Меню

Почему ребенок чувствует себя лишним в семье. Почему наши дети чувствуют себя ненужными? Переезд в другое место, переход в новую школу или класс

Маникюр и педикюр

Для любого человека, тем более ребенка, самый большой страх – быть отвергнутым. Татьяна Лапина, специалист службы оперативной помощи программы «Дорога к дому» поделилась советами для родителей с редакцией газеты «Голос Череповца».

Ваш ребенок летом отдыхал в лагере или осенью отправился в новую школу, а возможно, его перевели в новую группу в детском саду… Ситуации могут быть разные, но обязательно родители поинтересуются у сына или дочки: кто из детей им нравится, а кто несимпатичен, с кем бы они хотели сидеть за одной партой, играть на переменах, сходить в кино и пр. И вывод «с моим ребенком никто не дружит» может стать тревожным звоночком. Взрослые на основе собственного опыта решают, что сын или дочь могут подвергнуться травле или стать изгоем в детском коллективе. Так ли это?

Допустим, ваш сын во время каникул отправился в лагерь. Очень важно, ребята какого возраста окружают его. В детстве даже год разницы – это очень много. Подшучивают и задевают младшего товарища от скуки, потому что один - самый старший и, возможно, самый неблагополучный - предложил, а другие подхватили. Какое-никакое развлечение… Жаловаться старшим бесполезно, спросить у самих обидчиков, в чем дело, – нажить еще больше неприятностей. В любом детском коллективе есть дети, с которыми никто не дружит, но их и не травят. Одно дело, когда у ребенка нет близкого друга, никто не приглашает к себе домой, не одолжит ручку или тетрадь. И другое дело, когда ребенка дразнят, отбирают вещи.

Поддержка нужна даже очень сильным и талантливым. С согласия ребенка вы можете проявить инициативу. Например, придумать какое-то мероприятие для четверых-пятерых, пригласить в гости самого «социально близкого» одноклассника, возможно, обратиться к учителю, воспитателю с просьбой дать коллективное задание. Бывает, что ситуация быстро поворачивается в правильном направлении. Выезд на природу, в поход вместе с родителями - это тоже выход. Те подростки, что отправились в поход, становятся гораздо ближе друг другу, чем те, что остались дома. И дружат потом до конца школы.

Но что делать, если проблема стоит очень остро? Чтобы началась травля, ребенку совершенно не обязательно чем-то выделяться. Подростку просто не повезло, он оказался в «неправильном месте в неправильное время». Однако и роль взрослых здесь немаловажна. Достаточно, чтобы взрослые позволили себе несколько унизительных слов о способностях или внешнем виде ребенка, и если ситуация в коллективе и так накалена, дело сделано – почва для унижений готова. Не стоит говорить сыну: «Ты сам виноват, разбирайся сам.

Ты должен быть гибче, веселее. Ты должен быть выше этого». Важно сразу называть вещи своими именами и говорить о них как о проблеме целого класса или группы. Родителям необходимо заявить об этой проблеме педагогу и прояснить, что будет предпринято по конкретному случаю. Если речь идет об угрозе психическому здоровью ребенка, при разговоре не требуйте немедленной расправы, а попросите разобраться, озвучьте свои пути решения проблемы.

Опытный учитель (возможно, совместно с психологом) должен доходчиво объяснить подросткам, что такое травля, откуда, из какой древности она идет, привести примеры. Необходимо ребят подвести к выводу, что в нашем классе никто никого травить не будет. И точка. Необходимо дать понять, что сложившаяся ситуация очень сложная и это общая проблема, от которой всем плохо. Для любого человека, тем более ребенка, самый большой страх – быть отвергнутым обществом или семьей. Все мы хотим быть принятыми и понятыми.

В каком случае стоит подумать о переходе в другую школу или класс? Тогда, когда у сына все хорошо во дворе, на даче, в секции или кружке, он ходит в другой коллектив с удовольствием. Там есть друзья, общение. Значит, проблема кроется в конкретном коллективе данного класса, а не в ребенке. А если вы видите, что везде складывается одна и та же ситуация, тогда лучше лично обратиться за консультацией к психологу. И вместе с ним разбирайтесь, почему ваш ребенок притягивает на себя агрессию, как складываются отношения в семье. Возможно, он переносит модель поведения из семьи: «Я всегда виноват. Бейте меня». С такой ситуацией самим не справиться. Нужна квалифицированная помощь специалиста.

