Меню

Иван купала. вода, огонь и травы

Кухня

Иван Купала является народным праздником восточных славян, отмечаемым 7 июля. Этот день знаменовал собой макушку лета, половину года и весьма широко отмечался с песнями, плясками вокруг костра и импровизированного «Купалы», роль которого играло чучело из сена, веток деревьев и пр. Существует немало примет, связанных с днем Ивана Купалы 7 июля.

Действия на Ивана Купала 7 июля и приметы, связанные с этим днем

В ночь на Ивана Купалу проводились самые разные обряды с привлечением воды, огня и трав. Первой приписывались чудодейственные силы, поэтому приветствовалось купание в реках, банях, умывание росой. Огонь также обладал исцеляющей и очищающей мощью. В него было принято бросать старые ненужные вещи и таким образом открывать свой дом для всего нового, а души – для и везения. Именно в этот день было принято заготавливать лекарственные травы на весь предстоящий год. После обязательного омывания на рассвете все молодые девушки и женщины отправлялись на луга и в леса, где босиком, с хорошим настроением и молитвами, собирали нужные в домашней аптечке растения.

Тем, кто интересуется, к какому церковному празднику приурочен день 7 июля и какие приметы с этим связаны, стоит ответить, что по времени проведения он совпадал с Рождеством Иоанна Предтечи или Иоанна Крестителя. А так как крещение осуществляется путем погружения в купель, то и весь славянский народ погружался в водоемы, реки, озера и др. Никто не раздражался, даже когда на него неожиданно брызгали холодной водой, настолько древние славяне верили, что это приносит удачу, здоровье и счастье.

Народные приметы 7 июля

Конечно, большинство из них связано с погодой, ведь именно от нее зависел урожай, а значит и жизнь на весь предстоящий год. Вот некоторые из них:

  • ясный солнечный день обещал поздний приход осени;
  • обилие утренней росы сулило хороший урожай, особенно огурцов и орехов;
  • звездная и ясная Купальская ночь была предвестником хорошего грибного сезона;
  • дождь в этот праздник не ждали, так как это сулило плохой урожай пшеницы;
  • главной хорошей приметой, связанной с этим праздником, отмечаемым 7 июля, было найти цветок папоротника. Считалось, что после этого человек сможет видеть, где под землей зарыты сокровища, а еще научится понимать язык животных;
  • ночь на Ивана Купала была отличным поводом найти себе пару. И если молодые люди, держась за руки и перепрыгивая через костер, не расцепляли пальцев, то это было верным признаком, что они станут мужем и женой.

В этот день люди молились Святому Иоанну Крестителю, прося его о здоровье и счастье своим детям, а также избавить их от головной боли. Кроме прыжков через костер в этот праздник обменивались вениками, опахивали сельские дороги, приманивая сватов или прокладывая бороздку к дому того парня, которого хотели видеть своим зятем. Восточные славяне верили, что до Иванова дня женщины не должны есть никаких ягод, иначе будет забирать у них маленьких детей. Появляющиеся в эту ночь светлячки – «Ивановские червячки» считались душами умерших предков, которые пришли повеселиться вместе со своими родными.

На Иванов день было принято приносить с собой на гуляние еду и напитки. Как правило, каждый брал с собой то, что есть в доме, но к обрядовой еде относили творожные вареники, сыр, мучную кашу, пресные лепешки, в которые добавляли льняное и конопляное семя, лук, чеснок и др. Запивали все это квасом, в Белоруссии – водкой, а в соседнем Подляшье – вином. Как видно, праздник отмечался со вселенским размахом и пусть сегодня он уже воспринимается как пережиток прошлого, в некоторые приметы продолжают верить и современные люди.

В ночь с 6 по 7 июля (по новому стилю) каждый год решается судьба мира: быть ли Свету или мир поглотит злобная Тьма. Каждый год сражение выигрывают силы Добра, но победа эта не приходит сама собой. Это день Ивана Купалы и он стоит особняком от всех остальных дней. Некогда в эту ночь вся Европа покрывалась многочисленными огнями. В обширной Славии, огромной Германии, северной Скандинавии, далекой Британии и бесконечной Руси люди зажигали костры – “очи Света”.

