Меню

Егорий день можно ли работать. Что за праздник Егорьев день? У южных славян

Мода

6 мая Православная церковь почитает память Георгия Победоносца. В народе эта дата получила название Егорьев день. 6 мая проводили обряд первого выгона скота, а люди купались в росе, собирали целебные травы, жгли костры, совершали аграрные обряды и устраивали ритуальные трапезы.

  • Юрьев день,
  • Егорий Вешний,
  • Егорьев день.

Юрьев день: традиции празднования

Юрьев день – праздник пастухов. Их в поле кормили мирской яичницей и одаривали подарками. У южных славян Юрьев день вместе с делили год на два полугодия: «Юрьевское» и «Дмитровское».

У восточных славян Егорьев день – главный скотоводческий праздник в году. В это время впервые выгоняли скот на пастбище. У южных славян и в Карпатах в эту дату проводили ритуальное доение овец, делали первый замер молока. Овцу, предназначенную для первого доения, украшали венком из цветов и трав. На котёл, в который её доили, вешали отдельный венок.

В Юрьев день проводили много магических обрядов, защищающих скотину от волков, сглаза, нечистой силы, укусов насекомых, а также направленных на плодовитость и благополучие животных в период летнего выпаса.

В Белоруссии, на Украине и в Болгарии крестьяне выходили в поле осмотреть посевы. Иногда приглашали священнослужителей, проводивших молебны и освящавших землю. Хозяева с утра обходили принадлежащие им участки земли, устраивали в поле трапезу. Остатки пищи после трапезы закапывали в землю. Чтобы увеличить урожайность посевов и защитить их от засухи и града, хозяева кувыркались по земле. Для защиты земли от непогоды в поле втыкали ветки, освященные в церкви в Вербное воскресенье. Чтобы у коров было больше молока, в некоторых областях их выводили на зеленеющие поля злаковых культур.

Было принято «окликать» молодоженов. С этой целью молодёжные группы ходили по домам тех пар, которые поженились менее года назад, окликали их по имени отчеству, исполняли для них венчальные песни. Молодежь за «окликание» от супружеской четы получала угощение и подарки.

На западнорусских территориях и на востоке Белоруссии жгли большие общесельские костры. У Южных славян Юрьев день считался началом полугодия, которое продолжалось до ).

С Юрьева дня отменялись многие запреты на еду. Можно было есть молодое мясо, зелень, молочные продукты, молодые овощи. Первое надоенное молоко раздавали соседям, чтобы помянуть души умерших предков.

Георгия Победоносца (покровителя этого дня) считали защитником полей, земных плодов и домашнего скота. Ему молились о хорошем урожае, а также о защите животных от болезней, ведьм и других напастей.

Юрьев день: приметы на 6 мая

По погодным явлениям этого дня определяли, каким будет урожай:

  1. Если на Егория тепло, то лето не за горами.
  2. В этот день нельзя ничего вязать, и даже брать в руки шерстяные изделия. Иначе волки всех овец перегрызут.
  3. Ругаться и кричать на Юрия нельзя, а то грозой убьёт.
  4. Сильный дождь идёт – много травы вырастет.
  5. Если на Егория луна находится в стадии роста, дует порывистый ветер и пасмурно, то такая погода продержится ещё достаточно долго.
  6. Комары в стаи сбиваются – к потеплению.
  7. Увидеть утром росу – к хорошему урожаю проса.
  8. Иней на деревьях – к богатому сбору гречихи.
  9. Дождь – к отличному урожаю злаковых культур, но вот гречка не уродится в этом году.
  10. Безветренное ясное утро – хороший знак. Ранние посевы – удачные, сбор урожая с них будет отменным.
  11. Если с утра было холодно, пасмурно или дождливо, а к вечеру распогодилось, то удачными станут поздние посевы.
  12. Если с 6 на 7 мая ночь теплая, то хлеб созреет до первых морозов.
  13. Южный ветер – к богатому урожаю, северный – к ранним заморозкам осенью.
  14. Если лист на берёзе крупный, то и урожая жди хорошего.
  15. Хозяйки на ночь вывешивали на улицу влажное полотенце. Если к утру оно высохнет, то огурцов в этом году будет много.

Человек, рождённый 6 мая, будет хорошо ухаживать за животными. В качестве талисмана ему подходит оникс.

Егорьев день (Егор Юрий). Егорий Вешний. . Праздник пастухов - выгоняют стадо в поле. На егорьевской неделе прилет ласточкам.

