Меню

Конспект интегрированного занятия по развитию мелкой моторики рук и ног «Пальчики играют» в средней группе. Пальчиковая гимнастика для средней группы Занятие пальчиковые игры в средней группе

Мода и стиль

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше (например, в дороге или в очереди).

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае.

Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев типа нашей «Сороки-белобоки» помогают найти гармонию в тандеме тело - разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На основе подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккапунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности аккапунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце. А если пальчиковую гимнастику еще и разнообразить ПАЛЬЧИКОВЫМ ТЕАТРОМ, то это подарит вам много положительных эмоций!

Простые правила игры

1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).
2. Обязательно чередуйте три типа движений:
сжатие;
растяжение;
расслабление.

Как еще активизировать пальчики

1. Дайте газету, листы бумаги – пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «откуски»).
2. Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает.
3. Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки.
4. Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.

Это только малая толика тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и .

Несколько упражнений пальчиковой гимнастики для детей в стихах!

Дом

Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")

Друзья - садоводы

Палец толстый и большой
В сад за сливами пошёл.
(Ладошка собрана в "кулачок". Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
(Отгибаем указательный пальчик, далее "сгибаем-разгибаем")
Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
(Отгибаем средний пальчик, "сгибаем-разгибаем" его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)
Безымянный подбирает,
(Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает!
(Отгибаем мизинчик)

Кораблик

По реке плывёт кораблик,
(Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик")
Он плывёт издалека,
(Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль")
На кораблике четыре очень храбрых моряка.
(Показать 4 пальца)
У них ушки на макушке,
(Приставляем обе ладошки к своим ушам)
У них длинные хвосты,
(Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)
И страшны им только кошки, только кошки да коты!
(Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки")
В конце этой игры можно спросить у ребёнка:
-Что за моряки были на кораблике?
Ответ: мышки

Лодочка

Две ладошки прижму,
И по морю поплыву.
(Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
(Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт")
Паруса подниму,
(У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы)
Синим морем поплыву.
(Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой")
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
(Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - "рыбки плывут")

Мышка

Мышка в норку пробралась,
(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась.
(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит,
(Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит!
(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

Апельсин

(Рука сжата в кулачок)
Мы делили апельсин.
(Крутим кулачком вправо-влево)
Много нас, а он один!
(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для ежа,
(Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для чижа,
(Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для утят,
(Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для котят,
(Разгибаем мизинчик)
Эта долька для бобра,
(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Ну, а волку - кожура.
(Двумя руками показываем волчью пасть)
Он сердит на нас - беда!
(Складываем руки домиком)
В домик прячемся - сюда!

Шарик

(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)
Надуваем быстро шарик.
(Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут)
Он становится большой.
(Соприкасаем ладошки друг с другом полностью)
Вдруг шар лопнул,
воздух вышел -
(Смыкаем вместе пальчики)
Стал он тонкий и худой!

Летела сова

(Машем руками)
Летела сова,
Весёлая голова.
Летела-летела,
(Кладём руки на голову)
На головку села.
Села, посидела,
Головой повертела
(Снова машем руками)
И опять полетела.

Пятачок

(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны вправо)
Поросенок Пятачок
Отлежал себе бочок!
(Встаём, выпрямляемся, поднимаем руки вверх - потягиваемся)
Встал на ножки,
Потянулся!
(Приседаем на корточки и делаем наклон вперёд, руки держим прямо перед собой)
А потом присел,
Нагнулся!
(Встаём, делаем прыжки на месте. Руки на поясе, делаем ходьбу на месте)
И немножко поскакал,
И на месте пошагал.
(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны влево)
А потом опять прилёг, -
Но уже на левый бок!

Белка

(В самом начале кулачек сжат)
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
(Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому…

Наша семья

(По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого)
Этот пальчик большой -
Это папа дорогой.
Рядом с папой - наша мама.
Рядом с мамой - брат старшой.
Вслед за ним сестренка -
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш -
Это славный наш малыш.

Зимняя прогулка

(Загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять
("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять.
("Лепим" комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили,
(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
С горки мы потом катались,
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
А ещё в снегу валялись.
(Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Съели суп и спать легли.

Паучок

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)
Дождик с неба вдруг полил,
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Паучков на землю смыл.
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)
Солнце стало пригревать,
(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползёт опять,
("Паучки" ползают по голове.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.

Берёза

(Плавное движение правой рукой в сторону-вверх)
Берёза моя, берёзонька.
(То же, но левой рукой)
Берёза моя кудрявая.
(подъём рук вверх, вдох)
Стоишь ты, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Посредь долинушки,
(подъём рук, вдох)
На тебе, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Листья зелёные,
(Подъём рук, вдох)
Под тобой, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Трава шёлковая,
(Подъём рук, вдох)
Вокруг тебя, берёзонька,
(Опустить руки, длительный выдох)
Девицы красные
Венки вьют, плетут…

Рыбки

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)
Пять маленьких рыбок играли в реке,
(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)
Лежало большое бревно на песке,
(Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.)
И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!"
(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).)
Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко."
(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)
А третья сказала: "Мне хочется спать!"
(Быстро качаем ладонями – дрожь.)
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)
А пятая крикнула: "Здесь крокодил!
(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.)
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!"

Шла кукушка

(Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)
Шла кукушка мимо рынка,
(Ладони соединяются "ковшом" – корзинка.)
У неё была корзинка,
(Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.)
А корзинка на пол - бух!
(Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.)
Полетело десять (девять, восемь) мух!

