Меню

Консультация для родителей «Как воспитать из ребенка читателя. Метод неграмотной татарской женщины

Жизнь

Как же воспитать читателя? Как привить любовь к книгам? Прежде всего скажу, что любовь нельзя привить, она просто может случиться или нет. А интересом можно заразить. Но только в том случае, если книги — часть и вашей жизни. Поэтому советы такие:
1. Если вам кажется, что нужно читать сказки Пушкина, но вам, родителю, они не понятны, не интересны, то не нужно сказок Пушкина. Читайте детям те книги, которые интересны и вам. Пусть это будет хоть инструкция для стиральной машинки. Пусть это будет что-то по физике. Пусть это будет справочник садовода. Если вы этим увлечены, ребенок почувствует ваш настрой, увидит как горят ваши глаза, будет стараться понять, что же здесь такого, что так маму или папу зацепило.

А тон вашего голоса, тембр, ритм речи — все будет направлено на то, чтобы увлечь малыша, заразить своей любовью. Только тогда он почувствует истинный интерес, увидит, какое удовольствие доставляет чтение и познание, а это прекрасный опыт.
2. Не делайте из чтения обязанность. Читать «не надо». Если для вас чтение — обязанность, если вы не чувствуете удовольствия, читая, а делаете это лишь для ребенка, то и для него это станет обязанностью, чем-то скучным.
3. Ответьте себе на вопрос: зачем я читаю? Зачем моему ребенку нужно читать книги? Нет такой цели: читать книги. Книги читают для чего-то. Если вам просто нужна информация, то ее можно получить очень разными способами, не обязательно читать. Если для вас чтение — это удовольствие, обучение, читайте вместе с ребенком.
Чтобы хорошо учиться, кстати, тоже не обязательно читать. Некрасивая правда состоит в том, что школа часто не способствует любви к литературе, но требует ее знания ради отметки. Это логично, что дети подстраиваются под эту кривую систему, читая краткое содержание и скачивая сочинения из интернета.
Если вы хотите подарить ребенку возможность получать удовольствие от чтения, покажите почему это любите вы. Покажите, что можно узнать из книг, как это может пригодиться, что это за инструмент такой — книга, для чего он. И этого будет достаточно.
4. Начинайте знакомить ребенка с книгами с самого раннего возраста. И не прекращайте читать вместе, как только он научится читать. Наоборот, как только это произойдет очень важно, чтобы вы читали ему много. Иначе чтение грозит быстро превратиться только в неподъемный труд. Ведь у него вначале будет получаться не слишком бегло, смысл ускользать, а в школе к чтению добавится новый минус — за чтение оценивают, читательские способности сравнивают. А куда же уходит удовольствие? Вот тут и происходит поломка у многих детей. Читайте со школьниками просто так, не требуя анализа текста, не задавая вопросов. Просто читайте вместе. Через какое-то время пробудится его естественная потребность читать самому.
5. Читайте только книги по возрасту и в соответствии с уровнем восприятия вашего ребенка. Если ваши друзья уже прочли с трехлеткой муми-троллей, а вы еще нет, не нужно соревноваться или считать своего ребенка отсталым.
6. Следуйте за способом чтения своего ребенка. Не стремитесь при совместном чтении закончить книгу во что бы то ни стало. Часто дети прерывают чтение вопросами, комментариями. Иногда история пробуждает в них какие-то воспоминания и им не терпится это тут же обсудить. Постарайтесь не раздражаться на это, не ругать ребенка за неусидчивость, не расстраиваться и не навешивать ярлыков «мой ребенок не любит читать». Наоборот, это говорит о том, что книга сделала свое дело — связала вас общей темой, пробудила в ребенке мысль и творчество. Некоторые дети (у меня такая дочь) во время чтения могут предложить: «Теперь я тебе буду читать». При этом читать они могут не уметь, но самозабвенно будут рассказывать вам разные истории, перелистывая страницы. Это тоже хорошо. Впрочем, если ваш ребенок всего этого не делает, это не означает, что книга ему бесполезна.
7. Обсуждайте прочитанное. Отвечайте на вопросы во время чтения и обсуждайте происходящее в книге. Например, так: «Как тебе кажется, почему Бенни забрал у братика соску и убежал?» В то же время не нужно устраивать допрос (особенно со школьниками осторожнее). Если видите, что ребенку сложно и не интересно такое общение, не настаивайте. Пусть это будет его тайной, что он понял в книге и какое впечатление она на него произвела. Если вам обоим интересно, то вы читаете «даром».
8. Не учите ребенка читать раньше, чем у него появится потребность в этом, возникнет интерес к буквам и словам. Это может отбить у него охоту к чтению в будущем. Естественная потребность читать у детей проявляется около 5-6 лет. Интерес к буквам не означает, что ребенок готов.
9. Говорите с ребенком. Обсуждайте ваш день, слушайте, что рассказывает он. Устная речь развивает мастерство рассказчика, ребенок сам становится сочинителем историй, а уж потом заинтересовывается тем, как это делают другие — писатели.
Слушайте ребенка внимательно, обращайтесь к нему в разговоре, обсуждайте с ним что-то, а не просто «воспитывайте» и давайте указания.
Основой успешного обучения чтению является хороший словарный запас, а он формируется благодаря разговорам. Он зависит от словарного запаса вашей семьи, круга общения ребенка, от тех книг, которые вы читаете вместе. к тому же, когда ребенок столкнется с большой литературой, чем меньше непонятных слов для него там будет, тем с большей вероятностью он втянется в книгу.
10. Помните, чтение — это удовольствие, а не работа. Все, что нужно родителю — это поддержать природный энтузиазм, не делать из чтения наказание, а из телевизора или планшета награду.