30.11.2016

Снежана Иванова

Депрессия у детей – явление не такое уже редкое. Многие родители хватаются за голову и не знают, как правильно поступить, обнаруживая у своего любимого чада явные симптомы депрессии.

Существует распространенное мнение о том, что дети легче переносят травмирующие события. Действительно, их психика довольно гибкая и потому редко подолгу зацикливается на переживаемом объекте. Однако, и маленький ребенок, особенно достигший пяти-семи лет, может страдать от депрессии. Причин для развития депрессии великое множество.

Депрессия у детей – явление не такое уже редкое. Многие родители хватаются за голову и не знают, как правильно поступить, обнаруживая у своего любимого чада явные симптомы депрессии. Современный ритм жизни, наличие постоянных стрессов, напряженная обстановка в семье, где растет малыш – все это может существенно повлиять на его индивидуальное мировосприятие. Дошкольники нередко страдают боязнью темноты или страхом того, что родители перестанут их любить.

Несмотря на то, что депрессия может возникнуть у кого угодно, обычно для такого состояния нужны веские основания. Причины депрессии обычно бывают связаны с длительным напряжением внутри семьи, с разводом родителей или другими эмоциональными потрясениями. Часто симптомы депрессии у ребенка сильно тревожат заботливых маму и папу, они хотят помочь своему чаду обрести душевное равновесие. Каковы же могут быть явные причины формирования депрессии у ребенка? Попробуем разобраться!

Обстановка дома

Депрессия у детей может возникнуть в том случае, когда они неуютно чувствуют себя среди самых близких людей. В семье, где часто происходят ссоры, малыш чувствует себя лишним, нелюбимым и нежеланным. У него даже может возникнуть предположение, что родители жалеют о том, что он вообще появился на свет. Такого ребенка постоянно преследуют мысли о собственной ничтожности, и потребуется большая работа с психологом для того, чтобы изменить это убеждение. Домашняя обстановка прямым образом влияет на способность воспринимать происходящие события. Если ребенку не уделяется достаточно внимания, любви и ласки, то до формирования депрессии остается недалеко.

Подростковый период

Если сопутствует времени ярко выраженного пубертата, то ее часто принимают за норму. Дело в том, что возрастной период от тринадцати до шестнадцати лет характеризуется повышенной тревожностью, мнительностью, скованностью или, напротив, агрессивностью. В это время внимание ребенка целиком приковано к собственным чувствам. Он может чувствовать себя несчастным уже потому, что чем-то отличается от сверстников. Молодой человек или девушка подвергают тщательному анализу все, что происходит. Так появляется потребность отыскать свою собственную правду. Проблемы, которые волнуют подростков, взрослым кажутся надуманными и несущественными. Может быть, это происходит потому, что взрослые забыли, как сами переживали кризис подросткового периода? Депрессия – частый спутник тех ребят, у кого нет друзей, кого никто не понимает.

Смена места учебы

Другой причиной формирования депрессии нередко становится смена места учебы. Если родители внезапно продают квартиру и переезжают в другой город, то ребенок вынужден последовать за ними. Часто несовершеннолетнего никто и не спрашивает, хочет ли он оставлять школу, друзей. Ему волею судьбы приходится менять привычный круг общения. Просто так складываются обстоятельства, и именно они определяют дальнейшие действия родителей. Подстраиваясь под изменившиеся условия, ребенок чувствует себя несчастным, и у него формируется депрессия. Лучше всего никогда не торопить события и дать ребенку закончить хотя бы учебный год. Срывание его посреди процесса нередко грозит более серьезными последствиями, чем сама депрессия.

Отношения со сверстниками

Когда ребенка не принимают в детском коллективе, это сильно ранит психику . В таком случае он может стать нервным, раздражительным, неуправляемым. Отношения со сверстниками имеют большое значение для каждого человека. В детском же возрасте любые неудачи кажутся непоправимой трагедией. Малыш может начать считать себя неудачником только потому, что не понимает, почему его отталкивает коллектив. Депрессия здесь выступает не причиной, а способом самому разобраться в сложившейся ситуации.

