Меню

От полугода до 12 месяцев. Но зато карапузу разрешается теперь

Мода и стиль

С минуты первого знакомства мамы и крошечного свертка прошло полных 11 месяцев. Даже не верится!

Теперь, в шаге до самого первого дня рождения, малыш походит на уменьшенную копию взрослого человека. Но это ложное впечатление. Ребенок является отдельной вселенной, вне правил и законов, бережно и плотно вложенных в голову социумом. Он смел и искренен в своих желаниях и эмоциях. Он стремителен, бесстрашен, его виденье окружающего мира не замечает границ, несмотря на то, что их в этом возрасте так много.

Малыш превращается в индивидуальность. Его развитие набирает скорость, как самолет, который вот-вот оторвется от взлетной полосы. Младенец не может не восхищать: большинство попыток осуществить желаемое приносит хорошие результаты. Его упорству и силе воле можно только позавидовать. Белой, сахарной завистью J

Что умеет малыш 11 месяцев?

Желая получить профессиональную, объективную оценку развития ребенка, папа с мамой не пропускают плановые консультации педиатра. Но от визита к визиту проходит целых 4 недели – будет нелишним ознакомиться с основными характеристиками гармонично развивающегося младенца.

Малыш почти каждый день показывает что-то новое, чем очень радует родителей. Именно поэтому, напротив, так легко можно упустить отсутствие какого-то важного навыка.

Дети очень разные: некоторые из них уже могут сделать несколько шагов без опоры, другие – передвигаются, держась за стену, кроватку, или руку

Некоторые дети уже могут достаточно долго идти держась за стену, мамину руку или другую опору. Такое умение не является закономерностью и оценочным показателем. К тому же, если ребенок еще не может полноценно ходить – не пришло время. Зачем торопить организм, который будет только страдать от нагрузок, несоизмеримых с его возможностями?

Отсутствие четких временных границ касается и прорезывания зубов. В этом возрасте может быть как 1 зуб, так и 4. Если они не появились в общепринятые сроки, зачастую, через пару недель-месяц зубы полезут «партиями», к чему тоже надо быть готовыми. Правильная тактика (отвлечение, внимание, игры) и грамотное обезболивание, существенно понизят уровень стресса, которому подвергается младенец.

Особенности развития ребенка 11 месяцев

Указанный перечень достижений – далеко не все, чего достиг малыш за свои 11 месяцев жизни. Первое, что бросается в глаза: он находится в горизонтальном положении только во время сна. В периоды бодрствования сразу садится, либо становится на ножки. Хоть ему еще тяжело удерживать собственный вес в положении стоя – искушение перед несколькими шажками слишком велико, чтобы тратить много времени на восстановление сил.

Моторика

Подвижность, по отношению к усидчивости, начинает существенно доминировать. Теперь ребенок активно вертится и совершает сотни различных движений не только в периоды бодрствования: ночью он бороздит просторы всей кроватки, будто не может остановить свое тело. Это не всегда означает, что сон поверхностный и неполноценный, иногда это действительно потоки импульсов, стимулирующие частые изменения положения тела.
Развитие ребенка в 11 месяцев позволяет переходить в положение сидя (из положения лежа), без помощи взрослого, либо путем подтягивания за перила кроватки. Младенец чувствует себя уверенно: спинку держит ровно, вертится во все стороны, руки больше не служат приспособлением для удерживания равновесия, они заняты игрой. Сидя на руках малыш чувствует себя точно так же свободно, иногда даже забывая держаться за взрослого.

Положение стоя и ходьба

Ребенок все свои силы направляет на осуществление шагов. Он может недолго идти держась за мебель, потом опускается и быстро ползет на карачках. Как только мышцы немного отдыхают, снова подымается и пробует идти. Только после таких признаков зрелости, родители имеют право неторопливо поддерживать младенца в столь непростом начинании. К полноценной ходьбе дети созревают примерно к 12-14 месяцу жизни, и не стоит поторапливать природу.
Иногда активное развитие речи «перебивает» стремительный прогресс в осуществлении шагов. Организм будто переключается в другой режим, направляя все свои силы на освоение совершенно другого навыка. В этом ничего страшного нет: через несколько недель младенец вернется к прежним попыткам и быстро догонит упущенное время. Очень скоро, речь и ходьба будут гармонично сочетаться.

Речь и социальный контакт

Одиннадцатимесячный малыш, скорее всего, не научится новым словам за грядущие несколько недель, но ранее произносимые, будет применять совершенно по-другому. Прежние да-да, па-па, ма-ма, та-та теперь звучат как истинное обращение, претензия или просьба. Складывается впечатление, что он вкладывает реальный смысл в каждый звук, сопровождающийся выразительной интонацией.
Не стоит переживать, если ребенок говорит немного. Важно, чтобы он понимал обращение, соответственно реагировал на него. Это объясняется формированием так называемой пассивной речи. Спустя месяц-два, младенец снова включится в развитие столь важного навыка – вербального общения.
Развитие ребенка к 11 месяцам подталкивает его к интенсивному взаимодействию с окружающими. Теперь он может «строить глазки», стесняться, махать рукой «привет» и «пока», головой – «да» или «нет». Интонация и звуковое сопровождение любой эмоции позволяет взрослым четко понимать, что требует малыш. Новые знакомства нравятся ребенку, если они не сопровождаются резкими движениями, громкой речью, упорной навязчивостью.

Оптимальные условия для развития ребенка 11 месяцев

С каждой неделей жизни, беззащитный малыш превращается в индивидуальность. Он как прорастающее зерно будущей личности – дайте ему соответствующие условия, и вырастет шикарный цветок с крепким стеблем. Стремительные потоки желаний, необузданных порывов, эмоций от происходящего охватывают младенца и это совсем непросто на этапе развития ребенка 11 месяцев. Нехитрые условия, обеспечивающие физический и психоэмоциональный комфорт, помогут ему добиться максимальных результатов без нарушения самочувствия.