Формы работы с книгой: Рекомендательный список литературы для сверстников Участие в общешкольных мероприятиях Интеллектуальные игры Конкурс сочинений о чтении, книге и библиотеке Реклама книги Презентация книги Неделя детской книги Аннотация на книгу «Уроки громкого чтения» «Уроки тихого чтения»


Кто такой талантливый читатель? -умеющий самостоятельно выбрать книгу; -умеющий составить список произведений по определенной теме и найти их; -умеющий пользоваться справочным аппаратом библиотеки. Талантливый -это творческий, читатель владеющий привычкой и навыками систематического, целенаправленного чтения. Слагаемые талантливого читателя: эстетическое наслаждение чтением, любовь к чтению, радость чтения, способность эстетического восприятия высокий литературный вкус. Кто такой талантливый читатель? -умеющий самостоятельно выбрать книгу; -умеющий составить список произведений по определенной теме и найти их; -умеющий пользоваться справочным аппаратом библиотеки. Талантливый -это творческий, читатель владеющий привычкой и навыками систематического, целенаправленного чтения. Слагаемые талантливого читателя: эстетическое наслаждение чтением, любовь к чтению, радость чтения, способность эстетического восприятия высокий литературный вкус.



Методы работы учащихся с произведениями: -конспектирование; -цитирование; -выписки; -пользование словарями; -пользование справочниками; Методы работы учащихся с произведениями: -конспектирование; -цитирование; -выписки; -пользование словарями; -пользование справочниками;


Воспитание у учащихся потребности чтения на уроках: -Умение осмысливать прочитанное; -формулировать собственное отношение устно или письменно; -вести записи о прочитанном в различной форме: дневника, отзыва, обсуждения прочитанного в переписке с друзьями; -подготовка докладов, сообщений, рефератов, презентаций. Воспитание у учащихся потребности чтения на уроках: -Умение осмысливать прочитанное; -формулировать собственное отношение устно или письменно; -вести записи о прочитанном в различной форме: дневника, отзыва, обсуждения прочитанного в переписке с друзьями; -подготовка докладов, сообщений, рефератов, презентаций.








Книги каких авторов читают учащиеся начальной школы: Н.Носова, В.Драгунского, Д.Дефо, Р.Киплинга, Г.Остера, про динозавров (мальчики) и про фей (девочки). А также журналы о животных («Миша», «Юный натуралист», «Отчего и почему?») и развлекательные журналы. Книги каких авторов читают учащиеся начальной школы: Н.Носова, В.Драгунского, Д.Дефо, Р.Киплинга, Г.Остера, про динозавров (мальчики) и про фей (девочки). А также журналы о животных («Миша», «Юный натуралист», «Отчего и почему?») и развлекательные журналы.


Список чтения детей и подростков: 1.Книги по школьной программе. 2.Сказки – у младших; «фэнтези» – у более старших. 3.Приключения. 4.Ужастики. 5.Детективы. 6.Книги о природе и животных. 7.Комиксы и журналы. Список чтения детей и подростков: 1.Книги по школьной программе. 2.Сказки – у младших; «фэнтези» – у более старших. 3.Приключения. 4.Ужастики. 5.Детективы. 6.Книги о природе и животных. 7.Комиксы и журналы.


Воспитание учащихся через мероприятия: -Знакомство с библиотекой (1 класс) -КВН по сказкам К. И. Чуковского -Библиотечный урок « Структура книги» (3 класс» -Неделя русского языка и литературы -Неделя истории -Неделя биологии и обществознания -День Учителя -Осенний калейдоскоп -Новый год -Библиотечный урок «Получите письмо» -КВН по русским народным сказкам -День Победы (встреча с ветеранами) и др. Воспитание учащихся через мероприятия: -Знакомство с библиотекой (1 класс) -КВН по сказкам К. И. Чуковского -Библиотечный урок « Структура книги» (3 класс» -Неделя русского языка и литературы -Неделя истории -Неделя биологии и обществознания -День Учителя -Осенний калейдоскоп -Новый год -Библиотечный урок «Получите письмо» -КВН по русским народным сказкам -День Победы (встреча с ветеранами) и др.



Что мы имеем для работы с читателями: -Художественная литература - 90% -Методическая литература -30% -Отраслевая литература -40% -Справочная литература -10% Что мы имеем для работы с читателями: -Художественная литература - 90% -Методическая литература -30% -Отраслевая литература -40% -Справочная литература -10%





Все мы должны приобщать подрастающее поколение к чтению, т.к. именно оно позволяет человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатому наследию мировой и национальной культуры, что будет способствовать развитию внутреннего мира человека. Все мы должны приобщать подрастающее поколение к чтению, т.к. именно оно позволяет человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатому наследию мировой и национальной культуры, что будет способствовать развитию внутреннего мира человека.


