Меню

«Дневник слабака», или как помочь своему ребенку найти себя. Как помочь ребенку найти свое призвание

Кухня

Как укрепить взаимоотношения со своим ребенком-подростком, помочь ему определиться в жизни и подтолкнуть к принятию правильных решений? О том, как стать лайф-коучем для собственных детей, в интервью «Летидору» рассказала основательница Академии Семейного Коучинга , автор книги «Родители Коучи», Дайана Стерлинг.

Книга о подростках

– Дайана, что такое родительский коучинг? Чем он отличается от других подходов?

– Родительский коучинг является производной от лайф-коучинга. В его основе лежит онтологический подход, то есть учение о человеческом бытии, а не о поведении, как в психологии. Лайф-коучинг, в свою очередь, базируется на определении и раскрытии потенциала клиента: коуч всегда смотрит на клиента в положительном свете, как на способного и креативного человека. Мы помогаем людям добиться поставленных целей, используя свои способности и таланты. Родительский коучинг является частью лайф-коучинга: используя те же принципы и приемы, мы помогаем родителям выстроить желаемые отношения в семье, учим их как быть коучем для собственных детей.

Мы не ставим диагнозы и не говорим, что делать, мы учим находить собственные решения – это очень важное отличие от многих других подходов. Этот метод подходит для тех людей, которые готовы и хотят сделать определенные изменения в своей жизни и в своей семье. Когда родители приходят ко мне за помощью, то во время первой консультации я прошу их обозначить, что именно им бы хотелось изменить во взаимоотношениях в своей семье и назвать три основные цели, над достижением которых они хотят работать.

Потом мы обсуждаем, что они могут изменить в себе и в своем отношении, и как это могло бы повлиять на поведение ребенка. Мы устраиваем мозговой штурм и приходим к каким-то идеям, которые родители могут и готовы применить на практике. Через неделю мы встречаемся снова и обсуждаем, привели ли эти изменения к каким-либо результатам.

Мы ищем новые подходы к общению, образу мыслей и поведению со стороны родителей, которые помогут им изменить ситуацию, наладить отношения с ребенком и помочь ему найти свой путь в жизни. Не существует универсального рецепта, иначе мы бы не сталкивались с таким количеством потерянных подростков и родителей. Поэтому для меня родительский коучинг заключается в том, чтобы найти совершенно новый подход к проблеме.

– Что подтолкнуло вас к идее родительского коучинга?

– 15 лет назад я была кинопродюсером и одинокой мамой. Моему сыну тогда было 14 лет, а мне 40. Мой сын страдал синдромом дефицита внимания и рядом других расстройств, связанных с обучением. Поэтому мне нужна была новая работа, преимущественно дома, чтобы я могла уделять ему больше времени. И тогда я заинтересовалась лайф-коучингом. Я прошла годовую программу подготовки коучей, и у меня появилась идея попробовать работать с подростками. Тем более, у меня был сын-подросток, который испытывал множество трудностей, в том числе и в общении со мной. Таким образом, я решила попробовать применить полученные знания в собственной семье, изменив свой воспитательный подход и, по сути, став лайф-коучем для собственного сына. И это оказалось невероятно эффективно.

– Подходит ли этот подход для более маленьких детей?

– Я работаю как с родителями подростков, так и с родителями еще совсем маленьких детей, которые хотят предотвратить возможные проблемы и создать здоровую среду для развития ребенка.

Потребность в уважении, понимании и поддержке формируется у детей в гораздо раннем возрасте, но мы часто обращаем на это внимание только тогда, когда они становятся подростками и начинают выражать ее более громко.

– Каковы основные инструменты родительского коучинга? Каким навыкам вы обучаете родителей?

– В ходе 15 лет работы, мы опросили сотни подростков относительно того, в чем они видят проблему взаимоотношений с родителями, и в итоге разработали семь основных принципов родителя-коуча: уважать, слушать, понимать, ценить, поддерживать, поощрять ответственность, чтить независимость. В книге мы изложили эти принципы в виде небольшого послания от детей-подростков к родителям:

Если вы уважаете меня, я буду вас слушать.
Если вы слушаете меня, я чувствую, что вы меня понимаете.
Если вы понимаете меня, я чувствую, что вы меня цените.
Если вы цените меня, я почувствую вашу поддержку.
Если вы поддержите меня, когда я столкнусь с чем-то новым для себя, я стану ответственным.
Почувствовав ответственность, я стану стремиться к независимости.
Став независимым, я буду уважать и любить вас всю свою жизнь.

Мы также называем эти принципы как семь отчаянных просьб. И если это то, что нужно нашим детям, то почему мы бы не дать им это? Мы начинаем с того, что обучаем родителей, как построить мост для общения с ребенком, как создать такую среду, чтобы ребенок захотел поговорить с ними. На каждые 100 подростков, с которыми мне приходится работать, 80 утверждают, что не чувствуют уважения со стороны родителей. Это трагедия. И не удивительно, что они с ними не разговаривают. Не чувствуя уважения в семье, они пытаются найти его где-то еще, чаще всего, среди сверстников.

