Меню

Когда дети начинают кушать самостоятельно. Как научить ребенка есть ложкой

Уютный дом

Однозначного ответа на вопрос о том, когда именно ребенка следует учить держать ложку и с ее помощью самостоятельно есть, нет. Во многом все зависит от любознательности и того, насколько он развит. Одним детишкам этот предмет интересен уже в 6 месяцев, хотя держать его они еще не умеют, другие же предпочитают кушать «с ложечки» вплоть до 2, а то и 3 лет.

Но затягивать с процессом приучения нельзя, чем раньше вы начнете обучать данному навыку, тем проще будет вам самим, и ребенку в процессе социализации в детском саду.Сегодня вы узнаете, как научить ребенка есть самостоятельно и когда он готов к этому.

Когда начинать обучать ребенка

Родителям следует наблюдать за своим малышом, чтобы убедиться, что он готов к обучению . Признаки готовности такие:

  • проявление интереса к еде;
  • малыш тянет в рот куски пищи;
  • выхватывает ложку из рук родителей и пытается держать ее самостоятельно.

Естественно, что сразу вы не научите его правильно держать ложку и уж тем более кушать с ее помощью. Готовьтесь к тому, что еда будет разбросана по всей комнате, но через этот этап непременно нужно пройти.

Прежде чем приступить к обучению, примите во внимание такие советы:

Как научить ребенка есть ложкой

Чтобы процесс обучения малыша есть самостоятельно ложкой был проще, алгоритм действий должен быть таким:

Поначалу обучение не будет давать видимых результатов, малыш будет просто мешать содержимое тарелки и размазывать его по столу или даже лицу. К ложке он может привыкать достаточно долго. Если он переворачивает посуду постоянно, используйте тарелку на присосках.

Затем аналогичным образом вы можете научить своего малыша правильно держать вилку и пить из чашки-непроливайки , а потом уж и из кружки. Начинать следует с небольших порций, а потом, если ребенок проявляет заинтересованность, увеличивайте их. И никогда не показывайте, что вы недовольны тем, что одежда или мебель пачкаются.

Как вести себя, если ребенок не хочет самостоятельно кушать

Конечно же, все дети разные. И если одним ложка интересна, хотя бы как очередная игрушка, то другие же категорически отказываются ее брать в руки. Однако принуждать это делать ребенка категорически нельзя, поскольку это может привести к формированию негативного отношения к еде в принципе.

Если малышу больше года, а ваши попытки научить его есть самому ничем не заканчиваются, то можете принять такие меры:

  • сначала малыша покормите с ложечки, потом дайте ему отдохнуть, а затем попробуйте возобновить обучение через несколько дней;
  • если у вас есть старшие дети, то попросите их показать младшему, как правильно кушать ложкой;
  • попробуйте организовать праздник для детей , чтобы малыш отработал умение в компании других детишек.

Несмотря на то что принуждать к обучению карапуза нельзя, надолго откладывать его тоже не рекомендуется. Данный навык важен не только для развития, но и социальной адаптации малыша в саду.

Правила поведения и безопасности за столом для родителей

Поначалу ребенок вряд ли будет вести себя аккуратно, поэтому задачей родителей является приучить его к правилам поведения и гигиены. Правила следующие:

Что нельзя делать за столом:

  • не кормите насильно и не заставляйте делать малыша что-то против его воли;
  • не торопите его;
  • не оставляйте во время еды одного.

Также запрещено предъявлять малышам требования, которые они не в состоянии выполнить, а также делать за них то, что они в состоянии выполнять самостоятельно.

Итак, мы рассмотрели, как научить ребенка есть с помощью приборов. Самое важное при обучении – это не нервничать, если обучение не ладится. Переживать не стоит, со временем все наладится, и детки будут кушать без посторонней помощи.

Все приходит с опытом, при обучении лучше выбирать ту еду, которая лучше пристает к приборам. Возможно, все получится не сразу, но зато малыш приобретет очень важный навык.

Наблюдая за тем, как растёт наш малыш, мы, с одной стороны, хотим, чтобы он побыстрее стал самостоятельным, не зависящим от взрослых, а с другой — так хочется, чтобы время младенчества продлилось бы подольше — ведь так приятно ухаживать за малышом, чувствовать свою необходимость и его зависимость от родителей. Вообще, вопрос независимости ребёнка — один из главных, которые пытаются решить родители, воспитывая своё чадо. В одной из книг по уходу за ребёнком я прочла интересную фразу: "Правильно воспитать ребёнка — это значит научить его обходиться без родителей". Первое, чему его надо научить делать — есть самостоятельно.

Когда же можно дать ложку ребёнку? Путь это долгий, и он потребует от родителей огромного терпения, и возраст, в котором ребёнок научится есть самостоятельно, зависит от взрослых, от того, сумели ли они вовремя разглядеть порывы к самостоятельности и поддержать своего малыша в этом трудном деле.

Итак, на что же следует обращать внимание? Ниже я опишу этапы по возрастам, но следует сказать, что не стоит буквально принимать это, так как каждый ребёнок — это индивидуальность, один раньше начинает сидеть, другой — ходить, третий — говорить. Поэтому границы эти весьма условны.

3-4 месяца. Малыш уже умеет есть с ложки фруктовое пюре, если Вы кормите из бутылочки, он кладёт на неё руку, но пока не может самостоятельно удержать её.

5-6 месяцев. Вы вполне можете научить ребёнка пить из кружки, надо только, чтобы ребёнок умел сидеть хотя бы с поддержкой. Возьмите малыша на руки, усадите его; в кружечку небольшого размера (объёмом около 50 мл) такую, чтобы её диаметр был 5-6 см, налейте 1-2 чайные ложки сока или компота (не больше, чтобы малыш не захлебнулся) и поднося к губам ребёнка, осторожно наклоняйте её. Почувствовав вкус напитка, малыш сделает глотательное движение. Поверьте, что таким образом Вы очень быстро научите ребёнка пить из чашки. (Если кто-то сомневается, то могу сказать, что оба моих ребёнка успешно пили из чашки с 5-ти месяцев).

