Меню

Как одеваются девушки в таджикистане. Три типа таджикских женщин

Красота

Мушкинисо, Тоджинисо, Файзинисо – три женщины, живущие в одной стране и имеющих разные взгляды на жизнь.

Законодательство Таджикистана каждой женщине гарантирует равные права с мужчиной, однако никто из них не имеет одинаковых условий для полной реализации этого права.

Мушкинисо Азизова , сельская женщина, одетая в традиционную таджикскую одежду, с утра до вечера занимается домашними делами. Она не далека от событий в Таджикистане и за его пределами. Основным источником информации для нее является беседы с подругами и соседями.

Ее супруг на протяжении 10 лет находится в трудовой миграции в России, приезжая ежегодно на два-три месяца в зимний период, когда в селении нет электричества.

За годы совместной жизни в этой семье появились двое сыновей и одна дочь. Их дочь вышла замуж, а сыновья учатся в школе. Мушкинисо рассказывает, что иногда ходит по мероприятиям соседей и родственников, а остальную часть жизни она посвящает работе по дому.

«Живу только одной надеждой, чтобы мои дети и родственники были живы, здоровы и счастливы. Главная цель в моей жизни - это, чтобы мои сыновья выросли, получили образование и присматривали за мной», - говорит она.

Мушкинисо будучи школьницей мечтала стать врачом или милиционером, однако ее мечтам не суждено было сбыться. Ее выдали замуж в возрасте 18 лет.

Тоджинисо Рахимова входит в тип городских женщин, которые одеваются в европейскую одежду, обеспечив себе экономическую независимость. Она работает в организации, изучает на платных курсах английский язык и последние новости узнает из прессы. Она считает важным знать о мировых тенденциях и мечтает стать профессиональным журналистом.

«В этом году окончу университет по специальности журналистика и в будущем хочу стать профессионалом своего дела. Хочу заниматься экономикой и освещать экономические проблемы народа Таджикистана», - говорит она.

Идеалом для этой девушки является образованная женщина, у которых она учится манере разговора, часто общается с ними и хочет быть схожей с ними. Тоджинисо говорит, что потенциал для развития женщины в Таджикистане существует, и она намерена пользоваться этим правом.

Файзинисо Вохидова , известная адвокат, которая на протяжении 25 лет занимается правозащитной деятельностью. Она отмечает, что у нее были дела, которые угрожали ее жизни. По ее словам, жизнь женщины заключается не только в том чтобы, заключить брак, родить детей, воспитать их и ухаживать за родственниками супруга.

«Я считаю себя человеком, когда буду играть какую-либо роль в этой жизни, иметь свое мнение, иметь условия для развития своей личности, чтобы укрепиться в обществе. Я себя считаю человеком, когда есть что мне сказать и выражаю свою позицию. Моя цель бороться за социальную справедливость в обществе» , - говорит она.

В Таджикистане можно выделить три типа женщин, которые отличаются друг от друга, но в целом они являются таджикскими женщинами. Однако в докладах международных и местных организаций таджикская женщина представлена как жертва всех видов насилия.

Согласно данным неправительственных организаций, 47 процентов таджикских мужчин считают, что роль женщины в основном заключается в рождении ребенка, его воспитании и сидеть дома. За последние 20 лет сотни женщин покончили жизнь самоубийством по причине насилия в семье. Это явление в основном наблюдается в сельских районах, где проживают до 70 процентов населения Таджикистана.

По официальным данным, только 83 процента девушек охвачено обязательным средним образованием. В настоящее время на улицах и рынках можно столкнуться с женщинами, которые занимаются тяжелой работой - на хлопковых плантациях или работают дворниками.

Статистика и реальная ситуация свидетельствует о гендерном неравноправии в Таджикистане. Эксперты, указывая на слаборазвитую экономику Таджикистана и массовую трудовую миграцию мужчин, которые являются основными факторами проблем женщин, отмечают, что неуважение и насилие в отношении женщин является традиционным явлением.

Кобилджон Боев , имам-хатиб одной из мечетей города Душанбе, говорит, что ислам не запрещает женщинам получать образование, и согласно шариату роль женщины в исламском обществе более высока, чем не в исламском обществе.

Основным фактором проблем таджикских женщин Боев видит в их необразованности. «Основная проблема заключается в наших родителях, которые не создают условия для получения образования женщинами. Когда наши девушки столкнулись с экономическими проблемами, эта традиция наносит ущерб... Необходимо приложить усилия, чтобы они не были дворниками, а работали в государственных учреждениях и соблюдали каноны ислама» , - говорит он.

