Меню

Ребенок 6 лет кусается. Что делать если ребенок кусает маму или других детей, как отучить

Красота

Наши детки пробуют мир на вкус. И это правда, ведь рот, язык, имеющиеся на нем рецепторы – первые инструменты малыша, с помощью которых он узнает, как устроена жизнь. Именно поэтому крохи так любят тащить в рот все, что плохо лежит – от своих игрушек до взрослых предметов - очков, ключей и даже денег. Эту стадию развития проходят все без исключения. Но у многих ребят в определенном возрасте появляется еще одна неприятная привычка - кусаться или щипать окружающих. Малыш может покусать других детей на площадке или в детском саду, очень больно ущипнуть родственников или гостей, которые пришли в дом. Родителям стыдно, уговоры на ребенка не действуют. Что же делать в этой ситуации? Как отучить чадо пускать в ход ногти и зубы?

Почему он это делает?

Для начала нужно понять, почему ребенок поступает именно так.

  1. Физиологическая потребность кусаться. Наблюдается у детей в возрасте от 5 месяцев. Желание кусать и грызть вполне объяснимо – режутся зубки, чешутся и набухают десны, у крохи нет другого выхода, как тащить все в рот и прикусывать как можно сильнее. Это инстинктивное желание. Ребенок не отдает себе отчета в том, что он делает. Обычно «пик» зубных страданий длится до 9–11 месяцев.
  2. Эмоциональные проблемы. Примерно с 1 года чадо кусается вполне преднамеренно. Дело в том, что словарный запас крохи еще крайне мал, а чувств и эмоций хочется выразить не меньше, чем взрослому. Особенно в периоды стресса, ярких впечатлений. Поэтому малыш не находит другого выхода, как прибегнуть к привычному с рождения инструменту контакта с миром – рту.
  3. Поведенческие особенности . С полутора до 3-х лет малыш может кусаться из-за сильных стрессовых ситуаций. Типичный пример – смена обстановки, когда ребенок начинает посещать детский сад. Он испытывает на прочность границы разумного и допустимого и стремится держать ситуацию под контролем. Нередко он кусается в садике, потому что именно так пытается установить лидерство в коллективе ровесников.
  4. Психическое заболевание. Говорить о возможном наличии психиатрического диагноза можно только если ребенок продолжает кусаться в 4 года, 5 лет, в 6-7 летнем возрасте. В этом случае необходима консультация врача- психоневролога.

Кто кусается?

Всенародно известный детский доктор Комаровский уверяет, что кусаться пробуют все дети. Я с этим не соглашусь. Во всяком случае, ни один из моих четверых детей кусаться не пытался. Да и у подруг таких неприятностей не случалось. Но преуменьшать значение проблемы не буду. Лично видела, как в детском саду воспитатель «распекает» мальчика, который покусал двух девочек и нянечку. Картина не из приятных.

Итак, кто же склонен кусаться?

  • Дети – подражатели. Ребята, которым нравится копировать поведение окружающих. Кусаясь, они могут повторять действия кого-то из группы в детском саду или даже копировать манеры живущего у вас в доме щенка или котенка.
  • Излишне эмоциональные дети. Мальчики и девочки, которых переполняют чувства, но из-за недостаточной зрелости эмоциональной сферы они просто не могут выразить их как-то иначе.
  • Дети, которым не хватает внимания и любви. В попытке обратить на себя внимание, такие ребята нередко начинают кусаться и щипать. Причем, если рядом нет никого пригодного для этих действий, то нередко такой малыш кусает себя за руку сам.
  • Агрессивные дети. Если к 3 годам привычка кусаться не исчезла, несмотря на все старания родителей и воспитателей, это может говорить об отклонениях в развитии личности ребенка. У него высокий уровень агрессии. Требуется обязательная консультация врача, а затем – неукоснительное соблюдение комплекса корректирующих мер.
  • Дети с дефектами жевательных мышц. Непреодолимая тяга кусаться наблюдается у ребят со слабостью жевательных мышц. Такие малыши долго не могут расстаться с соской-пустышкой, а к 2 годам переключаются на другие объекты, но уже пускают в ход зубы.
  • Дети из «семей группы риска». Если в семье крик, брань, ссоры - явление нормальное и привычное, то малыш старается подсознательно «убежать» из такого «райского местечка». Он испытывает обиду, недоумение, страх, а часто и ненависть. Кусаться может начать в качестве защиты, не умея распознать свои чувства и найти им адекватный выход.

  • Избалованные дети. Они привыкли, что любая выходка сходит с рук, так почему бы не кусаться?
  • Дети, которым все запрещают. Если дома и то нельзя, и это нельзя, и вообще слово «нельзя» звучит чаще других, дети начинают протестовать. Кусаясь и щипая других, они как бы пытаются вырваться из слишком жестких рамок, установленных им извне.
  • Дети, которым не хватает физической активности. Если двигаться получается меньше, чем хочется, то потребность кусаться становится частично физиологической.
  • Дети, которым просто нравится кусаться.

Как бороться?

Способ борьбы с вредной и травмоопасной привычкой напрямую зависит от причин, по которым ребенок начал кусаться.

Если лезут зубки у грудного ребенка – купите ему силиконовые кольца - прорезыватели или специальные игрушки с «пупырышками» для массажа десен. Они продаются в аптеках и детских магазинах. Помогают гели, вроде «Метрогила». Но перед применением медикаментов лучше посоветоваться с врачом.

Если при кормлении грудью вы замечаете, что ребенок начал «хулиганить» - кусаться намеренно, сразу отнимайте грудь. Так у него выработается рефлекс «укусил – лишился пищи». Кусаться он перестанет довольно быстро, ведь даже самый маленький ребенок сам себе не враг, и прекрасно понимает, что ему нужно на самом деле для комфортной жизни.

Для ребят постарше неплохо будет увеличить физическую активность. Займитесь зарядкой, гимнастикой, отдайте малыша в секцию по плаванию.

Эмоциональным детям нужно планомерно каждый день «вкладывать в голову» мысль о том, что чувства можно и нужно проговаривать. Пусть с самого раннего возраста учится выражать свои эмоции словами: «Мне страшно», «Мне обидно», «Мне нравится эта игрушка, потому что она…», «Мне не хочется идти в гости, потому что…».

Если у ребенка слабые жевательные мышцы, и кусается он, как говорится, не со зла, справиться с ситуацией поможет употребление твердой пищи – чаще давайте малышу погрызть яблоко, сырую морковь, капустную кочерыжку. Отличное упражнение для жевательных мышц - надувание воздушных шариков и мыльных пузырей.

С детьми из так называемых «конфликтных» семей желательно поработать психологу. И, конечно, важно устранить все негативные факторы, которые заставляют малыша переживать стресс и копить агрессию.

Когда обращаться за помощью к специалистам?

На этот вопрос каждый родитель должен найти ответ сам, но вас должно насторожить «кусачее» поведение ребенка, если ему уже более трех лет, если недавно в семье и в садике произошла неприятная ситуация, которая произвела сильное травмирующее впечатление на психику малыша. К врачу стоит обратиться и в том случае, если кроме повышенной «кусачести» и «щипачести» у ребенка наблюдаются другие странности в поведении. Например, малыш начал проявлять агрессию и жестокость по отношению к своим игрушкам (кидает, преднамеренно ломает), животным (издевается), малыш почти не может сосредоточиться на чем-либо, плохо спит по ночам. Все эти признаки могут указывать на наличие психического отклонения.

Часто можно услышать такой совет «А укусите его в ответ. Пусть прочувствует!». Делать этого категорически нельзя. Во-первых, малыш может воспринять это как игру, и начать кусаться с удвоенной силой. А во-вторых, он же берет со взрослых пример, и если маме можно кусаться, то почему же нельзя и крохе?

Задача родителей - как можно быстрее начать пресекать укусы и щипки со стороны ребенка. Для деток более осмысленных, нежели груднички, подойдет метод «Контакт глаза-в-глаза». Присядьте на корточки, чтобы ваши глаза оказались на уровне глаз малыша. Установите зрительный контакт и твердо, но без злобы, скажите чаду: «Так. Делать. Нельзя. Никогда. Ни с кем.» Если малыш попробует кусаться снова, просто лишите его зрительного контакта. Не смотрите на него, как бы он не старался обратить на себя внимание, покажите, что вам неприятно общаться с кусакой.

Если ребенок освоил искусство манипуляции (обычно это происходит в 1,5–2 года) и шантажирует родителей с помощью укусов, пресекайте подобное на корню. С маленьким террористом не стоит вступать в договорные отношения.

Впечатлительным детям будет не очень приятно, если в момент укуса мы громко вскрикните. Добейтесь, чтобы они потом сами же пожалели вас, потому что вам больно. Не стесняйтесь описывать малышу свои неприятные ощущения, связанные с укусом или щипком.

