Меню

История педагогики и образования портреты педагогов. Самые известные учителя

Макияж

Мария Монтессори - педагог, врач, ученый, психолог и философ. По решению ЮНЕСКО (1988 год), признана одним из четырех великих педагогов ХХ века, определивших способ педагогического мышления современности (кроме нее, были названы американец Джон Дьюи, немец Георг Кершенштейнер и русский педагог Антон Макаренко).

Биография Марии Монтессори

Мария Монтессори родилась в 1870 году в небольшом итальянском городке Кьяровалле. Отец Марии был крупным чиновником, мать, которая и занималась образованием дочери, принадлежала к семье священников и ученых.

Мария училась с легкостью, особенно девочку увлекали точные дисциплины. Даже в театр Мария брала с собой учебник математики и решала задачки, радуясь очередному красивому и неординарному решению.

Мария очень хотела поступить в техническую школу, но ее можно было посещать только лицам мужского пола. В 12 лет Мария Монтессори одержала первую серьезную победу над системой образования: она преодолела (правда, не без поддержки родителей) все преграды, поступила в техническую школу для юношей и с успехом ее закончила. Уже тогда девушка решила, что сделает все от нее зависящее, чтобы искоренить подавление личности учащегося.

В 1890 году Мария, увлекшись естествознанием, приняла решение стать детским врачом. Для Италии XIX века это было неслыханно! Обучение в университете, занятия медициной – этим правом обладали только мужчины. Даже отец перестал поддерживать дочь, зашедшую, по его мнению, слишком далеко. Но Мария и на этот раз добилась успеха: поступила в университет сначала вольным слушателем, затем, показав неординарный ум и добившись особых успехов в обучении, была переведена в число студентов.

Учебы вовсе не была для Марии Монтессори легким и приятным занятием. Заниматься в морге ей приходилось по ночам, чтобы избежать насмешек своих сокурсников. Кроме того, ей пришлось устроиться на работу, чтобы оплачивать свое образование. Девушка работала в клинике университета, где впервые и увидела детей с различными отклонениями в развитии. Ими никто специально не занимался, и, глядя на них, Мария пришла к мысли о необходимости разработки специальной развивающей среды для обучения детей.

Мария Монтессори с блеском защитила диплом, став первой в Италии женщиной-врачом. Увидев успехи дочери и признание преподавателей, отец простил дочь, и они помирились.

Мария получила разрешение на занятия частной врачебной практикой, также она писала медицинские статьи, которые печатались в популярных европейских журналах.

В 1898 году у Марии и ее спутника жизни, доктора Джузеппе Монтессано, родился сын Марио. Так как мать Джузеппе не дала разрешения на брак, ребенок родился незаконнорожденным. В католической Италии конца XIX века это могло стать катастрофой и для Марии, и для ее карьеры, и для самого Марио, поэтому до 10 лет ребенок воспитывался в деревне. В возрасте 10 лет Мария смогла забрать сына к себе, и с этого времени он был рядом с матерью, впоследствии сыграв значительную роль в распространении работ и идей Марии Монтессори .

В год рождения сына в жизни Марии случилось еще одно важное событие: она возглавила Ортофренический институт по подготовке учителей для умственно-отсталых детей. Этот институт был учрежден правительством после того, как воспитанники Марии Монтессори – детки с нарушениями в развитии – были представлены к экзаменам Муниципального совета в Риме и справились с заданиями лучше «нормальных» детей.

В 1901 г. Мария Монтессори поступает на философский факультет Римского университета. Она также занимается психологией и антропологией, читает лекции на тему: «Истинное обучение – помочь, а не осуждать. Истинное обучение дает ребенку энергию, а не обесточивает его».

В 1907 году, при поддержке итальянского миллионера Эдуардо Таламо, Мария Монтессори открывает первый «Дом ребенка» - школу для нормальных, хотя и запущенных детей. С этого момента и до конца жизни, в течение 45 лет, Мария занималась проблемами воспитания и образования здоровых детей.

Мария Монтессори разработала специальную развивающую среду в «Доме ребенка». В нем было уютно и удобно детям разных возрастов. Именно там был создан первый комплект сенсорного, математического и языкового материала.

Идеи Марии Монтессори распространяются по всему миру, получая широкую поддержку ученых, общественных и политических деятелей. В 1910 году вышла книга «Метод Монтессори», которая сразу же была переведена на 20 языков.

В 1922 году Мария Монтессори была назначена государственным инспектором школ Италии. В 1929 году вместе со своим сыном Монтессори организует Международную Монтессори Ассоциацию (AMI), которая действует и сейчас.

К сожалению, дальнейшие события мировой истории приостановили развитие «метода Монтессори». Школы Монтессори были запрещены в фашистской Германии, Испании и самой Италии. Спасаясь от преследований, Мария уезжает в Испанию, затем – в Голландию, далее – в Индию. Там, в Мадрасе, Мария Монтессори провела 7 лет, обучив за это время тысячи учителей своей . Сейчас в Индии находится самая большая Монтессори-школа – в ней обучаются около 22 000 детей.

После войны Мария вместе с сыном вернулась в Европу. Несмотря на то, что она была уже немолода (в то время ей уже исполнилось 76 лет), Мария продолжала активно выступать с лекциями, разрабатывать и публиковать новые научные работы по антропологии, психологии и педагогике.

Последние годы жизни Мария провела вместе с сыном в Голландии. В 1950 году Марии Монтессори была присвоена почетная степень доктора, профессора Амстердамского университета. Там же, в Голландии, Мария скончалась в 1952 году.

Ее труды до сих пор остаются актуальными – они успешно применяются в образовании и развитии детей, они развиваются благодаря многочисленным последователям Марии Монтессори.

19 заповедей для родителей от Марии Монтессори

Мария Монтессори сформулировала 19 коротких заповедей-напоминаний для родителей. Они просты, но именно о таких простых вещах мы часто забываем, воспитывая детей.

