Меню

Малыш 9 й месяц питание и развитие. Развитие новорожденного ребенка – девятый месяц жизни

Кухня

Развитие ребенка и уход за ним от рождения до трех лет Валерия Вячеславовна Фадеева

9-й месяц

Режим дня

В среднем малыш ест 5 раз в сутки каждые 4 часа.

Периоды бодрствования после кормления составляют 2–2,5 часа.

Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 2–3 раза. Если вы поздно уложите малыша на дневной сон, не удивляйтесь, что вечером он долго не сможет заснуть. Укладывать ребенка лучше спустя 30 минут после еды. Промежуток между окончанием второго дневного сна и началом ночного отдыха должен быть не менее 4 часов.

Помните о прогулках.

Прогулки

Ваш 8-9-месячный исследователь дома уже завоевал право на свободное передвижение и ждет того же и на улице. Наверное, стоит ему иногда это позволить. Многие дети в этом возрасте не желают сидеть в коляске во время прогулки. Поэтому все, что от вас требуется – обеспечить комфорт и безопасность ребенка. Запаситесь влажными салфетками и плотными штанишками для защиты коленок. Не ругайте малыша и не расстраивайтесь, если одежда испачкается. Зато сколько открытий сможет сделать ваш ребенок!

Вас тоже ждет сюрприз. Наверняка, вы удивитесь скорости, с которой ваше чадо способно передвигаться.

Если у вас есть возможность, вывезите ребенка на природу. Польза от этого будет огромная. Малыш прекрасно натренирует маленькие ручки, когда будет трогать чистый песочек, собирать в ведерко сосновые шишки и веточки, бросать камешки в речку.

Яркие впечатления и новые ощущения – прекрасный стимул для развития мозга. Замечено, что смена обстановки сопровождается скачком в развитии ребенка.

Заботы и дела для родителей

Сейчас крохе очень нравится быть в центре внимания. Сидя на своем высоком стульчике, он активно общается со всеми членами семьи. Однако ребенок должен иметь «свои» часы, когда он будет играть один.

Ребенка увлекает мир тихих звуков, а громкие его пока пугают. Ему интересно, что это там тикает на полке? А что шуршит у мамы в руках?

Смастерите для малыша погремушку из пластиковой бутылки, внутрь которой насыпьте песок или горох.

Общение с малышом

В возрасте 9-14 месяцев ребенок использует много жестов-знаков. Причем одни он изобретает сам, они индивидуальны, а другие характерны для большинства детей и их легко понять и узнать (такие жесты – «подражательные», так как они представляют собой простое подражание, имитацию движения, ассоциирующегося с услышанным словом или фразой).

В следующей таблице вы найдете основные подражательные жесты, к которым прибегают дети. Наблюдайте за своим малышом, делает ли он их, и записывайте те варианты, которые он изобрел сам.

Дети, еще не знающие даже 7 слов, обладают «словарем», который насчитывает до 70 осмысленных жестов.

Дело в том, что у них когнитивные и языковые способности развиты гораздо сильнее, чем собственно речевые, т. е. они понимают и знают гораздо больше, чем способны произнести. Обучение детей языку жестов помогает им лучше продвинуться в освоении грамматики и синтаксиса (в частности, освоить использование прошедшего и настоящего времен), да и языка в целом.

Процесс обучения обязательно должен протекать естественно. Например, если ребенок смотрит на танцующих детей, просто скажите ему слово «танец» и сопроводите его соответствующим жестом. Переверните одну руку ладонью вверх и указательным и средним пальцами другой изобразите на ней танцующие ножки. Дети быстро усваивают ассоциацию между жестом и словом, если показать им то или иное понятие на наглядном примере.

Детские игрушки

Резиновый мяч , который можно пинать ногами. Игра в «футбол» разовьет мышцы ног и координацию движений вашего малыша. Укрепите мяч «в ногах» кроватки, и малыш с большим удовольствием будет его пинать.