Прогулки

Ежедневные прогулки на свежем воздухе – мероприятие не подлежащее какой-либо альтернативе. Насыщение кислородом растущего организма, взаимодействие с природой, постепенное познание социальной жизни – то, что должно включаться с первых дней, по прибытию из родильного дома. Прогулки способствуют формированию хорошего самочувствия, полноценного сна, обеспечивают многогранность новых познаний.
Чем длительнее прогулки, тем лучше. В жаркое время года, лучше выходить в утренние и вечерние часы, в зимнее – в обеденные. Естественно, в периоды сильной жары или мороза, необходимо резко ограничить пребывание малыша в неблагоприятных условиях. Чтобы младенец не отвлекался на зов основных потребностей, необходимо обеспечить ему чистоту, сытость и комфортную одежду.

Сон

Сон – время восстановления. Режим сна может иметь индивидуальные подходы, но основное правило должно соблюдаться: 10 часов сна ночью, 3-4 – днем. Если в жизни малыша будет отсутствовать адекватный отдых, начнут отмечаться нарушения в его развитии, росте, самочувствии, поведении.
Спать ребенок должен в спокойной, тихой обстановке. В комнате проветрено, темно, одежда комфортная. Младенец сыт, подгузник чистый, температура воздуха в комнате в пределах 20-22°С, влажность – 50-70%. Ребенка можно (и, зачастую, нужно) укладывать, но будить – никогда . Если он проснется раньше, чем организм того желает – негативные эмоции обеспечены и самому малышу, и всем окружающим.

Периоды бодрствования

Практически все время бодрствования ребенок проводит в вертикальном положении. Иногда он может заиграться игрушками сидя на полу, но, в основном, это быстрое ползание, сменяющееся настойчивыми попытками самостоятельной ходьбы. Младенец познает масштабы своих умений и старается стремительно расширять свои возможности.
Не стоит переключать внимание малыша на (привычные ранее) игры и занятия, если ему это не интересно. Приоритеты расставлены: ходить и/или говорить – основная цель, на пути к которой необходимо неустанно оттачивать освоенные ранее навыки. Развитие ребенка в 11 месяцев учит его терпеливости, настойчивости и стремлению к совершенствованию.

Кормление

Ребенок практически полностью перешел на «взрослый» стол. Мама имеет право 1-2 раза в сутки баловать малыша грудным кормлением/смесью. В остальном, режим приема пищи соответствует 5 разовому кормлению. Необходимо осторожничать со взрослыми кашами: лучше несколько месяцев оставаться на детских, безмолочных. Из продуктов питания – включается практически все. Единственное, не стоит спешить с так называемыми высокоаллергенными продуктами (мед, орехи, шоколад, ягоды), жирными сортами мяса и рыбы, коровьим молоком.
Не надо заставлять малыша полностью съедать приготовленную порцию, если он наотрез отказывается. Наверняка, в следующий прием, он с удовольствием съест свою норму. Пища должна быть из качественных продуктов, свежеприготовленной. Между кормлениями, необходимо предлагать ребенку пить воду, компоты, сок, некрепкий чай.


О чем важно помнить родителям ребенка 11 месяцев

Безопасность – одна из базовых потребностей каждого человека. В жизни малыша она играет не менее важную роль, но он еще не знает «как выглядит» эта самая безопасность. Зато точно знает, как прекрасна тяжелая ваза на высокой тумбе, и как манят маленькие отверстия в беленькой розетке. Не все можно познать опытным путем, но малыш бесстрашен и вдохновлен новыми открытиями.

Некоторые родители, на этапе развития ребенка в 11 месяцев, выбирают путь баррикад: обматывают одеялами батареи, загораживают доступ к острому мебельному углу, закрывают розетки специальной защитой в виде пластиковых вилок. Другие – ходят по пятам малыша и настойчиво объясняют, что там опасно и туда нельзя. Малыш обязательно совершит множество попыток, прежде чем уяснит для себя хоть какой-то из запретных пунктов.

Метод обеспечения безопасности ребенка, как и любое другое решение, принимается исключительно родителями. Важен итог, потому, путь его достижения определяется убеждениями папы и мамы, их подходами воспитания. Просто не стоит ни на секунду забывать о том, что если бы мы не знали об агрессивных свойствах огня, обязательно попробовали его наощупь.

1-3 секунды – время, о котором жалеют многие родители, не уследившие за любопытным малышом. Много ли надо: стянуть/толкнуть кастрюлю с кипятком из плиты, облизать ладошку, которая только что гладила стиральный порошок, выползти на балкон, дверь которого была не закрыта. До того, как ребенку можно будет объяснить, что можно, а что нельзя, стоит стать его инстинктом самосохранения, здравым смыслом и надежной страховкой.

Важно! Внутреннее ощущение безопасности закладывается в возрасте до 2 лет. Как ни странно, это время падений и ушибов. Тем не менее, ребенок не будет бояться тех самых неудач в будущем, ведь более глубокое значение имеет психоэмоциональная стабильность и поддержка родителей. Как ни парадоксально звучит, но именно громкие скандалы на глазах у годовалого младенца (никак не падение из высоты своего роста), превращаются в целый ряд фобий в будущем. Поверьте, через десяток лет, о взаимосвязи никто даже не задумается.

Малыш начинает ходить, ест взрослую пищу, пытается говорить. Развитие ребенка в 11 месяцев уверенно подводит его к новым этапам, благодаря которым, формируется самодостаточный взрослый человек с крепким внутренним стержнем, характером, индивидуальным взглядом на мир, который он с таким восторгом познает сейчас. Отнюдь не гены, а поддержка и помощь родителей делают их самыми родными и важными людьми на всю оставшуюся жизнь.

Материал подготовила

Врач-неонатолог

Скавинская В.

