Меню

Воспитание детей-погодок: сложности и неоспоримые плюсы. Аппликации – творчество для всех

Стильные вещи

Как воспитывать детей в большой семье? Как вырастить их интересными и разносторонними личностями? И самое главное - как сделать их счастливыми? В новой рубрике «КЛУБ МНОГОДЕТНЫХ» на портале «Православие и мир» опытом делится психолог и многодетная мама Екатерина Бурмистрова. Пятое заседание посвящено теме воспитания погодков - детей с разницей в возрасте до 2 лет.

Екатерина Бурмистрова. Фото Юлии Маковейчук

Не секрет, что во многих семьях растут дети-погодки, т. е.дети с совсем небольшой разницей в возрасте. И когда возникает необходимость возить их на занятия, готовить их к школе, возникают определённые сложности.

Дети-погодки - это вообще особая ситуация развития. Надо сказать, что погодками считается разница не только в год, а от года до двух - они тоже растут как погодки.

Потребности таких детей близки, но не одинаковы. Для ребенка-дошкольника каждые несколько месяцев - это огромная ступень развития. А погодки находятся в такой ситуации, что как будто бы младшему почти возможно догнать старшего (с его точки зрения).

Очень часто ритм и развитие младшего ребенка обусловливается именно скоростью развития старшего: он все время тот, кто догоняет, и даже пытается перегнать. Когда старшему, а вскорости и младшему исполняется 3, начинается эра социализации, появляется возможность водить детей на занятия, и у родителей возникает вопрос: как же лучше устроить жизнь с погодками?

Мне кажется, что какой бы маленькой ни была разница, пока дети не выйдут из подросткового возраста, пока им не исполнится 16–17 лет, их не стоит объединять в занятиях. Я знаю ни одну семью, где мама из соображения удобства отдавала погодков в один класс.

Да, это экономит и силы и время, но если мы их отдаем куда-то вместе, мы их ставим в близнецовую ситуацию, и получается, что младшему нужно бежать не в своем темпе, потому что обычно близнецовая ситуация ориентируется не на уровень развития младшего ребенка, а на уровень развития старшего.

Желая объединить погодков, скорее, младшего отдадут на занятия пораньше, чем старшего попозже. И это приведет к тому, что у младшего ребенка возникнут к себе очень высокие требования. У второго из детей-погодков эти требования и так довольно высоки: он и так постоянно смотрит на старшего брата или сестру и старается быть как он. Если еще и родители, и ситуация на занятиях эту идею подкрепляют, младший может стать очень нервным и даже дойти до каких-то невротических проявлений.

Например, 3 и 4 года - колоссальная разница для тех, кто знает, что такое развитие детей. То, что у четырехлетки получается легко и быстро, у младшего получается гораздо медленнее и не так легко просто в силу особенностей созревания нервной системы. У четырехлетки уже дозрело, у трехлетки еще нет.

У четырехлетнего или пятилетнего ребенка уже миелинизированность в нервной системе большая и, соответственно, более быстрая реакция, более высокие результаты. У младшего ребенка в силу того, что еще мало миелина на нервных волокнах, реакции медленнее. И это развитие не в своем темпе накладывает серьезный отпечаток на всю жизнь, даже взрослую. Поэтому краткий ответ на вопрос: водить ли детей вместе на занятия - нет, не водить.

А дома, когда мама занимается с детьми, на кого ей стоит ориентироваться? Она выбирает книжку: выбирать книжку для старшего или для младшего, чтобы почитать сразу обоим?

В занятиях дома с детьми, когда нужно выбирать, какого уровня книжку читать, все-таки нужно выбирать две книжки. Даже год, а минимальная разница год и три, - это совсем не мало. Разные потребности: кому-то нужна «Курочка ряба» еще, а кому-то уже нужна «Красная шапочка» или «Золушка».

Мне кажется, что погодкам нужно выделять их собственный уникальный профиль: вот твой любимый цвет, вот то, во что ты любишь играть (если у одного медведи, то у другого, например, ежи).

Для погодков это особенно важно, потому что у них, как и у близнецов, может быть так называемый феномен слияния эго - что они плохо различают, где кто. Спросишь: «Кто это сделал?», - и они показывают перекрестно: «Это он», - «Нет, это он». И не потому, что они врут - они как будто слитное существо. Нужна спецификация: тебе идет клеточка, а тебе идет полосочка, ты любишь играть в рыцарей, а ты любишь играть в проволочных человечков.