Купало – бог лета, летних цветов и плодов. Веселый и прекрасный, он одет в легкую одежду и держит в руках цветы и полевые плоды. На голове у него венок из цветков купальниц. Древние славяне причисляли Купало к знатнейшим богам. В начале жатвы, 24 июня (по старому стилю), ему приносили жертвы.

На полях возжигали большие костры. Юноши и девушки, увенчанные и перепоясанные цветами, радостно пели и плясали около огня. Заканчивался праздник тем, что люди перескакивали через огонь сами и перегоняли через него свой скот. По народному поверью, это избавляло стадо от леших и лесных духов.

Для человека, рожденного в это время, огонь имеет особое значение, лучше, если это будет огонь семейного очага, ведь главное для Купалы – семья и продолжение рода, династии. Они любят солнечный свет, обстановку домашнего тепла и семейного счастья. Брачные обряды Древней Руси всегда были связаны с праздником Купалы.

Погрузившись в себя, человек-Купало бывает беззаботен по отношению к внешнему миру Человек-Купало – философ с богатым внутренним миром. За его внешней простотой скрывается неизмеримая глубина. Купало хочет радоваться всем радостям жизни и одновременно осмыслить значение всех проживаемых событий.

Сентиментален и любвеобилен, он часто увлечен мистикой и страшными сказками. В нем живут и огонь, и вода, и луна купальской ночи, и солнце летнего полдня. И все-таки Купало прочно стоит на земле. В хозяйстве этого человека ничего не пропадает, семья всегда сыта, а сад и огород плодоносят.

Вопрос: «Что я оставлю на земле после себя?» интересует его во всех смыслах – духовном и материальном. Вода и огонь дают Купале поистине магическую силу. Людям, рожденным в это время, необходимо стремиться к простоте и естественности, довольствоваться малым. Начиная копить и задумываться о материальной стороне жизни, они становятся несчастными. Щедрость и благородство души, напротив, не только украшают их, но и делают жизнь полной и прекрасной. Человеку-Купало полезно носить льняные ткани, не перегреваться, больше путешествовать и быть ближе к природе.

Также см - Гороскопы:

Многие народы делили год на две половины - светлую и темную, теплую и холодную, летнюю и зимнюю. Дни летнего и зимнего солнцестояния были точками календарного отсчета и у славян. Зимние празднества, когда чествовали возрождающееся солнце, со временем преобразовались в , и . Летний языческий праздник после установления православного календаря стал Ивановым днем или днем Ивана Купалы. Отмечался он 24 июня по старому стилю, а по новому стилю приходится на 7 июля - в Рождество Иоанна Крестителя.

Значение слова «Купала» доподлинно неизвестно. По одной из версий, оно восходит к индоевропейскому корню «-кuр-» , обозначающему «кипеть, вскипать, страстно желать». Так, это слово может иметь несколько значений: костер, водоем и даже место, где собираются для празднования. Трактовки понятия Купалы связаны с огнем, символом жаркого летнего солнца, и водой, влагой, дарующей жизнь. Огонь и вода остаются главными атрибутами праздника Ивана Купалы и по сей день.

В ночь с Аграфены Купальницы на Ивана Купалу, то есть с 6 на 7 июля, народ повсеместно собирал росу, которой приписывались магические свойства. Люди верили: кто в эту ночь умоется росой, похорошеет и будет здоров весь следующий год. В одних регионах устраивались ночные купания, в других - заходить в реки опасались, ведь в эту ночь именинником был сам водяной. Разжигали высокие костры, через которые прыгали, чтобы очиститься купальским огнем.

Сохранилось множество купальских . Например, считалось: кто прыгнет через костер выше всех, у того будет самый счастливый год. Девушки пускали на воду венки и следили, чей тонул, а чей уплывал. В одних селах далеко уплывший венок означал скорое замужество, в других - долгую жизнь.

