Меню

Развод и его последствия для детей. Все про развод и последствия

Здоровье

Каковы причины развода и его последствия для ребенка? Приходилось ли вам сталкиваться с проблемой развода?

По-разному складывается у людей семейная жизнь. Не все семьи способны выдержать испытание на прочность. Многие семейные функции со временем нарушаются, значительные изменения претерпевают психологические установки супругов на сохранение брака, жизненные планы рушатся. Поэтому в некоторых случаях не только невозможно, но и нецелесообразно сохранять брак как союз, который не приносит удовлетворение партнерам. Часто выход в такой ситуации один - развод.

Развод - это расторжение брака, то есть юридическое прекращение его при жизни супругов.

Причины развода:

  • 1) пьянство и алкоголизм одного из супругов;
  • 2) несходство характеров и отсутствие взаимопонимания;
  • 3) измена или подозрение в измене;
  • 4) частые ссоры;
  • 5) появление другой семьи;
  • 6) утрата чувства любви;
  • 7) физическая несовместимость;
  • 8) ревность;
  • 9) вмешательство в семейные отношения родителей или других родственников;
  • 10) болезнь одного из супругов;
  • 11) фиктивное заключение брака;
  • 12) безответственное отношение супругов к семье и семейным обязанностям;
  • 13) вынужденная разлука супругов;
  • 14) отсутствие детей или нежелание одного из супругов их иметь.

Больше всего от разрыва и рушения семьи страдают дети. Они очень сильно любят и маму, и папу. Разлука с одним из родителей очень сильно раздражает и огорчает их.

Развод родителей в очень раннем возрасте приводит к тому, что у женщины -- мамы пропадает молоко для кормления. А у ребенка от этого случается сильный стресс. Молодой маме приходится искать работу. Ввиду этого стресс усложняется, так как малыш теряет близость с мамой. У него пропадает аппетит и ухудшается здоровье.

Дети более старшего возраста не могут понять причину развода. Почему папа из семьи ушел, бросив маму одну. Постоянные вопросы ребенка о том, где он есть и как при этом быть не могут не раздражать мать. Ребенку становится очень тревожно, он грустит и плачет, сон тревожен и беспокоен. Дети перестают быть общительными и начинают считать себя очень виноватыми во всем произошедшем. Мальчики раздражительны и агрессивны. Они пытаются выместить свой гнев на окружающих их сверстников, ввязываются в уличные драки, находя тем самым отдушины своей агрессии.

С проблемой развода мне сталкиваться не приходилось.

Не сошлись характерами… Это звучит подобно смертному приговору, который выносится семье. После этого ячейка общества прекращает свое существование, а двум людям даруется возможность начать свою жизнь с чистого листа.

Но если развод происходит в семье, где есть дети, смогут ли они начать свою жизнь с чистого листа? Что происходит в душе ребенка, для которого семья и весь мир вдруг разрывается на две половинки и в каждой остается самый близкий человек?

Пережить развод не просто. Психологи ставят развод на одно из первых мест как наиболее стрессогенный фактор. Взрослые, решая свои проблемы в личной жизни, зачастую забывают о том, что для ребенка развод означает крах его маленького мира, в котором самые любимые и родные люди теперь не будут вместе.

Конечно, здесь речь не идет о тех случаях, когда развод является скорее шагом, который способен избавить ребенка от необходимости наблюдать вечные ссоры родителей, а иногда даже рукоприкладства и когда поведение одного из родителей скорее вредит ребенку. Психическое здоровье ребенка еще сильнее страдает от пребывания в постоянном стрессе от подобных сцен. Дети, не понимая истинных причин ссор родителей, неосознанно возлагают вину на себя. Им кажется, что родители ссорятся, потому что он недостаточно хорош и сделал что-то неправильно. Это, несомненно, сильно влияет на самооценку ребенка, да и отголоски во взрослой жизни предсказать сложно.