Таджикский ученый Зафар Мирзоён считает, что насилие в отношении женщин распространилось среди таджиков во времена арабского завоевания, в результате чего это явление вошло в традицию таджикского общества. Он отмечает, что во времена Кира Великого если на предприятии до 40 процентов рабочих составляли женщины, то руководителем предприятия в обязательном порядке становилась женщина. По его мнению, некоторые доводы религиозных деятелей республики по вопросу свободы женщин не имеют основания.

«Отсталость общества на Востоке заключается в отдалении женщин от общества», - говорит он. По его словам, порядка 50 процентов общества на Востоке составляют женщины, и эту половину ограничили до такой степени, что они не задействованы в науке и производстве.

Эксперты отмечают, что в ситуации, когда для мужчин нет места в производственной промышленности Таджикистана, несправедливо говорить о возможностях для женщин. Споры вокруг гендерного равноправия в Таджикистане ведутся на протяжении нескольких лет, и предлагаются различные способы решения проблемы со стороны международных и местных экспертов.

Гулрухсор Сафиева , известная таджикская поэтесса, считает, что нельзя делить женщин по признаку ее образованности или смотреть на всех женщин одинаково, так как речь идет, прежде всего, о человеке. По ее мнению, проблемы, с которыми сталкивается общество, одинаковы как для женщин, так для мужчин.

Председатель Ассоциации женщин с высшим образованием Гулджахон Бобосадыкова считает, что при советском строе разницы между городскими, сельскими и учеными женщинами не существовало.

«В тяжелые годы сразу же после получения республикой независимости общество было разрознено. Город был в городе, село было в селе. В настоящее время наблюдается тенденция объединения и решение проблем общими усилиями. Если силы объединены, найти решение будет легко, будут сделаны правильные выводы, будут оказывать помощь друг другу», - говорит она.

Зебунисо Рустамова известная личность среди таджикских женщин, которая четырежды стала чемпионом мира, бронзовый олимпийский призер, трижды чемпион Европы, 15 раз является чемпионом Советского Союза и 20 раз становилась чемпионом Таджикистана по стрельбе из лука. По ее мнению, необходимо приложить усилия для развития всех таджикских женщин.

«Большинство наших женщин говорят, что сидят дома, однако занимаются ненужными делами. Вместо того, чтобы повышать свою культуру, собираются в одном месте и разговаривают не о чем с утра до вечера. Если у них будут условия, то они будут заниматься над повышением своей культуры», - говорит она.

По словам представителя Комитета по делам женщин и семьи Мукаррамы Насруллоевой , необходимы перемены в таджикской семье, а также изменить понимание мужчин и других членов семьи, которые подвергают насилию своих жен и сестер.

«Самым важным является взаимоотношения в семье между мужчиной и женщиной. Однако, судя по обращениям, поступающих в наш Комитет, большинство молодых женщин жалуются на свою свекровь. Свекрови должны понимать, что когда к ним приходит молодая девушка из другой семьи и среды, то они должны способствовать тому, чтобы новый член семьи привык к новому обществу. Поэтому не надо вмешиваться в жизнь молодых», - считает она.

По данным Комитета, за последние полгода в центр «Бовари» за психологической и юридической поддержкой обратились 375 женщин.

В Таджикистане в большинстве государственных органов на пост одного из заместителей руководителя назначаются женщины. В Маджлиси намояндагон (нижней палате парламента) из 63 депутатских мандатов 12 принадлежат женщинам, в Маджлиси милли (верхней палате) из 34 мест пять у женщин.

Однако эксперты считают, для изменения ситуации с правами женщин в обществе Таджикистана необходимо всестороннее реформирование. По их мнению, правительству республики и неправительственным организациям необходимо создать условия для женщин, чтобы они могли обеспечить свою экономическую независимость.

Фарход Милод, Радио Озоди

© Н. Абдуразаков

Таджикская женщина, будучи одарена красивой внешностью, стремилась соблюдать чувство прекрасного и в одежде. В отличие от представительниц слабого пола других народов, возможности для разнообразия гардероба, благодаря удобному расположению страны на пересечении торговых путей, у нее были еще за столетия до того, как появилось само слово мода. Возможно, именно поэтому национальная одежда жительниц Таджикистана издревле весьма разнообразна, а фасоны платьев в большинстве его районов (в том числе исторических) могут сильно отличаться.
Материал о некоторых платьях мы уже публиковали в фотоленте ранее. В этой фотоленте, которая представляет собой вторую часть альбома, мы продолжим знакомство с одеждой таджикских женщин, как и ранее, с помощью наших прекрасных таджичек-моделей, подробно рассматривая каждый атрибут и обращаясь к истории.

(Модели: Рудоба Махмудова, Аниса Исмаилова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)

© Н. Абдуразаков

Таджикские женщины, в особенности молодые, любили яркие цвета в одежде и всегда старались сочетать оттенки. И надо отдать должное их вкусу - они не перебарщивали.