Игрушечный молоток. С его помощью ребенок будет развивать зрительно-моторную координацию, укреплять мышцы рук.

Покажите малышу, как стучать пластмассовым молоточком по крышкам от кастрюль, пустым металлическим банкам из-под кофе, пластмассовым бутылкам.

Мешочки или тряпичные мячи, сшитые из различных тканей и наполненные крупами (горох, бобы, гречка, фасоль), развивают мелкую моторику и тактильную (кожную) чувствительность, так как предоставляют возможность для исследования, хватания, бросания и т. д. Вы можете купить готовые мягкие игрушки с «крупяным» наполнителем ли сшить их сами. Данный текст является ознакомительным фрагментом.

ШЕСТОЙ МЕСЯЦ В конце шестого месяца беременности у развивающегося ребенка заметны пальцы рук и ног, отделяются веки и открываются глаза. Его рост уже около 33 см, вес – 910 г (рис. 13). Кожа у него блестящая и содержит немного жира в подкожной ткани. В случае преждевременных

ВОСЬМОЙ МЕСЯЦ В конце восьмого месяца ребенок может видеть и слышать. Почти все системы его организма (кроме легких) хорошо развиты. Особенно интенсивно в этот период растет мозг. В этом сроке беременности длина тела ребенка составляет примерно 45 см, вес – 2500 г. В случае

ДЕВЯТЫЙ МЕСЯЦ К концу девятого месяца беременности ребенок уже полностью сформировался. Он весит более 3 кг, имеет длину тела около 50 см, должен лежать головкой вниз и меньше двигаться, так как ему уже не хватает места в матке (рис. 16). Если по результатам анализов или

Девятый месяц К этому времени ребенок занимает правильное положение, поворачиваясь головкой к выходу из родовых путей. Он прибавляет около 5 см роста и примерно 1 кг веса. Теперь он занимает так много места в матке, что ему почти негде двигаться и его активность заметно

Дитя в 1 месяц Кормление. Ест он шесть раз в сутки, из них раз, а то и два раза ночью. Часы кормления становятся всё более постоянными. Те, что ночью понемногу отодвигаются к утру. Количество выпитого молока не постоянно.Движения. Во сне руки и ноги всё ещё согнуты. Спит на

1-й месяц Первое обследование новорожденногоРебенок в первые часы своей самостоятельной жизни испытывает сильнейший шок. После 9-месячного пребывания в раю – теплом, укромном, надежном месте – в животе матери, появляясь на свет, он сразу попадает совершенно в другой мир.

3-й месяц Режим дня?В среднем ребенок ест 6 раз в сутки каждые 3,5 часа (если вы кормите малыша грудью по требованию, то возможно и больше в зависимости от желаний крохи).?Периоды бодрствования после кормления составляют 1–2 часа. Сон после бодрствования – 1,5–2 часа. Днем

4-й месяц Режим дня?В среднем ребенок кушает 6 раз в сутки каждые 3,5 часа (если вы кормите грудью по требованию, то больше).?Периоды бодрствования после кормления составляют 1–2 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 4 раза.?Помните о прогулках.Заботы

5-й месяц Режим дня?В среднем малыш питается 5 раз в сутки каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 1,5–2 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа (3 раза в день). Малыш подрастает, и его дневной сон становится более чутким. Это не значит, что

6-й месяц Режим дня?В среднем ребенок ест 5 раз в сутки каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 1,5–2 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 2 раза.?Массаж и гимнастику лучше проводить в период второго бодрствования.?Помните о

7-й месяц Режим дня?В среднем малыш ест 5 раз в сутки каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 1,5–2 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 3 раза.?Массаж и гимнастику проводите, как и ранее, в период второго бодрствования.

8-й месяц Режим дня?В среднем малыш ест 5 раз в день каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 1,5–2 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 3 раза. Очень важно соблюдать режим дня, так как его нарушение может привести к разладу.