Еще хуже если дети втягиваются в выяснение отношений между родителями и становятся объектами для манипулирования, способом заставить одного из родителей уступить в чем-то. Ребенка зачастую ставят перед выбором - с кем из родителей оставаться. Это вызывает у детей ощущение бессилия и предательства самых близких людей, а также безнадежности и растерянности. Последствиями развода могут стать различные психосоматические заболевания у детей, депрессии, замкнутость, нарушения сна и аппетита.

Реакция детей на развод во многом зависит и от возраста. Младенец может практически не заметить отсутствия одного из родителей и быстро адаптироваться к переменам, особенно при условии, что остальные родственники не изменят своего отношения к нему. Двухлетний ребенок отсутствие родителя, конечно же, заметит, и будет активно интересоваться, куда тот делся, при этом может капризничать и бурно реагировать. От двух лет и до шести ребенок ощущает потрясение и шок и всецело винит себя за происшедшее. С шестилетнего возраста и до девяти лет развод родителей вызывает депрессивное состояние, агрессивные проявления, эмоциональные перепады. У детей резко ухудшается поведение и успеваемость. Ребенок перестает доверять, кому бы то ни было, может начать грубить и обманывать. В возрасте 9-11 лет девочки ищут поддержку у подруг, перестают доверять родителям, а мальчики стремятся найти взаимопонимание с отцом. В подростковом возрасте у мальчиков может проявиться агрессивность к отцу, а девочки могут обвинять мать в том, что отношения с отцом разладились.

Специалисты советуют не держать ребенка в неведении, относительно того, что в семье существуют проблемы, но стараться не травмировать психику ребенка сценами ссор. Ребенку следует доступными словами объяснить, почему родители разводятся, при этом, избегая очернять образ родителя, называя его «плохим» и т.п. Для полноценного развития ребенка ему необходимо участие обоих родителей, поэтому не следует ограничивать общения с другим родителем, если это только не вредит ребенку. Ребенок не должен быть средством манипулирования или способом вернуть родителя в семью.

Родителям, подающим на развод, не следует забывать, что разведенные люди становятся друг другу чужими, но для ребенка по-прежнему остаются мамой и папой.


Татьяна

Как и другие системные кризисы, развод имеет последствия для всех членов семьи. Однако в силу высокой эмоциональной значимости в обществе темы последствий развода для ребенка на ней стоит остановиться подробнее. Условно эти последствия можно разделить на реактивные (относительно краткосрочные) и структурные (относительно долгосрочные в силу того, что они, по сути, характеризуют социальную ситуацию развития ребенка).

Реактивные последствия подробно описаны и проанализированы в работах психоаналитически ориентированного терапевта Г. Фигдора (1995, 1998). В них показано, что негативная эмоциональная симптоматика у ребенка - гнев, страхи, импульсивность и др., - возникающая непосредственно после развода, не является патологической, а представляет собой здоровые реакции на внезапно пошатнувшийся мир. В частности, страх во многих случаях заставляет детей регрессировать, они опять будто «цепляются» за мать. Регрессия в таком случае представляет собой попытку вновь восстановить доверие, которое пострадало из-за развода, поэтому ребенок должен опять, как когда-то в раннем детстве, постоянно контролировать присутствие матери.

При этом внезапное исчезновение реакций на развод в большинстве случаев еще не свидетельствует о том, что душевное равновесие ребенка действительно восстановлено. Гораздо чаще прекращение или исчезновение непосредственных реакций связано с вытеснением или отрицанием тревоги. Появление внешнего спокойствия в ситуации кризиса, в том числе и в поведении детей, часто служит признаком именно начала патологического реагирования и развития ребенка. Ошибочные заключения по поводу взаимосвязи между видимыми реакциями и психическими событиями наблюдаются в виде надежды родителей на то, что ребенок спокойно воспримет развод, и приводят к борьбе с внешними проявлениями его горя, например с гневом или регрессивными реакциями. Таким образом взрослые могут неумышленно усилить его страх: ребенок боится окончательно потерять отца - из-за того, что в их встречах возникают трудности, или мать, потому что замечает ее злость, когда проявляет свои реакции и симптомы.