«Гамма излюбленных расцветок материй для одежды у таджикских женщин была чрезвычайно разнообразной, яркой, жизнерадостной, не будучи в то же время режущей глаз, хотя сочетания цветов и строились на принципе острого контраста», - писали антропологи Н. Ершов и З. Широкова по итогам исследования, проведенного полвека назад в Таджикистане.


(Модель: Аниса Исмаилова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)

© Н. Абдуразаков

Одежда же, представленная на иллюстрации, в большей степени использовалась деятелями искусства, которым в таджикской истории всегда отводилось особое место. Так в прежние времена могли выглядеть певицы, танцовщицы и т.д. Хотя обычно костюмы музыкантов, исполнявших тогда в основном шашмаком, отличались более богатыми цветами и материей (шились, например, золотыми нитями на темной материи), как это было показано в нашей предыдущей фотоленте:

(Модель: Рудоба Махмудова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)

© Н. Абдуразаков

Один из мифов сегодняшнего Таджикистана – что тюбетейка издревле была традиционной для женщин. Этот атрибут, согласно исследованиям советских антропологов, получил популярность и стал использоваться девушками практически во всех районах страны, а также соседнего Узбекистана, только в XX веке, после революции. При этом носят ее преимущественно только девушки и молодые женщины.

© Н. Абдуразаков

Самым традиционным головным убором для таджичек был платок - рўмол, қарс, соба или латта. Существовало очень много способов повязывания платка, многие из которых сегодня уже практически нигде не встретить. Конечно, во многих регионах были свои платки, традиционно используемые только в этом городе или районе.
Например, в Бухаре носили большие косынки, которые назывались ридо. Кулябские же девушки традиционно носили кисейные платки в виде широких длинных шарфов, закинув один из концов за голову, примерно как показано на фото. Правда, у прежних платков края были вышитыми, а назывались они латтаи нақшинӣ (расписная материя) или сарандоз.

© Н. Абдуразаков

Вместо тюбетеек под платками обычно носили мягкие шапочки из материи, которые и назывались тўппи (то же самое, что и тоқӣ - тюбетейка в переводе с таджикского). Они, видимо, и есть предки сегодняшних женских тюбетеек.
Пожилые и старые женщины носили схожий головной убор - сшитые из материи (особой формы) шапочки, которые назывались кулўтапўшак. Тюбетейки, как мы уже писали ранее, по сей день носят преимущественно только девушки и молодые женщины.

(Модель: Мадина Кадамова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)

© Н. Абдуразаков

В случае с девушкой на фото поверх головного убора силсила (или обычно поверх шелкового платка) накинута паранджа из тяжелой полушелковой материи банорас местного производства, отделанная шелковой тесьмой и вышивкой. Обычно такие накидки были монотонные и темного цвета, лишь со временем их стали делать более яркими.
Такие накидки носили в Худжанде и окрестностях (сегодняшней Согдийской области). Обычно в комплекте должен быть и чашмбанд (дословно «завязывающая/закрывающая глаза») - волосяная сетка, которую женщина надевала под паранджу, закрывая лицо, перед тем как выйти с женской половины дома.
В уши продеты серьги из скрученных спиралью проволочек с подвесками, в которые раньше вставлялись рубины и изумруды. Украшения больше были распространены в Бухаре, хотя был период, когда некоторые районы современной Согдийской области входили в Бухарское Ханство, а райцентр Худжанд был в составе Самаркандской области. Поэтому смешение традиций (в том числе в одежде и украшениях) этих трех древнейших населенных пунктов вполне объяснимо, тем более что эта близость, выраженная в диалекте и обычаях, прослеживается и в наши дни.

(Модель: Зебуниссо Авезова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)

© Н. Абдуразаков

Так обычно накидывали платок поверх тюбетеек девушки в горных районах Таджикистана, например в Ишкашиме, на западе Памира. А серебряное украшение силсила, которое состоит из соединенных колечками фигурок различной формы с подвесками по нижнему краю, обычно надевалось, наоборот, поверх платка, под которым был еще один платок, рўмол, сложенный по диагонали. Именно таков был головной убор невест в районах Куляба. Однако платки в этом случае были ярких тонов, в основном белые. То есть в данном случае на иллюстрации мы видим смешение стилей (атрибутов и обычаев ношения) разных регионов.

(Модель: Тахмина Ибрагимова, Ассистент: Додхудо Туйчиев Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)

© Н. Абдуразаков

Большое ожерелье назывались ҳайкал или зеби сина. Оно обычно состоит из соединенных многорядными цепочками пластинок (обычно семь), инкрустированных цветными стеклянными глазками, бирюзой и украшенных накладной сканью, зернью и подвесками, где самая нижняя пластинка делалась крупнее остальных. Поверх платья на девушке аналог обшитого тесьмой тюлевого покрывала, который назывался сарандози тўр.