6-7 месяцев. Ребёнок может самостоятельно сидеть на специальном высоком стульчике, "как взрослый", может вместе со всеми членами семьи участвовать в приёмах пищи. Он может сосать корочку хлеба, сухарик, печенье, держа их всеми пятью пальцами.

9-10 месяцев. Малыш может уже хорошо пить из чашки, но если Вы ещё предлагаете ему молоко в бутылочке, то он самостоятельно держит её, сам берёт соску и вынимает её, закончив пить. Если Вы даёте ребёнку протёртую еду, он берёт маленькие кусочки руками и самостоятельно кладёт их в рот. Не советую запрещать ему делать это, так как возможно, в случае запрещения он позже других научится есть и ложкой.

В этом возрасте ребёнок пачкается сам и пачкает всё вокруг, поэтому советую сшить или купить большой клеёнчатый нагрудник, а под стульчик постелить большую клеёнку.

11-12 месяцев. Малыш очень интересуется ложкой и буквально выхватывает её из рук матери. Это не — это потребность научиться самостоятельно управлять этим предметом (я советую в этом возрасте готовить для кормления две ложки: одну Вы предложите малышу взять в руки, а другой будете, всё-таки, кормить его, так как пройдёт несколько недель, прежде чем он научится самостоятельно зачерпывать пищу ложкой и доносить её до рта). В этом возрасте ребёнок уже держит сухарь или печенье, как взрослый, большим и указательным пальцами; умеет вынимать предметы изо рта самостоятельно. Но в этом возрасте и прибавляется маме хлопот, так как ребёнок различает отдельные блюда и от некоторых категорически отказывается.

15 месяцев. Ребёнок различает блюда и указывает пальцем на то, что он хочет. Может держать кружку, правда, только двумя руками; пытается есть ложкой, но пока ещё доносит до рта лишь незначительную часть пищи, да и держит ложку неправильно.

18 месяцев. Малыш делает первые успехи в овладевании ложкой, особенно хорошо это получается, когда ест густую пищу. Он уже хорошо держит стакан (что намного легче, чем держать кружку), но пока ещё часто его опрокидывает. Нередко предпочитает самостоятельно есть часть пищи, но быстро устаёт и хочет, чтобы ему помогали. И здесь ещё один совет: если Ваш малыш уже научился хоть немного есть ложкой, не кормите его больше. Я понимаю, что кормление тогда будет очень долгим, но наберитесь терпения: чем раньше это произойдёт, тем Вам же потом легче будет. Когда ребёнок голоден, он будет изо всех сил стараться утолить голод, если он за 10 минут съедает основную часть пищи, не кормите его больше.

Поверьте, что если в этом возрасте Вы не утолите этой естественной потребности есть самостоятельно, то в более старшем возрасте ребёнок вряд ли захочет это делать, ведь он уже привыкнет к тому, что его кормят.

Я хочу ещё раз предупредить, что нет одного-единственного правильного возраста, чтобы самостоятельно есть. Не пытайтесь заставить ребёнка, если он ещё не созрел для этого и не проявляет интереса, это лишь создаст дополнительные трудности. Важно вовремя "уловить момент" и естественный интерес ребёнка направить в нужное русло.

21 месяц. Ребёнок практически всё может есть самостоятельно, но пока очень неаккуратно.

2 года. Успехи малыша достаточно внушительны: до сих пор для каждого приёма пищи требовалась чистая салфетка, теперь же иногда ему удаётся почти не испачкать её за время еды, но неожиданности в виде опрокинутого стакана с компотом или перевёрнутой на пол тарелки с супом ещё случаются, поэтому будьте готовы ко всему и не ругайте малыша за "провинность".

В этом возрасте ребёнок уже может держать кружку одной рукой.

Если Вы внимательно наблюдаете за своим чадом, то заметите, что в этом возрасте у малыша есть определённые привычки, которые становятся ритуалом: приёмы пищи должны всегда проходить одинаково (как все предыдущие) необходимые предметы должны находиться на своих местах (кружка, салфетка, тарелка). Именно в этом возрасте Вы уже можете прививать ребёнку гигиенические навыки.

2,5 года. Ваш малыш уже в состоянии овладеть новым предметом — вилкой, он может использовать её для накалывания кусочков пищи (некоторые дети поступают очень интересно: они руками накалывают на вилку, например, макаронины или какую-либо другую еду и затем отправляют её в тор). Пюре пока удаётся есть только ложкой.

3 года. Приблизительно с этого возраста ребёнок начинает вести себя правильно за столом, Вы уже можете взять его с собой на обед к друзьям или даже в ресторан, не опасаясь при этом, что его неловкость заставит Вас покраснеть. Он становится более ловким и уже может держать чашку за ручку.

4 года. Ребёнок осваивает ещё один новый предмет — нож. Малыш может намазать масло на хлеб или отрезать кусочек мягкого сыра, но он пока недостаточно силён и ловок, чтобы разрезать мясо и жёсткие фрукты (этому он научится не раньше 7 лет).

Малыш с удовольствием помогает накрывать на стол, проявляет интерес к приготовлению еды. Воспользуйтесь этим его естественным стремлением, и у Вас вырастет отличный помощник.

Желаю удачи и приятного аппетита.

На основе личного опыта и литературы:

  1. Б.Спок "Ребёнок и уход за ним", Владикавказ, "Алания", 1991
  2. Справочник "Ребёнок: уход, питание, вакцинопрофилактика", Кишинёв "Штиинца", 1988
  3. К.Ладодо, Л.Дружинина "Продукты и блюда в детском питании", М., "Росагропромиздат", 1991.

Ирина Быкова, детский врач и по совместительству мама двоих детей.

Обсуждение

Моему сыну 2года,вообще не ест сам,не хочет капризничает,как его научит самостоятельно есть?

11.10.2017 21:18:33, Эльзана

мне очень понравилась сатья! Кстати, я не знала, что если ребенку запрещать брать маленькие кусочки ручками -позже будет брать ложку. Нам 9,5 месяца, но уже давно интересуемся ложкой!А вот клеенчатый нагрудник нам совсем не понравился. Лучше большой тряпошный-он впитывает воду, а не сливает ее вниз.