В этой статье:

Игра – неотъемлемая и важнейшая часть жизни малыша. У детей грудного возраста органы чувств – слух, зрение, обоняние, осязание, а также двигательные навыки находятся на стадии становления. Именно во время игры младенец будет совершенствовать двигательные навыки, познавать окружающий мир, развивать речь, внимание, интеллект. Игры с 6 месячным ребенком должны побуждать его совершить дейтсвие. Для 8-месячных малышей важна подготовка к хождению. К 10 месяцам можно уже начинать осваивать ролевые игры.

Задача родителей - не только обеспечить комфорт своему малышу, но и всячески способствовать его психоэмоциональному и физическому развитию. В этом им помогут развивающие игры и упражнения.

Особенности развития детей 6–12 месяцев

У детей нервно-психическое и моторное развитие находятся в прямой взаимосвязи. Отставание моторных навыков обуславливает отставание и психического развития, так как ограничивает возможности малыша в восприятии окружающего мира и затрудняет активное манипулирование с предметами. Поэтому игры на втором полугодии жизни малыша должны способствовать и физическому, и психическому развитию.

К концу второго полугодия малыш научится самостоятельно ходить, хорошо ориентироваться в знакомой ему обстановке, контактировать со взрослыми. У него появятся элементы активной речи, он будет напевать песенки и танцевать вприсядку.

Организация игр детей 2 полугодия:

  • Время проведения игр выбирается с учетом режима малыша (период бодрствования, после еды).
  • Обязательная заинтересованность ребенка, если он не хочет выполнять какие-то действия, отворачивается, капризничает - не настаивайте, отложите до более подходящего времени.
  • Руководствуйтесь принципом - от простого к сложному. Обучайте младенца манипулировать простыми вещами: ложкой, чашкой, кубиком, мячом.
  • Положительный эмоциональный настрой - младенец способен различать вашу мимику и адекватно на нее реагировать.

Развитие и игры детей 6–7 месяцев

Игры и занятия для ребенка 10–12 месяцев

Малыш на десятом месяце делает явные успехи - при поддержке за руку ходит, подражает некоторым движениям взрослых, частично понимает обращенную к нему речь. Развивающие игры для детей 10 месяцев выбираются с учетом уже достигнутых навыков.

Можно играть с ребенком в крупные пазлы, состоящие из 3-4 частей с фрагментами животных. Малыш будет хорошо развиваться во время игр с детьми близкими по возрасту.

Как играть с ребенком в 10 месяцев? Существует большое количество развивающих игр для детей, в том числе и для 10-месячного ребенка.

Развивающие игрушки для детей 10-12 месяцев:

  • Тележки, каталки в виде животных и птиц - отрабатывается координация движения.
  • Музыкальные инструменты - игрушечное пианино или ксилофон - укрепляют двигательно-зрительную координацию.
  • Игрушки, имитирующие технические приборы - телефон, планшет подражание взрослого разговора со звуками и жестами (элементы игровой деятельности).
  • Юла - типа карусели со зверятами.

Игры с 10-месячным ребенком носят уже осмысленный характер. Еще совсем недавно малыш независимо от предназначения игрушки действовал однотипно - стучал, размахивал, бросал, то теперь машину катает, куклу баюкает, по телефону «говорит».

Сколько играть с ребенком

Играть с 6–7-месячным ребенком возможно в течение 10–15 минут. По своим физиологическим особенностям игры с ребенком 7 месяцев не могут продолжаться длительное время из-за недостаточного развития нервной системы младенца. Действенным методом удержания интереса малыша к занятиям является чередование спокойных игр с шумными, подвижными.

Игры с 9-месячным ребенком можно вести до получаса, в этом возрасте малыш способен самостоятельно играть в заинтересовавшую его игру. Игры с ребенком 10 месяцев и старше напоминают ролевые игры.

Внимательные родители заметят признаки утомления малыша и вовремя остановят игру. Перевозбуждение опасно для нервной системы ребенка. Вместо радости и веселья можно получить плач и истерику.

Воспитание и развитие ребенка – творческий процесс. Фантазируйте, придумывайте, изобретайте, творите. Даже если вы завалите всю детскую красивыми и дорогими игрушками, но сами не будете с малышом играть, они не принесут ему пользы.

С любовью и усердием, сделав многие игрушки своими руками, занимаясь и играя с малышом каждую свободную минуту, вы подарите ему главное - счастье и радость общения с вами. И хоть сейчас он такая кроха – воспоминание о вашем материнском тепле будет согревать его всю жизнь.

Полезное видео про игры с 6 месячным ребенком

МЫ УЖЕ ПОЧТИ БОЛЬШИЕ

Теперь он совсем как взрослый, и с каждым днем будет все увереннее демонстрировать вам свои достижения и способности самостоятельно передвигаться.

Доверьте вашему крохе толкать на прогулке собственную коляску или разрешите ему подниматься по ступенькам с вашей помощью «как взрослые» . Он будет счастлив!

Подготовка ребенка ко сну

Утро малыша – для подвижных игр, новых игрушек и книжек, веселого смеха и уроков ходьбы. А вот вечер лучше посвятить тихим занятиям: чтению любимых стишков, собиранию пирамидок, рисованию. Дети в этом возрасте легко возбудимы, поэтому дозируйте впечатления Вашего малыша перед сном.

Многие родители знают, как трудно вечером успокоить ребенка и подготовить его ко сну, у крохи еще столько важных дел! Поэтому важно построить его день правильно.

Теплая ванна, легкий ужин, чтение перед сном, спокойная игра в кроватке, колыбельная – вот и все, что нужно малышу в вечернее время. И не забудьте сказать спокойной ночи всем любимым игрушкам.

Тренируем изобретательность за столом

Игра- непременная и повседневная составляющая жизни малыша. Это касается и еды.

Как же быть? Подыграйте малышу! Замените пюре необычными кусочками моркови или паровыми котлетками разной формы, пусть малыш ест ручками. Или предложите вторую ложку — по ложке в каждой руке. За одно и проверите, какой рукой он лучше владеет.

Вашему ребенку совсем не интересно есть просто так. Намного веселее покормить себя и всё вокруг или запустить ручки в кашу и слизывать её с ладошек. Не удивительно, что даже самая любящая мама может не выдержать такого веселья.