1. Де­тей учит то, что их окру­жа­ет.

2. Если ре­бен­ка час­то кри­ти­ку­ют - он учит­ся осуж­дать.

3. Если ре­бен­ка час­то хва­лят - он учит­ся оце­ни­вать.

4. Если ре­бен­ку де­мон­ст­ри­ру­ют враж­деб­ность - он учит­ся драть­ся.

5. Если с ре­бен­ком чест­ны - он учит­ся спра­вед­ли­вос­ти.

6. Если ре­бен­ка час­то вы­сме­и­ва­ют - он учит­ся быть роб­ким.

7. Если ре­бе­нок жи­вет с чувст­вом без­опас­нос­ти - он учит­ся ве­рить.

8. Если ре­бен­ка час­то по­зо­рят - он учит­ся чувст­во­вать се­бя ви­но­ва­тым.

9. Если ре­бен­ка час­то одоб­ря­ют - он учит­ся хо­ро­шо к се­бе от­но­сить­ся.

10. Если к ре­бен­ку час­то бы­ва­ют сни­схо­ди­тель­ны - он учит­ся быть тер­пе­ли­вым.

11. Если ре­бен­ка час­то под­бад­ри­ва­ют - он при­о­бре­та­ет уве­рен­ность в се­бе.

12. Если ре­бе­нок жи­вет в ат­мо­сфе­ре друж­бы и чувст­ву­ет се­бя не­об­хо­ди­мым - он учит­ся на­хо­дить в этом ми­ре любовь.

13. Не го­во­ри­те пло­хо о ре­бен­ке - ни при нем, ни без не­го.

14. Кон­цент­ри­руй­тесь на раз­ви­тии хо­ро­ше­го в ре­бен­ке, так что в ито­ге пло­хо­му не бу­дет оста­вать­ся ме­с­та.

15. Всег­да при­слу­ши­вай­тесь и отве­чай­те ре­бен­ку, ко­то­рый об­ра­ща­ет­ся к вам.

16. Ува­жай­те ре­бен­ка, ко­то­рый сде­лал ошиб­ку и смо­жет сей­час или чуть поз­же ис­пра­вить ее.

17. Будь­те го­то­вы по­мочь ре­бен­ку, ко­то­рый на­хо­дит­ся в по­ис­ке, и быть не­за­мет­ным для то­го ре­бен­ка, ко­то­рый уже все нашел.

18. По­мо­гай­те ре­бен­ку осва­ивать неосвоенное ра­нее. Де­лай­те это, на­пол­няя окру­жа­ю­щий мир за­бо­той, сдер­жан­ностью, ти­ши­ной и лю­бовью.

19. В об­ра­ще­нии с ре­бен­ком всег­да при­дер­жи­вай­тесь луч­ших ма­нер - пред­ла­гай­те ему луч­шее, что есть в вас самих.

Мария Монтессори создала систему образования, основанную на уважении к ребенку, на признании ценности его личности. Мария была уверена: обучение детей должно проходить свободно, без принуждения, только тогда будут достигнуты самые высокие результаты. Метод Монтессори с успехом используется и в наши дни для развития и обучения детей, начиная с самого раннего возраста.

Все родители надеются, что школа поможет малышу стать творческим, всесторонне развитым человеком. На вопрос "как воспитать гармоничную личность" учителя ответили еще в эпоху Возрождения, когда образование было привилегией. Эразм Роттердамский, Рабле, Монтень знали: хороший педагог уважает ребенка и верит в него. В 17-м веке великий чешский педагог Ян Коменский доказал: "У ребенка надо пробудить интерес к учебе, используя чувства, разум и веру". Француз Руссо основой воспитания считал свободное развитие. Но только в начале 20-го века благодаря педагогам-новаторам эти идеи нашли массовое воплощение, а традиционная школа повернулась лицом к ребенку и прислушалась к его мнению.

Ближе к жизни

Герберт Спенсер (1820-1903) - английский ученый-эволюционист. Критиковал книжное образование и механическую зубрежку. "Образование должно приносить практическую пользу, - писал он, - обеспечивать разностороннее развитие личности ребенка". От условий жизни ребенка и влияния, оказанного на него в детстве, зависит, каким человеком он вырастет. Спенсер говорил о необходимости "развивать всего человека". Автор книги "Воспитание: умственное, нравственное, физическое" (1861). Сторонник нравственного воспитания, применял принцип естественных последствий. Дети на своем опыте должны ощущать, к чему ведут их поступки. Поскольку хороший поступок приносит радость, а плохой приводит к неприятностям, нравственный человек стремится к хорошим поступкам и избегает дурных. Такой подход развивает внутреннюю дисциплину и формирует характер ребенка. Педагогическая цель Спенсера - создать такую личность, которая будет управлять собой, а не такую, которой будут управлять другие.

"Правильная деятельность лучше всего обеспечивается в жизни, когда познаются дурные и хорошие последствия поступков, а не тогда, когда принимают их на веру с чужих слов". Г. Спенсер

Свободное образование

Эллен Кей (1849-1926) - шведская общественная деятельница, активистка движения за права женщин, охрану материнства и детства. Сторонник свободного воспитания, автор книги "Век ребенка" (1899). Эллен Кей считала, что изменения в мировоззрении человека приводят к изменениям в обществе. Ребенку необходим мир, в котором он сможет свободно развиваться. Нужно предоставить природе ребенка "спокойно и медленно помогать самой себе". Лозунг "Жить ради детей" Кей заменила новым: "Дайте жить детям". Педагогика, по ее мнению, должна не подстраивать ребенка под окружающий мир, а помогать ему раскрываться. Свободная личность будет отстаивать свои права и идеалы, встречаясь со злом и несправедливостью. Это направление педагогики опиралось на теорию Льва Толстого о свободном образовании.