(Модель: Мадина Назарамонова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)

© Н. Абдуразаков

В качестве верхней одежды таджички носили легкие распашные халаты с узкими и короткими, до запястья, рукавами, немного прилегающие в талии и иногда без воротника. Распространены они были в основном в равнинных районах и назывались мунисак или калтача.
Особенно распространены были стеганые ватные длинные халаты, именуемые ҷома или чапон. Под них в равнинных районах иногда надевали еще и безрукавки - камзўлча, шившиеся длиной до пояса или немного ниже. На этой фотографии на голову девушки наброшена парчовая расписанная паранджа (обязательный атрибут до начала XX века), к которой обычно прилагается волосяная сетка для закрывания лица - чашмбанд.

© Н. Абдуразаков

Если платье было самым главным атрибутом костюма женщины в Таджикистане, то второй основной ее частью были глухие шаровары, которые называются, в зависимости от района страны и фасона, пойҷома, лозимӣ, эзор/изор или танбеӣ. Их до сих пор обязательно носят, если надевают национальные платья. На талии раньше они стягивались поясом из тесьмы, продетым в загнутый рубцом верхний край шаровар. Обычно они шились из той же материи, что и платье.

(Модель: Мехрангис Мамадназарова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)

© Н. Абдуразаков

Платье девушки на фото традиционно для горных районов Таджикистана, таких как Дарваз, например; такие шились в основном из материи местного производства. Обшлага рукавов, саростин, обычно украшались вышивкой крестом, а ниже локтей на рукава нашивались вышитые тоже крестом полоски, именуемые чо-бик. В данном случае вместо крестов они обшиты узорами в форме цветов.

(Модель: Нигина Исмаилова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)

© Н. Абдуразаков

Современная интерпретация старинного костюма, сочетающего стили халатов, которые в прежние времена надевали таджички, исполняющие шашмаком, или молодые женщины из верхнего сословия (в данном примере стили смешаны). Такую одежду из богатой материи красного цвета с желтой вышивкой (золотыми нитями) могли себе позволить в основном женщины из зажиточных семей или представительницы искусства, которых часто одаряли их покровители. Стоячий воротник в прежние времена называли куртаи саростиндори гиребонаш қазоқӣ, что дословно переводится как «платье с манжетами и казахским воротником».

(Модель: Зебуниссо Авезова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)

© Н. Абдуразаков

На данной иллюстрации другой пример использования стоячего «казахского воротника». Однако в этом случае фасон и стиль одежды уже более близки к тому, что могли носить люди из сословия музыкантов, певцов и других представителей искусства. Головной убор в виде небольшой короны, инкрустированной жемчугом, с продетой частично из-под нее легкой прозрачной шалью также привычен именно для их стиля одежды.

(Модель: Мехрангис Мамадназарова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)

© Н. Абдуразаков

В старину в некоторых горных районах Таджикистана, в отличие от остальных областей, рукава платьев делались узкими у запястья, а стан платья - узким в талии и широким в подоле. На фото пример такого наряда, но в современной интерпретации - более короткое и открытое. Поверх тюбетейки, распространенной в горных районах республики, накинут легкий большой платок.
Больше фасонов регионов Таджикистана сморите в предыдущей фотоленте «Национальная одежда регионов Таджикистана»:

(Модель: Манижа Шакар, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)

© Н. Абдуразаков

Представленные в этой части фотоальбома (а ранее – и в предыдущей) примеры одежды таджикских женщин и в первую очередь их описания, конечно, не претендуют на историческую достоверность. Этот материал является лишь попыткой показать все великолепие и изобилие стилей в одеяниях женщин Таджикистана через яркие профессиональные фотографии, красивые лица современных таджичек, старинные костюмы и атрибуты, а также их историю, основанную на скудных и малочисленных исследованиях таджикской этнологии.
Возможно, такого рода работы смогут способствовать большему использованию в быту национальных стилей и исторически близкой таджикам одежды, хотя в последнее время именно использование национальных таджикских орнаментов в современной одежде и атрибутов, стилизованных под традиционные, становится все популярнее. Более современным нарядам в национальном стиле будет посвящена следующая фотолента «России для всех».
А пока больше фасонов национальной одежды регионов Таджикистана сморите в ранее опубликованной фотоленте «Национальная одежда регионов Таджикистана».

