Меню

Как выбрать коммерческие ясли для детей. Ясли детские Отдавать ли ребенка в ясли

Дети и родители

Многие отдают ребенка в ясли из-за отсутствия возможности воспитывать ребенка дома, но и остаются те, которые имею скептическое отношение к ним. Мнение родителей колеблется также из-за противоречий в информации. Одни психологи рассказывают о страдании малыша в ясельной группе, ну а другие утверждают, что, чем младше ребенок, тем быстрее привыкнет. Ведь в дальнейшем придется . Рассмотрим особенности вопроса малышей в яслях.

Ясли для малышей общая информация

Ясли для малышей плюсы

Мама может выйти на работу и, вообще, у родителей появляется свободное время. Ребенок в яслях живет по распорядку (еда – прогулки – еда – сон – еда – прогулка), что благотворно влияет на его развитие. Тем более меню в садике сбалансировано для здорового роста малыша. со всеми товарищами. Ребенок в саду имеет занятия по всестороннему развитию. Он общается с другими малышами его возраста, что дает скачек в его развитии. На прогулке дети в яслях много бегают и прыгают, что обеспечивает физическую нагрузку для здорового режима дня. Чем младше малыш поступил в ясли, тем меньший риск, что у него возникнет кризис во время перехода в сад.

Ясли для малышей минусы

Вначале будет поток капризов и плача от малыша. Потому что в этот возрастной период ребенок боится остаться без мамы, испытывая страх потерять ее навсегда.

Следующий минус – это частые болезни. Во-первых, стресс способен ослабить иммунитет ребенка. А во-вторых, постоянный контакт с остальными малышами – открывает путь к разнообразным инфекциям. Еще педагог не может заменить маму и ее любовь, в которой так нуждается малыш в этом периоде (психологи утверждают, что до трех лет, малыш очень нуждается в материнской заботе). Некоторые дети не любят играться со сверстниками, больше стремясь к взрослым деткам. Также такой маленький ребенок еще не может рассказать, когда его обидели. Ну, и самый существенный минус – родители пропустят прекрасные моменты детства своего малыша.

Ясли для малышей итоги

Если взвесить все мнения врачей, психологов и подобных специалистов – родители рискуют, отправляя в ясли малыша. Благоприятный период для этого, примерно, в три года. А до этого возраста малышу лучше остаться под наблюдением и заботой мамы и папы. В любом случае, прежде чем отдавать ребенка в сад, нужно взвесить все позитивные и негативные стороны.

Скоро малыш пойдёт в детский сад. Родители переживают, уточняют нюансы, думают, как малыш будет чувствовать себя среди незнакомых деток. Больше всего волнуют вопросы адаптации к правилам и требованиям дошкольного учреждения. Важно помнить о «мелочах», которые также важны, как позитивный настрой и психоэмоциональная готовность к посещению детского садика. Родители должны проверить, все ли документы и вещи подготовлены. Многих волнует вопрос: «Какие медицинские справки нужны будущему дошкольнику?».

Заведующая детским садом и воспитатель подскажут родителям, что необходимо для поступления в выбранное дошкольное учреждение, какие вещи понадобятся, что не стоит брать с собой. В большинстве садиков список вещей, примерно, одинаков. Подробная информация будет полезна взрослым, у которых сынишка или дочурка скоро станет дошкольником.

Необходимые документы

Проверьте, все ли бумаги в порядке. Без пакета правильно оформленных документов малыша просто не примут в детский садик.

Какие документы нужны для детского сада? Для зачисления в дошкольное учреждение понадобится:

  • свидетельство о рождении малыша;
  • справка о регистрации по месту жительства;
  • в обязательном порядке, паспорт отца или матери;
  • если брак не зарегистрирован, требуется свидетельство об установлении отцовства;
  • медицинская карта формы №026/У;
  • полис медстрахования.

Время от времени в законодательство о дошкольном образовании вносятся изменения. Не полагайтесь на советы знакомых и родственников, соседок, у которых детки посещают дошкольное учреждение. За прошедший период некоторые требования могли измениться. Всегда уточняйте список необходимых документов у заведующей. Руководитель детского учреждения обязан предоставить родителям перечень для сбора необходимой документации.

Каких врачей нужно пройти для детского сада

Важный момент, к которому некоторые родители относятся халатно. Нередко взрослые откладывают визит с малышом к педиатру и узким специалистам на последнюю неделю перед походом в детский сад. В спешке иногда теряется карта прививок, у малыша выявляются болезни, которые нужно пролечить.

Избавить себя и ребёнка от ненужной суеты, хлопот поможет заблаговременная подготовка к сбору медицинских справок. При поступлении родители обязаны предоставить специальную карту, которой записаны данные о прививках, болезнях, перенесённых с рождения. При склонности малыша к аллергическим реакциям педиатр в медсправке обязательно делает отметку. Эту же карту родители получат на руки, после передадут её в школу.

