психофизического и социального развития для успешного познания окружающего мира через игровую деятельность , включение в систематическую учебную деятельность в школе .

Цель реализации задач регионального компонента :

Воспитывать нравственные, трудовые, эстетические качества, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье, дошкольном учреждении, социуме на примере национальных традиций и обычаев;

Развивать индивидуальность ребенка через освоение общественных норм и правил поведения, доступных для данного возраста, данной мест-ности;

Формировать интерес к культурному наследию региона ;

Повышать заинтересованность всех участников образовательного процесса в расширении знаний по краеведению;

Готовить детей к обучению в школе.

Основные направления деятельности ДОУ :

Формирование нравственных идеалов на основе отечественных духов-ных и культурно-исторических ценностей;

Формирование гражданской позиции, основанной на уважении прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ;

Изучение национальных традиций и обычаев;

Воспитание любви к природе родного края и его обитателям;

Воспитание потребности узнавать о природоохранных ценностях родного края, беречь и охранять их;

Обогащение и развитие речевой культуры посредством изучения исто-рии русского языка;

Изучение истории Донского края и казачества во взаимосвязи с культурой и историей России;

Раскрытие духовных ценностей отечественной литературы и искусства, ознакомление с произведениями музыки, литературы, живописи, архитектуры через творчество ставропольских поэтов, композиторов , писателей и художников;

Преодоление социальной незрелости, формирование толерантного отношения к окружающим.

Работу в детском саду по региональному компоненту проводится на трех уровнях :

1. Административно – управленческом – построение краеведческой работы в рамках реализации регионального компонента стандарта дошкольного образования.

2. Организационно – методическом – методическое сопровождение крае-ведческого образования (проблемные семинары, круглые столы, презентации и др.) осуществляется на основе диагностики затруднений педагогов , опыта их работы , учета интересов.

3. Воспитательно – образовательном – деятельность педагога включает в себя :

Отбор краеведческого содержания материала в соответствии с целями развития ребенка, его возрастными особенностями развития, интересами;

Обогащение развивающей среды материалами о Донском крае и казачестве (знакомство с символикой города, казачества, области, дидактические игры, предметы искусства, продукты детского творчества и др.);

Обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

Диагностику изменений в его развитии.

Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее :

1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстро-енный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.

2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного пере-хода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам.

3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края : дети сами выбирают деятельность , в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).

Развивающая среда ДОУ способствует развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал, позволяет удовлетворить потребности детей в познании окружающего мира, преобразовании его по законам «красоты и добра» , включает в себя уголки по патриотическому воспитанию, по приобщению к русской национальной культуре

Начиная работу по региональному компоненту , педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона , где он живет, а самое главное - педагог должен быть патриотом своей Родины.

Необходимо пополнять материал на тему «Региональный компонент в экологическом образовании детей дошкольного возраста», который включает в себя знакомство с экосистемой , животным и растительным миром Донского края.

В своей работе педагоги реализуют деятельный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе края, то есть предоставляют возможность выбора детьми той деятельности , в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном, услышанном (игры, составление рассказов, сочинение сказок, продуктивная деятельность ). Привлекают детей к участию в праздниках с тем, чтобы они могли окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Масленица, Калядки, День города и др., знакомят с жителями города– носителями социокультурных традиций в области ремесел, искусства и др.

Также в образовательной деятельности необходимо систематически рас-ширять знания детей о традициях отечественной, народной культуры; формирует целостное восприятие народной культуры; развивает творческую деятельность по освоению элементов народной культуры; воспитывает черты национального характера, национальной психологии посредством фольклора.

В дополнительной образовательной деятельности художественно – эстетической направленности , способствовать всестороннему развитию творческих способностей детей средствами театрального искусства; знакомить с элементами актерского мастерства; учить детей пересказывать дагестанские народные сказки, потешки по ролям; развивает социальные навыки общения; воспитывает чувство уверенности в себе.

Фольклор является богатейшим источником патриотического воспитания детей. В воспитательно-образовательной работе широко использовать все виды фольклора. Ведь в устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты дагестанского характера, присущие ему нравственные ценности.

Важное значение в работе придавать обучению детей народным подвиж-ным играм. В ходе любой игры привлекать внимание детей к их содержанию, поддерживаем эмоционально – положительное настроение, взаимоотношения детей.

Знания о родном городе способствуют не только воспитанию патриотических чувств детей дошкольного возраста, но и бережному отношению к окружающей природе, нуждающейся в сохранении.

Включение родителей в совместный образовательный процесс позволяет значительно повысить его эффективность. В ДОУ используются как традиционные формы работы с родителями (законными представителями, так и нетрадиционные.

