Меню

Иван купала по какой вере праздник. Иван купала

Вкусные рецепты

Иван Купала (Иванова ночь, Иванов день) — один из главных праздников календаря славян, совпадающий с Рождеством Иоанна Крестителя. После перехода на новый стиль праздник приходится на 7 июля, точнее, в ночь на 7 июля. Некоторые европейские страны отмечают Иванов день или День святого Ивана (подобие Ивана Купалы) по старому стилю, в дни летнего солнцестояния — с 20 по 26 июня.

Купальский праздник издревле был одним из самых ярких и почитаемых у восточных славян. Его языческий характер сохранялся на протяжении веков. Значимость праздника обуславливалась тем, что отмечался он на рубеже двух периодов солнечного годового цикла, который лежал в основе древнего земледельческого календаря. Это было время наивысшей солнечной активности с последующим изменением движения солнца по небосводу, которое, как полагал народ, поворачивало или "сдвигалось" на зиму. В результате такого "сдвига" светило в последующие месяцы календарного года постепенно "угасало": день становился короче, а ночь длиннее.

В христианском мировоззрении образ "уходящего" солнца стал восприниматься как символ Иоанна Предтечи, дата рождения которого совпадала с днем летнего солнцеворота. В восточной и западной традициях святой наделялся такими эпитетами как свет, светоч, предшествующий Солнцу, соотносимому с образом Иисуса Христа.

В рамках народного календаря Иван Купала образовывал единый праздничный цикл вместе с днями Аграфены Купальницы (6 июля) и святых апостолов Петра и Павла (Петров день, 12 июля).

Купальские праздники совершались во времена язычества в честь Бога Солнца, супругой которого была светоносная Заряда, Заря-зарница, красная девица.

На это время приходился период наивысшего расцвета природы: солнце находилось в зените, растительность достигала пика цветения, начиналось созревание плодов; день считался самым длинным в году, а ночь — самой короткой. В сознании крестьян магическая сила огня, воды, земли, растительности была в этот период настолько велика, что им приписывали охранительные, очистительные, продуцирующие, целебные свойства. Приобщение к этой силе обеспечивало удачу на год.

В то же время календарный период, на который приходились купальские праздники, считался наиболее "опасным" (наравне со Святками): по поверьям, в это время активизировались потусторонние силы. Особенно страшной в глазах крестьян была купальская ночь; она же являлась апогеем праздника, так как именно в это время совершались основные обрядовые действия.

Купальский праздник связан с природными стихиями — огнем, выступающим обычно в двух ипостасях: земной и небесной (солнце), и водой.

Тема огня в купальской традиции выражена в ритуалах возжигания купальских костров и в широко распространенном поверье, согласно которому солнце в этот день "играет", "купается". Старики с помощью трения сухих палочек добывали "живой огонь", разводили костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом — символом солнца.

Омовение водой представляло собой массовые купания людей в водных источниках, умывание или обмывание водой или росой, мытье в банях, обливание водой.

Обряды с водой могли совершаться ночью, на рассвете, в перерыве между церковными службами — утренней и обедней. Повсеместно бытовало представление об оздоровляющем действии купальского омовения. Человек, отказавшийся купаться, подозревался в колдовстве.

Популярны были также поверья и ритуалы, связанные с растительным миром. Люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав. Водили хороводы, пели песни.

Повсеместно были распространены рассказы о необычных явлениях, происходивших в это время с растениями, об их чудодейственной силе. Знающие и опытные люди, а особенно деревенские лекари и знахари, в Иванову ночь собирали целебные коренья и травы на весь год. Представление о том, что травы в Иванов день имеют особую силу, благотворно влияющую на здоровье людей, нашло отражение в обычае заготавливать банные веники именно с Ивана Купалы.

Традиционное действо в ночь на Ивана Купалу — поиск цветущего папоротника . Папоротник считался одним из самых загадочных, колдовских растений. По народным поверьям, цветущий папоротник не только исполняет сокровенные желания, но и помогает отыскивать клады.

Считалось, что не только цветок папоротника обладает волшебством, но и расцветающая перелет-трава. Перелет-трава, по народному поверью, может переносить за тридевять земель. А если в ночь на Ивана Купалу сорвешь одолень-траву, то не страшны тебе будут враги.

Праздник Ивана Купалы повсеместно считался праздником молодежи и молодых пар. Парни, как правило, объединялись на время купальской ночи в группы, которые ходили по деревне, шумели и буянили, заваливали хозяйственным инвентарем и дровами, хранящимися во дворе, ворота и двери, закладывали трубы.

