Меню

Описание элемента предметно развивающей среды. Описание предметно-развивающей пространственной среды

Макияж

За четверть века тема предметно-развивающей среды ДОУ стала традиционной для дошкольного образования и дошкольной педагогики. На гребне инновационной волны 90-х она перенеслась в практическую плоскость. Возможность создания "средового" многообразия совпала для российского дошкольного образования с потерей госфинансирования по статьям, за счет которых этой возможностью можно было бы воспользоваться. Но сады искали выходы, часто собственноручно. А предложение росло. Мы не располагаем точной статистикой, но очевидно, что можно говорить о десятках, сотнях моделей построения предметно-игровой, ландшафтной, архитектурной и др. среды в ДОУ, которые были предложены за это время.

Естественно, сама по себе среда "развить", "сформировать" ничего не может. Такой миф, правда, живет в сознании некоторых взрослых - родителей, педагогов, производителей. Даже на доброй почве, в оптимальной среде, цветок не приживется без хорошего садовника. А в детском саду и ребенок, и взрослый вполне могли бы сказать о себе словами Осипа Мандельштама: "Я же и садовник, я же и цветок…" Как и все живущие в человеческом мире.

Это значит, что предметная среда является лишь посредником - инструментом и условием организации "малого творческого сообщества" детей и взрослых, которое должно возникнуть в детском саду. Только тогда она будет развивающей. Тогда и "заработают" все те характеристики, которые являются создателями разнообразных сред: вариативность, многофункциональность, изменчивость, открытость к достраиванию, диалогизм. А до этого они лишь - в возможности.

И самое главное - предметная среда должна стать зеркалом тех изменений, которые происходят внутри маленьких и больших людей, "погруженных" в среду и одновременно создающих ее в виде элементов, модулей или целиком.

Предметно-развивающая среда представляет собой систему натуральных элементов деятельности малыша, единство социума и вещественных средств обеспечения разнообразной детской деятельности.

Многообразие игрушек не является главным условием развития детей. Для успешной предметно-пространственной среды в детском саду необходима работа педагогов ДОУ.

Надо уделять внимание развивающему характеру среды, создавая "среду обитания" для воспитанников. Мир многообразия предметов должен способствовать удовлетворению потребности воспитанника в активном и разноплановом действии.

Благодаря предметно-развивающей среде возможно включить в активную познавательную деятельность всех детей группы необходимо расширить опыт эмоционально-практического взаимодействия воспитанника со сверстниками и педагогом. Благодаря среде дети воплощают свои способности, дается стимул развития самостоятельности, проявления инициативы.

Предметно-игровая среда имеет в своем составе:

· игровое поле больших размеров организующее;

· оборудование для игры;

· широкий ассортимент игрушек;

· разноплановая игровая атрибутика;

Материалы для игры.

Весь набор игровых средств расположен обычно не в закрытом абстрактном игровом пространстве. Он находится в группе, зале для игр, на веранде озелененного участка детского сада.

При создании развивающей среды группы, необходимо, чтобы вокруг ребенка была комфортная и эстетичная обстановка. Надо придавать значение эстетике уголка - красота формирует малыша. Хорошо и красиво оформленный уголок должен быть привлекательным для детей и побуждать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо воспитывать бережное отношение к игрушкам, пытаться учить детей поддерживать порядок в уголке.

Игрушка занимает важное место в предметной среде ребенка. Она может быть соучастником, партнером, другом в игровой деятельности. Борьбу с неуверенностью, стеснительностью, создать эмоциональную устойчивость и саморегуляцию позволяет провести куклотерапия.

Общие и неразделимые понятия - Игра и игрушка. Игрушка побуждает к развитию игру, а игра, расширяясь, требует многообразия игрушек. Игрушка выступает для воспитанника своеобразным обобщенным эталоном окружающей среды в познавательном отношении. Игрушки все должны отвечать определенным педагогическим требованиям, хотя по сути они могут быть самыми разнообразными по теме и художественному содержанию. Игрушка должна соответствовать разным видам игр. Главное правило соответствовать возрасту. Ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки в зависимости от возраста: технические, сюжетные, игрушки-забавы игрушки-орудия труда, театральные, спортивные, музыкальные. Игрушки, которые позволяют ярко выделить специфические функции настоящих предметов, необходимы для развития активности и самостоятельности. Размер игрушек должен соответствовать размерам руки ребенка (скажем ложка, утюг, тарелка, молоток, телефон и т.п.), соответствовать его росту (кукольная мебель, машины, домики, коляски и т.п.), игрушки-партнеры (в виде зверей, птиц, куклы, мишки и т.д.).

