Меню

Развитие 6 мес ребенка. Шестимесячный ребенок: особенности развития, игры и упражнения

Мода и стиль

Полгода - своеобразный рубеж, время подводить первые итоги. Ваш малыш уже не просто беспомощный младенец, лежащий поперек кровати. Глядя ему в глаза, вы понимаете, что у вас растет маленький любознательный почемучка, который готов физически и эмоционально к новым открытиям. В этой статье мы поговорим, какие особенности включает в себя развитие ребенка в 6 месяцев.

Физические параметры

К концу первого полугодия младенец набирает за месяц еще около 600 гр, а рост продвинется по сантиметровой ленте еще на 2-3 см. Пропорции тела потихоньку меняются, длина окружности головы сравнялась с длиной окружности грудной клетки, и теперь ребенок становится более похож пропорционально на взрослого человека. Итак, к концу 6-го месяца в цифрах будут следующие достижения:

  • вес приблизится к 8 кг;
  • рост составит около 68 см (± 2 см).

Сейчас самое время проследить за тем, сколько на данный период весит малютка и, при необходимости, скорректировать питание. Ведь если кроха слишком пухленький, имеет лишние 1-2 кг, это может мешать ему активно двигаться, а значит, развиваться. Таким детям стараются давать побольше овощей. И наоборот, при маленьком весе может наблюдаться вялость, упадок сил. Тогда питание корректируют в другом направлении, вводя в прикорм каши.

Психоэмоциональное развитие

  • Речевые навыки все более усовершенствуются. Малыш мастерски подражает взрослым, выдавая разнообразные сочетания гласных и согласных звуков. Иногда отдельные звуки могут прозвучать как слова, однако это лишь совпадение, не несущее смысловой нагрузки. За прошедший период ребенок усвоил около 40 разных звуков и может их воспроизвести. И если первый детский лепет одинаков у всех детей, независимо от того, в какой стране они родились, то теперь малыш подражает произношению, характерному для языка его местности.
  • Пополняется пассивный словарный запас, то есть малютка знает все окружающие его предметы, игрушки, может показать пальцем на них по просьбе взрослого, понимает смысл повторяющихся ежедневных действий.
  • Кроха осознает, что у него есть личное имя. Родителей узнает по голосу, даже не видя их. Если он слышит мамин голос из другой комнаты, то обязательно позовет ее.
  • Общаясь, выражает свои эмоции, нежность: трогает маму за волосы, лицо, прижимается к ней. Попробуйте во время общения менять выражение лица, взгляните на него то ласково, то сердито. Сначала кроха улыбнется вам, потом поморщится, готовый заплакать.
  • Делает все новые открытия. Например, проводя эксперименты с собственным голосом, малыш может пробовать вкладывать палец в рот, при этом понимая, что извлекаемый звук меняется.
  • Образуются причинно-следственные связи. Пока они самые простые: если нажать на кнопку пульта, включится телевизор, на игрушку - заиграет музыка, предмет падает на пол - раздается звук, если он заплачет, мама придет на помощь. Появление страха является важным скачком в интеллектуальном развитии, ведь это признак того, что кроха не просто понимает связь между действиями, но и умеет предвидеть их. Малыш очень любит играть с коробочками, кастрюлями, открывать и закрывать крышку, класть что-нибудь внутрь.
  • Занимаясь игрушкой, ребенок теперь делает акцент на ее практическом применении. Вскрикивая, он привлекает к себе внимание и выражает просьбу (иногда даже требование) подать ему тот или иной предмет. В этом возрасте он уже знает, как заставить взрослого выполнить его желание.
  • Пора учить ребенка слову «нельзя». Если он тянет в рот опасный предмет, не стесняйтесь запрещать ему. На примере с игрушками разъясняйте, почему вы не разрешаете брать какой-либо предмет.
  • Испытывает потребность общения со сверстниками. Это кажется невероятным, но интуитивно дети чувствуют друг друга, со стороны кажется, что карапузы, примерно одинаковые по возрасту - родственные души. Они любят наблюдать друг за другом и повторять увиденные у товарища действия.

Кроха активно пользуется указательным пальцем, чтобы добиться желаемого или «поговорить» со взрослым

Питание

Вот и настало время перемен в питании. До этого момента материнское молоко обеспечивало кроху всеми необходимыми элементами. Однако режим питания ребенка в 6 месяцев резко меняется: в рацион вводится прикорм.

Если у крохи есть склонность к запорам, масса тела выше показателей нормы, начинают прикорм с овощных пюре из кабачка, брокколи, цветной капусты. Худеньким и щупленьким малышам лучше начать знакомство с каш. Важно, чтобы каши были безглютеновые. К ним относятся рисовая, гречневая, кукурузная. Детям в блюдо не добавляют соль и сахар.

Прикорм вводят в первой половине дня крохотной порцией (не более чайной ложки). Обязательно блюдо должно состоять из одного компонента. Таким образом в случае появления сыпи несложно понять, на какой продукт была аллергия.

Овощи готовятся на пару или варятся, подаются в пюреобразном состоянии, достигаемом путем измельчения в блендере или миксером. Пюре не должно содержать комочков и быть слишком густым. Допускается кормление готовыми пюре из баночки заводского производства. Детки в этом возрасте вполне готовы есть из ложки и пить из чашки (поильника), поэтому сразу приучайте малыша к взрослым столовым предметам.


Овощи и некоторые фрукты отлично подходят для первых прикормов

Со временем порция увеличивается до 150 гр, так что к концу месяца можно спокойно заменить прикормом одно кормление. .

Сон

Сон ребенка в 6 месяцев занимает около 14 часов, из которых примерно 10 приходится на ночь, а остальные распределяются на два дневных сна. Многие детки спят всю ночь, но те, кто находится на грудном вскармливании, просыпаются 1-2 раза с целью подкрепиться.

Чтобы отхождение к ночному сну не было поздним, нужно соблюдать режим дня ребенка в 6 месяцев, так же, как и в предыдущие. Быстро уснуть поможет:

  • позднее купание, ведь вода, с одной стороны, расслабляет, а с другой, малыш тратит последние силы;
  • последнее сытное кормление после купания;
  • между ночным сном и дневным должен быть интервал не менее 4-х часов.

Основные навыки

  1. У 6 месячного малыша бесследно пропадает гипертонус нижних и верхних конечностей, являвшийся долгое время физиологическим.
  2. Перевороты со спины на животик и обратно осуществляются виртуозно, так что родителям только успевай следить, как бы не упал с дивана.
  3. Ребенок умеет работать одной рукой: лежа на животике, может облокотиться на левую руку, а правой потянуться за игрушкой.
  4. Многие дети учатся или уже могут самостоятельно сидеть с поддержкой. Лежа на спине, легко подтягиваются, если вложить в их руку пальцы.
  5. Ползает в разных направлениях: одни задом, другие по-пластунски, есть и те, кто осваивает поползновения на четвереньках. Как бы ни получалось ползать у вашего малыша, это в любом случае прогресс, свидетельствующий о нормальном развитии.
  6. Если вы возьмете ребенка за подмышки, он ножками будет упираться в пол, как бы пританцовывая.
  7. Может перекладывать предмет из одной руки в другую, пробует его на ощупь пальчиком, целой ладонью, бросает его вниз, следя за траекторией падения. Удерживает в каждой руке по одному предмету.
  8. Ищет спрятанную игрушку; если ее прикрыть не полностью, в большинстве случаев найдет.
  9. Может самостоятельно занять себя на 15 минут, что дает возможность отдохнуть маме. Главное проследить, чтобы окружающие его предметы были безопасными.
  10. Первые зубки дают о себе знать: кроха становится беспокойным, особенно по ночам. Хотя некоторые дети переживают этот период безболезненно. В любом случае есть повод посетить детского стоматолога. Он определит правильность расположения уздечек под губами, расскажет, как ухаживать за младенческой полостью рта.


Вкладывать предметы, подбирая по размеру - любимое занятие

Игры и упражнения

Сейчас большой акцент в занятиях с ребенком стоит уделять развитию мелкой моторики, а с ней и развитию речевых навыков.

