Меню

Научно-исследовательская работа «Камни и минералы Пермского края. Проект "Камни – это интересно" Стеклянный и перламутровый

Мода и стиль

Проект «Камни – это интересно»

Вид проекта: краткосрочный групповой исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 6-7 лет.

Продолжительность проекта: 2 месяца.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели.

Образовательная область: Познавательное развитие.

Актуальность проблемы.

В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, дети знакомятся с окружающим миром. Ребёнок познает окружающий мир, учится ориентироваться в явлениях окружающей природы, предметах, созданных руками человека. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем, необходимо больше внимания уделять комплексному изучению природы.
Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того ещё, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – камень? Знакомство детей с камнями способствует расширению кругозора; умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, определять происхождение рукотворных предметов, профессии людей; умению обследовать предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.

Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей воспитанников в процессе реализации образовательного проекта «Камни – это интересно».

Задачи проекта:

    формировать представление об уральском писателе – П.П. Бажове, его сказах, как части культуры уральского народа;

    формировать у детей дошкольного возраста элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства;

    познакомить детей с ролью камней в жизни человека, некоторыми камнями, которые люди используют для своих целей с древних времён;

    воспитывать бережное осознанное отношение к неживой природе;

    способствовать индивидуальному самовыражению, креативных способностей детей в процессе продуктивной творческой деятельности;

    способствовать формированию навыков поисковой, исследовательской деятельности, развитию интеллектуальной инициативы, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Предполагаемый результат:

    дети могут называть свойства камней;

    дошкольники имеют представления о некоторых особенностях внешнего вида камней;

    ребята знают о пользе камней в природе и жизни человека;

    дети могут находить сходства и различия у камней;

    дошкольники составляют описательный рассказ о камнях с опорой на иллюстративный материал;

    оформление Лэтбука « Подземные клады Урала »;

    создание коллекции камней.

    Создание макета «Уральские горы»

Предварительная работа:

    поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Камни – это интересно»;

    рассматривание предметов, сделанных из камня (украшения, вазочки, письменные приборы, скульптуры малой формы и др.);

    знакомство с литературными произведениями: Братья Гримм «Беляночка и Розочка», «Почемучка»: Что такое подземные богатства? О чём шептались камешки? П.Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка Медной горы»;

    разучивание загадок, пословиц и поговорок о камне, проигрывание пальчиковой гимнастики «Как я камушек брала», «Гора»;

    просмотр мультфильмов «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок»;

    рисование изделий, предметов из камня.

Сотрудничество с семьёй:

    творческий замысел своими руками «Превращение камешка»;

    оформление совместно с родителями в группе «Коллекции камней»;

    подбор художественной литературы и мультфильмов.

Итоговое мероприятие: выставка рисунков по произведению П. Бажова: «Малахитовая шкатулка».

Продукт проектной деятельности: рассказ о камнях с использованием макета: «Уральские горы, и Лэтбука «Сказы Уральских гор», иллюстраций и тематического альбома «Мир камней», оформление в группе «Коллекции камней», творческий замысел своими руками «Превращение камешка», выставка рисунков по произведениям П.Бажова.

План реализации проекта:

Результаты

Форма регистрации
результата

    • 1. Беседы

      «Откуда берутся камни?», «Камни в природе»,

      «Камни.

      Как человек использует камни».

недели

    Формирование

представлений детей о камнях:

их назначении в природе

и использовании человеком.

Конспект занятия «Камни».

2. Выставка детских творческих работ по произведениям П.П.Бажова.

недели

    Творческий

продукт изобразительной деятельности.

Выставка детских творческих работ.

3. Творческая мастерская «Превращение камешка»

недели

    Создание

художественных образов на

основе природных форм.

Выставка творческих работ.

4. Совместная деятельность детей и родителей – подборка информации и оформление страничек для составления альбома «Мир камня».

недели

    Содействие

сотрудничеству детей и взрослых

Оформление странички для альбома

«Мир камня»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Калининский детский сад»

Информационно-познавательный,

творческий проект для детей 4-5лет

«Удивительные камни»

в рамках тематической недели «Камни»

(с 11.07.2016 - 18.07.2016 г.)

Пустобаева Надежда Александровна

Тип проекта: познавательный.

Признак проекта: экологический.

По характеру контактов: дети, воспитатели, родители.

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: краткосрочный (неделя).

6. Предмет изучения: предметы неживой природы – камни.

Основные направления проекта:

Познавательно-исследовательское.

Речевое развитие.

Художественно-эстетическое.

Цели и задачи:

1. Познакомить детей со свойствами разных камней.

2. Научить выделять признаки камней, классифицировать по разным основаниям, учиться подбирать точные определения для характеристики их особенностей.

3. Узнать о многообразном использовании камней человеком.

4. Познакомить детей с камнями натурального и искусственного происхождения.

5. Познакомиться с новым - модульным - видом изобразительной техники.

6. Научиться создавать художественные образы на основе природных форм (камешков).

7. Научиться конструировать постройки по элементарному чертежу из камней.

8. Расширить представление детей об уральских самоцветах, природе и людях этого края.

Методы, используемые в реализации проекта:

Исследовательские: наблюдения в природе;

Наглядные: иллюстрации, фото, природные объекты;

Слушание музыкальных произведений;

Презентации, просмотр мультфильмов, чтение художественной литературы;

Непосредственно организованная деятельность (интеграция образовательных областей)

Формы организации по реализации проекта:

игровая деятельность: дидактические, подвижные игры;

художественно-творческая деятельность детей и родителей, воспитанников (пластилинография, бумагопластика, творческие конкурсы.);

трудовая деятельность (сбор камней на участке детского сада);

НОД.

Ресурсное обеспечение проекта:

Методический инструментарий.

Наглядный материал:

а) камни настоящие и искуссвенные, на иллюстрациях;

б) настольно-печатные игры по экологии;

в) дидактические игры по экологии;

План реализации проекта:

1 ЭТАП – подготовительный

Деятельность педагога. Деятельность детей. Взаимодействие с семьёй.

1. Подбор литературы о камнях: стихов, загадок, пословиц, примет.

2. Выявление уровня знания детей о разнообразии камней.

3. Создание предметно развивающей среды по теме проекта:

Предложить родителям принести для мини-музея поделку из камня и краткую информацию о камне, из которого сделана поделка.

Консультация для родителей «Уральские камни-самоцветы», «Техники росписи камней». Приложение 1, 4.

Презентация «В гостях у Изумрудика».

2 ЭТАП – реализация проекта

День недели

Формы работы

Цель

Понедельник

Просмотр и обсуждение презентации «В гостях у Изумрудика». У планеты, на которой мы живём, есть каменная одежда. Там, где одежда видна, на поверхности много камней, возвышаются каменные горы. Поэтому камни можно встретить везде.

Формировать познавательную активность детей при исследовании свойств камня. Вызывать чувство радости от ярких красивых рисунков на камне.

Художественное творчество «Ягода» роспись по камню

Познакомить детей с декоративной оформительской техникой и вызвать интерес к рисованию в стилистике мозаики. Учить составлять многоцветную гармоничную композицию на основе контурного рисунка. Совершенствовать изобразительную технику. Воспитывать эстетический вкус.

Опыт №1. Самый красивый и некрасивый. Опыт №2. Цвет.

Опыт №3. Самый большой и самый маленький.

Знакомить детей с разнообразием камней и тем, как их использует человек, а также со свойствами разных предметов и материалов.

Музыка.

Слушание музыки: С. Прокофьев «Танец русских самоцветов» из балета «Сказ о каменном цветке». Знакомить детей с творчеством русского композитора. Расширять кругозор.

Вторник

Беседа « Мир камней».

Познакомить с понятиями «коллекция», «коллекционер» показать разнообразие камней по форме, цвету, величине, фактуре; создать условия для эмоционально-эстетического восприятия; вызвать восхищение удивительными природными творениями

Дидактическая игра: « Опиши камень».

Учить детей классифицировать камни по признакам.

Опыт№4. Самый шершавый и самый гладкий. Опыт №5. Самый твёрдый или мягкий. Опыт №6. Самый тяжёлый и лёгкий. Опыт №7 . Цвет.