В этот день примечали: сильная роса на Ивана — к урожаю огурцов, на Иванову ночь звездно — много будет грибов.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Многие народы делили год на две половины - светлую и темную, теплую и холодную, летнюю и зимнюю. Дни летнего и зимнего солнцестояния были точками календарного отсчета и у славян. Зимние празднества, когда чествовали возрождающееся солнце, со временем преобразовались в , и . Летний языческий праздник после установления православного календаря стал Ивановым днем или днем Ивана Купалы. Отмечался он 24 июня по старому стилю, а по новому стилю приходится на 7 июля - в Рождество Иоанна Крестителя.

Значение слова «Купала» доподлинно неизвестно. По одной из версий, оно восходит к индоевропейскому корню «-кuр-» , обозначающему «кипеть, вскипать, страстно желать». Так, это слово может иметь несколько значений: костер, водоем и даже место, где собираются для празднования. Трактовки понятия Купалы связаны с огнем, символом жаркого летнего солнца, и водой, влагой, дарующей жизнь. Огонь и вода остаются главными атрибутами праздника Ивана Купалы и по сей день.

В ночь с Аграфены Купальницы на Ивана Купалу, то есть с 6 на 7 июля, народ повсеместно собирал росу, которой приписывались магические свойства. Люди верили: кто в эту ночь умоется росой, похорошеет и будет здоров весь следующий год. В одних регионах устраивались ночные купания, в других - заходить в реки опасались, ведь в эту ночь именинником был сам водяной. Разжигали высокие костры, через которые прыгали, чтобы очиститься купальским огнем.

Сохранилось множество купальских . Например, считалось: кто прыгнет через костер выше всех, у того будет самый счастливый год. Девушки пускали на воду венки и следили, чей тонул, а чей уплывал. В одних селах далеко уплывший венок означал скорое замужество, в других - долгую жизнь.

Старинные песни рассказывают историю «веночного» обряда - славянский вариант истории Ромео и Джульетты. Купала и Кострома были братом и сестрой, разлученными в детстве. Однажды взрослая Кострома гуляла по берегу реки. Ветер сорвал с ее головы венок. Проплывавший мимо на лодке юноша подобрал венок и вернул его Костроме. Лишь после свадьбы родители невесты поняли, что заезжий жених - это их потерянный сын Купала. В отчаянии молодые бросились в реку. Кострома превратилась в (мавку), а Купала погиб. В ответ на русалочьи мольбы боги сплели тела влюбленных в цветок купалу-да-мавку. Христиане назвали его иваном-да-марьей.

Иван-да-марью принято собрать как раз в купальскую ночь, когда все растения набирают невиданную силу. Поверья гласят, что, если разложить сорванные цветы ивана-да-марьи по углам избы, внутрь не смогут попасть воры: брат с сестрой будут меж собой разговаривать, а ворам будет казаться, что это хозяева шумят. По легенде, именно в эту ночь раз в году цветет папоротник. Наши предки заготавливали в ближайшие к празднику дни веники для бани, колючие растения (крапиву, шиповник, чертополох), чтобы защитить дом от дурного глаза, и все лечебные травы. При сборе растений говорили, например, так: «Земля-мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати!» .

В некоторых регионах Центральной России Иванов день не был известен, зато в это же время отмечался Ярилин день. Ярилой называли праздничного персонажа наподобие . Это могло быть чучело, которое «хоронили», или ряженый, развлекавший народ непристойными шутками.

Этнографы считают, что восточнославянские купальские обряды лучше всего сохранились среди белорусов и украинцев, у русских же - в меньшей степени. Но если вам захочется почувствовать атмосферу древнего праздника молодости, любви и цветения, езжайте в эту ночь на природу. Умоетесь в росе, нарвете целебных трав и ягод, посоревнуетесь в прыжках через костер и встретите рассвет: говорят, в купальское утро «солнышко играет».

Обычай отмечать день летнего солнцестояния, День Купала , сохранился ещё с древних времен. Купальская ночь известна сегодня больше, чем зимнее солнцестояние, весеннее или осеннее Равноденствие.

Под Купалой православные понимают святого – Ивана Предтечу, у кого-то такой праздник именуется «Иванов купала», «Праздник Ивана Купала» либо просто «Купальская ночь». В понимании простого обывателя нужно просто побольше купаться в такую ночь. Это всё, что осталось в родовой памяти.