Спасибо за советы нашему ребенку 1 год и 19 дней. Очень капризничает в результате того, что просит ложку, чтобы есть самостоятельно. Но естественно весь в каше и т. д. Использовать вторую ложку не пришло в голову. Хочу поробовать сегодняже. Спасибо еще раз.

21.05.2004 20:26:31, Афанасий 15.12.2003 20:43:27, Mamochka

Большое спасибо за подробное описание этапов. Возник только один вопрос. Я читала что детишкам, которые хорошо растут и прибавляют в весе на грудном молоке до полугода можно вообще не вводить прикорм и не давать пить водичку. Как же тогда быть? Как научить ребенка пить из чашечки? Может быть наливать туда грудное молоко?

Упс! А я-то думала, что одна такая умная - сынулька перестал нормально есть, и я предположила, что он жаждет самостоятельности. Вследствие чего дала чаду вторую ложку, которой он с удовольствием и сопутствующим свинячеством начал кормить меня. Сразу закончились проблемы с едой.
Спасибо, очень познавательно - теперь буду знать, как дальше разивать успехи. Вот только кто бы убирал после этого мою кухню, а? :))))

11.10.2000 12:43:15, Рыжик

Спасибо, замечательный подробный рассказ. У меня малышу 11,5 месяцев. Как вы и описываете последние месяца полтора, мы едим только с двумя ложками. Одной я его кормлю, а второй Егор либо кормит меня (так как это именно то, что он видит, сейчас я его даже специально сажаю за стол, когда едим мы с мужем, чтобы он видел, как едят взрослые), либо пытается есть сам, ну либо размазывает еду по столу - это же так интересно! :))) Будем надеяться, что скоро будет есть как настоящий джентлмен:)).

Комментировать статью "Учимся есть самостоятельно"

Пробуем мясо Мясо содержит большое количество белков высокой биологической ценности и является источником важных минералов – железа и цинка. В питание малыша мясо можно вводить с 6,5-7,5 месяцев. Следует выбирать нежирные сорта мяса – говядину, нежирную свинину, кролика. Куриное мясо часто вызывает у малышей аллергию, поэтому лучше не спешить с его введением (не раньше 10-11 месяцев). Детям раннего возраста мясо должно быть протерто в пюре. Начинают вводить мясо с небольшой порции (1\4-1\2...

Каша промышленного производства – в чем плюс? Крупы являются ценным источником сложных углеводов, обеспечивающих организм энергией, растительных белков, большого спекра витаминов, микро и макроэлементов, а также растительных волокон, необходимых для нормального функционирования желудочно-кишечного тракта. Лучше отдавать предпочтения кашам промышленного производства. Они проходят исследования на пригодность к использованию в детском питании, производители дают гарантию экологической чистоты...

Учимся кушать самостоятельно Малыш растет, пробует новую пищу и приходит время, когда нужно учиться кушать самостоятельно. Чтобы освоить этот важный навык, следует придерживаться следующих правил: · Обучение проводят, когда ребенок голоден, чтобы сохранить интерес к пище. Но не стоит учиться кушать, когда ребенок сильно устал или хочет спать. · Чтобы ребенку было удобно брать еду, нужно предложить оптимальный объем пищи определенной консистенции. Идеально подходят овощные пюре, густые каши...

Учимся кушать самостоятельно Возраст, в котором малыш начнет кушать сам, во многом зависит от родителей. Чем больше они будут проявлять свою опеку, тем сложнее будет ребенку стать самостоятельным. Чтобы готовить ручку малыша к еде ложкой, можно давать ему сосать сухарик, печенье, кусочек яблока. Это уже будет первым самостоятельным приемом пищи. Месяцев в 7-8 если предложить малышу попробовать кормить себя самому, то, скорее всего, он начнет брать еду из тарелки ручками. Как правило, это...

Обсуждение

Мы кушаем вместе. Я - свое, а малыш - свое. Повторяет, что делает мама. Вначале в еде было все вокруг, но постепенно он ест все чище и аккуратнее.

А я считаю, что пусть учится. Ну и что, что повсюду грязь, зато малышу весело и он становится самостоятельным.

Наткнулась на интересный опрос в сообществе - отдали бы вы ребенка в сад, если бы у вас была возможность с ним сидеть дома?! Я без сомнений отдала малышку в садик, она очень хорошо ладит с детьми, с садом нам очень-очень повезло! Хотя слышала я много разных отзывов от одноклассниц и подруг. Но нам с садом очень повезло, замечательные и высококвалифицированные педагоги у нас, отличные условия, кормят просто прекрасно. Всегда знаю, что даже если задержусь в пробках, ребенка накормят ужином...

Ослабнет действие данных факторов - будет успешно учиться дальше. Интеллект как самостоятельная ценность - это здОрово, но и кушать иногда что-то надо, не находите?

Обсуждение

Читаем возрастную психологию:) В младшем школьном возрасте ведущая деятельность-учебная. В младшем подростковом ведущей деятельностью становится межличностное общение. В том смысле, что в приоритете у 6 классников обшение с ровесниками. А тут как раз у девочки проблемы. Потому и учиться она не хочет.
Не ругайте, не пугайте и не пускайте на самотек уроки. Любите, хвалите, проводите свободное время с ребенком, разговаривайте обо всем. А уроки делайте вместе. Сразу по приходу с работы. На письменный стол чай -бутерброды -конфеты для работы мозга:) -дочку обнять, поцеловать и садиться рядом с ней.
Ей сложно сейчас, но ваша задача -не допустить пробелов в знаниях. Поддержите ее год-два, а дальше само пойдет.

девочки мои, вы такие хорошие! спасибо за поддержку. Я теперь знаю, что не у одной у меня такие проблемы.
раньше до 5 кл. такого не было, она медленно, но делала сама уроки...да, англ. и франц, матем контролировались всегда...
меня пугает -отсутствие интереса к учебе, нет любимых предметов, ей что 5, что 3 одинаково....вот что!может и правда...МС на носу, вот ее и колбасит.