За консультацией обратилась мать 16-летней девушки, оканчивавшей школу. На протяжении всех лет обучения девочка училась хорошо, легко и с удовольствием, но в последние несколько месяцев ее поведение кардинально изменилось: она начала прогуливать уроки, игнорировать домашние задания, конфликтовать с учителями. Семейная ситуация, сложившаяся в предшествующие этим изменениям месяцы, объясняла ее поведение: неожиданно для всех из семьи ушел отец (к другой женщине, прожив в браке более 20 лет), и одновременно старшая сестра вышла замуж и уехала из родительского дома.

Если взглянуть на развитие семейного процесса, обращает на себя внимание наложение друг на друга сразу нескольких задач развития: подростковый возраст младшей сестры, развод родителей, замужество и переезд старшей сестры. Все это требовало быстрого псреструктурирования семейного устройства, что стало чрезмерным стрессом для всех. Проблемное поведение девушки позволяло компенсировать резкость изменений: как только матери становилось известно об очередной выходке дочери, она вызывала отца и старшую дочь, и семья вновь «воссоединялась». Однако сама девушка не испытывала при этом облегчения, так как остро переживала, что подводит и огорчает мать в такой сложный для нее период, и одновременно чувствовала, что теряет ценное для нее уважение отца.

Структурные последствия развода родителей для ребенка, причем развода двух типов - и завершенного, и незавершенного, представлены в исследовании Г. Л. Будинайте и Л. Коган-Лернер . Данные наблюдений терапевтов и консультантов, занимающихся помощью семье на протяжении второй половины XX в. в Америке и Европе и в последние два десятилетия в России, свидетельствуют о том, что степень адаптации ребенка к постразводной ситуации во многом зависит от того, как бывшим супругам удается справиться с разводом, а именно - как им удается «развести» функциональные зоны супружества и родительства.

В реальных жизненных ситуациях, как правило, можно встретить три варианта такого «разведения», потенциально имеющих различные последствия развода для ребенка:

  • 1) один из бывших супругов сохраняет родительскую роль, второй полностью лишается ее (добровольно или нет);
  • 2) оба супруга сохраняют родительские роли, несмотря на конфликтность;
  • 3) оба сохраняют родительские роли и способны к родительскому сотрудничеству и партнерству.

Терапевтическая практика показывает, что именно поведение и степень включенности родителя в воспитание ребенка, не проживающего с ним (в нашей стране это чаще отец), а также наличие или отсутствие конфликтов между бывшими супругами, сама возможность родительского сотрудничества зачастую определяют особенности последствий развода.

В исследовании изучались особенности представления о семейной структуре детей, переживших развод родителей от 2 до 6 лет назад (2 года - минимальный срок, необходимый для перестройки системы), в сравнении с представлениями о семейной структуре детей из семей с сохраненным супружеством. Группа детей из переживших развод семей была разделена на две подгруппы - с завершенным (функциональным) или незавершенным разводом. Эти подгруппы выделялись на основе анализа особенностей протекания развода, контактов родителей друг с другом, конфликтности их общения, частоты контактов ребенка с обоими родителями.

Согласно данным, полученным с помощью системного семейного теста Геринга (FAST), между семьями с завершенным и незавершенным разводом обнаружены существенные различия. Для группы с незавершенным разводом характерна размытая, невыраженная иерархия , что, с одной стороны, может быть связано со снижением родительского авторитета в восприятии ребенка при наличии большого количества скрытых или явных конфликтов и негативизма в общении родителей. С другой стороны, во многих случаях дети из таких семей часто принимают на себя роль психологического партнера родителя, с которым живут, обеспечивая ему эмоциональную поддержку. В группе семей с завершенным разводом распределение данных, полученных по параметру «иерархия семейной системы», совпадает с распределением данных, полученных по этому параметру в группе семей с сохраненным супружеством, что можно объяснить более последовательным выполнением бывшими супругами родительских функций.