Взаимодействие с родителями в дошкольном учреждении способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению культурного наследия региона . Их можно привлечь к помощи в сборе и пропаганде материалов по краеведению, к участию в создании национальных костюмов. Все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

С родителями необходимо педагогам проводить индивидуальные беседы, консультации, разъяснять, какую огромную пользу приносит народное творчество детям. С помощью родителей можно создать мини – музей в группе. Также родители с большим интересом ежегодно принимают участие в проведении народных праздников, развлечений : осенины, проводы Масленицы, Калядки, Пасха, и т. д. Совместные мероприятия способствуют установлению доверительных отношений с родителями, что оказывает положительное влияние на состояние педагогического процесса .

Два раза в год педагоги должны проводить мониторинг, с целью выявления уровня изменения, уровня сформированности знаний воспитанников о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах народно – прикладного творчества.

Обобщая сказанное, можно заключить, образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от танцев, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Нам, взрослым необходимо окружить детей любовью, заботой, вниманием, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному обращению со сверстниками и взрослыми.

Взрослые ведут ребенка по пути познания мира и осознания себя в этом мире, играя с ним, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры.

Татьяна Алексеевна Виканова, заведующий МБДОУ – детского сада «Сказка» села Шипуново Шипуновского района Алтайского края

На этапе реализации ФГОС ДО, педагоги творчески осмысливают новое содержание дошкольного образования, находят более эффективные пути, формы и методы организации профессиональной деятельности, как творческого процесса. Образовательное учреждение «Сказка» работает в инновационном режиме по теме «Реализация регионального компонента в образовательной деятельности ДО» . В условиях внедрения ФГОС, педагогический коллектив первостепенными решает задачи по введению в образовательный процесс новых форм и технологий работы; обеспечению высокого уровня методического сопровождения образовательного процесса; организации социально-бытовой и предметно-пространственной среды ДОУ.

Для реализации регионального компонента созданы достаточные условия, которые в настоящее время приводятся в соответствие с ФГОС. На территории дошкольного учреждения расположены уголок леса и уголок сада, где дошкольники знакомятся с деревьями и кустарниками местности, в которой живут, имеется большое количество цвIMG_6160етников, за которыми ухаживают воспитанники. В каждой возрастной группе оформлены уголки Родины, в которых находится иллюстративный материал, открытки, фотоальбомы по ознакомлению дошкольников с семьей, детским садом, селом, краем, их символикой, столицей Алтайского края – Барнаулом, животными и растениями Алтайского края, где дети в условиях свободного доступа могут пополнять и закреплять свои знания о малой родине. В изоуголках материал, собранный детьми, для изобразительного творчества. В уголках книги подобраны сборники произведений для детей шипуновской поэтессы В.Ю. Золоторевой, журналы, книги о родном крае. Кроме того, в ДОУ оборудована «Русская горница» , в которой представлены предметы старины и быта. В музыкальном кабинете имеется аудиотека «Родимая сторонушка» , видеотека «Моя малая Родина» . В костюмерной – несколько вариантов русских народных костюмов. В методическом кабинете в помощь воспитателям оформлены дидактические материалы, наглядные пособия, иллюстрации, картины, образцы полезных ископаемых края, района. Проведенная тематическая проверка по теме «Изменения предметно-развивающего пространства соответствующие требованиям ФГОС» показывает, что в ДОУ ведётся работа по обогащению безопасного, многофункционального и насыщенного предметно-развивающего пространства по требованиям ФГОС.

Следует отметить, что важным преимуществом сельского детского сада, в реализации регионального компонента, является наличие естественных природных условий, способствующих активному взаимодействию и обогащению эмоционального мира ребенка при общении с живой природой – лесом, полем, рекой, дети учатся слушать голоса родной природы, чувствовать запахи, любоваться первозданной красотой. Всё это имеет место в организации образовательного процесса. Осенью педагоги и дети, собирают семена цветов, природного материала для использования в продуктивных видах мзодеятельности (шишек, камней, засушенных растений) . Малыши не просто наблюдатели, в семейном воспитании им знакомы сложности труда хлебороба, овощевода, животновода, они участники «взрослой» жизни, обретающие чувство ответственности за порученное дело, заботу о рядом живущих домашних животных, усваивающие закономерности ритма сельской жизни, ее традиции.

