Меню

Когда приучать ребенка есть ложкой самостоятельно комаровский. Вырабатываем навык самостоятельного питания

Макияж

Как найти подход к детям разного возраста? Как выбор детской посуды влияет на обучение? И каких ошибок не стоит допускать членам семьи, когда малыш уже начал сам есть ложкой.

Обучаем детей от 6 месяцев до 1,5 лет

В возрасте 6 месяцев ребенок уже сидит и полностью готов к прикорму. Когда карапуз пробует разные блюда, предлагайте ему подержать ложку. И если он проявляет к ней интерес, то это означает - пора. Можно смело начинать практические занятия. Вот несколько правил, как научить ребенка есть ложкой с раннего возраста.

Чем позже начать приобщать детей к самостоятельности в еде, тем сложнее их заинтересовать. Поэтому лучше запастись терпением и начинать как можно раньше.

Обучаем детей от 1,5 до 3 лет

К такому возрасту родители уже не знакомят малыша с тарелкой и приборами, а целенаправленно прививают самостоятельность. Поэтому всем членам семьи необходимо договориться о том, что ребенок теперь будет есть исключительно сам. А родителям, бабушкам и дедушкам стоит постараться поддержать интерес чада.

Понаблюдайте, в какой руке карапуз держит столовые приборы. Если перекладывает то в одну, то в другую, предлагайте брать в правую руку. Если же чаще всего ложка или вилка оказываются в левой, не переучивайте - возможно, в вашей семье будет левша.

Главное о посуде

На вопрос - как научить ребенка кушать самостоятельно - даже и половина мам не ответит, что важно правильно подобрать детскую посуду. А зря. Если кроху не заинтересовала тарелка, столовые приборы, или они для него некомфортны, то большего, чем слез и капризов мы не добьемся.

Ложка

Ложка малыша должна быть легкой, удобной, небольшой и, главное, безопасной. Для самых маленьких подойдет пластмассовая, латексная или силиконовая. Так ребенок не поранит себе десна. Хорошо, когда у прибора изогнута ручка - анатомическая ложка. Крохе удобно держать и доносить ее до рта. Силиконовые ложки для обучения кормлению позволяют гнуть ручку и регулировать форму прибора. Про особенности использования других ложек читайте ниже.

  • Кофейная или чайная. Рассчитана для старшего возраста (от 1 года), когда малыш уже не испугается ударов металлического прибора об пол, посуду, стол.
  • Серебряная. Не менее актуальной считается серебряная ложка (традиционный подарок на крестины), так как обладает противомикробным действием. Защищает от возникновения стоматита и кишечных инфекций. Также серебро не окисляется, поэтому не искажает вкус еды.
  • Керамическая. Такие приборы не весьма удобны для детей, особенно в возрасте до 1,5 лет. Керамика тяжелая и легко бьется. К тому же, если на ложке появился скол, для ребенка это небезопасно.


Вилка

С 1,5 лет можно знакомить ребенка с вилкой. Начинать лучше с прибора с закругленными краями по форме ложки с тупыми зубцами. Изготавливают ее из пищевого пластика. Изогнутая форма ручки поможет малышу научиться правильно ее держать. С 2 лет можно предложить карапузу металлическую вилку с пластмассовой или силиконовой ручкой. К 3 годам дети могут управляться и со взрослой столовой вилкой. В целях безопасности не стоит оставлять ребенка без присмотра.

Тарелка и чашка

  • Тарелка. Должна быть легкой и глубокой, с высокими бортиками, чтобы еда не высыпалась. Чаще всего это тарелки из пищевого пластика. Такие гаджеты, как тарелка на присоске или с подогревом, значительно сэкономит время и нервы маме.
  • Чашка. Идеальный вариант - с двумя ручками по бокам и крышкой в виде поильника. Либо с толстой гнущейся трубочкой. С 1,5-2 лет можно использовать и обычные фарфоровые чашки на 150-200 мл.

Цвет посуды и рисунки на ней могут повысить интерес крохи к еде. Красочные зверушки или герои из сказок сосредотачивают внимание ребенка, что немаловажно для маленьких непосед.

Качество посуды

  • Сертифицированный товар. На посуде ребенка лучше не экономить, поскольку на кону его здоровье. Предпочтительно выбирать продукцию известных производителей и покупать в аптеке или в специализированных магазинах.
  • Не берите посуду без упаковки. Вы можете упустить важные детали: инструкцию по использованию, способы чистки и предостережения в эксплуатации.
  • Материал. Пластиковая посуда имеет свою маркировку по составу материала. Если таких обозначений нет - вы покупаете кота в мешке. Наиболее безопасный - пищевой пластик. Чашку лучше брать из полипропиллена.
  • Аллергия на красители. Чтобы избежать аллергических реакций у ребенка, узнайте у продавца или прочитайте в сертификате о фиксации красителей. Она должна быть прочной. Дешевые подделки насыщают стиролом и полистиролом. Для ребенка это яд замедленного действия.