(Модель: Мадина Назарамонова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)

27.02.2017 18:06

В Таджикистане все более неоднозначным становится отношение к сатру — так называют в стране платок, который мусульманки повязывают на голову. Если еще несколько лет назад в обществе на сатр смотрели снисходительно, а мужская его часть поощряла ношение женщинами мусульманской одежды, то постепенно с легкой руки таджикских властей на проявление исламской атрибутики во внешности стали поглядывать с недоверием. В представлении таджикских чиновников борода у мужчин и хиджаб у женщин — первые признаки исламского радикализма и экстремизма. И хотя статья 26 Конституции республики гласит, что «каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, отдельно или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакую, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов и обрядов», ношение сатра открыто не приветствуется властями, а в некоторых случаях даже преследуется. Но при этом не слышны голоса даже тех защитников веры, которые раньше громко заявляли о нарушении гражданских прав таджикистанцев.

Еще в 2010 году президент Эмомали Рахмон на встрече со студентами национального университета раскритиковал ношение женщинами хиджабов: «Наблюдая за молодыми людьми, в основном девушками и женщинами, на улицах столицы, я вижу, что некоторые из них копируют стиль одежды других стран». Далее он вроде бы в шутку пригрозил: «Если кто-либо из вас предпочитает стиль одежды какой-либо другой страны, то я вас отправлю [туда]».

Выступая 6 марта 2015 года на встрече с женщинами-активистками, президент вновь поднял тему хиджабов, приведя факты из истории: «Согласно научным этнографическим источникам, наш народ с древних времен имел красивые женские одеяния, наши женщины и девушки никогда не носили черную одежду. Традиционно также не одобряется черная одежда. Вы сами хорошо знаете, что даже траурная одежда нашего народа не является черного цвета. Однако некоторые таджикские девушки и женщины одеваются в черное, не знают, даже не хотят знать историю и суть подобного одеяния. Согласно данным, в последнее время некоторые одетые в черное девушки и женщины ходят на похороны совершенно незнакомых людей и пытаются пропагандировать среди женщин, участвующих на похоронах, всякие чуждые нашей древней истории и культуре идеи», - заявил президент.

Неоднократные критические выступления главы государства возымели действие. В апреле 2015 года мэр Душанбе Махмадсаид Убайдуллоев распорядился изъять из всех городских торговых точек одежду, «чуждую культуре одеяния таджикского народа», особенно для женщин и девочек. После запрета деятельности Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) осенью 2015 года преследования женщин в сатрах начались с новой силой. Подключилась милиция, органы национальной безопасности, прокуратура. А, как известно, у нас ретивые чиновники «вместе с чалмой несут и голову»: хотя президент говорил только о женщинах и девушках в черном, стали оказывать давление на всех, кто «по-мусульмански» одевает платок, независимо от его расцветки.

Однако несмотря на запреты на ношение и продажу сатра, одевающих его женщин в республике не становится меньше. Многие верующие жительницы Таджикистана не представляют себе появление в обществе без сатра, ведь в исламе головной убор, скрывающий волосы, является обязательной частью одежды мусульманки. Почему женщины предпочитают сатр и не готовы снять его, «Фергане» рассказали сами таджички.

Жительница Куляба Манзура Максудова полагает, что многие женщины, носящие сатр, делают это не по религиозным убеждениям, а следуя моде: «Мне кажется, что это дань моде и красивой одежде. Массовое ношение сатров в Таджикистане начиналось с яркого и незабываемого бразильского сериала «Клон». Он вышел на российские эканы в феврале 2004 года. В Таджикистане, как и на всем постсоветском пространстве, любили российские каналы. Главная героиня, которую зовут Жади, — ослепительная женщина-мусульманка из Марокко. На ней были красивые восточные одежды. И в Таджикистане многим это понравилось. Наши женщины стали искать нечто подобное на базарах. Кому-то родственники привозили из восточных стран. И, естественно, торговцы, почуяв интерес к таким вещам, стали привозить. И девушки, и женщины стали ярко краситься и одевать различного рода восточные платки. И мне кажется, что они бы сами сняли все это, во всяком случае многие, если бы не эти запреты. Как известно, запреты дают обратную реакцию».

Душанбинка Мухаббат Зиеева недовольна тем, что носит сатр, но это было условием ее мужа: «Я была студенткой, одевалась, как все в городе, и не думала вообще о сатре. Пока меня не сосватали. Родители жениха, когда пришли меня сватать, ничего не требовали. Но он сам при первой же встрече со мной потребовал, чтобы я одела сатр. Парень мне сразу же понравился и я подумала, почему бы и нет. И теперь ни дня без сатра. Дома я могу одеваться поярче, но на улице не должна привлекать к себе внимание. Конечно, иногда надоедает одевать сатр. В городе женщины одеваются разнообразно. Но мужа злить не хочется, поэтому придется всю жизнь носить».