"Взрослый человек сошел бы с ума, если бы какой-нибудь шутник-титан вздумал в течение одного только дня так общаться с ним, как он целые годы обращался со своим ребенком". Э. Кей

Обучение действием

Джон Дьюи (1859-1952) - американский философ, социолог, психолог. Основоположник прагматизма. Автор книги "Школа и общество" (1899). Основная идея: "Ребенок является центром педагогической вселенной, и все средства образования должны вращаться вокруг него". Идеи Дьюи вдохновляли первых советских педагогов, создавших в 1920-е годы единую трудовую школу. Позже, при Сталине, утвердилась авторитарная модель школы. В 2000 году был издан полный перевод труда Дьюи "Демократия и общество" (1936). Дьюи предлагал превратить школу в модель демократического общества. Рассматривал образование не как подготовку к взрослой жизни, а как саму жизнь. Для этого школьную жизнь нужно приблизить к повседневной. Образование по Дьюи - не ограничение, налагаемое на ребенка, а содействие его развитию. В обычной школе ребенок получает знания, а потом учится их применять. У Дьюи ребенок, сталкиваясь с проблемами, решает их, получая нужные знания и навыки. Педагогическая программа строится, исходя из интересов, способностей, потребностей и уровня развития ученика. Цель - научить ребенка самоконтролю, создавая ситуации, которые требуют активного действия.

"Мышление - единственный метод обучения, который можно назвать по-настоящему умным, так как он использует и обогащает ум". Д. Дьюи


Стремление к истине

Рудольф Штайнер (1861-1925) - австрийский философ, эзотерик, реформатор и архитектор. Поддерживал независимость образовательных учреждений от государственного контроля, создатель Вальдорфской школы, автор книги "Образование ребенка"(1907). Основные принципы: стремление не к знаниям, а к истине; "неопережение" развития ребенка. Учебный материал подается эпохами. День разделен на три части: духовный (активное мышление), душевный (обучение музыке и танцу), креативный (лепка, рисование, шитье). Учебный материал дается с учетом соответствия развития ребенка и развития исторического общества. крепостями. Основной метод - "душевная экономия". Метод состоит в том, что в процессе обучения у детей развивают ту деятельность, которую он может освоить без внутреннего сопротивления организма.

"Я понял, что воспитание и преподавание должны стать искусством, основанным на подлинном познании человека". Р. Штайнер

Не мешайте ребенку

Мария Монтессори (1870-1952) - педагог, первая в Италии женщина-врач. Автор книги "Метод научной педагогики, применяемой в домах ребенка" (1909), "Впитывающий разум ребенка" (1949). Основная идея: ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самовоспитании. Монтессори отвергла авторитарный подход и создала педагогическую среду, которая соответствует потребностям ребенка и поддерживает его активность. Она требовала предоставить ребенка самому себе, не препятствовать ему в свободном выборе, в интересном для него занятии. По ее мнению, дисциплина - это активность ребенка, который делает то, что ему нужно. При этом педагог помогает ребенку, а не навязывает ему факты, мысли и слова. Воспитание по Монтессори призвано развивать волю ребенка, которая является важнейшим условием становления личности. Основной девиз метода Монтессори: "Помоги мне сделать это самому".

"Свобода - это уникальное средство максимально развить личность, характер, ум и чувства ребенка". М. Монтессори

Обучение чувством

Генрих Шаррельман (1871-1940) - немецкий педагог, противник традиционного образования. Автор книги "Трудовая школа" (1909). Основная идея: обучение должно идти навстречу ребенку, позволяя ему самому исправлять свои заблуждения и ошибки. Шаррельман видел школу как трудовое сообщество детей, которые под руководством учителя ставят цели и пытаются их достичь. Противник программы и планирования, сторонник эпизодического изложения. Ученики усваивают материал, задавая вопросы. Направление уроку дает детское любопытство. Учитель следует за спонтанно возникающими интересами детей, давая им знания необходимые здесь и сейчас. Шаррельман обращается не к уму, а к сердцу ребенка, развивая его эмоциональное и эстетическое восприятие.

"Путь от бильярда к геометрической теореме для ребенка гораздо более естественен, чем, наоборот, путь от теоремы к бильярду. Поэтому и по тысяче других причин - свобода метода для учителя и свобода выбора материала для ребенка". Г. Шаррельман

Право быть собой

Януш Корчак (1879-1942) - врач, детский писатель, польский педагог еврейского происхождения (Генрих Гольдшмит). Корчак делил общество на два класса - угнетенных детей и угнетателей взрослых. Он верил в абсолютную ценность детства, отстаивал права детей, защищал их интересы. Его самая известная книга для взрослых - "Как любить ребенка" (1918). Основная идея - нельзя воспитывать ребенка без участия самого ребенка. Дети имеют права. Они могут требовать внимательного отношения к своим проблемам, иметь мнение и свободно его высказывать, организовать свою жизнь, использовать достоинства, скрывать недостатки. Права на протест, на ошибку, тайну, собственность, игру. Книга "Право ребенка на уважение", написанная Корчаком в 1929 году, стала манифестом гуманистической педагогики. В 1942 году отказался покинуть своих учеников, воспитанников Дома сирот, и вместе в ними вошел в газовую камеру концлагеря Треблинка.

"Мы играем с детьми краплеными картами; слабости детского возраста бьем тузами достоинств взрослых. Шулеры, мы так подтасовываем карты, чтобы самому плохому в детях противопоставить то, что в нас хорошо и ценно". Я. Корчак

Учение общением

Роже Кузине (1881-1973) - французский педагог. Требовал упразднить традиционное обучение, так как оно тормозит творческое развитие. Обучение понимал не как воздействие учителя на ученика, а как работу ученика над своим развитием. Предложил метод свободной работы группами - как для игры. Суть метода - полная свобода и познавательная деятельность. Ученики объединяются в группы, выбирают занятие и выполняют его, обращаясь к учителю за консультацией. К примеру, его ученики изучали не историю политики и войн, а историю предметов, одежды, транспорта, жилища. Если девочки хотели научиться шить, им требовалась математика для расчета ткани, крой и шитье. Кузине разделял преподавание и учение. Его метод позволял детям жить, общаться, трудиться в команде и развивать скромность, настойчивость, терпимость и инициативу.