Если кроха дома – ангел во плоти, а в детском саду прекращается в забияку и кусается, поговорите с его воспитателями. Донесите до них, что малыша не нужно наказывать публично – ставить в угол перед всей группой, громко ругать. Такие действия обычно имеют обратный результат – малыш начнет кусаться еще сильнее и чаще, и делать это будет, чтобы вернуть себе авторитет в коллективе, а заодно выразить протест.

Ругая малыша дома, помните, что осуждать вы должны только поступок ребенка, а не его самого. Как бы вас ни переполняли негативные эмоции, не допускайте веских и обидных слов, не говорите, что ребенок плохой, вредный, злой. Он у вас - самый лучший, а вот его привычка кусаться - действительно плохая и вредная.

Постарайтесь добиваться от кусающегося ребенка извинений. После каждого инцидента он должен попросить у покусанного им человека прощения.

Самая частая причина, по которой ребенок кусается и щиплется,- накопление внутренней агрессии. Научите ребенка давай ей выход . Для этого поиграйте в ролевые игры. Разыграйте дома сценку на тему «Как я поведу себя, если у меня в садике отобрали игрушку» или «Что я сделаю, если другие дети не берут меня с собой играть?». Пусть ребенок воспроизводит сложные для себя ситуации, и «отыгрывает» другие возможные решения проблемы, которую он уже пробовал «на вкус».

Что делать, если ребенок обижает других детей или кусается, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

Посмотрите семинар А. Румянцевой, в котором объясняется порядок действий родителей, если их кусает ребенок.

РЕБЕНОК КУСАЕТСЯ! ЧТО ДЕЛАТЬ?

Многие дети в возрасте 2-3 лет проходят «кусачий» период, когда они либо сами кусают других деток в садике, либо становятся жертвами другого «кусаки». Почему дети кусаются, и как должны родители и воспитатели обносится к этому, прямо скажем, больному вопросу?

Любой ребенок в возрасте 2-3 лет, посещающий детский сад, хоть раз вернулся домой со следами чьих-нибудь зубов на теле. Маленькие дети кусаются, это факт. Иногда следы зубов видны только во время переодевания, они не бросаются в глаза и родители порой их не замечают. Иногда они выглядят, как зловещие часы на детской ручонке или спине.

Если ребенок уже говорит и может назвать имя обидчика, на этом «следствие» завершается. Вы идете в садик и грозно требуете примерно наказать обидчика. Несмотря на то, что речь идет об очень распространенном явлении, вопрос о том, как должны реагировать родители в таком случае, остается открытым.

Нормально развивающиеся дети почти всегда кусаются на каком-либо этапе своего развития. Впервые это может проявиться в полгода, пик же приходится на возраст 2-3 лет. В этом возрасте, который не зря считается «бунтовским», ребенок старается выделить себя среди прочих людей, проявить свою индивидуальность.

В этих целях ребенок порой проявляет агрессию, в том числе и укусы. Когда родители бурно реагируют, ребенка это только радует, ибо в эти минуты он чувствует себя индивидуумом, способным вызвать сильные эмоции.

Причины поведения

Тому, что дети «пробуют на зуб» не только игрушки, но и других людей, существует несколько причин. Первая - желание приблизиться к окружающим и вступить с ними контакт. В раннем возрасте рот является одним из главных органов, помогающих ребенку в исследовании мира.

Вторая причина связана с сильными отрицательными эмоциями – ребенок кусает, когда он очень зол и раздражен. В детских садах нередко встречаются маленькие дети, которые не в состоянии совладать с вспышками гнева, например, если у них отбирают игрушку. Малыш еще не умеет выразить отрицательные эмоции словами.

Ребенок понимает, что его обидели, что произошел акт агрессии. Ответить не может, и часто выражает свои эмоции, кусая обидчика.

Третьим фактором может стать низкая сензитивность, то есть чувствительность к прикосновению. Дети с низкой сензитивностью отличаются низкой восприимчивостью к болевым воздействиям и не совсем понимают, что их прикосновения могут причинить другому ребенку сильную боль.

Кроме того, дети, которые кусают окружающих, могут страдать от сложной психологической ситуации дома. Рождение младшего ребенка, уехавший на воинские сборы или в командировку отец, ссоры между родителями. Иногда бывает и так, что ребенок чувствует в садике большой дискомфорт, тогда он будет кусать других детей или воспитателей, чтобы выразить свое отношение к самому садику.

Очень активные дети могут просто скучать в тесном пространстве комнаты - достаточно вывести их на двор, чтобы они стали гораздо менее агрессивными.

Когда же родителям следует обращаться к психологу по поводу кусающегося ребенка? В большинстве случаев спешить не стоит. Такое поведение проходит с возрастом, и зачастую не требует никакого профессионального вмешательства. Если малыш иногда кусается, но обычно он весел, играет, рисует и смеется, нет причин для волнения.

Но если ребенок большую часть времени беспокоен, не может сосредоточиться, часто плачет, постоянно агрессивен без причины и очень часто кусается – имеет смысл обратиться к психологу.

В заключение нужно сказать, что некоторые малыши не кусаются никогда. Они находят иные пути проявить внутреннее напряжение. Те же, кто кусается много и часто, сами порой страдают от собственного поведения, потому что окружающие обычно реагируют на это очень резко.

Что делать?

  • Прежде всего, постарайтесь предупредить агрессивные действия со стороны ребенка по отношению к другим. Если вы заметили, что ребенок начинает сердиться, нервничать, спорить переключите его внимание на что-нибудь другое, отвлеките его. Например, предложите ребенку поиграть в какую-нибудь интересную игру или предложите ему побыть одному, подумать над своим поведением. У этого метода есть плюсы. Он уменьшает количество социальных контактов ребенка с другими детьми, взрослыми. Кусание в случае долгого времяпрепровождения ребенка в коллективе детей (взрослых) является проявлением перевозбуждения.
  • Если кусается ребенок, который не умеет еще говорить, необходимо озвучить его поведение, для того, чтобы он запомнил его название, сказав: «Ты кусаешься!». Далее скажите: «Нельзя кусать людей, никогда так больше не делай!», "Кусать можно только яблоки". Затем переключите внимание ребенка на что-то для него интересное. Предотвратить его агрессивные действия можно с помощью предложенной ему альтернативы. Спросите, как только заметили, что ребенок начал нервничать: «Ты хочешь поиграть с куклой или машинками?».
  • Если вам не удалось предупредить агрессивное поведение ребенка, вам необходимо в этом случае остановить дальнейшее проявление агрессивных действий со стороны ребенка. Для этого осторожно, без резких движений обнимите его.
  • Далее, смотря в глаза ребенку, расскажите ему о его чувствах, например: «Ты не хочешь отдавать Маше свою игрушку. Я тебя понимаю и т.д.». Старайтесь, чтобы ваша фраза звучала утвердительно, была эмоционально схожа с состоянием ребенка. Важно показать ребенку, что вы его понимаете, что цель таких агрессивных действий ребенка – показать свое чувство обиды. И что при достижении цели дальнейшее проявление агрессивных действий бессмысленно.
  • Если ребенок укусил или ударил вас – скажите ему безразличным тоном: «Мне больно. Я очень сержусь, когда меня кусают».
  • Утешьте пострадавшего, проявите к нему сочувствие на глазах укусившего его ребенка. Таким образом, ребенку подается пример того, как нужно выражать сочувствие. Дайте возможность ребенку загладить свою вину, предложите ему наложить пластырь на место укуса, извиниться, нарисовать рисунок и подарить пострадавшему.
  • Если ребенок укусил вас, или укусил другого ребенка, то ни в коем случае нельзя кричать или бить его. В момент, когда дети кого-то кусают, их переполняет чувство злости. Он не способен осознавать то, что он делает. Приказывая ребенку, при этом не дав ему успокоиться, вы спровоцирует у него еще большую вспышку ярости. Помните, остановленные агрессивные действия ребенка, могут привести к тому, что не выплеснувшиеся негативные эмоции останутся в ребенке и рано ли поздно проявят себя, найдут выход.
  • Если вас укусил ребенок - не кусайте его в ответ, иначе у него закрепится понимание того, что именно так и следует защищаться, отстаивать свое мнение.
  • Любите своего ребенка не только, когда он послушен и ласков, но и когда он находится в состоянии гнева.
  • Не идите на поводу своих эмоций. Проявляйте ум и чуткость.
  • Если вы заметили, что ребенок начал кусаться и щипаться - в этом случае важен контроль со стороны родителей. Внешняя твердость взрослых тренирует у ребенка чувство различения (можно - нельзя, хорошо - плохо). На основе этих ограничений, социального неодобрения формируется чувство стыда и сомнения.
  • При условии, если родители не будут подавлять в ребенке стремление к автономности, чрезмерно его опекая, у него к трем годам сформируются такие положительные качества как гордость и доброжелательность. Соответственно, излишняя опека взрослых поспособствует формированию у ребенка чувства стыда, сомнения, неуверенности.
  • На развитие личности ребенка, формирование у него положительных качеств влияет правильно избранный родителями стиль семейного воспитания, общения с ребенком.
  • Чтобы ребёнок перестал кусаться ему потребуется ваша помощь. Для принятия правильного решения, что делать, если ребенок кусается, необходимо, прежде всего, выявить причину. Выявив причину и определив, почему ребенок кусается, нужно немедленно приступать к принятию мер по ее устранению кусания, для того, чтобы подобное агрессивное поведение не закрепилось и не вошло в привычку у ребенка

Педагог-психолог

Дети до трех лет довольно часто проявляют несдержанность и так называемые аффективные реакции: кусаются, бьют, щипают, царапают, толкают сверстников. Стоит сказать, что агрессивное поведение в 1, 2 или 3 года является крайним вариантом нормы психического развития маленького человека.