Поэтому в основе наших занятий с родителями – объяснить им, что сложившуюся в их семье ситуацию необходимо перевернуть вверх ногами, и вместо того, чтобы требовать уважения от ребенка, надо самим научиться проявлять уважение к нему. Кроме того, мы обращаем внимание на привычные и распространенные способы общения с детьми в семье, и находим новые слова, которые были бы более влиятельны и способствовали бы повышению самооценки и самоуважения у ребенка.

Например, такая очень популярная фраза, как «Я так горжусь тобой!» в корне неправильна, потому что интуитивно говорит ребенку: «Я проделал хорошую работу, вырастив тебя таким способным». Ребенок не чувствует того, что его действительно оценили, напротив, ему кажется, что родители получают всю славу за его успехи. Поэтому, вместо «Я горжусь тобой», следует говорить «Я уважаю тебя за..». При этом акцент надо делать на тех качествах, которые проявил ребенок при достижении результата, а не на результате как таковом. Так например можно сказать: «Я горжусь тем, какие у тебя хорошие оценки в школе», а можно: «Я уважаю тебя за то, что ты приложил столько усилий и добился таких хороших оценок». Видите разницу? Это называется «языковой обмен». Таким образом, самый главный обмен, который необходимо сделать родителю-коучу – это поменять гордость на уважение, и перевести фокус с достижений на качества.

Необходимо понять, что нужно вашему ребенку и найти способ дать ему это. Например, если вы видите, что ребенок не чувствует, что его уважают, то первое что вы должны сделать – это спросить себя: «Что я должен сделать, чтобы дать ему это чувство?». Когда вы найдете ответ на этот вопрос, то у ребенка появится чувство самоуважения, он станет увереннее в себе и гораздо более открытым с вами. Этот прием работает очень хорошо, и практически немедленно. Я применяла его на собственном сыне. Как только я дала ему понять, что я его уважаю, он начал относиться ко мне по-другому сразу же. Это создает основу для дальнейшей коммуникации. До тех пор, пока ребенок не чувствует того, что его уважают и понимают, он не откроется.

Наша задача, как родителей – овладеть новым воспитательным подходом, отличным от того, как воспитывали нас самих. Это позволит обеспечить прочную связь с ребенком, которая будет длиться всю жизнь в положительном, здоровом ключе. Для того, чтобы сделать это, важно постоянно работать над собой. Необходимо научиться говорить, слушать, быть последовательными в своих действиях, нацеленными на результат и открытыми для перемен.

проблемы с подростком

– Будет ли этот подход работать с трудными подростками, например, в случае с агрессией, или проблемами с алкоголем, наркотиками?

– Да. Мы работаем с подростками с биполярным расстройством, со склонностями и попытками к суициду, с сексуальными расстройствами, а также имеющими проблемы с алкоголем и наркотиками, жестокостью. Самое главное, что должен понять родитель-коуч – это как и когда предложить такому ребенку другой источник помощи. Если я вижу, что случай более терапевтический и выходит за рамки моей практики, то я предлагаю родителям другие варианты. Иногда мы можем работать совместно с психологом и другими специалистами, а иногда необходимо прервать программу и вернуться к ней позже, потому что коучи и психологи используют разные инструменты воздействия.

– Все ли родители могут освоить этот подход и стать лайф-коучами для собственного ребенка? Вы когда-нибудь сталкивались с неудачными примерами?

– Когда к нам приходят родители на консультацию, то мы оцениваем то, получится ли у них достичь поставленных целей. Мы смотрим, готовы ли они работать над собой, учиться и брать на себя ответственность за будущие изменения в своей семье. Бывает, что родители твердо убеждены, что все делают правильно и не хотят менять свой подход, они хотят, чтобы мы поработали с ребенком и убедили его в том, что родители правы. В этом случае, ничего не получится.

Недавно я начала работать с новым клиентом, мамой двух мальчиков-подростков. Я спросила, каковы три ее основные цели от наших занятий. Она сказала, что, во-первых, хочет улучшить взаимоотношения с отцом своих детей. Во-вторых, она хочет быть максимально хорошей матерью, чтобы помочь детям улучшить оценки и хорошо закончить школу. В третьих, она сказала, что хочет улучшить семейное расписание, чтобы более эффективно проводить время с детьми. То есть, ее желания направлены на то, чтобы улучшить ситуацию в семье, изменив что-то в своем поведении и в своем отношении, но она не знает, что именно и как менять. Конечно же я буду работать с ней, потому что вижу, что она готова взять на себя ответственность.

Иногда родители не видят и не понимают того, что сами поступают неправильно. Они считают, что проблема только в ребенке. В таких случаях я пытаюсь помочь им посмотреть на ситуацию под другим углом, объяснить и показать, в каких именно ситуациях все зависит именно от них. Как правило, родители понимают и меняют свою точку зрения. После этого мы можем начать работать. Но если родители хотят позвонить в полицию и попросить, чтобы их ребенка забрали в исправительный лагерь на полгода так, чтобы не заниматься им самим, то я вряд ли смогу им помочь.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Быть родителем очень ответственно. Ребенок смотри на вас, берет пример, слушает ваши советы, воспринимает мир вашими глазами. Наладить хорошие отношения со своим чадом очень важный процесс. Но не менее важный вопрос - как помочь сыну найти себя в жизни. В этом деле очень важно не переусердствовать, не сходить с ума от излишней опеки и предоставить своему ребенку достаточную свободу.