Полезные сведения:

  • обязательная диспансеризация перед поступлением в детский сад включает осмотр юного пациента несколькими специалистами;
  • вначале родители ведут будущего дошкольника на приём к педиатру. Доктор выясняет состояние здоровья, учитывает жалобы, направляет на приём к узким специалистам;
  • после прохождения всех врачей родители вновь приносят заполненную медицинскую карту с отметками специалистов к педиатру. Детский врач на основании полученных данных даёт заключение, разрешает посещение садика или направляет для лечения определённых болезней, при наличии которых посещение дошкольного учреждения запрещено;
  • после курса терапии родители приводят малыша к узкому специалисту или педиатру (в зависимости от выявленной патологии). ЛОР, хирург, стоматолог, дерматолог или окулист (по профилю болезни) проверяет качество лечения, при положительных результатах направляет к педиатру. Детский врач подписывает медкарту, даёт «добро» на посещение детского садика.

Каких врачей нужно пройти для детского сада? Кроме педиатра, ребёнка обязательно осматривают, дают заключение следующие специалисты:

  • окулист;
  • отоларинголог (ЛОР-врач);
  • детский хирург;
  • дерматолог;
  • стоматолог;
  • логопед;
  • детский гинеколог (для девочек).

Обязательное условие для поступления в детский сад – хорошие анализы. Без этих данных педиатр не подпишет разрешение.

Обязательные исследования:

  • общий анализ крови и мочи;
  • бактериальное исследование кала (малышам до 3 лет);
  • соскоб на энтеробиоз + анализ на яйца глистов (за неделю до поступления в садик).

Важно! Обязательна справка из детской поликлиники, подтверждающая отсутствие контакта с лицами с инфекционными заболеваниями. Ещё один важный момент – наличие всех прививок согласно возрасту. При отсутствии некоторых прививок в обязательном порядке (если нет медицинских противопоказаний) проводится вакцинация.

Что понадобится ребёнку с первого дня в садике

Воспитатели рекомендуют уточнить у воспитателя список вещей и аксессуаров, без которых малышу будет некомфортно. Возможно, в первые дни вы принесёте больше одежды и обуви, чем нужно, но при отсутствии запасной маечки или колготок взамен мокрых, ребёнок будет испытывать массу неудобств.

Минимальный перечень:

  • одежда для прогулки с учётом сезона. Если сомневаетесь в погоде, можно дать шерстяную шапочку и более лёгкую, под курточку – ещё одну тёплую кофту и так далее;
  • летом обязательная панамка, кепка или удобная шляпка;
  • два мешочка, обязательно, подписанных. В первом находится сменная одежда: 2 футболки или маечки, колготки, 2 пары трусиков, носовой платочек (лучше два). Понадобится юбочка или платье для девочки, шортики или штаники для мальчика. Одежда должна быть подписана, чтобы воспитатели легко нашли нужную вещь;
  • второй тряпичный мешочек пустой, с непромокаемым пакетом внутри. Сюда по необходимости воспитатель сложит грязное бельё;
  • сменная обувь, обязательно с фиксированной (закрытой) пяткой для профилактики плоскостопия. Тапочки, босоножки не подходят. Для удобства малыша и воспитателей ботиночки или туфельки должны быть на липучке;
  • для самых маленьких дошколят (ясельная и младшая группа) требуется клеёнчатый нагрудник: так карапуз не испачкает одежду во время еды;
  • по одному рулону бумажного полотенца и мягкой туалетной бумаги, пачка бумажных салфеток;
  • на межсезонье 2 тёплые кофточки;
  • фланелевую пижаму;
  • для спортивных занятий чешки, футболку, шортики или спортивный костюмчик;
  • носочки – 2 пары.

На первые дни воспитатели разрешают ребёнку брать с группу одну из любимых игрушек. Со своим любимцем деткам проще перенести разлуку с родителями. Подумайте, что дать малышу: не очень дорогую вещь, чтобы не сломалась, без мелких деталей. Лучше, если это будет кукла или мягкая игрушка хорошего качества с коротким ворсом.

Воспитатель подскажет, какие наборы для творчества нужно принести для занятий. Детки часто лепят, клеят, рисуют, им нужны определённые принадлежности.

Для творческих занятий понадобятся:

  • качественный пластилин, специальная пластиковая дощечка – для лепки;
  • краски, альбом, раскраски, карандаши, кисточки – для рисования;
  • картон, цветная бумага, ножницы с закруглёнными краями, нетоксичный клей – для аппликаций;
  • лоскутки, гофрированная бумага, ватные палочки, бумажные салфетки, трафареты – для создания оригинальных изделий.