Столкнувшись с проблемой нестандартного выхода детской агрессии, мамочки склонны впадать в панику и необоснованно искать в детском характере признаки нездоровья. Естественно, нужно побыстрее разобраться, почему ребенок кусается, и принять меры. Но с ходу вешать на него ярлык патологии - преждевременно.

В большинстве случаев достаточно проявить немного внимания к проблеме и аккуратно перестроить поведение малыша через диалог, игру или упражнения - в зависимости от возраста. В помощь испуганным мамам и папам разработаны надежные инструкции, как отучить ребенка кусаться на том или ином возрастном этапе.

Из этой статьи вы узнаете

Поведение на границе нормы

Психологи не устают повторять: «Каждый малыш уникален». Индивидуальный путь развития зависит и от стиля семейного воспитания, и от индивидуальных особенностей физиологии и психики. Даже самые внимательные и заботливые родители могут быть озадачены тем, как чадо выражает эмоции. А ведь именно эмоционально-волевые качества наиболее активно влияют на поведение в раннем и дошкольном возрасте.

Есть важная закономерность: чем старше становится малыш, тем более осознанными и «психологичными» становятся кусание, щипание и желание драться. Например, годовалый младенец не станет нарочно причинять боль, а вот двухлетний сорванец вполне вероятно усвоил, что это эффективный способ достичь желаемого это укусить или ущипнуть другого.

Обратите внимание на таблицу ниже. Здесь собрана наиболее важная информация о том, как и почему дети проявляют агрессию в разных возрастах. И как с ней справляться родителям и педагогам. (Внимание ! Таблицу можно проматывать вправо и влево).

Возраст детей Наиболее вероятные проявления негативных эмоций Физиологические причины Психологические причины Стратегии поведения взрослых:
Э - эффективная
Н - неэффективная
3-11 месяцев Капризы, плач, крик, ненаправленное кусание любых предметов поблизости, в том числе собственного тела Прорезывание зубов, болевые ощущения Недостаток внимания, тревога, ожидание кормления Э: Приобретать и применять гели для зубов и прорезыватели

Н: Наказание грудного ребенка, игнорирование

1 год Укусы, удары или плач во время игры Переутомление на уровне нервной системы, ослабление функции торможения в нервной системе Избыток информации, эмоциональная незрелость, малыш «заигрался» (эмоционально возбужден) и нуждается во внешнем воздействии, помощи взрослого для успокоения Э: Уже можно формировать альтруизм в характере младенца с помощью эмоционально окрашенного слова «А-ай!» или «Бо-ольно!» Тон голоса - твердый с некоторой претензией, пока без имитации обиды. Продолжение игры после паузы (торможения нервной системы)

Н: Полное резкое прекращение игры, наказание, игнорирование

2 года Укусы, удары, отбирание и разбрасывание игрушек или еды, капризы, истерики, «плохие слова», щипки, бросание песком и камнями и др. Внутренний дискомфорт, реакции на который ребенок переадресует во внешний мир в виде агрессивных проявлений

Задержка психоневрологического развития, приводящая к дисбалансу между требованиями взрослых и возможностями нервной системы

Намеренное отрицание правил (протест связан с ранним началом кризиса 3 лет), формирование лидерских качеств через авторитет силы, подражание семейному стилю воспитания Э: Продолжаем формировать альтруистичное поведение. Теперь можно имитировать плач и обиду или наделять эмоциями укушенную игрушку, «оживлять» ее и показывать, что значит «извиниться» и «пожалеть». Переключение внимания на ДО укуса.

Н: Запрет словом «нельзя», если оно не было ранее знакомо ребенку, физические наказания

3 года То же, что в 2 года, но может проявляться как в атаке, так и в защите Отставание в темпах психоневрологического развития, травмы мозга, головные или иные боли, о которых ребенок не может сообщить.
Неуравновешенность и слабость нервной системы
Кризис 3 лет.
Педагогическая запущенность. Страх.
Проблемы коммуникативной сферы.
Задержка речевого развития.
Несформированность волевого контроля эмоций
Э: Поиск путей выхода из кризиса, перестройка системы воспитания, установление доверительных отношений с детьми. Сказки. Коммуникативные игры. Диалог!

Н: Физические наказания, крик, долгие нотации, угрозы, лишения, необоснованные запреты

4 года Любые из приведенных ранее При нормальной развитой речи, отсутствии неврологических проблем и психопатологий причины - только психологические Кризис 3 лет.
Подражание взрослым!
Несформированность коммуникативных качеств. Недосоциализация, низкая адаптация.
Педагогическая запущенность
Э: Коррекционная сюжетно-ролевая игра для моделирования правильных отношений с окружающими

Н: Телесные наказания, ограничение основных потребностей, зеркальный ответ

Старше 4 лет Обратитесь к специалистам: психологу и неврологу - для установления причин проявления агрессии у ребенка. Родительская школа - также отличный способ преодолеть некоторые ошибки в воспитании

Кстати ! Намеренное разбрасывание вещей тоже может быть проявлением несформированности эмоционально-волевых процессов. Не дайте этому поведению превратиться в манипуляцию.

Методы отучения

В таблице выше приведены эффективные и неэффективные стратегии взрослых по отношению к кусающимся детям. Полезные коррекционные приемы разберем более подробно.

Приобретение зубных прорезывателей

Остановитесь на классической форме и материале - силиконовое кольцо с массажными элементами. Игрушка-жевалка не имеет права навязывать никаких стереотипов, например, имитировать пищу, образы живых существ или издаваемые ими звуки.

Ребеночек уже в этом возрасте должен строго различать, что можно грызть, а какие предметы под запретом. Обезболивающие гели, естественно, гипоаллергенны и одобрены врачом.

Ай! Больно!

Своевременная активация альтруизма (полтора года - оптимальный возраст) положительно повлияет на будущий характер маленького человека. Важно, чтобы слово «больно» не сопровождалось имитацией страха или разочарования.

В интонацию лучше вкладывать возмущение и удивление. Последующая временная приостановка игры необходима не для наказания, мол, «Ты плохой, я не хочу с тобой играть», а для снижения психического возбуждения, которое и привело к потере контроля. Иными словами, ребенок укусил не потому, что хотел это сделать, а просто не сумел сдержать эмоциональный всплеск.

«Пожалей! Смотри, он плачет»

Формирование сочувствия и эмпатии у детей - еще одна важная педагогическая задачка для мам и пап. Умение оценивать эмоциональное состояние собеседника или партнера по игре - определяющий навык в общении на следующем возрастном этапе - преддошкольном, когда малыш будет вынужден считаться с мнением группы, социальными правилами и семейными традициями.

Взывать к детскому сочувствию и раскаянию за нанесенную обиду лучше всего через театрализацию:

  • Мягкая игрушка может заплакать. Лучше всего временно перейти на перчаточные куклы. Их легче оживлять, они лучше воспринимаются детьми как живые. Для находчивого родителя не составит труда сымитировать звуки плача, всхлипывания и даже настоящие мокрые слезы!
  • Если агрессия направлена на взрослого, показать эмоции обиды и грусти еще проще. Отвернуться, потереть глаза, похныкать и посетовать на боль сможет даже самый брутальный папа. В ближайших играх закрепите материал с помощью карточек с масками-эмоциями. Уместно будет использовать конструкции «Покажи, как улыбается/грустит…»

Полезные сказки

Сказка с древних пор помогала старшему поколению в простой и доступной форме разъяснять детям сложные законы окружающего мира. Через сказку транслируется не только народная мудрость, но и семейные традиции. Поэтому, выбирая сказки для чтения, заранее подумайте, соответствует ли их содержание вашим представлениям о воспитании подрастающего поколения. Чему вы хотите научить детей?