"Мой метод позволяет детям учиться в настоящем смысле этого слова, а не быть учимыми". Р. Кузине

Никакого давления

Александр Нилл (1883-1973) - английский педагог, теоретик свободного воспитания. Автор книги "Саммерхилл - воспитание свободой" (1960). Основная идея: ребенок внутренне мудр и реалистичен. Педагогическое давление уродует ребенка. Не надо на него давить, и он сам будет развит настолько, насколько способен. Основной принцип: нет ничего важнее счастья ребенка, а счастье невозможно без личной свободы. Интеллектуальное развитие Нилл ценил ниже, чем эмоциональное и эстетическое. В школе Саммерхилл Нилл создал радостную комфортную обстановку, в которой дети обучались демократии и самоуправлению, а также занимались активной трудовой деятельностью. Цель: научить ребенка мыслить, а не наполнить его голову знаниями. Результат: раскрепощенный, уверенный в себе, мыслящий человек. Нилл был противником подавления сексуальности и заявлял, что отрицание секса равносильно отрицанию жизни.

"Счастливая семья похожа на оркестр и наслаждается тем же духом единой команды. Несчастливая семья подобна казарме, управляемой злобой и наказаниями". А. Нилл


Обучение открытием

Карл Роджерс (1902-1987) - американский психолог и психотерапевт, продолжатель идей Дьюи. Главная задача - самореализация человека, основанная на раскрытии внутреннего потенциала. В работе "Личные мысли по поводу обучения и учения" (1953) Роджерс показывает, что невозможно передать другому человеку знание, добытое и усвоенное на своем опыте, поэтому учащиеся должны сами "открывать" знания. Он считал, что традиционная школа - обязательная программа, стандартные тесты, внешняя оценка успеваемости - подавляет активность детей, снижает их интерес к занятиям. Такая система не отвечает запросам общества. Только гуманный подход развивает самое ценное в детях - ум и сердце. Дети чувствуют, что им доверяют, их уважают; они учатся принимать решения и делать ответственный выбор. Учитель превращает группу учеников в сообщество исследователей. Цель образования: сделать все предметом изучения и выяснения, понять, что все изменчиво. Роджерс называет три признака учителя: честность, доверие к ученику, эмпатия - способность понять ученика.

"Я почувствовал, что значительно влияет на поведение только то знание, которое присвоено учащимися и связано с открытием, сделанным ими самими". К. Роджерс

Никакого давления

Алис Миллер (1923-2010) - швейцарский психолог и психотерапевт, исследовала проблемы физического, эмоционального и сексуального насилия над детьми. Основная идея: любое воспитание - это насилие, которое оставляет негативный след в психике ребенка. По ее мнению, педагогическая практика основана на произволе и подавлении, зависимости и неравенстве. Алис считала, что педагогические стереотипы травмируют детей и исследовала, как это влияет на ситуацию в обществе. Человек должен осознать свои детские страдания и преодолеть их последствия. Автор мирового бестселлера "Драма одаренного ребенка и поиск собственного "Я", заставившего многих людей пересмотреть свои отношения с родителями и детьми.

"До сих пор общество защищает взрослых и обвиняет их жертвы… В действительности дети склонны винить во всем себя, снимая с родителей ответственность за жестокое обращение с ними". А. Миллер


Вспомним и учителей русской школы. Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871) - основоположник русской педагогики, считал важным обучение в труде, а воспитание понимал как всестороннее развитие человека. Методы воспитания трудом, формирования личности в коллективе развивал советский педагог Антон Семенович Макаренко (1888-1936), автор "Педагогической поэмы", "Книги для родителей". В 1988 году ЮНЕСКО назвала четырех педагогов, определивших направление образования в ХХ веке: Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.

Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) соединил принципы гуманизма с коммунистическими идеалами: ценность личности ребенка, творчество коллектива единомышленников, обучение как радостный труд и воспитание красотой. Его литературное наследие "Сердце отдаю детям", "Верьте в человека", "Сто советов учителю" актуально и неисчерпаемо.

В России развивается педагогика сотрудничества (Шалва Амонашвили, Виктор Шаталов, Софья Лысенкова ), или гуманная педагогика, а с ней - мыслящий уверенный в своих силах ученик.

Этот список продолжается постоянно. И каждый может его продолжить. У многих из нас были и есть любимые учителя, которые честно отвечали на трудные вопросы, помогали и выручали, учили думать и не бояться ошибок. Люди, которые нас понимали. Просто педагоги, которые отлично делают свою работу.