Вкусы малыша

Многие детки могут неделю лакомиться только одним продуктом, и это нормально. позвольте малышу есть только то, что ему нравится. Предпочтения продуктов зависят не от настроения, а от внутренних потребностей организма.

Попробуйте предложить малышу продукт, от которого он сегодня с негодованием отказался, через неделю-другую:вкусы детей меняются очень быстро.

Первые ботиночки

Сразу, как малыш начнет вставать на ножки, покупайте ему первые ботиночки.

Пусть он еще не ходит, за то будит учиться стоять в обуви, привыкнет к тому, что на ножки что-то постоянно одевают.

Не всем детишкам сразу нравится носить ботиночки, Малыш может капризничать, не настаивайте: проверьте, может ему не удобно именно в этой паре.

Подбираем размер

Размер обуви измеряется ежемесячно по ширине, длине стопы и объему.

Выбираем игрушку

Для родителей не секрет, как любят их крошки походы в магазины игрушек. У малыша загораются глаза, кажется, что он готов охватить ручками все игрушки сразу. Он еще не может понять, почему ему не дают все, что он видит и хочет. Как же быть?

Не ходите в магазин игрушек, если ничего не собираетесь приобрести крошке.

Малыш уже достаточно взрослый, чтобы выбирать. Попросите продавца разложить несколько игрушек, которые его отвлекут от остального ассортимента, и пусть малыш возьмет то, что ему приглянулось.

Не задерживайтесь в магазине надолго, как только малыш получил желаемое, уходите.

Прогулка

Теперь ваш малыш много двигаться на прогулке. Его уже трудно удержать в коляске, вокруг столько всего интересного! Вот пробежала собака, она такая веселая, играет с мячиком и виляет в разные стороны своим удивительным хвостом!

А сколько всего занимательного на детской площадке! Ну, как тут останешься в коляске. Тем более теперь у крохи появилась первая обувь и на прогулках можно смело топать в новых ботиночках…

Прививки

Ваш малыш уже подрос, однако не забывайте следить за ним несколько дней после прививки. Избегайте попадания воды на зоны, куда были сделаны прививки, если он себя плохо чувствует, воздержитесь от прогулки.

Срок вакцинации

12 месяцев

ГВ – против кори, эпидемического паротита и краснухи

Вашему ребенку исполнился год, и он сделал первые самостоятельные шаги. Держите фотоаппарат наготове: ведь малыш каждый день преподносит что-то новое!

В год ребенок больше бодрствует: перерывы между сном могут достигать 4-5 часов. Он не хочет проводить время в кроватке, когда вокруг так много интересного! Тем более что он уже может самостоятельно добраться в любое место, если что-то привлечет его внимание.

Показатели нормы*. Возраст ребенка - 1 год

Нижняя граница нормы

Верхняя граница нормы

Вес мальчиков, кг

Вес девочек, кг

Рост мальчиков, см

Рост девочек, см

Окружность головы мальчиков, см

Окружность головы девочек, см

*Данные указаны согласно центильным таблицам отечественных педиатров

Что умеет ребенок в 1 год?

- ходить, держась за опору;

- делать шаги без опоры; если держать его за ручку, то может даже немного пробежаться;

Называть по именам всех членов семьи (только на свой лад);

Произносить отдельные простые слова, хорошо понимая их значение;

Выполнять с игрушками различные действия (катать, толкать, качать).

Кризис первого года

В 12 месяцев у ребенка наступает кризис первого года. Заканчивается младенчество и начинается раннее детство. Ребенок в год уже многому научился, стал подвижным маленьким человеком, имеющим собственное мнение. Психологи называют такие признаки переходного периода:

Ребенок капризничает, отказывается от того, что предлагают родители, упрямится;

Любимое слово - «нет» («неть!»);

Ревнует к остальным членам семьи;

Боится оставаться один даже на минуту.

Годовалый ребенок истерит без оснований, родители пытаются успокоить чадо, но нередко сами срываются на крик. Сохраняйте спокойствие и не наказывайте малыша. Дайте ему возможность проявить свою индивидуальность. Для этого пересмотрите окружение ребенка, расширьте поле его самостоятельной деятельности. Установите нерушимые запреты - не более трех, больше он не запомнит. Все, что ребенку запрещено - уберите подальше, не провоцируйте малыша. Не вырывайте предметы у него из рук, учитесь договариваться, меняться.

Если уговоры не действуют, не настаивайте, это только усугубит ситуацию, лучше отвлеките ребенка (в этом возрасте дети легко переключают внимание).

Если ребенок в 1 год катается по полу и барабанит руками и ногами, единственное, что вы можете сделать - лишить актера публики. Отнесите его в безлюдное место, он быстро успокоится.

Развивающие игры для детей 1 года

В год ребенку очень нравятся небольшие предметы. Конечно, с ними ему можно играть только под присмотром мамы или папы. Для развития мелкой моторики полезно погружать ручки в рис или гречку. Пусть годовалый ребенок потренируется брать крупинки двумя пальчиками

В 12 месяцев малыш уже способен сам собрать пирамидку: подобрать кольца по размеру и уверенно накинуть их на основание. Теперь родителям необязательно показывать ребенку, что нужно делать. Можно «руководить» им лишь с помощью слов. Малыш все понимает!

Двенадцать - тринадцать месяцев - возраст, когда многие дети делают первые шаги. Это одно из самых радостных моментов в жизни родителей и самого ребенка. Если ваш ребенок к году уже научится топать самостоятельно, от души поздравляем вас! Запомните эти дни, вы будете вспоминать их, когда ваш сынок или дочка пойдет в первый класс, принесет первую пятерку, сообщит вам о том, что выходит замуж (женится) - все начинается с первого самостоятельного шага.

Развитие речи ребенка в 1 год: первые слова

Обычно в возрасте около года ребенок произносит 6-10 слов, среди них: «мама», «папа», «баба», «ав-ав», «дай».