Егорий – устроитель земли русской. До XV столетия он один был на гербе государственном. Он также является покровителем стольного града Москвы. Считается, к тому же, покровителем полей и всех плодов земных, что предопределило традицию освящать в этот день поля и посевы. Георгий - Водонос, он был также покровителем источников и рек. Поэтому в день святого бывало обязательным и водосвятие. Юрьева роса действует целительно даже на безнадежно больных людей.

День святого Георгия отмечается дважды в году: 6 мая и 9 декабря. Потому приметы и поговорки, сложившиеся к Юрьеву дню, соответствовали времени года. Величали Георгия, согласно народной трансформации имени, и Егорием, и Юрием. Поскольку наш современный календарь «сдвинут» вперед на 13 дней, то все приметы следует относить, как они складывались к 23 апреля. Ко дню святого Георгия вешнего уже повсеместно развертывались полевые работы.

Крестьяне просили Егория отомкнуть землю, выпустить росу. Юрьева роса от сглазу, от семи недугов. "Будь здоров, как Юрьева роса!" На Егорьев день вывешивали во дворе влажное полотенце: за ночь высохнет – долго не будет инеев, а замерзнет – будут заморозки уже в августе.

На Руси два Егория: один холодный, другой голодный (9 декабря и 6 мая). Коли весенний Егорий с кормом - осенний Никола (19 декабря) будет с мостом (т.е. зима установится, будет хороший санный путь). На Егорья мороз - будет просо и овес. Когда на Георгия мороз и повторится через неделю, должно ожидать теплой осени. Как в Егорьевскую ночь заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет. На Егорья роса - будут добрые проса. На Юрья дождь - гречи нерод. Ранний яровой посев с Егорья, поздний - с Еремея (14 мая). Ясное утро на Юрья - ранний сев, ясный вечер - поздний. Ранний горох сей до Георгия, поздний после Георгия. С Георгия начинают сеять свеклу, морковь и рассаду. Первый день выгона скота. С Егория начинались хороводы, а посиделки откладывались до Дмирия (8 ноября). Юрьев день весенний. Егорий с теплом, а Никола с кормом. Егорий с водой (росой), а Никола с травой. Егорий с мостом, а Никола с гвоздем. Егорий с ношей (с кузовом), а Никола с возом. Не хвались на Егорьев день посевом, а на Никелин день травой! В Егорьев день разве ленивая соха не выезжает. На Егория прилет ласточкам. На Юрия - роса - не надо коням овса. Юрий запасает коров, Никола коней. Юрий - праздник пастухов (так как в его день выгоняют в первый раз скот в поле вербою с Вербного воскресения). Юрьева роса от сглаза, от семи недугов. Будь здоров, как Юрьева роса!Коли на Юрья березовый лист в полушку - к Успению клади хлеб в кадушку. Яровой сей до Егорья или с Егорья. Богатый сыт и в Егорьев день, а бедный терпит до Спаса. Под Егорья вешнего не работают, чтобы волк овец не поел. На Юрья св. Егорий разъезжает по лесам на белом коне и зверям раздает наказы. Всяк зверь у Егорья под рукой. Что у волка в зубах, то Юрий дал. Егорий весну начинает, Илья лето кончает.

Егорий Вешний. При грозе гром скоро прекращается - погода наладится.
Птицы вьют гнезда на солнечной стороне - к холодному лету.
У здорового человека беспричинно подавленное настроение - к дождю.
Вечерняя заря багрово-красная - к плохой погоде.
На небе появились облака, по форме напоминающие линзы или вытянутые семена чечевицы - через 1-1,5 часа начнется гроза.

День Дажьбога (Овсень большой) (Праздник славян)

Дажьбог - Дабъ, Радегаст, Радигош, Сварожич - это разные вариации имени одного и того же бога. Бога плодородия и солнечного света, живительной силы. Первопредок славян (славяне по тексту «Слова о Полку Игореве» - даждьбожии внуки).

В день Дажьбога люди радовались, что Дажьбог отверг Марену и обручился с Живой. Это означало конец Зимы, начало Весны и Лета. В это время в ведических храмах и на вспаханных полях славили Дажьбога.

«Славим Дажьбога. Да будет он нашим покровителем и заступником от Коляды и до Коляды! И покровителем плодов на полях. Он траву дает скоту нашему во все дни. И коровы умножаются, и умножаются зерна в житницах. И меду он не дает забродить. Он бог Света. Славьте Сварожича, отрекающегося от Зимы и текущего к Лету. И ему мы славу поем на полях, поскольку он - отец наш.» /Вел. 31/
День Дажьбога - это и время первого выгона скота на пастбища. Потому Дажьбогу жгли огни и просили его охранять скотину:
Ты, Дажьбоже храбрый!
Спаси скотину, охрани ее от похитчиков!
Охрани от медведя лютого,
Сбереги и от волка хищного!