Другим параметром изучения семьи в данном исследовании стал параметр иерархических отношений в родительской подсистеме, отражающий представления ребенка об иерархических отношениях отца и матери (как родителей). В группе семей с сохраненным супружеством почти во всех репрезентациях фигура отца была больше, чем фигура матери, а в группе разведенных семей фигура отца больше фигуры матери только в одном случае. В семьях с завершенным разводом больше всего репрезентаций (67%), в которых фигуры отца и матери одинаковы по высоте. Авторы делают предположение, что семьи с сохраненным супружеством характеризуются более патриархальным укладом семьи. При этом остается открытым вопрос о причинно-следственной связи двух явлений: патриархальность служит условием создания более устойчивого брака - по крайней мере, в нашей культуре - или, напротив, стремление к устойчивости отношений приводит к развитию этой характеристики. Также можно предположить, что прийти к завершенному разводу в наибольшей степени способны эгалитарные пары, в которых иерархия родителей может восприниматься как равная.

По параметру уровня близости в семейной системе группа семей с незавершенным разводом оказалась ближе к семьям с сохраненным супружеством, чем группа семей с завершенным разводом. Обозначая с помощью расстояния между фигурами не только психологическую, но и территориальную близость, дети из семей с завершенным разводом чаще разделяют семью на несколько групп с несколькими ядрами, отражая изменение границ в жизни семьи. Возможно также, что высокий уровень близости в ситуации незавершенного развода связан не столько с реальной, сколько с желаемой ребенком близостью между членами семьи. При завершенном разводе чаще задействуется ресурс расширенной семьи, тогда как при незавершенном разводе это может нс происходить. В случае же незавершенного развода на фоне возрастающей близости и даже «слияния» ребенка с матерью, а иногда, например, с бабушкой по маме, связи ребенка с родственниками по второму родителю очень часто нарушаются.

Таким образом, учет типа развода позволяет дифференцировать его структурные последствия и более точно оценивать их влияние на психологическое благополучие ребенка без опоры на исключительно эмоциональную оценку данного события.

Развод родителей изменяет привычную семейную и жизненную ситуацию ребенка, что закономерно вызывает у него различные реакции - протестные, фобические, депрессивные. На остроту и устойчивость его переживаний оказывает влияние совокупность факторов:

  • - характер внутрисемейных отношений до развода и степень вовлеченности ребенка в решение супружеских проблем: дисфункциональные отношения в распадающейся семье, конфликты и ссоры супругов, предшествующие разводу, оказываются важным фактором, влияющим на успешность преодоления детьми его последствий; устойчивые реакции дезадаптации детей фиксируются в хронически конфликтной семье;
  • - особенности протекания процесса развода : эмоциональная реактивность детей соответствует этапам переживания утраты, например, первые два года после развода у дошкольников наблюдается неблагоприятная эмоциональная и поведенческая симптоматика, затем происходит нормализация, и через 3-4 года, при благоприятных семейных условиях, признаки перенесенной психологической травмы исчезают ;
  • - характер взаимоотношений бывших супругов после развода ;
  • - степень изменений привычного уклада жизни ;
  • - степень информированности ребенка о разводе и открытость коммуникации в семье, доступ к контактам с обоими родителями: положительное воздействие на успешность преодоления детьми последствий развода оказывает открытое обсуждение с ними ситуации, напротив, табуирование этой темы, уход от «лишних» вопросов приводят к росту тревоги у ребенка, замещению информации о реальности фантазиями, вытеснению «трудных» или «стыдных» переживаний;
  • - возраст ребенка. Наиболее трудный и опасный возраст для переживания развода родителей - от 4 до 10 лет, так как это возраст эгоцентрического, или «магического», мышления (Ж. Пиаже), когда ребенок воспринимает и мыслит себя неотъемлемой частью всех жизненных событий, свидетелем которых становится. Он будто все берет на себя, во всем видит свое участие и старается повлиять на то, что для него важно. К концу этого периода, на основе того, как ребенком была воспринята и понята жизненная ситуация, он часто принимает некоторые решения-стратегии относительно себя и других. Они ложатся в основу его идентичности и, автоматизируясь, превращаются в устойчивые убеждения, руководя его жизнью в дальнейшем.