Медвежья услуга

В своей заботе о сыне, главное, не перегибать палку. Одна моя знакомая мамочка в своей усердной заботе о сынишке делала практически все вместе него. Ведь она знает как лучше, да и помощь неоценимая.

Она завязывала шнурки, заправляла постель, убиралась, иногда даже домашнее задание было выполнено мамой. Как вы сами понимаете, итог был печален. Парень совершенно несамостоятельный, не знает как себя обслужить, не может находиться один, потому что не умеет делать элементарных вещей.

Другая сторона этой медали - завышенные требования.

Родители порой требуют и ждут от своих детей невыполнимых или противоречивых вещей. Мама одного моего знакомого хотела, чтобы он построил крепкую семью и всегда был рядом с ней. Совершенно противоположные требования. Как парень мог построить отношения, находясь поблизости от мамочки?

Часто беспокойство родителей играет против них же. В своей сумасшедшей заботе они не видят реальных границ. Подруга моей мамы усердно старалась пристроить своего младшего в университет на юридический факультет и у нее это вышло. Только вот спустя пару лет оказалось, что парень всю жизнь мечтал стать инженером. Благо, он вовремя это понял и поменял место учебы.

Беспокойство может быть здоровым, но оно будет сопровождать родителей всю жизнь. Ведь они чувствуют ответственность на себе за свое чадо. Предлагаю вашему вниманию статью, которая поможет вам взглянуть на свою тревогу под новым углом: « ».

Опыт, сын ошибок трудных

Магия опыта заключается в том, что именно он взращивает мудрость в человеке. Без ошибок и потерь мы бы не учились, не развивались и не стремились становиться лучше. Многие родители стараются избавить своего ребенка от ошибок, от неправильных поступков и этим самым делают только хуже.

Конечно, зачем изобретать колесо, когда оно уже создано. Есть вещи, в которых ваш опыт, несомненно, пригодиться следующему поколению. Но многие ситуации дети должны проживать самостоятельно, без вмешательства взрослых. Как иначе они научатся правилам игры в жизнь?

Подростку необходимо пережить первую любовь, ссору с другом, возможно, предательство. Все это делает человека сильнее, он учится как действовать в подобных ситуациях дальше.

Вы можете попробовать объяснить своему взрослому сыну, что работать надо, что это хорошо, что только так можно себя прокормить. А можете перекрыть денежные поступления со своей стороны и оставить его на «произвол судьбы». Сейчас не хочет работать, зато посидев месяц на хлебе и воде, поймет, что только он сам может себя обеспечить и заработать на еду.

Это не значит, что вы вообще перестанете помогать ему. Просто помощь должна быть своевременной.

Один мой клиент в свои тридцать лет удобно расположился на шее матери. Он периодически ищет себе работу официанта, его увольняют, потом бармена, но его снова увольняют. А мама все это время из другого города высылает ему приличную сумму для проживания. Как вы думаете, как скоро парень найдет хорошую работу и станет помогать матери?

Уверена, что вы найдете много полезной информации в статье « ».

А вы нашли себя в жизни?

Если у вас все хорошо с этим и вы занимаете то самое место в жизни, которое суждено именно вам, тогда предлагаю вам вспомнить, что помогало, а что мешало вам на пути собственного становления. Как вы в своем время относились к советам и приказаниям родителей?

Если же вы не уверены насчет себя, то как вы можете что-то говорить своему ребенку? Согласитесь, полезным и эффективным совет будет от человека, который является специалистом или имеет неоспоримый опыт на данном поприще. Вы же не обращаетесь с зубной болью к тете Нюре, которая занимается самолечением.

Уверена, сейчас вы думаете: но ведь я прошла такой долгий жизненный путь, у меня столько опыта, я могу помочь своему ребенку не наделать кучу ошибок. Все верно, у вас огромный опыт и своя житейская мудрость. Только вот и сын ваш должен эту мудрость вырастить в себе.

Возможности родителей

Все это не означает, что ребенка совсем нужно оставить на произвол судьбы и пусть он сам карабкается, как может. Нет, ваши советы и опыт будут крайне полезны, только в своем время.

Как быть и что делать?

Во-вторых, ваше предложение помощи не должно звучать, как приказ. Старайтесь спрашивать ненавязчиво, аккуратно и спокойно. Если получили отказ, ничего страшного. Смотрите пункт «во-первых». Главное, ребенок должен знать, что он всегда может обратиться к вам. А когда это сделать - пусть решает сам.

В-третьих, старайтесь избегать подобных фраз: я же говорила, а я тебя предупреждала, я знала, что так и случится. Вы, конечно, в силу своего опыта и знаний многие жизненные ситуации видите наперед. Пусть и ваше чадо учится этому навыку.

Прочитайте книгу «Отпустить, чтобы вернуть » Фостера Клайна и Джина Фэй. Наверняка вы найдете много полезных советов, которые помогут добиться гармонии в общении с ребенком.