Считалось, что в этот день бог Велес украл у Перуна тучи-коровы, и заточил их в горах Кавказа. Потому Яра, Дажьбога и Перуна просили вызволить тучи, иначе все живое на Земле погибнет. Славят в этот день победу Дожьбога над Велесом.

Сказания русского народа собранные И.П. Сахаровым.

Наблюдения.- Обряды.- Угощенья - Сказание о Георгии Храбром

Наблюдательные поселяне говорят: «Егорий с теплом, а Никола с кормом.- Сей рассаду до Егорья, будет щей вдоволь.- Коли на Егорьев день мороз, то и под кустом овес.-Коли на Егорьев день лист в полушку, на Ильин день клади хлеб в кладушку.-Пришел бы на Егорий мороз, а то будет просо и овес.-Коли весенний Егорий с кормом, то Никола осенний будет с мостом.-Выгоняй скот на Юрьеву росу.-Егорий с водой, а Никола с травой.-На Руси два Егорья, холодный да голодный, а везде Божья благодать.- Что у волка в зубах, то Егорий дал.- Он сыт, как Юрьева гора,-говорят нерехонцы про богатого мужика.- Святый Юрий коров запасает, а Никола коней,- говорят белоруссы.-Егорий с полувозом, а Никола с целым возом. В Чухломском и Холмогорском уездах говорят: «В поле стадо сгонять и Егорья окликать ».

В день святого Георгия выгоняют скот на траву вербою, оставленной от Вербной недели. Рано утром служат молебны на студенцах, реках, или лугах от всего мира, и после благословения от священника провожают всею деревнею скотину в поле. Здесь угощают пастухов сытною мирскою яичницею, наделяют холстом и деньгами. На этом празднике пастухов веселятся все поселяне.

В Тульской губернии выходят на засеянные поля служить молебны с водоосвящением, окропляют нивы св. водой. После сего мужчины и женщины катаются по полям, в надежде быть сильными и здоровыми, как Юрьева роса. В Курске на Юрьев день бывает ярмарка, где продают деревянные, глиняные коровки. В Муромском уезде бывали прежде крестные ходы вокруг пашен; а в других местах вокруг сел и всех полей. В Мшюруссии 23 апреля бывает крестный ход на жито. Питчане, в память их предков, хлыновцев, одержавших победу над чудью и вотяками, на Юрьев день из села Иолкова приносили в Вятку образ св. Георгия вместе с железными стрелами.

На Юрьев день начинаются сельские гулянья. В Шенкурске и Вельском округе разыгрываются вечерние хороводы. В Солигаличе и Буе выходят поселяне ночью петь песни, которые всегда оканчиваются припевами о сохранении стад. Смоленские жители выходят в город освежаться на горах и гуляют до поздней.

Между знахарками и колдуньями есть тайное предание, что ранняя юрьевская роса бывает чрезвычайно мредна для животных. Для этого самого они выходят на поле сбирать росу. Сбор росы производят напитывани-см холстины в утренней росе. По их приметам, юрьевская роса сушит рогатый скот, у коров отнимает молоко, телят ослепляет. Стоит только этой холстиной покрыть рогатый скот, и тогда все беды польются на них рекой. Одно только может не вредить скотине, если поселяне выгоняют ее на Юрьев день вербой.

С Юрьева дня поселяне начинают производить все торговые сделки, назначают сроки. Работники, по старому обычаю, нанимаются: «с весеннего Юрья по Семен день или по Покров». Торговцы говорят: «Выставь к Юрьеву дню - доспею к Юрьеву дню». Для них этот день служит указанием события: «А это было до Юрьева дня - кажись, случилось на Юрьев день».

Наш народ сохранил древнее сказание о Георгии Храбром - искоренителе басурманства и поборнике светлой Руси. Приводим здесь это сказание:

Во святой земле, православной,
Нарожается желанное детище
У тоя ли пре Мудрыя Софии;
И нарекает она по имени
Свое то детище Георгий,
По прозваньицу Храброй.
Возростает Георгий Храброй
Промеж трех родных сестер,
От добра дела не отходючи,
Святым словом огражаючи,
Миру крещеному угожаючи.
Как и стал он, Георгий Храброй,
Во матёр возраст приходите,
Ум-разум сознавати,
И учал он во те поры,
Думу крепкую оповедати
Своей родимой матушке,
А и ей ли, премудрой Софии:
«Соизволь, родимая матушка,
Осударыня, премудрая София,
Ехать мне ко земле светло-Русской
Утверждать веры христианские».
И дает ему родимая матушка,
Она ли, осударыня премудрая София,
Свое благословение великое:
Ехать ко той земле светло-Русской,
Утверждать веры христианские.
Едет он, Георгий Храброй,
Ко той земле светло-Русской,
От востока до запада поезжаючи,
Святую веру утверждаючи,
Бесерменскую веру побеждаючи.
Наезжает он, Георгий Храброй,
На те леса, на темные,
На те леса, на дремучие;