Создание для каждого воспитанника разностороннюю развивающую среду - важная задача воспитателя с целью дать ему повод проявить себя.

В групповой комнате, в помещении прямоугольной формы, где располагаются детские столики для занятий, настольных игр, приема пищи. Игровые уголки могут располагаться на ковре, предназначенном для свободной деятельности детей, или на стеллажах.

Мебель и оборудование в каждой группе расположены так, что каждый воспитанник может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния в данное время. Это либо в достаточном удалении от детей и взрослых или, наоборот, для ощущения тесного контакта с ними, или же располагающего в равной мере контакт и свободу. дошкольник игровой умственный воспитание

Все групповое пространство поделено на центры. Они в доступности для детей: игрушки, дидактический материал, игры. Где находится бумага, природный материал, краски, карандаши, костюмы и принадлежности для игр-инсценировок дети должны знать.

Можно организовать в группе центр уединения - за ширмой, здесь воспитанник может просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива или полистать любимую книжку. Этим простым способом ребенок получает создание "своего" личного пространства.

Игровой уголок в группах необходим специальный, оборудованный по согласно принципа подбора игр по отдельным зонам: "Больница", "кинотеатр", "автобус", "Столовая", "Спальня", "вокзал", "Почта". Строительный материал расположен в отдельных нижних ящиках, которым дети во время игры с удовольствием пользуются.

В игровых центрах находятся все атрибуты по данной теме. Например, для уголка "Почта" - штемпели, бланки, ручки, печати, посылки, письма, квитанции, почтовый ящик.

В уголке по художественной деятельности - книжный уголок - книжки, литературные игры-викторины, сюжетные картинки, портреты писателей и поэтов.

Уголок настольных и дидактических игр должен быть в каждой группе. Игровое оборудование и материал для творческой деятельности в основном должен быть сделан руками воспитателей.

Каждый ребенок должен иметь возможность заниматься любимым делом. Именно с такой целью должна быть организована предметно-игровая среда групп детского сада.

Необходимо в предметно-пространственную среду каждой группы включать естественные, природные объекты. Это центры природы в группах, где воспитанники ухаживают за растениями. В группах для проведения элементарных опытов, экспериментов необходимо оборудовать центры экспериментирования.

Ведение календаря погоды дает детям возможность обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы.

Выводы : Особая роль в развитии детей принадлежит игре.

Игра является ведущей деятельностью дошкольников, имеет чрезвычайно важное значение для развития и формирования личности ребенка вообще, и для подготовки к школе в частности. Это главный метод педагогической коррекции.

Она занимает огромное место в мире физического, эстетического, нравственного, трудового воспитания дошкольников.

Созданная предметно-развивающая среда побуждает детей к чувству радости, эмоционально положительному отношению к детскому саду, желание посещать его, увеличивает новыми впечатлениями и знаниями, способствует активной творческой деятельности, положительно влияет на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.

Светлана Чистякова
Характеристика компонентов предметно-развивающей среды

Характеристика компонентов предметно-развивающей среды .

Развивающая - это система материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей, развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а так же возможности уединения.

Создавая «среду обитания » для воспитанников я, прежде всего, уделяю внимание ее развивающему характеру . Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности.

Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, в ней дети реализуют свои способности.

Создавая развивающую среду группы , соблюдаю основные принцыпы :

Принцип целесообразности, рациональности и насыщенности.

Принцип доступности и открытости;

Принцип трансформирования;

Принцип соответствия развивающей среды возрасту детей .

Принцип вариативности

Принцип полифункциональности.

За период с 2010 по 2014 г. я работала с детьми 2 младшей, средней , старшей, подготовительной к школе группе.

Групповая комната представляет собой помещение прямоугольной формы, по периметру которого располагается мебель, складные кровати, детские столики для занятий, настольных игр, приема пищи. Часть игровых уголков находится на ковре, предназначенном для свободной деятельности детей, часть уголков – на стеллажах. Мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния : достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.

Все групповое пространство распределено на центры , которые доступны детям : игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок.

В группе организован центр уединения – за шторой, где дети могут полистать любимую книжку, и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Этим простым способом достигается создание «своего» личного пространства.

В группе имеются атрубуты для организации следующих сюжетно-ролевых игр : «Больница» , «Магазин» , «Кухня» , «Парикмахерская» , «Ателье» , «Почта» . Например, для игры в «Больницу» имеется халат, и медицинские приборы (инструменты, всевозможные пузыречки и коробочки от таблеток;

для игры в «магазин» - халат, кассовый аппарат, игрушечные деньги, весы, гири, изготовленные из папье-маше, пластмассовые фрукты, и овощи, всевозможные конфеты, пирожные из теста, колбаса из деревянных брусочков и т. д. ; для уголка дорожного движения – различные машины, дорожные знаки; для игры в «Парикмахерскую» – пелеринки, парикмахерские наборы (инструменты, флакончики, коробочки, фотографии с модельными стрижками и т. д.