Региональный компонент, является областью освоения ребенком мира, где его ценности показаны через культуру и историю своего края. В соответствии с ФГОС и с учетом парциальной программы «От родного порога» (ред. Е.В. Затеева) в ДОУ разработана образовательная программа «С чего начинается Родина?» (далее ОП) по воспитанию детей на традициях культуры русскоязычного населения Алтайского края. В ОП раскрывается развитие детей по всем образовательным областям: социально-коммуникативное, познавательное, физическое, речевое и художественно-эстетическое. Программа основана на принципах культуросообразности (предполагается максимальное использование в образовательном процессе элементов культуры русскоязычного населения Алтайского края) , природосообразности (организация педагогического процесса реализуется в соответствии с законами природы: ее ритмами, циклами – по народному календарю) ; с учетом «зоны ближайшего развития» ребенка (опережая развитие, но не выходя за пределы возрастных «сензитивных периодов» ) , принципа «народности» , принципа сотрудничества (взаимодействие взрослого и ребенка как равноправных партнеров) .

В рамках реализации ОП, сотрудничество с семьями воспитанников и социумом оформлено Договором и совместно разработанным планом на текущий год. Социальными партнерами по формированию у дошкольников представлений о своей малой родине являются образовательные учреждения (школа им. А.В. Луначарского) , учреждения дополнительного образования (музыкальная школа им В.Т. Христенко, центр детского творчества, спортивная школа) , культурно-общественные учреждения (библиотека, музей, культурно-досуговый центр «Юбилейный» ) ; правоохранительные структуры (ГИБДД,

Региональный компонент

5.2. Региональный компонент программы ОПДО ГБДОУ детский сад № 99 Калининского района Санкт-Петербурга, созданной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство»/Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе,З.А.Михайлова

Основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры традиций через этнокалендарь.

Принципы работы:

· Системность и непрерывность.

· Личностно-ориентированный гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых.

· Свобода индивидуального личностного развития.

· Признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка, опоры на позитивный внутренний потенциал развития ребенка.

· Принцип регионализации (учет специфики региона)

Образовательная область

задачи

социально-коммуникативное развитие

Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам.

Использовать знания о родном городе в игровой деятельности. Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям города, малой родины, стремление сохранять национальные ценности.

Познавательное развитие

Приобщать детей к истории Санкт-Петербурга Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой

Речевое развитие

Развивать речь, мышление, первичное восприятие диалектной речи через знакомство с культурой города

художественно-эстетическое

развитие

Приобщать детей младшего дошкольного возраста к музыкальному творчеству; воспитывать любовь в родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, Формировать практические умения по приобщению детей старшего дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности.

физическое развитие

Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы русских народных игр.

В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Поэтому в детском саду в образовательном процессе используются разнообразные методы и формы организации детской деятельности: народные подвижные игры и забавы, дидактические игры, слушание музыки, наблюдения в природе, чтение детской литературы, знакомство с народно-прикладным искусством и др.

Национально-культурные особенности города

Санкт-Петербург - четвертый город в Европе по численности населения. Санкт-Петербург - город многонациональный, поэтому одно из приоритетных направлений педагогического процесса - воспитание толерантного отношения к людям других национальностей, знакомство с мировой и национальной культурой нашей Родины.

Петербург - это город музеев, архитектурных ансамблей. Символическое название города - культурная столица, т. к. в городе работают более 70 театров и творческих коллективов.

Климатические особенности города

Климат Санкт-Петербурга характеризуется умеренно-теплым влажным летом и умеренно-холодной зимой, поэтому в зимний период в детском саду используются разные виды закаливания детей с учетом регионального компонента. Наиболее любимый жителями города период года - «белые ночи» (с 25 мая по 16 июля), когда солнце лишь ненадолго заходит за

горизонт. В связи с этим режим пребывания детей в учреждении гибкий. При организации педагогического процесса учитывается состояние здоровья детей, используется индивидуальный подход.

Демографические особенности города

В связи с увеличением рождаемости в Санкт-Петербурге дошкольное учреждение переполнено детьми, наблюдается дефицит педагогических кадров. Поэтому в соответствии с ФГОС совместная деятельность взрослых и детей организуется с учетом интегративных особенностей образовательных областей, используется комплексно- тематический принцип и проектная деятельность в планировании воспитательно-образовательного процесса.

Социальные особенности города

Социальный статус родителей воспитанников разнообразный. При планировании педагогического процесса учитывается образование и место работы родителей, статус семьи, наличие старшего поколения (бабушек, дедушек), учитывается уровень взаимоотношений ребенка и взрослых. В условиях современного «кризиса семьи» в образовательную программу включены совместные проекты с родителями воспитанников.

Низкий уровень доходов некоторых семей воспитанников способствует тому, что они не могут выделить средства своим детям на посещение театра, цирка или музея. Образовательная программа учитывает это и предусматривает мероприятия социальных партнеров на территории ДОУ.