В детской библиотеке должны присутствовать картонные книжки с красочными картинками и коротенькими потешками. Дети, которым родители часто читают книжки, начинают рано говорить.

Игры для пальчиков:

  1. «Давай погладим котенка» – гладим поочередно ручкой ребенка свою руку или другой предмет.
  2. «Как цыпленок пьет водичку» – пальцы сложить вместе наподобие клюва, ритмично наклонять их вперед.
  3. «Давай красить забор» – в воздухе кистью рук изображать покраску влево-вправо, вверх-вниз.
  4. «Сними шляпу». Суть игры в том, что собираются разные головные уборы: бейсболка, вязаная шапка, панама и т. п. Мама надевает их на себя, а кроха снимает.
  5. «Причеши куклу (себя)». Поднимаете ручки ребенка к голове, имитируя расчесывание, только вместо расчески - ладошки.
  6. Тренируйте мышцы ладошек с помощью сжиманий игрушки-пищалки.
  7. Купите игрушки, где фигурки двигаются по спирали.
  8. Матрешка - еще одна занимательная игра для этого возраста.
  9. Ежедневно уделяйте несколько минут непосредственно массажу пальчиков.


Такие игрушки отлично подходят для развития 6-месячного малыша

И дальше делайте гимнастические упражнения и массаж, рекомендуемый специалистами. Теперь стоит почаще выкладывать кроху на пол, застеленный ковром, и раскладывать вокруг несколько игрушек. Не забывайте о технике безопасности:

  • убираются все, что может поранить: режущее, бьющееся, колющее;
  • игрушки не должны содержать мелких предметов, которые легко могут попасть в рот любопытного человечка;
  • на острые углы мебели ставятся специальные смягчители, на розетки - заглушки.

Повод для беспокойства

Иногда поведение ребенка заставляет задуматься, нормально ли проходит его развитие. Существуют параметры, по которым родители смогут оценить состояние малыша в домашней обстановке. Тревожные симптомы:

  • кроха не сидит с поддержкой, заваливается (это не всегда повод для беспокойства, но все же упускать из виду этот факт не стоит);
  • не ползает никоим образом;
  • всегда серьезный, не узнает близких людей, маму и папу, молчалив;
  • не просится на ручки;
  • нет реакции на звуки;
  • не может переложить предмет из одной ручки в другую.

Растить ребенка - великое счастье. Вы уже дождались времени, когда малыш впервые вам улыбнулся, сел, и не за горами день, когда вы увидите его первые шаги, услышите первые слова, ну а сейчас вы стоите на пороге 7-го месяца развития.

Что умеет делать ребенок в 6 месяцев? К этому периоду жизни он научился поворачиваться со спинки на бочок. Он пытается сидеть, немного опираясь на ручки, делает попытки ползти, увидев что-то интересное впереди. Игрушки перекладывает из одной руки в другую и держит их уже всей кистью. В шестимесячном возрасте он знает родных и близких, отдает предпочтение матери. Что умеет ребенок в 6 месяцев? Он понимает некоторые жесты, выражает мимикой эмоции. При крике издает звуки, некоторое время может самостоятельно заниматься игрушками.

Питание ребенка

До полугодовалого возраста малыш питался только грудным молоком. Ему было достаточно всех жизненно необходимых веществ. После шести месяцев жизни малышу необходимо давать прикорм, потому что он достиг того уровня развития, когда:

  • организм может переработать чужеродный белок;
  • появились или готовятся прорезаться первые зубы - малышу потребуется кальций, фосфор, витамин D2;
  • пробует жевать пищу.

Первый прикорм заменяет одно дневное кормление. При этом надо помнить, что:

  • знакомиться с новой едой ребенок будет начинать не более чем с одной или двух чайных ложек;
  • после съеденного его необходимо докормить грудью или молочной смесью;
  • не надо кормить малыша насильно, лучше уменьшить объем или заменить вид продукта;
  • еда должна быть жидкой и однородной массой, напоминающей грудное молоко;
  • каждый новый продукт вводится один раз в 2-4 недели, большой промежуток времени необходим для привыкания к новой пище желудка малыша и всего пищеварительного тракта.

Кушая по всем правилам, малыш будет здоровым и веселым.

Физическое развитие

Что умеет ребенок в 6 месяцев? Девочка или мальчик в этом возрасте владеет следующими навыками:

  1. Переворачивается со спинки набок, а потом на животик.
  2. Передвигается в пространстве, пытается ползать.
  3. Самостоятельно пробует садиться.
  4. Стоит на ровной поверхности, держась за какой-то предмет или с помощью поддержки.
  5. Сам(а) берет игрушки и предметы, находящиеся рядом.

Эмоциональное развитие

Что умеет ребенок в 6 месяцев? Мальчик или девочка проявляет следующую эмоциональную и умственную активность:

  1. Фиксирует внимание короткий промежуток времени на понравившемся предмете.
  2. Выражает эмоции: радуется и печалится.
  3. При исчезновении игрушки начинает ее поиски, крутя головой в разные стороны.
  4. Реагирует на произношение имени.
  5. Что умеет ребенок в 6 месяцев? Он наблюдает за выражением лица взрослого человека, находящегося рядом.
  6. Любит смотреть на движущие предметы, бросает игрушки и наблюдает за их падением.
  7. Не любит одиночества, предпочитает играть со взрослыми.
  8. Начинает лепетать, произнося отдельные слоги.
  9. Что умеет ребенок в 6 месяцев? Он умеет пить из чашки, если ее придерживают взрослые, хорошо ест с ложки.

Каждый ребенок развивается индивидуально. Некоторые навыки у одних появляются раньше, у других позже. Беспокоиться следует только в следующих случаях:

  • малыш не реагирует на обращение к нему близких людей, равнодушен к еде и играм;
  • наблюдается подергивание конечностей или лицевых мышц;
  • нарушается сон.

Детские обучающие игры

Здорового ребенка можно научить всем навыкам в процессе игр. Для развития моторики, надо вкладывать малышу в руки мелкие предметы, постепенно увеличивая их объем. Форма игрушек должна быть разной, а поверхность: гладкой или ребристой, кожаной или бархатистой. Возбуждение, возникающее в тактильных рецепторах или рецепторах соприкосновения, поступает в головной мозг.

У ребенка развивается чувство формы, величины и характера поверхности предмета. Развивая двигательную активность, нужно учить ребенка дотягиваться до различных предметов и человека. Игру продолжать и во время купания малыша. Пытаясь плавать, он укрепляет мышцы, находящиеся на спине и шее. Это облегчит ему переворачивание и придаст устойчивость при сидении. Для укрепления мышц делать зарядку и массаж.

Для стимулирования речевого развития надо больше разговаривать с ребенком, рассказывать сказки, петь песенки, читать стихи, рассматривать книжки, комментируя картинки. Словарный запас малыша зависит от количества слов, которые он слышит ежедневно. Для усвоения артикуляции иногда ручки ребенка надо прикладывать при выговаривании отдельных слов к своим губам. Малыш запоминает форму губ при их произношении. Надо больше играть с ребенком: показывать и называть игрушки, просить найти одну из них, показывать фотографии близких, называя людей, играть с зеркалом и в прятки. Только от родителей зависит физическое и интеллектуальное развитие малыша, поэтому им необходимо:

  • организовать ребенку правильный режим дня;
  • для первого прикорма правильно подобрать блюдо;
  • играть с ребенком в обучающие игры, в процессе которых он приобретает новые знания.

Первый юбилей

Полгода - это первый серьезный юбилей крохи. Он из беспомощного младенца начинает превращаться в смышленого малыша, активно изучающего все, что находится вокруг него.

Всем родителям интересно знать, что должен уметь делать их ребенок в полугодовалом возрасте. Нет одинаковых детей, и каждый развивается по-разному: одни быстрее, другие медленнее. Но всегда существует ориентир, на который нужно равняться. Родителям надо обратить особое внимание на ребенка, если он очень пассивный, не делает никаких попыток, чтобы ползать, сидеть, привставать, не интересуется игрушками и предметами, которые его окружают, не узнает никого из родных.

Развитие ребенка в 6 месяцев. Что должен уметь?