Расскажите свою историю. Почему вам кажется, что ребенок не нашел свое место в жизни? Что он делает неправильно? Как вы можете ему помочь кроме советов?

Любите своих детей и доверяйте им!

В 13-15 лет появляется бессознательное желание избавиться от всего детского в себе, и в это же время рождается чувство особенности, непохожести на других. Подростки оказываются в неопределенной, внутренне конфликтной ситуации. Они уже не принимают выбор взрослых, и в то же время еще не могут совершать этот выбор самостоятельно. Они уже не хотят пользоваться поддержкой родителей, но еще не могут опираться только на свои возможности. И поэтому особенно остро, впервые в жизни, встают перед ними вопросы: «Кто я?», «В чем мое предназначение?» И появляется чувство страха, одиночества. Именно поэтому специалисты говорят, что это возраст самых больших неопределенностей.

Приоритеты

У старшеклассников появляется желание заняться самовоспитанием, что они охотно и делают, правда, не всегда умело. Сегодня непросто разобраться в том, что есть норма, а что - безнравственность. Современные СМИ оказывают негативное влияние на «неокрепшие умы», а доступность Интернета, жестокие компьютерные игры, многие ТВ‑передачи полностью стирают представление о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». Поэтому так важно помогать подросткам отличать важное от ненужного.

В одной обычной московской школе провели тестирование старшеклассников. Психологи хотели понять, что важно для современной молодежи, на какие ценности они ориентируются. Оказалось, что самым важным подростки считали сохранение индивидуальности и высокое материальное положение. Гораздо меньше их интересовали уровень образования, семейная и общественная жизнь. Духовно-нравственные ценности девушки и юноши выносили на второй план по сравнению с материальными.

К дискуссии!

Можно ли повернуть подростков лицом к нравственным, эстетическим ценностям? Помочь им найти себя? Ребенку в это время важно понять, на что он способен, какой у него характер - одним словом, что он за человек.

Попробуйте чаще ставить его перед выбором, позволяйте ему самостоятельно разрешать определенные ситуации. Только нужно подсказывать - к чему приведет тот или иной выбор.

Которые сегодня встречаются все реже: уважение к старшим, умение сочувствовать и сопереживать, желание оказать помощь, целеустремленность, любознательность (а не любопытство). У каждого подростка должен накапливаться опыт «полезного поведения». То есть с помощью взрослых он должен попадать в ситуации, когда бы у него формировались высоконравственные установки, которые в дальнейшем не позволяли бы ему вести себя непорядочно. Делитесь с подростком любой информацией - поверьте, наши дети порой знают больше, чем мы. Всегда спрашивайте, что ребенок думает по этому поводу и почему.

Существуют искусственные ситуации, задачки, в которых полезно вовлекать детей - пусть думают, спорят, рассуждают на тему того, как бы поступили они. Например, одна из таких задач - известная дилемма Л. Кольберга. В ней говорится о мужчине, который попал в спорную ситуацию. Его жена умирала от тяжелого заболевания, денег на дорогое лекарство не было. Мужчина решил проникнуть в аптеку и украсть лекарство, чтобы спасти свою жену. Правильно ли он поступил?

Эти и другие вопросы формируют у подростков мировоззрение, помогают понять, нащупать, найти свою позицию в жизни, а значит - и себя.

Источники самопознания

Литература, музыка, кино заставляют подрастающее поколение задумываться о жизненных ценностях. Но как можно проследить за тем, что слушает и смотрит ваш подросток? Даже и не пытайтесь, вы лишь вызовете недоверие у подростка и нежелание делиться с вами своими мыслями. Более того, не диктуйте ему, что слушать, какие книги читать. Не старайтесь поучать детей: «Вот я в твои годы… знала, кем хочу стать, … так не одевалась, … не разговаривала так со старшими».

Время не стоит на месте, примите тот факт, что ваши дети живут в совершенно других условиях. Но трудности и внутренние переживания у них те же. Отнеситесь мудро к , к его необычным нарядам, непонятной для вас музыке. Вспомните себя в переходном возрасте - «сила давления равна силе сопротивления». Вместо того чтобы давить и запрещать, станьте для ребенка не просто родителем, но и авторитетом. Сделайте так, чтобы сын или дочь по-настоящему гордились вами, - тогда для них будет ценно и важно ваше мнение. Вот тогда сможете аккуратно, ненавязчиво направлять их. Сможете рассказывать, как вы, будучи в их возрасте, искали себя. Как решали, кем быть и что делать после школы. Как учились находить ответы на важные вопросы - о политике, религии, важности образования и, конечно, о любви.

Кто хочет — тот ищет способ.

Кто не хочет — тот ищет причину.

Статья посвящается родителям.

Сейчас, чтобы выбрать профессию, подростки не задумываются о своих способностях, не прислушиваются к своим чувствам, а просматривают сухую статистику востребованных профессий и средний заработок по ней.