Помимо народных сказок, существуют так называемые терапевтические. Читать их нужно, как и обычные, - среди дня или на ночь. С той лишь разницей, что после такой сказки у взрослого с детьми должна обязательно состояться беседа по рекомендованной автором сказки схеме.

Подбирать сказки нужно по общей идее: нормализовать общение. Например, читать известные истории о Золушке и Белоснежке, указывая при этом, что обе девушки добрые, ласковые, внимательные. Эталон девочки. Ребенку станет понятно, что достигать целей можно не физической силой, а терпеливым ожиданием, вежливыми просьбами и красотой. В итоге ведь обе девушки стали принцессами.

Для мальчиков в качестве эталонного героя можно выбрать храброго портняжку или Щелкунчика. Обязательное условие для чтения любой сказки - диалог с ребенком по ходу развития сюжета.

Литература:

З. Брокет, Г.Шрейбер. «Целительная сила сказок »;

Н. Радина. «Истории и сказки в психологической практике »;

А. Капская, Т.Мирончик. «Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей »;

О. Хухлаева. «Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми ».

Для кусающегося малыша легче всего придумать историю о кусачей кошке.

Суть истории:

Кошка была очень красива, мила и очаровательна, пока кто-нибудь не протягивал к ней руку, чтобы погладить. Оказывается, бедняжку обидели злые мальчишки, и теперь она ссорится даже с теми; кто желает дружить с ней по-настоящему.

Вопросы ребенку:

Как ты думаешь, у кусачей кисы появятся друзья?

А почему?

А что кисе нужно сделать, чтобы обрести дружбу?

Сюжетно-ролевые игры

Игра - любимый и самый понятный детям способ наработки навыков. И в контексте темы мы говорим о навыках коммуникативных, социальных. Предложите кусающейся девочке поиграть в дочки-матери. Не будет же она кусать своего «младенца» за проступки или плач в коляске?

Юному кусаке поручите тренировку импровизированной армии бойцов из мягких игрушек или соседских мальчишек. Пусть подбирает нужные слова и действия, а покусы постепенно станут неэффективным средством достижения целей.

Пересмотр стиля воспитания

Дети во многом подражают своим родителям в выражении негативных эмоций. Детская психика непредсказуемо преломляет родительский опыт. И там, где мать в конфликтах кричит на отца, ребенок вполне может начать кусаться. Старайтесь, чтобы детвора не была свидетелем семейных ссор. И обязательно исключите из списка воспитательных мер деструктивные:

  • директивные указания в грубом тоне;
  • переход на крик;
  • угрозы «отдать в детдом», «вывезти в поле» и т.д.;
  • рукоприкладство: от подзатыльников до избиений.

Бить детей всерьез и постоянно не рекомендует ни один специалист от педагогики. Физическое наказание порождает не авторитет, а страх - плохой советчик. Но некоторые персоны, например известный доктор Комаровский, допускают небольшие шлепки по мягкому месту - как способ переключения внимания малыша.

Папе и маме важно обсудить стиль воспитания с бабушками и дедушками, чтобы дети не оказывались между деспотизмом отцов и попустительством дедов. Желательно, чтобы все члены семьи использовали единые правила и предъявляли к ребенку равные требования.

Дурной пример заразителен

Иногда родители выражают свою любовь друг к другу ласковыми покусываниями или «царапками». В отношениях взрослых людей такие нежности допустимы, но ребенок воспринимает их слишком буквально и потому неверно воспроизводит.

Если малышу больше 3 лет, объясните, что для выражения любви не нужно делать больно, а лучше пока лишите малыша возможности наблюдать «звериные» отношения родителей.

Вектор агрессии

Высокий уровень тревоги, причины которой должен выяснить специалист, толкает детей на необдуманные действия, аффекты. Дисбаланс энергии возникает из-за несовершенства психики. Чтобы перенаправить агрессию в позитивное русло, запишите забияку в секцию плавания, боевых искусств или творческую студию.

Перенаправление детской энергии - хороший совет для тех мам, которые замечают любые признаки тревожности у 3-4-летнего малыша: неспокойный сон, неконтролируемую физическую активность, снижение концентрации внимания, лень, апатию, колебания аппетита, частые истерики или беспричинные слезы.

Что нельзя делать родителям

В период отучения детей от дурных привычек родители успевают перепробовать массу приемов, в том числе запрещенных.

Секрет воспитания любого ребенка очень прост - действовать нужно последовательно и методично, не перескакивая с одной системы на другую. Выберите одну линию поведения и следуйте ей. Не всегда результат появляется сразу.

Есть дети, которым требуется несколько повторений одной ситуации, чтобы освоить некий опыт. Будьте терпеливы и настойчивы, но избегайте того, чего делать нельзя.

  • Наказание грудничка. Разумный родитель понимает, что ни одно действие новорожденного не совершается «нарочно», «назло», «из чувства мести». Младенец просто живет в соответствии с природными законами, а его тело реагирует так, как написано в генетической программе. Болезненные щипки или укусы - случайность и результат работы несовершенной нервной системы.
  • Резкое прекращение игры . В годик, полтора и даже два такой метод работает против самих родителей. Ребенку еще недостаточно понятна социальная причина «обиды» взрослых. Резкое отстранение мамы от игры и общения создает дополнительную напряженность. В психологии есть два взаимосвязанных понятия - депривация (ограничение) и фрустрация (острое переживание этого ограничения). Молодым мамам полезно знать о них.
  • Политика игнора . Нет в мире животных и человека наказания страшнее, чем игнорирование! Проявление безразличия к потребностям уже подросшего малыша действительно работает. Но в 2-3 года с этим приемом лучше не экспериментировать. Выход - детсад и участие в любой стабильной детской группе.
  • Пустое «нельзя» . Запрещающие слова «Стой!», «Нет!», «Нельзя!» знакомы деткам с раннего детства. Обычно эти слова напрямую связаны с обеспечением безопасности. При желании кусаться нарушение безопасности относительно и может быть не совсем понятно ребенку. Лучше использовать конструкцию примерно такого вида: «Не надо кусать (…имя), он может ударить тебя в ответ». Тогда предупреждение приобретает необходимый смысл. Но будьте готовы к тому, что чадо проверит, работает ли правило, и получит свой ответный удар.
  • Лишение развлечений . «Я заберу у тебя игрушку/планшет/новое платье, если ты будешь снова кусаться!». Как связаны некорректные эмоциональные реакции малыша с его социальными потребностями? Верно, косвенно! Но даже вы, взрослый человек, вряд ли способны нарисовать логическую цепочку. А уж девочке и вовсе не понятно, чем виновато платье. Еще хуже обстоит ситуация с теми детьми, которых за плохое поведение лишают жизненно необходимого: еды, питья, сна, движения, защиты и информации.
  • Телесные наказания . Речь идет не только о битье ремнем и увесистых подзатыльниках. Семьи практикуют такие приемы, как заклеивание рта скотчем, промывание мыльным раствором или горьким отваром. Даже шлепки по губам можно оспорить и отнести к разряду жестокости.

Секрет правильного наказания одновременно и прост, и очень сложен: наказывает не человек человека. Мама и папа должны всегда оставаться гарантом надежных тылов для малыша. Поэтому наказание - результат нарушения правил, и направлено оно не на ребенка, а на его поведение. Звучит действительно сложно, но в реализации этого принципа нет ничего невыполнимого.

Важно ! Наказав малыша, обязательно объяснитесь с ним. Дайте понять, что вы по-прежнему любите своего детеныша и очень расстроены тем, как он несдержан в поведении и подвергает опасности собственное здоровье или жизнь. Помните, что детей нужно обнимать несколько раз в день , даже если вы в ссоре. Уверенность в защите - базовая потребность человека.

Зеркальный ответ . Если вы не уверены в эффективности приема, лучше не отвечать детям в стиле «око за око». Здесь легко нарушить принцип наказания, озвученный в предыдущем пункте. Родитель не должен демонстрировать некорректное поведение. Лучше правильно проигнорируйте укус - элемент поведения, а не всю детскую личность!

Посмотрите видео, в котором детский психолог Марина Романенко очень подробно делится практическими советами по избавлению ребенка от этой дурной привычки.

Покусы в детском саду: как быть родителям

В условиях детского сада привычный домашний плач и капризы перестают работать, и избалованные персональным вниманием мальчики и девочки начинают кусаться, царапаться и бросаться игрушками.

Малыши также могут быть непривычны к шуму, нарушению личных границ, требованиям воспитателей. Ответная эмоция одна и та же - гнев, но в ее выражении происходит замещение более эффективными с точки зрения малыша действиями. И теперь ребенок не плачет, а начинает драться.