9-й месяц Режим дня?В среднем малыш ест 5 раз в сутки каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 2–2,5 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 2–3 раза. Если вы поздно уложите малыша на дневной сон, не удивляйтесь, что вечером он

10-й месяц Режим дня?В среднем малыш ест 5 раз в сутки каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 2–2,5 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок по-прежнему спит 2–3 раза.?Проводите гимнастику во второй период бодрствования примерно

11-й месяц Режим дня?В среднем малыш ест 5 раз в сутки каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 2–2,5 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 2 раза (некоторые детки переходят на один дневной сон).?Помните о прогулках.Заботы и

12-й месяц Режим дня?В среднем малыш ест 5 раз каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 2–2,5 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 2 раза (некоторые детки переходят на один дневной сон).?Помните о прогулках.Заботы и дела для

Теперь головка плода находится в тазе матери, живот опускаетсяТак ребенок готовится к появлению на светВ большинстве случаев плод в эти недели поворачивается и занимает наилучшее исходное положение для рождения (его голова «соскальзывает» в таз матери). Тем самым давление на сердце и желудок беременной несколько ослабевает, дышать снова становится легче. Последние недели перед родами являются для ребенка как бы генеральной репетицией, поскольку все, что ему надо уметь при рождении, он уже «репетирует» в утробе матери: Ребенок делает дыхательные движения. Околоплодная жидкость, которая попадает при этом в его легкие, при прохождении ребенка через родовые пути «выжимается» из них. Ребенок тренирует желудок, почки и мочевой пузырь, ежедневно выпивая и снова выделяя до трех литров околоплодной жидкости. Ребенок сосет большой палец, развивая тем самым сосательный рефлекс. Двигая ножками, ребенок массирует свою кожу о стенки матки, которые к этому времени прилегают к нему довольно тесно. Так ребенок готовится к нагрузкам, которым он подвергнется при родах. Ребенок закрывает и открывает веки, тренируя соответствующие мускулы. Таким образом, новорожденный сможет сразу реагировать на свет. Даже резкая смена температуры уже не застанет ребенка врасплох: у него еще раз произошло образование солидных жировых подушек, что позволит в первые дни легче приспособиться к разности температур.К концу беременности спина подвергается особым нагрузкам, под воздействием веса ребенка меняется осанка. Облегчение приносят следующие два упражнения: 1) лежа на полу, попеременно одну ногу поднимать вверх, а другую притягивать поближе к телу (срото слева) - это тренирует также мускулатуру живота; 2) упругий мяч прижать спиной к стене, катать его круговыми движениями влево-вправо, вверх-вниз (фото справа).

Ночные проблемы

К концу беременности многие женщины никак не могут спать, не просыпаясь, всю ночь. Им трудно найти удобное положение хотя бы на полчаса. Живот все время как бы мешает. Беременной не следует слишком долго лежать на спине, потому что это может затруднить кровоток и стать дополнительной нагрузкой на кровообращение. Лучше занять положение на боку и подложить под ногу, лежащую сверху, подушку в области колена.Совет на случай бессонных ночей: не предавайтесь долгим размышлениям, лучше займите себя чем-нибудь (кроссворд, книга, журнал, ручная работа). Может быть, перейти от мыслей о предстоящих родах ко сну помогут упражнения на расслабление мышц или дыхательные упражнения. Если же будущая мать никак не может спать ночью, то следует отдыхать и расслабляться днем, чтобы копить силы для родов.

Снабжение ребёнка через плаценту

Теперь профилактический осмотр должен проводиться как минимум каждые две недели. Врач проверяет, по-прежнему ли достаточно снабжение ребенка через плаценту, нет ли отклонений в его развитии. Это позволяет установить так называемая сонография Допплера. С помощью узльтразвука измеряется кровоток в плаценте и пуповине. Врач наблюдает, нет ли пороков в развитии плода. Не исключено, что при функциональных расстройствах сердца или почек ребенка можно лечить еще в утробе матери. Или можно подготовиться к послеродовой операции. Врач контролирует также место прикрепления плаценты, проверяет, например, не перекрывает ли она полностью или хотя бы частично родовые пути. В этом случае может возникнуть необходимость в кесаревом сечении.