Путаница происходит также и с именами – Иван, Иоанн Креститель, Иоанн Предтеча – это по современному православию, которое имеет корни католические. В староверческих общинах праздник Купало не называют именем Иван вообще. А если брать родноверческие обычаи – тех родов, что чтут времена и знания дохристианской Руси, там также праздник именуется просто – «праздник Купала ».

По зимнему солнцестоянию у православных есть сомнения в датах, которые предлагаются родноверческими общинами славян, точно так же, как по купальской ночи. Какие-то христианские церкви празднуют этот день 7 июля, а кто-то из людей празднует 24 июня. Ни та, ни другая дата не совпадают с солнцестоянием, который отмечается в северной традиции – с 21 по 22 июня , на ранней зоре.

Из года в год, в ближайшие 7 лет, дата такого праздника будет одна и та же, только меняться будут часы наступления события. Астрономическое время важно для тех, кто ищет Цветок папоротника , собирается всерьёз обратиться к Богу Купало .

Говоря «день Купало», имеют в виду не время суток, а день как таковой – дату. Это еще от того, что такой день самый длинный в году, поэтому все и радуются, отмечая его. Если говорят «ночь Купало», то имеют в виду само ночное время, которое является самым коротким в году. В эту темную пору только-только приходит, зарождается, набирает свою силу Летнее Солнце.

Как определить дату купальской ночи?

Какая самая короткая ночь в году - та и будет волшебной Купальской ночью. Эта ночь перед самым длинным днём, астрономической датой летнего Солнцестояния. В 2019 году Купальская ночь - с 21 на 22 июня , а новый день 22 июня - это уже первый день под властью Купало - Бога летнего Солнца. Массовое народное празднество проводится три дня, в наши дни может быть приурочено на выходные.

Ночь накануне праздника Ивана Купала

Наши предки считали ночь накануне купальской ночи «страшной». Это отражено и в произведении Гоголя «Ночь накануне Ивана Купалы». Неслучайно день накануне иногда назывался и Ведьминым днем . Как утверждал собиратель народных пословиц и примет В. Даль, в этот день все колдуньи слетались на шабаш на Лысой горе, совершали множество проказ и злодеяний. По другим мифам, именно в эту ночь в Явь проникает Скипер-Змей , посланец Хаоса. Девушки вспоминают купальские песни, юноши полны ожиданий… Кто-то радуется прекрасному славянскому празднику - Волшебной Купальской Ночи, а кто-то знает, что тёмная навья сущность Скипер-Змия поднимается из непостижимых глубин тонкого мира и незримо расправляет крылья над нашим миром во всю свою темную мощь. В день накануне светлого славянского праздника Купала, в день расцвета Солнца, летнего солнцестояния, летнего солнцеворота, встает на Землю русскую тёмная рать, чудовищное порождение Нави, ведомое жадным до человеческих душ Скипер-Змием.

То не пыль в поле распыляется,

Не туманы с моря поднимаются,

То с восточной земли, со высоких гор

Выбегало стадо звериное,

Что звериное стадо - змеиное.

Наперёд-то бежал лютый Скипер-Зверь!

(«Веды Перуна»)

Странно, змеи оживляются в эту пору. Считалось, что «змеиные свадьбы» собираются в местах, которые названы в народе «проклятые змеиные горки».До сих пор рассказывают сказки про то, что если девушка ненароком взглянет на змеиную свадьбу, сама станет невестой Скипер-змия.Злоба, зависть, подлость – все это сила Скипер-Змия. Как существо из другого мира, имеющий другую форму существования, в Яви он питается этими человеческими чувствами, жадно съедая души тех людей, которые допустили в себе такое.

Другие свидетельства наблюдений народных – в эти дни, когда со своим войском надвигается Скипер-Змей, часто видят орды мышиных стай, налетают тучи воронья.Память хранит наблюдения призраков, небесных знамений смерти и бед. Считалось, что если в этот день склонить ухо к земле, то слышно, как стонет Мать - Сыра Земля.

В день перед купальской ночью

Но самая волшебная купальская ночь в году начинается самым чародейным днём! Чудеса северной магии свершаются до сих пор, ибо поныне живёт Природа и дарит нам свою силу.

В эти дни у нас на Севере народ начинал очищение с утра перед приходом Купало. Это важная часть любого славянского праздника, а этого - особенно. Перво-наперво чистились колодцы, считалось, что вода будет особенно «здоровой», если почистить именно в этот день.