Опыт №8. Звук.

Продолжать знакомить детей с разнообразием камней и тем, как их использует человек, а также со свойствами разных предметов и материалов.

НОД «Уральские камни»

Среда

Художественное творчество (лепка+рисование) «Гриб съедобный – несъедобный».

Развивать и поддерживать интерес к изобразительным заданиям. Содействовать развитию творчества в процессе выполнения творческого задания с помощью разнообразных техник и материалов.

Тема: « Эти удивительные камни».

Способствовать развитию диалогической речи, речевой активности, обогащению словаря,

Опыт №9 камень и гвоздь

Опыт №10,11, 12, 13 свойства камней

Продолжать знакомить детей с разнообразием камней и их свойствами и назначением.

Чтение и обсуждение сказки П.П. Бажова "Каменный цветок".

Познакомить детей с творчеством русского народа. Учить эмоционально и выразительно передавать содержание прозаического текста в речи. Расширить представления детей о многообразии произведений, в которых воспевается красота камня, уважение народа к данному природному явлению.

Развить умения и навыки работы с различными камнями, как с декоративным материалом,

Четверг

Конструктивное творчество Тема: «Из чего построить дом?».

Развивать интерес к изучению камней, умение их исследования. Активизировать речь и обогащать словарь детей словами, обозначающими свойства предметов: камень: твердый, крепкий, тяжелый, не впитывает воду;

Опыт №13,14, 15, 16 свойства камней

Продолжать знакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, развивать навыки классификации.

Чтение и обсуждение сказки П.П.Бажова "Каменный цветок".

Продолжать знакомство с творчеством П.П. Бажова, его литературными героями.

Художественно-творческая деятельность. Выкладывание контурных рисунков камешками.

Развить умения и навыки работы с различными камнями, как с декоративным материалом, развитие фантазии и творческого подхода к выполнению работы.

Дидактические игры с камнями: «Что лишнее?», «Найди пару», «Продолжи ряд», настольно-печатные игры «Живая, неживая природа».

Развитие сенсорных способностей, мелкой моторики.

Инд. работа «Собери камешки»

Профилактика плоскостопия (по желанию детей).

Создание мини-музея «Чудо земли уральской».

3 ЭТАП – заключительный.

    Выставка творческих работ « Грибы на поляне».

    Коллективная композиция, фотовыставка о детском творчестве «Ягодное угощение» (сотворчество родителей и детей).

    Выставка «Волшебное превращение камешков»

    Организация мини-музея «Чудо земли уральской».

Результаты проекта:

1. Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

2. Освоили нормы поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.

3. Проявляют позитивное отношение к объектам природы.

4. 65% родителей проявили активное участие в реализации проекта, осознали значимость данного проекта для всестороннего развития детей.

УРАЛЬСКИЕ КАМНИ-САМОЦВЕТЫ.

На Урале, богатом камнями-самоцветами, с древних времен развивалось декоративно прикладное искусство - художественной обработки камня.

В глухих деревнях Урала, работали кустари-горщики, которые находили и извлекали из земли камень, а затем обрабатывали его в домашних условиях. Особый расцвет этого промысла приходится на начало XVlll века, когда на территории Урала появились первые фабрики по обработке камня.

На предприятиях обрабатывали малахит, орлец, яшму, мрамор, горный хрусталь, лазурит, змеевик и прочие камни.

Неповторимая красота уральского камня, богатое разнообразие и долговечность камня сделали его незаменимым для промыслов по изготовлению предметов роскоши и украшений.

Малахит - один из самых красивых минералов. Камень яркий, сочно окрашен в различные оттенки нежной зелени. Его отличает особый, неповторимый и бесконечно разнообразный, но только ему характерный рисунок. Достаточно легкой полировки небольшого среза камня, чтобы подчеркнуть природную красоту камня.

Родонит - камень цвета утренней зари. В камнерезном деле используется родонитовая порода - «орлец». Встречаются необычайно красивые экземпляры. Родонит - вносит гармонию в семейные отношения. Он обладает свойством воспламенять и поддерживать в человеке любовь к жизни. Камень помогает развивать скрытые способности и таланты.

Яшма самый распостраненый камень самоцвет. Расцветки камня разнообразны не только по основному цвету, но и по различным сочетаниям оттенков. Различные примеси образуют бесконечное множество затейливых рисунков на яшме. Встречаются даже яшмы с пейзажными рисунками.Яшма обладает особыми таинственными свойствами, считалась надежным оберегом.

Мрамор - камень сдержанных расцветок, но разнообразных оттенков и цветовых сочетаний. Камень мягкий и встречается на Урале по-всюду.

Горный хрусталь - необычный прозрачный кристаллический камень. Ослепительно белоснежные кристаллы завораживают блеском геометрически точных граней.Кристаллы горного хрусталя привлекают любовь, радость, удачу и благополучие.

Лазурит – удивительно яркий камень цвета синего звездного неба с искристые вкраплениями. Этот камень называли "камнем неба", и он был одним из самых дорогих камней. В древности люди видели в нем отражение высших небесных сил.

Змеевик - горная порода зеленого цвета с характерным рисунком, напоминающий следы от змеи. Очень сильный энергетик, дающий ощущение защиты, душевного равновесия и покоя.

Тёмный аметист

Дымчатый кварц

Уральский изумруд

Нефрит

Чароит

Бирюза

Опал

Все эти камни добывались простым народом, крестьянами и гранились ими на примитивных станках, частично увозились в Екатеринбург, где были ограночные мастерские.
Изделия из этих камней - визитная карточка Урала.
Их почти не коснулось ни время, ни мода, ни художественный стиль. Это шкатулки, брелоки, пресс-папье, печатки, разрезные ножи, ручки, овальные брошки, бусы и тому подобная мелочь. Вазы, чаши, пепельницы и другие изделия.

Приложение 2

Знакомство дошкольников с народными промыслами.

Конспект занятия-беседы «Уральские камни»

Предварительная работа. Чтение сказов П. П. Бажова. Просмотр мультипликационных фильмов по произведениям П. П. Бажова. Заучивание пословиц и поговорок о Родине. Организация выставки изделий и украшений из уральских самоцветов.

Цель. Воспитание у детей познавательной активности, расширение представления об окружающем мире в частности с народными промыслами мастеров Урала.

Задачи:

1. Познакомить детей с коллекцией камней и изделий из Уральского камня

2. Расширить знания детей о разнообразии и красоте Уральских камней

3. Развивать познавательную активность детей

4. Активизировать в речи ребенка,

5. Развивать творческие способности детей

Оборудование:

Коллекция камней

Ящик ощущений

Выставка изделий из камня

Лупы

Пластилин

Дощечки

Тарелочки

Разноцветные камушки

Картонная основа с пластилином

Содержание организованной деятельности детей

1. Вводные слова воспитателя.

Чем Россия является для нас? (Ответы детей.)

Родиной

Но среди просторов нашей страны есть чудесный край.

Как называют его, узнайте, послушав стихотворение:

«Про него (Урал) говорят, что камнями - богат,

И умельцами тоже он славится.

Кто в краю побывал

И Бажова читал,

Тот у нас непременно останется».

(Л. П. Владимиров).

Правильно, молодцы! Урал это наш край, край где мы живём, наша Родина.

Издавна славится Урал своими поделочными камнями- самоцветами.

Я хочу вам показать коллекцию камней.

Полюбуйтесь – это богатство Уральских гор. Посмотрите, какие они разноцветные

Какие названия имеют эти камни? (Ответы детей).

Воспитатель: Неповторимая красота самоцветов, вдохновила уральского писателя Павла Бажова рассказать в сказке «Хозяйка-медной горы», сокровищах хранящихся в тайниках Урала.

Какой камень? Твердый или мягкий, тяжёлый или легкий, холодный или теплый, какая у него поверхность?

Рассмотрите камни потрогайте, погладьте.

Рассмотрите камни в лупу, расскажите, что видите (трещины, узоры, кристаллики)

А по твердости, они какие? (твердые)

А вы знайте, что не все камни одинаково твёрдые…

Как можно определить мягкость камня? (постучать, сжать, царапать)

Итак: изучив камень, что ты узнал о нём? (он светлый, блестящий, твёрдый) .