Чего не нужно делать: 3 типичных ошибки

Так как научить ребенка кушать ложкой дело нелегкое, требует времени и терпения родителей, многие, не зная того сами, допускают ряд типичных ошибок. Они тормозят процесс обучения.

  1. Не заставляйте есть. Капризы и неохотное поедание пищи может сообщить о болезни, прорезывании зубов. Либо же ребенок уже наелся или ему не нравится какое-то конкретное блюдо.
  2. Не торопите. Позвольте крохе тратить на еду столько времени, сколько он пожелает. Конечно, он делает это медленно, но для него это игра, изучение окружающего мира. Тем более у него еще совсем мало навыков.
  3. Не оставляйте одного. Во-первых, это опасно, ребенок может подавиться, а рядом никого не окажется. Во-вторых, он может просто испугаться пролитого на себя пюре или расплакаться из-за упавшей ложки. Да и к тому же сидеть длительное время без мамы может быть скучно и неинтересно.

И один из самых важных моментов - не сравнивайте вашего карапуза с другими детьми. Если сын вашей соседки давно уже ест вилкой, а у вас все еще не получается приучить ребенка есть самостоятельно ложкой - не переживайте. Каждый малыш - индивидуальность, и он не должен укладываться в какие-то сроки.

Распечатать

Ложка – один из первых инструментов, который малыш начинает использовать «по назначению». Для ребенка это очень серьезное дело – научиться самостоятельно есть, и без помощи взрослого тут не обойтись.

В каком возрасте ребенок научится есть самостоятельно, в первую очередь зависит от родителей. Чем больше они опекают малыша, тем медленнее он осваивает новые навыки. И наоборот, малыш, которого мама не ограничивает в его стремлении к самостоятельности и во всем поддерживает, быстро освоит эту нелегкую задачу.

При обучении ребенка навыкам самостоятельного пользования ложкой родителям надо набраться терпения. Кормления будут занимать больше времени, чем обычно, а процесс обучения займет не один день. Надо приготовиться к тому, что во время еды малыш будет пачкать не только себя, но и все вокруг. После каждого приема пищи придется вытирать стол, пол, измазанные едой руки и лицо ребенка. Но это не повод для того, чтобы отказываться от поставленной цели и возвращаться к кормлению с ложечки.

Когда начинать учить ребенка есть самостоятельно?

Дети с разной скоростью осваивают навык пользования ложкой, но, как правило, к 1–1,5 годам они уже начинают есть самостоятельно.

Самостоятельность при приеме пищи впервые проявляется у ребенка в тот момент, когда он начинает сам есть печенье, сухарики, хлеб. На следующем этапе своего развития малыш начинает брать пищу из тарелки руками. Ругать его за это ни в коем случае нельзя – это своеобразная тренировка: он берет руками пищу и учится попадать едой себе в рот. Именно эти действия приближают маленького человека к освоению навыка самостоятельного употребления пищи. Ведь прежде чем начать есть ложкой, ребенок должен научиться брать и удерживать предметы между большим и указательным пальцами. Когда кроха освоит этот важный навык – а произойдет это примерно к 7–8 месяцам, – можно начинать учить его пользоваться ложкой.

У нас самообслуживание

С самого раннего возраста надо приучать ребенка есть на кухне или в столовой. Для кормления необходимо приобрести специальный детский стульчик со съемным столиком, за которым малышу будет удобно кушать.

Также у крохи должна быть своя посуда: ложка, глубокая и мелкая тарелки, чашка. Вся детская посуда должна быть небьющейся, так как, возможно, ей не раз придется падать на пол. Этим требованиям отвечает термостойкий пищевой пластик.

Тарелка. На первых порах малышу подойдет тарелка с высокими бортиками и присоской – она крепится к столу, и малышу вряд ли удастся ее перевернуть. Крохе будет интереснее кушать, если на тарелке будут изображены различные зверюшки или сказочные герои. Можно сочинить для него какую-нибудь сказочную историю и заинтересовать нарисованным сюжетом. Существуют тарелки с подогревом; у них внутри есть резервуар, куда заливается горячая вода – благодаря этому пища долго остается теплой.