Нужно не сливать их, а, наоборот, подчеркивать различия. Соответственно, если мы дадим себе немного труда, это совсем не сложно.

И важно также, чтобы младший не все донашивал за старшим, потому что это тоже приводит к слиянию. Требования разные, но при этом на младшего как-то особо «не заморачиваются»: все осталось от старшего, мы на него и наденем, ничего, что немножко выстиранное, что не очень идет (покупалось под другой цвет глаз), - ничего, сойдет.

Мне кажется, очень важно какие-то небольшие вещи понимать про каждого ребенка. Конечно же, основная одежда у вас останется. Но купите что-нибудь, что именно его, ему идет, его по стилю, подчеркнет его индивидуальность.

В плане занятий подумайте, что ему более интересно - что не было интересно вашему старшему. Тут нужно не на сходствах акцентировать внимание, а на различиях. Удивительный феномен, что чем больше мама и папа разрешают этих различий, тем мягче отношения между детьми.

Когда каждый из погодков лучше ощущает, кто он, у него становится меньше вражды, и он меньше воспринимает второго как соперника. Нет ситуации отражения: это моя тень, и я хочу от нее отклеиться. Этого все равно в отношениях погодков будет много: младший будет обезьянничать, а потом чуть позже старший будет переживать, что у младшего что-то получается лучше, и он за ним будет тянуться. Поэтому задача родителей - понять уникальность каждого и создать ему личную не только зону в доме, но и личную нишу успешности, развития.

Мне кажется, у погодков обязательно должны быть свои кроватки, и лучше, если они будут не выкатные (есть такие кровати для маленьких комнат, когда одна кровать выкатывается из-под другой ночью, а днем она закатывается). Получается как в камере.

Кровать - это зона, это место жизни, это территория обитания. Там сидят какие-то игрушки, мишки, там под подушкой можно спрятать всякие сокровища. Эта зона должна быть неприкосновенна. Это то, с чем ребенок себя ассоциирует.

Дети-дошкольники любят двухэтажные кровати. Но традиционно, пока младший еще малыш, верхний этаж достается старшему. Вот когда погодки подрастают, может быть, может иметь смыл периодически меняться, договариваться, что «до Деда Мороза ты спишь наверху (до конца декабря - до середины января), а после Деда Мороза, когда елку убираем, до лета спишь ты наверху». Но часто бывает, что одному комфортно внизу, а другому комфортно наверху. И наверху не всегда комфортно старшему. Надо подойти к этому гибко.

Очень важно, пытаясь заниматься дома с детьми, не давать им одинаковое задание, а пытаться учитывать возраст. Мама всегда ориентирована на старшего, мама заточена на потребности старшего. Если вы покупаете рабочие тетрадки, подумайте о том, что было бы интересно второму - не покупайте две одинаковые тетрадки. Есть очень простой ход, который поможет объяснить вашим погодкам, почему вы поступаете именно так. Нужно говорить: «Смотри, тебе сколько годиков (для ребенка количество лет - это магическое понятие, магическое число)?« - «Мне четыре», - «А на этой тетрадке написано: „Пять“. Это только тем, кому пять. Вот ему уже можно. Когда на следующий год тебе будет пять, мы пойдем и купим тебе точно такую же книжку».

Это не будет поводом потом для ревности. Аргументы, связанные с возрастом, ребенок воспринимает как данность. Они немножко чужаки в нашем мире, поэтому магию числа - возраст - они воспринимают с очень большим доверием и почтением.

Точно также, апеллируя к возрасту, стоит реагировать, когда младший сокрушается о своих не таких больших успехах. Например, он все-таки что-то нарисовал, или слепил, или построил - а старший построил лучше. Особенно четко эта разница видна у однополых погодков. Девочка и мальчик - всегда немножко разная сфера. А если обе девочки или оба мальчика, - конкуренция жестче, соответственно, младший попробовал, сделал, а это хуже.

Очень полезно с погодками говорить: «Тебе сейчас сколько лет? Пять? Давай посмотрим нашу папку, как рисовал наш старший Сенечка в пять лет. Видишь, как он рисовал? Но сейчас-то ему шесть с половиной. Что ты смотришь на то, как он рисует сейчас? Давай посмотрим на то, как он рисовал, когда ему было столько же, сколько тебе. И давай посмотрим, как рисуют дети твоего возраста».

Нужно ориентироваться на достижения сверстников. И, конечно, это даст перспективу роста, представления о том, что он может сделать, когда станет старше.

Но есть такое понятие - «возраст психологический». Иногда бывает, что психологический возраст отличается от календарного. Младший может оказаться более зрелым, чем старший.