Родонит – «орлиный камень» на Руси считалось, что если положить кусочек родонита в колыбель ребёнка, он вырастит здоровым, сильным, смелым, зорким как орёл.

Яшма – «пёстрый», этот камень бывает разных цветов, зелёного, белого, коричневого цвета. На Урале камень-яшма всегда считался символом верной дружбы.

Малахит – называют русским камнем.

Змеевик – как ты думаешь, почему его так назвали? (он своей окраской похож на змею)

Селенит – это камень добывают только в Кунгуре.

Все камни разные они отличаются по цвету, форме, величине и даже по твердости. Вот, какую красоту создала природа нашего края.

Камни мы рассматривали и изучали для чего? (чтобы стать мастерами каменного дела)

Как мастера - каменных дел использовали красоту и особенности камня в своих работах?

Что можно сделать из камня?

Одни мастера из камня изготавливали различные фигурки, какой камень они для этого использовали? (мягкий селенит)

Другие красоту камня использовали в украшениях (бусы)

Люди настоящие мастера каменного дела научились видеть особенности камня, его красоту и сумели найти камню свое предназначение.

Попробуем быть мастерами каменных дел? Ребята, а вы хотите стать уральскими мастерами? (Высказывания детей.)

Воспитатель: Предлагаю вам пройти путь к мастерской, извилистой горной тропой.

Физкультминутка: Дети выстраиваются друг за другом и выполняют действия в соответствии с текстом.

По тропинке мы шагаем, выше ноги поднимаем,

Не боимся мы преград.

Встрече с новым каждый рад.

Шире шаг, шагай смелей,

Вправо, влево повернись,

Самоцветными камнями

Полюбуйся, наклонись.

Впереди видна гора

Нам туда спешить пора

В мастерской нас ждут дела

Мы ребята-мастера.

Дети подходят к зоне художественно творческой деятельности. А сейчас, ребята, я приглашаю вас в мастерскую, где вы сможете показать свое мастерство и пополнить коллекцию своими украшениями. Дети выполняют украшения из пластилина и затем рассматривают готовые работы и выставляют на выставку.

Воспитатель: Ребята понравилась вам наша беседа? Чем больше всего понравилось заниматься?

Воспитатель: Будущее нашей страны, во многом зависит от вас ребята, от того, как сильно вы будете любить свою Родину, свой родной край, чего хорошего сможете для нее сделать, когда станете взрослыми. На этом наша беседа окончена. Спасибо за работу.

Приложение 3

Конспект занятия

по художественно-эстетическому воспитанию

«Уральские самоцветы»

Программное содержание:

    Познакомить детей с красотой и разнообразием уральских камней.

    Расширить представление о подземных богатствах Урала.

    Прививать любовь к родному краю, воспитывать чувство патриотизма.

    Развивать творческие способности детей.

Оборудование: Выставка камней, минералов и поделок из уральских самоцветов; лупы, пластилин, дощечки; настенная физическая карта России.

Предварительная работа:

Подготовить (с помощью родителей) выставку камней и поделок из уральских самоцветов;

Чтение сказов П.П. Бажова «Серебряное копытце» и «Хозяйка Медной горы»;

Ход занятия:

Ребята, в какой стране мы живем? (Показ России на карте)

Как называется то место в России, где мы живем? (Урал – показ на физической карте России Уральских гор)

Мы живем в красивом краю, недалеко от Уральских гор. Эти места издавна славились своей красотой и несметными подземными богатствами.

Послушайте стихотворение:

Уральские горы

По каменным плитам,

Ведут за собой нас

В страну малахита.

В страну, где не счесть

Драгоценных камней,

В страну работящих

И добрых людей.

Какие произведения П.П.Бажова мы читали? (сказы «Хозяйка Медной горы» и «Серебряное копытце»)

О чем эти сказы? (о богатствах недр Урала, о камнях-самоцветах, о добрых и работящих людях, которые жили раньше на Урале)

Что такое сказ? Это сказка? (Павел Петрович Бажов много общался с рабочими, которые добывали подземные богатства, и легенды, которые ему рассказывали, переделывал в сказы, в которых есть и правда, и вымысел)

Отгадайте загадки по сказам Бажова.

Как звали козлика из сказа? (Серебряное копытце)

В кого превращалась ящерка? (в Хозяйку Медной Горы)

Как звали кошку в сказе «Серебряное копытце»? (Муренка)

Как звали девочку в сказе «Серебряное копытце»? (Даренка)

Что подарила Хозяйка Медной горы Степану? (малахитовую шкатулку)

Правильно! Молодцы!

А сейчас давайте подойдем к нашей выставке и рассмотрим коллекцию камней и поделок из них.

На Урале добывают уголь и железную руду, медь и никель, хром и асбест, золото и знаменитые уральские самоцветы. (показ)

На Урале добывают алмазы, этот прозрачный камень очень ценится. Он очень твердый, практически вечный. Он такой твердый, что может (если его заострить) спокойно разрезать стекло. Из алмазов делают очень дорогие бриллиантовые украшения.

Зеленый камень – изумруд. Не так давно на Урале нашли самый большой изумруд весом 6 кг 650 грамм.

Недалеко от нашего города, в Кунгуре, добывают селенит. Посмотрите, какой это теплый и красивый камень. Из него делают разные поделки.

А это змеевик. Как вы думаете, почему он так называется? (похож на змею, переливается)

Давайте мы с вами слепим ящерицу – Хозяйку Медной горы. (дети лепят по схеме)

Кто у нас побывал,

Кто наш край повидал

Не забудет, не забудет

Наш богатый Урал.

Приложение 4

    Техники росписи камней

Одна из самых простых техник росписи - трафаретная. Данная техника используется для создания повторяющихся рисунков и широко применяется для росписи различных орнаментов и бордюров.

Если изображение состоит из нескольких цветов, используют соответствующее цветам количество трафаретов. Краску можно наносить как кистью и тампоном, так и аэрографом.

Аэрограф (Airbrush) - инструмент для точного дозирования краски, распыляемой под давлением воздуха.

Одно из преимуществ аэрографии - очень плавные переходы от одного цвета к другому (растяжки), и идеально ровное покрытие краской любой, даже сложно-искривленной поверхности. Данные преимущества, а также возможность получения линий различной толщины и степени размытости, сделало технику аэрографии одной из ведущих современных технологий в художественной росписи.

К традиционным техникам относится "сграффито" (итал. sgraffito или graffito, буквально - «выцарапанный»). Технология "сграффито" заключается в последовательном нанесении на плоскость стены тонких, окрашенных в различные цвета слоев штукатурки и дальнейшему процарапыванию рисунка. Изображение, выполненное в технике сграффито четкое, без полутонов, но имеющее выраженный рельеф.

3.1. Советы по росписи на камнях:

Раскрашивая камни, добавляя им детали краской, можно получать удивительные вещи.

Не все камни подходят для росписи. Возьмите камень в руки и посмотрите, как он выглядит. Некоторые камни слишком грубые и их трудно расписывать, а некоторые впитывают краску как губка. Для работы выбирайте камни, которые являются гладкими. На такие камни краска ложиться легче всего.

Прежде чем начать рисовать, необходимо подготовить камни. Хорошенько промойте их водой и дайте высохнуть. Подготовьте палитру, на которой будете смешивать цвета. Никогда не позволяйте акриловой краске высыхать на кисточке. От этого они становятся жесткими и ими невозможно работать. Поэтому, если Вы расписываете акриловой краской, всегда оставляйте кисть в воде.

На время работы надевайте старую одежду или специальные фартуки для творчества. Если акриловая краска попала на одежду, попробуйте оттереть ее старой зубной щеткой и мылом до того, как краска успеет засохнуть. Высохшую на одежде акриловую краску уже не удалить.

Рабочее место застелите газетой. Она защитит стол от случайного попадания краски и впитает в себя большое количество влаги, если случайно опрокинете стакан с водой. Детям лучше пользоваться банкой-непроливайкой.