Всегда уточняйте у воспитателя, какие вещи и аксессуары понадобятся, а от каких лучше отказаться. Иногда родители приносят мешок ненужных вещей, которые не помещаются в тумбочку. Подбирайте одежду с удобной застёжкой. Помните: у воспитателя 20 подопечных, а не только ваш малыш. При неудобной застёжке у нескольких малышей сборы на прогулку затягиваются, одни детки потеют, пока другие с трудом одеваются.

Теперь вы знаете, какие вещи и аксессуары понадобятся малышу при поступлении в детский сад: обязательно нужен полный список от воспитателя и заведующей. Подготовьте пакет документов, пройдите с малышом медицинскую комиссию, купите удобные вещи, принадлежности для творческих занятий. Больше контактируйте с воспитателем, уточняйте все детали. Чем меньше невыясненных вопросов останется, тем комфортнее будет сынишке или дочке в саду.

Видео — советы о том, что нужно ребенку для детского сада:

Дебаты, на тему «с какого возраста отдавать ребенка в детские дошкольные учреждения», ведутся давно. Но, как правило, решение принимается родителями исходя из семейных обстоятельств и здоровья малыша. Если материальное положение семьи позволяет маме заниматься воспитанием ребенка дома, то вопрос о его ранней социализации часто и не поднимается.

Когда же мамочке необходимо выходить на работу, то ясли рассматриваются как место, где ребенок сможет как можно легче привыкнуть к социуму. А поскольку узнать мнение малыша и его чувства в таком малом возрасте затруднительно, то принимая решение, лучше ориентироваться на советы психологов и собственную интуицию вкупе со здравым смыслом.

О дошкольных учреждениях

В обиходе детское учреждение называется детским садом. В нем существуют группы, младшие из которых и называются яслями, или ясельными группами. В основном, государственные детские сады принимают детей возрастом от трех лет, что логично с точки зрения самоорганизации малыша. А вот коммерческие сады могут предоставлять услуги по досмотру детей с более раннего возраста, с года.

Обычно в ясельные группы набирают деток полутора-двух лет. К этому возрасту они уже умеют проситься на горшок, самостоятельно есть и сносно разговаривать. Мамы-одиночки, малообеспеченные семьи, часто вынуждены прибегать к услугам яслей, ведь оплачиваемый отпуск, установленный государством, недолог.

Исходя из вышенаписанного, можно сделать вывод, что нижней возрастной планкой для определения малыша в ясли является год, а верхней – около трех лет, так как в три года он официально становится дошкольником, посещающим детский сад. Чтобы малыш своевременно пошел в дошкольное учреждение, надо стать в очередь, представив следующие документы:

  • свидетельство о рождении малыша;
  • паспорт мамы или папы;
  • для записи в специализированный детский сад – медкарту.

Эти же документы с ксерокопиями понадобятся при непосредственном оформлении в выбранный детский сад и некоторые другие, собрать которые не проблематично.

Достоинства и недостатки раннего посещения

Конечно, плюсы есть, и отрицать их не могут даже сторонники домашнего дошкольного воспитания, при объективном подходе к вопросу.

  1. Возможность маме работать. Даже если семья материально благополучна, бывают такие профессии у мам, в которых важно постоянное присутствие в рабочих процессах. Например, творческие профессии или работа, которую долго искали и не намерены терять. Адаптационный период для маленького ребенка протекает с болезнями, поэтому мама должна быть готова к частым отсутствиям на работе по больничным листам. И к реакции на них у коллег и руководства.
  2. Возможность маме сменить обстановку. При всепоглощающей любви к собственному чаду мамочка испытывает неимоверную усталость. Конечно, лучшим вариантом в подобном случае является возможность отвлекаться на некоторое время в течение дня. Это может быть посещение спортивного клуба или занятие по интересам. Но такой вариант отдыха доступен не всем.
  3. Приучение ребенка к режиму дня. В яслях он организован согласно возрастным нормам и проверен десятилетиями. Малыш своевременно будет накормлен, уложен спать, выведен на прогулку. Дома придерживаться режима дня удается немногим, так как мама отвлекается на домашние дела.
  4. Наличие очевидного прогресса в развитии. С детками в яслях занимаются специалисты, которые используют для обучения в игровой форме методики, прикладные пособия. В домашней обстановке не у всех мам получается самостоятельно развивать ребенка, ведь педагогические наклонности присущи не каждому.
  5. Осуществление постоянного контроля. Детки играют под присмотром взрослых, вырабатывая адекватную реакцию на наличие сверстников и отсутствие родителей. В раннем возрасте им свойственна неусидчивость и сильная привязанность к маме, и основной функцией работников яслей является выявление нужд малышей и их удовлетворение, предупреждение опасностей и оказание всесторонней помощи, создание благоприятного эмоционального климата.
  6. Укрепление иммунитета. Дети с хорошим иммунитетом в яслях адаптируются быстро, а вот малыши со слабой иммунной системой в первые месяцы посещения часто болеют. Конечно, в итоге они «закаляют иммунитет» лучше, чем домашние детки, но остается спорным вопрос о необходимости сильной нагрузки на иммунную систему в таком раннем возрасте.