Вес шестимесячного малыша должен быть 7-9 кг при росте в 65-70 см. Это время, когда у ребенка начинают появляться первые зубы, заметить которые несложно: он капризничает, становится вялым, плохо ест, десны опухают и становятся красными, сует в рот пальцы и игрушки. Если 6 месяцев ребенку, что должна уметь девочка? Ребенок в этот период обязан уметь:

  • Быстро и уверенно переворачиваться со спинки на животик и обратно. Совершенствуя свои движения, меняет свое местоположение и может даже упасть с дивана или кровати. Лежа на животе, приподнимает верхнюю часть тела, опираясь на одну руку, а другой пытаться взять игрушку.
  • Что должен уметь ребенок в 6 месяцев? Садиться самостоятельно или придерживаясь за предметы. Сидеть 15-20 мин. за один раз, так как позвоночник не выдерживает долго вес собственного тела малыша.
  • Может держать игрушки двумя руками и перекладывать их из одной в другую.
  • Ползать или пытаться это сделать: отталкиваясь от пола, он пятится назад или, переставляя ручки, крутится вокруг себя. Для поддержания двигательной активности, ребенка несколько раз в день надо выкладывать на пол, постелив одеяло.

Нервно-психическое развитие малютки

Что должен уметь делать ребенок в 6 месяцев? Малыш должен:

  • Сосредотачивать взгляд на небольших предметах, различать эмоции взрослых. Радоваться похвале, обижаться, когда на него сердятся. Реагировать на свое имя, поворачивая голову.
  • Знать свои игрушки, слушать короткие стихи, произносить разные слоги, отдельные гласные, петь и гулить даже в одиночестве.

В шестимесячном возрасте ребенок способен выполнять задания развивающего характера. Что должен уметь ребенок в 6 месяцев в сидячем положении? Он может брать предметы двумя руками, нанизывать крупные детали пирамидки на палочку, вставлять одну деталь в другую, как у матрешки, передвигать игрушку за веревочку, держать в руках предметы разной формы и фактуры.

Как проверить уровень развития шестимесячной девочки?

Для выявления навыков развития малышки можно провести такой тест:

  1. Проверить, может ли ребенок концентрировать свое внимание на предмете. Для этого предложить ей яркую игрушку и посмотреть, обратит ли она на нее внимание или нет. Если да, то все нормально.
  2. Окликнуть ребенка по имени. Если она отреагирует на это, то тест пройден.
  3. Попробовать отнять у малышки заинтересовавшую ее игрушку. Она должна оказать сопротивление.
  4. Разговаривая с малюткой, менять мимику. Она должна попытаться повторить за вами.
  5. Предлагая девочке сначала еду, а потом любимую игрушку, посмотреть на ее реакцию, если она будет разной, то это хорошо.

Необходимо ежедневно уделять внимание ребенку, играя с ним и постоянно разговаривая. Это поможет его быстрому развитию.

Физическое развитие полугодовалого мальчика

Физическое развитие мальчиков, как правило, отстает от девочек. Мальчики в этом возрасте могут еще и не делать попыток садиться самостоятельно. Но навыком переворачивания в обе стороны они должны владеть. Для скорейшего развития ежедневно стоит делать простейшие физические упражнения, которые побуждают его переворачиваться, пробовать ползти и пытаться садиться. Эти навыки можно развивать и в процессе игры, раскладывая игрушки, чтобы малыш мог до них дотянуться, сделать переворот или продвинуться вперед, вбок и, упершись ручками, сползти назад.

Вес и рост шестимесячного ребенка

К этому периоду ребенок набирает ежемесячно примерно 650 г, рост его прибавляется около трех сантиметров в месяц. Итак, он весит уже ориентировочно 8,5 кг, а рост его - приблизительно 67 см. Не следует паниковать, если параметры не совсем вписываются в эти рамки. Здесь надо учитывать вес, с которым родился малыш, и его наследственность. У недоношенных детей вообще особенный календарь развития.

Максимум движения

Когда 6 месяцев ребенку, что должен уметь мальчик? Малыш начинает быстро развиваться. Он постоянно чему-то учится, приобретает новые навыки и умения, лучше справляется со своим телом, находится в движении, его все интересует.

  • У малыша полностью окрепли шейные мышцы, он хорошо управляет головой.
  • Что умеет ребенок в 6 месяцев? Он может крепко держаться за пальцы взрослого и подниматься. Он еще не может долго сидеть и заваливается набок. Мышцы спины пока не окрепли, и ребенок плохо держится в вертикальном положении. Придет время, и он сам сядет.
  • Придерживайте малыша за подмышки, и он с удовольствием будет пружинить, поднимаясь на носочки.
  • Ребенка можно отучать от соски, когда начинается прикорм. Иногда еще у него бывают проблемы с животиком, но уже редко. Причем у мальчиков проблемы с газообразованием чаще, чем у девочек.
  • В режиме дня шестимесячного ребенка обязательны: прогулки на свежем воздухе, занятия по развитию, нормальный сон, физкультура и купание.

Введение первого прикорма

В 6 месяцев пора вводить прикорм, если все нормально со здоровьем. За консультацией по питанию необходимо обратиться к врачу-педиатру. При быстром прибавлении в весе начинают с кефира, фруктов или овощей. Молочная каша подойдет для прикорма, если у малыша недобор веса. Начинать надо с ложечки одного вида продукта и за неделю довести объем до нормы. Заменять лучше одно дневное кормление до обеда, чтобы посмотреть на реакцию организма. Пища должна быть однородной структуры и не содержать сахара и соли. При кормлении в руку ребенка вложить ложку, чтобы он тоже участвовал в этом процессе.

Распорядок дня малыша

Малыш в шесть месяцев должен спать 2-3 раза, до и после обеда по два часа, продолжительность ночного сна - около 10 часов. Он может проспать подряд семь часов. День лучше начинать с зарядки.

После утреннего приема пищи необходимо отправиться на прогулку. В теплую погоду гулять можно долго, совмещая бодрствование со сном в коляске. В зимнее время прогулка должна быть менее продолжительной. Не следует выходить на улицу, когда температура меньше -15 градусов. За коляской всегда нужно следить, не надо оставлять ее без присмотра.

Заключение

Долгожданным событием для родителей является день, когда исполняется ребенку полгода. Что умеет ребенок 6 месяцев? Развитие подросшего малыша идет более активно, и он требует больше времени от родителей, энергично применяет полученные навыки. Он может быть недовольным, изображать радость, страх, удовлетворение, подолгу агукает, узнает маму и радуется ей.

Рост и вес ребенка в 6 месяцев

К 6-му месяцу ребенок «приходит» с показателями роста и веса в среднем 64-67 см и 6800-7200 г соответственно. В дальнейшем он все так же будет постепенно расти, набирая параллельно вес. Как правило, в течение месяца прибавка в весе составит в среднем 600-700 г, вырастет же ребеночек еще на дополнительных 2-2,5 см. Исходя из этого, можно рассчитать, что рост и вес ребенка в 6 месяцев (к окончанию месяца) должны достичь приблизительно 66-68 см и 7400-7800 соответственно.

Однако следует помнить, что развитие каждого ребенка всегда протекает индивидуально: кто-то из деток уже рождается более крупным и тяжелым, кто-то – менее. А значит, и показатели роста и веса могут колебаться: есть детки, которые в 6 месяцев весят более 8000 г, а рост достигает 70 см.

Режим дня ребенка в 6 месяцев

Режим дня ребенка в 6 месяцев остается все таким же актуальным для нормального его физического и психического развития, для постепенного формирования полезных привычек и дисциплинированности. Особо никаких изменений в режиме дня 6-месячного малыша не изменяется: утром он просыпается, после чего его кормят, потом малыш бодрствует и спит. К концу пятого месяца переведя ребенка на 5-разовое кормление, этот же принцип следует оставить и для месяца 6-го, кормя малыша 5 раз в день с промежутком приблизительно 4 часа.

Время активности малыша в 6 месяцев увеличивается, но ночь он по-прежнему может проспать до 10-11 часов. Спит ребенок и днем: чаще всего 3 раза по 1,5-2 часа. Лучше всего кроха спит на прогулке, которая также остается обязательной «процедурой» для ребенка.