Экологические особенности города

Основной экологической особенностью является городская среда Санкт-Петербурга, высокий уровень техногенного загрязнения, из-за огромного количества предприятий города. Такая экологическая обстановка влияет на здоровье всех жителей города. В образовательную программу детского сада включены оздоровительные мероприятия по снижению экологических рисков для здоровья детей: дыхательная гимнастика, профилактика плоскостопия и нарушения осанки на занятиях по физической кульутре, обширное умывание, витаминотерапия, профилактика ОРВИ.

В связи с вышеизложенным, образовательный процесс в дошкольном учреждении имеет свою специфику. Педагогический коллектив в первую очередь направляет свою работу на охрану и укрепление здоровья воспитанников, создание условий для их всестороннего развития.

В частности, при отборе содержания дошкольного образования и формирование Образовательной программы дошкольного учреждения необходимо иметь следующее:

  1. Для современного ребенка окружающий мир более открыт, границы его раздвигаются; дети знакомятся с большим количеством элементов окружающего мира, получают больше информации из самых разнообразных источников, становящихся более доступными. К таким источникам информации относятся: телевиденье, Интернет, значительное число игр и игрушек.
  2. Окружающий мир характеризуется также определенной культурной неустойчивостью, вызванной смешиванием культур, стиранием культурных границ. Данный фактор воздействия сочетания с многоязычностью окружающей ребенка среды.
  3. Окружающая ребенка среда непрерывно изменяется и усложняется с технологической точки зрения. Нередко ребенок воспринимает технологические новшества быстрее и органичнее, чем взрослые. Это нарушает устоявшуюся традиционную схему передачи знаний и опыта от взрослых к детям.
  4. Изменения окружающего мира, постоянное развитие, совершенствование и усложнение технологической его составляющей, развитие новых культурных традиций определяют новую методологию познания окружающего мира, основанною на над предметных и меж предметных методах.
  5. При отборе содержания для Образовательной программы необходимо понимать, что изменения окружающей действительности происходят постоянно, и темп этих изменений возрастает. У детей становится все меньше времени для освоения нового опыта. С точки зрения возрастает роль и формируется первостепенное значение нравственной, моральной составляющей детского развития, позволяющей сформировать духовную основу его личности, создавать у него нравственные образцы поведения.
  6. Агрессивность окружающей среды и ограниченность механизмов приспособляемости человеческого организма к быстро изменяющимся условиям, наличие многочисленных вредных для здоровья факторов негативно сказываются на состояние здоровья детей - как физического, так и психического.

5.4. Взаимодействие ДОУ и социума

В реализации образовательной программы с использованием сетевой формы наряду
с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, участвуют научные, медицинские, культурные, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой

Использование сетевой формы реализации образовательной программы осуществляется
на основании договора между организациями

Наименование общественных организаций, учреждений

Формы сотрудничества

дичность

Образование

ЛОИРО, Аничков мост, РГПУ им. А.И.Герцена

Курсы повышения квалификации, участие в смотрах, семинарах, конференциях, обмен опытом, посещение выставок

По мере заинтересованности

Дошкольные учреждения района

Проведение методических объединений, консультации, методические встречи, обмен опытом

По плану ИМЦ, по мере необх-ти

«Детская библиотека »

Лекторий для дошкольника

По мере необходимости

Медицина

Детская поликлиника

Проведение медицинского обследования;

Связь медицинских работников по вопросам заболеваемости и профилактики (консультирование)

1 раз в год

По мере необходимости

Физкультура и спорт

МО МО Академическое

Участие в спортивных мероприятиях (День здоровья, «Весёлые старты»,

Стадион школы № 150

Экскурсии, проведение занятий с детьми, соревнования

Детская библиотека

Коллективные посещения, литературные вечера, встречи с библиотекарем, познавательные викторины на базе библиотеки для родителей и детей, создание семейной библиотеки, организация встреч с поэтами и писателями.

Безопасность

Пожарная часть(музей города)

Экскурсии, встречи с работниками пожарной части, конкурсы по ППБ, консультации, инструктажи.

По желанию

воспитательно-профилактическая работа с семьями детей, находящимися в социально опасном положении

По мере необход-ти

(федеральный уровень)

журналы «Методист», электронные педагогические издания: написание статей из опыта работы, публикация методических разработок педагогов

По мере необходимости

Социальной защиты населения

МО МО Академическое

Помощь в подготовке и проведении праздников и изготовлении сувениров и подарков, поздравление ветеранов войны и труда со знаменательными датами, концерты.