Пчёлки

(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке".)
Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
(Заглядываем в "улей".)
Надо в дом постучать,
(Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.)
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, Где же эти пчёлки?
(Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.)
Стали вдруг вылетать:
(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.)
Раз два, три, четыре, пять!

На постой

Русская игра. Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы – дети, говорят тоненьким голосом. Безымянные пальцы – мама, говорит обычным голосом. Средние пальцы – папа, говорит низким голосом. Указательные пальцы – солдаты, говорят басом. Скрещенные большие пальцы - порог избы.
(Ночь, в избе все спят. Раздается стук.)
Солдаты: Тук-тук! (Указательные пальцы постукивают друг о друга.)
Дети: Кто там? (Постукивают друг о друга мизинцы.)
Солдаты: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают указательные пальцы.)
Дети: Спросим у мамы. Мама! (Постукивают мизинцы.)
Мама: Что дети? (Постукивают безымянные.)

Мама: Спросите у папы. (Постукивают безымянные.)
Дети: Папа! (Постукивают мизинцы.)
Папа: Что, дети? (Постукивают средние пальцы.)
Дети: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают мизинцы.)
Папа: Впустите! (Постукивают средние пальцы.)
Дети: Входите! (Постукивают мизинцы.)
Солдаты: Ах, какая благодать, что пустили переночевать! (Указательные пальцы "пляшут" совершая перекрестные движения.)
Солдаты: Войдем! (Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней.)
(Руки вытягиваются вперед.)

Медузы

(Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.)
Две огромные медузы
Прилепились пузом к пузу.
(После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой.)
Выгнем щупальца сильнее-
Вот как гнуться мы умеем!

Ладушки ладошки

(Играя в эту пальчиковую игру можно проявить фантазию. Выполняйте движения которые вам подскажет сюжет стихотворения.)
Мыли мылом ручки.
Мыли мылом ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Наварили кашки
Помешали ложкой.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Строили ладошки
Домик для матрешки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Курочке Пеструшке
Накрошили крошек.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Хлопали ладошки
Танцевали ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Прилегли ладошки
Отдохнуть немножко.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Надеемся эти несколько упражнений пальчиковой гимнастики для детей в стихах помогут Вашему ребенку начать болтать в год без умолку 😉

P.S. Если Вам понравилась наша подборка пальчиковых игр, также обратите внимание на подборку и .

Приложение № 3

Конспект занятия по развитию речи в средней группе .

«Пальчиковые игры.

Развиваем речь детей.»

МБДОУ «ЦРР- д/с «Гнёздышко».

Воспитатель группы № 1

Кулябина О.В.

П. Искателей

2012-2013 уч. г.

Программное содержание:

Гл. задача: развивать подвижность и силу пальцев рук, точность их движений. Закреплять умение согласовывать движения рук с текстом (через пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры).

  • Звуковая культура речи: закрепление у детей правильного произношения звука «Р»;
  • Учить понимать и активно использовать в речи радостную интонацию высказывания.
  • Словарь и грамматика: учить подбирать точные определения.
  • Учить употреблять слова, обозначающие пространстственные отношения (левая рука, правая рука), согласовывать с действиями.
  • Продолжать учить согласовывать прилагательные и существительные в роде и числе.
  • Связная речь: учить выразительно передавать содержание текста (в диалоге, монологе персонажей).

Воспитательные задачи:

  • Продолжать развивать умение слушать и понимать объяснение (речь педагога, высказывания детей), действовать в соответствии с заданием.
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей, умение сопереживать, сочувствовать, радоваться.
  • Развивать навыки коммуникативного общения детей.

Дети входят в зал, встают полукругом, здороваются с гостями.

В: Ребята, а какое сейчас время суток? /утро/ Скажите «Доброе утро» , кому вы пожелали доброго утра? /ответы детей/

В: Доброе утро! Птицы запели,

Добрые люди, вставайте с постели.

Прячется вся темнота по углам.

Солнце взошло и идет по делам.

Сегодня мы с вами отправляемся в гости к солнышку, к теплой, долгожданной весне.

Пальчиковая гимнастика

«поздороваемся с солнышком»

Здравствуй, солнце золотое. Пальцы правой руки поочередно

Здравствуй, небо голубое . «здороваются» с пальцами левой руки,

Здравствуй вольный ветерок. похлопывая друг друга кончиками .

Здравствуй маленький дубок.

Мы живем в саду одном,

Все тебя приветствуем!

В: Что можно сказать про солнышко? Какое оно?

Дети: Оно доброе, улыбается, счастливое…

В: Как вы думаете, по каким делам идет солнышко?

Дети: Освещать землю, греть своим теплом…

В: А кому еще нужно солнышко? /ответы детей/ Правильно! И птичек и зверюшек разбудить!

Появляется петушок:

Ку-ка-ре-ку!

Где солнышко?

Я люблю солнышко!

Я первым его встречаю.

В: Здравствуй, петушок, мы тоже любим солнышко и идем к нему в гости. Пойдем с нами.

Пальчиковая игра «Смешные человечки»

Ходили мимо речки Дети парами становятся напротив друг друга,

Смешные человечки. пальцами «бегут» по рукам.

Прыгали, скакали, Хлопают по плечам друг друга .

Солнышко встречали. Гладят лицо друг друга .

Поднялись на мостик Руки согнуты в локтях .

И забили гвоздик. Стучат кулачками.