Женщина 35 лет абсолютно убеждена, что мужчин надо либо постоянно контролировать, либо держаться от них подальше. Это убеждение коренится в ее детстве, когда, начиная с 7-летиего возраста, она то «отчаянно и безуспешно старалась наладить» совместную жизнь своих родителей, то пыталась убедить их развестись.

  • Будинайте Г. Л., Коган-Лернер Л. Б. Особенности восприятия ребенком 6-7 лет структуры семьи в ситуации развода // Консультативная психология и психотерапия. 2011. № 2.С. 91-110.
  • Карабанова О. Л. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования.

Возникает комплекс совершенно новых проблем: экономические сложности (особенно у женщин, оставшихся с детьми), изменение личных привычек, вкусов, всего стиля жизни, характера отношений с общими друзьями и знакомыми, взаимоотношений детей не только с бывшим супругом (супругой), но и с его (ее) родственниками и т. п. По данным американских исследований, разведенные в три раза чаще попадают в различные автомобильные катастрофы. Они гораздо больше подвержены алкоголизму и различным заболеваниям. Смертность, а также число самоубийств у этой категории гораздо выше, чем среди лиц, состоящих в браке. Следует сказать, что сам по себе развод - это лишь финал драмы, юридическое оформление несложившихся отношений, неудачной семейной жизни. В процессе, предшествующем окончательному расторжению брака, выделяют несколько стадий.

Последствия развода: самые распространённые ситуации

Разведенный мужчина больше подвержен риску алкоголизма, наркомании, СПИДа и травм.


Они тоже члены общества. Существуют вопросы, возникающие после развода, которые могут решиться только с помощью Российского законодательства.

Внимание

Эти юридические проблемы укладываются в небольшой, но очень важный список:

  1. Вопрос воспитания детей.

Инфо

С кем должен остаться ребенок. Кто из родителей будет приходящим, и будет ли.

  • Алименты, взимаемые с одного из родителей.
  • Имущественный вопрос.
  • Раздел жилья и другого совместно нажитого имущества.

    Давайте представим, что разводиться нельзя.

    Ошиблись в молодости, ну и расхлебывайте всю жизнь свою глупость большим половником.


    Стерпится – слюбится.

    Развод: психологические и правовые последствия

    Народная мудрость на то и мудрость, чтобы к ней хотя бы немножко прислушиваться.
    Никогда не известно, что будет, если все сломать и новый мир построить.

    Он может построиться еще хуже, чем был. Такое уже случалось в нашей истории.

    С другой стороны, не сравнишь – не оценишь. Пока не примеришь на себя, так и не узнаешь, пойдет ли тебе этот наряд.
    А если старый наряд выбросишь, а новый не подойдет, голой что ли ходить….

    Вот так эгоистично и практично подходя к семейной жизни, трудно создать счастливую семью.

    Может быть, попробовать просто любить? Искренней любовью можно рубище превратить в парчу и бархат.

    Запрещать развод нельзя. Он нужен хотя бы для того, чтобы психологически не быть зависимыми от обстоятельств.

    Развод и его последствия

    Наибольший процент разводов в стране приходится на ранние браки, поскольку женятся люди незрелые, инфантильные, с достаточно низким духовно-социальным уровнем, которые основой брака считают секс.