Гулять с полугодовалым ребенком необходимо не менее 2-х раз в день: летом при температуре до 30 градусов – в течение 2,5 часов, в зимнее время (если температура не опускается ниже 10 градусов мороза) – не менее 2 часов.

Один раз в день для 6-месячного крохи предусмотрено купание – за час перед сном в ванной, температура воды в которой составляет 35-36 градусов. Купают кроху 7-9 минут, и процедуру эту ребенок уже, как правило, очень любит, выказывая радость в ее предчувствии. Для активных и легковозбудимых деток ванную для лучшего сна нередко добавляют отвары трав – ромашку, пустырник, мяту, мелису (отвар заваривают из расчета 3 ст. ложки травы на 1 л кипятка). В течение же дня подмывают ребеночка каждый раз, когда он «сходит в туалет».

Утренний туалет для ребенка – умывание личика, протирание глазок, очищение ушек и носика по необходимости. В утреннее же время рекомендуется заниматься с малышом гимнастикой – через час после того, как он поел, в течение 7-10 минут. Полезен также в комплексе с гимнастикой следующий за ней массаж. Заниматься с ребеночком лучше, предварительно его раздев: заодно и воздушные ванны обеспечиваются.

В дневное время, когда малыш бодрствует, необходимо как можно больше с ним общаться, играть с ребенком в игры, занимать всевозможными потешками, стишками и песенками.

Сколько ест ребенок в 6 месяцев

Полугодовалый ребенок все еще находится на грудном вскармливании? Великолепно! Ведь как раз получаемое от мамы молоко является наиболее полезным и питательным для ребеночка, и не зря ВООЗ рекомендует по возможности кормить деток грудью как можно дольше. Но, даже если малыш находится на грудном вскармливании, по исполнению ему 6-ти месяцев самое время озаботиться введением прикорма.

Если говорить о том, сколько ест ребенок в 6 месяцев, следует учитывать, что главным показателем здоровья и нормального развития считается вовсе не количество съедаемой пищи, а нормальная прибавка в весе. Хоть условно таки можно утверждать, что за одно кормление малыш, как правило, съедает около 180-200 грудного молока или адаптированной смеси.

Детки, уже раньше переведенные на искусственное питание, с детскими кашами, фруктовыми и овощными пюре в 6 месяцев обычно уже знакомы. А вот малышам, которых мама продолжает кормить грудью, познакомиться с новыми продуктами в этом возрасте только предстоит. По поводу первого прикорма лучше посоветоваться с педиатром, но, как правило, вводить прикорм начинают с фруктовых соков и пюре. Поначалу ребеночку нужно давать буквально несколько капель фруктового сока или половину чайной ложки пюре, наблюдая за его реакцией. Лучше, если прикорм будет вводиться в дневное время – со временем он полностью заменит обед. Если все проходит нормально, постепенно количество прикорма увеличивают. Таким образом, к концу месяца ребенок может полноценно обедать, например, пюре (не только фруктовым, но уже и овощным), которого съесть за один раз может до 150 г.

Следует учитывать, что, дав малышу новый продукт, следующий нужно вводить в рацион не ранее, чем через 5-7 дней. Причем, начинать давать прикорм лучше с однокомпонентных пюре, к примеру, измельчив в блендере сваренную морковь. К середине месяца морковь уже можно будет смешивать с петрушкой и луком, или же добавлять в пюре некоторое количество гречневой, рисовой или манной крупы.

Кроме того, с шести месяцев также рекомендуется постепенное введение в рацион малыша яичного желтка, но только пи условии, что кроха – не аллергик. Дают яичный желток сначала буквально щепотку, растерев его и смешав с грудным молоком или смесью. Если желток усваивается ребенком нормально, со временем его можно добавлять в пюре. Всегда перед тем, как дать малышу желток, яйцо необходимо хорошо сварить, держа его в кипятке не менее 15 минут.

Примерное меню полугодовалого ребенка может выглядеть приблизительно так:

6.00 – 200 мл грудного молока (или смеси);

10.00 – 200 г овощного пюре + крупинка яичного желтка;

14.00 – 280 мл грудного молока (или смеси) + 30 г фруктового пюре;

18.00 – 200 мл молочной каши + 30 мл фруктового сока;

22.00 – 200 мл грудного молока (или смеси).

Но, опять таки, необходимо следить за интенсивностью набора в весе. В случае, когда вес активно «прибывает», объем потребляемых высококалорийных продуктов (молочные каши) можно уменьшить, заменив их фруктовыми и овощными пюре. Если же ситуация обратная – кроха в весе не добирает – в рацион полезно водить растительное масло или сливки, добавляя, например, по чайной ложке в порцию овощного пюре.

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев

В 6 месяцев ребенок с особой страстью исследует на ощупь и изучает зрительно все, что его окружает. Он уже умеет цепко держать игрушку в руках, поворачивая ее так и эдак, перекладывая из ладошки в ладошку, и следя за ее траекторией, когда откидывает от себя. И с огромной любознательностью оглядывает окружающий мир, когда не спит, гуляя с мамой в коляске.

6-месячный кроха «активничает», даже просто лежа в кроватке. Так, ребенок уже самостоятельно переворачивается, вытягивает ножки и хватает их руками, поднимает голову и тянет ручки. Время от времени может, упершись головой и пятками в кроватку, даже становится на «мостик», приподнимая тельце и изгибая позвоночник.

Хорошо развиты у ребенка в 6-ть месяцев хватательные и движения и моторика рук: он перекладывает игрушки из руки в руку, умеет подтягивать к себе выброшенную игрушку, предварительно привязанную родителями за веревочку, к тому же с удовольствием перекладывает игрушки из емкости в емкость и увлеченно открывает-закрывает коробочки.

Если интересующий малыша предмет положить на расстоянии 10-20 см от него, ребенок будет стараться подползти к нему, перекатываясь, и нередко у него это удачно получается. Но, даже если ребенок пока еще не ползает, в ближайшем будущем он обязательно поползет, поэтому, подготовиться к этому следует заранее, «обезопасив» территорию от колющих, режущих и других опасных предметов.

Учиться в этом возрасте ребенок сидеть – если мама придаст ему сидячее положение, кроха выставляет вперед ручки и принимает на них тяжесть тела, удерживаясь в таком положении 1-2 минуты. Кроме того, некоторое время малыш способен простоять, держась ручками за бортик кроватки. Хоть сам пока не встает, но, если мама удерживает его подмышки, упирается сначала на кончики пальцев, а затем и вовсе встает на расставленные ножки, пусть пока и с согнутыми коленками.

Все так же полугодовалый ребенок с интересом прислушивается к окружающим его звукам. Но теперь уже не только способен узнать голоса родителей даже из другой комнаты, но и помнит свое имя, знает названия окружающих его предметов и игрушек, названия повторяемых регулярно действий. И поэтому тоже с ребенком нужно как можно больше разговаривать, предлагая ему запоминать все больше разнообразных слов.

А малыш, в свою очередь, с радостью будет лепетать в ответ: в этом возрасте кроха активно «разговаривает», даже находясь наедине с собой. И внимательно слушает стихи и сказки из красочных книг с рисунками, рассматривая их и слушая маму, которая объясняет, что «это – мячик, а вот – девочка, мячик круглый, а девочка улыбается». В течение месяца «речь» крохи становится все более яркой и выразительной – он образует все больше сложных звукосочетаний и слогов «ва-ва-в», «о-го-го», «де-е».

Насторожиться нужно, если 6-месячный ребенок:

не способен ухватить игрушку;

не дотягивается до предмета, лежа на животе;

не реагирует на звуки, которые исходят от находящихся в непосредственной от него близости предметов;

не просится на руки и не тянется ручками к родителям.

Развивающие занятия и игры для 6-месячного ребенка

Следует помнить, что шестимесячный ребенок все так же изучает предметы на ощупь, и в этом возрасте «ассортимент» предметов окружающего мира для исследования их малышом можно расширять. Крохе будет интересно и познавательно потрогать на ощупь листочек или камушек, палочку, сосульку и снег. Предлагая потрогать детенышу тот или иной предмет, следует вслух озвучивать его название – пускай ребенок постепенно запоминает все новые слова.