Предлагаем вам поиграть с годовалым ребенком в игру, развивающую речь: сначала покажите ему игрушку, назовите ее, затем спрячьте ее под платком и спросите, что там лежит? Ребенок наверняка попытается назвать игрушку и затем попросит: "Дай!".

Упражнения для детей в 1 год

1. Канатоходец

Положите на пол толстый канат (подойдет также гимнастическая палка). Поставьте на него ребенка боком и поддерживайте его за руки либо за талию. Позже вы можете просто подстраховывать малыша - он пойдет самостоятельно. Маленький канатоходец будет делать небольшие приставные шаги.

Упражнение учит годовалого ребенка держать равновесие. Кроме того, это отличная профилактика плоскостопия. Во время такой зарядки напрягаются мышцы ног (особенно боковые).

2. Разноцветные шаги

Приготовьте картонные круги разных цветов. Разложите их на полу на небольшом расстоянии друг от друга. Держите ребенка за руки и учите его переступать с кружка на кружок. Позже используйте для упражнения разные геометрические фигуры одного цвета. Комментируйте каждый шаг малыша! Выполняя с годовалым ребенком это упражнение, вы достигаете сразу две цели: он совершенствует свое умение ходить и запоминает цвета и формы.

Что делать, если в 1 год:

- ребенок не ходит

Некоторые дети делают первые шаги в 10 и даже 9 месяцев, но это не ориентир для других детей. Конечно, родителям хочется, чтобы их малыш улавливал все с первого раза, делал успехи каждую неделю, и чтобы он точно был не хуже других. Родительский страх за то, что ребенок может что-то упустить в развитии не дает покоя ни самим взрослым, ни их ребенку. Лучшее средство успокоиться - заглянуть в таблицу развития ребенка первого года жизни. Большинство детей начинает ходить после года, в 12,5-14 месяцев, а некоторые и в 1,5 года. Это никак не отражается на умственных способностях ребенка. А если ваш ребенок много ползает на четвереньках, то у него может долго не возникнуть желания променять этот удобный, надежный способ передвижения на ходьбу.

Случается, что ребенок уже предпринял попытку ходить, но упал и это его напугало. Значит, торжественный момент придется отсрочить, пока он снова не наберется смелости.

Болезнь, долгое прорезывание зубов тоже не способствуют освоению новых навыков.

Ребенок может начать ходить раньше года или позже, главное, чтобы он развивался по своему заданному природой графику. Не торопите его, иначе это может привести к неврозам.

- не получается отучить ребенка от бутылочки

Бутылочка для годовалого ребенка связана не только с питанием. С нею он успокаивается, настраивается на сон. В первые 2 года жизни ребенок испытывает непреодолимую тягу к деятельности. Его руки все время к чему-то тянутся, от этого устает не только вы, но и подчас сам малыш. Бутылочка с соской, сам процесс сосания в некоторой мере удовлетворяет стремление к активности, одновременно успокаивая ребенка. Питье из чашки не дает такой эффект.

Не отнимайте у годовалого ребенка такой нужный предмет, придет время, он сам откажется от бутылочки. Однако следите, чтобы малыш не засыпал с бутылочкой, это очень опасно!

Если ребенок в год совсем отказывается есть с ложки и просит жидкую кашу из соски, не нервничайте. Приучайте ребенка постепенно. Натощак предлагайте ребенку продукты кусочками, из красивой тарелки, пусть он перекладывает кусочки из одной чашки в другую, изучает еду. Это отвлечет ребенка от привычной соски.

В бутылочку годовалому ребенку наливайте только воду и напитки, все в ограниченном количестве, иначе он не проголодается. Вся остальная еда пусть присутствует только в тарелке и чашке.

Дети, которые долго едят из бутылочки, больше подвержены кариесу молочных зубов. Обязательно чистите зубы ребенку два раза в день.

- ребенок часто просыпается по ночам и плачет

С года до полутора лет многие дети переживают боязнь разлуки. Особенно это проявляется по ночам. Не оставляйте его в одиночестве, не приучайте таким образом ребенка засыпать самостоятельно, этим вы наносите вред его психике. Если ребенок в год боиться темноты, купите ночник, светящиеся наклейки, посидите с ребенком. Уходите, когда он еще не спит, но уже очень сонный, оставляйте дверь открытой, чтобы малыш мог слышать, что вы тут, рядом, моете на кухне посуду.

Если ребенок просыпается среди ночи и зовет вас, не игнорируйте его просьбы! Даже если вам кажется, что вы и так проводите с ним достаточно времени днем. Ребенок должен знать, что вы всегда рядом и всегда придете на помощь.

Если это не помогает, и годовалый ребенок плохо спит, тревожится по ночам, проконсультируйтесь у детского невролога. Возможно, он назначит легкие успокоительные или отвары трав для крепкого сна.

развивается активными темпами где-то после полугода, когда малыш начинает осознавать, что он может издавать различные звуки, меняя форму губ и языка. В дети начинают лепетать.

В этом возрасте их речь состоит из повторов слогов, включающих гласный и согласный звуки. Между 6 и 9 месяцами ребенок вместо издаваемого раньше с помощью губ "ба-ба" произносит "да-да" - уже с помощью языка.

После того как малыш пройдется по всем гласным ("ах-ба-ди-да-га-ма"), он начинает соединять такие "слова" вместе - "ба-ба-ба-ба", сочетая их со специфическими булькающими звуками, возникающими при прохождении звука во рту. Наконец, около 9 месяцев появляются - "мама", "папа", хотя пока не всегда четко соотносит их с теми, кого они обозначают.

7 месяц


Где это?

Малыш уже хорошо понимает вопрос «Где?». Поэтому почаще спрашивайте его о разных предметах, которые всегда находятся в привычном ребенку месте: «Где окно?», «Где коляска?», «Где твоя кроватка?», «Где лампа?» и т.д. Малыш будет показывать вам на них пальчиком.
Где кошка?
Затем начинайте задавать ребенку вопрос о тех предметах, которые не имеют своего постоянного места в доме: «Где мячик?», «Где кошка?» и т.д.