Зайнуру Обиеву одели в сатр родители, как только она стала взрослеть. Ей тогда было 13 лет. В школе другие девчонки ходили в обычных косынках, а Зайнура — в сатре: «Я послушная дочь. Как это можно не подчиниться воле своих родителей? Это грех. Да и я уже сама привыкла к тому, что я закрыта. Мне так удобно и комфортно. Никто не пристает на улице. Ко мне уважительно относятся, не как к тем женщинам, которые ходят открытыми. К ним пристают, говорят всякие гадости. До них дотрагиваются, смотрят сальными глазами. Это неприлично».

А Замира Мусоева — девушка с принципами. Ношение сатра было ее собственным выбором: «Был тяжелый период жизни, я очень долго была в депрессии. Тогда я прочла много исламской литературы, большинство книг Шамиля Аляутдинова (российский исламский богослов и проповедник. - Прим. «Ферганы»). Он в очень популярной и доступной форме объясняет ислам, чего я никогда не слышала от наших религиозных деятелей. Они только пугают и запрещают. Закрывалась постепенно. Сначала просто носила платок. А потом потихоньку и сатр. В сатре мне удобно. Хотя от меня этого никто не ожидал — раньше я даже национальную одежду не носила».

Мадина Исламова снисходительно относится к женщинам в сатре. Сама она предпочитает европейский стиль одежды: «Я мусульманка по рождению. Читала комментарии к Корану в переводе Пороховой. Но скажу вам откровенно: я не очень религиозна. Я люблю философию Ганди, Далай Ламы. Но религия для меня — не догма. Я верю в слова Ганди: «У Бога нет религии». Я думаю, что жить по совести — это и есть религия. И конечно же внешняя атрибутика не является показателем истинной веры. Вера — она в душе. Но я уважаю выбор женщин и их право носить сатр. Для человека главное — иметь право выбора. Захочет — снимет, захочет — нет. Меня это не раздражает. Уважать людей, их мнение в правовом обществе нужно обязательно».

Для Зарины Мирзокуловой вера в бога — это состояние души: «Кто как чувствует, так и верит. Большинство женщин носят сатр, скорее всего, принудительно. Другие одели неосознанно. У многих сыграл инстинкт стаи: «все одели, и я одену, чтоб быть, как все». И теперь те, кто неосознанно одел, сняли под шумок того, что запрещают. А из оставшихся мало тех, которые сами к этому пришли. Я терпимо отношусь к женщинам в сатре. Но не люблю тех носящих сатр, которые считают себя святыми и кичатся этим, приучают других к сатру, не имея ничего за душой, чтобы позволило им обучать других. К сожалению, таких — большинство. Нет тех, или я их не вижу, кто правильно бы трактовал ислам. Вникать никто не хочет. Любви мало в этом поклонении, только страх».

Парень с девушкой в сатре в центре Душанбе. Фото «Фергана»

Общественный активист Назира Муллоева часто сталкивается с проблемами женщин и видит вину мужчин в женском бесправии: «У нас в стране, как бы мягко сказать, мужчины — феодалы. Мужчинам никогда не нравилось европейские одеяния на женщинах. Мужчины, в том числе и чиновники, всегда были недовольны такой одеждой. Я думаю, им нравится, что женщины закрыты, в душе они это поощряют. В мусульманских семьях обычно мужчины диктуют. Женщины подчиняются, они у нас в стране бесправны. Когда женщины стали одевать сатр, мужчины это приветствовали. И вот сейчас новые запреты, теперь власть требует, чтобы женщины сняли сатр. Опять запрет. То есть мужская часть населения нашей страны вынуждает женщин одевать сатр, а правительство запрещает. Женщина оказалась меж двух огней — ее бьют и слева, и справа. Прежде всего, государство должно бороться с мужским шовинизмом, нежели с женщинами в сатре».

А для Сайрам Муродовой тема сатра болезненна. Она считает, что женщины вынуждены одевать сатр, потому что ходить в европейском становится опасно уже даже в центре города: «Тому свидетельством случай, который произошел с дочерью моих знакомых. Это произошло вечером прошлым летом. Она и ее подружки были в кафе с однокурсниками. Девчонки яркие, красивые. Потом, когда все разошлись, и они ждали машину у пешеходного перекрестка, к ним подъехал черный джип. Окна машины были открыты, и ее пассажиры стали плевать в девочек и бросать в них баклажки. Это было неожиданно, девчонки растерялись. В машине сидели парни старше них. Один из них презрительно назвал их кафирками и употреблял много плохих слов. Девчонки долгое время потом прийти в себя не могли. Вот это и есть безграмотность и радикализм. Им же никто ислам правильно не объясняет. Что самое печальное, таких вот безграмотных, к сожалению, немало, чье видение Ислама проявляется в таких агрессивных формах. Печально то, что они считают, что они на правильном пути. Ислам — светлая религия, а фанатики делают ее темной. Вот и отношение к женщине тоже радикальное, а в Коране этого нет. А они слушают всяких псевдопроповедников и сами просвещаться не хотят».

