Меню

Из какой страны пришел обычай украшать елку. Елка идет по миру: истоки традиции наряжать ель в разных странах

Вкусные рецепты

Обычай украшать новогоднюю елку пришел к нам из Германии. Существует предание о том, что начало традиции украшать елку положил немецкий реформатор Мартин Лютер. В 1513 году, возвращаясь домой в канун Рождества, Лютер был очарован и восхищен красотой звезд, усыпавших небесный свод так густо, что казалось, будто и кроны деревьев искрятся звездочками. Дома он поставил на стол елочку и украсил ее свечами, а на верхушку водрузил звезду в память о звезде Вифлеемской, указавшей путь к пещере, где родился Иисус.

Известно также, что в XVI веке в Центральной Европе в рождественскую ночь было принято ставить на середине стола маленькое деревце бука, украшенное сваренными в меду маленькими яблочками, сливами, грушами и лесными орехами.

Во второй половине XVII столетия в немецких и швейцарских домах уже был распространен обычай дополнять украшение рождественской трапезы не только лиственным, но и хвойным деревом. Главное, чтобы оно было игрушечной величины. Сначала маленькие елочки подвешивались к потолку вместе с конфетами и яблочками, и лишь позже установился обычай наряжать в гостевой комнате одну большую елку.

В XVIII-XIX веках традиция украшения елки распространилась не только по всей Германии, но и появилась в Англии, Австрии, Чехии, Голландии, Дании. В Америке новогодние елки появились также благодаря немецким эмигрантам. Вначале елки украшали свечами, плодами и сладостями, позднее в обычай вошли игрушки из воска, ваты, картона, а потом и стекла.

В России традиция украшения новогодней елки появилась благодаря Петру I. Петр, еще в молодые годы гостивший на Рождество у своих немецких друзей, был приятно удивлен, увидев странное дерево: вроде бы ель, но на ней вместо шишек - яблоки и конфеты. Будущего царя это позабавило . Став царем, Петр I издал указ отмечать Новый год, как в просвещенной Европе.

В нем предписывалось: «...По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых...».

После смерти Петра указ был подзабыт, а распространенным новогодним атрибутом елка стала лишь веком позже.

В 1817 году великий князь Николай Павлович женился на прусской принцессе Шарлотте, крещеной в православии под именем Александра. Принцесса убедила двор принять обычай украшать новогодний стол букетиками из еловых веток. В 1819 году Николай Павлович по настоянию супруги впервые поставил в Аничковом дворце новогоднюю елку, а в 1852 году в Санкт-Петербурге в помещении Екатерининского (ныне Московского) вокзала впервые была наряжена публичная рождественская елка.

В городах начался елочный ажиотаж: из Европы выписывали дорогие елочные украшения, в богатых домах устраивали детские новогодние утренники.

Образ рождественской елки хорошо вписался в христианскую религию. Елочные украшения, сладости и фрукты символизировали дары, принесенные маленькому Христу. А свечи напоминали освещение той обители, в которой останавливалось Святое семейство. К тому же на верхушку дерева всегда вешали украшение, которое символизировало Вифлеемскую звезду, взошедшую с рождением Иисуса и указавшую дорогу волхвам. В результате елка стала символом Рождества.

Во время Первой мировой войны император Николай II посчитал традицию украшения елки «вражеской» и категорически запретил ей следовать.

После революции запрет отменили. Первую общественную елку при советской власти устроили в Михайловском артиллерийском училище 31 декабря 1917 года в Петербурге.

С 1926 года украшение елки уже считалось преступлением: ЦК ВКП(б) назвал обычай устанавливать так называемую рождественскую ель антисоветским. В 1927 году на XV съезде партии Сталин заявил об ослаблении антирелигиозной работы среди населения. Началась антирелигиозная кампания. Партконференция 1929 года отменила «христианское» воскресение: страна перешла на «шестидневку», запрещено было празднование Рождества.

Считается, что реабилитация елки началась с небольшой заметки в газете «Правда», опубликованной 28 декабря 1935 года. Речь шла об инициативе организовать к Новому году детям хорошую елку. Подписал заметку второй секретарь ЦК компартии Украины Постышев. Сталин согласился.

В 1935 году был организован первый новогодний детский утренник с наряженной лесной красавицей. А в канун нового 1938 года в Колонном зале Дома союзов поставили огромную 15-метровую елку с 10 тысячами украшений и игрушек, ставшую с тех пор традиционной и называвшуюся позднее главной елкой страны. С 1976 года главной елкой стала считаться елка в Кремлевском Дворце съездов (с 1992 года - Государственный Кремлевский дворец). Вместо Рождества елку стали ставить на Новый год и назвали новогодней.