Ян Амос Коменский (1592 – 1670). Чешский педагог, гуманист, основоположник дидактики (теории обучения). Говорил о всеобщем обучении на родном языке. Предложил организовать единую школу. Его труд «Великая дидактика».
1.определил и разработал возрастную периодизацию
2.создал классно-урочную систему, где урок – основная форма обучения (длительность урока, организация)
3.его принципы легли в основу классического воспитания и обучения: природосообразность ребенка (психологическое познание), принцип научности, энциклопедичности (знания научно обоснованные и указанные в литературе), доступности (знания адаптированные ребенку), систематичности и последовательности (от простого к сложному), сезонности (подбор материала в зависимости от сезона).
4.выделил «золотое правило» дидактики – принцип наглядности обучения
5.посветил целую главу семейному воспитанию «О материнской школе», где мать – основной воспитатель
6.выделял физическое воспитание как приоритетное направление (здоровье)
7.говорил о создании условий, чтобы не было недостатка в развлечениях ребенка.
Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827).
1.разработал принцип природосообразности («Глаз хочет смотреть, ухо слышать, нога – ходить, а рука – хватать»). Природа ребенка требует и стремится к развитию.
2.разработал теорию элементарного образования (знакомство с окружающим миром, развитие речи, обучение счету, письму и чтению в дошкольном возрасте)
3.объединил обучение и труд, т.к. это развивает мысль и дух ребенка.
Жан Жак Руссо (1712 – 1788). Французский педагог – теоретик. Его труд «Эмиль или о воспитании». Труд отражает путь решения проблемы воспитания. Преимущество социальному воспитанию дается, ребенка забирают от родителей, он воспитывается под руководством педагога. Против насилия. Пропаганда учета индивидуальности, желаний и потребностей ребенка. Активное использование косвенных методов воспитания. Из-за постоянно сменяющихся желаний и интересов у ребенка знания носят не систематизированный характер, отрывочный. К 18 годам Эмиль совершает кругосветное путешествие, познает мир. Затем становится учеником ремесленника, помогает ему во всем и одновременно обучается ремеслу. Ребенок должен быть воспитан на благо обществу. Источниками воспитания являются природа, люди, предметный мир. Идеи воспитания: физическое, умственное развитие, развитие внешних чувств.
Фридрих Фребель (1782 – 1852). Немецкий педагог. Первый создал учреждение для дошкольников «Детский сад», взрослых назвал садовницами. Считал, что есть главное для развития человека:
1.инстинкты (деятельность, познание, художественный и религиозный инстинкт)
2.цель воспитания – развитие у ребенка природных способностей (инстинктов)
3.идеи воспитания включают игру, развитие внешних органов чувств (геометрические фигуры), Дары Фребеля для разработанной им системы сенсорного развития (игрушка – мяч, шар и куб, деление кубиков на части по величине, разделение частей на направления плоскостные, линейные и угловые, разделенный кубик на 27 кирпичиков вдоль и поперек для развития навыков строительства). Предлагал занятия лепкой, рисованием, плетением, вышиванием, выкладывание орнамента из гороха и бусинок, разработал подвижные игры на воздухе и занятия по физкультуре. Таким образом, Ф. Фребель является основоположником дошкольной педагогики, т.к. занимался подготовкой педагогических кадров, излагал систему воспитания дошкольников в книгах «Материнские и ласкательные песни», «Сто песен к играм в мяч», «Детский сад».
Мария Монтессори (1870 – 1952). Итальянский врач – педагог. Ее идеи: - система самовоспитания, самообучения детей; - отрицала руководящую роль взрослого в воспитании и развитии детей. Разработала создание условий для развития детей на основе их психологических возрастных особенностей. Впервые ввела антропометрические измерения (вес, рост ребенка). Разработала систему сенсорного развития – развития органов чувств. Занятия длились 4 – 5 часов. Учреждение для детей называлось «Дом ребенка». Разработала принципы воспитания и развития:
-ничего не делать за ребенка, если он способен сделать это сам
-развитие всех органов чувств
-ручной труд (вырезание ножницами)
-пение, игры на воздухе.
Надежда Константиновна Крупская (1869 – 1939). Советский педагог. Работала над книгой «Народная демократия». В книге отражено трудовое воспитание как ведущее направление в обучении и воспитании детей. Боролась за идею социализма. Т.е. государство ставит цель, а рабочие должны ее реализовывать. Детская производственность труда является важным компонентом воспитания и обучения детей.
Константин Дмитриевич Ушинский (1823 – 1870). Идея народности в воспитании. Народность – система, выработанная исторической жизнью народа. Пособие «Родное слова» предназначено для учителей, которые преподают на родном языке для воспитания у детей чувства патриотизма, любви к родной земле. Разработал педагогическую систему:
-воспитание ребенка должна начинаться в семье
-воспитание продолжается в ДОУ
-обязательное школьное образование
Антон Семенович Макаренко (1888 – 1939). Говорил о продуманных целях воспитания. Выделил недочеты педагогической системы образования в советское время:
-нет систематичности
-нет взаимосвязей между воспитанием и обучением
-между педагогами нет взаимодоговоренности по поводу материала по предметам, поэтому знания детей носят разрозненный характер
-цели воспитания и обучения конкретных учреждений не удовлетворяют потребности общества в целом
-педагоги не проявляют гибкости мышления, используют авторитарный стиль общения с детьми
-нет учета индивидуальных особенностей и интересов детей
-не развивается чувство коллективизма у детей, т.к. не дают детям ответственных поручений и возможности к самодисциплинированности и взаимоответственности за коллектив и себя.
Работал в колонии для несовершеннолетних детей, организовывал коллективные формы воспитания, развивал самостоятельность, ответственность за порученное дело перед сверстниками. Составлял руководство и рекомендации для воспитания детей в коллективе. Пропагандировал самоуправление детским учреждением.
Аделаида Семеновна Симонович (1840 – 1933). Открыла первая платный детский сад для детей от 3 до 6 лет. Говорила о пользе ДОУ для подготовки к школьному обучению (грамматика, счет, вырезание, плетение, лепка, родиноведение, знакомство с трудом взрослых). Разработала дидактические занятия с куклой. При ней появляется первый российский журнал «Детский сад», где отражаются дидактические правила воспитания и обучения детей, требования к личности воспитателя.
Елизавета Николаевна Водовозова (1844 – 1923). Последовательница К.Д. Ушинского. Пропагандировала идею народности в воспитании и обучении, делала упор на умственное, физическое и нравственное воспитание. Ведущим методом является наблюдение, приоритетной темой является знакомство с трудом взрослых.
Луиза Карловна Шлегер (1863 – 1942). Участница прогрессивного гуменного общества. Открыла детский сад для рабочих семей. Пропагандировала воспитание детей в коллективе. Дети самостоятельно изготовляют игрушки – поделки в труде. Затем используют эти игрушки в коллективных играх. Выпустила книгу «Л.К. Шлегер», где отражается практическая работа с детьми в детском саду. Приоритетным направлением является физической воспитание, игра, знакомство с трудом взрослых.
Елизавета Ивановна Тихеева (1867 – 1943). Участвовала в составлении программы, разработала систему сенсорного воспитания, и развития речи. Описала правила для ребенка, выдвинула требования к наглядным пособиям, разработала подробно словесные методы (рассказы, истории). Обращала внимание на развитие у детей творческих способностей.
Шалва Александрович Амонашвили (1931). Современный грузинский педагог – гуманист. Первым проектом была «Школа радости» в Тбилиси для детей с 6 лет. Его труды: «Педагогическая симфония», «В школу с 6 лет», «Школа жизни», «Создание человека». Педагог-гуманист выдвинул три основных принципа гуманистической педагогической деятельности:
1.любить ребенка – педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, игнорирования жизни ребенка
2.очеловечивать среду, в которой живет ребенок – обеспечение душевного комфорта и равновесия (ничто не должно раздражать ребенка, рождать в нем страх, неуверенность, унижение и уныние)
3.прожить в ребенке свое детство – стремиться вызвать доверие ребенка к педагогу, любовь к педагогу, взрослый в свою очередь познает жизнь ребенка со всех сторон
Главный девиз педагога – ребенок может все, учитель же должен в это свято верить и эту формулу внушать ребенку. Ш.А. Амонашвили выделил три страсти детства, которые позволяют осуществлять движение природы ребенка:
-страсть к развитию – стремление к противоречиям и трудностям, их преодоление
-стремление к взрослению – взрослым следует общаться с ребенком на равных, давать ответственные поручения
-стремление к свободе – уважение характера личности ребенка, отказ от запретительной педагогики.
Педагог против отметок, искусственно вводимых с целью стимулирования учебно-познавательной деятельности детей. Оценка взрослого должна быть направлена на творения ребенка, его самоконтроль, суждения и самое главное на успех ребенка. Чтение должно быть в школе не для скорости техники чтения, а как средство познания, анализа прочтенного текста, выборочного интереса к печатной информации.
Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970). Его труд «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности». Педагог говорил, что важно поощрять успехи ребенка, вызывать в школу родителей за хорошие поступки, делать об этом запись в дневнике. Оценки должны быть оптимистичными, поощряться за труд, получать их могут только старшеклассники, в начальной школе детей нельзя запугивать оценками. Воспитание должно быть без наказаний. Педагог выделил несколько потребностей ребенка:
1.материальные потребности - на голодный желудок невозможно постигать знания, человек себя хочет чувствовать уверенным в материальном достатке
2.потребность в познании – чувство открывателя, исследователя природы и самого себя. В раннем возрасте эта потребность особенно сильна.
3.потребность в человеке как в носителе духовных ценностей – желание общаться, обменивать мыслями, идеями, проблемами.
В.А. Сухомлинский говорил, что проблемой современного общества является отсутствие гармонии между материальными потребностями и духовными (человек богат, но безнравственен).
Педагог-гуманист создал свою систему эстетическо - нравственного воспитания – красота в природе, в музыке и живописи, в семье, а именно в матери. Говорил о необходимости развития положительной эмоционально-чувственной сферы в ребенке. Педагог против зазубривания материала в школе, поощрял рассуждения, творчество, активность в ребенке. Говорил о важности веры педагога в то, о чем он говорит детям: «Корень многих бед воспитания как раз в том, что зачастую питомца призывают следовать за знаменем, в то время, как это знамя никто не несет». Говорил о важности физического труда ребенка не только для блага общества, но и что очень важно для личного познания ребенка самого себя, раскрытия своих задатков и способностей. Трудовое воспитание, по мнению педагога, должно быть неразрывно связано с нравственным, эстетическим, интеллектуальным, физическим воспитанием и развитием.