Зебо Кабирова носит сатр в знак протеста против запрета властей. Она работает на рынке, и часто попадает в поле зрения служителей порядка: «Как только они не пытались меня заставить снять сатр — и просьбами, и угрозами, и в отделение водили. А кто они такие, чтобы запрещать? Мне нравится, и я буду носить. Когда сама захочу, тогда сниму».

Азиза Тоирова замужем за религиозным деятелем. Сатр она носит давно. Она блестяще окончила светский университет, у нее много талантов: «Я пишу стихи и читаю их моему мужу. Он мой единственный слушатель и критик. Я много занимаюсь самообразованием — компьютер, языки. Меня никто не заставлял одеть сатр — это мой выбор. И при этом я сижу дома и воспитываю детей. Но это не означает, что я лишена радости общения с друзьями и подругами. Мы часто встречаемся и семьями, и сами. Они не все в сатре, и не все ведут такой образ жизни. Тем не менее, они меня понимают. Но тотальный запрет всегда вызывает обратную реакцию — в этом человеческая сущность. В нашей стране налицо кризис образования, кризис воспитания. Нужно вкладывать деньги в образование, в просвещение, нужно объяснять, доводить до ума, воспитывать, но не насильно запрещать».

Во время работы над публикацией от нескольких источников в госструктурах Таджикистана «Фергане» стало известно, что государственным учреждениям дано негласное указание фиксировать данные обращающихся к ним женщин в сатрах и сообщать о них в соответствующие органы.

Таджички, как и все женщины, любят ухаживать за собой. Но уход стоит денег — сколько же?

Религиозные девушки и женщины в Таджикистане считают, что уход за собой это проявлением неблагодарности Всевышнему за внешность, которой он наградил.

Кроме того, уверены, что женщина не должна притягивать к себе взоры посторонних мужчин, а использование косметики обязательно ведет к этому.

Осуждается даже выщипывание бровей, а покрытие ногтей лаком запрещается потому, что во время омовения вода не касается природной поверхности ногтей, и омовение не может считаться совершенным.

Однако есть среди религиозных людей и девушки менее консервативных взглядов, для которых религия и хиджаб не являются препятствием для ухода за собой. И в их мире существуют своя мода и свои тенденции красоты.


Таджикские девушки — в хиджабах и без; фото:http://life.ansor.info/

Были бы деньги

Нерелигиозные представительницы прекрасного пола в своих стремлениях по наведению красоты ограничены разве что финансовыми возможностями.

Чьих-то возможностей хватает лишь на коррекцию бровей и чистку лица нитью (депиляцию), а кто-то использует самый широкий спектр услуг салонов и косметологов.

Как правило, экономят на внешности женщины безработные и живущие за счет трудовых мигрантов.

Коррекции бровей и удаления растительности на лице для них достаточно, покраситься можно самим, а основной акцент в образе можно сделать на нарядном платье из пестрой ткани. На тканях экономят меньше.

Современный стиль стоит дороже

Много расходов несут девушки и женщины, выбравшие для себя современный европейский стиль, так как одна из главных статей расходов – это волосы, которые подвергаются различным стрижкам, укладкам, окрашиванию, мелированию, тонированию и прочим манипуляциям.

Модную стрижку чаще приходится освежать, соответственно, часто иметь расходы на это. Некоторые салоны даже специализируются на перевоплощении девушек до голливудского образа.

Девушки, придерживающиеся религиозного и национального стилей, меньше расходуют денег, так как волосы не стригут. Лишь иногда на какие-то мероприятия девушки-националки накручивают себе волосы и делают прически.

Чтобы подсчитать, сколько жительницы Таджикистана тратят денег на уход за собой, мы провели небольшой опрос в социальной сети Facebook. На наши вопросы ответили не только представительницы титульной нации, но и других наций, живущих в Таджикистане.

Брови, глаза, волосы, губы — все идеально продумано; фото: http://life.ansor.info/

Почем уход за собой

Маникюр (с гель-лаком) – 80-100 сомони (10-12 долларов США).
Педикюр – 100-120 сомони (12-15 долларов).
Коррекция бровей – 10-25 сомони (1-3 доллара).
Стрижки и укладки – 70-150 сомони (8-18 долларов).
Укладка волос на неделю – 30-40 сомони (4-5 долларов).
Окрашивание, мелирование и колорирование – от 200 сомони (25 долларов).
Депиляция – 180-200 сомони (22-25 долларов).
Инъекции красоты – 2400-3100 сомони (300-400 долларов).
Фитнес (месячный абонемент) – 200-300 сомони (25-37 долларов).
Массаж – от 50 сомони за сеанс (6 долларов).