Нельзя Георгию туто проехати,


«Ой вы, леса, леса темные!
Ой вы, леса, леса дремучие!
Зарбститеся, леса темные,
По всей земле светло-Русской,
Раскиньтеся, леса дремучие,
По крутым горам, по высокиим,
По божьему все веленью,
По Георгиеву все молению,
По его слову, Георгиеву,
По его ли, Храброго, моленью!»
Зарастали леса темные
По святой земле светло-Русской,
Раскидалися леса дремучие
По крутым горам, по высокиим.
Наезжает он, Георгий Храброй,
На те горы, на высокие,
На те холмы на широкие;
Хочет он, Георгий, туто проехати,
Хочет он, Храброй, туто проторити;
Нельзя Георгию туто проехати,
Нельзя Храброму туто подумати
И Георгий Храброй проглаголует:
«Ой вы, горы, горы высокие!
Ой вы, холмы, холмы широкие!
Рассыптеся, горы высокие,
По всей земле светло-Русской,
Становитесь, холмы широкие,
По степям, полям зеленыим,
По божьему все велению,
По Георгиеву все молению!»
По его ли слову, Георгиеву,
По его ли, Храброго, молению,
Рассыпалися горы высокие
По всей земле светло-Русской,
Становилися холмы широкие
По степям, полям зеленыим.
Наезжает он, Георгий Храброй,
На те моря, на глубокие,
На те реки, на широкие;
Хочет он, Георгий, туто проехати,
Хочет он, Храброй, туто проторити:
Нельзя Георгию туто проехати,
Нельзя Храброму туто подумати.
И Георгий Храброй проглаголует:
«Ой вы, моря, моря глубокие!
Ой вы, реки, реки широкие!
Потеките, моря глубокие,
По всей земле светло-Русской,
Побегите, реки широкие,
От востока да и до запада,
По божьему все велению,
По Георгиеву все молению!»
По его ли слову, Георгиеву,
По его ли, Храброго, молению,
Протекали моря глубокие
По всей земле светло-Русской,
Пробегали реки широкие
От востока да и до запада.
Наезжает он, Георгий Храброй,
На тех зверей, на могучиих,
На тех зверей, на рогатыих;
Хочет он, Георгий, туто проехати,
Хочет он, Храброй, туто проторити:
Нельзя Георгию туто проехати,
Нельзя Храброму туто подумати.
И Георгий Храброй проглаголует:
«Ой вы, звери, звери могучие!
Ой вы, звери, звери рогатые!
Заселитеся, звери могучие,
По всей земле светло - Русской,
Плодитеся, звери рогатые,
По степям, полям без числа,
По божьему все велению,
По Георгиеву все молению!»
И он, Георгий Храброй, заповедует
Всем зверям могучиим,
Всем зверям рогатыим:
«А и есть про вас на съедомое -
Во полях трава муравчата,
А и есть про вас на пойлипо -
Во реках вода студеная».
По его ли слову, Георгиеву,
По его ли, Храброго, молению,
Заселялися звери могучие
По всей земле светло-Русской;
Плодились звери могучие
По степям, полям без числа;
Они пьют, едят повеленное,
Повеленное, заповеданное
От его, Георгия Храброго.
Наезжает он, Георгий Храброй,
На то стадо, на змииное,
На то стадо, на лютое;
Хочет он, Георгий, туто проехати