Читайте! Падайте в бездонный океан литературы с головой, по уши погружайтесь на дно и взмывайте к небесам вместе с героями книг! Радуйтесь тому, что у вас есть бесценный дар читать! Люди читающие, несите окружающим свою любовь к литературе, чтобы любовью к чтению зажигались все новые и новые сердца! Читайте! Падайте в бездонный океан литературы с головой, по уши погружайтесь на дно и взмывайте к небесам вместе с героями книг! Радуйтесь тому, что у вас есть бесценный дар читать! Люди читающие, несите окружающим свою любовь к литературе, чтобы любовью к чтению зажигались все новые и новые сердца!




/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-qformat:yes;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:10.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:115%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;

mso-fareast-language:EN-US;}

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

« Начальная школа-детский сад №13»

Воспитываем талантливого читателя

(сундучок мудрых мыслей)

учитель начальных классов

Томилова К. И.

Байкальск-2015г.

Родительское собрание «Растим талантливого читателя»

Форма проведения –сундучок мудрых мыслей (родительский всеобуч)

Цель: помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания школьников,интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.

Задачи :

1. Рассказать родителям о важности чтения, которое является основой для изучения всех школьных дисциплин.

2. Дать представление о том, что сегодня происходит с чтением и какое влияние это оказывает на наших детей.

3. Рассказать родителям, как они могут помочь своим детям полюбить книгу и чтение,

4. Скоординировать совместную деятельность родителей, учителей по привлечению детей к чтению.

Предмет деятельности:

Формирование устойчивого интереса со стороны родителей к привлечению к чтению своих детей.

Ожидаемые результаты:

1. Возникновение заинтересованности со стороны родителей к чтению их детей.

2. Расширение представления родителей о важности чтения в современном мире.

3. Разработка плана мероприятий по вовлечению детей в круг чтения

Актуальность : В начальной школе маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и учитель. Часто ли мы задаем себе вопрос: « Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе.» Падение интереса к чтению вызывает беспокойство во всём мире. Среди 32 стран мира Россия оказалась на 27 месте. Хотя чтение сейчас даже более востребовано, чем раньше, когда еще не был изобретен компьютер . С развитием электронных носителей информации и технологий наши дети будут учиться и работать в более сложное время. В науке требуется нелинейное, креативное мышление. А его может дать только чтение. Дело в том, что кино и театр, а также любые другие источники информации, где нам предлагают «картинку», вкладывают в наше сознание готовый образ. Мы его лишь воспринимаем, никак не участвуя в его создании. И только чтение заставляет нас достраивать то, о чем надо иметь представление. А это – основа воображения . Воображение, в свою очередь, – это основа творчества. Когда говорят о переходе на инновационное развитие, очевидно, что инновациям нужны инноваторы, люди творческие, то есть с развитым воображением, а это значит, что нужно все больше и больше читать.

Здравствуйте, уважаемые родители! Многие считают, что сегодня компьютер вытесняет книгу, однако наоборот – сегодня, как никогда, для освоения новых технологий требуется качественное чтение. Поэтому сегодня наше родительское собрание посвящено теме детского чтения. Мы поговорим как воспитать талантливого читателя? Эта тема тесно связана с вашей главной заботой об образовании ваших детей, об их успешной учёбе, адаптации в быстро меняющемся мире, их конкурентоспособностина рынке труда в будущем. Всем нам, родителям, хочется, чтобы ребёнку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающимсреди сверстников, чтобы его уважали и ценили другие. Но как этого добиться? Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщить ребёнка к книге и чтению. От того, читают ли наши дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба. Главная миссия чтения сегодня – воспитать людей творческих, обладающих высокой культурой и интеллектом. Людей способных двигать страну вперёд кпроцветанию. У руля этого воспитания стоите вы – уважаемые родители. Семья становится социальным институтомпо поддержке чтения в стране. Сегодня задача приобщения ребёнка к чтению неимоверно усложнилась: дети не хотят читать. Другие средствапроведения досуга в виде ТВ и Интернет оказались более увлекательными и доступными, не требующими столь активной работы ума и души, как чтение. Обьясните, почему так произошло?

Отец решил приобщить своего 11- летнего сына к чтению великих произведений, на которых вырос сам, но оказалось: ужепоздно.

Ребёнок утратил способность реагировать на слово, переводить его в образ. Выросший на движущих телевизионных картинках, он погасил в себе работу воображения – основу всякого творчества. Вывод напрашивается сам собой: начинать нужно с раннего детства, когда ребёнок весь ввашей власти.

Большое влияние на качество восприятия книги оказывают мотивы чтения. Принудительно чтение, чаще всего, неплодотворно. Плодотворным оно становится тогда, когда ребёнок читает, то что ему интересно. Для него интересная книга – значит «хорошая», неинтересная – значит «плохая».

Интерес – это единственный из всех мотивов, который поддерживает чтение во включенном режиме, то есть обеспечивает влияние книги на человека. Кризис детского чтения сегодня не в том, что многие дети перестали читать, а в том, что у них не развит интерес к чтению. Весь месяц мы собирали в сундучок мудрые мысли. Сейчас по группам обсудим.Цепочка мнений родителей.