Liskai-ответ:
я надеюсь к тому времени, когда она вырастет и пойдет голосовать, ей на тележке мозги подвезут дополнительную порцию:)не надо на нас крест ставить. куча примеров, когда супер воспитанные и подающие надежды дети становились изощренными преступниками или просто неприятными людьми....так что, ваш пример с кнопкой неудачен.

Персонажи серии «Лесная сказка»: Мишка, Лисенок и Зайка – поселились и на новых товарах для кормления малыша ТМ «Мир детства». Теперь учиться кушать самостоятельно малыш будет с еще большим удовольствием. Красивые и очень удобные столовые приборы, поильники и сеточки для прикорма будут способствовать хорошему аппетиту ребенка. В серии «Лесная сказка» представлен большой выбор поильников самых разных форм для деток любого возраста. Поильники ТМ «Мир детства», изготовленные из безопасного...

Очень подвижный и любопытный, ему надо быть в курсе всего, что происходит вокруг, надо части тела, повторяет за взрослым движения, «своих» узнает, учится кушать самостоятельно.

Обсуждение

Приемные родители и опекуны там не приветствуются, будьте готовы, кандидаты, к письменному обращению с опекой!

Кристина Д.
родилась в сентябре 2013.
Возможные формы устройства: опека (попечительство).
Братья/сестры: нет.
Опека: МО «Константиновское» (куда обращаться).

Кристина – маленькое чудо, само очарование. Настороженно относится к незнакомым людям, но интерес к новому у нее сильнее страха. Кристина самостоятельно садится и сидит, встает, держась за опору, ходит с поддержкой и пробует делать первые самостоятельные шаги. Кристина активно интересуется всем, что находится вокруг неё, берет в руки и рассматривает игрушки, пробует на зуб.

Кристина ждет замечательную маму!

Анкета добавлена: 08.12.14

Давным-давно (может быть, в прошлую пятницу), когда вашему прелестному созданию было годика полтора-два, он/а научился говорить. И из всех слов русского языка ваше сокровище выбрало чудесную парочку - «дай!» и «неть!» - и тиранило вас ими с утра до ночи (и даже намного дольше). «Пора домой; не рисуй на обоях; иди кушать; дай я тебя умою...» - а в ответ сплошные протесты и требования. Ваше чудо протестовало, бунтовало, хулиганило. Оно пыталось вас не признавать. Даже бороться с вами. Вероятно...

Зачем репетиторы? То есть, Вы признаете, что самостоятельное обучение, без А ты когда в школе училась, уверена была, что все у тебя проверяют досконально?

Обсуждение

Если есть куда переходить, если есть силы и желание туда поступить(без репетиторов и титанических усилий), если не на много увеличится время от школы до дома и ребенок в состоянии самостоятельно преодолеть это расстояние, то почему не попробовать?

Переводить в 5-й имеет смысл только если:
1. У ребенка проблемы с одноклассниками
2. Учителя по русскому и математике Вас не устраивают
3. Более 2-х неадекватных учителей
4. Сильная школа не более 40 минут в один конец

Через два месяца, 7 февраля 2014 года, состоится открытие Олимпийских зимних игр в Сочи. Готовиться к Олимпийским зимним играм теперь могут даже малыши! Приобретая официальную лицензионную продукцию с талисманами «Сочи 2014» в категории «Товары для новорожденных» родители используют уникальную возможность «прикоснуться» к Играм, внести свой вклад в подготовку и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи. В линейке официальной лицензионной продукции...

Первые шаги самостоятельности проявляются у малыша ближе к году. Картина в виде размазанной каши по столу или супа на лице у ребенка известна каждой маме. Ведь необходимо только отвернуться, как малыш уже руками перебирает свою еду в тарелке и пытается понять, какая она не только на вкус, но на ощупь. Процесс приучения ребенку к тому, чтобы он самостоятельно ел за столом требует большого терпения со стороны родителей. Существует пять основным правил учебы ребенка кушать самостоятельно: 1...

Учиться будут самостоятельно? Смотря какие студенты. У моей летние каникулы все были "по-взрослому": ровно 28 календарных дней.

Дорогие друзья, обращаюсь за помощью к тем, у кого есть такая возможность! У меня есть племяшка - Божедомова Настя, 3 годика, (ДЦП, спастический тетрапарез, 6% зрения). Настина группа в контакте: [ссылка-1] Настасья родилась 14 февраля – в день всех влюбленных, и, наверное, только любовь помогла ей выжить тогда, когда врачи не давали никаких прогнозов и лишь отводили глаза. Настенька живет и дарит свою любовь родителям уже 3 года. За это время было пройдено очень много: больницы и...

Так-то да, на самом деле это нужно ему, но когда ребенок это поймет самостоятельно - будет поздно... тех, кто может сам учится, готов осваивать программу практически самостоятельно.

Обсуждение

Прошло 10 лет Интересно знать как дела у вашего сына

20.02.2019 11:16:53, Ирина4747

А что он делает потому что надо? Не интересно, не хочется, а именно НАДО?
Что знает про вас из того что вы делаете регулярно на основе "нравится-не нравится жуй моя красавица"?
Про других людей из того же?
Это я к чему, мотивация это прекрасно, это позволяет делать с удовольствием. Но дисциплина важнее, что должно быть сделано делать все равно приходится. А кто не умеет сам себя мотивировать сам виноват, значит будет делать без удовольствия. Но все равно будет. Делать. Все что надо. В срок.
Имхо у ребенка просто не сформировано представление о дисциплине и исполнении своего долга как о неотъемлемой части жизни от которой никто никуда не делся и избежать не удастся.

Него труднее всего (была практически непосильно для самостоятельного выполнения). Но продленка смешанная из двух классов, которые учатся по разным программам.

Обсуждение

Летом на предмет обязательного чтения нами был найден один ход. Я спрашиваю свою девицу: "Когда ты планируешь сесть читать? Когда играть на скрипке?"
-Читать в 2 часа, играть-гогда погуляю.
-То есть играть в 18 часов?
-Да, зови меня в 16, я посмотрю "..." и поиграю.