И стадо змииное возговорит
Ко тому ли Георгию Храброму:
«А ли ты, Георгий, не ведаешь,
А ли ты, Храброй, не знаешь:
Что та земля словом заказана,
Словом заказана, заповедана.
По той земле, заповеданной,
Пеш человек не прохаживал,
На коню никто не проезживал.
Уйми ты, Георгий, своего коня ретивого,
Воротися ты, Храброй, сам назад».
Вынимал Георгий саблю острую,
Нападал Храброй на стадо змииное.
Ровно три дня и три ночи
Рубит, колет стадо змииное;
А на третий день ко вечеру
Посек, порубил стадо лютое.
Наезжает он, Георгий Храброй,
На ту землю светло-Русскую,
На те поля, реки широкие,
На те высоки терема, златоверхие.
Хочет он, Георгий, туто проехати,
Хочет он, Храброй, туто проторити.
Как и тут ли ему, Георгию,
Выходят навстречу красны девицы,
Как и тут ли ему, Храброму, проглаголуют:
«А и тебя ли мы, Георгий, дожидаючись,
Тридцать три года не вступаючи
С высока терема, златоверхого,
А и тебя ли мы, Храброго, дожидаючись,
Держим на роду велик обет:
Отдать землю светло-Русскую,
Принять от тебя веру крещеную».
Примает он, Георгий Храброй,
Ту землю светло-Русскую
Под свой велик покров,
Утверждает веру крещеную
По всей земле светло-Русской.

Подобная легенда отыскана была Колляром и напечатана в собрании Чермно-русских песен, в которой воспевается победа над змием и освобождение девицы. Немцы сохранили старинную рыцарскую песню о сражении Бернского Дидриха с драконом-Dieterichs Drachenkampf.
В Кологривском уезде сохранилось Егорьевское окликанье:

Мы вокруг поля ходили,
Егория окликали,
Макарья величали.
Егорий ты наш Храбрый...
Ты спаси нашу скотинку
В поле и за полем,
В лесу и за лесом,
Под светлым под месяцем,
Под красным солнышком,
От волка от хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого.

Благоговение к св. Георгию Победоносцу принадлежит всем христианам; но славянский мир более всех ознаменовал себя. Сербы на Юрьев день купаются до восхождения солнца и выгоняют скотину в поле вербою. Они говорят: «Нет лета без Юрьева дни». Сербянки в своих песнях поют: «О праздник св. Георгия, приди и найди меня замужем»! Булгары на Юрьев день шкалают агнца без пролития крови на землю. Этою кровью они мажут у детей чело, ланиты и бороду.

Барашка зажаривают при собрании всех домашних и родных неженатых мужчин. После совершения молитвы священником начинается пиршество. Вечером все косточки барашка зарывают в землю. Жарение барашка совершают сербы, боснийцы и герцеговинцы. В Галиции отправляют на Юрьев день праздник пастухов с конскими ристаниями и песнями.

В старину у наших отцов было предание, что в Лукоморье есть люди, которые 26-го ноября умирают, а 23-го апреля оживают. Пред смертью будто они сносили свои товары в одно место, где зимою соседи могли их брать за известную цену, без всякого обмана. С бессовестными покупателями они рассчитывались весною, при своем оживлении (Кар. Ист. Т. VII, стр. 233). Это предание, известное еще Геродоту, вероятно, было занесено на Русь с востока.

09.12.2018, 11:03 1.1к

Юрьев день – церковный день памяти Георгия Победоносца, которого в народе называли Юрием или Егорием. На Руси его считали защитником отчизны, а многие русские князья верили в то, что он их благодетель. Юрьев день отмечают два раза в году – 6 мая (Егорий Вешний) и 9 декабря (Егорий Зимний).

Значение праздника Юрий Холодный

Наши предки называли святого Георгия такими именами: Егорий Храбрый, Георгий Победоносец, Змееборец. В его честь построено множество храмов, ему были посвящены стихи, сказания и песни.

В церкви очень почитаются дни памяти Георгия Победоносца.

Со времён правления Дмитрия Донского, святой Георгий считается защитником Москвы. Образ Георгия на коне с копьем в руке изображён на гербе Московского государства, на печатях князей, на монетах.

В 1769 году был установлен военный орден Святого Георгия, он оценивался, как самая почётная награда.

Приметы и традиции на Юрьев день

Егорий работы начинает, Егорий и завершает.

На Руси два Юрия: холодный и голодный.

Егорий с гвоздем, а Никола с мостом. К этому времени начинали дверь оббивать овчиной, утеплять окна.

9 декабря ходили к колодцу и прислушивались к воде: если шумно – будут сильные морозы, если тихо, то зима предстоит тёплая.

Егорий Зимний был заступником диких зверей. Говорили, что в этот день медведь засыпает в берлоге, а волки собираются в полчище, начинают охотиться.

Считалось издавна, что Егорий – владетель над волками. В народе говорили: «Что у волка в зубах, то Егорий дал». Это значит, что нельзя спасать животное, которому суждено быть съеденным волками. Этим поступком можно рассердить святого Георгия.

Легенда гласит, что в этот день Егорий бродит по лесу в обличии старика и делит между стаями волков добычу.

9 декабря на Егория нельзя ходить в лес, потому что могут напасть змеи. А по другой версии, Егорий способен защитить человека от змей.

