Меню

Пеленание новорожденного в 2 пеленки. Как запеленать новорожденного в пеленку — способы и рекомендации

Уютный дом

Аденоиды - это заболевание, при котором происходит патологическое разрастание ткани носоглоточной миндалины. В норме она немного возвышается над слизистой тканью глотки, а при патологии сильно увеличивается и перекрывает носоглотку, что приводит к нарушению циркуляции воздуха.

При воспалении в носоглотке миндалина увеличивается, а когда наступает выздоровление, она возвращается к прежним размерам. Если воспаление в носоглотке возникают часто, то это может нарушить физиологические процессы в миндалине и вызвать разрастание.

Гипертрофированная миндалина не может справиться со своей функцией и сама становится очагом инфекции, поэтому ребенок еще чаще переносит вирусные и бактериальные инфекции. Глоточные миндалины большие у маленьких детей. Примерно с 12 лет они начинают уменьшаться и атрофируются.

Почему происходит увеличение лимфоидной ткани в носоглотке

Факторы, провоцирующие разрастание глоточных миндалин, рассмотрены подробнее.

Инфекции матери при вынашивании

Если в период беременности женщина перенесла инфекционное заболевание или принимала медикаменты, способные нарушить естественное формирование плода, то у ребенка может появиться предрасположенность к аденоидам, точнее, к патологии развития лимфоидной ткани. А простудные заболевания или другие негативные факторы становятся катализатором для развития патологии.

Инфекционные заболевания носоглотки

Речь идет об ОРЗ, фарингите, тонзиллите, ларингите. Аденоиды могут развиваться на фоне невылеченных или хронических инфекций верхних дыхательных путей. При проникновении патогена лимфоидная ткань реагирует на него, увеличивая синтез лимфоцитов и иммунных клеток, для чего требуется повышенное кровоснабжение.

При воспалительных процессах в миндалине может нарушаться циркуляция крови и структура ткани. Это приводит к тому, что происходит застой крови и лимфы и иммунный орган не способен выполнять свою функцию. Когда воспаление переходит на лимфатическую ткань, развивается аденоидит (гнойное воспаление), при котором происходит увеличение объема и массы миндалины.

Лимфатический диатез

Это состояние, при котором у детей увеличивается лимфоидная ткань и не соответствует норме развитие надпочечников, желез, сердца. При данной патологии гипертрофированна не только ткань носоглоточной миндалины, но и всего глоточного кольца, растут фолликулы языка и глотки.

Признаки увеличения аденоидов

На аденоиды могут указывать следующие признаки. Первое - ребенку тяжело дышать носом. Разрастается ткань между носовой полостью и глоткой, поэтому гипертрофированные миндалины перекрывают просвет носоглотки и не позволяют воздуху свободно циркулировать.

Ребенок все чаще старается дышать ртом, при этом воздух, поступающий в нижние дыхательные пути, не прогревается и не обеззараживается. Кроме того, это может вызывать недостаток кислорода в головном мозге и анемию. Дети становятся вялыми, им сложно концентрироваться, быстро утомляются, могут возникать головные боли, а после сна не чувствуют себя отдохнувшими.

Могут диагностироваться аденоиды 1 степени у годовалого ребенка и детей старшего возраста

Происходит изменение голоса. Ребенок говорит как будто у него насморк (гнусаво, тихо). Изменяется голос, потому что аденоиды не позволяют воздуху поступать в носовые пазухи, которые служат резонаторами и участвуют в формировании звуков.

Изменяется острота слуха. Гипертрофированная ткань закрывает собой глоточное отверстие евстахиевой трубы. Поэтому давление в барабанной полости не выравнивается, и звуки плохо улавливаются. Возникает рецидивирующий отит. Воспаленная миндалина не способна противостоять патогеном и сама становится очагом инфекции.

Бактерии без труда распространяются до среднего уха, отсюда и частые отиты.

Ребенок может храпеть. В положении лежа на спине, разросшаяся ткань перекрывает просвет носоглотки, ограничивая тем самым носовое дыхание, поэтому малыш храпит.

Степени аденоидных разращений

Родители смогут примерно понять тяжесть заболевания по следующему признакам:

  • если аденоиды 1 степени , то у ребенка нет проблем с носовым дыханием в период бодрствования. Тяжело дышать носом крохе только ночью. Когда он находится в горизонтальном положении, расположение аденоидов изменяются, и они закрывают большую часть просвета носоглотки. Это мешает ребенку дышать носом и появляется храп;
  • аденоиды 2 степени у ребенка ограничивают дыхание ртом днем и ночью. Аденоиды закрывают просвет верхних дыхательных путей более чем на треть. В результате может возникнуть недостаток кислорода в клетках и тканях организма. Ребенок испытывает головные боли, быстро утомляется. Уже на второй стадии разрастания аденоиды могут провоцировать снижение слуха и изменение голоса;
  • если аденоиды 3 степени , то увеличенная носоглоточная миндалина закрывает собой просвет в носоглотку, что делает невозможным поступление воздуха через ноздри. Отсюда и регулярные острые распираторные заболевания и хронический ринит, и изменение голоса и слуха.


Существует три степени патологического состояния

Иногда можно услышать про четвертую степень аденоидных разращений. В этом случае можно предположить, что врач пытается тем самым сказать, что операция по удалению должна была проводиться еще вчера. Если же он записывает диагноз «разросшиеся аденоиды до 4 степени», то он просто неграмотен. И уж тем более не верьте, если говорят о 5 степени, поскольку ее не существует.

Как правило, заболевание проявляется в возрасте 3–7 лет. Причем могут вырасти аденоиды до 3 степени у маленького ребенка очень быстро.

Установить степень вегетации аденоидов должен врач отоларинголог, используя специальные инструменты и дополнительные исследования. Диагностика проводится, когда ребенок соматически здоров, поскольку симптомы простудного заболевания схожи с аденоидитом.