Потом - бултых в речку! «Ныряют»

Где же человечки? Показывают изумление .

Я хожу, хожу, хожу – Находят новую пару .

Друга нового ищу . (повторить 3 раза)

В: Что могут наши пальчики? /поздороваться, погрозить, позвать, попрощаться…/ А еще наши пальчики могут сказку показать.

Раз, два, три, четыре, пять, Дети загибают поочередно пальцы на обеих руках.

Будем вместе мы играть. Разгибают пальцы поочередно на обеих руках.

Будем дружно мы играть, Сжимают и разжимают кулачки.

В сказку будем попадать. Поднимают руки вверх.

Пальчиковая игра «Кот, Петух и Лиса»

Жили Котик с Петушком

У лесной опушки,

Но однажды Лисонька

Подкралась к избушке.

(«Колечки».) -

Утащила Петушка

За высоки горы,

Утащила Петушка

В свою лисью нору.

(« « Кулачки » С силой плотно прижимать согнутые пальцы к ладоням .

« Лучики » )

Смелый Котик в лес пошел

И нору Лисы нашел.

(«Колечки»- Подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них. «Здравствуй» - Ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки.)

Умный Котик спас дружка

Петю-Петю-Петушка.

(«Гребешок»- Положение ладоней как в предыдущем упражнении, но скрещенные пальцы прямые и напряжены. .)

Живут Котик с Петушком

У лесной опушки

(«Колечки»- Подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них. .)

И теперь уже Лиса

Не ходит к их избушке.

(«Маятник» » Прямой указательный палец наклонять влево и вправо, остальные пальцы согнуты в кулачок .)

Петушок: Спасибо за сказку. А я вам что-то принес. /передает корзинку с маленькими резиновыми мячиками/.

Ловкие ручки.

Эта ручка – правая, (сжать мячик правой рукой)

Эта ручка – левая, (переложить мяч в левую руку и сжать его левой рукой)

Я на мячик нажимаю (перекладывать мячик из руки в руку, каждый раз его сжимая)

Я зарядку делаю.

Будет сильной правая, (мячик катать между ладонями)

Будет сильной левая,

Будут ручки у меня (катать мячик по столу правой ладонью)

Сильные, умелые! (катать мячик по столу левой ладонью)

В: Сколько ручек у ребят? /2/

Сколько ножек у ребят? /2/

А у сороконожки? /40/

Игра «Сороконожки»

Две сороконожки Путь сороконожек меняется с каждой новой игрой.

Бежали по дорожке. Руки могут сцепиться на макушке, на спин, и т.д.

Всё бежали и бежали, Можно играть в парах. Сороконожки – руки ребенка

Всё друг дружку догоняли. бегут по телу партнера, сцепляясь на его спине.

Как друг дружечку догнали,

Так друг дружечку обняли.

Так друг дружечку обняли,

Что едва мы их разняли!

В: Наши пальчики имеют названия. А как они называются мы сейчас покажем.

Пальчики шагают.

Вот как пальчики шагают,

(Вытянуть перед собой обе руки ладошками вверх и поочередно сгибать и разгибать пальцы, начиная с большого.)

И мизинец, и большой,

Указательный, и средний, безымянный – вот какой!

Припев:

Вот какие наши ручки

(постепенно поднимать обе руки вверх, вращая кистями,

Лихо пляшут у ребят!

а затем медленно опустить их вниз, продолжая вращать кистями.)

вот какие наши ручки

веселятся и шалят!

Мелодия припева пропевается еще раз на слова: «Ля-ля-ля…» Напевая, дети покачивают руками попеременно вперед - назад.

В: Куда же нам идти? Как нам солнышко весеннее найти?

Петушок: У меня есть волшебные дорожки, они вам помогут. /Передает шкатулку с «дорожками»./

/Дети на стульчиках, дорожки из семечек на коленках/

Дети:

Мы шагаем по дорожке,

Поднимаем тихо ножки.

И не слышно так идем,

В сказку видно попадем!

Репка.

В огороде дедка

Репку посадил,

И водой из лейки

Репку он полил.

(«Колечки»- » Подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них. )

Расти, расти, репка

И сладка, и крепка.

Расти, расти, репка,

И сладка, и крепка.

(«Хлопки»- Ритмично хлопать в ладоши. )

Выросла репка

Всем на удивленье

(«Колечки»- Подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них. )

Большая, пребольшая,

Всем хватит угощенья

(«Лучики»- При разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы .)

Выросла репка

И сладка, и крепка.

Выросла репка

И сладка, и крепка.

(«Хлопки»- Ритмично хлопать в ладоши. )

В: Не нашли мы в этой сказке весеннее солнышко.

С этой сказкой мы прощаемся

И в другую собираемся.

Дети:

Мы шагаем по дорожке,

Поднимаем тихо ножки.

И не смело так идем,

В сказку снова попадем!

В: Кто-то шумит, кричит. Кто это?

Пальчиковый театр.

«Яма»

Яму копал?

Копал.

В яму упал?

Упал.

В яме сидишь?

Сижу.

Лестницу ждешь?

Жду.

Как голова?

Цела.

Ну, я пошел домой.

В спектакле принимают участие двое детей. У каждого на пальчике «пальчиковая» куколка.

«Кто первый»

Кто кого обидел первый?

Он меня.

Нет, он меня.

Кто кого ударил первый?

Он меня.

Нет, он меня.

Вы же раньше так дружили.

Я дружил.

И я дружил.