Сначала елки украшали по старинке конфетами и фруктами. Потом игрушки стали отражать эпоху: пионеры с горнами, лики членов Политбюро. Во время войны - пистолеты, десантники, собаки-санитары, Дед Мороз с автоматом. Им на смену пришли игрушечные автомобили, дирижабли с надписью «СССР», снежинки с серпом и молотом. При Хрущеве появились игрушечные трактора, початки кукурузы, хоккеисты. Затем - космонавты, спутники, персонажи русских сказок.

В наши дни появилось немало стилей украшения новогодней елки. Наиболее традиционный из них - украшение елки разноцветными игрушками из стекла, электрическими лампочками и мишурой. В прошлом столетии натуральные деревца начали заменять искусственными, некоторые из них весьма искусно имитировали живые ели и украшались обычным способом, другие были стилизованными, не требующими украшений. Возникла мода на оформление новогодних елок в определенном цвете - серебристом, золотистом, красном, синем, в моду прочно вошел минималистский стиль в оформлении елки. Неизменным атрибутом украшения елки остались лишь гирлянды из разноцветных огней, но и здесь на смену электрическим лампочкам уже приходят светодиоды.

Можете ли вы представить теперь Новый год вообще без елки, без одной лесной красавицы? Наряд елки тоже символичен. Мы вешаем гирлянды, шары, игрушки в виде различных зверей, сладости, на макушку помешаем звезду, но почему так, а не иначе мы наряжаем елку, не задумываемся. А ведь все это имеет смысл.

Обычай наряжать елку и встречать около нее Новый год имеет языческие корни. Еще в Древней Греции и Риме дома украшали зелеными ветками, и делать это нужно было обязательно, так как считалось, что хвоя принесет здоровье и счастье в будущем году. Хвойные деревья же вечнозеленые, поэтому они стали символом вечной молодости, смелости, долголетия, достоинства, верности, огня жизни и восстановления здоровья.

Обычай украшать деревья существовал еще до наступления новой эры. В те времена считалось, что в их ветках живут могущественные духи (добрые и злые), и чтобы найти с ними общий язык и получить помощь, им подносили дары.

А традиция украшать елку имеет кельтские корни, потому что именно у кельтов Мировое Древо - важнейший элемент картины мира. Считалось, что Иггра-силь поддерживает небосвод, соединяет небо, землю и преисподнюю.

На площадях городов Европы хвойное дерево впервые появилось в XVI веке. В Англию обычай наряжать елку попал в середине XIX века, а в Россию он пришел при Петре Великом, который повелел «после благодарения Богу и молебного пения в церкви по большим проезжим улицам, и знатным людям и у домов нарочитых (именитых) духовного и мирского чина, перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям скудным (то есть бедным) хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить. И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу 1700 сего года. А стоять тому украшению генваря по 7-е число того же года. Да генваря ж в 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравля-ти с Новым годом и столетним веком, и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет, и по знатным домам боярским U окольничьим, и думным знатным людям, палатного, воинского и купеческого чина знаменитым людям кое нужно на своем дворе из небольших пушечек, у кого есть, или из мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится. А по улицам большим, где пристойно, генваря с 1-го числа по 7-е число по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы. А где мелкие дворы, собравшись по пяти или шести дворов, тако же огонь класть, или, кто хочет, на столбиках по одной или по две или по три смоляные и худые бочки, напдлняя соломою или хворо* стом, зажигать, а перед бургомйстрскою ратушею стрельбе и таким украшениям по их усмотрению быть же». Сам царь первый пустил ракету, которая, огненной змейкой взвиваясь в воздухе, возвестила народу о наступлении Нового года, а вслед за этим согласно царскому указу началась потеха и по всей Белокаменной... Правда, обычай этот на русской почве долго не мог прижиться, видимо, потому, что ель в славянской мифологии тесно связана с миром мертвых. Можно считать, что чужим он был вплоть до революции. Да и потом еще некоторое время (до 1935 года) елка, как принадлежность религиозного торжества, была запрещена.