Самое время начинать уделять внимание развитию мелкой моторики: ребенку 6-ти месяцев можно покупать нехитрые игрушки типа головоломки-спирали с бусинками. Вот только нужно проследить, чтоб игрушка была качественная – бусинки не должны оторваться или вылететь, чтобы ненароком не попасть крохе в ротик. С целью же развития мелкой моторики можно предложить малышу пирамидку с кругляшками (пирамидку-стаканчик, без основы-штыря). Вместе с крохой пирамидку можно разбирать и собирать, давать ему подержать и поиграть с ее элементами.

Всевозможные движущиеся и звучащие игрушки станут для ребенка в шесть месяцев увлекательнейшим занятием: он с интересом будет нажимать кнопочки и крутить колесики, тянуть за рычажки и открывать дверцы. Развивающие центры с зеркальцами, игрушечные «поющие» пианино, игрушки с лампочками, которые зажигаются от нажатия на кнопку – игрушки такого плана способствуют развитию слуха, глазомера, кожной чувствительности, логической связи.

Полезна будет малышу зарядка для ручек, которую также можно проводить в форме игры. Например, предложив ребенку «покрасить» стенку кровати: взяв его за руку, совершать плавные движения ручкой вверх и вниз, приговаривая «красим-покрасим». Или – вместе с крохой учиться гладить кошечку, показывая, как это делается на плюшевой игрушку и рассказывая ей, что она «хорошая, хорошая».

Ребенку необходимо дать возможность познавать мир во всем его многообразии, предлагая ему, в том числе, и действия, направленные на условное «разрушение». Пусть малыш увидит и поймет, что тряпка может рваться, некоторые предметы гнуться или биться, а, если ударить по какому-то из них, он издает громкий бренчащий звук.

Ребенок в 6 месяцев: родителям на заметку

Вот-вот ребенок поползет и начнет забираться в самые неожиданные и в некотором смысле опасные для него места. А значит – самое время тщательно осмотреть квартиру и предпринять действия для исключения возможности травмирования малыша. Кроме того, лучше на некоторое время удалить в зону недосягаемости шкатулки и вазочки, которые ребенок может опрокинуть или разбить.

Придется убрать как можно дальше средства бытовой химии, медикаменты, косметику. Желательно закрепить нижние ящички шкафов и комодов или даже поставить на них ограничители – без этого кроха запросто может прищемить себе пальчики. Не лишним будет и ограничение доступа к розеткам.

Не следует оставлять ребенка наедине с мелкими предметами. А еще лучше – вообще надолго не давать ему «мелочь» (фасоль, горох, бусины, пуговицы или монеты) в руки. Так, мелкие предметы по недосмотру могут попасть малышу в нос или в ухо, ребенок может потянуть их в рот и поперхнуться. Если такое несчастье случилось, кроха начинает кашлять и кричать, по причине отсутствия доступа воздуха на несколько секунд синеет. В этом случае, необходимо взять ребенка за ноги и подержать головой вниз, в то же время, обязательно вызывая бригаду скорой помощи. Даже если удалить предмет из дыхательных путей малыша удалось самостоятельно, ребенок задышал, обследование у врача все равно необходимо – с целью определения проходимости трахеи и бронхов.

Полугодовалый малыш уже сильно отличается от новорожденного. Каждый день он приобретает новые навыки в общении, проявляет свои индивидуальные черты характера. Физическое развитие ребенка в 6 месяцев позволяет ему активно двигаться, переворачиваться, ползать, а некоторым даже сидеть. Мамы наблюдают также значительную прибавку в весе своего крохи. Все эти изменения влияют на режим дня, рацион питания малыша. Ребенку в этом возрасте необходима не просто мамина забота. Хотя бы приблизительно зная, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, родители могут планировать игры и развивающие занятия для формирования его новых умений и навыков.

Физиология полугодовалого малыша

У ребенка 6 месяцев физическое развитие происходит быстрыми темпами. Его вес уже вдвое больше, чем у новорожденного. За текущий месяц он прибавит в весе еще примерно 650 грамм и вырастет на пару сантиметров. У каждого ребенка свой индивидуальный график развития. Однако, существуют приблизительные нормы, на которые ориентируются детские врачи и родители. У мальчиков и девочек они различаются.

Небольшие отклонения от этих норм не должны вызывать особой тревоги. А вот сильное отставание или серьезное опережение физического развития от того, каким оно должно быть в шесть месяцев, — повод разобраться в ситуации.

Умения и навыки 6-месячного ребенка

Каждой маме приятно похвастаться, что умеет ребенок в 6 месяцев. Ведь многие детки к этому времени уже могут сидеть без посторонней помощи или в специальном стульчике, ползать на животе, помогая себе ножками, а некоторые уже пытаются встать на четвереньки. Физическое развитие позволяет 6-месячному ребенку выполнять разнообразные действия:

  • Кроха уже пытается подниматься на ножки, держась за какую-нибудь опору. Если помочь немного ребенку и поддержать его, то он начнет перебирать ножками, стремясь сделать шажочки.
  • Малютка сам тянется за игрушками, ловко манипулирует ими, с легкостью перекладывая из одной руки в другую.
  • Малыш способен оценивать результаты своих действий. Он уже знает: если потрясти погремушку, она будет издавать звуки; если бросить игрушку, она упадет на пол.
  • Любое изучение предметов заканчивается тем, что малыш тащит ее в рот. 6-месячный ребенок таким образом познает окружающий мир.
  • Дети этого возраста уже откликаются на свое имя, отвечая оживлением и даже улыбкой. Они уже знают и названия многих предметов, находя их глазами при упоминании родителями.
  • Детский лепет еще не имеет какого-то смыслового значения. Но звуки уже постепенно складываются в слоги.
  • Проявляя нежность к маме, к чужим людям малютка относится настороженно. А вот с другими детьми он с удовольствием играет, копируя их поведение.
  • В этом возрасте можно заниматься с ребенком, приучая его кушать с ложки, ведь он уже умеет губами снимать с нее пищу.

Если кажется, что развиваться ребенку что-то мешает, то обратиться за помощью к специалисту нужно в следующих ситуациях:

  • Малыш не может перевернуться со спинки на животик и обратно.
  • Крохе не хватает сил поднять верхнюю часть туловища, когда он лежит на животике.
  • Не может занять положение сидя, даже если его поддерживают.
  • Ребенок не поворачивает головы, чтобы рассмотреть окружающие предметы.
  • Малыш не гулит и не изучает игрушки, таща их в рот.
  • Малютка не изучает предметы с помощью рук: не трясет, не ощупывает игрушки, не стучит ими.

Значение режима дня для полугодовалого ребенка

Установленный распорядок дня, ежедневно соблюдаемый, — залог здоровой нервной системы как малыша, так и всей семьи. Режим дня ребенка в 6 месяцев претерпевает некоторые изменения. Ведь на сон ему требуется теперь меньше времени, а во время бодрствования малыш требует к себе больше внимания. В этом возрасте на сон приходится 15 — 16 часов в сутки. Конечно, большее количество этого времени занимает ночной сон, на который нужно 9 — 10 часов. Остальное время распределяется на 3 дневных сна.

Если ребенок в 6 месяцев ночью плохо спит, нужно постараться не будить его утром. Засыпать он должен после ежедневной гигиенической процедуры и кормления. При грудном вскармливании пососать грудь нужно давать малышу в предутренние часы. Спать ребенок должен в проветриваемой комнате при комфортной температуре. Один из дневных снов лучше проводить на улице, если погодные условия благоприятные.

Прогулок должно быть две для 6-месячного малыша. Не стоит выходить гулять, если идет сильный дождь, ветер сбивает с ног, а температура на уличном градуснике ниже 10°С.

6 месяцев — время, когда пора вводить первый прикорм. Помимо грудного молока или детской смеси малышу можно давать овощное или фруктовое пюре. Новый продукт предлагают крошечными порциями, постепенно увеличивая объем, если не последовало никакой отрицательной реакции.