На Юрьев день нельзя было работать, это считалось неуважением к святому. И всем, кто не соблюдал правила, приходили волки и нападали на этого человека.

История праздник Егорий Зимний 9 декабря

В России с этой датой связаны печальные события. Бедные крестьяне закреплялись за боярами. Они обязаны были за неделю до и неделю после Юрьева дня переходить от одного землевладельца к другому. До этого времени требовалось полностью рассчитаться с предыдущим хозяином. Установлены эти две недели были Судебником 1497 года. Когда Борис Годунов пришёл к власти, он отменил указ об установленных днях и неделях.

С этими событиями связана известная поговорка:

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!

Егорий Вешний (Юрьев день) — день славянского календаря, приходящийся на 23 апреля (по старому стилю) или 6 мая (по новому стилю).

По Далю «Юрий — праздник пастухов: их дарят и кормят в поле мирскою яичницей. На Егорья пастуха окачивают, чтобы во все лето не дремал».

Рано утром проводили обряд выгона скота на пастбища. С наговорами молодежь рано утром, пока не высохла Ярилина роса, обходила все дворы:
«Ты спаси скотинушку,
Нашу сиротинушку,
Всю животинушку,
В поле, да за полем,
В лесе, да за лесом,
В лесу за горами,
За широкими долами,
Дай ты скотине траву да воду,
А злому медведю пень да колоду!»

У южных славян этот день является календарной границей между первой и второй половинами года. Дмитриев и Юрьев день делит год на «дмитровское» и «юрьевское» полугодия.

В этот день перед выпасом хозяева катали по хребту животных пасхальное яйцо желтого, зеленого или красного цвета, которое потом преподносили пастуху с просьбой быть внимательным, не дремать, чтобы животные были накормлены и напоены вволю. Затем скот вербой выгоняли из хлева и кормили особыми хлебцами (бяшками). Перед тем, как животные в первый раз после зимы покинут двор, они должны переступить через поясок, чтобы не забыли дорогу домой. В день Егория Вешнего животные паслись до высыхания росы.

Покровителя пастухов, Ярило, просили защитить животных от хищных зверей. Обряд обхода начинался по звуку рожка, в который дудел пастух и обходил трижды стадо посолонь (по часовой стрелке) и трижды противосолонь (против Солнца). Завершался обряд замыканием круга на железный замок. Считалось, что вокруг животных воздвигалась невидимая защита, которая их убережет от разной нечисти и диких зверей. Иногда обход посевов и выгон скотины совмещались в одном обряде: животных ненадолго пускали на зеленеющие поля, поскольку считалось, что это благоприятствует урожаю и надоям.

В день Егория Вешнего Ярило отмыкает землю, выпускает росу (оплодотворяет) и травы начинают буйно расти. Проводится особый обряд — Отмыкание Земли (или Зарод).

В это время распахивали пашни и начинали сев. Считалось, если омыться чудодейственной Ярилиной росой, то можно стать здоровым и сильным. Вечером ставились качели и проводились всеобщие гулянья. В этот период начинались весенние свадьбы.

Другие названия дня

  • Егорий вешний
  • Егорий голодный
  • Егорий теплый
  • Егорий храбрый
  • Егорий — резвая соха
  • Ерило зеленый
  • Комарник
  • Конский праздник
  • Ленивая сошка
  • Лошадиные именины
  • Отмыкание Земли
  • Праздник пастухов
  • Росенник
  • Скотопас и волчий пастырь
  • Скотский день
  • Юрьев день
  • Ярила вешний
  • В церковном календаре

    Русская Православная церковь в этот день почитает Георгия Победоносца и праведную Тавифу, мучеников: Авраамия Болгарского, царицу Александру, Анатолия и Протолеона; отмечает перенесение мощей священномученика Иоанна пресвитера. Георгия Победоносца просят о детях и воинах; просят помощи при недугах, об охране домашних животных; в скорби.

    У восточных славян

    У восточных славян Юрьев день являлся основным скотоводческим праздником года и первым выгоном скотины на пастбища. В Карпатах совершалось ритуальное доение овец и первые замеры молока. Южные славяне украшали животных и емкости венками из цветов и трав. Магические действия и языческие обряды были направлены на обеспечение благополучия скота на выпасе, повышение плодовитости, защиты от нечистой силы, волков и змей. На Балканах приносили в жертву ягненка.