Ваш кусается сам

Если ваше чадо может сильно ущипнуть или укусить товарища и вы об этом знаете, заранее предупредите воспитателей. Обязательно предотвратите конфликт, объяснив, что уже работаете над проблемой, но нуждаетесь в педагогическом контроле в дневное время, когда вас нет рядом.

Если инцидент случился впервые и стал для вас неприятным сюрпризом, не спешите ругать конфликтера. Поговорите с ним и выясните, почему ребенок кусает товарища, какой предмет или событие стало поводом для выяснения отношений, было ли это нападение или защита от вторжения чужака в личное пространство. В остальном выбирайте воздействие в соответствии с приведенной выше таблицей.

Вашего кусают другие

Контролировать себя трудно, но необходимо. Старайтесь реагировать обдуманно и без спешки. Поговорите в первую очередь со своим ребенком. Проясните ситуацию, как и в предыдущем случае. Попросите малыша какое-то время не создавать провокаций. И не настраивайте ребенка против товарища!

С родителями обидчика по возможности не вступайте в конфликт - действуйте через воспитателей. Они более дипломатичны в решении таких вопросов. Полезной может быть и общая для двух семей консультация социального педагога или штатного психолога садика.

Важно ! Не совершайте частую родительскую ошибку, пытаясь тайно запугать обидчика. Это лишь усилит противостояние с его родителями, да и самому ребенку может навредить.

Если он щипается и дерется

Кусание, царапанье, драки, разрушения - все это звенья одной цепи. Дети не знают иного способа пережить стресс, кроме как выразить свои эмоции вовне. Другие механизмы еще просто не сформировались.

Множественные и систематические признаки агрессии у детей - не самый положительный симптом. Возможно, вашей семье пора обратиться к специалисту. Довольно распространены случаи, когда поведение здоровых детей диагностично для семейного психолога.

  • Предупреждайте агрессию. Агрессивное поведение - признак дисбаланса в семейной атмосфере. Возможно, недавно произошел переезд, стрессовая ситуация или смерть одного из родственников, рождение младшего или даже приобретение домашнего питомца. Для профилактики будущих проблем обсудите свои вопросы с консультантом. Научитесь контролировать вспышки гнева у детей.
  • Переключайте внимание. До того как агрессия вырвется наружу, переключите детское внимание на другую игрушку. Новый вид деятельности или интересное событие из внешнего мира. Гнев сам собой сойдет на нет, а нервная система получит опыт контроля собственного возбуждения. Эта рекомендация особенно важна тем родителям, которые столкнулись с холерическим темпераментом маленького бунтаря.
  • Удерживайте ребенка. Когда не знаете, как поступить, вместо физического наказания или нотации просто крепко обнимите ребенка и заболтайте его любыми вопросами. Это элемент холдинг-терапии, который используется психологами даже с неговорящими детьми. Замечание: иногда холдинг-прием провоцирует усиление приступа агрессии. В этом случае, увы, придется переждать и отпустить малыша лишь, когда он перестанет сопротивляться.
  • Предложите еду. Еще один простой способ объяснить несмышленышу, что его поведение неуместно, - предложить то, что действительно можно кусать и грызть. Например, для годовалого малыша, склонного к кусанию, держите в кармане фрукты: «Хочешь кусать меня? Нет. Мне не нравится. Кусай лучше яблоко!» В конце концов это превратится в забавную шутку.
  • Говорите об ощущениях. Вместо того чтобы кусать или щипать ребенка в ответ, поговорите с ним об ощущениях. Заметьте - не о чувствах! Продемонстрируйте, что такое боль. Обязательно предупредите, что делаете это в учебных целях: «Смотри, ты ущипнул меня. Я могу ущипнуть тебя в ответ. Вот, почувствуй сам». Ваши воздействия должны быть действительно неприятными, но не заставляющими малыша плакать!
  • Сочувствуйте пострадавшему . Это хорошо работает с 2-2,5 года. Обиженный получает внимание и защиту, обидчика никто не поддерживает. Но не переусердствуйте с сочувствием, чтобы ваше чадо не стало имитировать боль, желая добиться вашего внимания. Вы должны быть уверены, что даете своему ребенку достаточно ласки, тогда его излишняя ревность - это другая педагогическая проблема.
  • Поддерживайте, но не одобряйте . Детям свойственно ошибаться и нарушать запреты. Даже отругав за очередной укус, все же продолжайте быть ласковым родителем. Помните о том, что не одобряете вы лишь один элемент поведения, а не всю личность своего ребенка. Дайте ситуации время, не требуйте быстрого результата.

Посмотрите еще одно видео с полезными советами для родителей.

Повод для беспокойства: когда нужен врач

Если долгое время не удается справиться с раздражительностью и агрессивным поведением, лучше переступить через свою гордость и посетить кабинет невролога и психолога. Никто не заинтересован в том, чтобы ставить на ребенке клеймо девиантности (отклонений), но если все оставить как есть, вред возрастет. Обязательно проконсультируйтесь и получите рекомендации у невролога, если:

  • Есть задержка речи, которая мешает малышу достигать взаимопонимания с окружающими вербально.
  • В поведении сочетаются разные виды агрессивных проявлений: вербальные, мимические, физические.
  • Ребенок уже старше 4 лет и продолжает игнорировать запрет на покусы.
  • Драчун испытывает явное психоэмоциональное возбуждение или даже удовольствие, причиняя боль окружающим.
  • Приступы ярости не связаны с явными конфликтами за какие-либо ресурсы.
  • Проявляет агрессию по отношению к домашним животным.
  • Плохо спит и ест, не усваивает учебную информацию, отказывается от игр со взрослыми и сверстниками.

Картинка нарисовалась нерадостная. Не спешите приписывать своему малышу какие-то патологии. Хотеть кусаться и кусаться в процессе формирования поведения - это совершенно разные психологические структуры.

Отклоняющееся поведение, признаки которого не замечены до 4-5 лет, - огромная редкость благодаря внимательности членов семьи и ежегодному наблюдению невролога и психолога в поликлиниках. Скорее всего, ваш малыш просто формируется по своему индивидуальному сценарию. А ваша задача - поддерживать и направлять.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Большинство детей младше 3 лет могут как минимум раз кого-то укусить. Большинство детей прекращают кусаться сами по себе. Если ребенок часто кусается после 3 лет, может быть необходимо специальное лечение. Кусание не всегда является запланированным действием и очень редко может привести к серьезным повреждениям у другого человека или же представлять угрозу для его здоровья.

Кусание – обычное явление среди детей младше 3 лет. Кусание становится проблемой, если часто повторяется, продолжается после 3 лет, из-за этого страдают другие, либо же сам укус сопровождается агрессивным поведением.

Ребенок, у которого режутся зубы, может кусать в ответ на неприятные ощущения во рту или для того, чтоб снизить нагрузку на десны. Дети могут также кусаться для того, чтоб справится с сильным приливом чувств из-за того, что им не хватает языковых навыков, чтоб выразить свои эмоции, например, беспомощность, страх, раздражение.

Обычно твердое «нет» и строгое выражение лица отбивают у ребенка охоту кусаться. Детей, которые часто кусаются, особенно после 3 лет, необходимо показать стоматологу.

Почему дети кусаются?

Дети кусаются по разным причинам в зависимости от их возраста.

    В возрасте 5-7 месяцев , дети обычно кусают других, когда чувствуют дискомфорт вокруг рта, или же когда у них сильные боли, вызванные прорезыванием зубов. Чаще всего дети кусают родителей и родственников. Дети в таком возрасте отучаются кусаться, когда видят и слышат реакцию человека, которого они укусили.

    В возрасте 8-14 месяцев , дети обычно кусают других, когда сами очень сильно возбуждены. Чаще всего они кусают родственников или других детей, которые находятся рядом с ними. Твердое «нет» обычно останавливает привычку кусаться у таких детей.

    В возрасте 15-36 месяцев , дети могут кусать окружающих от раздражения или из-за желания контролировать действия другого человека. Обычно они кусают других детей. Менее часто они кусают родственников. Дети в таком возрасте прекращают кусаться, как только понимают, что подобное поведение недопустимо.

    После 3 лет , дети обычно кусаются, когда чувствуют свою беспомощность или же когда они напуганы, например, когда они проигрывают в драке, или когда думают, что кто-то другой может их обидеть. Детей старше 3 лет, которые часто кусаются, необходимо показать врачу. Может оказаться, что у ребенка проблемы с самовыражением или с самоконтролем.

Когда мой ребенок может укусить другого ребенка?

Ребенок может кусаться в самых разных ситуациях, чаще всего это происходит, когда дети играют вместе. В Украине травмы от укусов – обычное явление в детских садах. Большинство таких случаев можно было предотвратить внимательно наблюдая за детьми, а также помогая им должным образом выражать свои чувства.