Хотя ежедневные занятия с 6-месячным крохой проходят интересно, следует обязательно придерживаться режима. Биологические часы у каждого малыша свои. Но примерный распорядок дня может быть следующим:

  • 6:00 — 8:30 — пробуждение, утренние гигиенические процедуры, воздушные ванны, первое кормление
  • 8:30 — 10:00 — первый дневной сон
  • 10:00 — 13:00 — кормление, прогулка, упражнения с легким массажем
  • 13:00 — 13:30 — кормление
  • 13:30 — 15:00 — второй дневной сон
  • 15:00 — 17:00 — активный период бодрствования, включающий развивающие игры и физические упражнения
  • 17:00 — 17:30 — кормление
  • 17:30 — 19:00 — прогулка на свежем воздухе
  • 19:00 — 21:00 — спокойные игры с малышом, общение в кругу семьи, купание
  • 21:00 — 21:30 — кормление
  • 21:30 — 6:00 — ночной сон

Каждая мамочка вполне может составить индивидуальный распорядок дня для своего малыша, учитывая его естественные биоритмы.

Особенности питания малыша в 6 месяцев

Для полугодовалых детей грудное вскармливание является преимущественным. Но питательной ценности молока мамы уже недостаточно. Поэтому 6 месяцев — идеальный возраст для начала прикорма. Обычно на приеме у педиатра мамочки получают полную информацию о том, чем кормить ребенка в 6 месяцев. Начинаются первые прикормы с соков и многокомпонентных фруктовых и овощных пюре.

Новые продукты вводят малыми порциями, начиная буквально с нескольких капель. Прикорм лучше делать в дневное время, чтобы понаблюдать за реакцией малютки. Если никаких высыпаний, изменений стула или других реакций не последовало, то количество прикорма можно увеличить уже в следующий раз.

В рационе ребенка в 6 месяцев появляются соки и пюре из морковки, яблок, тыквы, свеклы, цветной капусты, брокколи, кабачков, а также однокомпонентные безмолочные каши. Одновременно предложить попробовать малышу куриный желток, разведя небольшое количество вареного продукта в молочке.

Количество кормлений полугодовалого малыша — 5 раз в день. Сколько должен съедать ребенок в 6 месяцев, видно из следующей таблицы:

В целом за сутки полугодовалый малыш получает 800 — 850 мл маминого молочка и 350 — 400 мл прикорма. Детки, которые находятся на искусственном вскармливании, получают в целом аналогичное количество соков, каш и пюре. Если кроха хорошо реагирует на новые продукты, не капризничает между приемами пищи и вес набирает в соответствии с нормами, значит новый рацион ему подходит и полностью насыщает.

Если малыш беспокоен, это не всегда является признаком неправильного рациона. В этом возрасте могут начать резаться зубки. При этом десны чешутся, зудят. Ребенок капризничает, а родители нервничают. Нужно набраться терпения, ведь для каждого члена семьи важна забота и поддержка.

Все о развитии ребенка: месяц шестой

Шестой месяц жизни ребенка знаменует собой круглую дату: полугодие его роста и развития. Уже в конце пятого месяца ребенок проявляет себя всё более и более активно. Он научился хорошо делать повороты на бок, а затем на живот, с большим интересом смотрит на вас, как бы ожидая вашего участия, «призывает» к общению.

Если в 5 мес. малыш научился хорошо делать повороты на бок, а затем на живот, то на 6-м месяце жизни дитяовладевает поворотами с живота на спину. Таким образом, его локомоторное развитие (изменение положения тела в пространстве) получает статус большей самостоятельности. Это очень важно для дальнейшего развития малютки. Теперь ребенок без вашей помощи делает повороты в горизонтальной плоскости во все стороны, практически на 360°С. Поэтому малыша нельзя оставлять без присмотра на высоте, в не ограниченном бортами пространстве.

Ребенок, овладев поворотами, «тренируется» в своих умениях. Очень хорошо, если мама побуждает малютку к движению и, радуясь его успехам, поддерживает улыбкой, радостным голосом.

Шестой месяц привносит еще одно действие, вернее, двигательную реакцию в поведение ребенка . Ребенок начинает подтягивать свое тело на руках. Нет, это еще не ползание, а только подготовка к нему! Поэтому и называется оно подползанием. Как это выглядит?

Руки малыша настолько окрепли, что он может, перевернувшись со спины на живот, расставить их и, опираясь на ладони, высоко приподнять свое тело. Если ребенок видит впереди себя яркую игрушку или какой-либо занимательный предмет, то прикладывает усилия, чтобы подтянуться на руках ближе к нему. Ребенок может устать, но, чуть отдохнув, вновь подтягивает себя в направлении заинтересовавшего его объекта.

Чтобы малыш начал подползать, следует ему помочь: скатать валик, например из байкового одеяла, и подложить под стопы малютки, создав таким образом ситуацию отталкивания от опоры. Необходимо организовать пространство, в котором ребенку удобно поворачиваться и двигаться, наполнить его игрушками, побуждающими к движению.

Третьим достижением ребенка становится удивительная способность брать предметы (игрушки) самостоятельно из любого положения.

Вспомним, на пятом месяце жизни ребенок научился «перехватывать» у вас из рук протянутую ему погремушку с удобной ручкой для захвата. Теперь же малыш, видя предмет перед собой, протягивает руку и берет его. Он может выполнить это действие, лежа на животе, на боку, на спине. При этом рука начинает выполнять скользящие, обводящие движения с целью достичь и захватить предмет.

С освоением самостоятельных действий с предметами (игрушками) меняется позиция ребенка по отношению к окружающему миру. Теперь ведущей в развитии ребенка становитсяпредметная деятельность – это ознакомительная игра с предметами: манипулятивная по форме и ориентировочно-исследовательская по содержанию. Поясним сказанное.

В шесть месяцев малыш обостренно реагирует на окружающий мир. Любопытство его безгранично. Ребенок открывает для себя новые свойства предметов в процессе действий с ними. В работу включаются все органы чувств (анализаторы) – зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Вы видите, что малыш каждый предмет или игрушку берет в рот, как бы вы ни старались противодействовать этому. Оказывается, ребенок языком (язык обладает особой чувствительностью) обследует поверхность игрушки и узнает её вкус. Вот почему в этот периодяркой сенсорной активности ребенку не следует давать в руки предметы экологически опасные. Любая игрушка, предназначенная для малютки, должна иметь медицинский сертификат качества. И еще очень важная информация. Ребенку не следует давать в руки мелких предметов. Погремушка в объеме должна иметь не менее 5-6 см. Если же вы хотите дать ребенку предметы меньшие по объему, то закрепите их тщательно на тонкой, гладкой ленточке. Все действия с предметами и игрушками малыш совершает в присутствии мамы и с её активным участием. Ребенку полезны погремушки, имеющие разные по форме ручки для захвата и занимательные основные части, увлекающие цветом, формой, неожиданностью «скрытых» свойств, звуком. Это могут быть и геометрические игрушки, т.е. имеющие форму шара, куба, цилиндра, и сюжетные, например зайчик, лисичка, кошечка.

Другим большим достижением ребенка к концу шестого месяца жизни являются яркие речевые реакции . Если к концу пятого месяца малыш гулил, радуя вас руладами гласных звуков типа «ауа», «уау», «ау», «иоа», то теперь вы четко слышите: «вау-вау-вау» или «бу-а-а», «бу-бу-б», «ва-ва-ва», «м-м-ма». Это новый этап речевого развития, который называется лепетом. Лепет включает в себя сочетания согласного и гласного звуков, т.е. слоги.Этот этап речевого развития очень важен, потому что малыш начинает овладевать звуками (фонемами) родного языка, их артикуляцией.

Столь существенные новации в двигательной, сенсорной, речевой сферах оказывают положительное влияние на развитие первых жизненно необходимых навыков , возникающих при вашем участии. Если вы начнете их вовремя формировать, то в дальнейшем малыш сумеет хорошо есть, снимая пищу губами с ложки, пить из чашки и т.п.