По просьбе

6. Способы направления поддержки детской инициативы

Программа обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;

4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

5) обеспечивает открытость дошкольного образования;

6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Психолого-педагогические условия реализации программы:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия через:

Непосредственное общение с каждым ребенком;

Уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

Создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

Недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

Создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

Развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

Развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:

Создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

Организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

Поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

Оценку индивидуального развития детей;

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Приоритетным направлением работы дошкольных групп МДОУ центра развития ребенка- детского сада № 41 г. Сочи является:

  • изучение и максимальное использование благоприятных климатических, природных и культурных особенностей южного региона при проведении физкультурно-оздоровительной и воспитательно-образовательной работы, развитие физических качеств посредством дошкольной туристской подготовки, участие старших дошкольников в спортивной жизни города, в районных, городских, всероссийских соревнованиях, конкурсах, фестивалях, акциях; организация интеллектуальной, эмоциональной и физической активности как оптимальный вариант нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников

Рабочая программа включает в содержание работы региональный компонент во всех видах детской деятельности:

Средствами использования региональных, муниципальных программ, авторизованных программ и опытов работы педагогов ДОУ города Сочи по ознакомлению детей с национально-культурными особенностями Краснодарского края, города, района и формированию духовно-нравственной культуры;

Через изучение и максимальное использование благоприятных климатических, природных и культурных особенностей южного региона при проведении физкультурно-оздоровительной и воспитательно-образовательной работы

Реализация регионального компонента осуществляется в старших группах в образовательной деятельности в режимных моментах

Региональный компонент предусматривает:

  • построение программы на местном (Краснодарский край, г. Сочи, районы г. Сочи) материале с целью воспитания уважения к своей малой родине;
  • приобщение ребенка к национальному культурному наследию: народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников. Дети совместно со взрослыми познают традиции и обычаи народностей Сочи. Знакомятся с географическими особенностями города, с достопримечательностями города и районов;
  • развитие физических качеств посредством дошкольной туристской подготовки. Дети старшего дошкольного возраста участвуют в спортивной жизни города, в районных, городских, всероссийских соревнованиях, конкурсах, фестивалях, акциях.

Воспитательно-образовательный процесс осуществляется по авторским программам «Сочиведение для малышей», «Дошкольная туристская подготовка» (рецензия директора ЦДЮТиЭ Р.Р. Искакова, Зам. Директора по УВР Я.А. Кукава, ветерана туризма Кубани, действительного члена Географического Общества России, обладателя серебряной медали им. Семенова – Тяньшаньского, лауреата 1 городского конкурса авторских программ Э.Н. Гаврилюк)

Целью реализации программ является процесс, который предполагает :

Организацию интеллектуальной, эмоциональной и физической активности как оптимального варианта нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников

– на примере ближнего природного и социального окружения ознакомления дошкольников с окружающим миром, помочь осознать своё место в нём средствами туристско-краеведческой деятельности

В связи с этим основными задачами являются :

В области образования :

Расширение и углубление знаний воспитанников по краеведению, достопримечательностях города, социальным навыкам;

Приобретение умений и навыков в работе с картой;

Приобретение специальных знаний по вопросам туристско-краеведческой деятельности, оказанию первой доврачебной помощи;

Развитие интеллекта ребенка, формирование наглядно-образного мышления, повышение качеств духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения;

Знакомство с проблемами экологии и охраны природы, охраны памятников истории, культуры.

В области воспитания :

формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу;

формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)

В области физической подготовки :

Физическое совершенствование дошкольников – развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями;

способствовать физическому развитию и оздоровлению

Выполнение в течение учебного года соответствующих нормативов, участие в соревнованиях по туризму и ориентированию в городской черте, участие в походах, в том числе многодневных)

Учить ориентироваться в природной и социальной среде обитания.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

"позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

непрерывность и преемственность педагогического процесса;

дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

деятельностный подход, развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Национально-культурный компонент реализуется по темам и составляет 20% основной общеобразовательной программы дошкольного образования центра развития ребенка- детского сада № 41 г. Сочи :

В тематический план программ включены следующие темы:

Географические характеристики:

Вводное занятие - чем интересны краеведческие путешествия (введение в курс обучения) ; чем и как будут заниматься, просмотр видеороликов, фотографий, слайдов о деятельности кавказского географического общества, об истории города, его районах, о животном и растительном мире и пр…) Районы Большого Сочи. Климат в Сочи. Население города Сочи. Сочи-город – курорт и столица зимних олимпийских игр.

Карта-схема города Сочи (изучение топографических знаков, изображение рельефа и его элементов на картах-схемах, топографических картах, чтение карт и работа с ними; применение компаса в походах; участие в зачетных соревнованиях по ориентированию). Реки и горы в Сочи, озера, водопады, пещеры Сочи. Населенные пункты. Достопримечательности Сочи и его районов.

Рельеф Сочи и горные породы.