Если при работе вы допустили ошибку, просто сотрите краску до ее высыхания или дайте ей высохнуть, а затем закрасьте.

    1. Материалы для работы:

Различные виды красок: акриловые, гуашь, акварель. Лучше использовать акриловые краски, они создают глянцевую поверхность и не требуют покрытия лаком. После высыхания не смываются водой.

Акриловые краски для камня - их можно приобрести в любом художественном магазине, главное сделать правильный выбор (они бывают для различных поверхностей – ткань, бумага, дерево, пластик и др., глянцевые или матовые, обычные и аэрозольные). Такие краски стоят дороже всех прочих, однако обладают множеством достоинств, таких как яркость и чистота цветов, лёгкость в растворении и смешивании, способность закрывать цвет основания при нанесении следующего слоя краски. Акриловые краски для камня быстро высыхают, образуя несмываемую эластичную пленку.

Различные гели и фломастеры для декорирования, для создания специальных эффектов.

Кисти различного размера. Для начинающего художника будет достаточно набора кистей из ворса пони или белки. Для акриловой краски выбирайте кисти из щетины.

Синтетические кисти разной ширины – натуральные не рекоммендуется использовать при работе с акриловыми красками, поскольку акрил губительно на них действует. Для мелких деталей могут пригодиться и зубочистки.

Лак для покрытия поделок. Прозрачный лак для финальной обработки изделий.

Карандаши для нанесения эскиза. Для светлых камней – черный карандаш, для темных – белый.

Подходящие камни – светлые, гладкие, плоские, желательно округлые или овальные. Более замысловатую форму можно так же выгодно использовать, придумав для валуна соответствующий образ. Хорошо, если вам удастся подобрать камни с плоским основанием, сохраняющие устойчивое положение не только на траве, но и на гладких поверхностях (например, кафеле). Вам могут пригодиться и пористые камни – из них можно сделать, к примеру, голландский сыр.

Растворитель для акриловых красок (промывать кисти после работы, удалять пятна на руках и т.д.)

Палитра для смешивания красок (если предварительно покрыть её фольгой, то после окончания сеанса не нужно будет использовать растворитель). Если нет палитры – берём любую поверхность, не впитывающую влагу (пластик, полиэтилен).

Влажная ткань х/б или бумажные салфетки (без пыли) для промокания кисти с краской – так можно избежать клякс на камнях. Для этого подойдёт старая футболка или полотенце.

Полиэтилен или газеты, чтобы застилать рабочее пространство.

Рабочая одежда – та, с которой вам не жаль распрощаться, потому как акриловые краски очень трудно отстирать. Идеально подойдёт одноразовый дождевик из целлофана.

    Этапы работы художественной росписи по камню :

Шаг первый: готовимся

Промойте камни мылом и высушите (можно феном). Оденьтесь в рабочую одежду и постелите на рабочей поверхности полиэтилен.

Шаг второй: грунтуем

Обработайте высохшие камни грунтовкой глубокого проникновения, которая наверняка осталась в любом доме после ремонта, и снова просушите.

Шаг третий: рисуем фон

Чтобы вместо краски не извлечь из тюбика отдельно жидкость и отслоившиеся цветные «хлопья», перед употреблением обязательно хорошенько взболтайте краску, постучав пузырьком об ладонь. Если вы ещё не определились с «персонажем» для камня – самое время это сделать, ведь пора наложить базовый фон (например, красный для клубники, синий для рыбки, зелёный для лягушки и так далее; для многоцветных композиций базовым будет тот, который в будущем займёт больше места на фигурке). Для этого разводим подходящий цвет водой в соотношении 1:1 (лучше использовать для разведения красок самые дешёвые кисти), при необходимости смешиваем краски для получения нужного оттенка. Если вам всё не удалось найти светлые камни для росписи, их следует сначала покрыть слоем светлой краски и просушить – так наложенные в будущем краски будут ярче и естественней. После наложения основного фона следует просушить его в течении 10-15 минут, которые можно потратить на работу со следующим экземпляром, если таковой имеется.

Шаг четвёртый: раскрашивание акриловой краской

Сделайте набросок для раскрашивания акриловой краской на бумаге, а затем тонким мягким «простым» карандашом - на каменной заготовке. Продумайте детали. После этого можно смело приступать к окрашиванию слоями, каждому из которых необходимо подсохнуть около четверти часа. В конце прорисуйте контуры самой тонкой кистью (чем жиже краска, тем лучше). Получившиеся садовые «скульптуры» можно по вкусу украшать любыми подручными материалами – блёстками, пайетками, бусинами, для закрепления которых клей не понадобится (их удержит дополнительная капелька краски).

Шаг пятый: сушим камни и сохнем сами

Изделия кладём под тёплую батарею, руки – под кран, а вот кисти - в растворитель, чтобы извлечь из пучка и из-под обоймы остатки забившихся красок.

Шаг шестой: защитный

Покрываем высушенные шедевры прозрачным лаком, который придаст цветам глубину и защитит краску от повреждения и выгорания на солнце. Теперь можно смело нести ожившие и «заигравшие» камни в сад, любоваться самим и удивлять родственников и знакомых, а так же водить соседей на экскурсии. При желании можно поселить свои творения и дома – они прекрасно украсят практически любой интерьер.

    Вывод

Со вкусом оформленный участок - это островок природы у дома, повышающий ценность и благоустроенность жилья. Украшая свой участок, художественно расписанными камнями позволит мне подчеркнуть все достоинства нашего участка и скрыть его недостатки, а может и превратить их в достоинства. Дизайн участка, выполненный в соответствии со вкусом и образом жизни, всегда сможет указать индивидуальность его владельца.

Все это в целом, может создавать уникальную живую композицию, сочетающую в себе красоту природы и творчество дизайнерского искусства.

Роспись на камне – это уникальная техника, так как она очень проста, понятна и доступна.

Созданные камни станут прекрасным подарком или украшением домашнего интерьера, приусадебного участка и будут радовать близких долгие годы.

Приложение 5

Фотоотчет по проекту «Удивительные камни»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Выполнила: Солодовник Ксения

ученица 4 «Б» класса

Руководитель:

Романчикова Ольга Михайловна


Цель исследования : изучить свойства минералов и их применение

Задачи :

  • изучить литературу о минералах;
  • выяснить, как образовались минералы на Земле;
  • сколько существует различных минералов;
  • узнать, как используют минералы;
  • изучить свойства минералов своей коллекции;
  • познакомить окружающих с моим увлечением и интересными образцами из моей коллекции
  • расширить свои знания и представления в области изучения природы и её законов
  • сделать первый шаг в изучении минералогии с привлечением знаний таких наук, как физика, химия, биология, экология

Актуальность изучения минералов обусловлена их уникальными свойствами, необходимостью привлечь интерес окружающих к минералогии, так как мир минералов не исследован до конца и таит в себе много загадок.

Гипотеза.

Минералы широко применяются в деятельности человека.


Методы исследования :

  • изучение литературы,
  • использование интернет - ресурсов,
  • опрос,
  • наблюдение,
  • исследование образцов из собственной коллекции
  • классификация минералов

Многообразие минералов

  • Сам термин " минерал ", насколько известно, впервые употребил ученый монах XIII в. Альбертус Магнус (Альберт Великий). На средневековой латыни он означал "то, что из рудника", "ископаемое".
  • Минерал (фр. minéral , от позднелат. minera - руда) - природное тело с определённым химическим составом и кристаллической структурой, образующееся в результате природных физико-химических процессов и являющееся составной частью Земной коры, горных пород, руд, метеоритов.

Сегодня известно около

4000 видов минералов,

однако только несколько десятков

распространены на поверхности Земли.


Изучение минералов

  • Наука, изучающая минералы, называется минералогия. Она изучает состав, свойства, структуры и условия образования минералов.
  • Минералогия - одна из древнейших наук.
  • Первые описания минералов появились у древних греков. В дальнейшем развитию минералогии способствовало горное дело. В минералогии активно используются достижения физики, химии и других наук.
  • Так, минералогическое изучение метеоритов и образцов с других планет позволило узнать много нового об истории Солнечной системы и

процессах формирования планет.