Предлагаю объединиться «четвёрками» и попытатьсяпроанализироватьспособ приобщения ребёнка к чтению.

Возможные варианты «советов» родителей.

1 группа. На ребёнка очень влияет то, читают ли родители сами или нет. Если вечером большую часть времени проводят на кухне или у телевизора, илитого хуже, за компьютером, то вряд ли их «чада» будет книгочеем.

Комментарий учителя .Допустим, родители многократно назидают сына или дочь по поводу важности чтения. Но если сами при этом очень редко обращаются к книгам, небрежно относятся к ним: книги пылятся в шкафу, валяются, где попало, используются как подставка под что-либо, то вряд ли ребёнок поймёт их истинную ценность.Есть дома, где многочисленные тома чинно стоят на полках, но, к сожалению, являются лишь частью интерьера, роскошным дополнением к красивой мебели. В таких условиях ребёнок привыкает воспринимать дорогие книги как антикварные безделушки, которыми можно любоваться, но лучше не трогать.

Конечно, есть другие семьи, в которых разговоры о книгах просто не нужны: ребёнок часто видит родителей за чтением, они обмениваются впечатлениями о прочитанном,радуются новой покупке и тут же листают её.

2 группа. Надо поддерживать интерес к чтению у ребёнка: задавать вопросы, вникать в то, что он читает, удивляться каким-то моментам содержания, увлекаться им.

Комментарий учителя. Действительно, ваше участие в процессе чтения ребёнка бесценно.Однако нельзя и переусердствовать: иногда активно вмешиваясь в увлечение сына или дочери, мы пытаемся ими руководить, и наносим вред.

3 группа. Могут помочь маленькие родительские «хитрости», например, «Почитай для меня, пожалуйста, пока я мою посуду».

Комментарий учителя. Хороший приём: чтение не должно быть «в пустоту», если ребёнку оно ещё трудно даётся. В предлагаемой ситуации у сына или дочери возникает ощущение, что он делает что-то полезное, а не просто упражняется в технике чтения. Поблагодарите ребёнка, обсудите с ним прочитанное, и вы продвинетесь вперёд – естественно и ненавязчиво.

4группа. Надо дарить ребёнку красивые книги, ориентируясь на его интересы. Можно чаще ходить с ними в книжный магазин и выбирать! Можно даже журналы.

Комментарий учителя. Действительно, от того, насколько интересными оказались первые книги, значит очень многое. Вспомните, какие книжки увлекали вас в детстве и принесите их своему ребёнку. Это важно, потому что об этих книгах вы сможете говорить с ребёнком, их содержание вы помните.

5 группа . Надо запастись терпением, не упрекать ребёнка за то, что у него с чтением «туго», ободрить его, хвалить за маленькие«шажки»

вперёд. Помните,что и у вас не сразу получалось.

Комментарий учителя. Самый антипедагогический вопрос, который можно задать ребёнку, такой: «Ну как ты не можешь читать быстрее?». Ещё хуже, если, потеряв контроль над собой,вы кричите. Срываясь на крик, вы уничтожаете все результаты своего воспитания. Что бы ни было поводом: нежелание, неумение читать – кричать на ребёнка недопустимо и унизительно, а главное, бесполезно. Ребёнок, на которого кричали, не способен работать продуктивно.

6 группа. Иногда родителям стоит превратиться в «Незнайку» и искренне удивиться и заинтересоваться тем, что читает ребёнок. Ощущение того, что он знает больше хотя бы в чём-то, очень ободряет ребёнка и помогает ему закрепить читательский интерес.

Комментарий учителя. В подобных ситуациях ребёнокобычно с удовольствием предлагает: «А хотите, я вам расскажу…» и у взрослого обязательно должно найтись время, чтобы его выслушать. Вдобавок, такая беседа – прекрасная школа рассказывания, необходимая человеку.

Конечно, «копилку родительской мудрости» можно ещё пополнять и совместными мероприятиями.

Итак подведем итоги. Книга будит эмоции. Читая книгу, ребёнок радуется, переживает, удивляется,сострадает, и всё это – эмоции, они нужны. Если нет положительных «зарядов», легко могут пойти в ход отрицательные. Один раз, другой, а там, глядишь, ребёнок уже и научился получать удовольствие от того, что нам кажется не совсем понятным и даже вредным. Если ребёнок живёт в состоянии хронического эмоционального голода, может возникнуть острая и даже патологическая реакция.

Чтение повышает интеллект. Человек воспринимает глазами 20% информации, из них 70% посредством чтения. То есть, если ребёнок систематически не читает, то он упускает около 14% от всей доступной ему информации. Заметьте, чтобы быть в курсе научных новостей человек должен сегодня прочитывать столько, сколько раньше человек прочитывал за всю жизнь.

Чтение помогает в учёбе. Действительно, хорошо читающий ребёнок быстро улавливает смысл прочитанного, выделяет главное. Слабо читающий ребёнок должен несколько раз прочесть, например, условие задачи, чтобы вникнуть в его суть. Тот, кто читает свободно, обычно лучше отвечает на вопросы по прочитанному и имеет большую орфографическую «зоркость». Наконец, высокая техника чтения способствует его эмоциональнойвыразительности и повышает степень восприятия и глубину понимания.И, безусловно, если ребёнокчитает больше, он обладает большим объёмом информации, и лучше ориентируется во всех предметах, имеет навыки её поиска и общения.