Что же вы не поделили?

Я забыл.

И я забыл.

В стихотворении три героя: сам ребёнок и три мальчика, на правой и левой руке. Могут участвовать три ребёнка.

/ Звучит пение птиц (аудиозапись)/

В: Вот уже слышно пение птиц, капают сосульки. Значит близко весна. Она знает, где солнышко.

/Выходит Весна дарит солнышко, в руках сундучок./

Весна: Я пришла к вам не с пустыми руками, а с подарками. Но сначала отгадайте загадку.

Эти шарики на нитке

Вы примерить не хотите ль?

На любые ваши вкусы

В маминой шкатулке … /бусы/

Дети берут бусы и садятся на стульчики.

В: Жили-были бусы в шкатулочке …(ладошки обеих рук складываются, а между ними помещаются бусы). Шкатулочка была крепко закрыта, её можно было потрясти и услышать, как бусы звенят… (потрясти сжатыми ладошками, поднести к уху и послушать как звучат бусы.) Шкатулочка открывается, бусы появляются… (одна ладошка убирается, как будто открывается крышка шкатулки.)

Бусы, бусы, покажитесь, - двумя пальцами медленно поднять бусы вверх

Красотою похвалитесь!

А теперь опять сложитесь

И тихонько спать ложитесь.

Бусы медленно и аккуратно складываются (двумя пальцами руки) обратно в ладонь, а другой ладонью прикрываются сверху.

Звучит тихая, приятная музыка

В: Жили – были бусы. Они лежали на полке. Лежали и скучали… Но вот кто-то нечаянно уронил их. Бусы упали и совсем загрустили. Вдруг они услышали, что кто-то идет. Испугались бусы, что их сейчас раздавят. Нет, кто-то остановился и сказал ласковым голосом, глядя на бусы сверху: «Ах какой прекрасный узор получился!» В это время подошел кто-то еще и сказал: «А, по-моему, узор похож на цветок или морское животное!» Бусы обрадовались, они стали такими необыкновенными.

Давайте и мы с вами посмотрим, в какие узоры можно превратить бусы. Каждый может как волшебник, сотворить чудо – из обычных бус создать свой узор. А самое главное не забудьте дать название своему узору.

/дети раскладывают на полу узоры из бус./

В: Ребята отгадайте загадку.

Скачут, скачут на опушке

К нам зеленые … /лягушки/

С помощью считалки выбираются участники «соревнований»

Считалка: Шел по берегу петух

Поскользнулся в речку – бух!

Будет знать петух, что впредь,

Надо под ноги смотреть.

В: Лягушки останутся в болоте, а мы выходим на полянку.

Игра с верёвочкой «Фокусники»

В: Вот вам загадка: как завязать на верёвке узел, взявшись руками за её концы только один раз и не выпуская их?

Переплетите руки на груди. Наклонитесь в лево, не расплетая рук, и пальцами одной руки подхватите один конец верёвки. Затем наклонитесь вправо и подхватите второй рукой другой конец верёвки. Стоит теперь расплести руки и узел сам собою появится на середине верёвки.

(повторить 3-4 раза)

В: Замечательные фокусники из вас получились. Давайте ляжем под лучами весеннего солнышка. Полежим, отдохнём.

Релаксация. Упражнения на ковре. / под музыку/

Наши ручки отдыхают,

Ноги тоже отдыхают,

Отдыхают, засыпают.

Напряженье улетело,

И расслабленно все тело.

Губы не напряжены,

Приоткрыты и теплы.

И послушный наш язык

Быть расслабленным привык

Нам понятно, что такое

Состояние покоя.

Весна: До свидания ребята! Мне пора на улицу, у меня еще много работы. А за ваше старание вот вам награда. /конфеты/


Состояние мелкой моторики у воспитанников детского сада – очень важный аспект. Многие мамы знают о влиянии, которое она оказывает на развитие речи ребенка. Давайте расширим и углубим наши знания о том, какую именно пользу может принести пальчиковая гимнастика детям. Ведь, занимаясь ею всего по несколько минут в день, можно за короткое время увидеть прогресс в способностях малыша.

Воспитанникам средней группы уделяется намного большее внимание в этом процессе, чем в младшей группе. Занятия становятся более интенсивными и ритмичными, нацеленными на определенный результат.

Особенности проведения пальчиковой гимнастики для детей в возрасте 4-5 лет

Прежде всего, отметим очевидную полезность таких занятий, которая состоит в следующем:

  • помимо тренировки пальцев, гимнастика способствует развитию памяти, мышления и внимательности, синхронизации работы полушарий мозга;
  • осуществляется ;
  • пальчиковые игры – это еще и своеобразный точечный массаж, который полезен сам по себе;
  • и, конечно, главное – совершенствование речевых навыков, что очень актуально для детей возрастом 4-5 лет.

Грамотные педагоги проводят пальчиковую гимнастику в детском саду в соответствии с некоторыми правилами. Так, все упражнения необходимо делать, начиная с простейших, и лишь постепенно усложнять задания. Физическую нагрузку на пальцы также необходимо дозировать: к примеру, сначала выбирать игры для одной руки, потом – для второй и для обеих одновременно.

Нередко в такие занятия добавляются элементы кинезиологических упражнений – кроме пальчиковой, используется и артикуляционная гимнастика, телесные движения, развивающие крупную моторику, а также расслабление и релаксация. Они направлены на активизацию так называемого межполушарного воздействия, что, в свою очередь, улучшает восприятие, повышает стресоустойчивость и оказывает общее благотворное влияние на состояние здоровья ребенка.