Важно для работающих

Во время дородового отпуска будущая мать может оставаться на работе только по ее личному настоятельному желанию, причем она может в любое время передумать и остаться дома. В послеродовом отпуске женщина не должна работать.Что надо сделать на девятом месяце: два профилактических осмотра; выбрать родильный дом и записаться.Для работающих: взять для работодателя врачебное свидетельство о сроке родов.

В возрасте 9-ти месяцев ребенок уже начинает очень активно исследовать весь дом. Передвигаться ему с каждым днем становится все легче и комфортнее, а значит и родителям за крохой нужен глаз да глаз ежесекундно! Поэтому мамам и папам рекомендуется тщательно подготовиться к такому поведению детей и внимательнейшим образом проверить все окружающие предметы на потенциальную опасность. А также следует спрятать все бьющиеся и легкодоступные дорогие вещи, чтобы ребенок их случайно не испортил и не повредился сам.

Еще можно позаботиться о том, чтобы в каждой комнате для крохи были какие-то забавы под рукой. Если вы оказались в кухне или в зале, не следует бежать в детскую за игрушками. Подготовьте заранее какие-нибудь корзинки с интересными предметами, чтобы кроху можно было занять чем-то в любой момент, а не бегать в поисках игрушек по квартире.

Позволяйте крохе самому начинать новую игру. Для этого можете в некоторых местах (на полу или на нижних полках) по дому расставить корзинки с предметами. К примеру, это могут быть бигуди, деревянные ложки и тарелки, старые кассеты, брелок от ключей и т.д. Такие новые игрушки вызовут интерес у малыша и займут его на некоторое время.

Играем и развиваемся!

Все, что звенит, стучит и шумит. Детки в любом возрасте любят различные шумные игрушки, будь то колокольчики, барабанчики, пищалки и т.д. У родителей, конечно, не всегда есть силы выдержать такие звуковые атаки, но если есть желание порадовать кроху - можете совместно поиграть с ним в такой вот оркестр!

Развиваем тактильные ощущения. Сложите в коробочку ткани и предметы разной текстуры, как например, кусочек меха, шелка, картона, клеенки, линолеума, пластика и т.д. Пускай ребенок во время игры учится различать разные предметы на ощупь.

Как правильно? Возьмите несколько игрушек, которые легко переворачиваются и поставьте их перед крохой вверх ногами. Смотрите, сможет ли малыш самостоятельно поставить игрушки в правильное положение. Если он пока еще не очень понимает что к чему, можете ему помочь. И в скором времени он сам будет определять, где у вещей верх, а где - низ.

Липучки и наклейки. Поиграйте с малышом липучками и наклейками. Есть такие цветные кусочки для ценников, их не больно отрывать, если они приклеятся к телу. Цепляйте такие цветные штучки на малыша, а он пусть цепляет на вас. Затем все снимайте в обратном порядке! Кроха также может их расклеить по дому или на свои игрушки!

Головные уборы. Посадите ребенка перед зеркалом и дайте какой-нибудь головной убор. Лучше всего, если это будет какая-нибудь шляпа или панама причудливой формы. Покажите крохе как ее одевать и снимать. Затем проследите сами, как он ведет себя в этом процессе перед зеркалом.

Развиваем координацию!

Игры с мячиком. Сядьте на пол и катайте друг другу небольшой мячик. Если у крохи плохо получается, покажите, как правильно его толкать. Можете также попросить малыша, чтобы он его вам принес. Для этой цели лучше использовать маленький и мягкий мячик, который удобно брать в ручки.