Характеристика рельефа и горные породы (изучение рельефа и горных пород на выездных мероприятиях, музейная педагогика)

-История Хосты и Сочи

Знакомство с историческими событиями района и города, откуда произошли названия Хоста, Сочи, Кудепста, Мацеста. Легенды. Сочи и сочинцы во время Великой Отечественной войны. Организация и проведение юбилейных мероприятий, посвященных Дню Победы. Достопримечательности Хосты и Сочи. Посещение достопримечательностей – экскурсионных объектов и музеев с приобщением родителей. Участие в военно-патриотической игре «Зарница», конкурсах «Я – сочинец!», «Сочи и сочинцы во время ВОВ», участие в фестивалях песни «Камертон», этнических фестивалях, проведение народных и казачьих праздников Введенские ярмарки, Рождество Христово, Масленица, Светлая Пасха и пр. Встречи со знаменитыми жителями Хосты и Сочи. Постановка спектаклей, театрализованных игр, направленных на исторические события.) Бизнесс - мероприятия

Наш край

Ознакомление с Краснодарским краем. Чем знаменит Краснодарский край. Город и герб Сочи, Краснодара; участие в городских конкурсах по краеведению, экскурсиях, акциях, создание альбома и фотовыставки о любимом городе; проблемы охраны и сохранения природного единства в зонах отдыха и туризма и пр. Постановка спектаклей по легендам,«Край родной мой, край любимый», «На Кубани мы живем».

Моя семья и род.

Презентация семьи. Родословное древо. Создание личного альбома «Я и моя семья». Традиции народов, заселявших Хосту и Сочи. Традиционные российские религии. Встречи с представителями православной церкви. Сказания о народах. Народный фольклор. Театрализованные представления. Участие в семейных фестивалях, ярмарках и соревнованиях. Экскурсии в этнические музеи и храмы. Посещение семей семьями с целью приобщения к семейным традициям.

Чёрное море.

Географические характеристики. Богатства Чёрного моря. Легенды Черного моря. Растительный и животный мир Черного моря. Экологические проблемы Чёрного моря.

Участие в городском конкурсе «Черное море». Празднование Дня Черного моря. Постановка спектаклей, театрализованных игр. Благотворительные мероприятия.

Растительный мир Сочи.

Особенности растительности Сочи. Растения – экзоты. Растения – реликты. Ярусы леса. Растения – эндемики. Ядовитые и опасные растения. Лекарственные растения. Умение различать в гербарии, в рисунках, в прогулках-путешествиях лекарственные и ядовитые растения, грибы сочинского региона; «Зеленая аптека» - использование лекарственных и съедобных растений и пр. Посещение музея природы, парка Дендрарий, «Южные культуры» Фотовыставка. Постановка спектаклей, театрализованных игр. Посадка деревьев на территории ДОУ и дворовых площадок.

Животный мир .

Особенности животного мира Сочи. Каких животных можно встретить в лесу. Посещение музея природы и зоовольерного комплекса «Лаура», Аквариумов, Дельфинария. Охраняемые животные. Фотовыставка. Встречи с представителями Заповедника и «Заказника». Участие в акциях и конкурсах. Постановка спектаклей, театрализованных игр. Бизнес-мероприятия в защиту природы.

Охрана природы

Охрана природы. Экология и охрана природы. Заповедная природа - Красная книга Краснодарского края и Сочи. Правила поведения в природе. Помощь природе. Природоохранные акции. Участие в конкурсах «День Птиц», «День Земли», «День Воды», «Я - исследователь», «День Черного моря», Марш парков, «Наш дом – Земля» и пр. Постановка спектаклей, театрализованных игр.

- Изучение и охрана памятников истории, культуры, природы.

Знакомство с памятниками партизанам, «Вечный огонь», «Подвиг милосердия», Стела, Мацеста, Якорь – пушка, Н. Островскому, Маяк, Народный дом, библиотека им. Пушкина, тисо-самшитовая роща и пр. Возложение цветов, участие в охранных мероприятиях с приобщением родителей. Фотовыставка и выставка рисунков. Встречи с ветеранами ВОВ и краеведами- историками, жителями Хосты и Сочи. Постановка спектаклей, театрализованных игр, направленных на исторические события.

- Музейная педагогика .

Создание мини-музея в дошкольном учреждении. Сбор экспонатов с приобщением родителей и беседы в мини-музее по темам «История Хосты», «Мой город – самый лучший!», «Народный быт», «Природные богатства Сочи», «Сочи и сочинцы во время ВОВ», « Сочи – город-госпиталь», « Сочи Олимпийский». Составление рассказов о городе, районе, крае. Экскурсии в музеи истории, краеведения, спортивной славы, казачества, музеи природы с приобщением родителей. Фотовыставки. Картинная галерея по тематике мини-музея.

Повторение материала.