    В Беларуси, Украине и восточных Балканах проводили обряды в поле, осматривали посевы с молебнами и водосвятием, но без участия священнослужителей. Устраивали трапезы с закапыванием остатков пищи в землю, чтобы повысить урожай. Для предотвращения засухи и града хозяева катались по посевам. С этой же целью в землю втыкали вербу, кресты из веток, свечи, освещенные в церкви, вертел после юрьевского ягненка. На пашнях молились, целовали землю, окропляли святой водой посевы. В восточных частях Беларуси всем селом жгли большие костры.

    У южных славян

    Юрьев день открывал новое полугодие (у сербов — «джурджевско»), которое продолжалось до 26 октября (8 ноября по новому стилю — Дмитриева дня) – начала «митровско» (дмитриевского) полугодия.

    В северо-западной части Хорватии и в Словении выполняется Зеленый Юрий – обрядовая процессия, которую возглавляет человек, покрытый зеленью с головы до ног. Также сербские мужчины в канун 23 апреля плели большую корзину из зеленых веток, наполняли ее венками и зеленью. Затем, перевернув вверх дном, надевали ее на плечи главаря процессии, состоящей из конных и пеших мужчин, украшенных цветами и играющих на музыкальных инструментах. Около каждого дома они пели песни, а хозяева поливали их водой из подойника.

    У хорватов такой персонаж назывался «Юрий» или «Зеленый Юрий». У словенцев молодые мужчины бросали «Зеленого Юрия» в реку. По другим источникам, в воду бросали корзину или просто обливали ряженого.

    В этот день отменялись многие запреты на еду. Разрешалось употреблять в пищу молодое мясо, молочные продукты, зеленые овощи; готовили сыр, ягнятину и домашнюю птицу. До этого можно было есть только овощи урожая прошлого года, а мясо и молоко не употребляли с начала (или с 1 марта). На молоко запрет был особенно строгим. Если у овцы погибал приплод, ее молоко выливали в реку, чтобы не оскверниться им.

    Первый надой предназначался предкам — его лили в воду, раздавали соседям для поминовения душ и так далее. Нарушение этого обычая грозило болезнями скота и гибелью приплода.

    Матери, потерявшие грудных младенцев, особенно строго выдерживали запрет на употребление молока, поскольку верили, что их умершие дети живут на молочных деревьях и пьют этот напиток. Если мать нарушит табу, то ребенок отлучается от дерева, голодает и проклинает ее.

    Многие славянские традиции и обряды в Юрьев день выполнялись для защиты от града. Словаки и болгары не делали никакую работу, которая сопровождалась шумом: не ткали, не выбивали палками белье, не пользовались мельницами. Также не выносили из дома молоко и не ели продукты из него на улице. Парни, взяв с собой шкуру обрядового ягненка, живую курицу, лопату, задвижку от запруды при мельнице, обходили кругом деревню и поле. Когда круг замыкался, все это закапывали в землю, символически запирая и предохраняя дома и посевы от града.

    Егорий Вешний или Юрьев день являлся первым из нескольких праздников, когда растения наделялись, помимо лечебных свойств, еще и магическими качествами. Ими украшали дома и хозяйственные постройки, кормили скотину, сушили для лечения и для оберегов. В обрядности восточных и южных славян этот день принадлежит магии и здоровью. Они занимались сбором росы для лечения в течение всего года, кувыркались по ней в поле, опоясывались зелеными ветками на голое тело, взвешивались на весах, которые укреплялись на молодых деревьях, чтобы быть здоровыми.

    Южные славяне в этот праздник гадали по сорванной зелени: если к утру, она оставалась свежей, то это сулило долголетие и здоровье, если же стебли увядали – предвестие болезней и смерти.

    В некоторых районах Сербии вплоть до недавнего времени группа девушек (кралица) ритуально обходила хаты с пожеланиями счастья и долгих лет жизни всем домочадцам.

    Болгары с 1880 года славят храбрость в день святого Георгия Победоносца. Они проводят воинские парады, освящают боевые знамена — по сути, отмечают день Болгарской армии.

    Особое значение эта дата имеет для болгарских цыган. Они считают своим покровителем Георгия Победоносца, их праздник называется Эдерлези. Цыгане закалывают и жарят на вертелах ягнят, вымаливают здоровье больным детям.

    Православные гагаузы 23 апреля (6 мая) отмечают Хедерлез, древний языческий праздник. В этот день они также почитают Георгия Победоносца. В обрядах прослеживаются древние скотоводческие традиции, ведь раньше в этот день между хозяевами и пастухами заключались договоры.

    Праздник в XIX веке длился 3 дня. Накануне убирали дома и в золе пекли хлеб между 2-х сковород. В день Георгия Победоносца разжигали большой костер посреди деревни и прыгали через него. Потухшие угли засыпали землей.