Чашка. Чашку лучше выбрать небольшого размера (не более 100–125 мл), с ручками с двух сторон. Ребенок сможет держать ее двумя руками.

Ложка. Сейчас делают специальные ложки для малышей: небольшого размера, с нескользящей удобной ручкой, часто округлой формы, удобной для захвата детской ладошкой.

Вилка. С детской вилкой малыша можно познакомить примерно в 1,5–2 года, когда он уже хорошо управляется с ложкой. Зубчики у детской вилки должны быть не острыми, а закругленными, чтобы малыш не мог поранить себя. Ребенку надо показать, что если приходится накалывать вилкой кусочки еды (кусочки котлеты, рыбы и т. д.), то ее необходимо держать зубцами вниз, а если вилкой кушать пюреобразную пищу (картофельное пюре, вермишель) – то ее надо держать как ложку.

Мама обязательно должна показать малышу, как накалывать еду на вилку и как аккуратно снимать пищу с вилки ртом, чтобы не пораниться.

Существует также специальная обучающая посуда для малышей. Пластмассовые ложки и вилки из таких комплектов имеют форму, изогнутую в сторону лица. Благодаря этому крохе легче донести еду до рта.

Нож. Чуть позже, в 2,5–3 года, можно дать ребенку неострый детский нож, предварительно продемонстрировав, как им правильно пользоваться.

Нагрудник. Чтобы малыш не испачкался во время еды, необходимо надевать на него специальный непромокаемый фартучек или нагрудник с кармашком внизу. Фартучков лучше иметь несколько, так как после каждого кормления их придется стирать. Очень удобны нагрудники с загнутым нижним краем, так как они предотвращают стекание на одежду малыша жидкой пищи. Эти нагрудники изготавливаются из специального мягкого и гибкого пластика. Они хороши тем, что их не надо стирать – они легко моются и быстро сохнут. Малышу вполне достаточно будет иметь один такой нагрудник. Помытый после еды, он уже через 5 минут снова готов к употреблению.

Как научить ребенка есть ложкой? Основные принципы

Чтобы научить ребенка есть ложкой, необходимо последовательно соблюдать несколько принципов.

  • Решение о том, что малыш будет учиться есть самостоятельно, должно быть оговорено со всеми членами семьи. Чтобы не получилось так, что мама учит малыша пользоваться ложкой, а бабушка или другие родственники кормят его сами. В этом случае малыш будет лениться и процесс обучения может затянуться.
  • Учить ребенка есть ложкой нужно каждый день, чтобы он не забывал уже приобретенных навыков. Однако если кроха болеет, у него режутся зубки, он устал или у него просто плохое настроение – не надо заставлять его кушать самостоятельно. Лучше в этот раз покормить малыша с ложечки, а когда состояние ребенка нормализуется, снова предложить ему есть самому.
  • Родители обязательно должны показать, как едят они сами. Для этого надо стараться организовывать совместные трапезы. Основной чертой детского поведения является подражание, поэтому, глядя на взрослых, он станет брать с них пример и будет стремиться кушать самостоятельно.
  • Кормить ребенка лучше в строго установленное время.
  • Для первых попыток самостоятельно пользоваться ложкой лучше всего подходят каши и пюре – это густая пища, и малышу проще донести ее до рта. Если дать крохе сразу самостоятельно есть суп, то он просто расплескает содержимое ложки, не донеся еду до рта.
  • Лучше предлагать ребенку есть самостоятельно, когда он действительно голоден. Желательно, чтобы это были вкусные, любимые блюда.
  • Не надо ставить на стол пред ребенком сразу все, что приготовлено на обед. Иначе он выберет , а от остального откажется. Первое и второе блюдо должны подаваться отдельно, из разных тарелок.


Едим ложкой

Чтобы малыш понял, как надо есть ложкой, маме нужно вложить "инструмент" в его ручку и показать, как правильно им пользоваться. Мама берет руку ребенка в свою, зачерпывает еду из тарелки и помогает ему донести ложку с едой до рта. Когда эта процедура повторится несколько раз, малыш поймет, как пользоваться ложкой. Первое время он будет держать ложку в кулачке, так как у него еще плохо развиты мелкая моторика и координация движений. Крохе просто тяжело держать этот столовый прибор правильно.

Главная его цель на данном этапе – донести еду до рта. Но все равно малышу надо показывать, как правильно держать ложку, тогда он постепенно научится и этому.

Если ребенок самостоятельно и с аппетитом начал есть сам, но быстро устал, мама должна докормить его. Лучше это делать параллельно – второй ложкой. Если у малыша не получается набирать еду в ложку самостоятельно, можно предлагать ему уже наполненную едой ложку. Также крохе можно предложить такой вариант еды: одну ложечку с едой кладет ему в рот мама, другую – он сам.