Маникюр делается в среднем раз в неделю, депиляция, стрижка – ежемесячно. К уколам красоты любительницы этого метода прибегают примерно дважды в год.

Фитнес и массаж тоже считаются важными процедурами, которые позволяют не только поддержать фигуру, но и здоровье.

Мода на импорт

Немало средств тратится на декоративную косметику и парфюм. Популярно стало заказывать дорогую косметику за рубежом. Покупают ее раз-два раза в год, и обходится она в среднем от 100 до 500 долларов.

Конечно, не все могут позволить себе такое дорогое удовольствие, поэтому предпочитают бюджетные варианты популярной косметики. В среднем, по подсчетам, может получиться от 200 сомони и выше. Парфюм – один из любимых атрибутов любой женщины, на который тратится 80-100 долларов.

Среди комментаторов были и те, кто сам ухаживает за собой и к услугам салонов прибегает очень мало. Кому-то просто не нравится качество услуг, а кто-то и сам в состоянии за собой ухаживать, соответственно, не видит необходимости тратить на это деньги. На ком-то сказался кризис, а кому-то и до кризиса средства не позволяли.

«Я бы тратила больше, но финансовое положение и двое маленьких деток не позволят», – пишет одна из участниц дискуссии.

Другая участница, Дильбар, тоже отмечает, что многое хотела бы себе позволить, но не может.

«Я бы в ответе сделала разделение на пункты: «хочу» и «позволяю себе», – пишет Дильбар Рахматова. – Позволяю себе: маникюр, спорт, бюджетную косметику. Шампуни, бальзамы, туши, карандаши в среднем обходятся в месяц 150 сомони. Хочу чаще ходить к косметологу, к массажисту, к парикмахеру, но откуда взять столько денег?!»

Таджикистан / Общество / Семь привычек таджикских жен, которые понравятся любому мужчине

Чтобы быть настоящей восточной женщиной мало родиться в этой стороне света и обладать характерной внешностью; для соответствия этому определению женщине полагается следовать строгим правилам поведения.

Партнер «Азия Плюс» «Открытая Азия онлайн» собрала некоторые привычки таджикских женщин, которые в нашем регионе традиционно имеют восточные жены.

Обращается к мужу на «вы»

Практически все таджикские женщины, за редким исключением, обращаются к своему супругу на «вы», и называют своих мужей не по имени, а «хозяин», «отец моих детей» и т.п. Впрочем, на севере Таджикистана и мужчины, и женщины обращаются на «вы» ко всем без исключения, даже к своим маленьким детям.

Любая таджичка умеет хорошо готовить

Таджикская женщина, которая не умеет готовить, причем не просто готовить, а творить настоящие кулинарные шедевры, это нонсенс. Любая таджичка отлично справляется с тестом и может приготовить вкуснейший плов. Матери с детства прививают своим дочерям любовь к кулинарии, потому что, если молодая девушка, придет в дом к мужу без этих навыков, то позор падет на всю ее семью.

Кстати, также виртуозно таджички справляются и с другими домашними обязанностями, будь то глажка белья или уборка дома.

Семья невесты покупает одежду для жениха

Покупка наряда для жениха на свадебную церемонию – это обязанность семьи невесты. Более того, весь необходимый для семейной жизни домашний скарб, включая мебель, также приобретается за счет родителей невесты; от жениха требуется только жилье. Поэтому, зачастую перед свадьбой, родственники девушки, приглашая гостей на церемонию, заказывают им подарки. Например: семья Искандаровых – ковер, семья Исмоиловых – кухонный комбайн и т.д.

Никогда не остается с другим мужчиной наедине

Даже если этот мужчина родственник. Таджикская жена пустит в дом мужчину только при условии, что она не одна. В противном случае, даже родному брату мужа вход в квартиру заказан: «ждите хозяина». И до сих пор, на любом мероприятии женщины и мужчины в Таджикистане традиционно сидят за разными дастарханами, в разных комнатах. И обслуживанием мужского дастархана (подавать блюда на стол, убирать грязную посуду) занимаются мужчины.

После рождения ребенка 40 дней живет у матери

Из роддома таджикская жена отправляется домой к своей матери, особенно если родился первенец. Здесь она проживет ровно 40 дней, в течение которых мать научит дочь всем премудростям обращения с малышом; кроме того, все необходимое для первенца за свой счет приобретет семья женщины. После такого мастер-класса, муж никогда не увидит беспомощности жены в общении с младенцем, ведь следить за ребенком – прямая обязанность женщины.

Ничего не делает без согласования с мужем