Теперь рассмотрим минусы яслей, которые тоже очевидны для каждого здравомыслящего родителя.

  1. Малыш тяжело переносит разлуку с мамочкой. По мнению психологов, до трехлетнего возраста ребенок воспринимает себя как единое целое с ней, и попытки оторвать его на некоторое время вызывают у крохи стресс, который может выражаться активно в виде плача, капризов с агрессией, либо пассивно в виде частых заболеваний. Стрессовое состояние может сопровождаться потерей аппетита, плохим настроением, снижением интереса к развлечениям. Для ребенка из проблемной семьи адаптация происходит легче, а вот для домашних, окруженных заботой и любовью малышей, она почти всегда сопровождается сепарационной тревогой. При наличии выбора, родителям стоит взвешенно подходить к «ясельному» вопросу, учитывая интересы ребенка. Многие детки в итоге смиряются с посещением садика, подчиняясь старшим, но не уменьшает ли это степень доверия к родителям?
  2. Ребенок часто болеет. Это или следствие стресса, подтвержденное психосоматической теорией возникновения болезней, или слабость иммунитета. Нагрузка на неокрепшую иммунную систему провоцирует возникновение многих респираторных заболеваний. Отоларингологи советуют повременить с посещениями детского сада, ведь приобретенные там аденоиды с отитами, ларингиты с бронхитами, становятся постоянными спутниками ребенка.
  3. Никто не сможет заменить маму. Даже самый внимательный и талантливый воспитатель проигрывает в сравнении с заботливой любящей мамочкой. При наличии в группе большого количества деток, индивидуальный подход к каждому сомнителен.
  4. Нахождение в неестественной среде. Ребенок, оторванный от семьи, вынужден находиться в чуждой ему обстановке, среди чужих людей. Попадая в ясли через стресс, он воспринимает окружающий мир как враждебный и далекий.
  5. Уменьшение времени общения с крохой. Отдав ребенка в раннем возрасте в ясли, родители безвозвратно теряют возможность ежеминутно наблюдать за радостными мгновениями его развития.
  6. Психологи утверждают, что до трехлетнего возраста детям чужда социализация. Они играют самостоятельно, просто находясь вместе в группе.
  7. Малыша могут обижать. К сожалению, это возможно как со стороны детей, так и со стороны воспитателей. А он не сможет пожаловаться, просто выражая свои чувства страхом перед яслями.
  8. Дети все впитывают в себя, как губка. Он подражают нам, повторяя слова и копируя жесты. Вы же не хотите, чтобы он был похож на чужих взрослых, или повторял неприличные слова за другими детьми? А именно до трех лет происходит формирование личности малыша.

Решение всегда принимают родители, взвесив все «за» и «против». Именно на них лежит ответственность за комфортное и здоровое воспитание малыша. Любое мнение имеет право на существование, в зависимости от индивидуального подхода к вопросу. Главное – руководствоваться интересами ребенка, а не родителей.

Ясли - это государственное учреждение, осуществляющее воспитание детей в возрасте от 2 мес. до 3 лет. В яслях проводятся мероприятия по охране здоровья, правильному физическому и психическому развитию ребенка.

Большинство яслей построено по утвержденным типовым проектам; они должны иметь озелененный и специально оборудованный участок. В типовых проектах яслей предусмотрены обособленные помещения для детских групп, изолятор, административно-хозяйственные помещения и помещения пищеблока.

Необходимые помещения в яслях: смотровая комната (фильтр), приемная, а для каждой группы детская комната (из расчета 2,5 м 2 на одного ребенка), спальня (из расчета 1,5 м 2 на одного ребенка), веранда, туалетные комнаты. Для каждой группы должен быть свой наружный вход.

Ясли делятся на районные и ведомственные. Дети в яслях находятся, как правило, только днем в течение 9-14 час, на ночь родители забирают их домой. Для матерей, работающих в разные смены, не кормящих детей грудью, организуются группы круглосуточного обслуживания детей в яслях, в которых дети находятся в течение всей недели, родители берут их домой только на выходные дни.

По мощности различают ясли следующих категорий: 120, 100, 80, 60, 45, 30 и 20 мест. Для организации правильного ухода все дети делятся на 4 возрастных группы: первую группу комплектуют из детей в возрасте до 9 мес. (группа грудных детей); вторую - от 9 до 14 мес. (ползунковая); третью - от 14 мес. до 2 лет (средняя); четвертую - от 2 до 3 лет (старшая). В первых двух группах должно быть не более 15-18 детей в каждой, в последних - не более 20.