Дети, которые регулярно занимаются по специальному комплексу, быстрее научаться чтению, счету и письму. У них будет больший словарный запас, а непроизвольное запоминание различных стихотворных строк принесет пользу развитию памяти, что безусловно, едва не самое главное в школьной науке.

Примеры комплекса пальчиковой гимнастики в средней группе

Для достижения лучшего эффекта детская гимнастика для пальцев всегда проходит в игровой форме. Так малыши лучше запоминают и с удовольствием воспроизводят все упражнения, которые сопровождаются несложными и понятными рифмованными строчками. Ниже представлены три примера пальчиковой гимнастики в детском саду, про которую говорилось выше.

Пример 1.

Этот пальчик хочет спать

(поднимаем левую руку к себе ладонью),

Этот пальчик – прыг в кровать!

(начиная с мизинца, загибаем пальцы левой руки, используя правую),

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми

(«разговариваем» с большим пальцем и разгибаем все остальные),

Братиков не разбуди!

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора!

Пример 2.

Палец указательный

Умный и внимательный.

Занят делом постоянно –

Он – помощник капитана!

(Сжимаем одну руку в кулак, вытягиваем вверх указательный палец и вращаем им: на первые две строчки – в одну сторону, затем – в другую).

Пример 3.

Ёж, ёж, где живешь?

(показываем «колючки», переплетя пальцы в замок),

Я живу в густом лесу!

(кладем кисти рук крест-накрест и попеременно меняем ту руку, что находится сверху),

Ёж, ёж, что несешь?

(снова показываем «колючки»),

В норку яблочки несу!

(стучим кулак о кулак),

Буду яблочки делить,

(производим рубящие движения правой ладонью о левую),

Своих деточек кормить!

(то же самое, меняем ладони).

Развитие мелкой моторики у детей в средней группе предполагает не только пальчиковую гимнастику, но и другие занятия: складывание кубиков, лепку из глины или пластилина, рисование цветными карандашами, выполнение аппликаций из бумаги, новые веяния в детском творчестве и развитии – элементы песочной терапии.

Для детей, у которых уровень развития речи не соответствует возрасту, подобные занятия являются отличным способом улучшить свои навыки и догнать своих сверстников. Занятия, которые проводятся воспитателями – это очень хорошо, но и когда ребенок находится дома, не упускайте любой возможности чтобы позаниматься с ним, ведь малышу эти игровые занятия приносят и пользу и радость. Ну а если ребенок находится на домашнем воспитании и в силу обстоятельств не может посещать детское учреждение, то такие упражнения являются обязательными. Родителям совсем не сложно их освоить, ведь для этого не требуется какая-либо подготовка или особые знания. Всё просто, весело и легко.

Елена Терещенко (Козицкая)
Картотека пальчиковых игр по месяцам для средней группы детского сада

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Сентябрь

«Паучок»

На изогнутый сучок,

Сломанный, осенний,

Опустился паучок

С крестиком на спинке.

Свил уютный гамачок,

Сам - в сторонку

И молчок.

Правую кисть, шевеля пальцами , опускают сверху на левую кисть.

Кладут указательные пальцы друг на друга «крестиком» .

Пальцы правой руки складывают в щепоть и опускают сверху в левую ладонь, сложенную «лодочкой» .

Пальцами правой руки «пробегают» по левой руке от кисти до локтя.

Правый указательный палец прикладывают к губам.

«Осенний букет»

Пошли пальчики гулять ,

Стали листья собирать :

Красный листик, желтый

Один, два, три, четыре, пять!

Сколько листиков собрали

С листьями осенними Будем мы играть, С листьями осенними будем танцевать. «Пробегают» пальчиками по бедрам к коленям .

Поочередно прикасаются подушечками пальцев , начиная с указательного, к большому

Поочередно загибают пальцы на одной руке .

Протягивают вперед ладошки.

Поднимают вверх одну руку,

широко раздвинув пальцы .

Друзья - садоводы

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошёл. (Ладошка собрана в "кулачок". Отгибаем большой пальчик , выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)

Указательный с порога

Указал ему дорогу. (Отгибаем указательный пальчик , далее "сгибаем-разгибаем")

Средний палец самый меткий ,

Он сбивает сливы с ветки. (Отгибаем средний пальчик , "сгибаем-разгибаем" его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы )

Безымянный подбирает (Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками )

А мизинчик-господинчик

В землю косточки бросает (Отгибаем мизинчик) Мышка

Мышка в норку пробралась,

(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)

На замочек заперлась.

(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками )

В дырочку она глядит,

(Делаем пальчиками колечко )

На заборе кот сидит!

(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками )

Летела сова

(Машем руками)

Летела сова,

Весёлая голова. Летела-летела,

(Кладём руки на голову)

На головку села. Села, посидела, Головой повертела

(Снова машем руками)

И опять полетела. Белка

Сидит белка на тележке, (В самом начале кулачек сжат)

Продаёт она орешки :

(Поочерёдно разгибать все пальчики , начиная с большого)

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому…

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

КАК ЖИВЕШЬ?

Как живешь? (Вот так)

Как идешь?

Как бежишь? Ночью спишь?

Как даешь?

Как берешь?

Как шалишь? (Надуть щеки)

Как грозишь?