Диагностика заболевания

Чтобы установить степень ЛОР использует следующие методы:

  • задняя риноскопия. Врач осматривает миндалину специальным зеркалом, которое вводится через рот;
  • пальцевое исследование. Данное исследование проводится, если ребенок не позволяет посмотреть зеркалом. Врач становится сзади маленького пациента, фиксирует голову и просовывает палец в рот к носоглотке. Наощупь оценивается степень разрастания лимфоидной ткани и ее структура. Если аденоиды мягкие, то это признак воспаления, если же плотные, то это говорит о гипертрофии;
  • рентгенография носоглотки. Данное исследование дает объективную картину, поскольку увеличенные глоточные миндалины видны на снимке в боковой проекции. Рентген также покажет, есть ли (причина хронического тонзиллита). Но он не позволит установить причину, а, кроме того, если на миндалине есть слизь, то она не отличается от ткани, а это может привести к неправильной постановке степени аденоидов у детей;
  • компьютерная томография. Дает точное изображение воспаленных тканей. Исследование назначается, когда есть признаки других патологии носоглотки;
  • эндоскопическая риноскопия. Это один из самых надежных, безопасных и быстрых методов исследования полости носа и носоглотки. Для обследования в каждую ноздрю вводится мягкий эндоскоп (трубка с видеокамерой). Диагностика позволяет оценить степень увеличения ткани, состояние слизистой, распространение воспаления;
  • эндоскопическая эпифарингоскопия. Эндоскоп вводится через рот. Степень разрастания миндалины устанавливается потому, насколько лимфоидная ткань закрывает сошник (кость, находящуюся внутри носовой полости и разделяющую ее пополам). При аденоидах первой степени патологически разросшаяся ткань прикрывает незначительную верхнюю часть сошника, а при 3 степени закрывает полностью.


Исследование эндоскопом занимает около двух минут

Как лечить заболевание

Узнать степень разрастания ткани необходимо для определения дальнейшей тактики лечения. Важно понять и причину увеличения лимфоидной ткани. Даже если аденоиды достигли размеров третьей степени их не всегда нужно удалять, главная задача это восстановить носовое дыхание.

Если увеличенные аденоиды – это результат воспаления, то вылечить их можно консервативными методами.

Воспаленные аденоиды мягкие, гладкие, покрытые слизью и гноем, а цвет их ярко-красный или синюшный. А если они гипертрофированы (твердые, розовые, «чистые»), то уже аденоиды 2 степени у ребенка придется удалять хирургическим путем.

Если игнорировать патологию, то ротовое дыхание может привести к развитию необратимых деформаций лицевого скелета: неправильный прикус, искривление носовой перегородки, удлинению верхней челюсти, отвисшая нижняя челюсть.

Консервативная терапия

Лечение медикаментами показано при аденоидах 1 и 2 степени, а также если невозможно хирургическое вмешательство. При терапии могут назначаться следующие медикаменты и процедуры.

Антибактериальные препараты

Их использование целесообразно, если в верхних дыхательных путях развивается бактериальная инфекция. Перед тем как их выписать, проводится анализ на наличие бактерий и на их чувствительность к антибиотикам.

Сосудосуживающие капли

Это симптоматическое лечение, поскольку не влияет на причину патологии. Они снимают заложенность носа, облегчая дыхание во время приема пищи или сна, что особенно важно для грудных деток. Однако капли долго использовать нельзя (их назначают трехдневными курсами), поскольку они вызывают привыкание.

Иммуностимуляторы

Они призваны мобилизовать иммунные силы организма и противостоять развитию воспалительного процесса. Данное средство должен назначать иммунолог.

Рекомендуется промывать нос физиологическим или солевым раствором, поскольку они эффективны в борьбе с патогенами, не вызывают привыкания и не имеют побочных действий и противопоказаний. Эта процедура оказывает временный эффект. Она уничтожает патогенную микрофлору и освобождает носовые ходы от скопившейся слизи.

Для процедуры можно использовать травяные настои или раствор антисептика. Если аденоиды у ребенка сильно увеличены, то проводить ее нужно соблюдая осторожность, поскольку жидкость может просочиться в евстахиеву трубу и вызвать нарушение слуха или отит.


Эффективный этап проводимой терапии

Для терапии аденоидов могут быть применены следующие процедуры:

  • лазерное лечение. Лазер воздействует на сосуды, увеличивая их кровоснабжение и снимая отек. Как только отек сходит, аденоиды уменьшаются. Процедура эффективна только в том случае, если с аденоидов удалены гной и слизь, и если лазер попадает непосредственно на миндалину (неэффективно светить через переносицу);
  • озонотерапия. Озон уничтожает патогенную микрофлору, способствует восстановлению иммунитета и ускоряет процесс регенерации ткани;
  • ультрафиолетовое облучение. При физиопроцедуре в нос вводится оборудование, которое с помощью ультрафиолета убивает бактериальную микрофлору;
  • УВЧ на область носа. Процедура нужна чтоб уменьшить воспалительный процесс. Эффективно при острой форме аденоидита, тонзиллита, фарингита;
  • электрофорез. Лекарства вводится при помощи тока сразу в ткани миндалины. Применяются антисептические, противовоспалительные, противоаллергические препараты.

Хирургическое удаление аденоидов

Аденоиды удаляются хирургическим путем, если они достигли 2 или 3 стадии разрастания, а консервативное лечение не дает результата. Операция противопоказана при болезнях крови и в период обострения воспалительного процесса в носоглотке.

Операция делается в поликлинике под местным обезболиванием или без него, а маленьким детям под общим наркозом в больнице. Сначала врач очищает аденоиды от слизи и гноя при помощи промывания. Затем слизистая носоглотки обрабатывается анестезирующим спреем, носовые ходы закрываются ватными тампонами.

Удаляется миндалина специальным инструментом (ножом Бекмена), который вводится через рот. Отрезаются аденоиды одним движением. После местного обезболивания пациент идет домой, ему рекомендуется постельный режим на сутки.

После общей анестезии за пациентом наблюдают 1–3 дня в стационаре.

Важно чтобы во время операции не была травмирована слизистая носоглотки, а миндалина была удалена полностью, иначе аденоиды появятся снова. Удаление аденоидов может проводиться под контролем эндоскопа. Оборудование вводится через рот пациента, с помощью видеокамеры врач может увидеть миндалину и проследить, чтоб после удаления не осталось аденоидных вегетаций.

Этот способ более трудоемкий и дорогостоящий, но и более эффективный. Операция проводится под общей анестезией в стационаре. Лазером можно провести аденоидэктомию (он используется как скальпель), внутритканевую деструкцию (разрушение патологичной ткани изнутри) или вапоризацию (лазер уменьшает вегетации без удаления).