Как научить ребенка пить из чашки самостоятельно?

Учить малыша пользоваться чашкой можно начинать в 6–8 месяцев. Многие родители при переходе ребенка от груди или бутылочки к чашке используют в качестве промежуточного звена поильник. Ведь научиться пить из поильника ребенку намного легче, чем из чашки. Поильник – это пластиковая чашечка, на которую надевается специальный колпачок с носиком, жидкость из этого носика попадает точно в рот малыша. Но вовсе необязательно ребенок должен пить из поильника, до того как научиться пить из чашки.

Прежде всего, мама должна показать малышу, как надо пользоваться чашкой. Для этого она должна попить из чашки сама на глазах у ребенка. Затем надо аккуратно прижать чашку к губам ребенка, слегка наклонить и дать ему сделать 1–2 глотка любимого им напитка. В первое время нужно обязательно придерживать чашку и контролировать действия ребенка, подстраховывая его. Очень скоро малыш поймет, каким должен быть угол наклона, чтобы жидкость попадала в рот, и тогда ему можно будет разрешить пить из чашки самостоятельно. При обучении важно соблюдать два правила:

Поначалу в чашку наливать немного жидкости – на 3–4 глотка, – чтобы малыш случайно не захлебнулся;
питье должно быть обязательно привычным для крохи.

Этикет для ребенка

С раннего возраста у ребенка формируются правильное пищевое поведение и привычки. Поэтому необходимо сразу учить его правильно вести себя за столом.

  • Перед едой надо обязательно мыть ребенку руки. Это один из главных гигиенических навыков. Мама должна показать малышу, как правильно мыть руки, и постараться доступно объяснить, зачем это надо делать.
  • Не нужно кормить ребенка вне кухни и во время игры. Многие мамы, пытаясь накормить малыша, окружают его различными игрушками – это неправильно. С самого начала нужно дать понять крохе, что во время еды надо есть, а играть – потом.
  • Нельзя разрешать ребенку играть с едой и столовыми приборами. Когда малыш начинает баловаться, стоит сразу прекратить кормление.
  • Не нужно ругать ребенка за неаккуратность – лучше научить его пользоваться салфеткой. Подходящий для этого возраст – 1,5 года. Сначала мама должна показать малышу на своем примере, для чего нужна салфетка, а затем можно предложить ее крохе.

Правила для взрослых

  • Не следует кормить ребенка насильно, поскольку у него может закрепиться отрицательное отношение к еде.
  • Нельзя торопить малыша во время еды.
  • Нельзя оставлять ребенка во время еды одного; он может подавиться или поперхнуться.
  • Обязательно надо хвалить кроху, даже если у него не все получается.

И наконец, два универсальных правила, о которых важно помнить взрослым, приучающим малыша к самостоятельности:

  • не предъявлять ребенку непосильные требования;
  • не делать за малыша то, что он может сделать сам.

Возможно, вам будут интересны статьи

Научить ребенка самостоятельно кушать ложкой я планировала к тому моменту, когда ему исполнится два года. Но когда в год и один месяц сын начал активно интересоваться этим столовым прибором, я решила не упускать момент и начать обучение. Оно было построено на нескольких очень важных для нас принципах.

1. Самостоятельность

Я поставила себе условие, что ребенок должен кушать самостоятельно. Конечно, было очевидно, что накормить себя с первого раза малыш вряд ли сможет. Суть сводилась к следующему: я давала ребенку ложку и тарелку с едой, и он сам пытался себя накормить.

Естественно, сначала у него мало что получалось. Он брал в руку ложку и просто ковырял ей еду. Когда силы малыша были на исходе, и он уже не хотел «орудовать» столовым прибором, я начинала кормить его другой ложечкой.

Поначалу ребенок часто бросал ложку и начинал кушать руками. Это было вполне объяснимо - контролировать свои руки тогда он умел очень хорошо, чего не скажешь о ложке. Я к этому относилась вполне спокойно. Заняв рот едой, малыш снова хватался за ложку.

Со временем ребенок научился держать ложку и даже подносить ее ко рту. Дальше больше - попытки донести в ложке часть еды начали получаться. Упорство малыша и постоянные тренировки делали свое дело.

2. Непрерывность и последовательность

Обучение малыша стало непрерывным. Он тренировал свои навыки во время каждого приема пищи. Ему это безумно нравилось. Последовательность же заключалась в том, что обучение мы начали с более густой пищи, которую легче было донести до рта. Постепенно малыш учился ровно держать ложку и переносить в ней более жидкую еду.