Уголок ИЗО-деятельности – оснащен необходимым материалом для развития творческих способностей детей : краски, гуашь, мелки, пастель, фломастеры, цветные карандаши, раскраски, бумага для рисования, цветная бумага, картон и т. д., находится в доступном и удобном месте, в непосредственной близости с окном .

Уголок театрально-игровой деятельности оснащен – ширмами для разного вида кукольного театра, театральными игрушками, персонажами пальчикового театра; куклами-марионетками, часть из которых сделаны моими руками.

Уголок музыкальной деятельности содержит - музыкальные инструменты, различные музыкальные дидактические игры.

В отдельных ящиках находится различный строительный материал (металлические, пластиковые и деревянные конструкторы, лего и другие виды конструкторов, чертежи и изображения построек, которыми дети с удовольствием пользуются во время игр.

Спортивный уголок содержит спортивный инвентарь : скакалки, мячи, кегли, бубны, погремушки, султанчики, атрибуты для спортивных игр, нетрадиционное физкультурное оборудование, изготовленное своими руками.

Также в группе имеется уголок настольных и дидактических игр, центр экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов.

Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды, который находится при входе в группу.

В приемной комнате для родителей организован «Уголок для родителей» , в котором имеются следующие рубрики :

Режим, по которому живет группа;

Сетка непосредственно образовательной деятельности;

Антропометрические данные «Мы растем» ;

Состав педагогов и специалистов, работающих с детьми;

«Консультации для родителей» . Цель : дать родителям систему знаний о воспитании (смена информации не реже 1 раза в месяц) ;

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в группе играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Воспитатель ___ С. В. Чистякова

Публикации по теме:

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду, как условие оптимального саморазвития личности.

Характеристика варианта построения предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Характеристика компонентов предметно – развивающей среды во 2 младшей группе «Задоринка». Предметно - развивающая, игровая среда – это.

Описание предметно-пространственной развивающей среды. Астафьевский детский сад. Группа "Солнышко". Организация предметно - пространственной.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема формирования развивающей среды в дошкольном учреждении неоднократно выступала предметом исследования специалистов в разных областях знаний. Правильно организованная предметно-пространственная среда, обладает большим потенциалом для творческого развития ребенка и его способностей.

В отечественной педагогике и психологии имеется богатый опыт воспитания и обучения дошкольников на основе создания развивающей среды, который соответствует возрастным особенностям детей. Особую роль предметно-развивающей среды в становлении личности ребенка подчеркивают в своих исследованиях Р.Б. Стеркина, Н.А. Ветлугина, Г.Н. Пантелеев, Н.А. Ревуцкая, В.С. Мухина, В.А. Горянина .

Принятый 17 октября 2013 г. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования вступил в силу с 1 января 2014 г. . Он снимает многие опасения, связанные с перспективами дошкольного образования. Документ задает стратегию развития дошкольного образования в качестве системы вариативного развивающего образования. Стандарт ориентирован не только на поддержку разнообразия, принципиальной «нестандартности» самого детства и ребенка, но и вариативности развивающих форм этой поддержки с сохранением его исключительной, предельной самобытности, которая как раз и придает ему «образовательную ценность». Поэтому исследование изменений развивающей среды в ДОУ обладает очевидной актуальностью на этапе внедрения нового ФГОС дошкольного образования.

На основании изложенного целью работы мы определили анализ путей создания развивающий среды в дошкольном образовательном учреждении. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Дать общую характеристику развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях.

2. Выявить тенденции формирования развивающей среды на современном этапе.

3. Проанализировать требования ФГОС дошкольного образования к развивающей среде.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.

Общая характеристика развивающей среды в ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Понятие развивающей среды в ДОУ

В большинстве источников под развивающей средой понимается предметно-развивающая среда, в т.ч. и в новом ФГОС дошкольного образования. Термин предметно-развивающая среда появился в словаре педагогов в конце 80-х годов XX столетия. Развивающая среда - система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика . Она предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения деятельности ребенка и включающих ряд компонентов. Развивающая предметно-пространственная среда детства - система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка.