Мебель в каждой группе должна быть удобной, легкой, соответствовать росту и степени развития двигательных умений детей. Приемная для каждой группы детей оборудуется столами для осмотра детей, шкафами для одежды, диванчиками для раздевания и др. Каждая группа должна иметь свои шкафы для игрушек. Одежда детей должна быть легкой, свободной, не стесняющей движений.

В ясли дети принимаются по направлениям районного Отдела здравоохранения (или по путевкам фабрично-заводского комитета). Все дети проходят медицинское освидетельствование и . Перед поступлением ребенка в ясли и после любого заболевания не ранее чем за 1-2 дня до приема в детское учреждение его осматривает участковый педиатр и дает справку о том, что ребенок по состоянию здоровья может посещать детское учреждение, кроме того, мать представляет справку от районного эпидемиолога об эпидемическом благополучии в доме, где проживает ребенок.

В яслях устанавливается соответствующий режим для каждой детской группы. При установлении режима учитывается не только возраст ребенка, но и состояние его здоровья и нервно-психическое развитие.

Врачом и сестрой осуществляется постоянный контроль за развитием и состоянием здоровья детей, находящихся в яслях; медсестра (после осмотра детей врачом) проводит все плановые профилактические прививки.

Медсестра при приеме ежедневно осматривает ребенка (кожу, зев), опрашивает мать о состоянии его здоровья, измеряет . Врач осматривает детей в возрасте до 6 мес. 1 раз в неделю, от 6 мес. до 1,5 лет - два раза в месяц, старше 1,5 лет - 1 раз в месяц. Взвешивание детей производится: в возрасте до 6 мес. каждые шесть дней, от 6 мес. до 1,5 лет - раз в 10- 15 дней, более старших детей взвешивают 1 раз в месяц. Измерение роста производится у детей до 1 года 1 раз в месяц, старше одного года - раз в квартал. В яслях с числом детей 80 и более организуется изолятор; число коек в нем должно составлять 10% от общего числа коек в яслях.

Руководство яслями возлагается на работника, имеющего специальное среднее медицинское образование. Наблюдение за здоровьем детей осуществляет врач детской , к которой прикреплены ясли. Все сведения о ребенке заносятся в его историю развития. Медсестры, работающие в яслях, так называемые ясельные сестры, должны иметь специальную подготовку для работы в этих учреждениях (см. ). Они должны быть хорошо знакомы с вопросами , ухода за ними, профилактики , с воспитательной работой в детских учреждениях.

Ясли-сад . В целях осуществления преемственности в воспитании и медицинском обслуживании детей дошкольного возраста (от 2 мес. до 7 лет) с 1959 г. осуществляется развитие сети единых детских учреждений - яслей-садов.

Предусматриваются следующие категории яслей-садов по мощности: 160, 135. 115, 90, 70, 45 мест.

Обслуживание детей от 3 до 7 лет производится по типу детского сада (см.).

Руководит объединенным учреждением специалист, имеющий высшее педагогическое образование и окончивший специальные медицинские курсы. Врач совместно с педагогом разрабатывает режим для каждой возрастной группы, контролирует его выполнение, следит за нервно-психическим и детей.

Медработники, осуществляющие контроль за здоровьем детей в яслях и яслях-садах, особое внимание уделяют режиму питания. Питание детей должно быть полноценным по количеству и качеству, дифференцированным в зависимости от возраста. Рекомендуется следующее распределение калорийности пищи: на завтрак и ужин - по 25%, на обед - 35-40%, на полдник - 10-15%. Обязательным условием рационального питания детей является включение в меню овощей, фруктов, ягод, зелени. При городских яслях создаются родительские инициативные группы.

Сельские ясли создаются в районных центрах, колхозах и совхозах. В районных центрах и совхозах ясли содержатся за счет государственного бюджета, в колхозах - на средства колхоза.

Медицинское наблюдение за здоровьем детей в яслях сельских райцентров осуществляет врач-педиатр районной больницы, в яслях колхозов и совхозов - специально выделенная медсестра или фельдшер сельского врачебного участка. Медсестра производит осмотр ребенка перед поступлением его в ясли, проводит под контролем врача профилактические прививки, изолирует заболевшего ребенка и при необходимости госпитализирует его, определяет срок карантина в случае заноса инфекции в ясли, осуществляет контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима в яслях.

При сельских яслях создается общественный совет, призванный оказывать помощь в работе яслей. В состав совета входят родители, представители правления колхоза, сельской общественности, медсестра.

Ясли - государственное учреждение общественного воспитания детей в возрасте от 2 мес. до трех лет. В детских яслях наряду с воспитанием ребенка проводятся мероприятия по охране его здоровья, физическому развитию.