Книги формируют самообразовательные навыки. . Это очень помогает в учебной деятельности. Ребёнок знает, какой бы вопрос ни возник, ответ можно найти в волшебнице – книге.

Чтение побуждает к нравственным поступкам.Ве ра в доброе, светлое, поддерживается образами любимых героев, на которых хочется походить, поступки которых восхищают.

Памятки, в которых немало полезных советов

ДА

Как можно чаще читайте своим детям (на ночь сказку или рассказ вечером).

Читайте вместе со своим ребёнком 10 минут каждый день (попеременно по 1 предложению, абзацу, странице).

Читайте сами, показывая пример своему ребёнку.

Разрешайте ребёнку самому выбирать книги для чтения. Никогда не отговаривайте ребёнка от чтения - читать <что-то> лучше, чем ничего не читать

Решение –коллективное и домашнее чтение произведений Н.Носова. Итог проведение литературного праздника в декабре с театрализацией произведений, проведением викторины, награждение лучших читателей.

ирина васильевна акулова
Консультация для родителей «Как воспитать из ребенка читателя»

Консультация для родителей

Как .

Чтение для ума – тоже, что упражнения для… тела.

Ситуация приобщения ребенка к книжной культуре в наши дни, по - видимому радикально меняется. Педагоги, родители , воспитатели с тревогой говорят о том, что дети стали меньше читать .

Вот некоторые советы, как воспитать из ребенка читателя .

1. Больше читать ребенку , но только тогда, когда ему этого хочется. Не отказывайте, когда ребенок просит прочесть книгу. Если вы заняты, скажите ему об этом, но добавьте, что когда вы освободитесь, то обязательно ему почитаете . Это заставит ребенка с нетерпением ждать момента чтения.

2. Книги должны подходить ребенку по возрасту , должны быть интересны ему. Если вы видите признаки усталости, или ребенок начинает елозить – отложите чтение, продолжите после. Перед тем как продолжить чтение, спросите у ребенка , о чем ог узнал в предыдущий раз.

3. Дети очень любят, когда им перечитывают полюбившуюся книгу. Не отказывайте. Очень хорошо, что есть любимая книга. Если книга была прочитана много раз , можно в очередной раз попросить ребенка пересказать её (например, так : «Я устала, давай поменяемся, и ничего, что ты не умеешь читать , ты можешь мне все рассказать). При этом помогайте ребенку , с чего все началось, что было потом, чем закончилось.

4. Даже когда дети сами научатся читать , им нравится, когда читают взрослые . Если ребенок просит вас почитать , не отказывайте под предлогом того, что он уже сам умеет. Да, умеет, но не так хорошо, к тому же иногда приятно послушать, как читает мама .

5. Прежде чем начать читать книгу рассмотрите её. Расскажите, как называются её части : обложка, форзац, листы, страницы. Обратите внимание на иллюстрацию на обложке, какая сцена из книги на ней изображена. Покажите, где написана фамилия автора, где название, как они расположены на листе. В другой раз можно обратить внимание на фамилию художника, где она написана, ее расположение. Если есть содержание, посмотрите его, порассуждайте вместе с ребенком , для чего оно нужно и т. д.

Учите ребенка извлекать полезную информацию из всего. Это поможет ему в дальнейшем ориентироваться в мире книг.

6. При покупке новой книге выбирайте её вместе с ребенком . Рассмотрите обложку прочтите фамилию автора, вспомните, читали ли вы произведения этого автора и т. п., как в пункте 5.

7. используйте прием щадящего чтения. Он заключается в том, что ребенок прочитывает несколько строчек, после чего ему дается отдых. Для этого можно использовать иллюстрированные познавательные детские книги. Полученная информация обсуждается. Дети делятся впечатлениями, отвечают на вопросы по тексту.

8. Когда малыш станет чуть постарше, можно сходить с ним в детскую библиотеку. Но перед этим расскажите о том, что такое библиотека, для чего она нужна. Спросите, хочет ли он там побывать? В самой библиотеке расскажите ребенку о её работе . Походите между стеллажей, побеседуйте. Если ребенок захочет , запишитесь и станьте постоянным читателем библиотеки .

Используемая литература.

1. Черенкова Елена Феликсовна.

Публикации по теме:

Консультация для родителей по ПДД «Правила поведение на проезжей части» «Правила поведение на проезжей части» Каждый год увеличивается количество транспорта в городах, следствие этого и увеличивается поток автомобилей.

Консультация для родителей «Личность родителей и развитие ребенка» (Жан-Жак руссо).:У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим.

Консультация для родителей «Безопасность детей - забота родителей» Внимание, дорога! Знание правил дорожного движения - это важный момент в воспитании и формировании навыков ребёнка, это обеспечение его.

Консультация для родителей «Общение родителей и детей» Консультация для родителей на тему: «Общение родителей и детей» Общение имеет большое значение для формирования психик, и развития, и становления.

Консультация для родителей по ЗОЖ Памятка для родителей «Формирование у ребенка правильной осанки» - У ребенка должна быть своя мебель, соответствующая его росту (стол, стул,.