Поэтому сейчас так много развлечений, людей с пагубными привычками, увлечённых компьютерными играми и т.д. Всё человечество скучает, потому что человек, которому следовало бы быть мистиком — математик; тот, кому следовало бы быть математиком — политик; тот, кому следовало бы быть поэтом — бизнесмен. Каждый является кем-то другим, все не на своём месте. А удовольствия, даже удовлетворения, хочется. Если его нет на работе, значит, человек его будет искать в развлечениях.

"Жизнь должна быть не просто старением. Она должна быть вырастанием". (Ошо).

В Индии есть практика, когда детей с 5 лет на время отдают на обучение мудрецам. Мудрец, наблюдая за ребёнком, разговаривая с ним, определяет способности ребёнка, обсуждает с родителями возможности развития этих способностей. В дальнейшем, подбирается школа: гуманитарных наук, технических или др.

В нашей стране, да и во многих других, роль мудреца играют родители, точнее — мамы. Главной задачей родителей является — увидеть, раскрыть и развить талант ребёнка, дать человечку раскрыться, будто он цветочек, чтобы в будущем мы могли наблюдать счастливого, удовлетворённого, уверенного в своих силах человека. Успешное развитие понимается, как счастливое состояние человека от дела, которым он занимается и от результатов, которых он добивается в этом деле. Конечно, достичь успеха предстоит во многих сферах жизни, но большую часть осознанного времени мы проводим за обучением и работой. Значит, профессию стоит выбирать согласно своей природе, чтобы потом не скучать и не мучиться от неудовлетворённости в жизни. Когда человек в полной мере раскрывает свои таланты, то у него не будет стоять вопроса, как и куда их применять, как с их помощью зарабатывать деньги, и с чего вообще начать.

Буквально за месяц до начала ЕГЭ ко мне на консультации стали записываться мамы со своими детьми-выпускниками. У мам был один запрос: "Помогите определиться с предназначением ребёнка, а то мой бездарь не знает чего хочет". А где же вы были все эти 17 лет?

В целом, нынешняя среда воспитания, которая воспроизводит людей, настроенных "поесть", "заиметь" и "оторваться", но при этом отчуждённых от интересов общества, от государства, от опыта социального бытия своего рода, народа, требует пересмотра и изменений.

Итак, проблема ясна. Теперь по существу.

Что такое предназначение?

Предназначение — это жизненный путь, назначенный человеку ещё до его рождения.

Раньше предназначение понималось просто и однозначно: родился в семье короля — быть тебе королём, родился в семье ремесленника — быть тебе ремесленником, кого родители выбрали девушке в мужья — тот и будет мужем.

Сегодня ситуация кардинально изменилась, и дети с младых лет могут принимать активное участие в определении своего предназначения. Если у ребёнка развиты художественные способности, то он идёт в художественную школу, если математические и т.д.

Ещё одна особенность, свойственная нашему времени — это поиск мистического Предназначения, которое определено каждому человеку некой Высшей силой.

Предназначение в этой статье понимается, как раскрытие таланта, природных задатков человека. Считаю это более разумным и естественным. Именно талант, с которым приходит каждый человек на Землю, и является Вселенским даром.

Кто должен распознать, выявить таланты человека?

Как говорилось выше, сначала — это родители, потом учителя. И только потом, достигнув лет 14, ребёнок сам начинает осознавать, что владеет уникальными, свойственными только ему качествами, талантами, способностями. С этого возраста человек вправе принимать самостоятельные решения по поводу своей дальнейшей судьбы и занятий. Но чтобы к этому возрасту человек мог сам взять ответственность за развитие своих талантов — такой результат требует большой подготовки, знаний и внимания родителей.

До 14 лет — это золотое время, чтобы увидеть, распознать ту самую искру, которая вдохновляет человека, и разжечь её. Научить ребёнка правильно обращаться со своими талантами, поддерживать его в периоды огорчения, трудностей, быть с ним рядом, быть с ним заодно, — это трудная, большая работа, требующая знаний, терпения, вашего времени, дорогие родители.

Сейчас рождается много детей — это прекрасно. Но большинство мамочек, да и бабушек тоже, из простого, но пагубного эгоизма не меняют свой ритм жизни, который был заложен до зачатия ребёнка. Они также продолжают работать, постоянно отвечать на телефонные звонки, просиживать в интернете часами в поисках новых клиентов, где угодно, только не быть вместе с ребёнком. Моя подруга недавно потратила 5 часов, чтобы заказать "правильную" обувь через интернет. Ребёнка она развлекала айпадами, сладостями и мультиками. 5 часов!!! По-моему, мы стали много времени тратить не туда.

Как распознать предназначение ребёнка?

Для того, чтобы увидеть в ребёнке его талант, необходимо обладать знаниями.