Собираем пирамидку. Покажите ребенку, как надевать специальные кольца на стержень и делать пирамидку. Детям очень нравится собирать предметы, потом их рассыпать и снова собирать.

Перевернутые предметы. Переверните кастрюлю или миску средних размеров вверх дном и поставьте перед крохой. Пускай попытается поставить ее в нужное положение. Можно также дать несколько других предметов, чтобы малыш их сложил в емкость.

Изучаем предметы. Положите перед ребенком три разных предмета и произнесите их названия, указывая на соответствующий предмет, например: мячик, собачка, ложка. Далее назовите один предмет и попросите кроху дать его вам, например: «Дай мне ложку». Если кроха успешно справится с заданием, изобразите бурный восторг и похвалите его!

Развиваемся во время повседневных дел.

Поймай меня, если сможешь. В этом возрасте родителям приходится играть с крохой в новую игру - «Поймай меня, если сможешь!». Если вам нужно переодеть малыша, а он постоянно от вас норовит убежать, старайтесь превратить весь процесс в веселую забаву и ни в коем случае не злитесь, и не ругайте ребенка! Несколько раз поймайте его за ножки и потяните к себе со словами: «Вот я тебя и поймала». После такой игры ребенок вскоре устанет и вам уже будет легче его переодеть.

Мягкие щеточки. Чтобы немного отвлечь внимание крохи, вы можете дать ему поиграть своей щеточкой, пуховкой или спонжиком для косметики (важно чтобы они были чистыми). Покажите крохе, как можно таким предметом касаться к животику, ручкам и ножкам. Как правило, такие вещи очень приятны на ощупь, и крохе будут в радость их прикосновения.

Коза рогатая или паучок. Поводите крохе по животику, ручкам и ножкам ребенка своими пальчиками, изображая веселого паучка или козу рогатую. Можно проговаривать: «Идет коза рогатая, за малыми ребятами, забодаю, забодаю, забодаю!». Малыш во время таких забав будет заливаться веселым смехом!

Имитируем взрослых. Когда ребенок с вами находится на кухне, можете дать ему небольшую кастрюльку, ложечку, немного водички и какой-нибудь крупы. Пусть он повторяет ваши действия и тоже «готовит кушать». Если ему надоест «готовить кушать», он может использовать предметы в качестве барабана. Не ругайте за это кроху, а также за рассыпанные и разбросанные кухонные принадлежности.

Самостоятельно моемся! Дайте ребеночку небольшую веселую мочалочку, и пусть он сам попытается себя помыть. Также пусть попробует самостоятельно вытираться полотенечком. У него еще очень неумело получается, но с маминой помощью со временем будет получаться все лучше и лучше!

Попрыгунчик! На прогулке детки очень любят прыгать через ямки, когда взрослые с обеих сторон держат их за ручки. Договоритесь с крохой, что он будет прыгать после условного знака, например, после «Оп!». Это поможет избежать непредсказуемых прыжков малыша, а также способствует запоминанию и пониманию определенных условностей. К тому же крохе нравится, когда он понимает значение слов и выражений!

Читаем. Старайтесь уделять время на чтение книг. Это очень важный элемент в развитии малыша. После активных игр прилягте вместе на диванчик и откройте яркую веселую книжечку. Читайте текст, а также рассказывайте о картинках, говорите названия предметов, животных, растений. Спокойно проведенное вместе время благотворно скажется как на крохе, так и на маме.

Потанцуйте перед сном. Поставьте спокойную музыку перед сном и немного потанцуйте с малышом. Можете медленно покружить его. Нежные и теплые объятия и прикосновения будут успокаивающим благоприятным фактором перед сном для вашего малыша.