Происхождение минералов

В природе минералы встречаются в чистом виде, но гораздо чаще они образуют соединения с другими минералами.

Такие природные соединения минералов называют горными породами.

По способу происхождения горные породы и минералы разделяют на магматические,

осадочные

метаморфические.


Основные формы выделения минералов в природе

Друзы

Конкреции

Агрегаты

Натёки

Дендриты

Жеоды


Внешний вид минералов необычайно различен

Пирит

Пустынная роза

Ставролит

Глендонит


Моя коллекция

Коллекционируя минералы, полезно знать их основные физические, химические и кристаллические свойства.

Каждый минерал отличается характерным набором этих признаков, помогающих в его определении.

Проще всего описать физические свойства минерала, определять которые позволяют наши органы чувств. Например, оптические свойства, такие как цвет и блеск, определяются на глаз.


Важнейшие свойства минералов

Эти свойства минералов легко

определяются в полевых условиях.


  • СИНГОНИЯ - классификация кристаллографических групп симметрии, кристаллов и кристаллических решёток
  • КЛАСС -разделение минералов по общим чертам
  • ИЗЛОМ - характеристика минерала, описывающая вид поверхности, образующийся при расколе минерала.
  • БЛЕСК - оптический эффект, вызываемый отражением части светового потока, падающего на минерал.
  • ЦВЕТ ЧЕРТЫ - цвет минералов в тонком порошке, служит одним из диагностических признаков для определения минералов и горных пород.
  • ТВЕРДОСТЬ. Твёрдость минерала измеряется путём поиска самого твёрдого эталонного минерала, который он может поцарапать; и/или самого мягкого эталонного минерала, который царапает данный минерал.

  • Шкала́ Мо́оса (минералогическая шкала твёрдости) набор эталонных минералов для определения относительной твёрдости методом царапания. В качестве эталонов приняты 10 минералов, расположенных в порядке возрастающей твёрдости. Предложена в 1811 году немецким минералогом Фридрихом Моосом

Шкала́ Мо́оса

Помимо шкалы Мооса есть и другие методы определения твёрдости, но различные шкалы твёрдости нельзя однозначно соотнести друг с другом. Практикой приняты несколько более точных систем измерения твёрдости материалов, ни одна из которых не покрывает весь спектр шкалы Мооса.


Исследование свойств минералов


Каталог минералов

п/п

Внешний вид

Название

Горный хрусталь

Семейство

целестин

кварцевые

Формула

Оливин

сульфаты

Класс

Sio 2

SrSO 4

Сингония

окислы

Селенит

сульфаты

(Mq.Fe) 2 SiO 4

Цвет

гипс

тригональная

халькопирит

Твердость

силикаты

CaSO 4 .2H 2 O

ромбическая

прозрачный

сульфаты

SuFeS 2

ромбическая

От бесцветного до синего и зеленого

Излом

раковистый

сульфиды

моноклинная

зеленый

Блеск

раковистый

тетрагональная

От прозрачного до желтоватого

Цвет черты

стеклянный

раковистый

От темно желтого до зеленого и фиолетового

Стеклянный и перламутровый

белый

Использование

Не ровный

Украшение, оптика, радиотехника

Добыча

стеклянный

белый

раковистый

Стеклянный, шелковистый

Япония, Бразилия, Индия, США, Венгрия

при фейерверках

Белый

белый

Испания, Тунис, Турция, Россия

украшения

металлический

Черный с зеленоватым оттенком

украшения

Египет, Пакистан, Россия

Мексика, Италия, США, Испания, Греция

Источник меди

Чили, Испания, ЮАР, США


Минералы вокруг нас

  • Обычная соль, которую мы употребляем в пищу, - минерал, который

геологи называют галит.

  • В природных подземных

месторождениях она залегает в виде

камня. Очень красивы кристаллы

каменной соли.


  • Добыча драгоценных камней в России началась в середине XVII века: сначала были открыты малахитовые кладовые, затем были обнаружены запасы аметиста, берилла, топаза, многих поделочных камней (агата, сердолика, яшмы).
  • Территория Российской Федерации очень богата месторождениями драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней, встречаются как распространенные по всему миру минералы, так и редкие, уникальные. Например, аналогов уральскому малахиту как не было, так и нет - хоть прилавки магазинов заполнены африканскими и азиатскими малахитовыми украшениями, по качеству и красоте они не идут ни в какое сравнение с уральскими камнями. А месторождения чароита и некоторых других драгоценных камней в России вообще единственные в мире.


Охрана минералов

Для охраны недр Южного Урала

в 1920 году создан Ильменский минералогический заповедник.

Здесь обнаружено более 270 минералов, из которых 17 - впервые в мире

Ильменские горы до конца не изучены. В поисках новых минералов сюда приезжают ученые со всего мира.


  • Аметист Свердловская, Магаданская, Карагандинская области, Карелия, Ангаро-Илимский железорудный р-н, Кольский п-ов, Саха, Республика Коми.
  • Гелиодор и аквамарин Читинская, Талдыкургансая, Свердловская области, Казахстан, Иркутская область.
  • Изумруд Свердловская область "Изумрудные Копи".
  • Гранат Закарпатье, Карелия, Свердловская, Камчатская области, Приморский край, Чукотский автономный округ, Якутия, Западное Забайкалье, Красноярский край.
  • Уваровит Пермская область, Приморский край, Якутия.
  • Цаворит Приморский край, Якутия.
  • Жадеит Красноярский край, Республика Коми, Северный Кавказ, Корякское нагорье.
  • Рубин Челябинская, Свердловская области.
  • Лазурит Иркутская область.
  • Нефрит Урал, Бурятия, Республика Тыва.
  • Родонит Якутия, Свердловская область, Башкирия, Бурятия, Хабаровский край, Иркутская область.
  • Турмалин Иркутская и Свердловская область.
  • Хризоберилл Свердловская область, Карелия.
  • Хризолит Таймырский округ, Кольский п-ов.
  • Хромдиопсид и чароит Якутия.


  • На территории области разведаны месторождения неметаллических (в основном общераспространенных) твердых полезных ископаемых, которые используются или могут быть использованы в строительной отрасли, в качестве минеральных удобрений в сельском хозяйстве и как технологическое сырье в промышленности. Полезные ископаемые Пензенской области представлены: сырье для производства строительных материалов.
  • Геологическая коллекция Пензенского краеведческого музея насчитывает 2058 единиц хранения. Основу ее составляют поступления из коллекций музеев Горного института Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, Ученой архивной комиссии Пензенской губернии, Академии Наук. Большой вклад в формировании коллекции оказали сотрудники Пензенского краеведческого музея А.А. Штукенберг, Е.М. Пульхритудова, А.Н. Магницкий, И.И. Спрыгин. Формирование и описание ее приходится на начало ХХ века. Коллекция собрана на территории Сурского края, России и зарубежья. Она имеет большое научное и практическое значение. К ней обращаются преподаватели, студенты, школьники. В настоящее время сотрудники отдела природы проводят научное описание геологической коллекции, отвечающее требованиям современности.

Использование минералов и горных пород человеком

Минералы, и, следовательно, минералогия представляют собой чрезвычайно большой интерес для промышленности, многих областей науки и имеет важное эстетическое значение. Что касается экономики, то какой бы аспект мы не взяли, вплоть до проблем современного уровня жизни, любой из них оказывается так или иначе связанным с использованием минералов.

Применение минералов

Где применяются?

Химия и пиротехника

Примеры минералов

В качестве удобрений

Киноварь, целестин, сера, реальгар, галит, кальцит, бура, ангидрит

Сильвин, сера, чилийская селитра, сильвин, карналлит, гипс, апатит, вавеллит

Флюорит, диоптаз, кварц

Изделия из фарфора керамики и стекла

Флюорит, криолит, касситерит, стронцианит, витерит, целестин, кианит, волластонит, пирофиллит, каолинит и др.

В ювелирном деле и как поделочные

Шпинель, изумруд, алмаз, корунд (сапфир, рубин), хризоберилл, чароит, серпентинит, родонит, азурит, малахит, бирюза, хризолит, минералы группы гранатов и др.