Ребенок любого возраста, который часто кусает других, может нуждаться в специальном уходе. Если ребенок постоянно кусается, родителей могут попросить забрать ребенка из детского сада. Может возникнуть необходимость перевести ребенка в другой детский сад, персонал которого знает как обращаться с такими детьми.

Может ли кусание сигнализировать о наличии более серьезных проблем?

Кусание у детей в раннем возрасте обычно не приводит к проблемам с поведением, когда дети становятся постарше. Но дети, которые часто кусаются и агрессивно себя ведут, особенно если они старше 3 лет, могут страдать от проблем со здоровьем или от тяжелого эмоционального состояния. В этом случае необходима консультация врача.

Признаки того, что кусание – проявление проблем с поведением

Кусаться время от времени – нормальное явление для маленьких детей и новорожденных. Тем не менее, иногда кусание – проявление проблем с поведением, связанных с враждебностью и агрессией. Ребенка должен осмотреть специалист, если ребенок:

    Очень часто кусается и продолжает делать это несмотря на попытки родственников контролировать ситуацию.

    Кусается после 3 лет.

    Кусается при самых разнообразных ситуациях.

    Ранит своими укусами других детей.

    Ребенок кусается из-за проявления агрессии и/или злости, чем из-за расстройства или желания получить какой-либо предмет.

    Ребенок кусается и у него проявляются другие виды агрессивного поведения, например, ребенок ранит животных.

Методы лечение кусания

Обычно детский укус безвреден, и не требует медицинского вмешательства для ликвидации последствий. Даже укусы, при которых была повреждена кожа и начала идти кровь, не составляют опасности. Достаточно обработать место укуса в домашних условиях. Но именно эти типы укусов могут быть инфицированы и поэтому необходимо внимательно наблюдать за ними, особенно если у укушенного проблемы с иммунной системой.

Ослабленная иммунная система

Иммунная система – это природная защитная система организма, которая помогает организму бороться с инфекциями. Ослабленная иммунная система не функционирует должным образом и не может эффективно защищать человека против инфекций.

При некоторых обстоятельства и при использовании некоторых медицинских средств иммунная система организма ослабляется. Это может произойти в следующих случаях:

    Злоупотребление алкоголем или наркотиками.

    Определенные болезни или медицинское состояние. Диабет, рак, ВИЧ/СПИД, или состояние в котором тело определяет свои собственные клетки как вредоносные (аутоиммунное отклонение) и т.д.

    Химиотерапия или радиационное облучение.

    Употребление некоторых лекарств, например, кортикостероиды или другие препараты, принимаемые для подавления иммунной системы после трансплантации органов.

    Хирургическое вмешательство для удаления селезенки (спленэктомия).

Проконсультируйтесь с врачом, если:

    У Вас или у Вашего ребенка укус, в результате которого была прокушена кожа, появились признаки развития инфекции.

    У Вас и Вашего ребенка высокий риск возникновения проблем в результате развития инфекции.

В большинстве случаев, когда у ребенка возникают проблемы с кусанием, доктор может помочь. Кусание, в результате которого окружающие получают повреждения или же кусание после 3 лет – признаки того, что ребенку необходимо научиться контролировать сильные эмоции. Доктор может объяснить детям и родителям, каким образом можно проявлять свои чувства. Например, доктор может отправить Вас на курсы воспитания детей или же на курсы развития детей. Благодаря этому Вы сможете понять, почему ребенок кусается и как Вы можете реагировать на такое поведение ребенка.

Родителям может понадобиться дополнительная помощь, если они чувствуют, что теряют контроль над своими действиями, когда пытаются дисциплинировать своего ребенка, если тот кусается. Курсы по контролю гнева или консультации могут помочь тем родителям, которые чувствуют себя перегруженными и уставшими.

Не во всех случаях кусание можно предотвратить. Но Вы можете значительно снизить частоту кусания, если постараетесь выяснить причину, по которой ребенок кусается. Обычно причина зависит от возраста.

    Дайте детям у которых могут резаться зубы мягкие игрушки или специальные кольца для прорезывания зубов, которые разработаны специально для того, чтоб уменьшить дискомфорт. Кусание или жевание чистой замороженной ткани также может помочь. Для более детальной информации смотрите раздел Прорезывание зубов.

    Скажите детям в возрасте 8-14 месяцев, что кусание причиняет боль другим людям. Преувеличьте боль, если ребенок кусает Вас. При этом надо сказать «Нет, мы не кусаемся!», или что-то вроде этого.

    Помогите детям в возрасте 15-36 месяцев научиться выражать свои чувства словами. Также научитесь определять, когда Ваш ребенок собирается кого-то укусить. Вы можете предотвратить укус, если отвлечете ребенка. В случае с маленькими детьми не пытайтесь аргументировать и не устраивайте длинные дискуссии про кусание. Используйте простые и конкретные предложения в своем разговоре.

Что может увеличить риск от пореза, укуса или других повреждений кожи?

Во многих случаях (образ жизни, употребление медицинских препаратов, заболевания) возможности организма бороться с определенными заболеваниями и умение лечить их могут ослабнуть. Вы также можете быть в группе риска, если у Вас есть хотя бы один из нижеперечисленных симптомов. Убедитесь, что сообщили об этом доктору.

Условия

    Проблема или состояние наявные с рождения (врожденный дефект).

    Возраст – старше 60.

    Искусственный сустав или сердечный клапан.

    Ранение кожи при путешествии в другую страну.

    Ребенку меньше 6 месяцев.

    Истощение

    Ожирение

    Предыдущее хирургическое вмешательство чтоб удалить водянистые вздутия из-за предыдущего ранения кожи.

    Предыдущее ранение такого же плана.

    Предыдущее хирургическое вмешательство по удалению селезенки.

    Зуд (отек) в месте предыдущего ранения.

    Отсутствие прививки от столбняка.

Способы жизни

    Злоупотребление алкоголем.

    Злоупотребление наркотиками.

    Курение или использование табака.

Медицинские препараты

    Антикоагулянты, например, аспирин, гепарин, вофарин (C19H16O4)

    Кортикостероиды, например, преднизон

    Медицинские препараты, чтоб предотвратить отторжение трансплантированных органов

    Медицинские препараты, используемые для лечения рака (химиотерапия)

    Лучевая терапия

Заболевания

  • Нарушение питания, например, нервная анорексия или нейрогенная булимия

    Аутоиммунные заболевания, например, волчанка

    Кровеносные нарушения, например, гемофилия или конституциональная тромбопатия (болезнь Виллебранда – Юргенса)

    Замедленный ток крови в организме, например, венозная недостаточность или заболевание периферийных артерий

  • Болезни сердца

    Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ)

    Идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура (ИТП)

    Болезнь почек

    Болезнь печени

    Рассеянный склероз

    Остеоартрит

    Остеомиелит

    Ревматический артрит

    Заболевание серповидных эритроцитов

Избавляемся от кусания у детей, у которых прорезываются зубы

Некоторые дети кусаются, когда у них режутся зубы, из-за того, что они чувствуют дискомфорт или боль. Наиболее часто проявляемые симптомы прорезывания зубов:

    Опухоль, повышенная чувствительность и неприятные ощущения на деснах в области прорезывания зуба.

    Повышенное слюноотделение, которое может вызвать слюнотечение. Это в свою очередь может вызвать появление сыпи на подбородке, лице или животе.

    Отказ от пищи и питья из-за болей во рту.

    Раздражительность и беспокойный сон из-за дискомфорта.

Кольца для прорезывания зубов или мягкие игрушки могут уменьшить неприятные ощущения ребенка из-за прорезывания зубов. Для этой цели предназначено огромное количество различных сертифицированных приспособлений. Убедитесь, что эти вещи не представляют опасности и что ребенок может их тянуть в рот.

Кусание или жевание чистой, смоченной и охлажденной ткани также может снизить боль от прорезывания зубов.

Избавляемся от кусания у детей в возрасте от 8 до 14 месяцев

Чтоб помочь ребенку в возрасте 8-14 месяцев прекратить кусаться:

    Установите четкие правила относительно кусания. Скажите ребенку: «Мы никогда не кусаем людей. Мы кусаем еду, например, яблоки и печенье».

    Если ребенок кусается, скажите «Кусаться – это больно». Если ребенок укусил Вас, преувеличьте свою боль. Благодаря этому ребенок сможет понять, почему Вы расстраиваетесь, когда он кусается.

    При разговоре о кусании используйте твердый голос и сохраняйте строгое выражение лица. Дети в таком возрасте могут не понимать слов, но они понимают язык тела, выражение лица и тон голоса.