Если у меня возникали сомнения по поводу того, что играть после телевизора она будет со скрипом (пардон за каламбур), то озвучивала эти сомнения. Если они подтверждались, то в следующий раз мной говорилось:
-В прошлый раз после телевизора пошло очень плохо. Давай-ка ты перед передачей это сделаешь.

Иногда она соглашалась, иногда-нет. И имели опять "со скрипом" . Ну, исправляли "методом естественных последствий".

Почему-то назначенное самим ребенком время более обязательное, что ли. Чем то,которое назначил кто-то другой.

А кроме школы есть еще какие-то занятия? ИМХО, когда ребенок ограничен во времени, он более собран.

Моя знает, что до четырех (условно) должна сделать уроки, потому что потом бежать на какие-нибудь занятия. А вечером лучше телек, книжка или настольная игра, чем мама, пришедшая после работы злобно шипящая про несделанные уроки:-D

Ну и кроме того у нас помогает "Не будешь успевать с уроками, "отключим газ" :-) (Отлучим от танцев, лошадей - пока действует...) Правда уроки она делает под контролем бабушки или дедушки, но процесс вроде бы не затягивает, до сканадала не доходит.
Английский вечером делаю с ней сама (вернее контролирую и отвечаю на непонятности), но садится делать без особых скандалов (хотя конечно не сразу - кому охота:-)...)

Обсуждение

У меня уже 3 школьника, в 3, 8 и в 10-м классах, и всем им я помогала делать уроки только первые 1-2 месяца 1 класса. Потом напоминала только, потом, класса с 3-го не напоминаю и не проверяю - это их дело. Я и оценками не интересуюсь, и не ругаю никогда. Помогаю, только когда просят объяснить чего-нибудь, или материал какой-нибудь найти.

У меня тоже два "чуда" - одно в 8-м классе, а другое - только собирается в школу. со старшей я также принципиально уроки не делала - до того момента, пока не начался пресловутый "преходный" возраст и она не закинула все школьные занятия (сползла на 4-ки с практически абсолютных пятерок). Вот теперь готовлю младшего к школе и заранее приучаю его к мысли, что буду контролировать его уроки. Во-первых, ребенку самому прияно и важно, что мы внимательно относимся к его занятиям. Во-вторых, далеко не все, даже одаренные (или - именно одаренные!) дети способны сосредоточиться над рутинными школьными задачами и качественно их выполнить. А это, поверьте старой мамаше, очень важно - особенно в средней школе. И к этому надо готовить - в том числе и психологически. Но вот стоять над плечом и гноить за каждую закорючку - это лучший способ развить в бедном "подопытном ребенке" невроз. Сначала придется научится контролировать себя, потом уже браться за малыша.... Так я думаю
. надеюсь, мое мнения хотя бы минимально поможет Вам определиться.

Малыш, который сам с аппетитом кушает ложкой, – умилительное зрелище для родителей, ведь они гордятся первыми признаками самостоятельности ребёнка. Когда стоит ждать такой картины за семейным столом? И надо ли ждать, если можно помочь своему чаду быстрее освоиться с таким простым для нас, но для него непривычным предметом, как ложка?

Когда малыш готов пользоваться ложкой?

По современным схемам прикорм для здорового ребёнка вводится не раньше 6 месяцев. Большинство детей к этому возрасту начинают проявлять интерес к еде и столовым приборам, особенно если присутствуют при семейных трапезах и видят взрослых, принимающих пищу. Сначала мама кормит малыша с ложки и даёт ему мягкие кусочки еды (например, банан). Важные критерии того, что маленький человек готов самостоятельно принимать пищу – способность сидеть без поддержки и появление первых зубов. Обычно дети тянутся к тем предметам, которые используются в быту, поэтому 9–12 месяцев – подходящее время, чтобы не спеша учить малыша самому держать ложку в руке. Тогда к 1,5 годам он будет вполне способен кушать ложкой, а к 2 годам освоит вилку и основные правила поведения за столом дома и в гостях.

Как научить ребёнка есть ложкой: правила для мамы

  1. Главное – терпение и любовь. Рекорды в материнстве не нужны. Рано или поздно у вас обязательно получится приучить ребёнка кушать ложкой, но лучше, если вы будете делать это легко и ласково, с верой в способности своего любознательного и упорного малыша.
  2. Вложите в ручку ребёнка ложку и помогайте доносить её до рта. Скоро юный исследователь или исследовательница захочет повторить ваши движения самостоятельно.
  3. Первое время давайте ребёнку ложку в руки, когда подаёте ему кашу, пюре, творог – еду, не сваливающуюся с ложки по пути ко рту.
  4. Запаситесь второй ложкой на случай, если маленький едок не успел наесться, но устал нести ложку и попадать ей точно в цель, и помогите своему малышу.
  5. Не беда, что сразу получаться будет не всё. Запаситесь терпением не только для процесса обучения, но и для последующей уборки.
  6. Некоторые родители кормят детей под сказку или мультфильмы. Это эффективный способ поместить еду в организм ребёнка, однако учиться пользоваться приборами ему будет некогда, поглощение пищи станет механическим. Поэтому лучше не гнаться за количеством съеденного и сделать приём пищи самостоятельным осознанным процессо
  7. Развитие ребёнка и обучение его новым навыкам часто идут в ритме «два шага вперёд, один – назад». Во время болезни, прорезывания зубов или в моменты усталости, переутомления, стресса малыш может нуждаться в особенной заботе и участии. Не страшно, если иногда мама или папа покормит ребёнка из ложечки, это не повредит развитию умения есть самому.

Что если ложка стала игрушкой?

Стоит ли ограничивать игры ребёнка с едой? С одной стороны, да – ведь еда предназначена для того, чтобы ей питаться, и летящий на пол кусок – повод закончить трапезу. С другой стороны, дети познают предметы окружающего мира и свойства субстанций самыми разными способами. Игры за столом, размазывание пюре, стучание ложкой, надевание тарелки на голову – необходимый этап развития ребёнка до 3 лет, пресекать их на корню нет необходимости.