Проблемы с обучением

Довольно распространенной причиной депрессии у ребенка могут быть трудности с освоением тех или иных школьных предметов. Когда что-то не получается долгое время, охватывает отчаяние, пропадает желание действовать и воплощать в жизнь свои сокровенные мечты. Ребенок, который по каким-то причинам плохо усваивает изучаемый материал, чувствует себя изгоем среди сверстников. У него резко падает самооценка, он начинает вести себя не самым лучшим образом. Проблемы с обучением вполне могут явиться причиной затяжной депрессии. Особенно тогда, когда ребенок не рассказывает о возникших сложностях родителям, а предпочитает держать все в себе.

Депрессию сложно не заметить. Она настолько явственно выражает себя, что окружающие обязательно заподозрят неладное. Симптомы депрессии обычно четко видны близким того человека, который от нее страдает. Сами симптомы указывают на необходимость задуматься о том, что происходит с ребенком и как ему можно помочь. Причины у депрессии могут быть разными, но проявления примерно одинаковые. Причем, это касается как детей, так и взрослых.

Сниженный фон настроения

Ребенка, пребывающего в депрессии, невозможно ничем развеселить. Глядя на него, создается впечатление, что он полностью сосредоточен на своем внутреннем мире. Нередко он уединяется от других детей и не реагирует на внешние раздражители. Излишне печальный, замкнутый ребенок должен привлечь внимание воспитателей и учителей, однако на деле это происходит не всегда. Постоянная подавленность является главным симптомом депрессии. Взрослым необходимо быть предельно внимательными к тому, что происходит с детьми. Не допускайте, чтобы ребенок страдал. Сниженный фон настроения проявляется в ярком нежелании действовать. Ребенок становится вялым, апатичным, отказывается взаимодействовать с другими детьми. Он может стать раздражительным и даже агрессивным, сильно замкнуться в себе. Любимые игрушки перестают доставлять удовольствие, ему все чаще кажется, что он никому не нужен.

Нарушения сна и аппетита

Если ребенок плохо ест, отказывается даже от любимых лакомств, этот симптом указывает на наличие какого-то неблагополучия внутри психики. Нарушения сна может свидетельствовать о тревожном расстройстве. Обычно в этот момент ребенок становится более плаксивым и апатичным, его преследуют различные страхи. Привычные действия теперь могут вызывать у него опасения. Не всегда взрослые столь внимательны к ребенку, не всегда могут сразу определить причину изменившегося поведения. Явным симптомом депрессии является снижение аппетита до такой степени, что приходится кормить малыша чуть ли не насильно. Если дошкольник боится спать один в своей комнате, это тоже говорит о расстройстве.

Внезапное изменение веса

Если ребенок резко худеет или, напротив, набирает вес – это симптом неблагополучия в его организме. Иногда такие проявления могут указывать на снижение иммунитета. Однако в ряде случаев у ребенка действительно происходит развитие депрессии. Любое резкое колебание веса в той или иной степени связано с психологическими причинами. Обычно стойкое депрессивное состояние развивается у ребенка на фоне пережитого сильного потрясения. Его могут мучить головные боли, а по ночам сниться кошмары.

Физические недомогания

Если ребенок часто болеет, родителям стоит призадуматься. Даже банальная простуда не может появляться просто так, без видимых на то оснований. Можно оправдывать собственное бездействие слабым иммунитетом ребенка, однако, даже в этом случае с проблемой необходимо работать: укреплять малыша физически, прибегать к закаливанию, нормализовать правильное питание. Физические недомогания, появляющиеся постоянно, могут свидетельствовать о депрессии. Оставайтесь внимательными к своему ребенку, не допускайте, чтобы он жил в собственных страхах. Детскую психику достаточно легко травмировать, а вот исправлять последствия становится значительно труднее.

Лечение депрессии у детей

Депрессия у детей – это серьезный повод для беспокойства. Здесь не обойтись обычным лечением, как в случае с физическими болезнями. Необходимо подключить душевное тепло и искреннюю заботу. Все-таки ребенок должен жить как можно более беззаботно и радоваться жизни. Неправильно, когда малыш слишком часто грустит или излишне погружен в себя. Лечение целесообразно начинать после того, как все симптомы подтвердятся. Родительское сердце всегда подскажет, как правильно поступить. Ниже изложены действенные рекомендации, которые помогут ребенку справиться с расстройством.