Федеральные государственные требования сходятся с ФГОС в определении общих требований к предметно-развивающей среде образовательного учреждения, которые включают принципы: информативности, вариативности, полифункциональности, педагогической целесообразности и трансформируемости .

В психологии предметно-развивающая среда тесно связанна с понятием социальной ситуации развития, что предполагает соответствие возрасту ребенка, отношение к окружающему миру. В связи с этим среда - условие творческого саморазвития личности ребенка .

Сопоставляя эти понятия и анализируя требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения можно заключить, что предметно развивающая среда - это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения.

Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от развивающей среды. Главное требование к организации предметно-развивающей среды - ее адекватность реализуемой в ДОУ программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка .

Большинство ученых сходятся во мнении, что качество воспитательно-образовательного процесса во многом зависит от качества организации предметно-развивающейся среды для обеспечения полноценного творчества детей .

Решение задач личностно-ориентированного образования невозможно без современной предметно-развивающей среды, создание которой основано на следующих принципах:

1. Система развивающих игрушек и пособий для детей дошкольного возраста (С.Л.Новоселова, А.А.Овчинников и др.).

2. Улучшение материально - технического обеспечения воспитания и обучения в дошкольном учреждении на основе принципов построения предметно - развивающей среды, формирование системы развивающей среды ДОУ .

Предметная среда оказывает на ребенка определенное воздействие уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т.е. обеспечивала формирование активной самостоятельности ребенка в деятельности. Она создает для ребенка условия творческого, познавательного, эстетического развития. При правильной организации предметно-развивающей среды ребенок чувствует уверенность в себе, стимулирует проявления самостоятельности, творчества .

На протяжении многих лет ученые накапливали опыт представления о среде как условии или факторе, благоприятном в работе с детьми дошкольного возраста. Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Е.Н.Степанов придавали значение среде как компоненту воспитательной системы .

Мы полагаем, что для организации предметно-развивающей среды, необходимо соблюдать условия, обеспечивающие полноценное развитие и формирование личности ребенка:

1) соответствие возрастным особенностям детей;

2) многофункциональность предметно-развивающей среды;

3) открытая, незамкнутая система функционирования;

4) формирование активного, познавательного отношения к окружающей среде.

При организации предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки. Для детей третьего года жизни является свободное и большое пространство, где они могут быть в активном движении - лазании, катании. На четвертом году жизни ребенку необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с яркими особенностями атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть такими же важными и большими. В среднем дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками, создавать свой мир игры. Кроме того в предметно-развивающей среде должно учитываться формирование психологических новообразований в разные годы жизни.

Не менее важным условием является многофункциональность предметно-развивающей среды. Во всех возрастных группах должно быть уютное место для игры и отдыха детей. При этом содержание предметно-развивающей среды должно периодически обогащаться с ориентацией на поддержание интереса ребенка к предметно-развивающей среде. Так же в каждой группе должны быть созданы специальные зоны для самостоятельного активного целенаправленного действия ребенка во всех видах деятельности, содержащие разнообразные материалы для развивающих игр и занятий детей групповых помещений должно отвечать возрастным особенностям и потребностям детей, иметь отличительные признаки.

При построении предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения необходимо учитывать основные параметры.

Первый параметр - целеполагание, ориентирующие педагога дошкольного образовательного учреждения на понимание развивающей среды как пространства, способствующего оптимальному саморазвитию, самореализации различных видов активности ребенка.

Второй параметр - анализ позиции педагога, организующего и направляющего активную познавательную деятельность дошкольника в процессе совместной с ним деятельности.

Третий параметр - отбор методов и средств, позволяющих моделировать специальные педагогические ситуации, способствующие саморазвитию и развитию личности.

Интегративным результатом реализации указанных параметров является создание развивающей образовательной среды:

Обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей;

Высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества;

Гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;

Комфортной по отношению к воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.

При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка.

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста (В.В. Давыдов, Л.В. Заньков, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др).

Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда в ходе взаимодействия входящих в него компонентов, оно должно приобрести определенные свойства и функции, осуществляющиеся на основе педагогической поддержки как особой, скрытой от глаз воспитанников позиции педагога.

Роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее основных функций: организующей, воспитательной и развивающей .

Цель организующей функции - предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.

При формировании предметно-развивающей среды необходимо: избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами; создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб "глаз - рука"), роста и предметного мира взрослых , исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды.

Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка.

Таким образом, среда выступает в роли движущей силы становления и развития личности, а так же присущих ей видов деятельности. Она способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный психологический климат в группе, активизирует «самость», создавая реальные и разнообразные условия для ее проявления.