  • поощряйте самостоятельные игры малыша. Именно играя, ребенок проверяет приобретенные навыки и обретает уверенность в своих физических возможностях. Самостоятельная деятельность является основой для развития творческих способностей и фантазии ребенка. Но сначала покажите малышу, как обращаться с той или иной игрушкой. Вам придется сделать это несколько раз, пока ребенок усвоит. А потом пусть он играет сам. При этом не стоит ребенку одновременно давать больше двух игрушек — обилие игрушек рассеивает его внимание. Как выбрать игрушку читайте здесь.;
  • изучая все вокруг, малыш активно перемещается по квартире. Но в тоже время он боится оставаться один. Некоторым малышам важно непременно видеть маму, другим — достаточно слышать ее голос. Но всем детям без исключения очень нужно в случае опасности — прижаться к родному телу. Чувствуя себя в безопасности и ощущая вашу поддержку, малыш быстрее преодолевает страх одиночества. Такое последовательное родительское поведение имеет и отдаленные положительные эффекты. У внимательных и заботливых родителей дети чувствуют, что любимы, поэтому более уверены в своих силах и легче адаптируются в обществе.
  • если вы наметили выход на работу, то не пытайтесь 8-9-ти месячного кроху сразу оставить на незнакомого человека — это может стать серьезным стрессом для него. Вам следует не меньше чем за две недели познакомить малыша с вашим помощником и поначалу проводить много времени вместе. Постепенно малыш привыкнет к новому человеку и научится ему доверять, и вы сможете оставить их наедине.
  • если родители малыша большую часть времени проводят на работе, то особенно важно, чтобы человек, ухаживающий за ним, постоянно напоминал ему о любви, которую испытывают к нему родители, и предупреждал об их приходе.

Ученые из Техасского Университета обнаружили, что маленькие дети, чьи мамы выходят на работу до исполнения ребенку одного года, нисколько не отличаются в своем умственном и социальном развитии от детей, с которыми мамы проводят все свое время. Немало психологов утверждает, что выход матери на работу отрицательно влияет на психику ребенка и материнские чувства женщины. Данные исследования не подтвердили такие опасения. Хотя работающие матери проводят с ребенком меньше времени, им удается компенсировать это: вечером после работы и в выходные дни они максимально стараются уделять внимание ребенку и меньше времени тратить на домашнюю работу. Так же доказано, что ребенок испытывает меньший стресс при выходе мамы на работу, если сохраняется грудное вскармливание.

Aletha C. Huston, проводившая исследование, говорит: «На отношения матери и ребенка больше всего влияют характер и убеждения матери, атмосфера в семье. Количество времени, которое работающая мать уделяет ребенку — не самый важный фактор. Почти всем матерям удается проводить с ребенком столько времени, сколько необходимо для его нормального развития».