Уже в первые годы Советской власти начала создаваться сеть детских учреждении. В 1913 г. насчитывалось только 550мест в яслях, в 1928 г. количество их возросло до 62 тыс.

В 1936 г. Советское правительство приняло постановление, предусматривавшее выделение специальных ассигнований на строительство детских яслей. После этого сеть яслей стала быстро расти. В 1940 г. 859,5 тыс. детей воспитывалось в яслях, в 1959 г. - 1208,4 тыс.

В 1954-1955 гг. были разработаны типовые проекты яслей на 45-60-80-100 и 120 мест, предусматривавшие помещения для детских групп, административно-хозяйственные помещения, помещения пищевого блока, изоляторы. Детские группы изолированы друг от друга, имеются самостоятельные входы. При размещении групп на втором этаже допускается устройство одного входа для двух групп.

Для каждой группы предусмотрены фильтр, приемная, детская комната, веранда, туалетная, для круглосуточных групп - дополнительно спальня.

В учреждении на 80 мест и более имеется изолятор, рассчитанный на 8-12 коек, для лечения и изоляции детей, больных неинфекционными заболеваниями.

В яслях с дневным пребыванием на каждого ребенка должно быть 2,5 м 2 полезной площади (не считая подсобных помещений), в круглосуточных - 4 м 2 .

Земельный участок отводят из расчета 35-40 м 2 на одно место; каждая группа имеет свою площадку на участке; площадки изолированы зелеными насаждениями. На территории участка устраивают навесы в 30-50 м 2 для защиты детей от солнца и осадков.

Ясли могут быть дневными (дети пребывают 9-12 час.), круглосуточными, работающими в течение всей недели, кроме воскресенья, и санаторными (обслуживают детей с туберкулезной интоксикацией и некоторыми начальными формами туберкулеза).

Количество детей в грудных и ползунковых группах - 15, средних и старших - 20; комплектуются группы по возрасту; количество групп зависит от мощности учреждения.

Для каждой группы разрабатывают режим, соответствующий возрасту детей.

Основные исходные данные, учитываемые при составлении режима, приведены в таблице 1.

Таблица 1. Схема распределения времени сна, бодрствования и кормления детей от 1 1/2 месяцев до 3 лет*

* Разработана Н. М. Щеловановым.

Врач яслей принимает участие в комплектовании групп, приеме новых детей, организации режима и питания, ведет наблюдение за физическим и нервно-психическим развитием, руководит оздоровительными мероприятиями и проведением специфической профилактики.

Ясли находятся в ведении органов здравоохранения или различных предприятий, ведомств. Методическое руководство осуществляется Министерством здравоохранения СССР. В 1959 г. в целях осуществления единой системы воспитания детей ясельного и дошкольного возраста, отвечающей задачам последующего обучения в школе, разрешено объединять с учетом местных условий и возможностей ясли и детский сад в единое детское учреждение - ясли-сад.

С 1960 г. новое строительство детских дошкольных учреждений проводится, как правило, по типовым проектам объединенных учреждений - яслей-садов.

Объединенные детские учреждения получили широкое развитие. В яслях-садах воспитываются дети от 2 мес. до 7 лет; в них обеспечивается правильное физическое развитие детей, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В 1960 г. в детских садах и яслях-садах воспитывалось 3115 тыс. детей, к началу 1966 г.- уже более 6 млн. детей.

Руководство яслями-садом, за исключением ведомственных, сосредоточено в министерствах просвещения союзных республик; организация лечебно-профилактического обслуживания - в министерствах здравоохранения.

Воспитательная работа проводится в соответствии с методическими указаниями министерств здравоохранения и министерств просвещения союзных республик.

По мощности ясли-сады рассчитаны на 280, 140, 90 и 50 мест.

В специально построенных зданиях предусматриваются помещения для детей ясельного и дошкольного возраста, административно-хозяйственные, служебные помещения. Сохраняется принцип групповой изоляции. В яслях-саду на 140 мест и более предусмотрена комната площадью 75 м 2 для проведения музыкальных и гимнастических занятий. В учреждениях вместимостью более 50 детей предусматривается медицинская комната для проведения медосмотров, профилактических прививок.

В секции с дневным пребыванием для детей ясельного возраста должна быть приемная 15 м 2 , игровая-столовая -50 м 2 , веранда - 30 м 2 и туалетная - 10 м 2 ; в секции для круглосуточных групп - вместо веранды спальня площадью 30 м 2 ; для дошкольников раздевальная - 15 м 2 , групповая - 62 м 2 , туалетная - 14 м 2 , помещение для хранения кроватей - 5 м 2 ; для групп с круглосуточным пребыванием дополнительно предусматривается спальня площадью 50 м 2 ; в приемных и раздевальных шкафы для одежды детей оборудованы сушилками или устроены шкафы-сушилки с вытяжной вентиляцией.