В качестве огнеупоров, кислостойких и электроизоляционных материалов

Кианит, брусит, хризотил, колеманит, оливин, андалузит, силлиманит, пирофиллит, тальк, группа слюд, тридимит, альбит, лабрадор

В строительстве

В медицине и фармацевтике

Кальцит, доломит, гипс

Магнезит, мирабилит, сассолин, колеманит, гипс

В металлургии

Доломит, родохрозит, колеманит, ванадинит

В ядерной промышленности

Целестин, стильбит, мезолит, ломонтит, гейландит и т.д.

Интересны главным образом для коллекционеров (применение может быть найдено в будущем)

Эпидот, арсенолит, фосгенит, ледгиллит, аурихальцит, артинит,борацит, крокоит, гюбнерит, адамин, оливенит, ставролит, ильваит,аксинит, геденбергит, авгит


  • Минералы, камни камушки… они достаточно серьёзно могут влиять как на человека, носящего его, так и вне его, как помогая при правильно подобранном камне, так и мешая - при ошибочном. Существуют наборы камней, в которых скрыты огромные силы, используемые в магии как на пользу человека (исцеление, удача), так и во вред. Красивые ювелирные безделушки могут оказаться как ангелом хранителем, так и демоном убийцей для своего хозяина или хозяйки.

ИСТОРИЧЕСКИЕ КАМНИ

«ШАХ»

Один из известных

исторических камней, алмаз (масса 88 кар), хранится в Алмазном фонде России в Москве. На камне выгравированы надписи на персидском языке, рассказывающие о его прежних владельцах: в 1591 алмаз принадлежал Бурхан-Низам-Шаху II из династии Великих Моголов, в 1641 - Джахану-Шаху, в 1824 - шаху Каджар-Фатх-Али, владыке Персии.


Алмазный фонд России - это уникальное собрание произведений ювелирного искусства ХVIII - ХХ веков. В коллекции Алмазного фонда представлены также образцы редких драгоценных камней, самородки драгоценных металлов. Начало коллекции, которой обладает сегодня Алмазный фонд Кремля, положил Петр Первый.


Заключение

Проведя свое исследование, я установила, что:

  • из минералов, как из кирпичиков, состоит окружающий нас мир неживой природы;
  • известно около 4000 видов минералов;
  • процесс образования минералов происходит глубоко в недрах Земли;
  • каждый минерал имеет свои свойства;
  • единственный минерал, который можно употреблять в пищу – галит, или поваренная соль;
  • минералы широко применяются в строительстве и промышленности;
  • на Урале можно найти практически все известные минералы;
  • широкое приенение минералов мжет привести к истощению запасов
  • искать минералы для коллекции можно везде

  • На основе моего исследования можно сделать вывод, что наша жизнь без минералов была бы значительно сложнее, мир минералов не исследован до конца и таит в себе много загадок, прямо под ногами можно найти как известные науке минералы, так и открыть новые.
  • Я очень хочу побывать в Уральских горах, Ильменских горах, Кунгурских пещерах. Мне очень интересны минералы и камни. Я продолжу собирать коллекцию минералов, чтобы глубже постигать их тайны, ведь меня ещё ждут открытия, когда буду изучать химию, физику, географию …

  • Ананьева Е.Г., Мирнова С.С. «Земля. Полная энциклопедия». Москва, «Эксмо», 2007 г.
  • Гураль С. «Драгоценные камни». Москва, «Эксмо», 2010 г.
  • «Камни мира: самые красивые и знаменитые». Москва, «Аванта.Астрель.», 2007 г.
  • Фарндон Джон «Драгоценные и поделочные камни, полезные ископаемые и минералы». Москва, «Эксмо», 2009 г.
  • Ферсман А.Е. «Очерки по истории камня». Тт. 1,2. Москва, «Терра-книжный клуб». 2003 г.
  • Ферсман А.Е. «Занимательная минералогия». Ленинград, «Молодая гвардия», 1935 г.

Исследовательская работа

«Путешествие в мир камня»

Выполнила ученица

1 «б» класса

МБОУ « Полевобикшикская СОШ »

Маркиданова Диана

Научный руководитель

Павлова Г.Р.

2009г

Путешествие в мир камня

Введение. Часто, придя, домой с прогулки, в моих карманах много разных камешков. Их можно найти где угодно: на улицах города, на берегу реки, озера, в ручейке и даже у бабушке в огороде. И мне стало интересно, откуда же они берутся? Они так непохожи друг на друга, но мы всех их называем одним словом – камень. Но, наверное, у каждого из них есть свое имя? Надо в этом обязательно разобраться.

Цель и задачи:


  1. Изучить камни, которые нас окружают.

  2. Узнать как можно больше о камнях (что это такое, их названия, истории связанные с камнями, как они появились на Земле).

  3. Бывают ли съедобные камни.

  4. Познакомиться с некоторыми свойствами камня; устанавливать простейшие связи, делать выводы;

  5. Собрать коллекцию камней.

  6. Начать составлять описание горных пород и минералов коллекции.
Время проведения исследования: 2011–2012 года.

Методика проведения исследования.


  • Просмотр литературы по данной теме;

  • Экскурсии по окрестностям и за его пределами;

  • Сбор коллекции камней (камень в природе, в строительстве, дома, в школе);

  • Составление описания коллекции;

  • Фотографирование интересных объектов;

  • Создание авторской презентации.
Актуальность исследования.

Путешествие в мир камня очень увлекательное занятие. Изучая камни, обязательно отправляешься в далекое прошлое нашей планеты и той местности, где я живу. На Земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм. Красота! Любуюсь камнями и думаю: ведь в каждом из них есть какая-то тайна и сто загадок. И не все они, наверное, раскрыты и разгаданы. А сколько повидали эти камни на своем веку! Вот мне и захотелось узнать, какие же секреты они таят в себе. Сколько их, чем отличаются друг от друга , бывают ли съедобные камни, история их появления на Земле, и какую пользу приносят камни людям?

На эти и другие вопросы я попыталась найти ответ в своей работе.


  1. Основная часть
1.1.Что такое камень?

Камень

Если внимательно рассмотреть камешек, то можно заметить, что часто он бывает разноцветным - или в полосочку, из-за пронизывающих жилок, или пятнистый, или с разводами неправильной формы. Это происходит потому, что камешек состоит из разных минералов. Минералы отличаются цветом, твердостью, весом и составом. Из них, как из кирпичиков, состоит окружающий нас мир неживой природы - красивые «поделочные» , драгоценные камни (нефрит, агат, бирюза, гранат, алмаз, сапфир) - это тоже минералы и полудрагоценные камни.
1.2. История возникновения камня.

С чего же начинается история камня? Академик А. Е. Ферсман говорил, что история камня начинается с отдаленнейших эпох существования человека. А разве до появления человека камень не существовал на Земле? Существовал. И это подтверждает геология. Камню столько же лет, сколько нашей Земле. Он является составной частью Земли и особенно ее верхней части - земной коры. Камень неотделим от Земли и участвует в ее геологической истории.

Минералы появились на самой ранней стадии развития Земли как планеты. Они самые первые свидетели геологической истории Земли. Как писал Г. X. Андерсен, роман Земли интереснее всех романов: приходится читать по слоям, кремниевым пластам различных земных периодов.

Все горные породы в зависимости от условий образования подразделяются на три группы : первичные (изверженные), вторичные (осадочные) и видоизмененные (преобразованные или метаморфические).

Горные породы формируют рельеф земной поверхности. Камень является свидетелем изменений земной поверхности под действием не только внешних сил природы, но также и других, внутренних сил, скрытых в глубине Земли и проявляющихся временами в виде извержений вулканов и разрушительных землетрясений. В течение миллионов и миллиардов лет камень лежал на поверхности Земли неподвижно и вечно, образуя на фоне природного пейзажа древнейших эпох Земли как бы „постоянные местные предметы", возникающие на экране современного радиолокатора. В те времена камень своей истории не имел, вернее имел, но она была очень однообразна. Только с появлением человека, который стал выкапывать его из земли и использовать для своих нужд, началась новая история камня. Она была связана с его добычей, обработкой, применением и в ряде случаев даже с разрушением. Камень как бы проходил этапы рождения , жизни и разрушения...