Старинные песни рассказывают историю «веночного» обряда - славянский вариант истории Ромео и Джульетты. Купала и Кострома были братом и сестрой, разлученными в детстве. Однажды взрослая Кострома гуляла по берегу реки. Ветер сорвал с ее головы венок. Проплывавший мимо на лодке юноша подобрал венок и вернул его Костроме. Лишь после свадьбы родители невесты поняли, что заезжий жених - это их потерянный сын Купала. В отчаянии молодые бросились в реку. Кострома превратилась в (мавку), а Купала погиб. В ответ на русалочьи мольбы боги сплели тела влюбленных в цветок купалу-да-мавку. Христиане назвали его иваном-да-марьей.

Иван-да-марью принято собрать как раз в купальскую ночь, когда все растения набирают невиданную силу. Поверья гласят, что, если разложить сорванные цветы ивана-да-марьи по углам избы, внутрь не смогут попасть воры: брат с сестрой будут меж собой разговаривать, а ворам будет казаться, что это хозяева шумят. По легенде, именно в эту ночь раз в году цветет папоротник. Наши предки заготавливали в ближайшие к празднику дни веники для бани, колючие растения (крапиву, шиповник, чертополох), чтобы защитить дом от дурного глаза, и все лечебные травы. При сборе растений говорили, например, так: «Земля-мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати!» .

В некоторых регионах Центральной России Иванов день не был известен, зато в это же время отмечался Ярилин день. Ярилой называли праздничного персонажа наподобие . Это могло быть чучело, которое «хоронили», или ряженый, развлекавший народ непристойными шутками.

Этнографы считают, что восточнославянские купальские обряды лучше всего сохранились среди белорусов и украинцев, у русских же - в меньшей степени. Но если вам захочется почувствовать атмосферу древнего праздника молодости, любви и цветения, езжайте в эту ночь на природу. Умоетесь в росе, нарвете целебных трав и ягод, посоревнуетесь в прыжках через костер и встретите рассвет: говорят, в купальское утро «солнышко играет».

(частично позаимствовано из Главреда)

В ночь с 6 июля на 7 июля, отмечается языческий праздник Иван Купала.
В эту ночь принято прыгать через костер - считается, что даже один такой прыжок, излечивает от сглаза и болезней, а заодно делает человека счастливее и удачливее. Девушки таким способом "добывали" себе красоту.
А если через костер прыгала пара и им удавалось не разжать в прыжке рук, то считалось, что отныне влюбленные будут неразлучны.


Следует отметить, что в ряде местностей считалось полезным умыться на восходе солнца стоит обязательно, или вообще искупаться в реке (озере) - чтобы очистить и вылечить тело.
А утренней росой окропляли стену, углы и полы, а также кровать в доме, если хотели избавиться от пауков, тараканов и других насекомых.

Однако в других регионах, как раз наоборот - считалось, что от воды надо держаться подальше, особенно беременным женщинам и детям; потому что, дескать, в эту ночь оживает всякая нечисть (русалки, водяные, и т.д...).

И в эту же ночь принято искать цветок папоротника - считается, что он помогает находить спрятанные сокровища, и кроме того, исполняет любые желания.
По легенде, распускается папоротник лишь раз в году - аккурат на Ивана Купала. Цветет он всего несколько мгновений, ярко-огненным цветком.

Раньше девушки плели венки на Ивана Купала, а также делали букеты или обереги из полевых цветов и трав: считалось, что те в Иванову ночь приобретают магическую силу. Их не только носили всю ночь, а также сушили, чтобы использовать потом в лечении и привлечении удачи.

Особый обряд на Ивана Купала для девушек - гадание на венках в эту ночь. Самолично сплетенные венки с зажженными лучинами пускали по реке.
Если венок уплывёт дальше всех, его обладательница до следующего праздника будет счастливее всех.
Дольше всех горящая лучина, предвещала долгую жизнь.
Если венок утонул - значит, на свадьбу в этом году рассчитывать не стоит.