В заключение хочется упомянуть о темпах развития ребенка . Обычно в конце каждого месяца подводятся итоги – чему малыш научился за прошедший период. В педиатрии нормальное развитие ребенка в этом возрасте подтверждается формированием навыков с отклонением от средних сроков не более чем на 15 дней. Если малыш в шесть месяцев не выполняет определенные действия, характерные для этого возраста, у него в запасе есть еще время (14-15 дней) для овладения необходимыми умениями. А это большой срок для раннего детства. Навыки, сформированные на 16 и более дней раньше срока, свидетельствуют об ускоренном или раннем развитии . Овладение действиями с задержкой по одному или нескольким показателям на один месяц (т.е. ниже допустимой степени отклонения) говорит о замедлении темпа развития. Причины этого явления следует установить. Это может быть связано с индивидуальностью малютки, но может и сигнализировать о какой-либо болезни. Если причина в неосведомленности родителей или педагогической запущенности ребенка , советуем родителям пересмотреть свои позиции. Малыш, отстающий в развитии в пределах одного месяца, нуждается в увеличении количества воспитательных и обучающих воздействий.

Формирование умений с задержкой на два месяца классифицируется как отставание , а на три месяца и больше – как значительное отставание в развитии , которое может быть отнесено к состоянию, пограничному с патологией, или к патологии. В этих случаях малышу требуется немедленная консультация специалистов: невролога, педиатра, психолога, педагога и т.д. для выявления причин задержки развития, а также для определения методов их устранения. Приведенная ниже таблица поможет вам правильно оценить успехи вашего малютки. И даже если ему что-то пока не удалось, не печальтесь: у него и у вас еще всё впереди.

Развитие и воспитание ребенка . 6-й месяц жизни

ВЕДУЩИЕ ЛИНИИ РАЗВИТИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Педагогическая направленность

Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами

Эмоциональное воспитание в процессе общения со взрослым

Подготовительные этапы развития активной речи и мышления

Развитие общих движений и действий руки

Мини-программа 6-го месяца

1. Продолжать развивать предметность восприятия, побуждая ребенка к рассматриванию одинаковых и разных игрушек, помещая их на близкое и более дальнее расстояние от малыша, приближая и удаляя от него.

2. Закреплять опыт зрительного восприятия предметов (игрушек) из разных положений: лежа на животе, на боку, на спине, в вертикальном положении на руках у взрослого.

3. Формировать более сложные ручные умения, обогащая действия с предметами (игрушками) более сложными двигательными заданиями.

1. Обогащать эмоциональную жизнь малыша, усиливая содержательную сторону общения взрослого с ребенком.

2. Гигиенические процедуры, кормление, игры, занятия и пр. осуществлять на фоне эмоционально-положительного состояния ребенка .

3. Приучать к элементарной самостоятельности в быту.

1. Развивать понимание речи взрослого, обращенной к ребенку , используя все возможные моменты игры с предметами и специальные речевые занятия.

2.Создавать ситуации, побуждающие ребенка к речевой активности: развивать гуление, способствовать возникновению л е п е т а.

1. Создавать условия, способствующие двигательной активности малыша. Продолжать укреплять мышцы плечевого пояса, шеи, брюшной пресс и мышцы ног.

2. Осуществлять дальнейшее локомоторное развитие (повороты).

3. Продолжать развивать действия рук.

Задачи

1. Продолжать формировать простые ориентировочно-исследовательские действия с предметами (игрушками): знакомить с их цветом, формой, величиной, массой, фактурой и физическими свойствами.

2. При захватывании, удерживании и сжатии предмета побуждать к простому результативному действию (например, сжимая резиновую игрушку-пищалку, извлекать звук; поворачивая шарик погремушки, обнаруживать изменения ее цвета; подтягивая одни игрушки – подвески, изменять положение других и т.п.).

3.Формировать умение брать предмет (игрушку) из любых положений: лежа на животе, на боку, на спине и т.п.

1. Стимулировать радостное настроение, создавая игровые ситуации, побуждающие малыша к улыбке, смеху, эмоциональному контакту со взрослым.

2. Наряду с ласковым обращением к ребенку (например, «солнышко», «заинька», «ягодка» и т.п.) нужно обязательно называть его и по имени, а также добиваться, чтобы малыш воспринимал это обращение.

3. Эмоциональное общение с ребенком постепенно обогащать «деловыми» контактами по поводу действий с предметами и игрушками.

4. Обращать внимание на индивидуальные проявления личности ребенка , реакцию на присутствие близкого человека, знакомый голос, вид любимой игрушки, звучащую мелодию и т.п. Учитывать предпочтения малыша.

5Поддерживать проявления элементарной самостоятельности.

1. Продолжать развивать речевой слух ребенка , побуждая его прислушиваться к голосу взрослого.

2. Создавать ситуации, способствующие развитию понимания речи взрослого (введение вопроса «где?», обращение по имени и т.п.).

3. Создавать ситуации, способствующие развитию активной речи – проявлению у ребенка лепета. Отмечать, какие звуки (приближенные к речи), слышатся в его лепете.

4. Вступать в «перекличку» с ребенком, повторяя за ним его речевые звуки.

5. Способствовать возникновению интонационно-выразительных голосовых реакций на основе подражания взрослому.

1. Закреплять умение длительное время лежать на животе, высоко подняв голову и опираясь на ладони выпрямленных рук.

2. Побуждать ребенка к поворотам со спины на живот, а затем с живота на спину.

3. Способствовать движениям, подготавливающим появление ползания. На данном этапе – подтягивание на руках: подползание (к игрушке).

4. Укреплять упор ног, вызывая отталкивание от опоры (поверхность стола, колени взрослого).

5. Способствовать локомоторному развитию, помогая ребенку самостоятельно изменять положение своего тела в пространстве (повороты, подползание и т.п.)

6. Учить брать игрушки из разных положений, разными способами (подтягивание, захватывание и т.п.).

Реализация мини-программы и задач воспитания ребенка 6-го месяца

ЗАНЯТИЕ 1

Цель. Развивать ориентировку на предметы, находящиеся в горизонтальной плоскости перед ребенком. Совершенствовать тактильную чувствительность (чувство прикосновения к чему-либо) ладоней при соприкосновении с предметами.

Материал. Плоская подушечка из поролона (40x40 см, толщина 1--1,5см), к которой прилагается такого же размера набор чехлов из ярких тканей, различных по фактуре (махровой, байковой, ситцевой, шелковой, джутовой и т.п.). Стороны чехлов могут быть украшены крупной выпуклой аппликацией (цветы, ягоды, различные узоры).

Ход занятия. Ребенок лежит в манеже на животе, опираясь на предплечья, мама берет ладонь малыша и проводит ею по поверхности предмета, давая возможность ощупать его. Взрослый должен обратить внимание ребенка на рисунок, назвать изображенное на чехле. Далее подушечка переворачивается, малыш знакомится с фактурой другого типа.

ЗАНЯТИЕ 2.

Цель. Обучить выполнению двух взаимосвязанных действий, приводящих к определенному результату (например, подтягивание одного предмета приводит в движение другой).

Материал. Подвесное устройство (модуль), к которому крепятся различные игрушки. Оно позволяет создать ситуацию простых результативных действий, возникающих при поочередном захватывании и притягивании игрушек.

Ход занятия. Мама побуждает ребенка протянуть руку к висящему в поле его зрения предмету (шарику, колокольчику). Притягивание одной игрушки изменяет положение второй и третьей, находящейся рядом со второй. ЗАНЯТИЕ может иметь множество вариантов, а различный подбор игрушек способствует обогащению чувственного опыта ребенка .

ЗАНЯТИЕ 3

1.Взрослый подбирает 23 яркие игрушки, различные по физическим свойствам. Например, резиновую пищалку, мягкую игрушку, пластиковую погремушку (лошадка, попугайчик и т.п.). Мама показывает каждую игрушку, привлекая внимание к их звуковым свойствам. Затем кладет игрушки перед малышом, слева или справа примерно в 30 см от него. Ребенок вначале лежит на спине, рассматривает игрушки, которые показывает мама. Затем, видя их сбоку, около себя, делает поворот со спины на бок, а затем на живот. Высоко приподнимает себя на вытянутых руках, чуть подтягивает тело (выполняет подползание). Протягивает руку и берет игрушку. Рассматривает ее, прислушивается к звуку. Выполняет поворот на бок, затем на спину. Манипулирует игрушкой. Аналогично действует с другими игрушками, перекладывает их из руки в руку. Тем самым ребенок знакомится с физическими свойствами предметов из различных материалов.