Данный принцип оказался сложным для меня. Приемы пищи стали занимать очень много времени. При этом было немало других дел. Поэтому часто возникало желание все бросить и самой накормить ребенка. Но в последний момент я заставляла себя сдерживаться.

3. Хорошие примеры

Главным примером правильного приема пищи и поведения за столом для ребенка стала я. Мы с сыном совмещали все завтраки обеды и ужины. Помимо обучения кушать с помощью ложки, я пыталась научить малыша аккуратности. Опять же, на собственном примере.

Перед едой мы вместе мыли ручки. Только после этого садились за стол. Если малыш вымазывал себя или стол, я объясняла ему, что это нехорошо, что никто из взрослых так не делает, и он тоже должен учиться быть аккуратным.

4. Похвала

Я всегда придерживалась мнения (и продолжаю это делать), что за каждый успех ребенка его непременно нужно хвалить. Так малыш понимает, что он движется в правильном направлении. Похвала становится стимулом для него.

Когда у сына что-то получалось, я всегда это отмечала вслух. Я говорила, какой он умница, что сумел это сделать. И в следующий раз он делал это же, но гораздо увереннее, поскольку знал, что это правильно.

5. Терпение

Данный пункт касался меня. Именно мне потребовалось его набраться, чтобы выдержать этот сложный, но в то же время очень интересный период, продолжавшийся более двух месяцев.

Это сейчас я счастлива, что мой ребенок стал самостоятельнее, а у меня появилось чуть больше свободного времени. Но после первых попыток есть ложкой мне приходилось каждый раз отмывать стол, территорию вокруг него, ребенка, а порой еще и себя от еды, которая упала и разлетелась с ложки.

Важно! Для успешного обучения необходимо, чтобы ребенок сначала проголодался. Иначе, велика вероятность того, что процесс приема пищи попросту превратится в игру.

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в

Екатерина Ракитина

Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия

Время на чтение: 4 минуты

А А

Последнее обновление статьи: 23.01.2017

Умение есть ложкой — одно из самых первых самостоятельных умений малыша. Для него этот процесс не менее важен, чем для родителей, поэтому помощь взрослых в таком непростом деле просто необходима.

В каком возрасте приучать сына или дочь самостоятельно есть, в первую очередь зависит от мамы и папы. Исследования ученых показали, что дети, чьи родители не бояться учить их, позволяя быть более самостоятельными, гораздо быстрее учатся ходить на горшок или пользоваться ложкой.

Не стоит бояться дать малышу немного больше свободы, таким образом он будет чувствовать родительскую поддержку и заботу, так же перестанет бояться неодобрения взрослых членов семьи. Такой принцип хорош не только в освоении новых навыков, но и в других жизненных аспектах ребенка.

Прежде, чем начать учить ребенка кормлению из ложечки, надо настроится на то, что завтрак, обед и ужин будут занимать в два или три раза больше времени, ведь в таком деле важно терпение и искренняя поддержка. Так же после каждого приема пищи придется мыть все вокруг: стол, стул, полы и стены, так как ребенок не всегда спокойно реагирует на идею употреблять пищу самому.

Как подготовить малыша и когда начинать употреблять пищу ложкой

Существует несколько важных аспектов, которые существенно облегчат сам процесс обучения:

  1. Подготовка;
  2. Учить без большого запаса терпения невозможно;
  3. Индивидуальность каждого малыша;
  4. Умение поймать момент;
  5. Помощь малышу при неудачах;
  6. Постоянные тренировки;
  7. Умение вызвать интерес.

Итак, рассмотрим самые важные пункты по порядку.

Как правильно подготовить

Если с самого рождения дитя кушает под крики и истерики или же пока родители не включат мультики, то будет сложнее вызвать у него желание кушать самостоятельно. У такой проблемы есть выход. Даже самым маленьким детям нравится, если вся семья собирается за столом, это придает интереса любому приему пищи. Ребенок будет видеть, что взрослые кушают отлично от него и скорее всего попытается за ними это повторить, отнимая ложку у мамы или папы.

Чтобы уже с первых попыток все получалось, разрешайте ему не только отнимать ложку, но и брать еду руками, но ни в коем случае не заставляйте принимать пищу. Доказано, что если насильно учить малыша кушать, то такой способ в скором времени отобьет все желание брать ложку в руки.