У каждого камня есть свои особенные свойства, свое имя, свой состав, и облик. Камень в горной породе – как человек в толпе: у него свое лицо, характер, одежда.

1.3. Разновидность камней.

Камень один из самых долговечных строительных материалов, надо сказать что долговечность прежде всего зависит от вида камня. Сегодня известно около 3500 видов камней, однако только несколько десятков распространены на поверхности земли.
Приро́дный ка́мень - натуральный строительный материал.

Натуральным камнем называют все горные породы, используемые в строительстве. К ним можно отнести мрамор , гранит , туф , сланец , песчаник , и звестняк и оникс .

Природный камень является одним из древнейших материалов, используемых людьми для строительства домов или облицовки фасадов. Благодаря красоте, прочности и долговечности природный камень является украшением дворцов, храмов, усадеб или обычных домов. В интерьере природный камень можно использовать в разных вариациях.

Чаще всего натуральные камни используют при облицовке зданий, как изнутри, так и снаружи. Для внутренней облицовки используют специальные мраморные или гранитные обои. Сочетание мозаичных рисунков и узорчатых структур придают внешнему виду красоту и богатство.

Также очень популярна облицовка фасадов природным камнем. Во-первых, это привлекательный внешний вид, а во-вторых, это очень экологичный и при этом очень прочный материал. Также природный камень износостоек, морозоустойчив и почти не впитывает влагу. Недостаток этого материала - относительная дороговизна.


Драгоценные и полудрагоценные камни - минералы , которые обладают красивым внешним видом (как правило, только после полировки или огранки) и при этом достаточно редки, а как следствие и дороги. Их широко используют для производства ювелирных изделий , собирают в коллекц иях , используют как банковские активы. Трудно отличимые на вид имитации большинства драгоценных камней изготавливаются искусственно, имитации или подделки многих драгоценных камней делались ещё во времена Древнего Рима (в наши дни такие синтетические камни и имитации самоцветов весьма популярны, так как стоят намного дешевле). В 1902 году французский химик М. А. Вернейль впервые получил и начал поставлять на мировой рынок синтетические рубины , а чуть позже синтетические сапфиры и синтетическую шпинель . Появление большого количества синтетических камней не снизило , а, наоборот, повысило значение и стоимость натуральных, природных самоцветов. Менее редкие минералы часто называют полудрагоценными.

Изучением драгоценных камней как минералов и поисками способов их точного распознавания от синтетических подделок занимается раздел мин ералогии , называемый гемм ология .

С развитием человеческого общества и освоением природы выявлялись все новые полезные свойства камня, ширилось его применение и усложнялась его история. Поэтому современная жизнь немыслима без камня.

1.4.Камни вокруг нас.

Галит.

Со многими минералами мы действительно имеем дело в повседневной жизни. И буквально каждый день - с самым жизненно важным, незаменимым минералом № 1 - обыкновенной поваренной (каменной) солью, галитом. Обычная соль, которую мы употребляем в пищу, - минерал, который геологи называют галит. Соль не только растворена в морской воде. Она встречается и в горах в виде кристаллов. Такая каменная соль и называется галит. Это единственный минерал, который можно употреблять в пищу. Название происходит от греческого «галлос» - морская соль. По цвету он преимущественно белый, бывает бесцветным. Иногда из-за примесей других минералов приобретает интенсивно синий или красный цвет.

Каменный уголь.

Этот камень я нашла во дворе у бабушки. Оказалось это жар-камень.

Этот горючий камень в огне раскаляется, красным пламенем наливается, горячим, как огонь становится и сам горит.

С давних пор жар-камень в домашнем очаге для человека тепло в стужу сберегал. Горючей силой своей, он машины двигать научился. Огненное тепло жар-камня люди научились в электричество превращать. Жар-камень, свет-камень, а на вид скромный темный камень, нипочем ни скажешь, что в нем столько тепла и света прячется. Это конечно – каменный уголь.

Откуда же он взялся? Все началось много, много лет назад, когда Земля была царством лесов и болот. Наступая на леса, болотная вода затапливала всю землю вокруг деревьев великанов, подмывала их корни и деревья погибали. И гиганты падали в мутную болотную жижу. За долгое время под землей накапливается толстый слой слежавшихся растений. То, что тысячи лет назад было могучей растительностью, превращается в бурую массу – торф. Сдавленный пластами земли, торф постепенно твердеет, каменеет и превращается в камень – бурый уголь. А если бурый уголь под землей очень сильно сдавливается, то постепенно превращается в черный каменный уголь, а потом в антрацит.

Кроме тепла и энергии каменный уголь подарил нам еще много различных подарков: пластмассовые игрушки, лекарственные и ароматические вещества, автомобильные шины , рыболовецкие сети, краски и лаки.

Вот такой он сильный, красивый и радужный, этот черный скромный камень, добытый из воздуха и света древними растениями. Разве ни чудо!.

Гранит.

Этот пестрый камень я нашла у дороги. В энциклопедии “Всемирная география” в руководстве для начинающего геолога я обнаружила своего незнакомца – это гранит.

Гранит! В самом этом слове слышится твердость и сила. А ведь название свое этот могучий камень получил от слова “зерно”. “Гранум” - так на древнем языке – латыни – звучат слова “зерно”, “зернышко”, “крупица”. От слова “гранум” и пошло название “гранит”.

Если вглядеться в отполированный гранит, то можно увидеть, что он весь словно составлен из каменных зерен. И они не только разные по цвету, они еще и разного вида. Гранит состоит в основном из трех камней – сверкающего кварца, темной слюды, цветастого полевого шпата. Больше всего в граните полевого шпата, он и придает ему цвет. Если шпат красноватый, то и гранит кажется нам красноватым, если шпат серый, то и гранит серый…

Гранит – это могучий строительный материал.
Мел.

На этот камень указала мне моя мама. Но ведь он совсем не похож на камень, удивилась я. С этим камнем каждый школьник знаком, мы пишем им на доске. Конечно же, это мел.

Жили когда-то в древнем море-океане маленькие существа-рачки, морские улитки и иной морской народец. Много ли их было в море-океане? А как в облаке капель. И у каждой капельки-улитки был свой собственный домик – раковинка. И весь океан этими живыми облаками был полон, как небо перед дождем.

И, правда, сыпался “дождь” из отживших свой срок ракушек на дно морское. Тысячи лет без перерыва продолжался ракушечный ливень. А вместе с ракушками опускались на дно скелеты разных морских существ, и панцири рачков, и обломки построек, которые делают мелкие морские жители. Все это перемешивается и слеживается под водой в самый настоящий камень – ракушечник. Прошло очень много лет, и там, где было морское дно, теперь суша. Ведь поверхность Земли все время в движении – поднимается, опускается, собирается в огромные складки…происходит это очень медленно. Много, много лет назад толстое ракушечное одеяло укрывало морское дно, а сегодня мы можем путешествовать по горам, которые сплошь состоят из белого камня – известняка.

На суше с этими морскими камнями-известняками за долгое время происходят разные изменения, и образуется наконец-то наш помощник мел.

Глина.

2. обращение к компьютеру,

3.наблюдение,

4.исследование образцов из коллекции.

^ План исследования был таким:


  1. Изучить происхождение камней, выявить свойства камней при помощи опытов и экспериментов, их применение в повседневной жизни человека.

  2. Узнать как можно пополнить коллекцию минералов.
Итак, что такое камень?

Камень это природный материал и горная порода, использующийся во многих областях промышленности, в том числе в строительстве.

С чего же начинается история камня?

По мнению ученых камням столько же лет, сколько нашей планете. Камень является составной частью земли и он неотделим от Земли.

У каждого камня есть свои особенные свойства, свое имя, свой состав, и облик. Сегодня известно около 3500 видов камней.

Природный камень - натуральный строительный материал. Люди его используют при облицовке зданий как изнутри, так и снаружи.

Драгоценные и полудрагоценные камни обладают красивым внешним видом, они достаточно редки и дороги. Их используют для производства ювелирных изделий , собирают в коллекциях , используют как банковские активы.