Для прачечной-постирочной рекомендуется отдельный вход; остальные административно-хозяйственные помещения могут иметь вход, общий с одной из групп; пищеблок, состоящий из кухни с заготовочной, моечной и кладовой, располагается на первом этаже, как правило, имеет самостоятельный вход.

Здания яслей-садов должны иметь водопровод, канализацию, центральное отопление; температура воздуха в основных помещениях групп 20°, медицинской и туалетной ясельных групп 22°; воздухообмен в одноэтажных зданиях обеспечивается через форточки и фрамуги, в двухэтажных зданиях устраивают дополнительную вытяжную вентиляцию.

Основные помещения яслей-садов имеют естественное освещение. Световой коэффициент в игровых-столовых, групповых, спальнях, изоляторе, комнате заболевшего ребенка - 1:4, 1:5; в остальных - не ниже 1: 8.

Земельный участок имеет зоны: зеленых насаждений (около 50% площади участка), групповых площадок, хозяйственные и общие.

Групповые площадки соответствуют числу групп в учреждении; они изолированы друг от друга зелеными насаждениями и расположены вблизи от выходов из помещений, особенно для младших групп. На площадках устраивают навесы (площадью 30 м 2 для ясельных детей и 50 мг для дошкольников).

Физкультурную площадку устраивают из расчета 3 м 2 на ребенка в возрасте старше 3 лет; площадку для животных и птиц - 20 м 2 , огород-ягодник - из расчета 0,5 м 2 на ребенка; хозяйственный двор с подсобными помещениями располагается в глубине и имеет самостоятельный въезд.

Размещение основных помещений яслей с круглосуточным содержанием детей показано на рис. 1 и 2.

Рис. 1. Планы этажей двухэтажного здания яслей-сада: 1 - приемная; 2 - игровая-столовая; 3 - спальня-веранда; 4 - групповая; 5 - раздевальная; 6 - зал музыкальных и гимнастических занятий; 7 - медицинские помещения; 8 - кухня; 9 - постирочная (вверху - второй этаж, внизу - первый).
Рис. 2. Генеральный план яслей-сада на 140 мест (круглосуточный тип): 1 - здание детских яслей-сада; 2 - теневой навес для дошкольников; 3 - теневой навес для преддошкольников; 4 - хозяйственный двор; 5 - плескательный бассейн; 6 - площадка для преддошкольной группы; 7 - площадка для дошкольной группы; 8 - вольер для животных; 9 - физкультурная площадка.

Учреждения оборудуют мебелью с учетом возрастных особенностей детей каждой группы (таблица 2). В помещениях ясельных групп устанавливают мебель двух размеров, для дошкольников - трех размеров. Длительность пребывания детей такая же, как в яслях; для детей с туберкулезной интоксикацией и некоторыми локальными формами туберкулеза организуются санаторные ясли-сады.

Таблица 2. Основные размеры мебели (в см)

Объединенным учреждением заведует педагог с высшим образованием, малокомплектными яслями-садами могут заведовать лица со специальным средним образованием. В группах детей до 2 лет работают медсестры, в остальных - педагоги-воспитатели.

Для каждой группы устанавливают соответствующий режим и порядок дня; питание организуют с учетом возраста и в соответствии с нормами для детей до 3 лет и от 3 до 7 лет; дети от 1 года до 3 лет получают в сутки 1300-1500 кал, дети от 3 до 7 лет - 1800-2000 кал.

Группы комплектуют по возрасту, в малокомплектных яслях-садах допускается комплектование групп детьми смешанного возраста.

Обязанности врача такие же, как в яслях. Особое внимание уделяется организации правильного режима и соблюдению преемственности в проведении всех процессов при переходе ребенка из одной возрастной группы в другую.

Сельские ясли могут быть постоянными и временными (сезонные на период полевых работ); в районных центрах организуются постоянные ясли; в совхозах, колхозах - постоянные и сезонные.

См. также Детские площадки, Детский сад, Охрана материнства и детства.

Екатерина Морозова


Время на чтение: 10 минут

А А

К сожалению, родители не всегда имеют возможность находиться безотлучно со своими детьми. Кому-то нужно на работу, кому-то на учебу – и малыша приходится отдавать в ясли. Но независимо от ситуации, подготовка к яслям – процесс обязательный, если мама с папой хотят, чтобы для крохи прошла максимально безболезненно. Что нужно знать родителям о поступлении малыша в ясли?

Оформление в ясли – какие и когда подавать документы?

В ясли одним из родителей подается заявление о приеме малыша и следующие документы :

Когда подавать документы?

Об острой нехватке мест в дошкольных учреждениях известно всем. И задумываться о том, что малыша придется отдавать в ясли или сад, следует уже после его рождения . Как только вы получаете свидетельство о рождении ребенка – самое время бежать и вставать на очередь. Причем — не в само дошкольное учреждение, как раньше, а в специальную комиссию, занимающуюся комплектований детских садов.