ПТИЧКИ. /загибаются пальцы обеих рук/

Пой–ка, подпевай-ка,

Десять птичек – стайка,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель, Э

та птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка, Серенькое перышко.

Эта – зяблик, Эта – стриж, Эта – развеселый чиж.

Ну а эта – злой орлан,

Птички, птички, по домам. /руки за спину/

Пять воробьёв на заборе сидели,

Один улетел, а другие запели.

И пели пока не сморила усталость,

Один улетел, их трое осталось.

Сидели втроем и немного скучали.

Один улетел, а двое остались.

Сидели вдвоем и снова скучали, один улетел, и остался один.

Один посидел, да и взял, улетел.

Показать пять пальцев , а затем загибать по одному. Далее подражать движениям, соответствующим содержанию текста. Мы делили апельсин,

Много нас, а он один,

Эта долька для ежа, эта долька для стрижа,

Эта долька для утят, эта долька для котят,

Эта долька для бобра, а для волка…. кожура.

Он сердит на нас, беда! Разбегайтесь кто куда.

На первые две строчки ритмично сжимать и разжимать кулачки. Затем поочередно загибать пальцы на правой руке . На восьмую строчку – развести руками. На девятую – погрозить пальчиком . На последнюю имитировать бег пальцами по столу .

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«Лепим зайку» .

Дети имитируют лепку зайчика из снега.

Мы слепили снежный ком,

Ушки сделали потом.

И как раз вместо глаз

Угольки нашлись у нас.

Зайчик вышел, как живой!

Он с хвостом и головой!

«Елочка»

Перед нами елочка – Пальцы рук переплетены , из больших пальцев – верхушка елочки .

Шишечки, иголочки, Кулаки, указательные пальцы выставлены .

Шарики, фонарики, Шарики из пальцев вверх , вниз.

Зайчики и свечки, Ушки из указательного и среднего пальцев ; обе ладони сложены.

Звезды, человечки. Ладони сложены, пальцы расправлены ; средний и указательный стоят на столе.

«Снежок» .

Раз, два, три, четыре, (разгибать пальчики , начиная с большого пальца )

Мы с тобой снежок слепили, ("лепят", меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий (показать круг, сжимая ладони вместе, гладить одной ладонью другую)

И совсем, совсем не сладкий. (грозить пальчиком )

Раз – подбросим,

Два – поймаем,

Три – уроним,

И … сломаем. (выполнять соответствующие словам действия)

«Зимняя прогулка» .

Раз, два, три, четыре, пять (загибать по одному пальчику )

Мы во двор пошли гулять. (идут по столу указательным и средним пальцами )

Бабу снежную лепили, ("лепят" комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили, (крошащие движения всеми пальцами )

С горки мы потом катались (ведут указательным пальцем левой руки по ладони правой)

А еще в снегу валялись. (кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

СКОЛЬКО ПТИЦ?

Сколько птиц к. кормушкенашей (Ритмично сжимают и

разжимают кулачки.)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей (На каждое название птицы

Шесть щеглов и голубей,загибают по одному пальчику .)

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и разжимают

кулачки.) «ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ»

У лисы в лесу глухом (Дети загибают пальцы на обеих руках .)

Есть нора - надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом (Удары ладонями и кулачками поочередно.)

Всем тепло, уютно в нем.

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному .)

Мы во двор пришли гулять. («Идут» пальчиками .)

Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладонями.)

Птичек крошкамикормили (Крошащие движения всеми пальчиками .)

С горки мы потомкатались, (Ведут указательным пальцем

правой руки по ладони левой руки.)

А еще в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то одной,

то другой стороной.)

Все в снегу домойпришли. (Отряхивают ладошки.)

Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой;

руки под щеку.)

«ДРОЗД - ДРОЗДОК»

Дружок ты мой, дрозд (Дети машут сложенными

В крапинку хвост, ладонями как крыльями.)

Носик - остренький (Загибают по одному пальчику

Бочок - пестренький, обеих руках, начиная с большого.)

Перья - тонкие,

Песни - звонкие.

Весной распеваются (Снова машут, сложенными накрест Зимой забываются. ладонями.)

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«Зимние забавы»

Лепим мы из снега ком, (Дети сжимают и разжимают кисти рук)

Из комочков слепим дом. (Соединяют кончики пальцев рук , слегка разводят ладони в стороны)

Звери будут в доме жить, (Хлопают в ладоши)

Веселиться и дружить,

Вместе домик сторожить (Соединяют руки в «замок» )

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики .

Мы с тобой снежок слепили. Дети "лепят".

Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую.

И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальчиком .

Раз - подбросим, "Подбрасывают".

Два - поймаем, "Ловят".

Три - уроним "Роняют".

И. сломаем. Топают. Давай, дружок, смелей, дружок!

(Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя)

Кати по снегу свой снежок –

Он превратится в толстый ком. (Рисуют в воздухе круг)

И станет ком снеговиком. (Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх)

Его улыбка так светла (Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла.

(Дети показывают указательными пальцами глаза , ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу)

Но солнце припечёт слегка –

(Дети поднимают руки вверх)

Увы! И нет снеговика!

(Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками)

«Зимующие птицы»

Прилетайте, птички! Сала дам синичке.

Приготовлю крошки Хлебушка немножко.

Эти крошки – голубям,

Эти крошки – воробьям.

Галки да вороны, Ешьте макароны!