Мне доводилось консультировать семьи, где младший погодок уже перерос старшего. Не в 3 или в 4 года, но в 6 или в 10 лет это вполне возможно. Он выглядит физически взрослее, физически крупнее; в подростковом возрасте у него могут даже раньше начаться процессы, связанные с созреванием. И тут уже ситуация травмирует старшего: маленькому удалось догнать и перегнать.

Если вы, родители, видите такую историю, нужно говорить вашему старшему о том, что мы все разные; рассказать детям о психологическом возрасте, апеллируя к тем примерам, которые есть в его опыте. Ведь среди нас, взрослых, тоже очень четко видны различия паспортного возраста и календарного: кто-то в 50 лет может выглядеть абсолютным дедушкой, а кто-то - вполне бодрым моложавым мужчиной. И с женщинами такая же картина.

Можно говорить о том, что есть то, сколько человеку лет, а есть то, как он себя чувствует и на сколько выглядит. Это бывает, и это не плохо. Это то же самое, что у него лучше физика, а у тебя лучше русский. Опять же - та же идея спецификации, та же идея подчеркивания различий между погодками с усилением личностных достоинств.

Как быть, если мы поняли, что у нас однополые погодки, и одно и то же занятие им было бы интересно? Нужно смотреть, какого возраста дети в группе, и выбирать этот вариант, только если наши дети находятся в возрастной серединке.

Педагоги инстинктивно любят сравнивать братьев и сестер, а это - огромный повод для развития ревности. Очень неполезно сравнивать братьев и сестер по достижениям. Очень неполезно говорить: «Ну что ж ты, Юля! У тебя вон Маша как легко научилась!».

Тем самым мы просто испортим их отношения. Дети несопоставимы - это как разные планеты, как разные народы. Они родились в одной семье, они очень тесно связаны, но они абсолютно разные. И они не могут быть одинаковые. Даже однояйцевых близнецов нельзя сравнивать, людей вообще нельзя сравнивать.

Идея сравнения людей между собой порождает очень большую вражду, в особенности при маленькой разнице между детьми. Поэтому, даже отдавая в разные группы, но к одному и тому же педагогу, стоит внимательно проконтролировать, а не станет ли он их сравнивать, и, по возможности, предупредить, если с педагогом есть контакт, если педагог вменяем, если у него есть силы, чтобы с родителями общаться.

И если кто-то где то: педагоги, или бабушки, или друзья и подруги, или кто-то на улице, - сравнили детей, нужно обязательно это взять в рамку, сказать: «Знаешь, а мне вообще не нравится идея сравнения. Вы же не скаковые лошади, и вы родились не для того, чтобы соревноваться. Вы родились для того чтобы дополнять друг друга». Тогда отношения будут более мягкими, и ревности будет меньше.

Дети - счастье, с которым связаны самые светлые моменты совместной жизни супругов. Двое детей погодок принесут больше счастья в крохотный социальный круг, называемый семьей. В большинстве семей рождается по двое детей. Как правило, разница между возрастом детей составляет 4-5 лет. Часто в семьях воспитываются дети-погодки (когда первому малышу исполнился год, а женщина уже беременна погодкой)

Погодками считаются дети с маленькой разницей в возрасте (не больше года). К примеру, первый малыш едва научился ползать, а женщина уже готова родить вторую кроху. Это огромная радость, но существует ряд трудностей и проблем, с которыми придется столкнуться будущей маме погодок.

Первая беременность протекает для женщины в счастливом ожидании. Она учится быть матерью, изучает особенности воспитания малыша, ощущает тяготы, недостатки положения. В долгожданный момент рождения все домочадцы радуются новому члену семьи. С рождением погодки начинается радостная и одновременно сложная жизнь многих родителей. Необходимо научиться менять подгузники, выработать режим дня мамы с двумя детьми, привыкнуть к ночному плачу новорожденного. Нередко женщина, для которой первая беременность оказалась тяжелой, не рискует заводить второго ребенка и тем более погодку.

Важно, чтобы состоявшаяся мама имела поддержку. Немногие женщины способны самостоятельно вырастить малыша.

По мнению медицинских экспертов, интервал между родами должен превышать 3 года. Подобная точка зрения обусловливается тем, что женскому организму необходима реабилитация, восполнение недостатка питательных веществ, витаминов, микроэлементов. Иные специалисты полагают, что репродуктивная функция восстанавливается быстро, особенно у молодых женщин.