Где неваляшка и где пирамидка?

Расположите перед ребенком и . Скажите: «Это неваляшка, а это пирамидка». Теперь спросите малыша, где неваляшка, а где пирамидка. Кроха взглядом ответит вам. Поменяйте игрушки местами и опять спросите.

Перекличка

Малыш в этом возрасте подолгу лепечет. Повторяйте за малышом эти слоги, которые он произносит.


Поговори с игрушкой

Возьмите в руки игрушку и поговорите с малышом как бы от ее имени: «Привет малыш! Как тебя зовут? Арина. А меня собачка Гав. Где твоя мама? А вот, вижу. А папа? На работе? А вот посмотри, как я умею подпрыгивать вверх (подбросьте вверх и снова поймайте её). А ты так умеешь?» и т.д.


Тихо - тихо - тишина

Возьмите куклу в руки и расскажите малышу стихотворение, в конце каждой строчки прикладывайте палец к губам:

Тихо. Тихо. Тишина. Тссс-
Кукла бедная больна. Тссс-
Кукла бедная больна. Тссс-
Просит музыки она. Тссс-
Спойте, что ей нравится,
И она поправится.

(В.Берестов)

После окончания стихотворения спойте малышу любую песенку громким голосом, чтобы он ощутил контраст между тихим и громким звучанием.

Ладушки

Возьмите ручки ребенка в свои и похлопайте ими в ладошки, приговаривая:


- Ладушки, ладушки!
Где были?
- У бабушки!
- Что ели?
- Кашку!
- Что пили?
- Бражку!
Кашку поели,
Бражку попили,
Полетели-полетели-полетели,
На головку сели!

Вскоре малыш сам начнет хлопать в ладошки, как только услышит первую строчку этой потешки.


По имени

Учите малыша откликаться на своё имя - зовите его по имени. Так же знакомьте его с именами других детей, с которыми общается ваш малыш.


Пестушки и потешки

Во время умывания:

***
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.
***
Носик, носик!
Где ты, носик?
Ротик, ротик!
Где ты, ротик?
Щёчка, щёчка!
Где ты, щёчка?
Будет чистенькая
Дочка.
***
Нос и щечки мой, ручонка!
Чистый будет наш мальчонка!
(или «Будет чистая девчонка»!)


Во время подмывания:

***
Раз ку-ку, два ку-ку,
Провалился кот в муку.
Нос в муке, хвост в муке,
Попка в кислом молоке.


Во время купания:

***
Кто тут будет куп-куп,
По водичке - хлюп-хлюп?
В ванну быстро - прыг, прыг,
В ванне ножкой - дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.


Во время одевания:

***
О-о-ой, соловушка поет,
Слова молвить не дает!
Соловейка, соловей,
Одевайся веселей,
Там, за дверью - Дед Мороз,
Щип за щечку!
Щип за нос!

(Н. Пикулева).

***
Одеваем рёвушку:
Шапку на головушку,
Валенки - на ножки,
А на них - калошки!
Ты постой, не реви,
А шубейку натяни!
(Г. Лагздынь)

Во время утреннего просыпания:

***
Ручки-ручки-потягушки
И ладошки-похлопушки.
Ножки-ножки-топотушки,
Побегушки, попрыгушки.
С добрым утром, ручки,
ладошки и ножки,
щечки-цветочки -чмок!

В конце потешки поцелуйте ребенка.

Во время засыпания:

***
Глазки спят и щечки спят
У усталых малышат.
Спят реснички и ладошки,
Спят животики и ножки.
И малюсенькие ушки
Сладко дремлют на подушке.
Спят кудряшки, ручки спят,
Только носики сопят.

(отрывок из колыбельной И.Гуриной)

Во время кушаний:

***
Мышка в кружечке зеленой
Наварила каши пшенной.
Ребятишек дюжина
Ожидает ужина.
Всем по ложечке досталось -
Ни крупинки не осталось!

(Пересказ С.Маршака)

***
Это - ложка,
Это - чашка.
В чашке - гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала -
Кашки гречневой не стало!

***
Куклу?
Кормили.
Зайку?
Кормили.
Мишку?
Кормили.
А Машу?
Забыли.

***
Наша ложка непослушна:
Вместо рта полезла в ушко.
Ай-ай-ай! Какая ложка!
Накажу ее немножко.

(Г. Лагздынь)

***
Плывет кораблик по волнам,
Плывет, плывет - и прямо в рот! АМ!

Поднося ложку ко рту малыша, слегка раскачивайте ее, как "кораблик".

Если малыш плачет:

***
Ты не плачь, не плачь, не плач,
Я куплю тебе калач.
Если будешь плакать -
Куплю худой лапоть!

8 месяц

Пока, пока!

Когда вы или кто-то другой выходит из комнаты или куда-то идет - нужно говорить: «Пока, пока!» и махать на прощание ребенку ручкой.

Холодная и теплая вода

Подставьте руки малыша под струю теплой воды и скажите: «Теплая водичка». Затем включите прохладную воду и скажите: «Холодная водичка».

Простые просьбы

Ребенок уже понимает и может выполнять простые просьбы: «Дай, ложись, иди ко мне, выплюнь» и т.д.


Рассказываем об игрушках

Возьмите в руки любую игрушку и немного расскажите о ней: «Это котенок. Он белого цвета. Мягкая шерстка. Вот у него нос, уши, глаза, усы, лапы, хвост».

Звуковое сопровождение

Играя с малышом, сопровождайте ваши действия звуками: «машинка едет «ж-ж-ж», самолетик летит «в-в-в», поезд гудит «ту-ту»», а так же такие слова как «бум», «бах», «шлёп», «хлоп» и т.д.

Веселый клоун и грустный ёжик

Возьмите в одну руку клоуна - он будет у вас играть веселого героя, в другую - ёжика - он будет грустный. Разыграйте перед ребенком диалог - говорите за клоуна весело, а за ежика грустно. Придумайте историю, что случилось с ёжиком (не может насобирать грибов, боится лисицу и не знает, что ему надо сворачиваться клубочком, потерял маму и т.д.)