«зовущие» движения пальцев 4 раза- «режущие» движения одной ладони по другой пальцы щепоткой – «крошим хлеб» , тереть подушечки пальцев друг о друга вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью то же – левой рукой тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»

Аты - баты, аты - баты!

(поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки )

На парад идут солдаты!

Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом пехота –

Рота за ротой.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«МАШИНА КАША»

Маша каши наварила, (Указательным пальцем правой

Маша кашей всех кормила. руки дети мешают в левой ладошке.)

Положила Маша кашу

Кошке - в чашку, (Загибают пальцы левой руки .)

Жучке - в плошку,

А коту - в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла, (Разжимают кулачок.)

Все до крошки раздала. (Сдувают «крошку» с ладошки.)

«Теремок»

Стоит в поле теремок – ладони домиком

На дверях висит замок – «замочек»

Пришел котик-коток – перекатывание рук не расцепляя пальцы

Трык-трак, трык-трак – расцепляем пальцы

И открылся замок – раскрыли «замочек» , помахали кистями рук

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«Кап – кап – кап» .

Кап, кап, кап – звенит капель. Ритмично на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев , начиная с большого.

Приближается апрель.

Мы апрель с тобой встречаем

И приметы посчитаем :

Солнце светит ярко – раз,

Травка зеленеет – два,

Птицы возвращаются к нам – три,

Дождик теплый льет четыре

С удовольствием идем мы гулять это пять!

Загибают поочередно пальчики на руках .

Голуби, синицы

Галки и стрижи

Чибисы, чижи

Аисты, кукушки

Даже совы-сплюшки

Лебеди, скворцы.

Все вы молодцы!

«Ласточка» .

Ласточка, ласточка,

На каждую строку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком , начиная с указательного, - сначала на правой, потом на левой руке.

Милая касаточка,

Ты где была,

Ты с чем пришла?

За морем бывала,

Весну добывала.

Несу, несу

Весну – красну.

«ПЯТЬ И ПЯТЬ»

Пять и пять пошли гулять.

Вместе весело играть. Ладошки широко разведенных рук раскрываются. Затем переплетенные пальцы обеих ладоней сгибаются и разгибаются.

Повернулись,

Улыбнулись, Вращение кистей рук. Сложенные к большому пальцу пальцы обеих рук «растягиваются в улыбку» , показывая её.

В кулачок вот так свернулись. Вот такие молодцы! Пальцы рук сжаты несильно в кулачок. Стучат кулачок о кулачок. (Повторить 2 раза)

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«Семья» .

Этот пальчик – дедушка ,

Этот пальчик – бабушка ,

Этот пальчик – папа ,

Этот пальчик – мама ,

А этот пальчик – Я ,

Вот и вся моя семья.

(Выставляется ладошка с грустными лицами) .

Пальцы – дружная семья (Сжимаем и разжимаем пальцы )

Друг без друга им нельзя одновременно)

Мы рога козы покажем (указательными пальцами )

И рога оленя даже (руки скрестить над головой)

И про зайку не забудем (попеременно кистями рук)

Ушками водить мы будем движение вперед, назад)

Чтобы четко говорить (поочередно соединяем Надо с пальцами дружить все пальцы с большим )

Круглый год.

Круглый год, круглый год! (пальцы в кулаки , вращать большими)

За зимой весна идет,

За весною следом торопится к нам лето.

У кого не спросим – идет за летом осень.

А за осенью сама к нам опять спешит зима. (колечки)

Это зайчонок, это бельчонок (сгибать пальцы в кулак , начиная с мизинца)

А это спешит, ковыляет спросонок бурый мохнатый, смешной медвежонок. (вращать большим пальцем )

Паучок ходил по ветке, (скрестить руки, пальцами одной руки пробежать по предплечью)

А за ним ходили детки. (пальцами второй руки также пробежать по предплечью)

Дождик с неба вдруг полил, (кисти свободно опустить, имитируя дождик)

Паучков на землю смыл. (хлопнуть ладонями по коленям или столу)

Солнце стало пригревать, (прижать ладони боковыми сторонами и растопырить пальцы )

Паучок ползет опять, (начинайте действия сначала)

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке. (пальцами пробегают по голове )

КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР для детей младшей и средней группы детского сада

Интеграция образовательных областей: "Коммуникация" и "Музыка"
Цели: формирование речи, пространственного мышления, внимания, воображения и мелкой моторики рук. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость.
(3-5 лет)
«Прилетели гули»
Прилетели гули,
Гули – голубочки.
Махать руками, как крылышками.
Сели на головку,
На головку дочке.
Положить руки на голову.
Ты, моя дочурка,
Помаши ладошкой.
Кыш – кыш – кыш!
Махать кистями рук, «прогоняя гулю»
«Шаловливые пальчики»
Дети, подняв ладошки, играют растопыренными пальчиками.
Потом пальчики прячутся-
Дети сжимают пальчики в кулачки. Повторить несколько раз:
«Играют – прячутся, играют – прячутся»

«Ножками затопали»
Ножками затопали,
шагать чётко, на каждую четверть
Зашагали по полу
топают ножками
Топ, топ, топ,топ,топ,
Все ребята дружно стоп!
«Зайчики»
Спросить у зайчика: «Где, зайчонок, ты гулял?» и, держа игрушку в руках, ответить за него
Я под ёлочкой скакал
Вместе с новыми друзьями:
Белкой, мышкой, воробьями.
-Что же ты там делал
-Прыгал
-А как?
-Вот так.
Зайчик показывает детям, как надо прыгать: педагог, держа игрушку перед собой, прыгает на обеих ногах. Затем предлагает ребятам попрыгать под музыкальное сопровождение.
Дети прыгают на обеих ногах, руки свободны или согнуты в локтях. Можно на каждого ребёнка надеть заячьи ушки. Этот момент сразу повышает заинтересованность и активность детей.
«Бабушка»
Бабушка очки надела
Соединить большой и указательный пальцы каждой руки отдельно
И внучаток разглядела.
В «колёсико» приложить к глазам и посмотреть в «очки».