Согласно легендам и народным поверьям, на Ивана Купала нельзя спать: наши предки верили, что в ночь Ивана Купала просыпается вся нечисть, поэтому следует быть настороже, а не дрыхнуть до утра.
На праздник Ивана Купала не принято занимать, а также что-либо отдавать или продавать - иначе можно накликать бедность на всю семью.
Ни в коем случае не подбирать на дороге деньги или дорогое украшение - по легенде, таким образом заманивает в свои сети доверчивый народ перелесник (мифическое существо, которое принимает облик любимого человека).
И наконец - нельзя бить корову палкой: в этом случае у той вымя высохнет.

**************************************** ********************************

Завтра, то есть 7 июля, Православная церковь празднует один из великих праздников - Рождество Иоанна Предтечи, последнего ветхозаветного пророка Израиля, который подготовил израильский народ к пришествию Мессии — Иисуса Христа - и крестил Его в реке Иордан.

Рождение самого пророка и Крестителя Господня было предсказано пророком Исаией еще за 700 лет до самого события: "Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему".

Иоанн Креститель — самый почитаемый христианский Святой после Богородицы. Церковь чтит память Предтечи семь раз в году.

Сам Спаситель говорил о нем так: "Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя".

О чудесных обстоятельствах зачатия и рождения Святого Иоанна, повествует Евангелие от Луки.
Будущий пророк родился в семье иудейского священника около Хеврона (Эль-Халиль) южнее Иерусалима. По материнской линии Иоанн был родственником Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Него.

Родители будущего пророка — праведные Захария и Елисавета, достигли старости не имея детей, так как Елисавета была бесплодна.
Бездетность в те времена в израильском народе считалась наказанием Божиим. Поэтому бездетные супруги часто подвергались осуждениям со стороны окружающих.

О рождении сына, Захарии возвестил в храме архангел Гавриил: "…не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн".
Захария усомнился в истинности пророчества, и за это на время был лишен дара речи.

Рождение долгожданного сына, для родителей явилось знамением всемогущества Божия и указанием на особую миссию новорожденного.

По милости Божией Иоанн избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях.
По преданию, слух о рождении Иоанна дошел до царя Ирода, и когда пришли в Иерусалим волхвы с вопросом: "Где находится родившийся Царь Иудейский?" - Ирод вспомнил о сыне Захарии и, издав приказ об избиении младенцев, послал убийц и в город, где жили праведники...

С юных лет будущий праведник избрал необыкновенный образ жизни — он удалился в необитаемую Иудейскую пустыню и, поселившись в одной из диких пещер, в молитве и посте прожил там до 30-ти лет.

Одежду носил Предтеча самую простую, грубую, из верблюжьего волоса, препоясывая ее кожаным поясом. Пища его состояла только из корней и растений, дикого меда и акрид (род саранчи). Поэтому, часто его сравнивают с пророком Илией, который тоже жил в Иудейской пустыне, носил власяницу и кожаный пояс.

Будущий Святой, скрываясь в глубине пустыни и ища только общения с Богом, ждал, когда Сам Господь призовет его для пророческого служения.
Этот день настал в 28-29 году нашей эры, во время правления императора Тиберия.
Святой Иоанн начал проповедовать в окрестностях Иудейской пустыни и на берегу Иордана. Он крестил людей, погружая их в воду, и проповедовал покаяние. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия.

Хотя, крещение Предтечи не было ещё благодатным таинством христианского крещения, смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.

Многие жители Иерусалима и страны Иудейской, зная о строгой и добродетельной жизни Иоанна, услышав о его учении, полном силы и величия, приходили к нему и крестились от него в Иордане.
Сила его проповеди была так велика, а число народа, желающего креститься с каждым днем становилось всё больше, что многие начали думать, что Святой Иоанн и есть всеми ожидаемый Мессия.

Но Иоанн на тайные мысли народа отвечал так: "Я крещу вас водою, но идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем".

И этот день настал — Иисус Христос, Спаситель мира, пришел к Иоанну на Иордан креститься.
Крещение сопровождалось чудесными явлениями — схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: "Сей есть Сын Мой возлюбленный…"

Получив откровение об Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нём: "Вот Агнец Божий, который берёт на Себя грехи мира".
Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу.
То были апостолы Иоанн (Богослов) и Андрей (Первозванный, брат Симона-Петра).