Ежегодно 5 октября в мире отмечают прекрасный праздник – День учителя. Ученики и их благодарные родители поздравляют любимых педагогов, неизменно отмечая значимость их вклада в развитие навыков и умений подрастающего поколения. В этот день хочется вспомнить известных педагогов , чьи труды помогают выстраивать процесс общения, воспитания, передачи знаний от учителя к ученику.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827)

«Глаз хочет смотреть, ухо слышать, нога – ходить, а рука – хватать» – такими простыми словами швейцарский гуманист выразил самое естественное стремление ребёнка – развитие. Он справедливо полагал, что «час рождения ребёнка есть первый час его обучения». Песталоцци обучал крестьянских детей грамоте, умело сочетая это с трудовым воспитанием. Педагог видел улучшение жизни крестьянства в разумном методе ведения хозяйства и правильного воспитания отпрысков. После буржуазной революции он организовал учреждение для беспризорных детей. Стараясь быть для них главным примером, Песталоцци учил обездоленных ребятишек доброте и самоотверженности. Педагог за свою жизнь написал множество книг, а на гонорары за них строил новые и новые приюты. У него к старости не было ничего, кроме мировой славы. Недаром на его надгробном памятнике написано: «Всё для других, ничего для себя».

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870)

Однажды инспектор Гатчинского института обнаружил в книжном шкафу полное собрание педагогической литературы, составленное учеником Песталоцци Гугелем. Книги показались очень интересными, и вскоре на небосклоне отечественной педагогики взошла новая звезда – Константин Дмитриевич Ушинский. Не находя понимания у современников, профессор пытался доказать важность качественного женского образования. Назначенный инспектором в Смольный институт, он читал лекции с таким задором и интересом к предмету, что на его уроки приходили горожане и родители учениц. Но главное, что сумел сделать Ушинский, – это перевернуть закостенелое сознание учителей того времени. В школах на тот момент преобладали телесные наказания и бессмысленная зубрёжка, но благодаря трудам Константина Дмитриевича появилось гуманное отношение и уважение к личности ребёнка.

(1828-1910)

Школьники начинают обучение чтению с коротких рассказов Льва Толстого и всю сознательную школьную жизнь не расстаются с произведениями классика русской литературы. Мастер художественного слова с огромным интересом относился к вопросам воспитания. Его желание «Марфутку и Тараску выучить хоть немножко тому, что мы знаем» привело к созданию Яснополянской школы для обучения крестьянских детей. Внимательное отношение к детям сотворило чудеса: ребятишки сами прибегали в школу рано утром, нехотя уходили поздно вечером и вели себя примерно. Необычно и то, что под влиянием великого писателя полуграмотные подростки начали сочинять повести, приводившие в изумление литературных критиков того времени.