На верхушке елки горит звезда , обозначающая вершину Мирового Древа, она является точкой соприкосновения миров: земного и небесного. И, в принципе, не важно, какая это звезда: восьмиконечная серебряная Рождества или красная кремлевская, которой до недавних пор мы украшали свои елочки (ведь она символизировала силу власти, а власть и была иным миром). Шарики - это современный вариант яблок и мандаринов, плодов, символизировавших плодородие, вечную молодость или хотя бы здоровье и долголетие. Стоит только вспомнить сказки о яблоках , о молодильных яблоках или мифы о яблоках Гесперид либо о яблоке раздора. Яйца символизировали гармонию и полное благополучие, развивающуюся жизнь, орехи - непостижимость божественного промысла. Различного рода фигурки, как елочные украшения, появились не так давно, но имеют они большое значение. В основном это изображения ангелов, сказочных персонажей или героев мультиков, но все они - образы иного мира. А это позволяет говорить о том, что именно эти игрушки соответствуют древним фигуркам добрых духов, от которых ожидали помощи в будущем году.

Сейчас ни одна елка не обходится без гирлянды лампочек и блесток, то есть без мерцающих огоньков. Именно так в мифологии представляется присутствие сойма духов. Еще одно украшение- серебряный «дождик », спускающийся от макушки до основания, символизирующий дождь, струящийся от вершины Мирового Древа к ее подножию. Под елочкой обязательно должна быть фигурка Деда Мороза (можно со Снегурочкой), туда же кладут и подарки.

Скоро Новый Год. Мандарины, шампанское, оливье, бенгальские огни, красавица-ёлочка. Все эти неотъемлемые атрибуты любимого праздника знакомы всем с детства. Пробьют Куранты, и старый год под песни с хоровод ами уступит новому дорогу. С утра ребятишки побегут доставать из-под елочки подарки. В нашей стране традиции празднования Нового года известны каждому. А известно ли, откуда к нам пришла традиция наряжать елку?

Нарядная, сверкающая огнями, игрушками, пушистая красавица. Кто может представить себе новогодние праздники без главного символа? Но кто же придумал наряжать елку на Новый Год? Откуда к нам пришел обычай украшать елку?

Красивая традиция имеет несколько легенд возникновения.

Германия

Большинство людей склоняется к версии, что традиция наряжать елку пришла к нам из Германии. Э то неудивительно, оттуда к нам пришли многие сказочные персонажи, легенды о ведьмах и вурдалаках, вампирах и русалках. Средневековые германские замки хранят тысячи тайн. Одной из таких тайн, исследователи считают и традицию наряжать елку.

Согласно одному старому поверью, ель способна расцвести в ночь перед Рождеством и принести плоды. Древнегерманские племена верили в силу духов, которые, по их мнению, жили на верхушках вечнозеленых деревьев. А потому старались задобрить их, украсив священное дерево фруктами и орехами. Только в дом такое дерево никто не носил, наряжали прямо в лесу.

Позднее, Мартин Лютер пытался искоренить в населении привычку бегать по лесам перед Рождеством, поскольку это более подходило язычникам, нежели чем христианам. Легенда гласит, что однажды ночью Лютер увидел на поляне ель, освященную лунным светом. О на напомнила ему о Вифлеемской звезде, что привела волхвов к Иисусу. Тогда он первым принес ель в дом и украсил ее свечками, а наверху водрузил символ Рождества - звезду. Это было в 1513 году.

Потом традиция распространилась по Европе. Немецкие принцессы выходили замуж за принцев других династий и увозили с собой и традицию наряжать елку . Документально подтверждено, что первая елки в Англии и Франции были наряжены именно по приказу немецких невест.

Потом к массовой традиции подключились США, Российская империя.

Египет

Часть людей склоняется к мнению, что прародительницей нашего новогоднего символа, стала древнеегипетская пальма.

Египтяне с древних времен украшали пальму на зимнее солнцестояние. Они возносили благодарность своим богам за урожай, за осадки, за все добрые дела, в которых боги проявили участие в минувший год. Они приносили богатые дары, восхваляя верховных духов.

Кельты - самый воинствующий народ в Европе. Они обладали жестоким нравом. И жестокими традициями. Они искренне верили, что смерть наступает только тогда, когда у врага отрублена голова. Только тогда душа покидает этот мир.

Ель была для кельтов обителью злых сил, которые помогают им в сражениях и налетах. Дерево жертвоприношений. Человеческих и животных жертв. Друиды развешивали на елях внутренности с тем, чтобы задобрить духов.

Когда жертвоприношения стали запрещены, то на ветвях ели появились шары и гирлянды, как знак уважения к покровительствующим духам.