Крещением Спасителя, пророк Иоанн практически завершил своё пророческое служение.
Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего.
В частности, Креститель обвинял иудейского царя Ирода в том, что тот имел незаконную связь с женой своего брата — Иродиадой.
Ироду это не понравилось и он заключил пророка в темницу.

Однако ненависть Иродиады была ещё сильнее, и она искала повода убить праведника.

Во время одного из пиров, Соломея, дочь Иродиады, своим танцем угодила царю, и он пообещал дать ей всё, что она пожелает.

По наущению матери, Саломея потребовала отрубленную голову Иоанна Предтечи на блюде.
Царь исполнил ее желание.


А Соломея отдала голову своей матери.

Православная церковь вспоминает мученическую кончину пророка, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, который отмечает 11 сентября.
Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии. Но Иродиада не разрешила хоронить голову Иоанна Предтечи вместе с телом и держала ее в своем дворце. Главу тайно похоронила служанка царицы, Святая мироносица Иоанна, на Елеонской горе.

В православной церкви Рождество Иоанна Предтечи относится к числу великих праздников, хотя и не является двунадесятым. Он празднуется за шесть месяцев до Рождества Христова.

В этот радостный день, из служб категорически исключается все заупокойное. Оно устраняется в этот день Церковным уставом.

Рождество Иоанна Предтечи всегда попадает на Петров пост, который заканчивается празднованием памяти Святых апостолов Петра и Павла - 12 июля.
На праздник Рождества Иоанна Предтечи по Уставу разрешается вкушать рыбу.

Через Святого Иоанна каждый приходит в церковь с покаянием - он покровитель всех верующих.

Как проповеднику покаяния, ему молятся о вразумлении грешников, даровании видения и понимания своих грехов и их причин, о приобщении к Церкви некрещеных людей, маловеров и сектантов и даровании покаянного чувства, о помощи заключённым.

К нему прибегают за духовной помощью во время длительных постов. Пророк Иоанн издревле особо почитался крестьянами и пчеловодами, поэтому его просят об изобилии земных плодов.

Молитва Крестителю Иоанну, читается так:

"Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но, совокуплялся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего. Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя, токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех: ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи, обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси, крещением омывали грех, покаяние же проповедуяй во очищение когождо дел скверных; очисти убо мя, грехми оскверненнаго, и понуди внити, аможе ничто же скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь."

Праздник «Иван Купала» также еще часто называют Иванов день. Он пришел к нам из древних времен и праздновался раньше почти во всех европейских странах. До крещения данный праздник был приурочен ко дню летнего солнцестояния, который выпадает на 20-22 июня.

История праздника 7 июля «Иван Купала»

После принятия христианства его стали праздновать в день рождения Иоанна Крестителя, который приходился на 24-го июня по старому стилю. Затем произошел переход на новый стиль, благодаря чему дата праздника передвинулась на 7 июля. В результате, получилось так, что он потерял свою астрономическую связь с солнцестоянием.

Достаточно интересна история названия данного праздника. Изначально он был посвящен языческому богу Купале. А в процессе христинизации получил еще и название в честь Иоанна Крестителя (Предтечи). Он считается ближайшим предшественник Иисуса Христа, предсказавшим его пришествие. Иоанн жил в Иудейской пустыне аскетом, проповедовал крещение покаяния для иудеев. Именно он же в водах Иордана крестил и самого Иисуса Христа. Крещение совершалось погружением в воду или омовением. В христианских представлениях он является последним в ряду пророков. Иоанн Креститель стал самым чтимым святым христианства после Богородицы.

Традиции и обряды на праздник 7 июля «Иван Купала»

Иванов день всегда был наполнен различными обрядами, которые связаны с водой, огнём и травами. С утра в этот день принято было купаться в реках и озерах. Однако некоторые считали, что, наоборот, лучше не делать этого, иначе водяной утащит на дно.