Консультация для родителей «Роль родителей в коррекции звукопроизношения у детей» В детском саду вашего ребёнка зачислили на логопедический пункт, и логопед проводит с ним занятия 2-3 раза в неделю. К моему сожалению,.

Консультация для родителей и воспитателей «Малыш плохо говорит: тактика родителей и воспитателей» В последнее время всё более угрожающей становится ситуация, когда большое количество детей к 3 – 4 годам ещё практически не говорят. Это.

Вот в чем главное дело”.

К.Д. Ушинский

История книги длится десятки веков, и перерыва в ней не предвидится. Задумаемся вместе над тем, что ответил американский писатель Гарри Гаррисон на вопрос о будущем книги, о том, сохранится ли она в ее нынешнем виде: «А что ей угрожает? Компьютеры? .. Да, это здорово: компьютерные игры, Интернет... Однако, книга - совсем другое дело, у читателя с нею складываются глубоко личные отношения... Ведь что отличает человека от животного? Речь? Конечно, хотя примитивные ее формы есть у некоторых других видов. А вот письмом - речью, записанной на бумаге, - никто, кроме нас, похвастаться не может. Так что читать и быть человеком - это одно и то же, и пока мы есть, будет и книга»

Литература открывает то, что не сможет показать самая совершенная машина времени. Литература дает не только знание о любых сторонах жизни. Она вводит в область, без которой и сама жизнь потеряла бы для нас свою истинную ценность. Литература показывает цели, за которые мы боремся; без них не было бы движения вперед.

У нас всегда есть идеал в жизни, к осуществлению которого мы стремимся. Идеал - это наше представление о совершенном человеке, о совершенстве в жизни. Воспринимая произведения искусства, мы испытываем чувство радости, наслаждения, потому что встречаемся с изображением идеала, как бы воплощенного в жизни, в реальных поступках людей. Понятно, что в литературе мы встречаем изображение не только хороших, но и отрицательных явлений, противоречащих идеалу. Стало быть, литература помогает бороться с тем, что мешает реализации идеала в жизни.

Словесное искусство позволяет читателю понять многие общечеловеческие проблемы, обогащает его личностный опыт, дает возможность познать и пережить более широкий спектр человеческих отношений и характеристик, чем непосредственно окружающий мир. Исследователи проблем литературы традиционно выделяют три функции словесного искусства: познавательную, воспитательную, эстетическую.

Книга учит вглядываться в человека и понимать его, воспитывать человечность в самом себе, тогда чтение становится источником духовного о6огащения. Привить любовь к книге, научить думать, воспитать культуру чтения, постоянную потребность в нем, развить эстетическое восприятие литератуpы - вот в чем задача педагогов. И если мы хотим видеть ребенка подготовленным к жизни, давайте сделаем его грамотным читателем.

Ничто так не преображает человека, не выделяет его среди других, как умение по-настоящему читать книги. Грамотный читатель отличается высоким интеллектуальным уровнем развития, широкими познавательными интересами, грамотной, хорошо развитой, образной речью, как устной, так и письменной, развитой эмоциональной сферой, верными нравственными ориентирами, общественно приемлемыми потребностями и поведением. Ребенок-читатель умеет быть интересным самому себе, занять себя делом без посторонних указаний и советов. У него значительные творческие возможности. В процессе взросления он способен к самообразованию, самоусовершенствованию. У него достаточная степень развития таких психических процессов, как память, внимание, воображение, и, что актуально сейчас, человек, знающий свою культуру, свой язык, открыт к восприятию другой культуры, иных языков.

В деле воспитания читателя неизмеримо велика роль взрослых: матери, отца, бабушки, деда, воспитателя. В.Г. Белинский утверждал: детские книги пишутся для воспитания, а воспитание - великое дело: им решается участь человека. Необязательно, чтобы все сразу «везти с поклажей воз взялись». Думается, важную роль в этом деле должен сыграть воспитатель, любящий и знающий литературу, имеющий вкус в отборе произведений для детского чтения, живущий под впечатлением собственных встреч с книгой.

Всего этого у воспитателя может и не быть. Но обязательно ДОЛЖНО быть искреннее желание сделать ребенка читателем, прислушаться к советам специалистов, грамотно следовать их рекомендациям.

Чтобы воспитать ребенка читателем, ребенку нужно читать!

Что и как, об этом мы и поговорим.

Процесс воспитания талантливого читателя начинается в семье. Желательно, чтобы в домашней библиотеке были разные типы книг для детей разного возраста. Расскажите об этом родителям.

Ребенку до года нужны книжки-игрушки, яркие, красочные, с изображением того, что окружает малыша, что легко узнаваемо: домашних животных, игрушек, предметов детской одежды. Исследователями было доказано, что красочно оформленные книги положительно влияют на развитие мозга ребенка.

Целесообразно иметь в домашней библиотеке книжки-элерманы – книжки, листы которых сделаны из картона. Ребенок, предупрежденный вами о том, как следует обращаться с книгой, не будет бояться нечаянно, разорвать страницу или измять ее.