    Секс в наше время является заменителем брака, поэтому так часты разводы.

    Кроме того, изменились роли мужчин и женщин, большинство мужских функций взяли на себя женщины.
    Понятия брак и любовь вовсе не означают их тождества.
    Любовь к человеку может погаснуть и смениться новой. Общество в таком случае не может осудить поведение человека, который решает расторгнуть брак и вступить в новый по причине возникновения другой любви, поскольку этим оно могло бы подорвать значение любви как символа брачных отношений. С другой стороны, общество заинтересовано в прочности семейно-брачных отношений, поскольку именно такие условия возможны для рождения и воспитания детей.

    Развод и последствия развода.

    Наверняка развод станет даже незамеченным явлением, так как в раннем возрасте человеку не дано понимать происходящее вокруг. Не только очень маленькие, но и достаточно взрослые дети могут спокойно отнестись к разводу.

    Всё это за счёт того, что за всё время проживания удалось создать хорошие отношения и с мамой, и с папой.

    Это позволит нормально общаться с каждым из родителей даже после расторжения брака.

    • Уровень привязанности.

      Важно понимать, что если в момент, когда семья ещё была единой, ребёнок много проводил время с тем родителем, который уходит из семьи, возникнет большой стресс.

      Однако если отец, к примеру, уделял совсем мало внимания сыну или дочери, потеря будет не такой уж и болезненной.

    • Конфликты. Часто разводы – это не только по мирному решившие все вопросы родители. Очень часто случается так, что возникают ссоры и разногласия.

    Последствия разводов

    В зависимости от причины расставания может быть разным дальнейшее поведение. Например, если муж и жена любят друг друга, но развод вынужденный, всем будет больно и трудно принять факт распада семьи.

    Однако если расставание вызвано за счёт инициативы мужа и жены, весь процесс пережить гораздо проще.

    Негативное влияние разводов Психологические последствия развода являются первыми в списке. Именно они чаще всего наносят поражающие удары. Человек при расставании испытывает стресс, напряжение, переживание.

    Особенно это касается тех, кто действительно любил свою вторую половину.

    Дети очень чувствительны и для них развод часто становится трагедией. Проблемы в отношениях могут возникнуть в любой момент. Согласно статистике, очень часто в первые несколько лет брака семейная пара распадается.

    Развод после венчания последствия оказывает весьма негативные.

    Семья » развод

    В данной статье поговорим про последствия после развода.

    Какие они должны быть и должны ли быть вообще? Это довольно щепетильная и популярная на сегодня тема.

    Знаете почему? Потому что количество разводов у нас достигает 70-80%.

    А эта страшная цифра говорит сама за себя, показывая, насколько сильна деградация в нашем обществе.

    И я буду очень рад, если Вы женаты или замужем, и изо всех сил каждый день сражаетесь за счастливые отношения в семье. Сражаетесь в первую очередь с самим собой, а не с близким человеком.

    Давай поэтапно разберём эту тему. Почему люди разводятся? Ответ один: потому что нет знания, как нужно жить и потому, что не знают, что будет за разрушение семьи.

    Расстаются потому, что думают, что «с другим человеком мне будет легче и лучше». Так думает человек, который бросает свою вторую половину. Кстати, когда человек говорит, что его бросили, значит, так и есть.
    Разведённую женщину с детьми обществом принято жалеть, оправдывать и оказывать поддержку, а мужчину – осуждать в том, что бросил её с детьми, обвинять в предательстве.Мужчина такой же живой человек, как и женщина, у него такое же сердце, которое болит от распада семьи, от расставания со своими любимыми детьми, от предательства любимой жены.

    Часто после развода мужчина, чтобы справиться со стрессовой ситуацией, с депрессией начинает увлекаться сильными алкогольными напитками.

    Ему кажется, что водкой можно заглушить своё горе, но чем больше он пьёт, тем быстрее ухудшается его депрессивное состояние.