Главной особенностью купальской ночи можно назвать прыжки через очищающий костер. Люди плясали вокруг костров и прыгали через них, иногда прогоняли через них домашнюю скотину, чтобы уберечь её от мора. Матери в огне этих костров сжигали сорочки больных детей, чтобы они скорее выздоравливали.

Молодёжь и дети играли также в горелки, бегали на перегонки и всячески веселились. Напомним, что эта ночь является самой короткой в году. Считалось, что в нее нельзя ложиться спать. В это мистическое время, согласно народным поверьям, просыпалась и активизировалась всякая нечистая сила.

Обычаи праздника «Иван Купала» с травами

Множество обычаев этого праздника связано и с травами. Было принято собирать цветы и травы и класть их под Иванову росу. Затем их сушили и берегли, считая их целебными. Этими травами окуривали больных, боролись с нечистью, а также использовали и для других обрядов.

Однако самой главной травой этого дня традиционно является папоротник. С ним связаны древние предания о кладах. Считается, что цвет папоротника появляется в полночь только на несколько секунд. С ним можно найти любые клады, даже те, что находятся очень глубоко под землей.

Нужно отметить, что в Латвии данный праздник и в настоящее время является самым почитаемым и всенародным, превосходя по популярности даже Рождество. 23-24 июня являются даже государственными выходными днями.

В царской России этот праздник являлся одним из важнейших в году. Это был праздник поклонения Солнцу, связанный с летом, земледелием и плодородием. Народ с этим праздником также связывал свои представления о богатствах природы.

Наши далекие предки опоясывались перевязями из трав и цветов, плели венки и надевали их на голову. Они водили хороводы, плясали и пели. При помощи трения сухих палочек добывали огонь и разводили костры. В середине костра устанавливался шест, на котором закреплялось горящее колесо, символизирующее солнце.

Современные люди воспринимают праздник 7 июля «Иван Купала» , в основном, как лишний повод выбраться на природу. А вот раньше люди относились к нему крайне серьезно, со страхом и уважением. Нужно отметить, что праздновать данный праздник начинали еще 6 июля. В этот день было принято обязательно сходить в баню. Там мытье проводилось со специальными обрядами, помогающими очистить не только тело, но и душу.

В этот день еще существует достаточно распространенная традиция обливать водой друг друга и прохожих. Однако существует и негласное правило – нельзя обливать беременных женщин, маленьких детей и пожилых людей.

Этот праздник всегда считался одним из самых мистических. С ним связано огромное количество древних поверий и обрядов. В эту ночь собирали траву богатенку на имя каждого члена семьи. Чей цветок раньше завянет, тот человек в этом году заболеет или даже умрет. Считается также, что, если в этот день перелезть через заборы 12 огородов, то обязательно сбудется любое желание.

У девиц в ночь накануне этого праздника было принято опускать на воду венки, в которые втыкали зажжённые лучинки или свечки. Если венок тонул, это означало, что девушка не выйдет замуж за своего суженого, т.к. он уже разлюбил ее. Самой счастливой будет та, у которой венок дольше всех продержался на воде.

Согласно обычаям, на пороге и на подоконниках клали крапиву, чтобы защитить свой дом от нападения ведьм. Всех лошадей надежно запирали, т.к. верили, что в эту ночь ведьмы могут забрать их на свой шабаш.

Народные поверья гласили, что деревья в эту волшебную ночь покидают свои места и общаются между собой при помощи шелеста листьев. Разговаривают также травы и животные.

Интересное поверье связано с цветком иван-да-марьи. Его нужно было сорвать в эту ночь и положить по углам избы. Эти цветки начнут разговаривать друг с другом, поэтому вор побоится залезть в этот дом, думая, что там хозяин с хозяйкой.

В полночь незамужней девушке нужно закрыть глаза и набрать цветов, а затем положить их под подушку. На утро смотрят, если набралось 12 трав, то в этом году девушка выйдет замуж.

На муравьиных кучах в эту таинственную ночь было принято собирать в сосуд масло. Оно считалось лекарством от разных болезней.