Установить есть ли у ребенка аденоидные вегетации может только специалист. Не всегда носовое дыхание блокирует разросшаяся миндалина. Причиной может стать аллергический или вазомоторный ринит, искривление носовой перегородки, опухоль.

Поэтому обязательно нужно посетить врача и провести объективное исследование. Чем лучше определит врач, основываясь на степени развития заболевания и состоянии здоровья ребенка.

В Америке индийские племена брали кроличью шкуру и сухую траву в качестве компонентов подгузников. Затем использованную траву выкидывали, а шкурку сушили. Так малышу было комфортно и сухо. Во втором веке до нашей эры в Европе уже начинали пеленать младенца в ткань в качестве .

Наша статья осветит все нюансы пеленания и ответит на вопрос, до какого возраста необходимо делать эту нехитрую процедуру.

Что означает термин — пеленание?

Пеленание — это комплекс мер, направленных на создание комфортного пребывания малыша, удержание продуктов его жизнедеятельности и профилактику опрелостей.

При помощи пелёнок также создаются благоприятные условия для спокойного сна ребёнка.

  1. Облегчает адаптацию грудничка к внешнему миру и приближает к условиям внутриутробной жизни.
  2. Снижает излишнюю возбудимость , так как ребёнок может непроизвольно взмахивать ручками и ножками. Это может пугать его и мешать спокойному сну.
  3. Сохраняет тепло . У детей первых месяцев не до конца развиты процессы терморегуляции, и пеленание помогает им удерживать нормальную для них температуру.
  4. Предотвращает появление опрелостей . Ткань способна пропускать воздух, в отличие от полгузника. И мокрые пелёнки мама заменит сразу, нежели подгузник, что предотвратит длительный контакт нежной кожи с влажной поверхностью.
  5. Развитие осязания . Мягкие прикосновения пеленки позволят малышу развивать это чувство;
  6. Во время первых купаний можно пеленать малыша в тонкую пелёнку . Для него это будет своеобразная защита от внешнего мира, и так новорождённый не испугается ванночки и воды.

Педиатр Комаровский Е.О.: «Пеленать ребёнка не вредно. Покупать пелёнки гораздо дешевле, чем распашонки и ползунки. Но распашонки и ползунки папам надевать проще. Нет такого папы, который в совершенстве владеет мастерством пеленания.».

Разновидности пелёнок

Важно изучить требования к ткани:

  1. Хорошее качество . Пелёнка не должна рваться при ее растягивании.
  2. Впитывающий эффект . Самое важное свойство. Пелёнка должна хорошо впитывать влагу и при этом сохранять «дышащий эффект».
  3. Правильная обработка краёв . Вообще детские вещи подшиваются оверлоком. Это необходимо, чтобы избежать плотных швов, которые могут натирать нежную кожу крохи.
  4. На ощупь быть мягкой, без посторонних запахов . При стирке не должна линять.
  5. Только натуральные материалы – ситец, фланель, кулирка, лён, футер, трикотаж. Избегайте синтетики.
  6. Размеры пелёнок . Очень удобные в виде квадрата со стороной 1,2 м. Вам этого хватит, чтобы спокойно запеленать малыша.
  7. Не берите ткань с яркими красками , чтобы не раздражать ребёнка. Состав красителей может быть опасен для кожи.
  8. Пелёнки необходимо регулярно стирать детским порошком и утюжить с двух сторон.

Виды пелёнок и их предназначение

Ситцевые . Должны быть из хлопкового материала. Они, как правило, всегда самые близкие к телу новорождённого. Также используются в качестве простыни в кроватку.

Фланелевые . Ими пеленают поверх ситцевых. По толщине превосходят ситец, хорошо удерживают тепло. Их можно использовать в качестве покрывальца. Летом можно не использовать.

Трикотажные . Появились в последнее время. Достаточно хорошо тянутся, мягкие, нежные на ощупь. Их также пеленают под фланелевые.

Пелёнки-кокон на липучках . Современные пелёнки, которые также могут быть из трикотажной ткани. Не создают лишних складок. Маме не составит труда завернуть малыша в такую пелёнку.

Одноразовые пелёнки . Не предназначены для пеленания. Необходимы, чтобы подстилать на пеленатор, либо на кровать, чтобы малыш не запачкал поверхность. Удобны при походах в поликлинику. Не должны содержать синтетических материалов.

Сколько брать пелёнок?

Мама Елена, 28 лет: «Своей дочке я покупала 10 фланелевых и 10 ситцевых и трикотажных пелёнок. Хватило, даже лишка. Можно было еще пару деток пеленать. Очень удобная пелёнка – кокон, она у меня была в одном экземпляре. Дочка любила в ней засыпать».

Необходимый минимум приданого малыша для пеленания

  • фланелевые — 5 штук;
  • ситцевые — 5 штук;
  • пелёнки на липучках - 1 — 2 штуки;
  • одноразовые пелёнки.

Как правильно пеленать новорождённого?

Классическое пеленание с ручками. Вариант № 1

На пеленальном столике расстилаем ситцевую пелёнку, чтобы не было складок. Кладем малыша по центру пелёнки, чтобы голова лежала выше края ткани.

Левую руку кладём младенцу на грудку, один конец пелёнки заворачиваем под спинку крохи. С правой ручкой делаем то же самое, и второй край пелёнки заворачиваем также под спинку.

Нижние уголки расправляем, краешком покрываем грудь малыша и закладываем правый уголок под спинку новорождённого, а левый — через правое плечико ребёнка. Подтыкаем маленький уголочек за складочку на груди ребёнка.

Пелёнка не должна комкаться и создавать ненужные складки. Малышу это будет мешать спать.

Пеленание с ручками. Вариант № 2

Расстилаем пелёнку. Немного загибаем сверху край. Правую ручку малыша прячем в образовавшийся карман. Теперь эту руку вместе с пелёнкой кладем на живот и закрываем правый бок малыша.

Затем проделываем то же самое с левым краем пелёнки. Нижний край расправляем и подгибаем под коленки.

Пеленание с ручками. Вариант № 3

Расстилаем пелёнку ромбом. Подгибаем верхний уголок. Укладываем ребёнка, чтобы голова была выше пелёнки. Правую ручку малыша держим и кладем угол пелёнки за левый бочок ребёнка через подмышечную впадину.

А другой нижний угол через левое плечо ребёнка. Левый угол пелёнки обматываем вокруг тела малыша. Свободный низ можно просто подогнуть под ножки.