Консультация психолога

Лечение этого проявления неблагополучия лучше проводить с консультации специалиста. Дело в том, что сами родители могут не знать и не понимать многих тонкостей в развитии малыша: время возрастных кризисов, особенностей их протекания и т.д. Психолог подскажет, как лучше выстраивать взаимодействие с ребенком, на что следует обратить пристальное внимание. Как правило, дети после визита к психологу становятся уравновешеннее, начинают смотреть на мир более позитивно.

Медикаментозная помощь

Она может понадобиться в том случае, когда требуется более серьезное лечение, и процесс стал выходить из-под контроля. Медикаментозное лечение должно осуществляться только по показаниям врача. Самостоятельное назначение может привести к необратимым последствиям. Здесь недопустимы эксперименты над ребенком, так как это может повлиять на его дальнейшее физическое и психическое здоровье. К медикаментозной помощи, как правило, прибегают в самую последнюю очередь, когда уже испробованы все другие методы воздействия.

Арт-терапия

Этот метод хорошо зарекомендовал себя в психотерапии. Лечение будет весьма эффективным, если позволить ребенку сполна выразить свои чувства на бумаге. Как правило, трудностей в проведении этот вариант не вызывает, обычно дети не отказываются что-то нарисовать по просьбе взрослого. Арт-терапия – прекрасный способ избавиться от навязчивых страхов, сомнений и патологических состояний. С помощью цветных карандашей и листа бумаги ребенок сможет освободиться от тревожащих его образов, которые до этого жили в голове. Стоит помнить о том, что депрессия у детей появляется вследствие неправильного отношения взрослого. Когда ребенку не хватает внимания и любви, он учится добиваться желаемого разными способами. Арт-терапия способна обнаружить многие скрытые факторы, которые долгое время не замечаются родителями.

Благополучные условия

Чтобы избавить ребенка от депрессии, нужно, прежде всего, создать дома соответствующую обстановку. Малыш должен чувствовать себя защищенным от всего на свете. Хорошо, если у вашего сына или дочери будет иметься собственное пространство. Личная комната позволяет определить индивидуальные границы, дать малышу чувство благополучия. Также малыш обязательно должен чувствовать, что в семье его любят и принимают таким, какой он есть на самом деле. Это большая редкость, поскольку очень многие люди стремятся «переделать» своих родственников. Лучшим лечением станет спокойная умиротворяющая атмосфера. Идеальным вариантом будет смена привычной обстановки на время. Если позволяют денежные средства, можно куда-то отправиться вместе с ребенком: в санаторий, лагерь, в путешествие или курорт. Вы сами и ребенок получите массу положительных впечатлений.

Таким образом, депрессия у детей – это состояние, которое в обязательном порядке нуждается в коррекции. Лечение должно быть основано на любви и всецелом принятии, только тогда от него будет действительно ощутимая польза.