Этот возрастной этап - важный рубеж в жизни ребенка: заканчивается третий триместр первого года жизни. Деление года на триместры или четверти не случайно. Каждые три месяца - от рождения до трех, от трех до шести, от шести до девяти и от девяти до двенадцати - организм как бы одолевает очередную ступень развития. К концу третьей четверти года главная особенность этой ступени - так называемая вертикализация, т.е. умение стоять у опоры (барьер манежа, перильца кроватки), многие малыши пробуют и передвигаться - переступать вдоль опоры.
Если ваш ребенок еще не встает на ножки, но активно передвигается на четвереньках - ничего страшного, он может встать и на следующем месяце. Если же малыш предпочитает сидеть, ползать не любит, посоветуйтесь с врачом. Возможно, врач, не найдя у ребенка никаких признаков заболевании, объяснит вам, что ваш малыш - из разряда флегматиков, которых надо активизировать, учить вставать и активно тянуться за игрушкой, выполнять соответствующие гимнастические упражнения.
На девятом месяце интенсивно развивается активная речь. Появляется первый осмысленный лепет. "Ма-ма", "ба-ба", - лепечет малыш, увидав маму или бабушку. Но, конечно, такие успехи делают дети, с которыми занимаются. Ласково, терпеливо называйте малышу хорошо знакомые предметы, людей, учите по вашей просьбе подать игрушку, платочек, протянуть ручку, дети этого возраста охотно откликаются на предложение поиграть в "ладушки", "прятки" (поищи куклу), знают свое имя и поворачивают голову, если к ним обращаются по имени.
Очень важный момент - совершенствование тонких движений кистей рук (если с малышом занимаются!). У ребенка должны быть пирамидки из 4-6 колечек, мисочки или коробочки, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные пластмассовые кубики, органчик-вертушка, из которого можно извлекать звуки. Все эти игрушки побуждают ребенка к действию.
К концу месяца во время кормления ребенку можно дать в руки чайную ложку. Вложите ее в правую ручку, а в левую можно дать кусочек подсушенного хлеба или печенья. Суп ребенок пока еще не сможет есть сам - начинайте с каши или пюре. Малыш первым делом попробует стучать ложкой по столу, по тарелке. Спокойно остановите его, покажите, что ложка предназначена для более интересного дела - ею можно брать из тарелки еду и отправлять в рот. Вначале малыш будет пачкаться, ронять кашу на стол - это не страшно. Замечено, что дети, рано приученные пользоваться ложкой, раньше начинают говорить и лучше произносят "трудные" звуки ("р", "ш") - умение пользоваться ложкой, так же как и действия пальчиков, стимулирует развитие речевых зон коры головного мозга. Надо вырабатывать у малыша и первые навыки поведения за столом, формировать привычку к порядку. Не советуем кормить его за общим столом, когда едят взрослые. Это возбуждает и отвлекает ребенка.
Рацион питания ребенка остается в основном прежним. Если у малыша нет диатеза, можно раз-два в неделю заменять мясо нежирной рыбой, например треской. Овощи уже не протирайте, а разминайте вилкой. Если ваш ребенок до этого возраста питался преимущественно консервированными овощными и фруктовыми пюре, готовыми (инстантными) кашами быстрого приготовления, начинайте постепенно вводить блюда, которые вы готовите сами, - позднее будет сложно отучить его от слишком нежной пищи.
Обычно к третьей четверти года у мамы уменьшается количество грудного молока. В теплое время года, когда высока вероятность кишечных инфекций, желательно сохранить хотя бы два кормления грудью - утреннее и вечернее. Если же это не удается, замените адаптированной смесью или кефиром сначала утреннее кормление, а через 7-10 дней - и вечернее. Если же молока у мамы достаточно, желательно давать ребенку грудь 2-3 раза в сутки до достижения им 1 года - 1 года 2-3 месяцев, разумеется, сочетая грудное молоко с необходимыми ребенку по возрасту продуктами.
До конца девятого месяца режим дня ребенка остается прежним, т.е. рекомендуется, чтобы днем он спал три раза. Но все дети - разные; ослабленным, утомляемым детям три дневных сна необходимы иногда и за пределами девятого месяца, а вот уравновешенных, спокойных детей к концу этого месяца уже можно перевести и на 2 дневных сна, т.е. увеличивается бодрствование, последовательность основных событий жизни ребенка становится такой: сон - бодрствование - кормление - бодрствование. Который из снов отменить, вам подскажет сам ребенок, но это должно быть в первой половине дня, а не во второй. На девятом месяце несколько более затруднительной становится прогулка - ведь ребенок еще не ходит, но уже не хочет (и не должен) долго сидеть, допустимо пользоваться прогулочной коляской, но долго оставаться в ней ребенку вредно - это нарушает формирование осанки, затрудняет кровообращение и дыхание. В такой коляске удобно довезти малыша до сквера или парка, а там уже можно то брать его на руки, то дать постоять, держась за коляску, то повозить его в ней.
В этом возрасте все более заметными становятся индивидуальные различия детей (например, у малышей из двоен или троен). Вес тела у вполне здоровых детей может колебаться от 8 до 10 кг, рост - от 70 до 75 см. Большой родничок уже может быть почти закрыт, а может еще иметь размеры до 1,5х1,5 см. И то и другое - норма.