Полезная мебель и аксессуары

Чтобы научить ребёнка кушать самостоятельно было проще, родители могут воспользоваться такими помощниками в быту:

Теперь ваш малыш умеет есть ложкой! При освоении такого важного умения происходит развитие мелкой моторики рук и пальцев, навыков координации движений. Значит, это не только удобно для родителей, но и полезно для ребёнка.

Золотое правило воспитания: не делать за малыша те действия, которые он может выполнить сам. Уметь пользоваться столовыми приборами – один из базовых навыков самообслуживания.

Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно и когда это сделать, желательно решать, учитывая уровень его развития, готовность к практическим занятиям, состояние здоровья и прочие факторы.

Из этой статьи вы узнаете

В каком возрасте начинать

Любой навык проще освоить, когда дети физиологически созреют для него. Если мама планирует выйти на работу после первого дня рождения крохи, нужно заранее научить его пользоваться столовыми приборами.

При подготовке к детскому саду оптимальный возраст, когда учить ребенка есть ложкой,– девять месяцев . Если торопиться нет нужды, процесс обучения все равно не стоит откладывать, желательно, чтобы к полутора годам кроха мог есть самостоятельно.

Все дети разные: кто-то кушает любимые блюда ложкой уже в девять месяцев, кому-то и в два годика требуется помощь родителей. Обычно годовалые карапузы стремятся во всем подражать взрослым, и их не нужно уговаривать взять в руки ложку.

Важно! В три месяца предлагайте для игры различные предметы, чтобы мышцы руки малыша окрепли. В шесть месяцев карапуз важно сидит в детском креслице, в этом возрасте начинается первый прикорм, значит,требуется познакомить малыша со столовыми приборами.

Как советует теледоктор Комаровский, не стоит заставлять детей, задача родителей - создать условия, при которых обучение будет происходить само собой. Если давить на кроху, возможно, он откажется от процесса совсем.

Как правильно выбрать ложку

В наше время выбрать что-либо для детей нелегко: ассортимент в магазинах представлен самыми разными образцами. Иногда требуется консультация для родителей. Покупая ложку, нужно отдать предпочтение безопасным и удобным. Подойдут следующие виды:


Подделка может быть токсичной, особенно при нагреве. Пластиковые вилки, как правило, бесполезны: крохе требуется много усилий, чтобы подцепить кусочек или наколоть его.


Важно! Как показывает практика, лучше приобрести две-три понравившиеся ложки. В процессе обучения ребенок сам определит, чем ему удобнее кушать. Совершая покупку, позаботьтесь и о детских моющих средствах для посуды.

Этапы приучения к ложке

Первый этап - приучать карапузика есть рукой хлеб, печенье, кусочки овощей и фруктов. Нужно показывать, как пить из кружки, для начала подойдет «непроливайка». Как только детские пальчики окрепнут, можно давать крохе ложку. Вот несколько стадий, закрепляющих нужный навык:

  • Игра . Когда малыш научится хватать предмет руками, можно вкладывать столовый прибор ему в ручку. Объясняйте, что он должен делать.
  • Подражание . Не надо всегда кормить кроху отдельно: если режим позволяет, пусть кушает вместе со всеми. У детей велико стремление копировать действия взрослых.
  • Первые успехи : ребенок правильно держит ложку, захватывает ею пищу. На этом этапе еще требуется мамина помощь.
  • Устойчивый навык . Малыш уже может зачерпнуть нужное количество пищи и донести до рта.
  • Самостоятельное использование ложки.

Спорный момент: введение педагогического прикорма, когда карапуз, подражая родителям, берет еду с их тарелки. С одной стороны, это удобно: можно контролировать процесс, не нужно специального детского комплекта. С другой, это может быть неудобным для самой мамы. Многие специалисты считают, что это негигиенично, особенно если у нее есть кариес или другие заболевания.

Алгоритм обучения


Чтобы процесс получения нового навыка прошел легко, соблюдайте определенный порядок действий. Разработайте определенный ритуал принятия пищи:
  1. Сначала позаботьтесь о чистоте вокруг детского стула: уберите ковер или постелите клеенку. Приготовьте влажное полотенце или салфетки, если потребуется срочная уборка. Будьте готовы к тому, что детская еда окажется не во рту у малыша, а на различных окружающих предметах.
  2. Удобно усадите кроху, поставьте перед ним блюдо с едой, лучше использовать тарелку на присосках.
  3. Наденьте нагрудник и чепчик на ребенка. Не будет излишеством надеть передник и маме.
  4. Постарайтесь мотивировать на прием пищи: похвалите кашу, обратите внимание на красивую посуду. Обещайте, что будете помогать.
  5. Дайте ложку в руку малышу. Если он не может ее удержать, помогите ему на первое время.
  6. Если кроха потеряет интерес к процессу, не настаивайте. Похвалите его в любом случае.

Совет : если в квартире жарко, малыша можно раздеть до подгузника. В таком случае не придется стирать одежду, можно просто искупать его.

Частые ошибки

Успешное приучение к навыкам самообслуживания пройдет безболезненно, если соблюдать следующие правила:

  • Не начинать , если ребенок болен или у него режутся зубки. Дети хорошо обучаются, если у них хорошее настроение.
  • Нужно запастись терпением , не торопить кроху и не ругать, если он испачкался. Сколько займет процесс обучения, неизвестно, он может растянуться на месяцы, и это нормально.
  • Оставлять в одиночестве маленького едока нельзя : он может подавиться или испугаться. При необходимости мама может скорректировать действия карапуза.
  • Не переживать , если соседский сорванец вовсю кушает сам. Не сравнивайте свое чадо с другими: каждый обучается в свой срок.
  • Разговаривайте с малышом , читайте ему потешки или стишки в процессе приема пищи. А вот мультфильмы включать не стоит: все внимание уйдет на экран.
  • Нельзя заставлять ребеночка съедать все : две-три ложки – уже успех.

Обучая дитя кушать, нужно иметь железные нервы. Запаситесь терпением. Отказываться от обучения при первых неудачах тоже не нужно.