Какие знания нужны:

  • О принципах позитивного родительства.
  1. Р. Нарушевич "Мамам и папам детей с небес",
  2. Ш. Амонашвили "Как любить ребёнка",
  3. М. Монтессори "Впитывающий разум ребёнка",
  4. Джон Грей "Дети с небес" — очень хорошая книга о воспитании детей, принципах позитивного родительства.
  • Знать этапы развития ребёнка; типы детей; типы интеллекта детей.
  • По возможности, сделать натальную карту ребёнка с расшифровкой.
  • Знать, как воспитывать мальчика, а как девочку.
  1. Уилльям Поллак "Настоящие мальчишки" — лучшая книга для мам мальчиков. И жён. И мужчин. Помогает увидеть, как именно мужчины становятся такими, что жить с ними потом трудно — молчаливыми, неэмоциональными, раздражительными.
  2. Януш Корчак "Как любить ребёнка" — в книге говорится о том, что что родители толком и не любят своих детей, они переполнены эгоизмом. О том, что ребёнок с рождения — уже личность и никому не принадлежит.
  • Понимать различия в конституции тела, чтобы у ребёнка не возникали комплексы.
  • Читать книги, которые вдохновляют на позитивное родительство:
  1. Гордон Ньюферд, Габор Матэ "Не упустите своих детей!" — уникальная книга о привязанности, как основе здоровых отношений с детьми. Помогает понять многое — и в себе, и в близких, и в детях;
  2. Франсуаза Дольто "На стороне ребёнка" — уже классика в психологии, но очень полезна для родителей — посмотреть на ребёнка иначе. Будучи с ним на одной стороне баррикад. Есть аналогичная книга про подростков;
  3. Хелен Анделин "Всё о детях" — очень полезное пособие от мамы 8 детей.

Тест на предрасположенность человека к сфере труда

Изучив все перечисленные выше темы, вы без труда сможете определить призвание вашего малыша. А для начала, можете провести тест на предрасположенность к сфере труда ребёнка: положите на пол книгу, орудие труда (скалка, молоток, ножницы или другое), оружие (пистолет или нож), деньги. Постарайтесь подобрать предметы неярких тонов, чтобы все примерно были одного размера (деньги пусть остаются в неизменном виде). Предметы можно взять по вашему усмотрению, главное, чтобы они отражали природу своего использования. Осторожно, спокойно предложите ребёнку выбрать понравившийся предмет. Этот тест можно проводить как с младенцами, так и с детьми сознательного возраста. В младенчестве выбор делается на интуитивном уровне, что понравилось больше. Детки постарше делают уже осознанный выбор.

Ключ к тесту:

  1. Книга. Эти люди принадлежат к категории учёных (юристы, психологи, астрологи, адвокаты, учителя, врачи). Для таких детей важно познание всего нового, они наблюдательны, и это качество стоит развивать в них. Такие дети могут отстранять от игры. Здесь главная ошибка всех родителей — это всеми силами стараться вовлечь ребёнка в игру, в общение с детьми. Этого делать не стоит. Из наблюдения за остальными они возьмут всё необходимое. Идите за ребёнком туда, куда он вас тянет или зовёт. Слушайте его язык тела. Дети этой категории хорошо воспринимают введение в семье правил, законов, семейных традиций.
    • главное качество здесь — это честность, правдивость. Согласитесь, что в перечисленных профессиях, относящиеся к данной категории людей, честность является важным и определяющим качеством. Во-вторых, умение прощать. И умение правильно передавать свои мысли. Для этого рекомендуется с такими детьми читать и пересказывать рассказы, учить стихи и приучать правильно их рассказывать. Необходимо развивать ораторское мастерство.
  2. Оружие. Эти люди принадлежат к категории защитников (лидеры, руководители, управленцы, военные, полицейские, президенты, администраторы). Предназначение кшатриев составляют защита слабых, водворение закона и порядка в мире. Такой ребёнок любит общение. Больше сам создаёт поводы для общения, собирает детей ради идеи поиграть во что-то. Кшатриям прощаются гнев и другие проявления страсти, так как это является их природой и необходимо для выполнения ими своего долга — защиты.
    • Какие качества необходимо развивать в таком ребёнке: благочестие, благонравие, заботу о других, силу, выносливость.
  3. Деньги. Эти люди принадлежат к категории управленцев (предприниматели, бизнесмены, банкиры, торговцы, все те, кто извлекают прибыль). Такой ребёнок любит всё коллекционировать. Он тащит домой камни, собирает открытки, любит обмениваться игрушками. Такой ребёнок очень активен, любит организовывать детей в игры и извлекать из этого выгоду. Очень расчётливый. Может убраться в комнате за подарок или деньги.
    • Какие качества необходимо развивать в таком ребёнке: во-первых, этого ребёнка надо научить всех прощать, т.к. в бизнесе часто обманывают и, чтобы для него это не было очередным ударом, он должен учиться прощать. Во-вторых, такого ребёнка стоит учить щедрости. Но щедрость должна быть в правильном направлении. Например, отдать машинку своему соседу, потому что она больше не интересна ребёнку — это не щедрость. А вот собрать свои игрушки, которыми ребёнок больше не играет, и передать их вместе с родителями в малообеспеченные семьи — это щедрость. Щедрость должна быть осознанной. Это качество важно в бизнесе, т.к. в бизнесе надо уметь вкладывать, и вкладывать деньги осознанно, а не по наитию, чтобы потом не остаться ни с чем.
  4. Орудие труда. Эти люди принадлежат к категории рабочие (все виды искусства, певцы, сельское хозяйство, бухгалтера, служащие, менеджеры, секретари, рабочие и др.). Такие детки любят собирать конструкторы, рисовать, разукрашивать, лепить. Они любят работать.
    • Какие качества необходимо развивать в таком ребёнке: во-первых, это уважение к старшим. Плох тот работник, который не уважает своего начальника. Поэтому, чтобы ребёнок был удовлетворён в будущем, ему необходимо научиться принимать авторитет старшего уже с малых лет. Конечно, это качество годится для всех категорий людей, но для этой категории людей это особенно важно. Во-вторых, такие люди чаще всех свой творческий труд ставят выше денег, заработка. Поэтому, некоторым родителям придётся принять тот факт, что ребёнок будет зарабатывать себе на жизнь не всегда стабильно, но с удовольствием рисуя портреты.