Днём – готовили лечебные травы да веники . Славянские девушки-женщины после обеда отправлялись в лес, с песнями готовили молодые берёзовые веники. Веник, собранный в этот день – волшебный. Мало того, что силы особые даёт, когда им паришься в бане, так им можно обрядить отелившуюся корову – и будет молока хватать и теленку, и хозяевам. Можно погадать. Кинешь на крышу бани: если веник упадёт вершиной к кидающему – жизнь будет красна – весела!

Заготавливали волшебных трав на весь год! Обязательно в этот день готовили травы к вечерней бане. Собирали особые веники «лучистых трав» -тимьяна и чабреца, папоротника, иван-да-марьи, лютика – купальницы, мяты, зверобоя, мать-и-мачеху, чистотела, ромашки и полыни. Многие говорят, что к этому славянскому празднику лучистые травы входят в силу, а лютые еще собирают силы в кореньях. «Лучистые» травы – безусловно, целебные, чистые травы.

«Лютые» травы - те, которые заключают в себе и яд, и лекарство, и колдовство. Большинство «лютых» трав опасны не всегда, а только в определённые моменты. Так вот на этот день яд «лютых трав» оставался в корнях – «водосбор», «ясенец», «вех», «болиголов», «дурман» и «белена».

Пока девушки забавлялись с цветами-травами для гадания, взрослые женщины собирали богородскую траву чабрец для хозяйства. Лежит до праздника Ярило, а этот день жгут эту купальскую траву на железной тарелке, делают обход. А на новом Купало - новую траву собирают.

Ещё важно в этот день - заговоров нашептать, наузы наделать .

Великий день имеет сакральный смысл – это вершина лета, день, противоположный зимнему Солнцестоянию. День, когда планеты, Солнце встают так, как не делали это ни разу в течение всего года. Это день и ночь, когда стираются границы между мирами, между реальным и магическим, всё вокруг – Природа, люди, Боги – объединяются великой песнью, прославляющей эту землю.

Как и перед Колядой, в это время можно гадать и угадывать, загадывать и получать исполнение желаний .

Наузы, этот известный способ белой магии славян, оберегают, лечат, закрепляют то, что намечается, привораживают, помогают преодолевать препятствия, останавливают злых духов, устанавливают магическую связь на расстоянии и поддерживают духовную силу. Вот сколько полезных свойств у науз вообще, и у науз с купальской травой в частности! Волшебные силы имеет завязанная науза с травой, собранной в этот день! Сила летнего колдовства и магия древних славян бурлит в нём весь год!

Любили девушки раньше гадать на богачках. Богатыньки, багавочки, пухавки – вот так называли эти цветочки одуванчики. Надо было сорвать нераспустившиеся пока цветочки и поставить в угол к Чурам на ночь, потом посмотреть, что с ними стало? Распустится, не завянет – родной тот человек будет жить и процветать. На жениха-то погадать – самое милое дело! Укрыть цветок под подушкой да и подождать утра, всё узнаешь. Распустится цветок - выйдешь замуж в этом году!

Надёжнее всего собрать двенадцать разных цветков, положить под подушку – вот суженый-ряженый и привидится во сне:

Одиннадцать цветов,

Двенадцатый – колос,

С кем бы во сне повидатцы,

С тем бы и навек повенчатцы.

А ещё можно заранее побеспокоиться, завить венок на березке или из ржаных колосьев на поле, да накануне Солнцеворота сбегать посмотреть, у кого коса расплетётся? Расплетётся – так выйдешь замуж в этом году!

А к вечеру – умывались вечерней росой, чтобы получить силу и здоровье от Мать - Сыра Земля, силу, которая так нужна для сохранения своей душевной чистоты в разгар нашествия Скипер-Змия. Во ржи в росе катались для здоровья, без одежды.

Вот такая подготовка к славянскому празднику Купало велась, тщательно, не спеша. А закончить этот день надо другим славянским праздником!

Надеть свои лучшие украшения и отправиться парням улыбаться, искать вместе с самым симпатичным из них цветок папоротника! Начинаетсядревний славянский праздник Купальской ночи !

В купальскую ночь

Огонь купальского костра, ветер, подхватывающий девичьи венки, чистая вода, дар земли – папоротников цвет – все стихии призваны славянами для того, чтобы лучшие, светлые чувства вознесли всех и каждого в эту короткую ночь.