Встряхнуть кисти рук, сделать «очки» из разных пальцев.
Не торопить детей, если у них это не сразу получается.
Обязательно встряхивать кисти рук, чтобы сбросить мышечное напряжение .
«Мы платочки постираем»
Мы платочки постираем,
Пальцы сжаты в кулачки
Крепко их потрём,
Тереть кулачком по кулачку
А потом повыжимаем, «Выжимаем бельё»
Мы платочки отожмём.
А теперь мы все платочки
Свободными пальцами
Так встряхнём, так встряхнём.
Кисти вверх, вниз.
А теперь мы их погладим,
«Гладим бельё»
Мы погладим утюгом.
Кулачок по ладони.
А теперь платочки сложим
Хлопать одной ладошкой
Эту стопку в шкаф положим.
Положить руки на колени.
«Кот Мурлыка»
Вот кот мурлыка ходит,
лёгкими, свободными кистями рук
выполняет движение«Кошечка»

Он всё за мышкой бродит
Мышка, мышка, берегись,
Погрозить пальчиком левой руки, затем правой.
Смотри, коту не попадись.
Сделать резкое движение пальцами обеих рук и сжать
«А-а-а-ам!»
пальцы в кулак.

«Наша бабушка».
Наша бабушка идёт
Шлепки по коленям лев., прав.
И корзиночку несёт.
«Корзиночка»
Села тихо в уголочек,
Руки на колени.
Вяжет деточкам носочек.
Вязать.
Вдруг котята прибежали
Кошечка.
И клубочки подобрали.
Где же, где мои клубочки,
Развести руками.
Как же мне вязать носочки?
Вязать.
«Тики-так»
/Работа над развитием звуковысотного слуха, голоса, чувства ритма./
(Исходное положение: все пальцы собраны в кулачок.
Педагог произносит в высоком регистре)

Тики-так, тики-так,
Указательные пальцы поднять вверх
Так ходики стучат.
И ритмично покачивать ими вправо-влево
(произносить в среднем регистре)

Туки-так, туки-так,
Пальцы широко, ладони друг к другу,
Так колёса стучат
скользить(в нижнем регистре)
Туки-ток, туки-ток
Сжать пальцы в кулаки и
Так стучит молоток.
Стучать кулачком по кулачку.
«Семья»
Этот пальчик-бабушка,
Указательным пальчиком левой руки дотронуться до большого пальца правой руки.
Этот пальчик-дедушка,
Дотронуться до указательного пальца,
Этот пальчик –мамочка,
Дотронуться до среднего,
Этот пальчик-папочка,
Дотронуться до безымянного,
А этот пальчик –я.
Дотронуться до мизинца.
Вот и вся моя семья!
Выполнить движение «фонарики» .
Дружная, крепкая!
Положить ладонь правой руки на ладонь левой руки и пожать её. Повторить, поменяв руки.

«Овечки»
На лугу стоят овечки,
Ушки, головой покачать.
Шерсть закручена в колечки,
Поочерёдно соединять с большим пальцем все остальные
А играет для овечек
(указательный, средний, безымянный и мизинец).
На свирели человечек.
Играть на дудочке.
«Раз, два, три, четыре, пять»
Сжимать и разжимать пальцы.
Вышли пальчики гулять.
Выполнять движение «фонарики».
Раз, два, три, четыре, пять.
Сжимать и разжимать пальцы.
В домик спрятались опять.
Сжать руки в кулаки.
«Побежали вдоль реки»
Побежали вдоль реки
Движение указательного и среднего пальцев обеих рук
Дети наперегонки.
по бёдрам и коленям (пальчики бегут)
«Капуста»
Что за скрип?
Сжимать и разжимать пальцы.
Что за хруст? Это что еще за куст?
Соединить основания ладоней, пальцы – «бутоном»,
покружить ими.

Как же быть без хруста?
Сделать из пальцев «шар»
Если я - капуста!
Мы капусту рубим,
Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз.
Мы морковку трем
Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, тереть кулачки друг о друга.
Мы капусту солим,
Движения пальцев имитирующие посыпание солью.
Мы капусту жмем.
Интенсивно сжимать пальцы обеих рук в кулаки.
«Снежок»
Белый снег пушистый

В воздухе кружиться.
Выполнять круговые движения кистями рук.
И на землю тихо
Ритмично, плавно опускать руки вниз.
Падает, ложится.
А потом, а потом
Имитация сгребания снега.
Мы из снега слепим ком.
Выполнять движение «пирожки»
Ух!
Бросить снежок вперед.

«Шарик»
Надувают шарик быстро
Пальцы обеих рук собраны в одну щепотку
Постепенно раздвигать их, не отрывая друг от друга.

Он становится большой.
Медленно развести руки в стороны.
Вдруг шар лопнул,
Хлопок в ладоши.
Воздух вышел,
Подуть на сложенные ладони.
Стал он тонкий и худой.
Снова собрать пальцы в щепотку.