Таким детям хорошо наедине с собой, им есть чем заняться, у них много интересов, не связанных с общением. Как правило, эти дети обладают высоким интеллектом и часто талантливы. Их одиночество добровольный выбор, им не интересно общение, в мире для них много иных привлекательных вещей помимо взаимодействия с людьми, и часто хочется побыть одним.
Остальные грани детского одиночества
трагичны. Если ребёнок чувствует себя одиноким среди близких ему взрослых, значит, им попросту нет до него дела. Конечно, родственники могут интересоваться его питанием, внешним видом, успеваемостью в школе, беспокоиться об его взаимоотношениях со сверстниками, но главным, а именно переживаниями ребёнка , его интересами, его мечтами, его фантазиями, его чувствами нет. Поэтому он ощущает себя заброшенным и покинутым. Для психического здоровья ребёнка любого возраста это очень плохо, особенно для самых маленьких. Может ли новорождённый или младенец быть одиноким ? Да, может. Когда не удовлетворяются его основные потребности, от которых зависит выживание, а это еда, сухие пелёнки, тёплые слова и тактильные (руками) контакты с близким взрослым. Последствия такого одиночества недоверие всему миру и всем людям в течение всей жизни, чувство вины за свои действия, плохое отношение к себе, неверие в то, что для кого-то такой человек, ставши взрослым, может быть очень нужным и любимым, если конечно не проработать эту тяжёлую проблему вовремя.
У детей постарше - чувство невыносимой тревоги, сопровождающей все действия ребёнка и взаимодействия с другими людьми
последствия этого отвержения со стороны взрослых. Корни этой тревоги в низком самоотношении ребёнок не ценит себя, как не ценили его ближние. Одинокому ребёнку свойственно испытывать страх быть отверженным при знакомстве с другими детьми и взрослыми. Именно этот страх, что « тебя не примут » заставляет их избегать контактов с людьми. Возникает порочный круг. Страх отвержения одиночество тоска от покинутости тревога, так как никто не создаёт ощущения безопасности в этом непредсказуемом мире опять одиночество . ТОСКА и ТРЕВОГА могут быть настолько сильными, что развивается невроз слишком противоестественно для детской психики оставаться наедине со своими неразделёнными негативными тяжёлыми ЭМОЦИЯМИ. Вряд ли у ребёнка с такими тягостными переживаниями будут светлые воспоминания о своём счастливом детстве.
Одна из распространённых причин детского одиночества
несоответствие ожиданий родителей, каким будет их ребёнок с тем, кем на самом деле он является. Родитель может надеяться, что его ребёнок окажется активным, общительным, с определёнными способностями, а растёт прямо противоположный малыш медлительный копуша, интроверт. Родитель пытается его активизировать, расшевелить, ребёнок не вылезает из развивающих студий, но всё равно не тот, каким должен быть в представлениях своих родителей. В итоге возникает детский невроз. И лишь потому, что родитель не учёл, то о чём он мечтал, формируется на определённой базе темпераменте. Темперамент врождённое психическое свойство, переделать его нельзя. Нужно лишь знать какой темперамент у Вашего ребёнка и обязательно учитывать его во всех воспитательных мероприятиях.

Наиболее популярная классификация темперамента в психолог ии по Гераклиту: 4 типа (меланхолик, флегматик, холерик, сангвиник). Темперамент даётся природой, на его основе формируется характер. Изменить темперамент невозможно, можно лишь повлиять на развитие характера. В зависимости от того, какой у человека темперамент складывается определенный тип взаимоотношений с окружающими его людьми. Холерик очень горячий, вспыльчивый, с сильными чувствами, но, к сожалению, очень не долгими – быстро загораются и также быстро затухают, детки-холерики часто дерутся и ссорятся, в тоже время из них получаются яркие эмоциональные лидеры. Сангвиникам свойственно заводить мимолётные отношения, которые не отличаются глубиной и крепостью, однако приятелей у них очень много, флегматики отличаются спокойствием во взаимодействии с людьми, бури страстей и сильные переживания - не для них, а вот меланхолики - дети и взрослые, которые умеют очень глубоко и мощно чувствовать и переживать. У них мало друзей, зато это друзья навек. Они очень сильно к ним привязываются. ©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/