В эту ночь, по верованиям славян, отмеченным А. Афанасьевым, свершалась символическая свадьба между Огнём и Водой на земле. Лучшие обряды праздника Купалы связаны с гаданием у воды и купальским костром. Даже обычные люди в самую короткую ночь жгли костры на берегах рек, купались в ночной росе и в утренней речной воде, плясали вокруг дерева и погружали его в воду, искали целебные и волшебные травы,например, цветок папоротника (как у Гоголя в повести), и охраняли себя от зла, от пришельцев из мира духов.

Девушки и парни, конечно, не спали всю ночь. Собирались окрест в одно место, разводили у реки костёр, готовили из принесённых продуктов кашу, яичницу.

Шалости в славянский праздник Солнцеворот были узаконенным делом. Например, парни и девушки окачивали друг дружку водой, бегали по лесу, шалили на улице с соседями. Молодёжь замолачивала, закатывала шалости. Закрывали стеклом или кадушками печные трубы, припирали снаружи двери, переносили поленницы, выкладывали дрова на дороге или выкатывали телеги.

Никто не спит в эту колдовскую ночь славянского праздника Солнцеворота. Бегает молодёжь вплоть до утра, светло, уж кукушка кукует, всё неймется!

Две мощные стихии сходятся в эту ночь, чтобы породить чудо Любви. Огонь очистит, вода омоет, если всё сделаешь правильно. Радостно и весело чествовать Солнце купальскими огнями! Набрав крапиву, шиповника, всяких жгучих растений, накрывали заготовленные кучи сухих сучьев и хвороста. Подождав, когда за небесным краем скроется солнышко, начнёт гаснуть заря вечерняя, взгнетали во славу Солцеворота живой огонь, руками сделанный. В сухой берёзовой дощечке прорезывали круглое отверстие, пригоняли в отверстие полено. Трением этим вытирали огонь.

Дело это одних стариков. Остальные, пока взгнетают старики живой огонь, молча и неподвижно стоят вокруг, ожидая чудного явления Семаргла , Бога Огня. Рядом стоит девочка-подросток, перворожденная своей матерью, вся в цветах с лучиной в напряжённых, поднятых вверх руках.

Тихо, несмотря на множество людей. Безмолвно стоят люди. В тёмной уже тишине слышно только шуршание сухого дерева, шептание тихих заговоров да вздохи старушек.

Вот задымилось, вот полыхнуло. Девчонка бережно подносит к огню лучину. Явился царь-бог! Снизошел на землю! Загорелся костром великий дар животворящего Бога! Старикам подносят воду, которой они обливаются. Крики, радость, веселье.

Вся молодёжь собралась перед кострами – венки, да травяные пояса у девушек, парни с цветами на головах. Весёлые взгляды, смех, перешёптывания. Для очищения сжигали на кострах старые сорочки, в особенности рубашки больных.

А уж если прыгнуть через купальский костёр, не размыкая рук, то свадьбу осенью точно гулять станут!

И, конечно, вершина праздника - купание огненного колеса!

Конечно, без поиска цветка папоротника тоже не обходится! Не беда, что волшебные огоньки в лесу зажигают именно светлячки, которые в эту ночь тоже как-то волнующе не спят.

До утра не смолкает веселье. А на заре, когда уж совсем свободно в лесу от нечистых духов, расходятся по перелескам да овражкам. Дети, зачатые в Купальскую ночь, будут здоровыми, красивыми и обладать колдовским даром. И тихо заканчивается этот славянский праздник Солнцеворота, осеняя влюблённых алыми цветами и спелыми колосьями.


На утро после купальской ночи

А по утренней росе - собирали целебные травы на весь год. Верили, что все травы голосом поведают, от какой болезни они лечат, а чтобы нарвать их, нужно очертить вокруг себя круг «Колядовским огарком» (свечой, сохранившейся с вечера праздника Коляды). Тот, кто совершил этот обычай, прославится в качестве знахаря, так как получит обширные знания о свойствах лекарственных растений.

Народный праздник Ивана Купала отмечается в России, Беларуси, Украине 7 июля по юлианскому календарю и в Польше, в ночь с 23 на 24 июня в григорианскому календарю. Празднование Ивана Купала проходит в День летнего солнцестояния или солнцеворот — 21 июня, когда ночи самые короткие, а дни - длинные.

Название «Купала» впервые упоминается в Густинской летописи XII века , и в древних грамотах. Борясь с языческими купальскими обрядами, Христианская церковь, приурочила праздник к Рождеству Иоанна Предтечи - «Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна». Один из эпитетов «крестителя» по греч. βαπτιστής - «купатель, погружатель», так как, крещение связано с купанием, в праславянском языке «купати» (kǫpati), обозначающее ритуальное омовение, очищение, купание в реках, озёрах, открытых водоёмах.