Задавайте вопросы

Общаясь с ребенком, задавайте ему вопросы: «Ты хочешь пить?» «Во что поиграем?» «Когда же наш папа придет?» «Ты не видел, куда я дела свою расческу?» и т.д. Малыш хоть и не сможет ответить вам, но по крайней мере попытается. Выждав минутку - сами ответьте за ребенка «Хочу пить» «Поиграем в пирамидку». «Папа придет скоро» «Вон лежит расческа».

9 месяц

Слово - предмет

Чтобы ребенок усвоил взаимосвязь между словом и предметом, назовите ребенку любой предмет, например, «книжка» и вслед за этим покажите малышу книжку, «погремушка» - через несколько секунд покажите малышу погремушку и т.д.

Изображение - предмет

Проведите для ребенка ассоциативные связи между предметами и их изображениями. Рассматривая иллюстрации в книгах или на картинках, показывайте ребенку соответствующие предметы. «Это барабан (показываем нарисованный), а это тоже барабан (показываем настоящий). На нем можно играть - вот так «бум-бум-бум» (бьем ладошкой по барабану)». «Это кися (показываем нарисованную), а это настоящая кошка (гладим кошку) и т.д.

Где? Где? Где?

Положите перед ребенком три знакомых ему предмета, например, пирамидку, юлу и матрешку. И спросите: «Где пирамидка?», «Где юла?» «Где матрешка?» Поменяйте местами игрушки и снова задайте вопросы.

Пойдем гулять
Перед тем как пойти спать, умываться, кушать, гулять, играть, оповещайте об этом малыша. Говорите: «Сейчас мы пойдем гулять», «Сейчас приготовиться кашка и будем кушать» и т.д.

Кукушечка

Покажите ребенку нарисованную или игрушечную кукушку и спойте украинскую песенку:


Прилетела кукушечка
Из темного леса,
Села.
Села и запела:
- Ку-ку!
Ку-ку!
Ку-ку!

У Арины есть...

Начинайте знакомить ребенка с названиями частей тела. Ребенок лежит на спинке, а вы приговариваете:

У Арины есть глазки, чтоб смотреть. (Дотроньтесь до глаз.)
У Арины есть ушки, чтобы слушать. (Дотроньтесь до ушей.)
У Арины есть носик, чтобы нюхать. (Дотроньтесь до носика.)
У Арины есть ротик, чтобы кушать. (Дотроньтесь до ротика).
У Арины есть ножки, чтобы бегать. (Поделайте ногами ребенка «велосипедик»)
У Арины есть ручки, чтобы махать. (Помашите руками.)

Жили у реки утята

Во время купания запустите к ребенку в ванну утят и расскажите стихотворение:


Жили у реки утята,
Очень дружные ребята.
В речке плавали, играли,
И друг друга догоняли.
Поиграйте с ребенком в игрушечных утят.

10 месяц

Новые слоги

Побуждайте малыша повторять за вами новые слоги, которых еще нет в речи вашего малыша: «за, но, ва» и т.д.

Учите малыша произносить первые осознанные слова из знакомых ему слогов: «Скажи ма-ма. Где мама?», «Скажи па-па. Где папа?», «Скажи ба-ба. Где баба?», «Скажи га-га. Где гусь?», «Скажи ням-ням», «Скажи дай» и т.д.

Повседневные предметы

Знакомьте малыша с названиями предметов, которые его окружают. Перед тем как надеть шапку, покажите ее ребенку, дайте потрогать и скажите «шапка», ставя перед ребенком тарелку с кашей, скажите «это тарелка, а тут каша», если малыш взял в руки мяч, скажите «мяч» и т.д.

Рассматривание книг

Активно рассматривайте с малышом с крупными предметными рисунками во всю страницу. Спрашивайте: «Где гав-гав, где мяу-мяу, где ко-ко?» Побуждайте малыша повторять за вами эти слова.

Чтение книг

Читайте малышу книги с потешками, ( , Е.Благининой и др), параллельно привлекая внимание малыша к иллюстрациям.

Где же наши ушки?

Продолжайте знакомить ребенка с названиями частей тела. Рассказывайте стихотворение, дотрагиваясь до называемых частей тела:


Где же наши ушки? Слушают пестушки!
А где глазки? Смотрят сказки!
А где губки? Прячут зубки!
Ну а ротик на замочек!


Этот пальчик хочет спать

Поиграйте с пальчиками малыша. Рассказывая стихотворение, дотрагивайтесь до каждого пальчика и сгибайте его:


Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - лёг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики - "ура!"
Всем на улицу пора!

Гуси, гуси, га-га-га

- Гуси, гуси!
- Га-га-га
- Есть хотите?
- Да-да-да!
- Летите домой!
- Серый волк под горой зубы точит, съесть нас хочет!
- Ну, летите, как хотите,
Только крылья берегите!

Зайка, зайка прыг да скок.

Рассказывайте ребенку стихотворение и изображайте игрушечным зайчиком соответствующие действия.

Зайка, зайка прыг да скок,
Побежал через мосток.
Быстро в огород попал,
И морковки там нарвал.


11 месяц


Вот сколько мячиков

Положите перед ребенком 2-3 мячика и несколько других игрушек. Спросите: «Где мячики?» Ребенок должен разыскать все мячики, если он пока нашел только один, помогите ему: «Где еще мячик?». Объедините мячики в кучку и скажите: «Вот как много мячиков».


Пожалей, погладь, позови

Побуждайте малыша выполнять, а главное понимать ваши просьбы: «Пожалей лялю (куклу)», «Погладь кошку», «Поцелуй маму», «Понюхай цветочек», «Позови папу кушать, скажи «иди папа!» и т.д.