Ребёнок -флегматик меньше остальных будет страдать от своего одиночества , а вот если меланхолик станет непопулярным среди своих сверстников, его переживания будут очень сильны. Именно меланхолики очень ранимы, именно эти дети наиболее терзаются своим одиночеством . Им необходим один друг, очень близкий, очень верный, навсегда, или хотя бы надолго. Меланхоликов нужно слушать, сочувствовать, сопереживать, сорадоваться им.
Вообще, лучший рецепт от детского одиночества для взрослых – научиться проживать жизнь Вашего ребёнка ВМЕСТЕ с ним: вместе радоваться всему тому, чему он рад и вместе плакать и огорчаться тому, что его так печалит. Пусть даже это кажется Вам нелепицей и чепухой зато это важно для Вашего ребёнка. Необходимо пробуждать в нём своим сопереживанием его собственные жизненные интересы, светлые мечты, разделять с ним его эмоции и чувства, пытаться понять его особенности, ведь каждый человек уникален и неповторим. Именно такая, совместно проживаемая со своим ребёнком жизнь, избавит его от одиночества , а возникшее между вами доверие друг к другу сблизит вас навек. Подобные близкие отношения защищают от всех подростковых трудностей. Подростковый возраст не за горами, а родителям детей, с которыми они по-настоящему близки, можно не опасаться этого периода.
Ребёнок , который умеет делиться с близким человеком своими переживаниями
надёжно защищён от невроза и от одиночества в кругу сверстников. Родителю нужно интересоваться, если у его ребёнка окружение, с которым тот может общаться, часто бывает так, что родитель обеспокоен, отсутствием друзей у своего чада, а дружить ему на самом деле не с кем.
Резюмируя, скажу следующее, самая жирная и мрачная грань одиночества ребёнка
ощущение у него ненужности и покинутости от того, что родители не понимают его внутреннего мира; отсюда страх быть отверженным другими детьми и избегание контактов с ними, страдание от того, что остался совсем один, потерянность и восприятие окружающего мира как угрожающего, а в дальнейшем недоверие людям и неумение строить с ними отношения ему СТРАШНО. Наибольший риск попасть в подобную ситуацию у детей, у которых несовместимый с их родителями темперамент, например, ребёнок -меланхолик, а его мама холерик или сангвиник, у тех детей, у которых слишком костные в своих ожиданиях от ребёнка родители они пытаются переделать ребёнка под себя, а также у детей, чьи родители слишком заняты собой (например, личной жизнью или карьерой) и полагают что, полностью обеспечив материально своего ребёнка , они решат все его проблемы. Это очень незрелое представление о родительстве.
Ещё одна тёмная грань детского одиночества
одиночество , возникшее по причине нежелательной беременности, ребёнок родился не вовремя. Даже завуалированные сожаления родителей о рождении такого дитя неизбежно будут отдалять ребёнка от своих родителей, возможно даже на бессознательном уровне.
Ребёнок может быть одиноким среди своих сверстников из-за недостатка навыков общения. Допустим, так сложилось, что у него не было возможности взаимодействовать с братьями и сёстрами или с другими детьми. Он чувствует, что ему
« не по себе » в новом для него круге, беспокойство с каждым разом нарастает, когда он оказывается среди детей. В данном случае показаны тренинги общения с психолог ом. На них ребёнок освоиться с другими детьми и научиться общаться, натренировав коммуникативные навыки, кстати, эти тренинги показаны и для тех детей, которые привыкли вести себя агрессивно в детских компаниях.
Ещё одна грань одиночества ребёнка
ребёнок , ставший изгоем среди других детей. Часто это происходит с теми детьми, которые не похожи на остальных, так называемые « белые вороны », дети по тем или иным причинам, выделяющиеся из общей массы детей. Если ребёнок действительно сильно отличается от других, это вовсе не значит, что ему нельзя не с кем дружить. Здесь главное, чтобы он научился позитивно относиться к себе спокойно к своим достоинствам и недостаткам. Важно стремиться к тому, чтобы его самооценка не отличалась завышенностью или заниженностью, чтобы свою уникальность он не противопоставлял другим детям, а научился общаться, никого не обижая самомнением, и умел постоять за себя и друга, при необходимости. Ребёнок , который умеет постоять за себя, который избирателен в выборе друзей и не стремиться, чтобы каждый стал его другом, но ценит дружбу и умеет получать удовольствие от общения, умеет доверять и ему доверяют, ребёнок с адекватной самооценкой, в семье которого не критикуют остальных людей, например, мамину начальницу - никогда не будет изгоем среди сверстников. ©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/

Всему этому необходимо учиться, но это очень важно, так как именно в детстве закладываются основы взаимоотношений с людьми и умение строить близкие отношения на всю жизнь. С проблемами общения прекрасно помогают справиться занятия ребёнка с психологом . Вы можете записаться ко мне на приём. Первичная консультация - это всегда диагностика со сбором психологического анамнеза у родителей, диагностической беседой с применением различных методик с ребёнком и рекомендации родителям. Далее - коррекционные занятия, они очень доступны по цене и организации. Подробности на страничке "Услуги детского психолога" . Иногда достаточно только работы психолога с родителем . Это возможно, как на очной , так и по телефонной консультации и по скайпу . Записаться на консультацию можно