Иванов день, Купала, Кресъ (ст.рус.), Ярилин день (яросл., твер.), Ярило (яросл., твер., нижегород.), Лада (русин.), по-укр.: «Сонцекрес », «Копальний Іван», «Купайло», «Купайлица», Иван-травник. Праздник летнего солнцеворота, по-белорусски назывался «Купалле», Ладо, «Свята Сонца і кахання», «Іван Вядзьмацкі», «Іван Калдунскі» ; по-болгарски: Духов-день, Водицы. «Еньовдень»; «Sobótka» (польск.), Кокуй (новг.). «Св. Jован Игритель» (серб.), по-литовски это праздник солнца - «Saulės» и росы - «Rаsos, Rasa », по-латышски Лиго – «Līgo».

В этом отношении совершенно особый интерес представляет , на западной окраине праславянского мира, близ Вроцлава в Силезии. Вокруг этой священной горы славянского племени силезян существует целый комплекс урочищ и языческих сооружений, восходящих, как считают новейшие исследователи, к рубежу позднего бронзового века и железного ; здесь есть керамика Лужицкой культуры Гальштатского и ранне-Латенского времени . Встречаются вещи, которые польские археологи определяют как «вещи скифского типа», среди них есть типично скифские стрелы.

Гора Сленжа (Mons Silensis) упомянута в хронике Титмара Мерзебургского начала XI века, который пишет, что гора Собутка «по причине своей красоты и величины, а также по причине проклятых языческих действ, там происходящих, пользуется y всех жителей большим почётом»

Ритуальные языческие обряды ночи на Ивана Купала связаны с водой, огнём и дикорастущими травами , и предшествуют встрече Дня Солнцеворота, Купало.

Праздник Ивана Купалы окутан волшебными преданиями и удивительными обрядами. Наши предки в этот день искали цветок папоротника, разжигали костры и прыгали через них, плели венки из полевых цветов и собирали целебные травы.

Значение огня в ночь на Ивана Купала.

Традиция сжигания огня в ночь на Ивана Купала с 6 по 7 июля восходит к далёкому языческому прошлому славян. Сам огонь символизировал собой летнее Солнце и солнцестояние.

Поздним вечером с 6 по 7 июля молодёжь собиралась за деревней и разводила очищающий костер с помощью «живого» огня, добытого с помощью трения.
Горение костра поддерживали всю ночь до самого утра, подбрасывая в костёр хворост, сложенный пирамидой и шестом по центру.

Деревенские парни поджигали колесо, олицетворяющее солнце, и пускали его с высокого берега в речку.

Наши языческие предки устраивали празднества вокруг костра, танцевали пели, прыгали через огонь, чтобы очистить себя от злых чар и нечисти.
Считалось, что чем выше человек прыгает через костёр, тем счастливее он будет весь год. Любящие пары парни и девушки прыгали через костёр взявшись за руки. Если их руки разъединялись во время прыжка через костёр, то этой паре не суждено было быть вместе.

Женщины в ночь празднования Ивана Купалы, должны посетить очищающий костер. По языческим поверьям, только ведьмы избегали обряда очищения огнём.

Праздник Иван-Купала проходит посвящается языческому богу Солнца Яриле (Купало) и его супруге светоносной Заре-Зарянице , красной девице.

Ещё одно использование очищающего костра в ночь на Ивана Купала - исцеление. Люди полагали, что если одежда больного будет сожжена в в ночь на Ивана Купала, человек скоро выздоровеет.

Целебные травы.

День летнего солнцестояния – это праздник солнца, наивысшего расцвета животворящих сил земли, растительности, зерновых. В день Ивана Купала травы и цветы приобрели особенные целебные свойства и получили особую силу от Солнца и земли. Вот почему женщины собирали в лесу травы и цветы, высушивали и использовали в течении года для лечения и защиты от болезней. Одни травы было принято собирать днем, другие - ночью, третьи - на утренней росе. Наши предки считали, что буйная летняя зелень защищает от порчи и сглаза, ведьм и колдунов, пожаров и ураганов.

Люди верили, что все чудесные и лечебные травы расцвели в ночь на Ивана Купала. Деревенские целители, никогда не забывали об этой магической ночи и искали целебные травы и коренья растений, и запасались ими на целый год вперёд.