Подрастая, маленький читатель получает другие типы книг: книжку-вырубку, чья обложка вырезана по контуру того предмета или образа, о котором идет речь в тексте, и книжку-панораму, снабженную движущимися фигурками, оживляющими содержание. Это уже настоящие книги, но, покупая их, нужно смотреть, чтобы и текст там был настоящим, авторским, не порченным по воле издателей. Малого ребенка следует приобщать к большой литературе, а не к разного рода сокращениям, пересказам, комиксам. Уже давно не ведутся споры о том, что такое настоящая детская книга. «Хорошая детская книга должна отличаться тем свойством, что ее с удовольствием читают и взрослые», - сказал академик П. Л. Капица. Приобретайте книги, интересные вам, их внимательно прочтут и ваши дети.

В домашней библиотеке нужно иметь разные виды детской литературы - прозу, поэзию, драматургию. Разные жанры - рассказы, авторские сказки, стихи, повести, романы-сказки. Должны быть представлены и фольклорные жанры - народные сказки, как русские, так и зарубежные, песенки, потешки, считалки, загадки и т. д.

Необходимо читать книги разнообразного содержания: произведения из детской жизни или жизни семьи, природоведческие, о детских играх и игрушках. Но подборка произведений не должна быть стерильной. Ребенок не должен читать только о хорошем, уютном, симпатичном. С раннего возраста ему надо показывать многообразие жизни, поэтому необходимо читать детям книги о непростой истории нашего государства, войнах и походах, о непростых, а порою и трагичных человеческих отношениях. Не стоит формировать у ребенка пристрастие к чему-то одному: фантастике или приключениям, сказкам или стихам. Надо читать все, находить интересное в многообразии. Не стоит ограничиваться книгами только одного автора, каким бы достойным он ни был. В детской библиотеке должна быть как русская, так и зарубежная литература.

Детям от 3 до 7 лет свойственно одушевлять героев, ребенок считает, что они существуют реально и находятся где-то рядом. Для маленького ребенка литературное произведение - это волшебный, но абсолютно реальный мир. Слушая сказку или читая ее самостоятельно, малыш и сам становится жителем этой зачарованной страны, отождествляет себя с героями, бурно переживает коллизии, в которые они попадают, словом, переносится в иную, игровую реальность. Свободно ориентируясь в сказочном пространстве, дети смело домысливают то, что, по их мнению, не написал автор, переносят действие за пределы книжного переплета и с легкостью настоящих волшебников превращают свою комнату в 3аюшкину избушку или стоянку индейцев, заботливо обустраивают под обеденным столом кукольный театр папы Карло или хижину Робинзона Крузо.

В дошкольном возрасте формируются эмоции ребенка, в том числе и эмоции страха, нужно быть осторожным в выборе сказок, где действуют Баба Яга, Бармалей и т.д., в выборе времени чтения, в комментариях к этим текстам. Сказка не так проста, как может показаться на первый взгляд. Прежде чем читать ее малышу, нужно прочесть или хотя бы просмотреть самому. Содержание сказок далеко не всегда понятно и своевременно для ребенка (сказки о неверных женах, об отношениях мужа и жены, о социальных отношениях и т. д.). Сложным бывает и язык сказок: диалектные, устаревшие, вышедшие из широкого употребления слова затрудняют понимание смысла произведения.

Но, даже овладев техникой чтения, ребенок долго еще по-детски относится к книжным событиям и героям как к действительно бывшим, живым, настоящим. Ребенку-дошкольнику свойственно одушевлять все на свете: таковы особенности его психики. Не спугните его фантазии тогда, когда услышите детское повествование, оживляющее страницы книги. Так надо. Это пройдет с возрастом и с накоплением читательских представлений о литературе как об искусстве. Посягнув на его вымысел, вы можете невольно лишить его дара творца.

Еще у малыша должна быть книга «нашего» детства, любимая нами и памятная для нас. Именно с нее начните серьезное приобщение ребенка к литературе: ведь ничто так не помогает в деле, как любовь к чему-либо, тем более такая светлая и искренняя, какая может быть только в детстве. Общие переживания, формирование общих ценностей, приобщение к литературному языку помогают найти - и взрослому, и ребенку - единый заряд спрессованного человеческого опыта. Вот почему так важно совместное чтение.

Настоящая детская книга всегда иллюстрирована. Дошкольник с его наглядно-действенным (1-3 года) и наглядно - образным (4 года и старше) мышлением лучше воспринимает текст с опорой на иллюстрации, когда слово и образ дополняют друг друга в его сознании. Отсюда вытекает потребность ребенка в яркой, иллюстрированной книге.

Необходимо обращать внимание на качество иллюстраций, четкость изображения, доступность их малышу. Главная задача иллюстрации - служить книге. Она тесно связана с текстом, им порождена. «Ясность, простота и выразительность» - таковы требования ребенка к иллюстрации

И еще одно существенное замечание, картинки в детской книжке для маленьких по необходимости должны быть цветными. Ребенку легче разобраться в цветном рисунке, цвет помогает узнать предмет и найти его на белом поле листа.