При высокой температуре пеленать малыша нельзя.

Используется при лечении дисплазии тазобедренных суставов и для профилактики врождённых вывихов. Такое пеленание создает «позу лягушки» для разгрузки суставов.

Всё как обычно. Расстилаем пелёнку на пеленальном столе. Сворачиваем её по диагонали, чтобы получился треугольник.

Заводим больший край этого треугольника под поясницу малыша. Лучше ещё до пелёнки надевать марлевый подгузник.

Нижний угол пелёнки заводим на животик, а боковые уголки сверху заправляем на поясе малыша. Сверху можно надеть распашонку.

Пеленание с головой

Любимый вид пеленания сразу после рождения в роддоме. Расстилаем пелёнку, кладем новорождённого так, чтобы голова была ниже края пелёнки. Заворачиваем кроху. Сначала один край подводим за спинку, при этом фиксируем ручку, затем второй. Нижний край можно положить на грудку и зафиксировать.

В этом положении малышу очень комфортно спать, ему сложно пошевелить даже головой, от чего лишние движения не будут его пробуждать.

Тугое пеленание

Ещё в советские времена считалось, что данный вид пеленания способствует выпрямлению ножек. Но, как оказалось, это была ошибочная версия.

Тугое пеленание мешает малышу нормально дышать и развиваться, поэтому в последнее время от него отказываются.

Идем гулять

В прохладную погоду поверх пелёнок ещё необходимо либо одеяло, либо тёплый конверт. Сначала вы пеленаете малыша любым удобным способом. Затем расстилаете одеяло ромбиком и закутываете малыша. Верхним уголком одеяла можно будет прикрывать лицо от сильного ветра или мороза.

До какого возраста кутаем малышей?

Вообще ребёнка следует пеленать до трехмесячного возраста. Это период, когда малыш уже на животик, и лишние пелёнки ему будут мешать познавать мир.

Пеленать с головой можно только первую неделю жизни малыша.

Обратите внимание, как спит ваш малыш. Если он не просыпается от вздрагивания ручек или ножек, можете его пеленать свободно.

Некоторые родители вообще чуть ли не с рождения надевают распашонки и ползунки.

Современный взгляд на то, как пеленать новорождённого ребёнка

  1. Если ребёнок спокоен, то пеленайте до месяца.
  2. Наблюдайте за поведением малыша.
  3. Крайний возраст пеленания — 4 месяца.
  4. Долго пеленать не рекомендуется, задержите моторное развитие.

Процесс пеленания очень важен в жизни детей. Так он позволяет чувствовать малышу мамины руки, тепло, заботу. А если этим занимаются оба родителя, то это освободит для мамы несколько минут для отдыха. Каждый выбирает то, что ему удобно. И, как выяснилось, пеленать не вредно, а даже полезно.

Будьте здоровы!

Каких-то три десятилетия назад вопрос о целесообразности пеленания новорожденного перед молодыми родителями даже не стоял.

Другой альтернативы у них просто не было. В приданое малышу приобретали комплект пелёнок и одеяльце, а подгузники делали из марли или из старой простыни.

Современный взгляд на необходимость пеленания младенца кардинально изменился. Новорожденных облачают в нарядные костюмчики уже при выписке из роддома.

Правы ли современные родители? Надо ли пеленать малышей? Давайте разбираться.

Основные требования

Правильное пеленание младенца обладает целым рядом положительных моментов :

  1. Оно облегчает адаптацию малыша к новым условиям жизни вне материнской утробы, в которой ему было тепло и уютно. Пелёнка, плотно охватывающая тело новорожденного, как бы возвращает его в стеснённые условия материнского чрева. Именно поэтому завёрнутый в неё малыш успокаивается и засыпает быстрее.
  2. Подогретая мягкая пелёнка, заменяющая тепло маминого тела, помогает организму малыша приспособиться к новым температурным условиям.
  3. Появившись на свет, маленький человечек переживает сильный стресс. Он часто вздрагивает во сне, взмахивает ручками и, коснувшись своего лица, просыпается. Именно так происходит с новорожденными, чьи ручки и ножки остались на свободе. Если же кроху запеленать, этого не происходит и его сон будет более спокойным.

Полное пеленание

Педиатры склоняются к тому, что пеленание благотворно для новорожденных на протяжении первых четырёх недель их жизни. С помощью пелёнок адаптация к “новому” миру для малышей будет более гармоничной и щадящей.

Несколько привыкнув к окружающей обстановке, малыш утратит привычку к рефлекторному вскидыванию конечностей, а их движения приобретут большую плавность и скоординированность. Особой необходимости в пеленании полуторамесячного ребёнка уже нет. Есть смысл в ночных пеленаниях лишь тех малышей, которые продолжают вскидывать ручки во время сна.

Каких-то категоричных рекомендаций здесь дать нельзя. В каждом случае все зависит от поведения самого малыша. Если ему трудно заснуть без пеленания или его сон прерывается частыми пробуждениями – значит, время для отказа от пелёнок ещё не пришло.

Укутанный малыш чувствует себя защищенным (фото)

  • Пеленать малышей следует только на время сна. В период бодрствования лучше оставлять их в одежде, не сковывающей движений. Лучшим вариантом будут ползунки и распашонка.
  • Родителям малышей следует изначально отказаться от слишком тугого способа, поскольку помимо затруднения дыхания оно может способствовать вывиху бедра.
  • Пеленки должны быть безукоризненно чистыми и проглаженными. Использование утюга с отпаривателем или сбрызгивание поверхности пелёнки водой в процессе её глажки обеспечивает особую мягкость ткани и комфорт для малыша. Если малыш помочился на пелёнку, подсушивать её на батарее категорически нельзя – это чревато развитием опрелостей и раздражений нежной детской кожи, вплоть до развития дерматита.
  • Заворачивать следует только подмытого ребёнка.
  • Если температура в детской комнате не выше двадцати градусов, оптимальным вариантом является пеленание малыша в две пелёнки: ситцевую и фланелевую. В чересчур жарком помещении для пеленания новорожденного подойдёт марлёвка. Такая ткань создаст оптимальные условия для влагообмена детской кожи.
  • Пеленать новорожденного можно на любой горизонтальной поверхности, но удобнее всего делать это на пеленальном столике: это предотвратит нежелательные нагрузки на поясницу во время ухода за малышом. Также удобно будет проводить процедуру непосредственно в кроватке, если в ней предусмотрена возможность установить на второй(более высокий) уровень.
  • Перед заворачиванием на кроху надевают памперс или подгузник. При использовании подгузника необходимо проследить за тем, чтобы он способствовал разведению ножек. Если подгузник выполнен из тонкой марли, между ножками ребёнка помещают маленькую пелёнку, сложенную прямоугольником.
  • Помимо подгузника на младенца надевают свежую тонкую распашонку, запахивающуюся на спинке и тёплую, запахивающуюся на груди.
    Помещение должно быть тёплым и лишённым сквозняков.