Теперь поговорим о терпении. Многие родители любят приучать детей кушать самим, используя фразы: «ешь быстрее», «хватит отвлекаться» и так далее. Постарайтесь исключить подобные фразы во время прямого общения. Когда ребенок кушает, он не только утоляет чувство голода, но и получает удовольствие, для него это своего рода игра, которую никак нельзя торопить, иначе все желание играть дальше пропадет. Лучше хвалить его и подбадривать каждый раз, когда он отправил ложечку с едой в рот.

Учитывайте индивидуальность

Важно всегда помнить, что каждый человек индивидуален, поэтому к любому из них нужно искать свой подход. В книгах, посвященных теме самостоятельного питания, пишут, что дети к полутора годам просто обязаны кушать сами. Не стоит загонять малыша в эти рамки и стремиться достичь идеала, ведь некоторые дети и к трем годам не хотят есть сами и требуют, чтобы их кормили, но встретить десятилетнего, который еще не научился кушать сам — невозможно.

Постоянные тренировки очень важны, так как ребенок должен запоминать необходимые ему навыки. Закалять навык можно в песочнице. Поставьте рядом с малышом пустое ведерко, дайте ему в руки лопаточку и попросите заполнить емкость песком.

Поддержка

Довольно часто ребенок, у которого что-то не выходит, начинает капризничать, плакать и кричать. В этот момент ему понадобится поддержка самых близких людей — родителей. Это одна из самых важных причин быть с малышом на протяжении обеда. Кроме того, малыш может вылить на себя кашу или подавиться, в этих случая присутствие взрослых просто необходимо.

Интерес к приему пищи

Каждому известно не по наслышке, что вкусная и полезная еда часто смотрится на тарелке совсем непривлекательно, но взрослые в отличие от детей понимают, что вкус абсолютно не зависит от внешнего вида. Как же сделать так, чтобы у ребенка возникло желание кушать?

Хорошим способом будет украсить блюдо. Можно вырезать из продуктов цветочки, веселые рожицы или звездочки.

— Купите тарелку с красивым рисунком на дне, наложите еды и сообщите ребенку, что когда он все скушает сам — то его ждет сюрприз. Это вызовет интерес к самому процессу приема пищи и позволит неоднократно использовать этот вариант.

С какого возраста малыш начинает употреблять пищу сам

Как упоминалось ранее, каждый ребенок индивидуален, поэтому нужно подобрать определенные способы учить малыша осваивать навык и пользоваться ложкой по назначению, но, как правило, умение само по себе приходит уже к полутора годам.

В большинстве случаев, к 7-8 месяцам малыш уже уверенно сидит на детском стульчике и спокойно позволяет маме его кормить. Кроме того, он может незаметно брать кусочки хлеба из тарелки и отправлять их в рот. Именно в это время психологи советуют начинать вызывать у детей интерес к процессу самостоятельного приема пищи.

В 9-10 месяцев ребенок сам ест из бутылочки, пытается пить из чашки и хватает руками не только кусочки хлеба, но и еду из тарелки. Важно, чтобы пища была не очень горячей, иначе ребенок может получить ожог. В это время запасайтесь терпением, потому что вам придется не только терпеливо учить ребенка, но и несколько раз в день мыть кухню.

В 11-12 месяцев ребенок должен буквально выхватывать ложку из рук мамы и пытаться повторить процесс за ней. Иногда у него получается, иногда нет. На данный момент все будет зависеть от родителей и их поддержки. Возможно, взрослые посчитают такое поведение капризным, но это не так. Выхватывание — это потребность научится пользоваться столовыми приборами так, как это делают родители, поэтому старайтесь любым способом его поощрить.

В 15 месяцев ребенок должен уже свободно различать блюда и показывать пальчиком на то, что внешне ему понравилось больше, чем все остальные. Малыш уже умеет уверенно пользоваться ложкой, но не часто доносит пищу до цели, большая часть супов и каш будет находиться на столе, одежде, полу и стенах.

В 21 месяц малыш делает самые первые и значительные успехи в овладении ложкой. Еда уже не так часто оказывается на одежде, а сам ребенок ест с куда большим удовольствием, чем раньше. Кроме того, он научится держать стакан довольно долгое время, не пролив на себя его содержимое.

Основные правила в этой статье мы уже разобрали, но есть еще два, не менее важных:

  1. Не в коем случае нельзя делать за ребенка то, что он может делать сам. Это относится не только к завтраку, обеду и ужину, но и к другим аспектам.
  2. Нельзя учить ребенка против его воли и предъявлять ему такие требования, которые он не в состоянии выполнить, потому что в большинстве случаев такое поведение вызывает категорическое нежелание учиться употреблять пищу самостоятельно.