Избавляемся от кусания у детей в возрасте от 15 до 36 месяцев

Дети в возрасте от 15 месяцев до 3 лет могут кусать других из-за того, что они раздражены или хотят контролировать ситуацию или же другого человека. Ниже перечислены некоторые способы, благодаря которым Вы можете остановить привычку кусаться:

    Помогите ребенку описать его чувства словами, например, «ты наверное злишься на Бобби за то, что он забрал твою игрушку».

    Поощряйте попытки ребенка использовать для самовыражения язык. Скажите ему: «Используй слова, чтоб показать чувства, но не кусайся».

    Приучите ребенка к сопереживанию, это умение понимать чувства окружающих.

    Поощряйте деятельность, соответствующую возрасту и навыкам ребенка. Чтоб избежать раздражения, старайтесь не использовать активности, которые могут быть слишком сложными или носят соревновательный характер.

    Отвлеките ребенка, которого начинает раздражать игра, например, потанцуйте. Или же поделайте что-то успокаивающее, например, почитайте или соберите пазл.

    Остановите ребенка, если Вам кажется, что он собирается кого-то укусить. Отвлеките внимание ребенка, посмотрев прямо ему в глаза. Твердым голосом с грозным выражением лица скажите: «Нет, мы никогда не кусаем людей».

    Похвалите ребенка, который успешно преодолел стрессовую ситуацию. Скажите: «Молодец, ты использовал слова, когда чувствовал злость».

Как можно предотвратить кусание

Позитивная похвала поможет предотвратить кусание у ребенка. Похвалите ребенка, когда он ведет себя так, как Вы его об этом просили, например, делится, хорошо себя ведет, считается с чувствами других, проявляет терпение.

Когда Вы видите, что ребенок себя хорошо ведет, похвалите его за это. Похвала не должна выражаться в виде конфеты, игрушки или чего-то еще. Похвалой могут послужить обычные слова о том, что ребенок поступил хорошо и Вы цените сотрудничество и здоровую реакцию на проблемы или раздражение. Например, Вы можете сказать: «Хорошо! Когда ты был злой, то смог выразить это словами!». Объятия или дружеский шлепок по спине помогут ребенку ассоциировать неагрессивное поведение с позитивными вещами. В скором времени ребенок поймет, что чувствует себя лучше, когда ему уделяют внимание за хорошее поведение, чем когда ему уделяют негативное внимание за то, что он кусал других или агрессивно себя вел.

Более того, родители должны моделировать поведение, которое хотят видеть у своих детей. Избегайте вспышек гнева и других проявлений агрессии. Будьте хорошим примером и покажите ребенку, как можно спокойно справляться с ежедневным раздражением.

Как помочь ребенку, которого укусили

Когда один ребенок кусает другого, в первую очередь необходимо позаботиться о ребенке, которого укусили, поддержать его морально:

    Уведите ребенка от источника раздражения.

    Успокойте ребенка. Этот процесс должен видеть ребенок, который его укусил.

    Помогите ребенку выразить его чувства из-за того, что его укусили. Вы можете сказать: «Можешь поплакать. Укус действительно болит».

    Неговорите «Андрей неправильно сделал, укусив тебя».

Проверьте район укуса. Большинство детских укусов безвредны и практически не оставляют следа. На коже может появиться отпечаток зубов или незначительное покраснение, обычно в таких ситуациях нет необходимости в медицинском вмешательстве. Чаще всего достаточно просто приложить холодный компресс к месту укуса и показать ребенку, что Вы его любите.

Иногда, в результате укуса может быть повреждена кожа, место укуса может кровоточить. Как правило повреждения незначительны и их можно вылечить дома. Но за такими укусами надо следить особенно внимательно, потому что они подвержены инфицированию.

Свяжитесь с доктором, если в результате укуса была повреждена кожа и:

    Боль усиливается.

    Развиваются признаки инфекции.

    Человек, которого укусили, страдает от проблем с иммунной системой, что увеличивает риск осложнений от инфекции.

Как ответить ребенку, который кусается

Когда ребенок кусается, дайте ему понять, что такое поведение недопустимо. Очень резко отреагируйте на кусание (но без проявления жестокости или агрессии). Если Вы единственный, кого укусили, преувеличьте боль. Если ребенок покусал кого-то еще, отреагируйте, сделав замечание строгим голосом и со строгим выражением лица. Скажите, «Нет! Мы не кусаемся!». Многие дети так же шокированы и расстроены, как и тот, кого покусали. Это происходит из-за того, что дети могут не знать, что укусы причиняют боль.

Расскажите ребенку, что есть другие способы, чтоб выразит свои чувства. Например, скажите: «Воспользуйся словами, чтоб показать Лене, что ты на нее злишься, за то, что она вяла твою машинку».

Когда ребенок кусается, нельзя:

    Кусать ребенка в ответ, чтоб он почувствовал, что означает быть укушенным.

    Мыть рот ребенка мылом.

    Бить ребенка, шлепать его или использовать другие виды телесного наказания.

Для детей старше 3 лет, которые все еще продолжают кусаться, можно применить технику тайм аутов. Тайм ауты дают ребенку время для того, чтоб успокоиться и приучают ребенка к мысли, что кусание неприемлемо. Тайм ауты лучше всего срабатывают с детьми, которые знают, зачем используют эту технику.

Кусание в детском садике

Если один ребенок кусает другого в детском садике, директор может попросить прийти на встречу родителей обоих детей. Если кусание продолжается, то могут принять следующие меры:

    Сокращение времени пребывания ребенка в детском садике.

    Внимательное наблюдение за ребенком, чтоб понять в каких ситуациях он начинает кусаться. Некоторые действия могут раздражать ребенка. Возможно замена таких действий другими может быть самым эффективным способом решения проблемы.

    Смена режима.

Если даже после таких мер ребенок не прекращает кусаться, Вас могут попросить перевести ребенка в другой детский сад. Более маленькое заведение или же заведение со специальным персоналом – это может быть оптимальное решение для ребенка, который постоянно кусается.

Свяжитесь с доктором, если:

    Вы не смогли отучить ребенка кусаться, воспользовавшись всеми перечисленными советами.

    Вам сложно справиться со своей реакцией на то, что ребенок кусается.

    Тот факт, что ребенок кусает вносит хаос в его жизнь.

    Вам необходима консультация относительно того, как справиться с тем, что ребенок кусается.

Кусание - Тестирование

Проконсультируйтесь с доктором, если Вы считаете, привычка ребенка кусаться становится проблемой. Доктор захочет узнать подробности о поведении Вашего ребенка и о кусании. Доктор может Вас спрашивать, что обычно происходит, когда ребенок кусается, как Вы и другие родственники реагируете на это, и какой распорядок дня обычно нравится Вашему ребенку.

Вопросы о ситуациях, в которых Ваш ребенок покусал кого-нибудь

    Ваш ребенок чаще кусает взрослых или детей?

    Ребенок выглядит расстроенным или злым, когда кусается?

    Сколько людей обычно находится рядом, когда ребенок кусается?

    Есть ли какие-то места или ситуации, при которых ребенок кусается?

Любой ребенок, без разницы, мальчик это или девочка, хоть раз, но обязательно покусал кого – либо. Обычно, любовь и привычка кусаться проходит уже к 3 годам. Если же малыш не перестает кусать себя или родственников, проявляя при этом агрессию и выказывая свой гнев, то многие родители задаются вопросами: почему дети кусаются и что делать, если ребенок кусается?

Обычно, кусание, ни когда не планируется малышом заранее. Это действие происходит спонтанно и обычно не несет за собой тяжкого вреда здоровью или серьезным последствиям.

Отучить ребенка кусаться, нужно, когда ему уже есть 3 годика, и вы понимаете, что кусание носило не разовый характер. Если, к тому же, ребенок кусается в детском саду, при этом кусание сопровождается агрессией и повторяется не единожды.

Очень часто, малыш, у которого прорезаются зубки, начинает кусаться, что бы притупить дискомфорт в деснах. Иногда, малыши кусаются, так как просто по — другому не могут выразить свои эмоции и чувства, так как полностью не владеют навыками разговора. А малышей, в раннем возрасте очень часто одолевают страхи, беспомощность или раздражение.

Всегда, если развитие ребенка протекает нормально, то словесное показание своего недовольства, обычно хватает, что бы у малыша пропало желание кого — либо кусать. Если желание кусать у малыша не прошло после 3 летнего возраста, смело ведите его к стоматологу.

Почему дети начинают кусаться?

Совершенно все малыши могут кусаться, но причины у всех абсолютно разные. Причины появления укусов, зависит от количества лет малыша.

Груднички от 5 до 7 месяцев, начинают кусаться, когда испытывают дискомфорт около своего рта, или при испытании сильнейших болей, вызванных появлением зубок.