Повторение тем на конкурсах, викторинах, экологических праздниках. Участие в семейном фестивале « Мой город – самый лучший!», «Возьмемся за руки, друзья!»

Исходя из целей и задач, сформулированных в программе, используются следующие методы и формы работы:

Совместная деятельность с детьми: непосредственно образовательная и образовательная деятельность в режимных моментах;

Самостоятельная деятельность с детьми;

Взаимодействие с семьями воспитанников по реализации задач национально-культурного компонента;

Создание предметно-развивающей среды для реализации поставленных задач

Поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа детей с выполнением различных заданий на экскурсиях и в походах),

Метод самореализации через различные творческие дела, участие в соревнованиях, походах, экскурсиях;

Метод контроля: врачебный, самоконтроль, контроль качества усвоения программы, роста динамики спортивных показателей;

Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.

Для реализации программы могут быть использованы разнообразные формы работы: различные игры (спортивные эстафеты по преодолению препятствий - «туристская полоса», ролевые игры по ориентированию «Найди клад», «Ориентирование по легенде» и др.), викторины, конкурсы, проведение дней здоровья, экскурсионные выходы, походы выходного дня.

Формы и виды контроля : конкурсы, викторины, игры, соревнования.

Промежуточные результаты освоения тематических блоков

6 лет

Любознательный, активный

Задает вопросы поискового характера. Интересуется новым неизвестным в окружающем мире. Называет и показывает город Сочи, Черное море на карте, отмечает их уникальность, называет качества морской воды (чистая, соленая, прозрачная, лечебная).

Называет по представлению или с помощью картинок некоторых обитателей Черного моря. Отгадывает и сочиняет описательные загадки о предметах и объектах природы. Узнает на картинках и называет растения -эндемики., первоцветы, растения, занесенные в Красную книгу.

Эмоционально-отзывчивый

Выражает восторг, удивление, восхищение при изучении обитателей моря. Выражает положительные чувства при рассматривании природы города Сочи в альбомах, при просмотре слайдов, видеофильмов. Откликается на эмоции близких людей и друзей, сопереживает персонажам легенд, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. Мотивирует свое отношение к Хостинскому району, городу Сочи, Черному морю.

Составляет несложные рассказы о растительном и животном мире Сочи и Чёрного моря. Ребёнок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействиями с детьми. Составляет несложные рассказы с помощью иллюстраций.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту

Устанавливает связи между растительным и животным миром (ярусы леса)с помощью наглядной модели. Проводит опыты, эксперименты с морской и речной водой. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, мире и природе

Ребенок имеет представление о флоре и фауне Черного моря, города Сочи, температуре воды и воздуха; почетных жителях Сочи, специальностей родителей.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности/

Самостоятельно выполняет пошаговую инструкцию взрослого, при затруднении обращается за помощью к взрослому.

Итоговые результаты освоения тематических блоков

7 лет

Любознательный, активный

Задает вопросы поискового характера. Интересуется новым неизвестным в окружающем мире. Называет и показывает город Сочи, Черное море на карте, отмечает их уникальность

(море - двухслойное, нижний слой насыщен сероводородом, верхний – кислородом; город Сочи защищен от сильных ветров горами и теплым морем, здесь будут проходить зимние Олимпийские игры), называет качества морской воды (чистая, соленая, прозрачная, лечебная, шторм, штиль).

Называет по представлению или с помощью картинок некоторых обитателей Черного моря. Отгадывает и сочиняет описательные загадки о предметах и объектах природы. Узнает на картинках и называет растения -эндемики., реликтовые растения, первоцветы, растения, занесенные в Красную книгу. Участвует в экологических акциях, городских и всероссийских конкурсах и соревнованиях, фестивалях, туристских походах, летних лагерях.

Эмоционально-отзывчивый

Проявляет устойчивый интерес к познанию уникальной экосистемы города Сочи и Чёрного моря. Знает стихи, легенды о достопримечательностях Сочи, об обитателях моря. Уважает труд взрослых разных профессий по охране природы..

Вместе со взрослыми выполняет доступные природоохранные задания.

Откликается на эмоции близких людей и друзей, сопереживает персонажам легенд, историй, рассказов. Мотивирует свое отношение к городу и его районам.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Отражает знания о городе Сочи, обитателях Черного моря е в небольших связных рассказах, в выразительной, музыкально-театрализованной деятельности.

Составляет несложные рассказы с помощью иллюстраций.

Способен решать интеллектуальные и личностные задания,адекватные возрасту

Устанавливает связи между растительным и животным миром (ярусы леса) с помощью наглядной модели. Проводит эксперименты с морской и речной водой.

Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.