Предметно-развивающая среда включает в себя четыре компонента: содержательный, материальный, организационный и личностный.

  • 1. Совместная игра конструирование (сюжетно-ролевая игра, конструирование из подсобных материалов, коммуникативная деятельность);
  • 2. Совместная игра-эксперимент (коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская деятельность);
  • 3. Совместная игра-моделирование (игры с правилами, моделирование, коммуникативная деятельность);
  • 4. Игра-концерт (пение, сюжетно-ролевая игра, коммуникативная деятельность);

2. Материальный компонент представляет собой вещный аспект среды как совокупность специально подобранных (изготовленных) материалов и оборудования, определённым образом предъявленных детям. Именно материальный компонент выступает носителем содержания детской деятельности (познавательно-исследовательской, игровой и т.д.) для реализации опыта ребёнка. С позиции ребёнка данный компонент может рассматривать как центральный.

Материальный компонент среды может быть представлен в следующих интегрированных видах деятельности детей.

  • 1. Совместная игра-конструирование;
  • 2. Совместная игра-эксперимент;
  • 3. Совместная игра-моделирование;
  • 4. Игра-концерт.
  • 3. Организационный компонент представляет собой совокупность пространственных параметров среды, обеспечивающих организацию материального компонента в процессе реализации конкретной интегрированной деятельности.

Данный компонент разрабатывается как характеристика следующих составляющих:

  • - Зоны, центры, микроцентры предметно-пространственной развивающей среды в пространстве группы, обеспечивающие реализацию интегрированных видов деятельности;
  • - Способы пространственного размещения и предъявления детям предметно-развивающих материалов по организации запланированных интегрированных видов деятельности, характеристика их комплексирования и сочетания с другими материалами данного центра.

Пространство группового помещения можно разделить на четыре части (зоны): зона выбора и самоопределения, рабочая, активная, спокойная. При этом все части пространства в зависимости от конкретных задач могут изменяться по объёму и местоположению, т.е. имеют подвижные, трансформируемые границы. Образно говоря, пространство должно быть «пульсирующим», чтобы каждая зона при необходимости могла вмещать всех желающих.

Зона выбора и самоуправления. Предназначена для хранения материалов и оборудования, которые обеспечивают возможность организации всех видов детской деятельности (и их разновидностей) в соответствии с возрастом детей. Педагог или воспитанники в зависимости от своих замыслов могут в любой момент обратиться к данной зоне, взять всё, что им нужно, перенести в рабочую или активную зону и «развернуть» соответствующую деятельность.

Зона выбора и самоопределения может быть представлена пристенными шкафами-накопителями, в котором каждая мебельная секция представляет тот или иной центр и соответствует видам детской деятельности. В ДОУ могут быть следующие центры:

  • - Интеллектуальный, центр экспериментирования, конструктивный, соответствующие поисково-исследовательской деятельности;
  • - Социально-эмоциональный, речевой, соответствующие коммуникативной деятельности;
  • - Художественно-продуктивный, соответствующий продуктивной деятельности;
  • - Игровой, соответствующий игровой деятельности;
  • - Двигательный, соответствующий двигательной деятельности;
  • - Музыкально-театральный, соответствующий музыкально-художественной деятельности;
  • - Речевой, библиотека, соответствующие восприятию художественной литературы;
  • - Уголок дежурств, соответствующий трудовой деятельности.

В силу своей специфики в группах созданы экологические центры как уголки природы, в которых можно организовать различные виды детской деятельности на природоведческом материале.

Рабочая зона. Её устройству уделяется особое внимание, так как в ней осуществляются непосредственно-образовательная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей.

Пространство зоны может включать: лёгкие столы (на 2-3 человека) или общий стол-трансформер, передвижную двустороннюю доску, различные виды модулей, являющихся по своему содержанию микроцентрами (частью каких-либо центров, представленных в накопительной зоне).

Активная зона. Предназначена для реализации активной деятельности, требующий перемещения в пространстве. Желательно, что бы хотя бы с одной стороны была стена, которую можно использовать для размещения материалов и оборудования.

Спокойная зона. Предназначена для отдыха детей или для их уединения. Пространство зоны: небольшой ковёр, лёгкие банкетки или диван трансформер, один-два лёгких столика.

  • 4. Личностный компонент среды представляет собой совокупность субъектов (участников) интегрированной деятельности и способов их со-активности в процессе реализации конкретной (запланированной) интегрированной деятельности. Данный компонент разрабатывается как характеристика следующих составляющих:
    • - Субъекты деятельности;
    • - Тип реализуемого взаимодействия;
    • - Характер взаимодействия;
    • - Способы взаимодействия.