В этом возрасте малыши кусают родителей или родственников. Но даже в столь маленьком возрасте, малыш понимает, что это не хорошо, если видит не довольную реакцию мамы или папы.

В период с 8 до 14 месяцев, малыши испытывают сильные ощущения и при этом, не контролируя свое поведение, начинают кусаться от перевозбуждения. В этом возрасте опять все укусы достаются родственникам и родителям малыша. Отучить ребенка кусаться, поможет твердый тон папы или мамы. После услышанного твердого «нет», малыш забывает об этой привычки раз и навсегда.

В период от 15 до 36 месяцев, ребенок может начать кусать окружающих его родственников или детей, от переизбытка гнева, а так же желая контролировать поступки других людей.

Обычно в этот период развития дети кусают своих сверстников, намного реже папу или маму. В этот период развития особенно ярко встает вопрос, как отучить ребенка кусаться, ведь мама и папа малыша начинают понимать, что это перестало быть детской шалостью. Отучить ребенка кусаться в данном периоде намного проще, так как малыш осознает, что он поступает не правильно.

Если по истечению 3х летнего возраста, укусы не прекратились, то стоит задуматься, все ли хорошо в общении вашего малыша. Проявление агрессии, может быть связано, с сильнейшим испугом, раздражительностью, испытывая чувство обиды.

Тех же малышей, которые продолжают кусать детей и родителей, необходимо отвести к педиатру, он должен дать направление на прием к невропатологу. Вполне возможно, что у малыша имеются проблемы с самоконтролем.

Если малыш начал кусаться в детском саду

Укус, может произойти в любой ситуации. Если ребенок кусается в детском саду, то это может произойти во время его игр с другими детьми. Сейчас это не редкость в любом детском саду. Конечно, таких ситуаций, можно было избежать, если бы за детьми велся хороший присмотр, но очень часто, детям просто не объясняют, как нужно выражать свои эмоции.

Советы психолога, рекомендуют родителям «кусающихся» детей, предупреждать об этом воспитателей заранее, что бы они обратили на ребенка повышенное внимание. Так же рекомендуется, забирать ребенка немного пораньше из детского сада, поощрять малыша, если на него не поступило жалоб.

Иногда, в самых критических ситуациях, возникает необходимость в переводе ребенка в специализированный детский сад, в котором имеется коррекционная группа с маленьким количеством детей. Где специалисты помогут отучить ребенка кусаться.

Кусание – как проблема поведения

Кусать родных изредка время от времени, это нормальное развитие любого малыша. Но помните, если кусания перешли в разряд каждодневного и многоразового, при этом кусание сопровождается агрессивным поведением. При следующих признаках, ребенка обязательно должен осмотреть специалист:

Кусается, даже если родители, выказывают свое недовольство;
Продолжает кусание по прошествии 3 лет;
Кусанием, вредит другим детям;
Кусание не связано с желанием заполучить какой — либо предмет, а только из – за агрессии или злобы;
После кусания появляются сопутствующие признаки агрессии, такие как, причинение боли животному или другому ребенку.

Как отучить ребенка кусаться?

В большинстве случаев, укус не несет большого вреда и не требует дополнительного медицинского вмешательства. Укус безвреден, даже если при этом повредился кожный покров и пошла кровь. Но при появлении крови, ребенок может заразиться большим количеством заболеваний. Особенное это касается тех укушенных детей, у которых слабый иммунитет.

Иммунитет – это природный защитник организма, и именно он помогает бороться почти со всеми видами инфекций. Слабый иммунитет означает, что организм не будет бороться и перестанет эффективно защищать человека.

Очень важно попасть к врачу. Так как врач хорошо оценит место укуса и все узнает о прививках.

Отучить ребенка кусаться, поможет вам врач . Так как кусание, обозначает, что ребенок совершенно не может контролировать свои эмоции. Врач поможет Вам узнать методику, как объяснить ребенку, что нужно сдерживать свои эмоции и контролировать самовыражение.

Советы психолога, гласят, что, с ребенком нужно разговаривать и объяснять. Так же, к примеру, Вас могут направить на курсы воспитания детей. Курсы помогут вам, научиться правильно, реагировать на поведение вашего малыша.

В большинстве случаев, укусы можно предотвратить. Или же снизить значительно частоту кусания. Обязательно, после каждого укуса, выясняйте причину укуса. Это поможет вам в дальнейшем. Причина укусов, всегда зависит от возраста малыша.

У малышей, у которых прорезываются зубки, рекомендуется использовать специальные игрушки, они массируют десны.

Отучить ребенка кусаться, возраст которого составляет около 12 месяцев, обязательно показывайте свое недовольство его поступком, сопровождая словами «В нашей семье не кусаются».

Советы психолога гласят, что в возрасте начиная с 1,5 лет, необходимо обязательно учить своего малыша выражать свои эмоции, без агрессии, ярости и кусания. Объясните, что все можно решить мирным путем.

Научитесь распознавать тот момент, когда он хочет кого – покусать, помните, что вы в силах предотвратить это, переключив внимание ребенка на что – то другое.

Ваша речь не должна быть длинной и трудной в понимании малыша. В вашем высказывании, должна четко прослеживаться ваша негативная позиция на укус.

Не забудьте похвалить малыша, который смог не укусить и удержать себя. Ваша похвала очень сильно нужна малышу.

Что нужно сделать, что бы предотвратить кусание

Положительная оценка хороших действий малыша, станет незаменимым помощником в борьбе с кусанием. Обязательно хватите малыша, за все действия и поступки, которые вы поддерживаете. Особенно за проявленное терпение, сдержанность и миролюбие.

Советы психолога говорят, что ребенка нужно хвалить каждый раз, как вы видите его хорошее поведение. Но при этом важно, что похвала должна быть словесной и ни в коем случае не иметь ценный эквивалент, такой как сладости или игрушки.

Приободрите его словами, ты сегодня отлично смог сдержать агрессию и выяснить все при помощи слов. Не малую роль при этом будут играть тактильные ощущения: обнимите малыша, или дружественное похлопывание по спине надолго запомнятся вашему малышу. И чуть подрастая, он поймет, что его умение сдерживать себя и идти на компромисс приносит только положительные эмоции, чего ни как нельзя сказать об обиде и злости.

Очень хорошо будет, если вы попробуете разыграть с ребенком разные ситуации, при которых у него может возникнуть повышенная агрессия и как следствие кусание. Запомните, ни кто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы сами. Моделируя разные ситуации, показывайте малышу, на личном примере, как вы справляетесь с тем или иным случаем. Станьте для него примером и опорой. Ваша семья должна стать образцом тихой, уютной и гармоничной семьи.

Если ваш малыш кусается, ни в коем случае не поступайте так:

Доказывать ребенку, что укус это больно, укусив его в ответ. Тем самым вы только усугубите обстановку и вызовите у ребенка, затаившуюся злобу нас, внутри;
В качестве наказания за укус, намыливать рот мылом. Запомните, в нелегкой борьбе против укусов, вам поможет только слово;
Не применять телесное наказание за совершенный укус, только убеждение способно помочь вам и вашему малышу.

Те дети, которые и после 3х лет продолжают кусать других детей, лучше всего применять прием тайм — аутов. Они позволяют малышу немного успокоиться, а так же они дают малышу понимание, что кусание недопустимо. Но важно, объяснить малышу, для чего дается время подумать.

Если малыш кусается, посещая детский сад

Если сложилась ситуация, что один ребенок кусает других детей, но заведующая детским садом имеет право, по просьбе воспитателей и психолога ДОУ, пригласить на встречу родителей малышей. Если кусание имеет уже продолжительный характер, ваш ребенок стал более агрессивным, вам могут быть выдвинуты следующие рекомендации:

Сократить время посещения малышом садика. Во время пребывания ребенка в ДОУ, за ним будет наблюдать психолог, что бы выявить причины, из – за которых он начинает кусаться. Так как некоторые поступки или просто действия, могут вызывать гнев у вашего малыша, задача психолога установить данный факт. И тогда, замена этих действий повлечет за собой мир и спокойствие, в дружном детском коллективе.

Пересмотр распорядка дня малыша. Если после уже принятых радикальных мер, Ваш малыш все равно продолжает кусать других детей, то вам могут выдать предписание в другой детский сад с группами с малым количеством детей и наличием узконаправленных специалистов. Там вашему малышу, будет уделяться повышенное внимание.

Обязательно нужно обратиться к педиатру и невропатологу если:

Все вышеперечисленные способы не пошли на пользу, и ваш малыш по – прежнему, продолжает кусаться;
Вы не можете контролировать ситуацию и ваши эмоции зашкаливают;
Поведение ребенка, мешает ему самому адаптироваться в социуме;
Вам требуется помощь в этой ситуации, так как вы перестали контролировать ее.