(1888-1939)

Один из ведущих преподавателей мира определил дальнейшее движение педагогической мысли XX века, однако не получал достойную оценку своей методики обучения у современников. Впрочем, у Макаренко не было времени переживать по этому поводу: каждую минуту он отдавал своим подопечным. Его авторская методика творила чудеса: трудновоспитуемые неуправляемые подростки из колонии менялись на глазах. Основой его принципов был коллектив, который служил комфортной средой для развития личности. Не менее важен был труд – дети сами зарабатывали на свои нужды. Возможно, сейчас это звучит как атавизм, но чувство товарищества, любовь к труду и ответственность всегда были актуальны, и не этого ли хотели известные педагоги от своих учеников? Многие в то время критиковали принципы Макаренко, однако он не сдавался, публикуя книгу за книгой. Нельзя, конечно, не учитывать и то, какими непростыми были судьбы детей – воспитанников Макаренко. И всё же прописанные в «Педагогической поэме» истории и сделанные выводы актуальны во все времена и подходят для осмысления под различные образовательные ситуации.

Януш Корчак (1878-1942)

Этот выдающийся польский педагог и писатель посвятил жизнь детям. Успешно сочетая две свои ипостаси – врач Хенрик Гольдшмидт и литератор под псевдонимом Януш Корчак, – он открыл «Дом сирот», где нашли приют обездоленные дети. Интересно, что Корчак с уважением относился к трудам Макаренко и сам написал несколько значительных произведений, среди которых сказка «Король Матиуш Первый» и книга «Как любить ребёнка». Основная мысль большинства его работ: «Детей нет – есть люди». Педагог должен познать в первую очередь самого себя, иначе он не сможет помочь ребёнку. Ценность детства, свобода, индивидуальный подход – вот основные принципы Корчака. Учитель до последней капли крови, Януш Корчак встретил смерть в концлагере, хотя ему, известному писателю, предлагали спастись. Он не мог ничего изменить, но он мог оставаться с детьми до конца, рассказывая им очередную, последнюю, сказку…

Череда фамилий известных педагогов бесконечна. И каждый учитель делает мир чуточку лучше, так должно быть, не иначе. И самая долгожданная плата за их увлекательную работу – неподдельная детская признательность. 5 октября – официальный повод для каждого вспомнить учителей, которые сыграли важную роль в становлении вашей личности.

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово



Экcпозиция расположена в выставочных залах апарт-отеля «Гималайский дом», а также на втором этаже Культурного центра Индии. Она включает в себя свыше 100 экспонатов, это величайшее собрание бюстов мудрецов всех времён и народов, которые оставили миру самое ценное наследие - знания, указали и на собственном примере продемонстрировали пути духовного развития. Изучая труды, научные открытия, философские трактаты этих учителей, мы приходим к пониманию, что в основе базовой системы ценностей лежит единый фундамент: единство религий, единство народов и единство человека и природы. Около каждого бюста на выставке расположена информационная табличка с коротким рассказом об основных заслугах Учителя перед человечеством, с указанием знаковых дат и перечнем его трудов. Экспозиция всегда открыта для самостоятельного изучения.

Хороших учителей очень много, но их известность, как правило, ограничивается школой, где они работают, редко - городом. И совсем редкий случай, кода учитель становится известным на всю страну. Накануне профессионального праздника мы решили вспомнить самых прославленных и известных педагогов Калужского края за всю его историю.

Неофициальный рейтинг, разумеется, возглавил Константин Эдуардович Циолковский (1857 - 1935). Он прославился на весь мир вовсе не педагогическими новациями, а открытием «дороги в космос». Но у него более 40 лет учительского стажа, и из учителей его имя - самое известное, вне сомнения. Затем Булат Шалвович Окуджава (1924 - 1997). «Давайте восклицать, друг другом восхищаться…» - эти строки знает каждый, Окуджава - классик XX века. Начинал же он как учитель русского языка в наших краях. И, конечно же, Станислав Теофилович Шацкий (1878 - 1934) - автор собственной педагогической системы. Он хорошо известен в профессиональной учительской среде и входит в число самых известных педагогов нашей страны XX века.

«Я был страстным учителем»

Циолковский вел двойную жизнь - его педагогическая и научная деятельность никогда не пересекались, многие его коллеги-преподаватели и не подозревали, чем он занимается в свободное время. При этом Циолковский был очень хорошим учителем, тому сохранилось масса документальных доказательств.

Он, из-за слабого слуха не получивший ни среднего, ни высшего образования, сдал экзамены на право преподавания в уездном училище (в начальной школе по-нынешнему). Его направили в Боровск, там он и отработал 12 лет. Преподавал арифметику и геометрию необычно, по тому времени новаторски. Это отмечали инспекторы. В отчете одного из них написано: «Начинает с простого и понятного, переходит от известного к неизвестному. Каждый вопрос объясняет наглядным образом, и новые названия и определения вводятся тогда, когда самая сущность усвоена учениками и понятие вполне готово в их уме». Циолковский занимался, как бы сейчас назвали, и внешкольной работой - запускал вместе с учениками небольшие самодельные воздушные шары, объясняя при этом физические законы. Еще юные боровчане под руководством учителя с помощью несложных приборов измеряли высоту колоколен, на практике постигая геометрию.

«Я был страстным учителем, - писал Константин Эдуардович в воспоминаниях. - Приходил из училища сильно утомленным, так как большую часть сил оставлял там. Только к вечеру я мог приняться за свои вычисления и опыты».