Ясли — с какого возраста будут оптимальными для ребенка?

Сидеть с малышом дома в течение трех лет может себе позволить далеко не каждая мама. На эту сложную ситуацию и рассчитаны ясли, в которых малышей берут уже с 12 месяцев. Главным вопросом остается – сможет ли кроха безболезненно перенести разлуку с мамой в таком возрасте?

  • С 1-1,5 года.
    В этом возрасте мама для малыша – человек, без которого он существовать не может. Вырванный из атмосферы родительской заботы и нежности ребенок не понимает, почему вокруг него чужие люди, и почему мама оставляет его одного в чужом месте. Любой посторонний для годовалого ребенка – это «чужой» человек, и, конечно, малыш еще просто не готов психологически оставаться без мамы.
  • С 2-2,5 лет.
    Малыши этого возраста уже более развиты во всех смыслах. Они тянутся к сверстникам, их можно отвлечь играми. Если воспитатель будет хорошим психологом, а ребенок действительно общительный, то адаптационный период пройдет быстро. Но если ребенок категорически отказывается оставаться в яслях, то ваше время еще не пришло – оставлять его против воли не следует.

Что нужно в ясли: приобретаем «приданое» для малыша в дошкольное учреждение

Во всех яслях и детских садах свои правила, касающиеся, в частности, и «приданого», которое нужно малышу собрать с собой. Но основные требования схожи для всех яслей. Итак, что понадобится маленькому ясельнику?

  • Трусики – 4-5 пар (либо памперсы). Лучше первый вариант, если вы хотите, чтобы ребенок быстрее стал самостоятельным.
  • Маечки – пара штук.
  • Носки, колготки – по 3-4 пары.
  • Теплая кофта или свитер.
  • Комплект одежды на случай её полной смены (если, например, случайно прольет на себя компот).
  • Пеленка/клеенка для кроватки.
  • Пижама.
  • Нагрудники – 1-2 штуки.
  • Сменка. Лаковую обувь брать не стоит, как и войлочные тапки. Лучший вариант – обувь с супинатором и небольшим каблучком.
  • Головной убор для прогулки.
  • Комплект чистых носовых платков, расческа, полотенце.
  • Физкультурная форма.
  • Набор канцелярских принадлежностей , включая фартук.
  • Пакет под грязную одежду.

Остальное следует уточнять уже непосредственно у воспитателей. Например, если в яслях есть бассейн, то понадобятся купальные принадлежности. Если есть ритмика – чешки. И т.д. И не забывайте подписывать вещи ребенка, во избежание путаницы.

Важные рекомендации для родителей: как подготовить ребенка к яслям

Подготовка к яслям – тяжелый труд для родителей. В первую очередь, мамы с папами должны научить (постараться научить) малыша:

  • Жевать. То есть, перевести кроху с пюре и каш на кусковую пищу. Конечно же, постепенно.
  • Пить из обычной чашки (не из «поильничка»), есть ложкой.
  • Ходить на горшок. Даже если ребенок еще иногда писает в штаны, и не каждый раз просится на горшок, важно именно познакомить его с этим процессом. То есть, малыш не должен бояться горшка. А уж в яслях, дружно высаженные на горшки детишки довольно быстро обучаются этому навыку. Читайте также: ?
  • Засыпать в кроватке без маминых рук. Постепенно приучайте малыша засыпать самостоятельно.

Что касается здоровья ребенка (его адаптации и иммунитета), здесь нужно помнить следующее:

С чем и с кем следует познакомить ребенка до яслей?

Повседневная жизнь домашнего малыша существенно отличается от ясельника. И не только тем, что рядом нет родителей, и много детей. Ясли – это множество открытий для ребенка, причем, не всегда положительных. Поэтому нужно заранее познакомить кроху с :

  • Воспитателями и сверстниками.
  • С самим дошкольным учреждением , включая группу и площадку.
  • С режимом дня.
  • С меню.
  • С музыкальными инструментами.

Особенности работы группы кратковременного пребывания в яслях для наилучшей адаптации к дошкольному учреждению

Группы кратковременного пребывания – это адаптационные специальные группы в садах для пребывания малышей на 2-3 часа . Каковы особенности такой группы?

  • Возможность облегчить адаптацию к яслям и саду.
  • Возможность посещать группу вместе с мамой.
  • Помощь маме в развитии и адаптации малыша с помощью наглядных примеров.
  • Группы рассчитаны на возраст ребенка 1-3 года.
  • Образовательная программа включает в себя всестороннее развитие крохи – лепка, рисование, знакомство с буквами и счетом, танцы, мелкая моторика, развитие речи и формирование необходимых навыков, и пр.