Очень важно, чтобы каждый ребёнок осознавал свою уникальность и то, что он нужен и интересен не только своим родителям, но и другим людям, и психолог здесь - проводник в мир общения, понимания и принятия другими.
Детское одиночество многогранно. Лишь только одна его грань не причиняет вреда ребёнку, когда его одиночество потребность и добровольный выбор из-за определённого склада характера. Остальные грани одиночества ребёнка грани разрушения его личности, отношений с окружающими, и в дальнейшем жизни. Задумайтесь, а не одинок ли Ваш ребёнок
11.10.2013
Храмченко Надежда

Фото: Anatoliy Samara/Rusmediabank.ru

Наверняка вы много слышали про детскую ревность, когда в доме появляется новый член семьи.

«Нас это точно не коснется, ведь старший малыш такая послушная умница!» – думает большинство. Однако жизнь неустанно доказывает обратное: маленькое солнышко нередко превращается в страшного эгоиста, плаксу и агрессора, когда становится . Что за метаморфозы происходят с единственным до поры ребенком и как себя вести родителям?

Почему малыш чувствует себя ненужным

Казалось бы, чем может быть недоволен старший ребенок, ведь на свет появился долгожданный братик или сестричка, которого он очень ждал. Не спешите обвинять чадо в чрезмерной зацикленности на своей персоне. Давайте лучше разберемся в его чувствах.

Главное, что нужно усвоить родителям: ваш старший испытывает огромный стресс из-за потери полного внимания мамы и папы. Еще бы: раньше вы вместе читали книжки, гуляли, играли, баловались, жили по своему режиму. А с пополнением в семействе привычный маленький мир малыша рухнул без права на восстановление. Да еще и для родителей вчерашний кроха становится «уже большим», а вместо внимания близких людей его просят не мешаться под ногами. Или,хуже того, отправляют в «ссылку» к бабушке и дедушке или в детский сад. Естественно, ребенок чувствует себя брошенным, ненужным, борющимся за родительскую любовь, которая теперь достается «конкуренту».

Разумеется, уделять внимание как раньше, уже не получится. Но в ваших силах помочь малышу адаптироваться к новым условиям жизни и воспринимать нового члена семьи не как врага.

Как выстроить отношения со старшим ребенком по-новому

Находите время для общения

Как бы плохо ни вел себя старший, не нужно срываться на него по пустякам. Демонстрируйте ребенку свою любовь при помощи поцелуев, объятий, ласки. Будьте внимательны к его чувствам и эмоциям: если малыш расстроен или грустит, уделите ему толику родительского внимания. Находите время, чтобы делать вместе привычные вещи: читайте, рисуйте, лепите из пластилина.

Будьте готовы к агрессии

Может проявляться в непослушании, истериках и даже действиях. Поэтому будьте максимально внимательны к действиям малыша. Но ни в коем случае не кричите и не занимайтесь рукоприкладством, когда тот обидит младшего. Поговорите по душам с ребенком, выясните, что его разозлило, и попросите больше так не делать. Возможно, одной беседой не обойтись, поэтому запаситесь терпением.

Уважайте личное пространство ребенка

Если старший не желает, чтобы братик или сестренка проникали на его территорию, а тем более трогали его вещи, не допускайте этого. Лучшим решением станет взять младшенького на руки и растолковать ему, что хозяином здесь уже является его старший братик/сестричка. Такой разговор будет полезен обоим деткам: младшего будет учить коммуникациям с окружающим миром, а другому даст понять, что вы все так же хлопочете и заботитесь о нем.

Не нагружайте ребенка заботой о младшем

Дайте старшенькому свыкнуться с новой ролью: ему позволительно отказываться от ухода за малышом, если он этого не хочет. Разумеется, если ребенок проявит инициативу, скажем, помочь при купании или на прогулке, не отказывайте ему в этом порыве. Главное - чтобы он испытывал от этого удовольствие, а не выполнял ваши просьбы из-под палки.

Соблюдайте семейные традиции

Под традициями здесь понимаются все те действия, к регулярности которых старший малыш привык и ждет их. Скажем, перед сном, прогулки в парке по выходным, поход к бабушке в гости среди недели, вечерний кефир или купание перед сном. Ребенок убедится на опыте, что появление нового члена семьи никак не влияет на привычные радости, и быстрее адаптируется к новым условиям.