Первые запреты

Именно в этом возрасте малыш сталкивается с первыми запретами. Их не должно быть много. По возможности обезопасьте квартиру (закройте розетки, уберите с нижних полок бьющиеся и другие опасные предметы и т.п.). Но всё же, наверняка, останутся какие-то ситуации, когда вам будет необходимо твердо сказать «нельзя» и постараться переключить внимание ребенка на что-то другое (благо, в этом возрасте это сделать не так трудно).

На улице

Гуляя с ребенком на улице обращайте его внимание на окружающую природу (деревья, травку, цветы, животных, снег, дождь, сосульки, песок, камушки и т.п.), немного рассказывайте о том, что вы видите: «Посмотри, светит солнышко. Яркое и теплое». «Вон воробей - клюёт зернышки» и т.д.

Увидев на улице, например, голубей, можно рассказать о них стихотворение:


Гули-гули прилетали!
Гули-гули ворковали:
Гуль-гуль, гуль-гуль!

Инсценировки с игрушками

Выстраивайте с игрушками, куклами небольшие сюжеты. Их может быть множество, всё зависит от вашей фантазии. Например, встретились заяц и собачка, поздоровались, сказали, что «я - заяц», а «я - собачка», решили бегать, кто быстрее, прыгать кто выше, покушали, легли спать и т.д. Или куколка ехала на машине на танцы, позвала с собой и матрешку, они поехали вместе, машина сломалась, не едет, куколки стали чинить, починили, приехали на танцы, стали танцевать и т.д.

Зайка прискакал

Возьмите игрушку зайчика и поиграйте с ребенком в веселую игру. Рассказывая стихотворение, изображайте зайчиком движения:

К Арине зайка прискакал,
Возле Насти прыгать стал.
Прыг-скок, прыг-скок,
Обними меня, дружок.

На последней строчке зайчик «бросается» в объятия к малышу. В следующий раз вместо слова «обними» можно сказать: «поцелуй, пожалей, догони» и т.д.

Где ладошки, пальчики

Посадите малыша к себе на колени лицом к вам. Возьмите руки ребенка в свои и рассказывая стихотворение, выполняйте соответствующие движения:

Где ладошки, пальчики? (хлопаем в ладоши)
В лесу ловили зайчика (перекрещиваем руки ребенка на его груди, как бы обнимая самого себя).
Ушки на макушке (руки приставляем к голове как ушки), хвосток - малышок (дотрагиваемся до попы),
Весь дрожит, к мамочке спешит (слегка трясем малыша, раскачивая его на коленях).
Поймали, обняли - дальше побежали (обнимаем малыша)


Курочка - рябушечка

Возьмите игрушку курицы и разыграйте с ней диалог:


- Курочка - рябушечка, куда ты пошла?
- На речку.
- Курочка - рябушечка, за чем ты пошла?
- За водичкой.
- Курочка - рябушечка, зачем тебе водичка?
- Цыпляток поить.
- Курочка - рябушечка, как цыплятки просят пить?
- Пи-пи-пи-пи-пи-пи!

В конце можно показать ребенку игрушечных цыпляток, которые «пьют» водичку.

12 месяц

Ролевые игры

Ребенок уже вполне может играть в свои первые - покормить куколку, помыть, покачать ее на ручках, спеть баю-бай, уложить её спать, накрыть одеялом и т.д.

Кто что делает

В этом возрасте малыш много наблюдает. Поясняйте малышу то, что ему интересно: «Дядя пилит ветки», «Мальчик катается на велосипеде», «По дороге едет машина», «Мячик укатился» и т.д.

Детские слова

Чтобы ребенку было понятнее, пока можно говорить на его языке, облегченными словами: «топ-топ, ням-ням, бах, кися, бибика». Но если , говоря, например, вместо заяц - яя, а вместо солнца - соне, то тут, повторяя это слово за ребенком, надо произносить его правильно, не яя, а заяц, не соне, а солнце. Таким образом, малыш будет учиться говорить так, как надо, а не заучивать неправильно их произношение.

Что это? Кто это?

Теперь уже вы начинаете спрашивать ребенка. Взяв в руки зайчика, спросите «Кто это?». Если малыш затрудняется ответить, скажите за него «Заяц. Скажи заяц». Тоже самое спросите и про мячик: «Что это?» Пусть ребенок попытается ответить.
Ищем предмет по картинке
Положите перед ребенком несколько игрушек или предметов, соответствующих изображениям на картинках. Покажите картинку и попросите найти такой же предмет, что и на картинке.

Пальчики

Рассказывайте ребенку стихотворение и выполняйте соответствующие действия с его пальчиками:

Первый пальчик - подержи,
Второй пальчик - покажи,
Третий пальчик- постучи,
Третий пальчик - поиграй,
Пятый тоже не зевай,
Всей четверке помогай.

Мишка косолапый

Всем детям без исключения нравится эта . Разучите ее с малышом:

Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенку поет.
Вдруг упала шишка прямо Мишке в лоб.
Мишка рассердился, и ногою - топ!
Не пойду я больше по лесу гулять!
Не пойду я больше шишки собирать!

Мыли мылом ушки

Посадите малыша к себе на колени или рядом с собой и, рассказывая стихотворение, выполняйте соответствующие действия:

Мыли мылом ушки,
(изображаем, как мы моем ушки)
Мыли мылом ножки,
(изображаем, как мы моем ножки)
Ах, какие ладушки,
(ладошки поднимаем над головой)
Ладушки - ладошки.
(крутим ладошками над головой).
Наварили кашки,
Помешали ложкой,
(как в «сороке-вороне» пальчик водим по ладошке)
Ах, какие ладушки,
Ладушки - ладошки!

Кто как говорит

Когда вы гуляете или идете куда-то с малышом, сидящим в колясочке, проговаривайте ему названия животных и те звуки, которые они издают: «Кошка: мяу-мяу; собака: ав-ав; корова: му-у-у; коза: ме-е-е; овечка: бе-е-е; гусь: га-га-га-га; утка: кря-кря, цыплёнок: пи-пи-пи-пи; курочка: ко-ко-ко-ко» и т.д.