2.Взрослый кладет перед ребенком музыкальную игрушку, например, яркого Петрушку. Предварительно обвивает игрушку лентой (ширина 3--4 см, длина 60--80 см), в два-три оборота, на конце которой пришито кольцо (например, прорезыватель для зубов). Кольцо кладется перед ребенком, на расстоянии его вытянутой руки.

Малыш протягивает руку, обхватывает кольцо и натягивает ленту. Игрушка раскачивается, звенит. Ребенок практически устанавливает связь между интенсивностью своих действий с предметом (кольцом) и движениями и звоном Петрушки. Стремится подтянуться к игрушке ближе или подтянуть ее за ленту к себе (действие и результат).

Примечание: занятие с лентой проводится только в присутствии взрослого. Если малыш не заинтересовался предметом, мама «помогает» ему обнаружить занимательность Петрушки.

3. Взрослый использует подвесные игрушки-модули.

Ребенок выполняет простые результативные действия, подтягивая то одну, то другую игрушку. Берет предметы из любого положения.

1. Взрослый, приступая к кормлению, переодеванию, умыванию и т.п., создает у ребенка предварительную эмоциональную установку. Так, например, перед кормлением мама показывает ребенку бутылочку. Далее звучит вопрос: «Кто будет кушать?». Мама улыбается малышу, помогает ему принять позу «для кормления» и ожидает ответной реакции.

Ребенок вступает в эмоциональный контакт с мамой, «внутренне» готовится к предстоящему приему пищи. «Отвечает» улыбкой, гулением, общей двигательной активностью.

В процессе кормления он держит руки на маминой груди или бутылочке.

Примечание:

«Игровое» общение обеспечивает общее хорошее настроение.

2. Взрослый способствует тому, чтобы малыш реагировал на обращение к нему по имени.

Мама проверяет реакцию малыша: находясь вне поля зрения ребенка , называет имя, не сходное по звучанию с именем ребенка . Повторяет его два раза. После паузы (10 сек) называет два раза имя ребенка и после следующей паузы (10 сек) – другое имя.

Ребенок, услышав свое имя, радуется, быстро оборачивается, смотрит на взрослого.

1. Взрослый в процессе ухода за ребенком разговаривает с ним, поясняет кратко свои действия и действия ребенка . Слова взрослого и его действия синхронно совпадают с ощущениями ребенка .

2. Взрослый вслушивается в речевые реакции малыша. Если у ребенка в основном слышится гуление (гласные звуки), иногда лепет: «в-ва», «ба-ба», «м-ма» и т.п., мама голосом вступает в «перекличку» с малышом на основе тех звуков (фонем), которые уже появились в его речевых реакциях.

Ребенок прислушивается, затем выразительно вторит взрослому. Если у него что-то не получается, делает попытки к повторению. Создаются ситуации, способствующие появлению у ребенка активного лепета.

3. В 6 месяцев взрослый вводит в обращение к ребенку вопрос «где?».

Для этого в определенном месте комнаты ставится игрушка (собачка) или какой-либо предмет (часы).

Мама несколько раз в день спрашивает: «Где собачка?». Показывает собачку, всегда стоящую на одном и том же месте. Аналогично: «Где часы?».

Ребенок постепенно на вопрос взрослого начинает поворачивать голову в сторону «заученного» предмета.

ЗАНЯТИЕ 1.

Цель. Учить брать погремушку из любого положения, а также из рук взрослого. Удерживать её в руке не менее 2--3 мин. Закреплять умение менять положение своего тела, ориентируясь на лежащий сбоку предмет. Делать поворот со спины на живот и с живота на спину.

Материал. Яркие погремушки, имеющие различные по форме ручки: в виде палочки, ровной или утолщенной книзу по типу булавы, в виде петельки, в виде кольца, в виде гантели, а также образные погремушки (попугайчик, обезьянка, крокодил и т.п.). Их нижняя часть (хвост попугая, крокодила) служит ручкой для захвата.

Ход занятия. Ребенок лежит на спине. Мама предлагает ему погремушку с ручкой в виде палочки. Располагает её на высоте 20--30 см над грудью ребенка . Взрослый держит игрушку за кончик ручки, оставляя среднюю часть свободной, т.е. создает условия, удобные для перехватывания погремушки из рук взрослого. Ребенок ее берет. Желательно, чтобы он смог удержать в руке игрушку 1,5--2 мин. Мама исключает все отвлекающие моменты, отходит в сторону, создает все условия, чтобы малыш слышал звук погремушки при встряхивании.

Во второй части занятия мама побуждает ребенка взять у нее из рук погремушку другого типа, например с ручкой в форме кольца. Дальнейший ход занятия аналогичен первой его части.

В третьей части занятия ребенок должен сделать поворот с живота на бок и на спину. Для этого ребенку , лежащему на животе, мама показывает игрушку, добивается сосредоточения на ней. Затем мама перемещает предмет по кругу за спину ребенка .

Он следит за игрушкой, поворачивает голову и быстро переворачивается на спину. Чтобы вызвать у ребенка подползание, предметы располагают перед малышом на расстоянии чуть большем его вытянутой руки.

Ребенок смотрит на них и пытается достать. Подтягивается на руках, подползает вперед. Может менять направление, двигаясь в сторону или назад в зависимости от перемещения игрушек. Так жевзрослый создает игровые ситуации с предметами, которые побуждают ребенка не только брать игрушку из разных положений, но и способствуют обучению (метод пассивных упражнений) различным приемам их захватывания. Взрослый выполняет рукой ребенка скользящие, накрывающие, петлеобразные и пр. действия. Взрослый продолжает учить различать игрушки разной фактуры,

Показатели развития ребенка к концу 6-го месяца

1. Относительно долго следит за предметом (игрушкой), демонстрируемым ребенку взрослым, быстро переходит к практическому контакту с ним (манипулированию).

2. Уверенно берет игрушки из разных положений, перекладывает их из одной руки в другую, совершает ориентировочные действия, раскрывающие их свойства: похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой и т.п.

3. Способен 1--3 мин заниматься одним предметом.

1. Отзывается на действия взрослого, охотно идет на контакт. 2. Чутко реагирует на настроение взрослого: улыбается, смеется, слыша ласковый тон, и хмурится, уловив строгие интонации.

3. Радуется появлению близкого человека. Тянет обе руки к маме выражая желание, чтобы его взяли на руки.

4. Испытывает напряжение при виде незнакомого человека, в новой обстановке или непонятной для него ситуации.

5. По-разному реагирует на свое и чужое имя: на чужое имя не откликается или спокойно смотрит на взрослого, отвлекается. На свое имя эмоционально отзывается.

6. Нуждается в активном взаимодействии со взрослым и его помощи при овладении новыми действиями с предметами (игрушками), манипулировании ими («деловое общение»).

8. Начинает овладевать первыми социальными навыками в быту: хорошо снимает с ложки пищу губами, ест полужидкую и густую еду. Пьет из чашки, которую держит взрослый.

1. Произносит отдельные слоги (начало лепета).

2. Однократно или редко произносит какой-нибудь один слог («ба», «ма», «га» и пр.).

3. Повторяет за взрослым некоторые звуки и слоги из своего лепета, уже освоенные им.

4. В лепете четко слышатся фонемы родного языка. По своему желанию произносит слоги (лепечет) в процессе бодрствования.

1. Может выполнить полный поворот: со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину.

2. Выполняет подползание вперед, назад, в сторону.

3. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.

4. Уверенно берет игрушку из любого положения.

5. Относительно долго (3--5 мин) может заниматься с предметами.

6. Перекладывает игрушку из одной руки в другую.

7. Размахивает погремушкой, неоднократно повторяет удавшиеся действия. Ожидает повторного звучания при действии с погремушкой.

8. Различает свои игрушки (знакомые) по звуку и внешнему виду. Способен искать исчезнувший из поля зрения предмет, делая повороты во все стороны.