Зелень трав и растений была символом плодородия и плодовитости. Контакт со свежими листьями и травами, по поверьям, способствовал плодовитости скота, богатому урожаю на полях и в огородах.

Во время сбора трав обязательно читали особую молитву или заговор. В некоторых регионах наиболее целебными называли травы, собранные детьми и стариками. То есть теми, кто не имеет любовных контактов и у кого нет месячным. Таких людей считали самыми чистыми.

Купальское дерево.

Ещё один атрибут праздника Купалы – это зелёное деревце.

Деревенские девушки наряжали деревце лентами, венами, фруктами, полевыми цветами. После чего уносили за пределы селения и на полянке вонзали в землю.

Вокруг купальского дерева пели и плясали, водили хороводы. Чуть позже к веселью присоединялись парни. Они изображали, будто хотят похитить или поджечь дерево. Но девицы не допускали этого.

Все вместе направлялись к речке, где топили деревце, либо к костру, чтобы его сжечь. Сгоревший ствол кидали в реку и убегали, чтобы скрыться от ведьмы, которая якобы могла их преследовать.

Цветок папоротника

Народная молва распространила в легенду о том, что в ночь на Ивана Купала, зацветает цветок папоротника, который указывает на спрятанные в земле сокровища. Согласно легенде, если человек около полуночи найдёт в лесу цветущий папоротник, он должен сорвать цветок и убежать из леса, спасаясь от злых духов, и тогда любое его желание исполнится.

Легенда утверждает, что человек сорвавший цветок папоротника сможет понимать язык растений и животных, а ему удастся легко находить любые сокровища.

Иван-да-Марья

Другим волшебным цветком праздника считается Иван-да-Марья. Откуда у него такое удивительное название? Всё дело в любопытной легенде.

Парень крепко полюбил девушку, она ответила взаимностью. Молодые поженились, но они не знали, что на самом деле приходятся друг другу братом и сестрой.

Когда правда выяснилась им следовало разлучиться. Не желая оставлять друг друга, молодые превратились в цветок, две части которого окрашены в разные цвета: жёлтый и фиолетовый. С той поры Иван-да-Марья считается символом верности.

Этот цветок часто срывали на праздник Ивана Купало. Считалось, что цветок получает волшебные свойства, и позволяет ускакать от любой погони даже на старой кляче.

А если выпить выжатый сок из цветка, то можно вернуть утерянный слух или разум.

Многие традиции Ивана Купало связаны с водой.

7 июля православная церковь отмечает день рождения Иоанна Предтечи , крестившего Иисуса в Иордании. Именно поэтому люди считают, что именно с этого дня купание в открытых водоёмах становится безопасным. Купания были разрешены вплоть до Ильина дня.

Непременной традицией Иванова дня было всеобщее купание . В дополнение к целительному купанию в любом водоёме, можно исцелить тело и душу, если умыться утренней росой 7 июля. Считается, что умывшись росой, девушки и женщины становятся ещё красивее и привлекательнее.

Вечером 6 июля девушки гадали, запуская свои цветочные венки по воде , таким же образом гадают и на Троицу.

Часто набирали воду, считая её чудодейственной. По аналогии с крещенской водой.

Запреты на Ивана Купала.

Считалось. что в ночь на Иван Купала пробуждаются все злые духи леса, поэтому нельзя было спать этой ночью. Есть и другие запреты, например, в ночь с 6 на 7 июля беременные женщины, дети и пожилые люди должны держаться подальше от воды. Злые водные духи, и русалки могут нанести ущерб их здоровью.

Для того, чтобы семья не потеряла свои сбережения, никто не должен был давать деньги в долг, ничего нельзя не продавать и ничего не брать что-либо в день Ивана Купала.

Безусловно, день Ивана Купала - это летний языческий праздник, полный различных магических обрядов, для исцеления, привлечения богатства и счастья. И действительно, народная молва хранит множество рассказов о происходящих чудесах.

В ночь на Ивана Купала следовало опасаться не только русалок, но и ведьм, которые тоже выходят к людям в эту ночь, и если человек не прошёл очищение костром и водой, они могут причинить ему много вреда.

Купальские песни.

Большинство песен в Иванов день связаны с любовной или семейной тематикой. Множество шутливых стишков и прибауток про отношений парней с девицами.

Песни отличаются особыми запевами или концовками, например, повторение слова Купала или Купалялё.