Этот тест показывает, к какой сфере труда предрасположена природа человека. Исходя из своего опыта, могу сказать, что я проводила этот тест со своими детками несколько раз (в разные возраста). За всю историю попыток мой сын брал два предмета: книгу и деньги. До трёх лет ребёнок и вправду, не любил общение в песочнице с другими детьми, уходил разглядывать букашек, когда остальные лепили куличики. А после 3-х он стал сам организовывать ребятишек. То в семью играть, то в такси. И так может быть. Сейчас стараюсь развивать в ребёнке качества характера, согласно этим двух группам. Согласитесь, и врачи бывают разные: есть те, кто открывают свои клиники, есть врач, который только лечит, а есть медсёстры.

Здесь главное для родителей постоянное самосовершенствование в вопросе раскрытия таланта своего ребёнка и постоянное сдерживание мыслей и действий в направлении: "Сейчас я сделаю из тебя хорошего человека". Я знаю, о чём говорю, я тоже являюсь мамой двоих ребятишек, и иногда меня захватывают желания "причинить добро ребёнку". Главное — вовремя остановиться и просто наблюдать за ребёнком, идти в ту сторону, в которую он идёт, а не тащить лодку против течения.

Если мальчик неоднократно просит подарить ему гитару или пианино, а не ружье и PlayStation , то купите гитару или пианино, запишите его в музыкальную школу и начните сами развиваться в этом направлении. Когда родители и дети заодно — обучение и развитие происходит легко и быстро.

Пример из жизни: знакомые, родители девочки, как и полагается, записали в 4 года девчушку на танцы. После пары уроков, она наотрез отказалась туда ходить. В 5 лет, после просмотра ряда спортивных передач с папой, она заявила, что хочет заниматься дзюдо. Сейчас ей 6,5, и она с радостью бежит на занятия по дзюдо. Природу не скрыть.

Бывают плаксивые дети, их ещё называют "нытики", которые хнычут по поводу и без. Таких, если особенно, мальчик, называют плаксами, "девчонками", вечно подбадривают фразами: "да ничего страшного", "всё хорошо", "да всё уже нормально", "не реви, ты ж мужик". И мало кому в голову приходило набраться терпения, сопереживать ребёнку по его необходимости, быть с ним заодно. Ведь именно такие дети при правильной поддержке в детстве вырастают и становятся отличными психологами, врачами, учителями, способными чувствовать других, сопереживать. Именно такие люди имеют успех в переговорах любой сложности, потому что такие люди способны слышать других.

Зачем всё это надо? Или к чему такие сложности с предназначением?

Оглянитесь вокруг: случаев детской жестокости становится всё больше, возраст людей впервые попробовавших закурить или алкоголь становится всё меньше. Когда я была беременна первым ребёнком, то со мной на УЗИ в очереди сидела девочка 12 лет, у неё двойня, она пошла на аборт. Почему это случается с нашими детьми? Да потому, что взрослые вовремя не разглядели талант ребёнка, не увлекли его тем делом, которым он будет заниматься с удовольствием. Где ваш ребёнок черпает вдохновение? Он психически спокоен? Или наоборот, капризен и пребывает в унынии?

"Будущее принадлежит тем, кто верит в свои мечты!" (Элеонора Рузвельт).

Жизненное предназначение дарит человеку видение и стратегию его жизни, визуализированный образ его будущего, которое ведёт его к устойчивому успеху и самореализации. Такой человек знает, куда, к чему и зачем он идёт! Разве не такого человека хочет видеть каждый родитель в своих детях?

"Найти свою дорогу, узнать своё место в жизни — в этом всё для человека, это для него значит сделаться самим собою". (В.Г. Белинский).

Причём успех будто сам приходит к тем, кто живёт согласно своему предназначению. Когда дело доставляет удовольствие, человек с радостью решает даже самые сложные задачи и ставит перед собой всё новые цели. При этом ощущение своей востребованности, ощущение удовлетворения от работы вырабатывает новую энергию, и человек не чувствует усталости. Мы с радостью возвращаемся к любимому делу, мы ищем новые возможности и эффективно достигаем цели. Найдя своё предназначение в жизни, человек даже не замечает, как меняется сама жизнь.

Важно!