Имеет первичные представления о себе, семье, обществе, и природе

Ребенок имеет представление о жизни в Черном море, знает его обитателей. Имеет представление о достопримечательностях Сочи и его районов, вместе с родителями участвует в экологических акциях, городских и всероссийских конкурсах и соревнованиях, фестивалях, туристских походах, летних лагерях.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности умеет моделировать «этажи» (слои) воды Черного моря, растительного и животного мира Сочи и располагать на них растения и животных, соответственно их образу жизни.

Может делать несложные «открытия» в процессе познания растительного и животного мира родного города, района, моря. Самостоятельно выполняет пошаговую инструкцию взрослого, при затруднении обращается за помощью к взрослому.

Прогнозируемые результаты:

Приобретение воспитанниками знаний о критериях здорового образа жизни;

Формирование позитивного отношения ребенка к здоровому образу жизни и активному отдыху;

Приобретение детьми опыта самостоятельного социального действия.

К концу обучения воспитанники должны знать:

Критерии здорового образа жизни;

Название края и краевого центра;

Чем славится Краснодарский край;

Название города, в котором живешь, название районов,

Достопримечательности: железнодорожный и морской, авто - вокзалы, собор Михаила Архангела, зал «Фестивальный», Зимний театр, Художественный музей, ЦДЮТЭ, цирк, стадион, парки «Дендрарий», «Ривьера», «Южные культуры», памятник «Якорь-пушка, стела «Подвиг милосердия»;

Название района, в котором живешь, его улицы, достопримечательности района, микрорайона;

Правила обустройства бивака(находить удобные и безопасные места ночлегов в стороне от деревень, где удобнее поставить палатку, где развести костер, есть ли наличие дров, воды);

Разнообразие условий передвижения (дороги, лес, неровности рельефа –спуск, подъем);

Топографические знаки: шоссе, тропа, сад, здания, горный перевал, высокотравье, колодец, яма, непроходимое болото, река, колючая проволока, обрыв, груда камней, река, родник, озеро, кустарник, луг;

Требования техники безопасности в походе, правила безопасности на улице; пожарную безопасность, безопасность на дороге и в транспорте; безопасность на воде и в природе;

Особенности растительного и животного мира города;

уметь:

- различать и складывать костер (таежный, колодец, звездный, шалаш, сигнальный);

Владеть техникой пешеходного туризма (спуск, подъем в гору, кочки, маятник, бревно, переправа параллельная и навесная);

Свободно устанавливать и собирать палатку;

Правильно выбирать здоровую пищу;

Самостоятельно обслуживать себя в походе, на турслете;

Выполнять правила гигиены юного туриста;

Ориентироваться на незнакомой местности при помощи карты;

Пользоваться медаптечкой (йод, зеленка, бинт, обезболивающее, лейкопластырь);

Применять 3-5 лекарственных растений по необходимости;

Выполнять общие правила и обязанности участника похода;

Распределять обязанности в группе(командир отряда, заместитель, завхоз, медик, комендант, фотограф, костровой, ответственный за снаряжение)

Проявлять личную ответственность за начатое дело, данное слово;

Проводить простые исследования для разработки мини проектов.

Условиями реализации этих задач являются:

Наличие квалифицированных педагогов дополнительного образования, имеющих звание «Инструктор детско-юношеского туризма» или «Организатор туристско-краеведческой работы»;

Взаимосвязь теории с практической работой;

Наличие достаточного количества туристского снаряжения.

Представление о малой родине является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому данное содержание может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями и состоять в следующем:

Включение регионального материала к образовательным областям Программы, реализуемой в ДОУ, интеграция регионального компонента в образовательный процесс:

Образовательная область

Методические приемы

Познание

Ознакомление детей дошкольного возраста с природой:

  • Знакомство с животным и растительным миром Краснодарского края; с народными приметами.
  • Знакомство с флорой и фауной Черного моря
  • Сбор гербария; опытническая работа.

Ознакомление с окружающим миром:

  • Экскурсии: по детскому саду, по территории детского сада, по ознакомлению с достопримечательностями города, пешие экскурсии по городу, походы в лесо-парковую зону, театр, парк, сквер, музей, цирк и т.д.
  • Беседы: «Где живет человек», «Дом, в котором мы живем», «Улицы нашего микрорайона, города», «Мой город – самый лучший», «Черное море» , « Сочи - столица Зимних Олимпийских игр «Сочи -2014», «Сочи – город-курорт», «Сочи-город-госпиталь» и др.
  • Знаки, символы, флаг, герб, значки, открытки.

Ознакомление с прошлым родного края:

  • встречи с родителями:, организация вечера с дегустацией национальных блюд, беседы с жителями Хосты, Сочи, которые живут с дней основания нашего города, знакомы с их историческими моментами.
  • консультации для родителей