Малыши в возрасте 10–12 месяцев становятся более активными и любознательными, с удовольствием осваивают новые навыки и стремятся делать все самостоятельно, без помощи мамы или папы. Этот период, по мнению детских психологов, идеально подходит, чтобы научить ребенка пользоваться столовыми приборами. Сначала каша будет везде: на столике, полу и даже стенах, но со временем юный ученик сможет приручить строптивую ложку и порадует маму своими успехами.

Набор первооткрывателя

Ручки у малышей маленькие и слабые, поэтому они не способны долго удерживать железные столовые приборы. Лучше начать с легких пластиковых ложечек и вилочек ярких оттенков, которые заинтересуют ребенка и сделают процесс кормления веселее. Дополнить набор первооткрывателя маленькой удобной чашкой и красивой тарелкой, разрисованной бабочками, цветами, животными или машинками. Малыш обязательно захочет съесть всю кашу, ведь под вкусным и полезным слоем спрятался симпатичный котенок или любимый персонаж из мультсериала о свинках.

Покупать следует прорезиненную неглубокую ложку, в которую помещается всего 5–10 г пюре, и вилку с закругленными тупыми кончиками. Дети часто размахивают столовыми приборами и используют их не по назначению, рискуя пораниться или выколоть себе глаз. Аксессуары, предназначенные для кормления малышей, не только удобные и яркие, но и безопасные.

7 способов развить у ребенка внимательность

Семейные обеды

Дети копируют родителей: привычки, слова, движения. Малыш быстрее научится кушать самостоятельно, если садиться за стол всей семьей. Ставить перед ним тарелку и чашку, класть рядом ложку или вилку, чтобы было все, как у папы или мамы.

Родителям советуют комментировать и объяснять свои действия. Например: «Мама взяла ложку, чтобы кушать супчик. У тебя тоже такая есть. Давай, возьми ее в ручку и попробуй самостоятельно съесть немного каши, чтобы вырасти большим, как папа».

Обязательно подключать к процессу всех присутствующих за столом. Можно предложить ребенку зачерпнуть немного пюре из маминой тарелки или покормить своей кашей папу. Пускай малыш испачкает стол и донесет до рта только десятую часть, но он попробовал, поэтому молодец.

Правильная консистенция

Дети должны получать удовольствие от приема пищи. Нельзя заставлять или насильно пихать еду в ребенка, который сопротивляется и отмахивается от «самолетиков» и «поездов», везущих кашу. Учить малыша кушать самостоятельно нужно, когда он проголодается. Приготовить вкусное пюре или супчик, обязательно измельчить до однородного состояния. Зачерпнуть густую пасту из овощей гораздо проще, чем макаронину или кусочек картофеля, плавающий в бульоне. Малыш, у которого не получается выловить морковку или тефтельку из супа, начнет нервничать и перехочет учиться. Легче, когда мама достает лакомые кусочки и кладет их просто в рот.

У некоторых детей не складываются отношения с ложками. Им нравятся вилки, на которые можно наколоть макаронину или порезанный банан. Что делать маме? Вручить малышу тот столовый прибор, который ему по душе, и не переживать. Однажды ребенку надоест возиться с вилкой, и он потребует тарелку супа и ложку. Нужно только подождать.

Игры с едой

Сначала дети учатся зачерпывать кашу из миски, а потом доносить пищу до своего рта. Между первым и вторым пунктом может пройти несколько дней, недель или месяцев. Малыша нельзя торопить. Пускай строит башни из гречки или роет тоннели в творожной массе, а чтобы ребенок не остался голодным, мамы используют прием «В две ложки».

Один прибор они дают юному ученику, разрешая ковыряться в тарелке, а вторым орудуют сами. Пока малыш с интересом зачерпывает суп и выливает его обратно в миску, мама быстренько кормит исследователя и занимается собственными делами.

Нельзя, чтобы обед превращался в игру. Если ребенок:

  • разбрасывает кашу по всей кухне;
  • кидается супом во взрослых;
  • переворачивает тарелку;
  • умывается овощным пюре.

Мама должна остановить детские шалости и объяснить, что за столом нужно вести себя культурно и не баловаться. Ложка предназначена для супа и каши, ею нельзя стучать по столу или тарелке, швырять по всей кухне или бить несчастного кота. Ребенок пропускает слова мимо ушей? Начинает барабанить еще сильнее? Пора отнести ложку в мойку и отправить малыша в другую комнату. Обед закончился, придется продолжить обучение за ужином или завтраком.