Со многими минералами мы имеем дело в повседневной жизни. И буквально каждый день.

Минерал № 1 - обыкновенная поваренная (каменная) соль, галит. Белого цвета. Используется в повседневной жизни для готовки пищи.

Минерал № 2. Мел. Однородный, мягкий, рыхлый, хорошо пишет на доске.

Минерал № 3.Каменный уголь . Черного цвета, однородный, твердый.Используется в изготовлении пластмассовых игрушек, лекарств, лаки и краски, в получении тепла и энергии.

Также я собрала 20 видов камней из серии журнала «Энергия камней». Вот они какие красивые, посмотрите. Теперь я вам хочу показать какими свойствами обладают эти камни .

Опыт № 1. Определение цвета и формы.

Вывод: камни по цвету и форме бывают разные.

Опыт № 2. Определение размера.

Вывод: камни бывают разных размеров.

Опыт № 3. Определение характера поверхности.

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

Вывод : поверхность камня имеет разные рисунки: Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д..

Опыт № 4. Определение веса камня.

Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.

Опыт № 5. Определение температуры.

Камни холодные. Кладем их на ладони, делаем вдох носом, а выдох через рот.

Вывод: камни холодные, но они быстро нагреваются.

Опыт № 6. Определение плотности (определяем при помощи губки)

Вывод: камни твердые, плотные.

Опыт № 7. Определение плавучести.

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

Проведя свое исследование, я установила, что :

Из камней, как из кирпичиков, состоит окружающий нас мир неживой природы;
- известно около 3500 видов камней;
- процесс образования камней происходит глубоко в недрах Земли;
- единственный минерал, который можно употреблять в пищу – галит, или поваренная соль;
- минералы широко применяются в строительстве и промышленности;
- искать минералы для коллекции можно везде!

На основе полученных мной данных можно сделать вывод, что наша жизнь без камней была бы значительно сложнее, мир камней не исследован до конца и таит в себе много загадок, прямо под ногами можно найти как известные науке минералы, так и открыть новые.
Мне очень интересны камни. Я буду продолжать собирать коллекцию камней.

Евгения Полякова
Проект «Удивительные камни»

Паспорт проекта

Программное содержание :

1. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома

2. Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями об объектах неживой природы (камнях , свойствами камней , их особенностями.

3. Учить детей проводить элементарную классификацию по размеру (большой, средний, маленький) ; поверхности (гладкая, ровная, шероховатая) ; температуре (теплый, холодный) ; весу (лёгкий, тяжелый, плавучести (тонет, не тонет в воде) .

4. Развить у детей умение пользоваться приборами - помощниками при проведении экспериментов (оборудование : сосуды для опытов, приборы - увеличительное стекло);

5. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира.

6. Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.

7. Воспитывать аккуратность в работе с материалом, уважительное отношение к товарищам и воспитателю.

Актуальность проекта

Огромное значение наряду с игровой деятельностью на протяжении всего дошкольного детства огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации играет познавательная деятельность – как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого. В процессе обучения задействованы все органы чувств ребенка. Для этого ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно возрастает.

Важность метода экспериментирования заключается в том, что дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе эксперимента, опытнической деятельности идет обогащение памяти дошкольника, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения; дети самостоятельно формулируют выводы.

Подобные знания являются осознанными и более прочными. Изучением потребностно-мотивационной стороны, предполагающей наличие у человека собственной активности в познании, занимались такие педагогические мыслители, как Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Берлайн Д. Е., Галимузова Л. Н., Князева О. Л. и др.

Вопросам операционно-техническим, подразумевающим наличие у субъекта определенных умений для выполнения той или иной деятельности, посвящены работы Князевой О. Л., Поддьякова Н. Н., Савинкова А. И.

Многими ведущими педагогами и психологами подчеркивается преимущество данного метода, но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко. В настоящее время вопрос технологии организации этого процесса, особенно в младшем дошкольном возрасте, изучен недостаточно.

Осознавая необходимость развития у детей активной познавательно - исследовательской деятельности, при принятии нами активной роли ребенка, одним из направлений моей работы в рамках программы является изучение особенностей детского экспериментирования с природным материалом и внедрения его в своей практической деятельности.

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость развития познавательных способностей детей посредством экспериментирования с природным материалом и с другой – отсутствие технологий организации этого процесса с детьми младшего дошкольного возраста привели к выбору темы проекта .

Цель проекта :

познакомить детей и миром камней , различными по форме и текстуре; учить группировать по размеру, цвету, форме; способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению

Задачи проекта :

Провести цикл опытов, экспериментов, занятий и мероприятий по теме;

Провести мониторинг детей по методике Л. Н. Прохоровой «Выбор деятельности»

Организовать фотовыставку опытов;

Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по «Организацией детского экспериментирования в домашних условиях» ;

Подготовить совместными усилиями детей и родителей «Уголок экспериментирования» ;

Провести заключительное мероприятие – занятие-экспериментирование «Письмо золотой рыбки» ;

Организовать мини-музей «Удивительные животные »

Участники проекта : дети, воспитатели, родители.

Необходимые материалы : камни , различные по форме, цвету, размеру; орехи, емкости, вода.

Предполагаемый продукт проекта :

выставка творческих работ детей «Удивительные животные » ;

Список литературы :

1. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой : пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1982.

2. Диагностика экологической воспитанности детей дошкольного возраста. Методические рекомендации. / Сост. Зебзеева В. А. - Оренбург, 2003.

3. Как знакомить дошкольников с природой : Пособие для воспитателей детского сада / Л. А. Каменева, А. К, Матвеева, Л. М. Маневцева и др. Под. ред. П. Г. Саморуковой. - М., 1983.

4. Николаева С. Н. Формирование экологической культуры. Старшая группа // Дошкольное воспитание. - 1996 - № 7-9.

5. Николаева Н. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М., 1999.

6. Николаева Н. Н. Общение с природой начинается с детства. - М., 1990.

7. Панько А. Е. Развитие познавательных процессов дошкольников. - Минск, 1984.

8. Ясвин В. А. Мир природы в мире игр. - М., 1998.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта ;

– подбор методической литературы для реализации проекта ;

работа с родителями (разработка) ;

Привлечение родителей к созданию уголка экспериментирования в группе;

– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе.

Основной этап-практический

– ознакомление детей с камнями (свойствами, характерными признаками) ;

Создание проблемной ситуации;

– проведение опытов, экспериментов;

проведение итогового занятия-экспериментирования;

ознакомление детей с художественными произведениями (сказки, пословицы, поговорки о камнях ) .

Заключительный этап

– создание мини-музея «Эти удивительные камни » ;

Создание поделок из камней «Удивительные животные » ;

Создание презентации для родителей к проведения родительского собрания

Создание фотовыставки опытов;

Анализ результатов проекта .

План работы :

Подготовительный этап

1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта .

2. Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.) .

3. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед.

5. Привлечение родителей к созданию уголка экспериментирования в группе.

Основной этап :

2-я половина дня :

1) Проблемная ситуация «Поросята хотят построить дом, чтобы спрятаться от волка. Из какого материала его лучше построить (песок, ветки, камень?»;

2) Развивающая игра «Умные камешки»

2-я половина дня :

1) Опыт «Камни . Тонет-не тонет» ; опыт на растворимость в воде песка и камня

2) Стихи, пословицы, поговорки о камнях

2-я половина дня :

1). Опыт «Определение формы, цвета, размера»

2). Занятие-экспериментирование «Письмо золотой рыбки» .

1-я половина дня :

1). Опыт «Определение характера поверхности»

2). Рассматривание камней через лупу

2-я половина дня :

1). Изготовление поделок из камня

2). Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце»

Заключительный этап :

1-я половина дня :

1). Создание фотовыставки опытов

2-я половина дня :

1). Создание мини-музея «Эти удивительные камни »

2-я половина дня :

1). Организация выставки поделок из камней «Удивительные животные »

Ключевые понятия :Камни , шероховатый, гладкий, тяжелый, тонет

Методическое обеспечение проекта

Ориентировочный план занятия «Письмо золотой рыбки»

Анкета для родителей «Отношение родителей к поисково-исследовательской деятельности детей»