Каждый год 7 июля отмечается один из самых любимых народных праздников – Ивана Купала, история которого уходит в языческие времена. Существует множество мифов и поверий, связанных с этим праздником. Торжество посвящено расцвету природы и летнему солнцестоянию. С приходом христианства праздник получил новое значение, но и сегодня в нём просматриваются обычаи и традиции древних славян.

История праздника Ивана Купала

Одним из главных божеством у древних славян был Бог Солнца. Почитали его в день летнего солнцестояния, который приходился на 24 июля по старому стилю, или 7 июля — по новому. Наши предки верили, что в этот день вода вступает в союз с огнём. Именно поэтому многие ритуалы праздника связаны с этими двумя стихиями.

В празднике Ивана Купала соединены два элемента: христианский и языческий. Уже с приходом христианства торжество получило название Ивана Купала, которое являлось славянским вариантом имени Иоанн Креститель.

В день летнего солнцестояния древние славяне восхваляли самый продолжительный день в году и радовались победе света над тьмой. Первые письменные упоминания о празднике найдены в Лаврентьевской летописи (1068 г.).

Активная подготовка к купальской ночи шла накануне праздника – 6 июля по новому стилю. Этот день в календаре древних славян получил название Аграфена Купальница. На Аграфену обязательно мылись и парились в бане, на весь год заготавливали банные веники. Девушки и женщины после обеда запрягали лошадей и отправлялись в лес, где ломали молодые ветки березы, липы, ольхи, черемухи, смородины, калины, рябины и др. лиственных растений и деревьев.

Парни набирали в ведра мутную воду из речки и ходили по селению, обливая грязной водой каждого встречного. Особенно доставалось девушкам, которые, желая отомстить, тоже набирали в ведра грязную воду и обливали ею парней. После чего молодежь шла на речку, чтобы искупаться.

В ночь на Ивана Купала было принято жечь костры. По поверьям, вода в это время обретает целебную силу. Чтобы весь год быть здоровым и не болеть, нужно было искупаться в реке, после чего сжечь свою старую одежду в костре и высоко прыгать через пламя, чтобы зарядиться энергией огня.

Утром на Ивана Купала было принято собирать травы и плести венки. Считается, что в это время растения набирают полную силу. Девушки собирали полевые травы и цветы, плели из них венки, которые надевали на голову и ходили так целый день. Если вечером венок оставался на голове девушки и не был украден во время игр, то его вместе с зажженной лучиной или свечой отправляли плавать по реке, загадывая при этом заветное желание. Чем быстрее и дальше уплывёт венок, тем скорее сбудется желание.

Ведуны и знахари в этот день собирали целебные травы и засушивали их на зиму. Ночью собирали росу, которая тоже считалась целебной. Её использовали во многих обрядах и ритуалах. Например, девушки умывали ею лицо, чтобы кожа была гладкой и красивой, также росой умывали больных, чтобы они скорее пошли на поправку.

Ночью было принято собирать «лунные растения», самым популярным из которых является папоротник. Молодежь отправлялась на поиски цветка папоротника. По поверьям, цветёт папоротник буквально мгновение в ночь на Ивана Купала. Сорвать его очень трудно, т. к. его охраняет нечистая сила. Но тот, кто сможет это сделать, приобретет необычные возможности. Человек начнёт обладать даром ясновидения, сможет понимать язык животных и с лёгкостью находить клады, закопанные глубоко в земле. С помощью цветка можно открывать любые замки и запоры, достаточно приложить его к ним.

Чтобы сорвать папоротник, нужно разослать возле растения священную скатерть, очертить вокруг себя священным ножом круг и, читая специальный заговор, дожидаться полуночи. Нечисть всячески пытается отвлечь человека, окликает его голосами близких людей. Если обернуться и ответить на отклик, то можно лишиться жизни. Сорвав цветок, нужно спрятать его за пазухой и бежать без оглядки домой.

Ивана Купала – христианский или языческий праздник?

В церковном календаре 7 июля выпадает празднование рождения Иоанна Предтечи – крестителя Господнего. Ничего общего между Ивана Купала и Иоанном Предтечей нет. В языческой Руси день летнего солнцестояния имел название Купала, но с приходом христианства праздник получил названия Ивана (от Иоанна) Купала. Несмотря на то, что церковь разделяет два этих праздника и признает только христианский – рождение Иоанна Предтечи, Ивана Купала и сегодня пользуется большой популярностью. Люди продолжают 7 июля поклоняться силам природы и просить у них хороший урожай. Во многих местах нашей страны принято жечь костры и прыгать через них, плести венки и собирать целебные травы.