    Народные традиции - выверенная веками мудрость. В сочетании с прогнозом погоды и сведениями, почерпнутыми из лунного календаря на май 2010 года, эти знания могут сослужить добрую службу всем тем, кто хочет получить хороший урожай на своем участке или добиться буйного цветения декоративных растений. Все надо делать вовремя! Читайте наши рекомендации на неделю с 5 по 11 мая.

    По народному календарю 5 мая - День Луки. «Кто ест лук, избавлен будет от вечных мук». Если в этот день ночью будет заморозок, то весна будет прохладной: сорок утренников еще на хлеб падет, сорок утренних морозов - на все лето, пока хлеб в поле стоит. Если утро ясное, можно сеять, если туман - с севом стоит повременить. Сев должен быть ранним, если луна в этот день молодая, так как ожидаются ранние осенние морозы; а если луна на ущербе, с севом можно не спешить - осень простоит теплая (в этом году на 5 мая пришлась фаза старения луны). В этот день принято высаживать на грядки лук-севок, однако советует воздержаться от посадок вплоть до 8 мая.

    Зацветают дуб, липа. Считается, что полностью развернувшийся лист березы означает прогрев почвы до +7°С. Можно сажать картошку (5-10 мая). Начиная с 5 мая зацветает земляника. Этот же день считается началом недели, в течение которой рекомендуется высадка рассады сельдерея в грунт. С этого дня (с поправкой все же на фазы луны) разрешена посадка семян однолетних цветов в грунт.

    Егорий Вешний (весенний Юрьев день) празднуется 6 мая. Егорий известен и как Святой Георгий. Это один из наиболее почитаемых святых русского народа. Георгий - покровитель землепашества и скотоводства, охранитель домашнего скота, покровитель диких зверей и особенно волков. Это праздник пастухов: с этого дня выгоняют стадо в поле. С Егория в деревнях начинались хороводы, а посиделки откладывались до Дмитрия (8 ноября). Народная мудрость вылилась в следующие сентенции: «Ясное утро на Юрия - ранний сев, ясный вечер - поздний». «Ранний горох сей до Георгия, поздний - после Георгия». Начиная с этого дня можно сеять свеклу, морковь.

    В этот день полезно наблюдать за птицами. Если заметили прилет ласточек - ждите весенних гроз: «Ласточка прилетела, скоро гром загремит». Если кукушка кукует до Егория, то это к неурожаю и падежу скота. К кукушке особенно надо прислушиваться тем, кто хочет разбогатеть, и как только услышит первое «ку-ку», следует потрясти денежкой в кармане или же схватиться за кошелек: «Услышишь первый раз кукушку - хватайся за кошелек, чтобы весь год деньги водились».

    8 мая - Марков день, прилет певчих птиц стаями. Полезно обойти «горницы» с крапивой, а ее настоем вымыть полы. Считалось, что Марк отмыкал небесную высь, созывал влагу, просил ее сойти на землю. Лунный календарь рекомендует приступить к посадке земляники и некоторых , а в саду в этот день деревья опрыскивают растительными настоями и отварами из чеснока, горчицы, тысячелистника - от вредителей и болезней.

    Глафиру Горошницу празднуют 9 мая. В день Глафиры Горошницы заговаривали горох, чтобы уродился на славу, копали гряды в огороде и начинали раннюю посадку картофеля, если, как уже было раньше сказано, полностью развернулся лист березы. Фаза луны благоприятствует таким работам.

    10 мая - ликование в честь Семена Ранопашца. В этот день всякие «твари нечистые» сон стряхивают с себя, выбираются на свет божий, принимают вид животных и птиц. В этот день в поле и в саду работают с оглядкой, живность не приваживают. С 10 мая рекомендован полив плодоносящих деревьев, если нет дождей. Прикапывают малину, внося под нее торфо-зольные смеси и немного суперфосфата. Высаживают на грядки сладкие сорта лука-севка. С 10 по 15 мая - последние сроки посева в грунт семян свеклы, моркови, петрушки, гороха, капусты кольраби, цветной капусты, репы.

    11 мая - Максимов день. Теплый ветер приносит здоровье. На Максима больных начинают отпаивать березовым соком. Наблюдают за погодой: если ночь будет теплая и звездная - это к урожаю; ясный восход солнца - к ведренному лету. Считается, что теплый (южный) ветер в этот день приносит здоровье. Начинает колоситься озимая рожь. Зацветает примула. Для борьбы с мучнистой росой ягодники опрыскивают кусты 0,5%-ным раствором кальцинированной соды с мылом.