Ни при каких обстоятельствах нельзя оставлять малыша на пеленальном столике без присмотра. Выходя из комнаты даже на несколько минут, следует переложить его в детскую кроватку.

Грудничку необходимо научиться управлять ручками и ножками

Пеленание с использованием пеленки и/или одеяла

Пеленание младенцев бывает тугим и свободным. На протяжении многих веков считалось, что тугое пеленание новорожденных формирует у них правильную осанку и гарантирует прямизну ног в будущем.

На Руси для тугого пеленания младенцев использовали свивальник – особую полосу плотной домотканой материи (шириной не менее двадцати сантиметров). Завёрнутого в пелёнку малыша с ног до головы обвивали этой лентой поверх пелёнки. В результате такого пеленания младенец, лишённый возможности двигать конечностями, лежал в кроватке подобно солдатику в стойке «смирно».

В наши дни слишком тугое пеленание признано не только нецелесообразной, но и вредной процедурой, сдерживающей естественное физическое развитие ребёнка и способной нанести ему серьёзную травму.

Традиция заворачивать детей в пеленки ведет свое начало еще из Древней Руси

В чём состоит вред традиционного тугого пеленания :

  • Малыш, конечности которого были насильно выпрямлены и зафиксированы в таком положении, вынужден часами находиться в совершенно противоестественной позе (при нормальном положении слегка разведённые ножки должны иметь максимальную свободу движения).
  • Движения младенца, приученного к тугому пеленанию, долгое время остаются нескоординированными. Он значительно отстаёт в физическом развитии от тех своих сверстников, у которых была возможность свободно двигать конечностями.
  • Искусственное ограничение подвижности приводит к тому, что полугодовалые и даже восьмимесячные груднички практически не умеют ни переворачиваться, ни нормально ползать.
  • Туго стянутые пелёнки нарушают нормальное кровообращение во всех частях маленького тельца. От этого в особенности страдают лёгкие, поскольку сдавленная грудная клетка препятствует полноценному дыханию.
  • Нарушение нормальной циркуляции крови имеет не менее плачевные последствия и для формирования иммунной системы. Туго пеленавшиеся малыши впоследствии болеют значительно чаще, чем их не ограниченные в движениях сверстники.
  • Тугое пеленание выпрямленных ножек нередко приводит к дисплазии (врождённому подвывиху или вывиху) тазобедренного сустава.

Существуют официально подтверждённые данные о том, что после того как в рамках национального проекта молодые матери Японии отказались от традиционного тугого пеленания ножек своих детей, количество случаев дисплазии тазобедренного сустава снизилось с 3 до 0,3%.

Тугое

Тугое пеленание иногда называют полным, поскольку при нём малыша заворачивают в пелёнку от плечиков до ступней. Такой способ актуален для детей от момента рождения до двух-трёх месяцев. Различают два основных его вида.

Классический вариант :

  1. На столике расстилают, тщательно разглаживая, сразу две пелёнки (фланелевая должна быть внизу).
  2. Положив малыша на пелёнку, надевают на него подгузник.
  3. В момент пеленания ручки ребёнка, вытянутые вдоль туловища, придерживают одной рукой.
  4. Правый край пелёнки, пропустив над левым плечиком малыша, подворачивают под его спинку.
  5. Аналогичным образом оборачивают правое плечико ребёнка.
  6. Поскольку ручки малыша, стянутые тканью, утрачивают возможность активно двигаться, в этот момент руки человека, выполняющего пеленание, освобождаются. Дальнейшие манипуляции выполняются уже обеими руками.
  7. Нижний край (хвост) пелёнки кладут на грудь малыша и, обернув его тельце, заправляют в образовавшуюся тканевую складку.

Классический способ тугого пеленания

Пеленание «с косынкой» :

При этом варианте укутывания головка младенца получает дополнительную защиту в виде импровизированной косынки.

  1. На пеленальном столике расстилают тонкую пелёнку так, чтобы она была чуть выше фланелевой (при этом варианте утеплённая пелёнка укладывается поверх тонкой).
  2. Новорожденного кладут на столик так, чтобы обернуть его головку верхним краем тонкой пелёнки.
  3. Правым краем пелёнки оборачивают туловище младенца и подкладывают его под спинку.
  4. То же самое делают с левым краем пелёнки.
  5. Фиксацию «хвоста» осуществляют как в вышеописанном варианте.

Этапы пеленания с использованием косынки

Свободное

Этот способ пеленания, не сковывающий движений младенца, является более щадящим, поскольку поза со скрещенными ручками и подтянутыми к животику ножками максимально приближена к его внутриутробному положению в материнском чреве.

Свободный способ даёт малышу возможность беспрепятственно двигать ножками, сосать кулачок или пальчик, прикасаться ладошками к своему лицу.

Существует два варианта свободного пеленания новорожденных : при первом варианте на свободе оказываются только ручки крохи. При втором варианте в движениях не ограничиваются ни ручки, ни ножки. Использование конверта для новорожденных, не сковывающего движений ребёнка, в этом смысле можно считать неплохой альтернативой традиционного пеленания.

Первый вариант выполняют так:

  • Расстелив поверх тёплой пелёнки ситцевую, кладут на них младенца, уже облачённого в две распашонки и подгузник.
  • Верхняя часть пелёнки должна располагаться на уровне младенческих подмышек.
  • Подвернув боковые края под спинку малыша, нижнюю часть пелёнки поднимают и заправляют.
  • В итоге должно получиться подобие мешочка, внутри которого малыш может свободно болтать ножками.
  • Тёплую пелёнку сворачивают аналогичным образом.