Кельты считали, что недополучив свою порцию жертвоприношений, к ним на порог придет Великий Старец Севера с мешком, чтобы получить новый труп. Поэтому жители поселка в праздничную ночь приносили ему в жертву одну юную девушку. Раздевали ее и привязывали на морозе к столбу. Обледенелый труп считался хорошим знаком, принятым божеством.

Некоторые источники утверждают, что старец и юная девушка являются прообразами современных Деда Мороза и Снегурочки.

Древняя Греция и Древний Рим

Обычай наряжать елку у древних римлян и греков возник еще на заре цивилизаций. Э то опять же связано с желанием задобрить духов. Но в этой легенде, дерево ассоциируется исключительно со здоровьем.

Вечнозеленым деревьям приписывалось свершение самых смелых ожиданий. Украшенная веточка могла подарить обитателям дома вечную молодость, здоровье, смысл жизни, исцеление, прибавление в семье.

Елочку благодарили за помощь в уходящем году и просили о помощи в наступающем.

Распространению такого обычая очень способствовали лекари, которые убеждали людей, что хвойный лес - это источник долголетия и здоровья. И они не ошибались.

Сказочная притча Северной Европы

В ночь, когда на свет появился младенец Иисус, на небе загорелась звезда. Та самая, что привела к Вифлеему волхвов. Согласно легенде, растения тоже двинулись в путь, чтобы выказать Божьему Сыну почтение.

С севера последней пришла ель. Она не решалась подойти ближе, поэтому стояла в стороне. Она так спешила взглянуть на Спасителя, что позабыла о подарке. А когда все растения уже преподнесли свои дары, елочка вдруг преобразилась, похорошела, заискрилась. Младенец заулыбался, и на макушке елочки засияла звезда.

Другая легенда говорит о том, что к младенцу елочку не подпустила пальма. Она указала ей на колючки и смолу. Елочка засмущалась и скромно отошла в сторонку. Ангел-хранитель, видя разговор, пожалел ее и наградил яркими звездочками, чтобы в это Рождество она сияла и искрилась, неся доброту и тепло.

Бонифаций и Дуб Тора

Бонифаций - миссионер, несущий Слово Божье к языческим племенам. Он совершил много экспедиций, много прошел дорог с тем, чтобы образумить язычников и донести до них правду. В пути с ним следовали воины и ремесленники. Они обустраивали места стоянок великого Апостола всех немцев.

Бонифаций слыл реформатором франков. Однажды он оказался на границе франков и германцев, у самого дуба Бога Тора. Дуб был величайшей святыней язычников. Бонифаций срубил дерево, желая доказать, что никакого гнева богов за этим не последует.

Согласно поверью, падая, дуб сломал все, что находилось под ним. Не тронул только ель. Тогда язычники, присутствующие при «казни» дуба, сразу же возвели ель в ранг священных деревьев.

И сегодня есть люди, считающие, что обычай наряжать елку пришел от франко-немецких язычников, как наследство от павшего Дуба Тора.

Российская Империя

В России традиция наряжать елку появилась с Петром Великим в 1700 году. Однако, не прижилась, и после смерти государя, быстренько сошла на нет. В России с древних времен ветками ели устилалась дорога покойника, и люди не хотели встречать с таким деревом праздник.

Еще одну попытку возобновить традицию наряжать елку к Новому Году предприняла урожденная немка Александра Федоровна, приказав в канун 1819 года украсить елку.

Потом снова попытался Николай I, уже в тридцатых годах. Публично приняты народом елки стали только к 1852 году, когда пушистые красавицы стали повсеместно появляться на улицах и площадях.

Так было до 1918 года. Потом Советская власть «приговорила» елку к бездействию до 1935 года. Поскольку обычай украшать елку был связан с церковными легендами, значит, ему не было места в «новой жизни».

Через 17 лет в газете появился призыв украсить ель для детей к новогоднему празднику. Советские власти смилостивились к вечнозеленой пленнице и вернули ее. Правда, Вифлеемскую звезду на верхушке сразу заменили на пятиконечную Красную Звезду - символ власти, чтобы в каждом доме помнили про великую силу великой державы. Но ель стала символом только Нового Года, поскольку коммунистическая партия не признавала такого праздника как Рождество.

Однако, и годы Советов прошли. А елочка-красавица и по сей день является символом Нового Года и Рождества Христова.

Легенда связывает рождественскую ёлку с именем крестителя Германии святого Бонифация. Проповедуя в VIII веке христианство язычникам, Бонифаций решил доказать, что дуб, которому те поклонялись, не имеет волшебной силы, и срубил его. Падая, дуб повалил все деревья вокруг себя, и только небольшая ель осталась стоять. «Да будет она древом Христа!» – воскликнул святой. Якобы с тех пор и ставят в домах на Рождество украшенную ёлку.