    Если мужчина вовремя не опомнится, не возьмет себя в руки, то у него возникает множество проблем не только со здоровьем, но и с работой.

    Мужчине, как и женщине, свойственно желание иметь свой уютный дом, где его всегда ждут любящие домочадцы.

    Последствия после развода для обоих супругов

    Вот в этом случае стресса не будет. Даже переживаний никаких не дождетесь, только радость освобождения. Для женщин Женщина, напротив, более пытлива, в ней во все времена живет дух экспериментатора.

    Это она уходит с двумя детьми от пьяницы мужа на квартиру, это она выставляет супруга вместе с вещами и любовницей, застав их в спальне.

    Женщина, конечно, боится остаться одна, но, в то же время, она знает, что не пропадет.

    И это правда! В женщине, как это не парадоксально, очень много жизненных сил. Это заложено природой. Потому что она мать, ответственная за продолжение рода, за своих детей. Ради них дочь Евы и в горящую избу, и коня на скаку, а уж наркомана-мужа пинком из своей жизни и подавно.

    Да, потом будет плакать в подушку, жалеть, может примет назад.

    Но и одна не пропадет. Развод для женщины – это огромный стресс, если бросают ее. Особенно, если она любит.
    Это разбитое сердце, попытки суицида, разочарование в жизни и потеря интереса. Но… тоже переживается, потому что главное для нее – это дети.

    Посмотрите вокруг. Как много одиноких пожилых женщин.

    Все они прилично, аккуратно, модно одеты, выгуливают собачек, нянчат внуков.

    Еще ни одна женщина не пропала после развода. Потому что по большому счету ее счастье в детях.

    Мужчина тоже любит детей, но в большей степени через женщину. Поэтому у них часто пропадает интерес к своему потомству после развода. И, как результат, пропадает интерес к жизни. Вывод: от развода больше страдают дети и мужчины. Для общества Что такое общество? Это ни какое-то эфемерное отстраненное понятие. Это как раз и есть те самые дети, женщины и мужчины. На сколько страдают они, на столько испытывает последствия и само общество.

    На сколько психически травмированы ее члены, на столько негативно оно само.

    Все про развод и последствия

    Семей, с самого начала совершенно свободных от конфликтов, не существует.

    К сожалению, не все конфликты и ссоры, разочарования в своем супруге преодолеваются во имя сохранения брака и семьи.

    В ряде случаев они приводят к разводу, т.е. к расторжению брачных отношений. Право на развод с давних времен было предметом обсуждения в любом обществе. Признание права на развод, т. е. свободы людей не только заключать браки, но и расторгать их, является одним из показателей демократизации общества. В законах о разводах и в отношении общественного мнения к разводу, к разведенным и их детям очень ярко проявляется и общественно-политический строй данной страны, и культурные, национальные традиции, и социально-психологические особенности народа. Учитель может выяснить у учащихся их знания о сущности расторжения брака, об особенностях процесса развода в разных странах.
    Очень важно не оказывать негативного давления и дать сыну или дочери прийти в себя и всё осмыслить, а после чего смириться с произошедшим. Последствия развода родителей могут вызвать необходимость обратиться к детскому психологу, чтобы специалист поговорил с ребёнком и направил его на верный путь. Причин у развода может быть большое множество. В первую очередь, это измена с чьей-либо стороны. Когда муж регулярно ходит к другой женщине, становится ясным, что строить дальнейшие отношения с таким человеком не имеет смысла. Ещё одна из распространённых причин – утрата притяжения друг к другу. Последствия развода родителей всегда влияют на детей.

    Когда человек понимает, что с кем-то ему уже не так хорошо и комфортно, как это было раньше, сразу появляется мысль о том, что пора расстаться, чтобы не портить друг другу жизнь.

    Рассматривая развод, причины и последствия взаимосвязаны между собой.