В каком возрасте вы приучаете ребенка к ложке?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

  • К любому процессу обучения можно подойти творчески, тогда он принесет немало радости. Превратите процесс в игру: пусть кроха попробует кормить пупсов и зайцев, маму и папу. Чем чаще он будет тренироваться, тем быстрее освоит навык.
  • Обращайте внимание на мелочи : накладывайте на тарелку то количество еды, которое малыш в состоянии съесть. Для начала не предлагайте слишком жидкую пищу: суп ребенок попросту разольет. Желательно дать кашку, густое пюре или нежный творожок, детское питание из баночки. В первый раз предложите любимую еду из рациона крохи.
  • Лучше, если первый раз ребеночек возьмет в руку ложку сам . Для этого просто положите ее рядом, когда кормите его. Скорее всего, ваше чадо попытается тоже включиться в процесс. Продолжайте использовать кормление в две руки, пока кроха не научится питаться сам.
  • Иногда родители настаивают, чтобы ложка была в правой руке. Не нужно давить на малыша , пусть попытается действовать той рукой, которой хочет. Нельзя и заставлять на первых порах держать ложку правильно – со временем ребенок обязательно научится. Есть и такой способ: можно положить две ложечки по обе стороны от тарелки.

На заметку! Дети часто роняют предметы на пол. В итоге маме приходится возвращаться на кухню, мыть посуду. Оставлять ребенка в детском стульчике нельзя, поэтому его приходится брать с собой. Чтобы избежать такой ситуации, возьмите несколько ложек сразу и держите под рукой.

Если ребенок не хочет есть сам

Если малыш не хочет есть самостоятельно, нужно разобраться, почему. Может, вы слишком настаиваете, может, его мелкая моторика недостаточно развита или ему не нравится пища. Отложите обучение на несколько дней, смените столовые приборы. Купите тарелочку с красивой картинкой или с фото мультяшного героя, ему будет интересно съесть кашу, чтобы увидеть, что на ней нарисовано.

Многим неудобно есть в специальном стульчике, возможно, хорошим решением будет брать кроху на руки во время кормления. Стоит взять в свои руки обучение папе – с отцами, как правило, дети меньше балуются и капризничают.

Если кушает вся семья, можно устроить шуточное соревнование, кто быстрее и аккуратнее все съест, особенно, если есть старшие дети. Поиграйте, как машинка – ложка – заезжает в гараж – ротик. Но часто использовать такой прием не стоит – быстро проглоченная пища плохо усваивается. Слишком игровыми приемами увлекаться нельзя: хотеть кушать - главная мотивация для навыка есть самостоятельно.

Основы этикета для малыша

Основы пищевого поведения закладываются в детстве. Желательно сразу давать правильное представление о том, как вести себя во время приема пищи:

  • Правило мыть руки перед едой - основной навык личной гигиены. Нужно обучить, как это сделать, и настоять, чтобы действие вошло в привычку.
  • Не нужно окружать кроху во время кормления игрушками. Не давайте баловаться с едой и столовыми приборами. Желательно, чтобы прием пищи был в одно и то же время.
  • Не кормите ребенка каждый раз в разных комнатах .
  • Не давайте кусочки в промежутках между приемами пищи . Это не только испортит аппетит, у малыша пропадет мотивация к тому, чтобы захватывать пищу с помощью ложки.
  • Желательно научить чадо пользоваться салфеткой : положите одну рядом.

В первые годы жизни любимого чада родители часто испытывают стресс по незначительным поводам. Если ваш карапузик или маленькая принцесса хорошо развиваются и обладают хорошим здоровьем, не имеет особого значения, когда учить ребенка кушать ложкой и когда он освоит этот навык. Не ждите мгновенных результатов.

Не переживайте, если к началу посещения детсада кроха не вполне справляется со столовыми приборами. В детском садике такому малышу туго только на первых порах, зато обучение там проходит очень быстро.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Принимаясь за воспитание ребенка, родители должны учесть массу нюансов. В том числе и возможность его питаться самостоятельно. В некоторых случаях родители не испытывают с этим трудностей. Но иногда дети наотрез отказываются приучаться к самостоятельности за столом.

В данной статье мы постараемся максимально полно ответить на вопросы, касающиеся того, как научить ребенка есть и пить самостоятельно.

Для чего необходимо приучать ребенка кушать самостоятельно

Для взрослых этот процесс вполне естественный, и трудностей не вызывает абсолютно. Но для малыша, познающего новый для него мир, это одна из наиболее сложных задач. Многие молодые мамочки удивляются, почему малыш должен уметь кушать самостоятельно. Не лучше ли подождать более сознательного возраста?

Лучше если у ребенка будет собственный набор специальной детской посуды.

Нет, не стоит откладывать обучение этой процедуре. И на то имеются следующие причины:

  • При регулярном пользовании ложкой лучше развивается мелкая моторика пальцев;
  • Употребляя пищу без посторонней помощи, ребенок приучается к самостоятельности;
  • Если у него будет свой набор посуды, то он с малых лет будет приучаться к ответственности за свою собственность;
  • Потребление пищи самостоятельно – это естественный процесс, как в физиологическом, так и психологическом смысле. И без него обойтись нельзя.

Относительно возраста, с которого необходимо приучать малыша к самостоятельному приему пищи, мнения неоднозначные. Для некоторых детей норма в 1,5 года смело орудовать вилкой, а для других – это непосильная задача.

Чтобы не упустить благоприятный для приучения ребенка к самостоятельному приему пищи период, важно тщательно следить за ним. Заинтересованность взрослой едой, выдергивание из рук мамы или папы столовых приборов и использование их, подражая взрослым – именно это яркие признаки наступления такого периода. Чаще всего происходит это в 9-10 месяцев, но может и раньше.

Не следует делать ошибок, полагая, что для малыша будет лучше, если вы накормите его. Сделать его самостоятельным в дальнейшем вам будет в разы сложнее. Конечно, в этом случае будет сэкономлено время, пол и стол на кухне будут чистыми. Но подумайте, стоят ли такие маленькие победы дальнейших проблем!