Праздничная ёлка на самом деле родом из Германии. Более позднее предание гласит, что ёлку повелел ставить в домах один из зачинателей протестантизма Мартин Лютер. Вероятно, Лютер был одним из первых христианских авторитетов, кто поставил ёлку дома и призвал других не чураться этого языческого обычая, который, понятное дело, существовал задолго до Лютера.

Ещё до начала христианской эры германцы отмечали в конце декабря праздник середины зимы. Перед этим днём они ставили в воду веточки черемухи или фруктовых деревьев. К празднику на веточках появлялись цветы, символизируя, что природа умерла не навсегда. Но иногда почки не распускались. Это считалось дурным предзнаменованием. Поэтому со временем вместо черемухи стали использовать ветки вечнозеленых деревьев: пихты, ели или сосны, а позже и целые небольшие ёлочки.

Как же ёлка перекочевала из языческого праздника в христианское Рождество?

В начале первого тысячелетия римляне отмечали 25 декабря день Sol Invictus – «непобедимого солнца». Когда по империи расползлось христианство, Рождество никто не праздновал, потому что точная дата рождения Иисуса была неизвестна. Но поскольку родился он зимой, старый праздник Sol Invictus стали связывать с его рождением. Так и пошло, в общем, с тех пор Рождество по миру вместе с христианством, поглощая языческие зимние праздники. В германских землях он впитал в себя с потрохами обычаи праздника середины зимы. В том числе и ёлочку.

В XIV-XV веках простые люди ещё не могли себе позволить купить целую ёлку и довольствовались ветками. А вот богатые ремесленные цеха ставили (а иногда подвешивали к потолку) в своих мастерских большие ели, украшая их яблоками и разными сладостями. После праздника детям разрешалось стряхивать всё это добро с ёлки и брать себе. Сахарную рождественскую звезду, которой венчали ёлку, обычно отдавали самому младшему или самому отличившемуся в минувшем году ребёнку. Неудивительно, что Рождество ещё с тех пор особенно полюбили дети.

Из Германии рождественская ёлка пошла по всему миру. В 1807 году французский император Наполеон I, узнавший об этом обычае в военных походах, приказал нарядить ёлку в городе Касселе для своих солдат-немцев из Эльзаса. В 1837 ёлку поставили во дворце Тюильри во Франции. Это велела сделать герцогиня Орлеанская, урожденная немецкая принцесса Хелена фон Макленбург. Первую ёлку в Англии поставили ещё в 1800 году при дворе короля Георга III для его жены-немки Шарлотты. Но обычай закрепился не сразу. Второй раз ёлку в Англии нарядили только в 1840 году – и опять для немца августейших кровей – мужа королевы Виктории принца Альберта Саксен-Кобургского. В Англии и во Франции эта традиция стала всенародной только во второй половине XIX века. Зато теперь Франция обеспечивает ёлками всю Европу, выращивая их на плантациях в горах Морван. А главную ёлку Англии, которую каждый год ставят на Трафальгарской площади, привозят из Норвегии. Так норвежцы выражают англичанам благодарность за помощь во время Второй мировой войны.

В Америку обычай наряжать ёлку привезли во второй половине XIX века иммигранты из юго-западной Германии. А в 1882 году в Нью-Йорке ёлку впервые украсили электрическими свечами, которые были изготовлены по специальному заказу вице-президента первой нью-йоркской электростанции. Продавать электрические ёлочные свечи начали в 1902 году.

Считается, что в России ёлку на Рождество впервые нарядили по указу Петра I. Это не так. Пётр повелел праздновать Новый год 1 января и приказал в этот день украшать ворота домов еловыми и сосновыми ветвями. А первую рождественскую ёлку в России нарядили санкт-петербургские немцы в 40-х годах XIX века. От них этот обычай переняли сперва горожане, а позже и жители деревень. К концу XIX века ёлочку на Рождество ставили уже почти в каждом русском доме.

Кстати, мало кто знает, что песенка «В лесу родилась ёлочка» совсем не народная. Её текст сочинила в 1903 году некто Раиса Кудашева. Тогда ей было 25 лет. А музыку к этой песенке сочинил биолог и агроном Леонид Бекман.

Advertisements

Без зеленой, красиво наряженной ели. А ведь когда-то наши предки обходились без нее. Откуда появилась традиция наряжать елку? Об этом вы узнаете из нашей статьи.