Этапы свободного пеленания (фото)

Широкое

Этот вид пеленания используют для малышей с отклонениями в развитии тазобедренного сустава, опорно-двигательного аппарата и при подозрении на дисплазию. Суть этого метода сводится к тому, что ножки новорожденного широко разводятся и фиксируются в таком положении.

Для фиксации нижних конечностей используют свёрнутую в несколько раз пелёнку или (в особых случаях) подушку Фрейка. В некоторых источниках она именуется «перинкой», шиной или бандажом. Благодаря такому способу ножки младенца принимают естественное для них физиологическое состояние: полусогнутое, с разведением на шестьдесят градусов.

В помощь современным мамам для широкого пеленания младенцев выпускаются особые трусики и чехлы, оснащённые липучками в области плеч. При отсутствии этих приспособлений можно воспользоваться традиционным методом пеленания с использованием трёх пелёнок.

Свернув одну из них треугольником, помещают на неё малыша. Другую, свёрнутую в несколько раз, вкладывают между ножек ребёнка. Боковые края первой пелёнки оборачивают вокруг детских бёдер, фиксируя импровизированную прокладку. Нижний край треугольника, пропустив между ножками младенца, фиксируется этими же боковушками.

Верхние уголки третьей пелёнки наискосок оборачивают вокруг животика младенца. Нижний «»хвост» заворачивают вверх и заправляют под импровизированный поясок. Если пеленание выполнено правильно, ножки крохи должны слегка зафиксироваться и подтянуться.

Широкое пеленание может быть частичным – до уровня груди и полным – до уровня подбородка.

Широкий способ

Пеленание с головой (уголком)

Этот способ укутывания младенца мамы именуют «конвертом». Пелёнки в этом случае раскладывают в виде ромба, а малыша укладывают поверх них так, чтобы его головка оказалась в нижней части верхнего уголка.

Боковые края пелёнок заворачиваются точно так же, как во всех вышеописанных способах. Нижний край либо укладывается малышу на грудь и фиксируется традиционным способом, либо заворачивается за спинку и, обогнув туловище малыша с боков, заправляется в образовавшуюся складку спереди.

Уголок, закрывающий личико малыша, позволяет уберечь его от попадания ярких солнечных лучей или от воздействия холода во время уличных прогулок.

В тёплое время года головку новорожденного должен защищать лёгкий чепчик, в зимнее время – утеплённая шапочка.

Во время прогулок в жаркий день целесообразно ограничиться только одной пелёнкой (если жара изнуряющая, пелёнка должна быть марлевой). С наступлением холодов поверх пелёнок младенца оборачивают тёплым одеяльцем.

Не стоит отказываться от пеленания новорожденного ребёнка в первые недели его жизни. Обеспечивая комфорт и чувство безопасности, оно облегчает адаптацию малыша к суровым условиям жизни вне маминого животика. Правильное пеленание должно быть щадящим и обеспечивающим крохе возможность свободного движения.

В последнее время идет много споров даже среди медиков, как пеленать новорожденного в роддоме. Опытные мамы стараются в первые месяцы не отказываться от этой процедуры, выбирая одну из приглянувшихся техник. Если роженица не научилась пеленать в роддоме, приходиться развивать сноровку.

Первое пеленание

В современном роддоме грудничок находится в одной палате с мамой. Она его накормит, подмоет, переоденет. Если в семье это не первый младенец, то мама без проблем справится с пеленками, закутав своего малыша, как куколку.

Пеленают ли сейчас новорожденных детей в роддоме? В современных родильных домах стараются придерживаться старых традиций, и только что появившегося на свет младенца укутывают в пеленки. Исходят в данном случае с позиций психологических. Именно такой подход обеспечивает ощущение защищенности, которое младенец чувствовал еще в утробе матери. Поэтому акушерки уже в род зале обучают молодых мам нескольким методам укутывания.

Способы пеленания новорожденного ребенка:

  • тугое - с прямыми ручками и ножками;
  • свободное - с открытыми руками и способными двигаться ногами;
  • широкое - с раздвинутыми под 60° ногами.

Как правильно пеленать новорожденного ребенка в роддоме? Первоначально укутывание проводят при рождении, используя способ тугой фиксации конечностей. Это хорошая возможность быстро успокоить грудника. Проводит данную процедуру сначала акушерка.

В дальнейшем же, когда грудничка переведут к маме в палату, ей придется осваивать працедуру, изучив сразу несколько техник (на будущее).

Рекомендуется также тугим способом пеленать ребенка на выписку из роддома. При этом прибегают к разновидности данного метода – «конвертиком». Так и маме легче в пути удерживать грудника на руках, и он чувствует себя комфортнее.

Как пеленать новорожденного дома, каждая мама определит для себя сама. Возможно, тугой способ она применит для ночи, а днем будет осуществлять свободное укутывание. Если в помещении тепло, то применит и широкий метод, который карапузу понравится, так как это более естественная поза.

Алгоритм

Каждый метод имеет свой алгоритм пеленания новорожденного ребенка. Если мама быстро освоит технику, как пеленать ребенка в пеленку тугим способом, то с остальными вариантами она справится достаточно легко.

Алгоритм действия в роддоме:

  1. аккуратно разложив на столе пеленку, на ее середину укладывают младенца таким образом, чтобы шея касалась края этой простынки;
  2. прикладываем выпрямленную левую ручку к туловищу, захватывают боковой край и обматывают туго тело (наискосок), заведя конец под спину справа;
  3. то же самое проделываем с правой рукой и боковым концом ткани;
  4. нижний край немного напоминает «рыбий хвост». Его подворачивают наверх, на туловище. При этом ножки должны быть соединены и выпрямлены;
  5. обмотав туго тело нижними концами простынки, их фиксируют либо с помощью английской булавки, либо применяют бант.

Алгоритм в картинках

Способ «конвертиком» осуществляется так же, только ткань укладывается диагонально таким образом, чтобы верхний угол в дальнейшем прикрывал лицо младенца. Нижний угол укладывается на ножки и живот, а боковыми обматывают тельце.

Техника применяется, когда пеленают ребенка на выписку из роддома. Во что пеленают новорожденного при выписке зависит от времени года: одеяло или легкий конверт. Почти всегда используется пеленка на выписку из роддома, она должна быть только из натурального материала. Если мама является ярой приверженкой ползунков, можно использовать и их, но освоит описанную методику нужно обязательно. Пеленание помогает успокоить раскапризничавшегося грудничка.