По большому счету, у взрослого, читающего книгу ребенку, должно быть двойное зрение. Он должен не только руководствоваться своим представлением о читаемом, но еще и постараться предугадать, предусмотреть реакцию ребенка. А если этого не случится и дар понимания души маленького читателя у вас не обнаружится, не ругайте его за то, что ваши представления о прочитанном и его ассоциации не совпадают

Очень часто на восприятие книги ребенком воздействуют морально-этические установки семьи, среды, времени, и он понимает произведение в зависимости от своего нравственного опыта. Детское видение текста, явно расходящееся с авторской идеей, тоже надо корректировать, рассуждая вместе с ребенком над смыслом произведения, над тем, что его точка зрения интересна, но авторский взгляд и авторское понимание происходящего важнее.

Не спешите беседовать с детьми сразу после чтения текста. Надо понять, что книги писались не для того, чтобы их комментировали, но для того, чтобы, если душа лежит, они их читали. Установите правило: дайте им и себе пережить прочитанное, подумать над ним и переключиться с одного вида деятельности на другой, т. е. от той стадии, которую В. Г. Белинский называл стадией «восторга» (эмоционального, непосредственного восприятия), перейти к стадии «истинного наслаждения», когда произведение воспринимается умом, когда происходит анализ прочитанного.

Сумейте сохранить в ребенке то чувство, которое не только предшествует пониманию происходящего в тексте, но порою надолго, до самого взросления, является определяющим для постоянного возвращения человека и к конкретному художественному произведению, вызвавшему это чувство, и к литературе вообще.

Литература как вид искусства лучше воспринимается тогда, когда создана особая эмоциональная атмосфера, особый настрой ребенка на чтение книги. Самое большое удовольствие от чтения и ребенок, и взрослый получают тогда, когда, по выражению М. Цветаевой, «проваливаются в книгу», когда поглощены ею без остатка.

В режиме дня должно быть специальное время для чтения, и ничто не должно мешать этому процессу. Нельзя читать «на ходу». Нельзя читать во имя чего-то.

Нельзя заставлять ребенка слушать чтение книги тогда, когда он устал, желает смены деятельности. Авторитарное приобщение к книге вызывает ее стойкое неприятие.

Запомните: восприятие ребенком книги, литературы, равно как искусства вообще, латентно (скрыто). Вам кажется, что ребенок не понимает текст и ничего не может воспроизвести. Это не всегда так. Проходит какое-то время, и при условии систематического чтения малыш начинает рассуждать о прочитанном очень интересно. И вы убеждаетесь: ваши труды не пропали даром.

Восприятие или глубинное постижение сути читаемого - это процесс, тесно связанный с возрастом, читательским опытом ребенка, поэтому взрослому всегда нужно помнить о доступности текста, доходчивости его смысла и языка, объеме и времени чтения.

Ребенок-дошкольник является своеобразным читателем, он воспринимает литературу на слух, и так длится до тех пор, пока ребенок сам не научится читать. Его речевой слух находится в процессе развития. Малыш не всегда различает звуки речи, не всегда может уследить за непрерывным потоком слогов. Словарный запас и жизненный опыт не настолько велики, чтобы безупречно ориентироваться в звучащем тексте. Ему бывает, не ясен как смысл каждого отдельного слова, услышанного впервые или в непривычном сочетании, так и смысл фразы в целом. Зная эту особенность детского восприятия, воспитатель должен читать не спеша, ясно выговаривая звуки речи, предварительно объяснив то, что может быть действительно непонятным.

Специалисты рекомендуют давать возможность ребенку слушать аудиопродукцию с 4 лет. Сообрание дисков и кассет с записью сказок, литературных произведений для детей, исполняемых известными артистами, чтецами писателями и поэтами, не заменит книги, но дополнит и разнообразит общение ребенка с художественным словом.К этому времени у него выработается осознанное отношение к процессу слушания и восприятия художественного слова без участия взрослого.

Слушая чтение, ребенок наблюдает за взрослым, его мимикой, жестами. Диск или кассета лишают его такой возможности. Он должен воссоздавать художественный образ «без посредников». Именно это и важно для эстетического развития малыша, поэтому обязательно нужно пользоваться достижениями современной аудиотехники.

Приобщая ребенка к книге, необходимо воспитывать в нем уважение к ней как к делу рук человеческих: научить правильно, обращаться с книгой, рассказать о таких понятиях, как «автор», «писатель», «поэт». Начиная чтение, нужно всегда обозначить имя автора книги и ее название и по мере взросления ребенка приучить его поступать так же. Это читательская культура, фундамент которой закладывается в раннем детстве.

С.Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке «талант читателя». Грамотный читатель, или талантливый читатель, как называл его С. Я. Маршак, - это читатель, глубоко понимающий смысл текста, авторский замысел, умеющий оценить художественные достоинства произведения, знающий, как найти нужную для себя книгу, извлечь из нее информацию, оценить и проанализировать ее. Это безупречный тип читателя. У него с годами вкус к книге, к процессу чтения и анализу прочитанного только растет. Это потом, а сейчас…

P.S. «По части чтения мы, взрослые читатели, признаем за собой все права, начиная с тех, в которых отказываем юному поколению, полагая, что приобщаем его к чтению:

2. Право перескакивать.

3. Право не дочитывать.

4. Право перечитывать.

6. Право на боваризм.

9. Право втыкаться.

10. Право молчать о прочитанном.»

Даниэль Пеннак

Справедливо ли это?

- -