как отучить ребенка от ночного кормления

Терпение и спокойствие

Крики и шлепки не заставят малыша держать ложку крепче или не рассыпать кашу. Хорошие результаты дает похвала и терпение, когда мама не ругает за ненароком пролитый суп и радуется, что ребенку удалось самостоятельно съесть кусочек омлета.

Чтобы малыш быстрее освоил столовые приборы, нельзя никогда:

  • Торопить и подгонять его, ведь скоро идти на прогулку или ехать в гости.
  • Заставлять кушать только правой или левой рукой. Пускай самостоятельно выбирает, с какой стороны удобнее подносить ложку ко рту. Не страшно, если вечером он работал правой, а утром решил взять прибор левой рукой. Со временем малыш определится и сделает окончательный выбор.
  • Ругать или шлепать по попе, когда еда из ложки падает на стол или недавно вымытый пол. У детей не такие точные движения, как у взрослых. Малыш действительно старается не пачкать одежду и скатерть, но у него не всегда получается.
  • Называть ребенка плохим, когда он кушает мало или без охоты. Родители формируют у крохи комплексы, которые со временем приведут к ожирению или проблемам с лишним весом.
  • Нужно в обязательно порядке провести воспитательные беседы со всеми бабушками и дедушками, объяснить, как кормить ребенка, и что делать нельзя. Если дома мама не разрешает окунать в суп руки, то и в гостях такое поведение недопустимо.

    как приучить ребенка спать в своей кроватке

    Руководить и подсказывать

    Чтобы научить ребенка обращаться с ложкой, следует подарить ему лопаточку. Обычную пластиковую, которая будет помещаться в детской ладошке. Пускай он загружает песок в машинку или ведерко, кормит им плюшевого медведя. Благодаря играм ребенок учится правильно держать лопаточку, чтобы было удобно, и зачерпывать землю.

    Ложка чуть меньше пластиковой игрушки, но имеет похожую форму. Юным исследователям песочницы проще держать столовый прибор и набирать кашку из тарелки. Конечно, маме придется показать основы:

    • какие пальчики куда положить;
    • как должна двигаться рука, чтобы каша попадала в рот, а не в нос или ухо;
    • с какой силой сжимать ручку;
    • как зачерпывать пюре.

    Малыша, который только знакомится со столовыми приборами, нужно поправлять. Держать вместе с ним ложку и подносить ее ко рту. Вытирать со щек остатки пюре. Давать передохнуть и набраться сил, когда он устанет кушать или поднимать тяжелый столовый прибор.

    Иногда маме хочется накормить ребенка самой, ведь так быстрее и проще. Да, взрослые могут запихнуть в малыша кашу за считанные минуты, но тогда кроха так и не научится самостоятельно обслуживать себя за столом.

    как приучить ребенка к горшку

    Стены, перепачканные кашей. Лужи из брокколи на полу. Стопки маечек и штанишек, которые нужно отстирывать от супа. Как маме не сойти с ума и не потерять самообладание? Заранее готовится к кормлению ребенка.

  • Постелить на пол клеенку или положить несколько газет.
  • Если в доме тепло, раздеть малыша до памперсов или полностью. Отмыть кроху от каши намного проще, чем вывести пятна сока или кабачкового пюре.
  • Малыш пачкает волосы? Спасет чепчик, который не обязательно тщательно выстирывать. Достаточно смести остатки еды, а потом сполоснуть под краном.
  • Покупать тарелки на присосках. Малыш не сможет сдвинуть миску с места, ему будет удобнее черпать суп, значит, меньше еды окажется на полу.
  • Не позволять ребенку разгуливать по квартире с ложкой или тарелкой. Кушать нужно только на кухне, сидя за столом, как родители. Захотел пойти в зал? Поставил миску, положил ложку, сполоснул руки и лицо, а потом отправился по своим делам.
  • Никаких мультиков. Кроха должен сконцентрироваться на ложке. Сначала кушать, а потом смотреть телевизор или играть машинками.
  • Ребенок может упираться и устраивать сцены, пытаться манипулировать родителями, но важно не поддаваться. Отказывается от еды, пока не включат мультфильмы? Ничего, проголодается и сам попросит каши. Берет суп руками и размазывает по лицу? Ребенок сыт и начинает баловаться. Нужно забрать тарелку, умыть и отправить играть.

    Малыши учатся кушать самостоятельно неделями и месяцами. Не нужно торопить. Пускай экспериментируют, пробуют, ошибаются. Задача мамы – стоять рядом и помогать. Направлять и подсказывать, хвалить и радоваться маленьким успехам. Когда ребенок почувствует, что его поддерживают и любят, он обязательно сделает все правильно и научится кушать самостоятельно быстрее сверстников.