Особые способы

В каждой семье есть, безусловно, старшая женщина, бабушка, тетя, которая покажет молодой маме, как пеленать новорожденного. На первом месяце лучше использовать в две пеленки. Сначала малыш заворачивается в одну, затем во вторую. Таким образом, он оказывается, спрятан в плотный кокон, удерживающий его движения. Современное пеленание новорожденных от 3 месяцев заключается в заворачивании только нижней части, ручки остаются свободными.

Пеленание ножек. На время бодрствования рекомендуют пеленать ножки младенца без ручек. Оставлять их советуют снаружи. Этот способ очень хорош также летом либо при теплой погоде. Когда жарко, в качестве материала, для пеленания можно использовать марлю.

Пошаговое фото

Как пеленать новорожденного малыша в роддоме:

  • сверните пеленку вдвое;
  • расположите ее край на уровне груди малыша;
  • левую сторону загибайте вправо, загните за спинку;
  • выполните аналогичные манипуляции со второй стороной;
  • поднимите нижний край до талии, расправьте, заложите, укрепите.

Этот способ считается наиболее комфортным, он способствует быстрому развитию малыша.

Пеленание ручек. Еще одним вариантом является только пеленание ручек. Используют его, когда малыш чутко спит и вздрагивает от каждого движения своих конечностей, во время принятия пищи, если он махает ручками и мешает сам себе кушать.

Чтобы пеленать ручки грудничка нужно расположить его удобно на пеленке. Головка должна выходить за край. Она останется не охваченной пеленанием.

Как правильно запеленать ребенка в пеленку:

  1. наденьте на малыша тонкую распашонку;
  2. уложите его на пеленку;
  3. возьмите левый край, обогните ручку, заправьте его под спинку по косой, разровняйте;
  4. те же действия проделайте со вторым краем;
  5. подверните нижний край;
  6. наденьте шапочку.

В процессе пеленания не забывайте расправлять ладонью складочки. Малыш должен себя чувствовать удобно в любом из видов пеленания.

Сколько пеленок и распашонок нужно в роддом? По отзывам мам, обязательно требуется пара нарядных пеленок и распашонок на выписку. На 5 дней пребывания в родильном доме будет достаточно по 3-4 каждого вида одежды, и 2-3 подгузника. В современных роддомах выдаются комплекты пеленок, если их не хватает, но по требованию можно получить достаточное количество.

Как правильно пеленать новорожденного в роддоме видео:

Родился малыш и в первые дни его жизни советуют пеленать ребенка с головой. Первоначально надевают на него распашонку с глухими рукавами. Швы ее все сделаны наружу. Затем малыша размещают на пеленке так, чтобы головка располагалась ниже края. Свободной его частью накрывают головку, затем обвивают руку, заправляя край пеленки под бачок. Вторым краем обвивают малыша и закрепляют его.

О необходимости пеленания новорождённых деток существует множество противоречивых мнений. В современных родильных домах неонатологи и педиатры всё чаще рекомендуют родителям приучать детей с первых дней жизни обходиться без пелёнок, а строгие бабушки и дедушки напротив, настаивают на обязательном пеленании. В любом случае, вопрос о том нужно ли пеленать новорожденного ребёнка, должен решаться исключительно его родителями с учётом индивидуальных особенностей маленького члена семьи.

Два основных приёма пеленания маленьких деток

  1. Полное пеленание. Этот вид пеленания ещё называют пеленание с ручками. При нём малыша пеленают полностью, свободной остаётся только голова.
  2. Неполное или свободное пеленание. При этом запелёнывают только ножки новорожденного, а ручки остаются свободными.

Процесс пеленания проводят перед каждым кормлением на специальном пеленальном столике. Если такого дома нет, то можно использовать обычный стол или родительскую кровать. Главное, чтоб поверхность была ровная и в меру жёсткая.

Как одежда малыша, так и используемые пелёнки должны быть чистыми и обязательно проглаженными с двух сторон. Так как детская кожа является чрезвычайно чувствительной, то распашонки и ползунки в первые месяцы жизни малыша должны быть исключительно из хлопчатобумажной ткани. Тонкие детские пелёнки могут быть из ситца или бязи, а тёплые – из фланели либо байки.

Прежде чем мы перейдем к непосредственному описанию способов пеленания, давайте посмотрим, как проводить этот процесс, не доставляя дискомфорта малышу.

Самые распространённые ошибки при пеленании

  • Слишком тугое либо слишком свободное пеленание. В первом случае возможно нарушение кровообращения и мышечное недоразвитие ребёнка. Во втором – малыш просто быстро развернётся и его придётся повторно перепеленать.
  • Многие считают, что с помощью пеленания можно выровнять ножки малыша. Увы, это не так. Форма ног (как и всего тела человека) заложена генетически и пеленанием недостатки не исправить. Но, когда ребёнок подрастёт, занятия физической культурой помогут укрепить мышечную систему и устранить некоторые недостатки фигуры.
  • Надевание нескольких распашонок и ползунков перед пеленанием, чтоб малышу было теплее. Такой «комплект» вещей будет способствовать только перегреванию ребенка, и .

Таким образом, молодым родителям стоит самостоятельно решить, когда и зачем пеленать новорожденного ребёночка, чтобы создать для него комфортные условия существования, способствующие активному росту и правильному развитию маленького человека.

А теперь непосредственно предлагаем вам ознакомиться с несколькими способами пеленания, а фото продемонстрируют наглядно этот процесс.

Полное пеленание

Полное пеленание существенно ограничивает двигательную активность малыша. Его рекомендовано применять в первые месяцы жизни ребёнка, когда преобладают непроизвольные движения рук и ног, и малыш не может скоординировать их работу. Очень часто хаотичное движение ручек не дает крохе . Такой вид пеленания может осуществляться двумя способами.

І способ:

1) Перед тем, как пеленать новорожденного, лёгкую пеленку кладут сверху на тёплую.

2) Малыша одевают и надевают подгузник.

3) Ребёнка кладут на подготовленные пелёнки.

4) Левым краем пелёнок оборачивают малыша, проводя им под правой ручкой, и заправляют за спинку.

5) Затем ребёнка оборачивают правым краем пелёнки.

6) Нижний край пелёнок расправляют и поднимают до уровня детских локтей.

7) Малыша окутывают поднятым пелёночным краем и фиксируют.

ІІ способ.