Рождественская ель: немного о символе

Зеленая красавица ель - это неотъемлемый атрибут Рождества во многих государствах планеты. Как правило, под рождественской елью подразумевают не только конкретный вид деревьев - ель обыкновенную. Роль праздничного дерева с таким же успехом выполняет сосна или пихта. Также в последние годы всё большей популярностью стали пользоваться искусственные имитации живой ели.

Сегодня этот настроения красиво и разнообразно украшают с помощью разноцветных шаров, гирлянд, свечей, огоньков и сладостей. Но многие задаются вопросом о том, откуда появилась традиция наряжать елку. Попробуем вместе на него ответить.

Истоки традиции

"Weihnachtsbaum" - именно так называют новогоднюю елку немцы. Отвечая на вопрос о том, откуда появилась традиция наряжать елку на Новый год, исследователи уверенно заявляют, что из Германии. Жители этой страны наряжали деревья к Рождеству еще во времена Средневековья. Они были уверены, что растения способны расцветать и приносить плоды в Рождественскую ночь.

К слову, нужно отметить, что древнегерманские племена всегда с особым трепетом относились к миру природы, наделяя её божественными чертами. Они искренне верили в существование так называемых "духов леса". И самые сильные духи, по их мнению, жили как раз в кронах Поэтому, чтобы задобрить их, немцы развешивали на ветвях фрукты, орехи и различные сладости. Кстати, вот почему некоторые люди при украшении новогодней елки и сегодня отказываются от стеклянных шаров и "дождика" в пользу яблок, орешков или конфет.

Откуда появилась традиция наряжать елку? Легенда о Мартине Лютере

Долгое время, даже после того как в европейском регионе повсеместно закрепилось христианство, люди продолжали уходить в новогоднюю ночь в лес. Там они наряжали деревья фруктами и лакомствами.

Вся эта ситуация, которая более подходила для языческого общества, нежели для христианского, крайне беспокоила священника Мартина Лютера. И однажды он забрел в лес, размышляя над этой проблемой. На одной из полян он увидел высокую и красивую ель, припорошенную серебристым снегом, который ярко сверкал под лунным светом. Эта чудесная картина напомнила Мартину Лютеру о которая стала путеводной для волхвов в Рождественскую ночь.

Вот так и родилась у реформатора блестящая идея: он принес ель домой и украсил её огнями, напоминающими звёзды на небе. Такова легенда, которая и объясняет эту традицию.

Сложно сказать, насколько её можно считать правдивой. Однако можно смело доверять письменным документам, в которых впервые упоминаются рождественские елки. Они датированы началом XVII века. Тогда их украшали яблоками, орехами, цветной бумагой. И лишь в начале XIX века ель, как обязательный атрибут Рождества, распространилась на другие страны Европы. А ближе к середине этого же столетия традиция укоренилась и за океаном, в частности в США.

Откуда появилась традиция наряжать елку в России?

Теперь стоит выяснить, каким же образом этот обычай перекочевал в нашу страну. Откуда появилась традиция наряжать елку на Новый год в России?

"Окно в Европу", как известно, прорубил царь Это касается и новогодних традиций в том числе. Так, именно по его указу в России начали отмечать новый год, а украшения в виде веточек хвойных деревьев использовались еще в 1700 году.

Тем не менее, традиция украшения новогодней елки на территории России стала популярна только в 30-х годах XIX века. И учредителем её по праву может считаться Николай I. Он первый приказал нарядить новогоднюю елку к празднику. После этого примеру царя последовали и все его приближенные. Популяризации этого обычая помог также и тот факт, что в середине XIX столетия в России была очень популярна именно немецкая культура и литература.

Очень интересно и то, что новогодней елке удалось пережить трудные времена "борьбы с опиумом для народа" - годы Советской власти. Так, сразу после Октябрьской революции рождественские праздники, а также всё, что с ними связано, попало под жесткий запрет. Однако позже, видимо, пришло осознание, что праздники людям все-таки нужны. И в 1936 году елка снова становится главным атрибутом но уже не Рождества, а Нового года. При этом весь религиозный подтекст этого символа новым идеологам удалось искоренить, а верхушку новогодней ели заняла уже не Вифлеемская, а красная пятиконечная звезда.

В заключение...

Теперь вы знаете, откуда появилась традиция наряжать елку. Наряжая свою новогоднюю лесную гостью в очередной раз, вы будете знать об истории и значении этого удивительного и красивого обычая.