Папа — это берега, мама — это река, а дети — это маленькие ручейки. И если берега слабые — речка убегает. Если мама не удовлетворена, если она постоянно раздражена, много работает на нелюбимой работе, устаёт, то и ручейки её не будут счастливы. Конечно, в идеале, всем взять и оказаться на своих местах, на своих любимых работах. Но мы взрослые люди и понимаем, что изменить всё в один раз не получится, а время идёт, а дети питаются от нас.

Вместо того, чтобы сетовать, что вы сами не на своём месте, бросаться искать единственное дело своей жизни, вы забываете о том, что дома у вас уже растут дети. Начинайте учиться новому, и работать на старой работе как следует, а не тоскливо. Лучше делать хоть что-то, чем сидеть, ждать и не делать ничего. Найдите любимое хобби, которое будет вас вдохновлять. Здесь важно отзываться о деле, которым вы занимаетесь, с уважением, с пониманием, и тем более, надо перестать при детях обсуждать своих коллег и боссов. Дети чаще слышат то, что говорят не им.

Взрослые, не надейтесь, что вашу душевную неустроенность, растерянность и тоску решит поиск Предназначения. Наводить порядок в душе — это отдельная работа, рекомендую для начала сходить на консультацию к психологу. Говорят, что "лучше плакать у психолога, чем потом смеяться у психиатра".

Чтобы ваш ребёнок чувствовал себя уверенно, нёс себя по жизни достойно, развивался согласно своей природе, — родители, сами будьте счастливыми, наполняйтесь хорошими впечатлениями, чтобы дарить любовь, ласку и время своим детям, постоянно самосовершенствуйтесь по пути истины, добра, красоты и любви.

Родители стараются вырастить своего малыша успешным. Иногда даже слишком стараются. Может быть, иногда стоит сбавить обороты? Своим мнением по поводу гармоничного развития ребенка с редакцией Woman"s Day поделилась руководитель музыкальной детской студии «Непоседы» Елена Пинджоян, которая с детьми провела всю свою жизнь.

Право на личную жизнь

Иногда кажется, что в нашей жизни не осталось спонтанности. Жизнь мы планируем на неделю, а то и на месяц вперед. Кое-что – и на год. Если что-то выбивается из этого графика, накатывает раздражение: мол, опять не по плану. Но к этому мы привыкли. А вот когда глядишь на детей, которые живут по такому же сценарию, становится страшно. Драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота… Такое впечатление, будто ребенок для родителей – это некий проект. Который непременно должен быть успешным. Но правильно ли это – планировать жизнь ребенка посекундно?

У ребенка обязательно должны быть личное время и личное пространство! Многим родителям кажется, что если ребенок просто сидит и ничего не делает, он теряет время зря. Это не так. В это время в детской головенке идет серьезный мыслительный процесс или обработка какой-либо полученной ранее информации. Надо дать ребенку время просто побыть одному… а чем он займется в это время, пусть выбирает сам, – уверена Елена Пинджоян.

По мнению худрука «Непосед», лучше попытаться вместе с ребенком составить распорядок дня и расписание занятий. Но при этом не просто делать вид, что слушаете его, а действительно искренне проникнуться мнением малыша.

Многих детей расписание очень дисциплинирует, но ко мнению ребенка надо прислушиваться. И надо тонко почувствовать, в какой момент ребенок устает, чтобы вовремя дать ему передохнуть, – говорит Елена Михайловна.

А как же понять, не перегрузили ли вы чадо?

Если ребенок отказывается идти на какое-нибудь занятие – это уже сигнал, что-то пошло не так. Надо понять, разобраться, в чем дело. Что конкретно не нравится вашему ребенку: педагог, сами занятия. А может, он просто устал и ему нужно отдохнуть. Повторюсь – ребенку необходимы свободное время, пространство для развития самоощущения и на познание себя, – советует Елена Пинджоян.

Наблюдение без давления

Но может, фанатичные родители все же правы? И дети, которые с младенчества пашут от зари до зари, вырастают более успешными?

Дети, которые привыкли работать, идти к поставленной цели, безусловно, достигают в жизни многого. На мой взгляд, успешный человек – это тот, кто с удовольствием занимается любимым делом, приносящим прибыль. Задача родителя – помочь ребенку найти свое предназначение, выбрать профессию по душе, – уверена Елена Пиджоян.

Вот вам и еще один подводный камень – родителям нужно быть очень осторожными, помогая малышу понять, в чем его призвание. Важно не навязывать свои интересы ребенку – иначе его настоящий талант недолго и задушить.

Прислушивайтесь к ребенку, внимательно наблюдайте, что ему интересно, а что – не очень, – говорит Елена Михайловна.

А если ребенок занимается тем, что ему по душе, – это прекрасно. И не бойтесь, что из-за вечной занятости вы друг от друга отдалитесь. Наоборот – будете друг по другу скучать, тем радостнее будет ваш совместный досуг.

Главное – интересоваться тем, что делает ребенок, задавать вопросы, что-то советовать. И на самом деле для детей очень важно, когда родители советуются с ними о своих проблемах. И устами младенца действительно иногда можно получить полезный совет. Важно, чтобы ребенок видел и чувствовал, что вы интересуетесь его жизнью и его занятиями, – заключает наш эксперт. - А поскучать – это даже иногда очень полезно.