С чего нужно начинать при обучении ребенка к самостоятельности за столом

Абсолютных догм, которым нужно следовать неукоснительно в процессе приучения ребенка к самостоятельности за столом, просто не существует. Простейшей причиной является то, что каждый малыш – это индивидуальность.

Но все же следует придерживаться общих принципов обучения, позволяющих добиться успехов:

  1. Решение о приучении ребенка к самостоятельности должно быть принято всей семьей. Часто возникают ситуации, когда все старания мамы идут насмарку из-за сердобольности бабушки, которая кормит малыша с ложечки;
  2. Приступать к кормлению стоит в определенное время, что будет способствовать выработке режима питания;
  3. Закреплять успехи по самостоятельному питанию нужно ежедневно;
  4. При недомоганиях у крохи, например, при прорезывании зубов , стоит отложить эту процедуру на другое время;
  5. Приучение к ложке, вилке и кружке должно быть последовательным;
  6. Обязательно подавайте свой личный пример;
  7. Трапезы по возможности должны быть совместными. Ведь младший член семьи старается повторять все за взрослыми;
  8. Осваивание столовых приборов малышом будут более успешными, когда он голоден;
  9. Процесс обучения должен быть похож на игру, чтобы ребенок не утомлялся;
  10. Начинать приучение к самостоятельности следует с любимых блюд крохи;
  11. Если в процессе обучения ребенок устает, а на тарелке осталась еда, то докормите его сами. В дальнейшем доза самостоятельно съеденной пищи будет увеличиваться;
  12. Обязательно хвалите малыша даже за малейшее достижение. Ведь он очень сильно старался!
  13. Будьте готовы к нарушению чистоты на кухне, никогда не ругайтесь за это;
  14. Если он наотрез отказывается от приема пищи самостоятельно, то не настаивайте на этом. Лучше отложите занятия на потом. В противном случае у ребенка сложится негативное отношение к еде;
  15. Для обучения приобретите специальную детскую посуду и по возможности мебель.

Как научить ребенка есть без посторонней помощи

Чтобы добиться этого, у родителей должен быть очень хорошо развит навык переговорщиков. Ведь тут придется не только показать свой личный пример, но еще и донести до ребенка, как это делается правильно.

1) Что такое прорезыватель для зубов и как его правильно использовать? Этому вопросу мы посвятили целую статью.
2) Как стоит воспитывать в малыше положительные качества .

Приучаем к самостоятельному пользованию ложкой

Начинать нужно в «четыре руки». В начале кормления давайте малышу в руку ложку, а второй просто кормите его. При этом неважно, что он делает своей ложкой. Главное, чтобы она вызывала у него интерес. Позднее, когда движения малыша становятся более целенаправленными, необходимо учить малыша попадать в цель – ротик.

Первым делом нужно научить малыша пользоваться ложкой, а потом уже переходить к другим столовым предметам.

Ребенок в таком возрасте еще плохо ориентируется в строении своего тела. Поэтому вместо рта он может попадать в подбородок, нос и даже уши. К тому же вы столкнетесь с еще одной проблемой, связанной с отсутствием координации движений.

Всем мамам знакома ситуация, когда ложка ко рту поднесена, а тот еще не открыт. В этом случае нужно немного подождать. Также нужно учитывать, что ребенку длину ложки еще трудно учитывать. Поэтому обязательно покажите, как это делается, на своем примере. А потом помогите ему повторить ваши движения.

При обучении навыкам самостоятельного приема пищи лучше использовать густую еду – картофельное пюре или кашу. Суп у крохи просто будет расплескиваться из ложки.

Со временем карапуз уже начнет сам орудовать ложкой. Но для оттачивания мастерства потребуется время. Поэтому будьте готовы, что и научившись орудовать ложкой, он может пролить суп или уронить макароны на пол.

Учим ребенка самостоятельному пользованию вилкой

Принцип обучения тут такой же самый, как и с ложкой. Вы на собственном примере должны показывать, как держать вилку, накалывать еду на нее. Это исключит ранения малыша в процессе приема пищи. Повторяйте всю процедуру вместе с ребенком, ведите его руку, объясняя попутно каждый этап.

Обучение пользованию вилкой осуществляют чаще всего после того, как ребенок уже уверенно пользуется ложкой. Но тут все зависит от желаний самого ребенка. Иногда дети сначала приучаются именно к вилке.

1) Рассмотрим основные детские фобии и методы, которые помогут их побороть.
2) Как определить размер обуви ребенка перед ее покупкой узнайте из этой статьи .

Учимся самостоятельно держать кружку

Некоторые дети сходу начинают пить из стаканов, пародируя своих родителей. При этом они могут некоторую часть жидкости пролить на себя, но в данной ситуации это не главное, ведь ребенок сделал первый шаг к самостоятельности. Для обучения малыша азам самостоятельного употребления жидкостей лучше приобрести специальные чашки-непроливайки.

При обучении ребенка следует прислушиваться к следующим рекомендациям:

  • Следует начинать уже с того периода, когда новорожденный начинает интересоваться предметами. Начинается это примерно в пять-шесть месяцев. Просто дайте ребенку непроливайку для знакомства;
  • Если он проявляет активный интерес к этому предмету, покажите ему, как пить из чашки, делая небольшие глотки. У вас обязательно должна быть своя чашка;
  • При обучении малыша пользованию чашкой-непроливайкой налейте в нее напитка не более одной трети. Придерживая ее за дно, дайте ребенку глотнуть и прочувствовать вкус. Если он заинтересовался процессом, то можно продолжать. В противном случае лучше немного подождать;
  • В процессе кормления у ребенка обязательно должна быть под рукой его чашка-непроливайка с жидкостью внутри;
  • Недопитый напиток не нужно переливать в бутылочку. Просто помогите ему допить его.

Со временем красивый предмет будет привлекать малыша. Он будет уже сам пользоваться поильником, в который еще и налито вкусное питье!

Приучение ребенка к самостоятельному приему пищи – это один из наиболее важных этапов его развития и воспитания. В дальнейшем ваши труды позволят малышу быстрее пройти другие этапы взросления. Кроме того, ребенок будет осознавать, что он уже полноценный член семьи.