Никогда не сравнивайте детей между собой

Даже если различия очевидны, никогда не занимайтесь подобными вещами. Исключите из своего лексикона фразы «братик умнее тебя», «сестренка гораздо послушнее, чем ты» и т.п. Вы ведь не хотите разжечь костер ненависти или превосходства в душе старшего ребенка по отношению к маленькому человечку? По той же причине избегайте называть младшего ласковыми словами, «собственником» которых является другой ребенок. Пусть старший остается «солнышком», а для другого ребенка можно придумать что-нибудь другое.

Для ребенка самое худшее наказание, когда его лишают и ласки. Особенно если раньше он получал их с лихвой. Помогите малышу, который в одночасье стал старшим братом или сестрой, справиться с этой новой ролью и всей душой полюбить младшего члена семьи. Ребенок пока еще не может сделать это самостоятельно и обдуманно, зато может отчаянно бороться за внимание к своей персоне. Не превращайте семью в поле боя: только родители могут сделать семью еще крепче.

Проверь по этим вопросам на моем сайте "Что может насторожить родителей в поведении ребенка?"

http://psicholog.do.am/publ/polezno_znat/chto_mozhet_nastorozhit_roditelej_v_povedenii_rebenka/2-1-0-38

Подумайте о том, что:

1. Крепкие семейные узы способствуют формированию здоровой самооценки у детей.

2. Прежде, чем Вы будете критиковать своего ребенка, сначала задайте себе вопросы:

В состоянии ли он изменить то, за что я его собираюсь ругать?

А не в сотый ли раз я его собираюсь за это ругать?

Подходящий ли я выбираю момент для его научения и воспитания?

Не скрываются ли мои личные проблемы в данном желании его покритиковать?

3. Попытайтесь применить альтернативный подход к критике. Может быть, будет больше пользы, если поговорить с ребенком и задать вопросы:

Чему научил тебя этот промах?

Как бы иначе ты мог поступить?

Могу ли я тебе помочь в этом?

4. Избегайте сравнений. Ваш ребенок - это Ваш ребенок, а не ребенок Вашего близкого друга. Когда Вы сравниваете своего сына с членами своей семьи или с семьёй друзей это наносит вред самооценке ребёнка. Сфокусируйтесь на его уникальности и помогите ему развивать свои личностные качества.

5. Вешайте на своего ребенка только положительные «ярлыки». Дети имеют такую особенность жить соответственно тем «ярлыкам», которые им присвоили. «Ленивый, эгоистичный, базарный, невыносимый, бестолковый» - негативные ярлыки. «Умный, ответственный, надёжный» - положительные «ярлыки».

6. Научите своего сына самому решать свои проблемы. Не бросайтесь «сломя голову» на помощь. Если сын научится решать проблемы без Вашей постоянной помощи, то у него сформируется здоровая самооценка. Направляйте, но не спасайте от проблем!

7. Просите прощения, когда Вы неправы. Для Вашего ребёнка совершенно потрясающе осознавать, что его родители не совершенны! Это учит Вашего сына умению прощать, а так же показывает тот факт, что все могут совершать ошибки.

8. Дайте своему ребёнку право на ошибку. Будьте рядом, когда он испытывает неудачу. Помогите ему извлекать уроки из ошибок и неудач.

9. Не путайте два понятия: ребёнок и его поведение. Вам нужно научиться «атаковать» плохое поведение, но не личность. Когда отец говорит сыну: «Ты такой идиот!- никогда не делаешь ничего путного!»- он говорит о сыне, а не его плохом поступке. Его сын не идиот, просто поступил глупо.

10. Обнимайте чаще своего ребенка!

11. Уважайте чувства своего ребенка. У детей есть большая потребность выражать свои чувства без риска быть униженным и пристыженным.

12. Интересуйтесь тем, что интересует Вашего ребенка. Посещайте соревнования и выступления, в которых он участвует. Расспрашивайте его об увлечениях и хобби. Постарайтесь быть каким-то образом вовлечённым в то, что привлекает его.

Хороший ответ 6 Плохой ответ 2