Суть такого способа пеленания заключается в формировании из пелёнки своеобразной косыночки для малыша.

1) Перед пеленанием верхняя тонкая пелёнка накладывается на тёплую не строго по краю, а немного выше.

2) Ребёночка кладут на подготовленные пелёнки таким образом, чтоб верхний край лёгкой пелёнки был выше уровня головки малыша.

3) Из лёгкой пелёнки формируется косынка путём подворачивания её с двух сторон на уровне виска ребёнка.

4) Левым краем лёгкой пеленки окутывают малыша, проводя им под правой ручкой, и заправляют его за спинку.

5) Затем правым краем пелёнки оборачивают ребёночка.

6) После этого поочерёдно левым и правым краями тёплой пелёнки окутывают новорождённого.

7) Нижний край тёплой пеленки расправляют, поднимают и фиксируют аналогично первому способу.

Свободное пеленание

Если малыш с зафиксированными ручками чувствует себя дискомфортно, то в такой ситуации стоит попробовать пеленать его свободным способом, оставляя ручки открытыми.

1) Перед тем, как пеленать ребенка, следует приготовить тонкую и тёплую пелёнки, уложить их одна на одну. При этом байковая пелёнка должна находиться снизу, а ситцевая сверху.

2) Ребёночка одевают в распашонку с закрытыми рукавами, надевают подгузник и кладут на подготовленные пелёнки.

3) Левым краем пелёнок, начиная от подмышечной впадины, окутывают грудку малыша, и заправляют его за спинку под правой ручкой.

4) Затем правым краем пелёнок окутывают ребёночка от правой подмышечной впадины и заводят за спинку под левой ручкой.

5) Расправляют нижний край пелёнок, приподнимают его, окутывают малыша на уровне пояса и фиксируют обычным способом.

Как сделать тканевый подгузник?

В настоящее время практически все молодые мамы пользуются подгузниками типа «памперс», но не многие знают, что детский подгузник можно сделать собственными руками из хлопчатобумажной ткани или марли, так, как это делали наши мамы и бабушки. Безусловно, при таком способе нам не избежать мокрых пеленок, но зато избежим опрелостей, которые часто бывают после подгузников.

Методика изготовления тканевого подгузника своими руками:

1) Пелёнку или марлю сложить «косынкой».

2) Малыша положить на подготовленную пелёнку так, чтобы верхушка «косынки» (прямой угол) находился между ножек, а самая длинная её сторона – на уровне пояса.

3) Прямой угол пелёнки поднимают вверх, прикрывая им промежность новорождённого.

4) Острыми краями поочерёдно слева и справа оборачивают животик на уровне пояса и фиксируют.

И еще статьи по теме:

Комментарии (13) -

    По началу пыталась пеленать, но после неудачных попыток плюнула на все это дело. Единственное, только на сон прикрывала руки ребенку. Я против пеленания, тем более сейчас есть замечательная и удобная одежда для малышей – человечки. Но каждая мама решает сама, что ей делать с ребенком.

    Так и не освоил искусство пеленания, но мне простительно. Хотя пробовал и немного получалось. Пеленать, как мне кажется, можно совсем в раннем возрасте, а потом удобнее для всех, особенно, пап обычные распашонки и ползунки, с которыми все справятся.

    Наши предки пеленали детей потому что не было других вариантов одежды для новорожденных. Пеленки – дешево и сердито, и, самое главное, – универсально, к чему всё пытались свести в СССР.
    Вынужденное пеленание в роддоме ничего, кроме дискомфорта и неудобств мне не доставляло. Малыш только родился, столько всего нового, неизведанного, много чему нужно научиться – голова кругом… а тут неудобные, непонятные пеленки – до слез((Пеленать заранее я не училась сознательно, потому что знала – после выписки из роддома пеленки будут использованы только для застелить-прикрыть-промокнуть.

    у нас в Израиле категорически запрещено пеленать, в нашей семье очень много детей (и я недавно родила), но никто не пеленал, я считаю, что это сковывает движения малыша и это лишнее! Действительно – в СССР было проблемой найти на ребенка одежду и не существовало одноразовых подгузников, сейчас пелёнки- не актуально!

    Я своего старшего сына пеленала, но не долго. В роддоме пыталась пеленать, как солдатика, а уже в доме было свободное пеленание. Младшую дочку не пеленала абсолютно.

    Пеленала малыша только первый месяц его жизни, так как, двигая ручками и ножками, долго не мог уснуть.
    Потом, когда время бодрствования увеличилось, укладывать таким способом на сон грядущий необходимости не было: натрезвонившись в погремушки, маленький человечек сладко засыпал сам.

    А я всегда пеленала своего малыша, засыпал быстрее и спал спокойнее. И делала, это как в первом способе. Да и папа брал на руки смелее сыночка, когда тот, не машет ручками и ножками).

    Второй способ пеленания с головой уже точно никто не использует. Применяют широкое пеленание некоторые мамы, а чаще обходятся без него.

    У меня двое детей. Обоих в свое время пеленала, иначе беспокойно спали и постоянно просыпались. И во всем виноваты непослушные ручки, которые то и дело будили малышей. Сначала использовала полное пеленание (первый способ), а когда немного подросли, то просто фиксировала ручки пеленкой, а ножки оставляла свободными. Но со временем мои малыши научились освобождать ручки во время сна, и так постепенно мы совершенно спокойно отвыкли от пеленок. Поэтому я не вижу вреда от пеленания.

    Спасибо большое за забытую науку.
    сколько бы человечков под рукой не было, а иногда, да возникнет необходимость запеленать ребенка. а спросить то не у кого.

    А я в штатах сейчас живу и пеленание как ни странно тут поощряют. Я тоже вначале думала раз мой малой так протестует, значит не нравится и не надо. Но он просто отказывался от груди, если руки на свободе были, и себя избивал, исцарапывав и мою грудь рвал на части просто. Уж очень бес покойный малыш: в 2 недели мог со спины на живот как подпрыгнуть и перевернуться. Так что я пеленаю туго пока, дальше посмотрим.

    В роддоме пеленали по полной. А вот дома выяснилось,что руки нам очень нужны. Мы кряхтели,сопли,не спали и все пытались их вынуть. После этого стали использовать свободное пеленание. Ручки кладем под подбородок или поднимаем вверх и нам очень удобно)))

    А кто знает, какие размеры пеленки для подгузника”своими руками”?