Вся эта деятельность не осталась без внимания начальства. Ему, как «одному из способнейших и усерднейших преподавателей», предложили работу в губернской столице. И Циолковский, разумеется, предложение принял - он получил такое же место учителя арифметики и геометрии в Калужском уездном училище. И там он тоже себя прекрасно зарекомендовал. Вот отзыв инспектора, сохранившийся в архивах: «Учитель арифметики и геометрии Циолковский является хорошею учебною силою: он полный специалист своего предмета и глубоко предан педагогическому делу. Классная дисциплина на его уроках образцовая».

Спустя несколько лет Константин Эдуардович перешел в более престижное учебное заведение - в женское епархиальное училище. О работе в гимназии он и мечтать не мог - для этого требовался университетский диплом. В епархиальном училище, где в основном учились дочки священников и учителей, Циолковский вел физику и алгебру. «У меня сверкали электрические молнии, гремели громы, звонили колокольчики, плясали бумажные куколки, проделывались молнией дыры, загорались огни, вертелись колеса, блистали иллюминации и светились вензеля. Толпа одновременно поражалась громовым ударом», - написано в его воспоминаниях.

А вот что написала одна из его учениц: «Особенно памятен один урок по электричеству. Мы все стали в круг. К.Э. велел крепко-крепко держать руки и пропустил ток, мы все взвизгнули и рассыпались в разные стороны. К.Э. улыбнулся и сказал: «Экие вы недружные» - и мы снова взялись за руки и сжимали руки друг другу что было сил. Но, конечно, опять все рассыпались! Учитель сказал нам, что сила электричества могущественна и неограниченна. Урок прошел очень занимательно и даже шумно, к великому неудовольствию классной дамы».

За свой труд Циолковский неоднократно поощрялся, в том числе внушительными денежными премиями. Имел и правительственные награды - орден Станислава 3-й степени и Анны 3-й степени.

Под «шарами»

Трудно судить о том, каким учителем был Окуджава, но свой след в Калужской области он оставил - яркий. В первые два года работы из-за Окуджавы сняли с работы двух директоров сельских школ.

А дело было так. Булат Шалвович получил назначение в глухую дыру - село Шамордино Козельского района. Там он преподавал русский язык в восьмых классах. Однажды провел диктант и почти всем вывел «единицы» и «двойки» в журнал. Это сильно не понравилось директору школы - такие оценки портили показатели по успеваемости. Директор сам продиктовал восьмиклассникам текст для 5-го класса - результат вышел получше. Между горячим молодым учителем и хитромудрым директором возник жесточайший конфликт. Директор решил уволить Окуджаву - созвал педсовет, пригласил районное начальство… В итоге сам вылетел с работы.

Понятно, что оставаться в Шамордино Окуджава не мог - его перевели в Высокиничи. Но там он тоже не сработался с директором. Вскоре дошло до открытого конфликта. Учитель отпросился на зимние каникулы в Москву, а вернувшись, прочитал приказ об увольнении за 10-дневный прогул. Это происходило в 1952 году, еще был жив Сталин, и прогул являлся уголовным преступлением. Суд наказал Окуджаву мягко - его приговорили к трем месяцам исправительных работ. То есть на этот срок его вернули в школу с вычетом зарплаты. Булат Шалвович громко жаловался друзьям на несправедливость, те написали в «Комсомольскую правду». Приехала комиссия - директора сняли с должности.

После этой истории Окуджаве повезло перебраться в Калугу, в мужскую школу № 5. Сохранились интересные воспоминания о том, как будущий великий поэт проводил вечера. Он сдружился с физруком и завучем и они частенько ходили «под шары» - так в народе называли столовую на ул. Театральная,1. В те годы там подавали комплексный ужин - котлету с гарниром, бутылку пива и стакан водки. Бывало, учителя просили официантку повторить комплекс. На этой почве тоже возник конфликт с руководством школы, и Окуджава, чувствуя свою неправоту, перестал позорить «высокое звание советского учителя». А через год он навсегда оставил учительскую профессию.

Сейчас на месте той столовки - ресторан средней руки, в котором ничто не напоминает, что там любил сиживать Окуджава. А зря - поклонники его творчества с удовольствием бы туда заходили. Можно было бы и «комплексный ужин» воскресить. Но, похоже, владельцы заведения просто не знают о «святости» места. А мог бы получиться неплохой туристический аттракцион.

Социальный педагог

Шацкий в этом ряду - великий социальный педагог. Когда он жил, такого термина не было. А сейчас социальными педагогами называют тех, кто работает с детьми за пределами школ, по месту их жительства. Шацкий прославился не как преподаватель, а как организатор новой воспитательной системы.

В 1911 году он вывез несколько десятков детей московской бедноты в организованный на пожертвования загородный летний лагерь, его назвали колония «Бодрая жизнь». Она располагалась на территории нынешней улицы Шацкого. Жизнь в колонии была устроена на принципах полного самообслуживания и самоуправления. Под руководством взрослых, разумеется. Такая жизнь пролетарским подросткам понравилась - сами косили сено, копали огород, готовили еду. А попутно - играли в полезные игры, читали книги, ставили спектакли. И никто на них не орал и не лупил, как в обычной жизни.

В таком виде летний лагерь просуществовал до 1918 года. Шацкий к тому времени стал большим педагогическим авторитетом, на практике показав, как «детей улиц» можно отрывать от криминальной среды.

Он категорически не принял Октябрьскую революцию, но новая власть сделала ему предложение, от которого Станислав Теофилович не смог отказаться - возглавить Опытную станцию Наркомпроса, то есть стать главным педагогическим экспериментатором Советской России. Летняя колония продолжила жить в новом качестве, по сути став школой-интернатом. Шацкий сделал из нее образцово-показательное учебное заведение. Власть хвасталась успехами Шацкого - сюда для ознакомления с передовым опытом приезжали иностранные делегации. Из учеников была создана специальная «гостевая команда» для приема любопытствующих.

Принципы, по которым жила новая «Бодрая жизнь», остались теми же - самообслуживание, самоуправление, воспитание трудом и культурой.