Многие не знают, дети-погодки - это какая разница? Максимальный промежуток в возрасте - с периода рождения до года и девяти месяцев.

Иногда случается, что зачатие происходит через 2-3 месяца после родов. Для будущей мамы малыша это станет серьезным испытанием. Женщина всегда будет переживать о личной карьере, материальном благе, собственном досуге. Важно не допустить психологического расстройства, в противном случае могут возникнуть негативные чувства по отношению к детям погодкам.

Как воспитывать детей-погодок?

Рождение второго крохи погодки принесет радость и одновременно новые испытания, поскольку первый малыш едва научился ходить.

Период с рождения до года

Второй малыш рождается, когда старшему исполняется приблизительно год. У крохи присутствует чрезвычайный интерес к окружающему миру, он устойчиво держится на ногах. Задача родителей заключается в «обезоруживании» собственного жилища. Провода, колющие и режущие предметы, электробытовая техника небольшого размера привлекают внимание крох, малыши захотят изучить предметы, потрогать, попробовать на вкус. Также нередки случаи, когда малыш, перелезая через кроватку, падает. Нужно обезопасить эту область, подложить подушки или увеличить стенки кроватки.

Сложность этого периода заключается в том, что с одновременным воспитанием старшего чада требуется тщательный уход за грудничком погодкой. Совсем недавно пройденный этап в виде бессонных ночей вновь возвращается. Женщина устает и физически, и морально, что может перерасти в послеродовую депрессию. Важно помнить, что внимания требуют не только дети погодки, но и женщина. Воспитание погодок должно быть равноценным, каждому из них должно уделяться требуемое внимание.

Период с одного года до двух лет

Когда младший достигает возраста 1 года, задача мамы погодок несколько облегчается. Например, у детей погодок начинают совпадать интересы, малыши вместе играют, проводят время. У старших детей просыпается опекунский инстинкт, они начинают защищать брата, сестру от имеющихся «опасностей». Важно предотвратить возможное соперничество, обеспечить малышам личное пространство. Дети погодки вызывают трудности, но, прилагая усилия, можно обойти большинство проблем.

Категорически запрещается обделять вниманием детей. Погодки должны чувствовать себя равными, ощущать единую материнскую любовь и заботу. Досуг должен включать времяпровождение всей семьей, вне зависимости от ожидаемых планов на вечер. При наличии неотложных дел, которые требуют вашего присутствия, необходимо отправить к бабушке и дедушке двух малышей. Погодки должны быть уверены, что в глазах родителей детей-погодок они равны. Этот факт только сплотит подрастающих крох. Ревность старшего в этом случае не будет проявляться.

Важным шагом является обеспечение личного пространства погодок. У каждого должно быть личное имущество в виде кроватки, игрушек. Нужно научить малышей делиться, уступать. В противном случае в более взрослом возрасте (около 7 лет) может начаться вражда и соперничество за право обладания конкретной вещью. В этом заключается детская психология.

Как только старший брат, сестра достигает детсадовского возраста, большинство родителей воспользуется появившейся возможностью и отправит кроху в садик. С большей вероятностью это решит некоторые проблемы, но суть останется прежней. Раздел детей заставит старшего почувствовать себя одиноким, что приведет к конфликтной ситуации между погодками. Рекомендуется подождать, пока дети погодки достигнут детсадовского возраста. Подобное решение поможет развить крепкие семейные узы, малыши будут дружными.

Дети-погодки, как справиться одной?

Бывают довольно печальные ситуации, когда семейные пары расходятся до рождения второго погодки. Причиной этому может стать быт, сформировавшийся после рождения детей.

Будущая мама двух погодок начинает беспокоиться о том, что ей придется растить погодок одной, и это вызывает моральный дискомфорт. Но многочисленный опыт матерей-одиночек позволяет утверждать, что справиться с детьми погодками можно самостоятельно, без посторонней помощи.

Необходимо соблюдать 5 простых правил, чтобы не возникло серьезных проблем:

  1. Выработать распорядок дня. До момента рождения второго крохи необходимо приучить первого к правильному режиму. У него должно быть время для прогулки по дому, кормления, сна и т. д. Еще сложнее ситуация, когда в семье трое детей погодок. Правила соблюдения режима должны быть еще строже. Женщине рекомендуется также рационализировать свой день, чтобы оставалось время на детей, и при этом мама двух погодок могла выделить свободное время на собственный отдых.
  2. Не пытайтесь делать домашние дела самостоятельно. Безусловно, растить двух детей погодок одной и уж тем более троих погодок - тяжкое бремя, мамочка будет разрываться между малышами. К примеру, спускать или затаскивать коляски на верхние этажи при отсутствии лифта и многие другие повседневные обязанности быстро истощат молодую маму. Если имеются родственники (бабушки, дедушки, братья, сестры), рекомендуется обратиться к ним за помощью.
  3. Разделите и одновременно сплотите детей. Чтобы выдался свободный час для отдыха и восстановления сил, начните прививать погодкам заинтересованность в игре друг с другом. Приобретите каждому индивидуальные игрушки, научите делиться. Так начнется общение между малышами, погодки начнут проводить вместе время, что благоприятно скажется на развитии родственных уз.
  4. Помните: дети - это личности. У каждого должен быть свой личный уголок, любимые вещи. Категорически не рекомендуется надевать вещи старшего на младшего. С возрастом у малыша начнет формироваться мнение, что у него не будет личных вещей. Это может повредить хрупкую детскую психику. Нельзя покупать одну игрушку - это поспособствует развитию соперничества.
  5. Прививайте взаимные интересы, желание совместного решения проблемы. Под видом игры, детской забавы научите погодок совместному времяпрепровождению. Мальчишки-погодки не должны конкурировать. Парни научатся взаимодействовать, защищать друг друга. Подобные занятия помогают сплотить мальчиков-погодок и поспособствовать развитию малышей. О том, .
  6. Воспитывая разнополых детей погодок не переусердствуйте с различием воспитания по половому признаку. Девочка конечно должна стать хозяйкой, но это не означает, что только она должна следить за порядком. А мальчик, конечно будущий джентльмен и не должен обижать девочек, но если она отняла его машинку, мальчик имеет право проявить чувства раздражения.

Заключение

Дети погодки имеют свои плюсы и минусы. Малышам проще привить общие интересы, у них формируются схожие взгляды. Но в то же время младший под влиянием брата может потерять собственную личность, копируя старшего. Подобное развитие событий нужно предотвратить. Погодки должны осознавать, что каждому в течение своей жизни придется сделать выбор, малыши должны быть сознательными личностями, когда вырастут.

Многие родители, мечтающие о детях с небольшой разницей в возрасте (один за другим), представляют, что выросшие дети будут дружить и превратятся чуть ли не в одно целое. Но очень часто реальность разрушает все ожидания: погодки в старшем возрасте не могут найти друг с другом общий язык, а иногда и вовсе прекращают общение. Каковы причины такого поведения? Как ? Выяснил «Я - Родитель».

Мы собрали заблуждения мам и пап, для того чтобы на реальных примерах показать, какие сложности могут возникнуть при воспитании погодок и как родителям вовремя предотвратить ошибки.

«После роддома мне хочется отдать все свое внимание малышу»

Мнение психолога: Период адаптации после родов действительно очень сложный, и если есть возможность обратиться за помощью к бабушкам и няням, то это самый подходящий момент! Стоит учитывать, что физические и психологические ресурсы не безграничны, поэтому в такой период для мамы необходимо вводить понятие распределения нагрузки. Если часть забот о старшем ребенке берет на себя , это действительно может дать маме сил. При этом важно проследить, чтобы старший не подумал, что младший забирает все время мамы. Желательно уделять большее количество внимания старшему ребенку, пока младший спит или в вечернее время, когда папа возвращается с работы и может помочь с младшим.

Реакция старшего ребенка на вернувшуюся из роддома маму тоже может оказаться далеко не очевидной. Вы думаете, что он соскучился и тут же бросится в объятия. Но встреча может быть и весьма холодной: старший малыш может отталкивать маму, отворачиваться, пищать и даже бить. Ему непонятно, почему мамы не было так долго, и он не может предугадать, не повторится ли такая разлука в ближайшее время, поэтому таким образом малыш пытается защитить себя от переживаний.

В этот момент нужно понимать и принимать смешанные чувства старшего ребенка по отношению к маме. При этом проговорить и свои ощущения: «Я понимаю, что тебе может быть обидно, и кажется, будто я про тебя забыла, но это не так. На время я действительно исчезла - мне пришлось ехать в больницу, чтобы вернуться к тебе с твоим родным маленьким человеком».

Если папа научился управляться с первым ребенком, то с именно он становится основным помощником. Отец может укладывать спать старшего, кормить, гулять с ним, в то время как мама занимается с младшим. Не стоит забывать и о семейных прогулках на выходных.

«Я часто срываюсь на старшего! Он ревнует меня к младшему ребенку, может ударить малыша, все время шумит и прыгает по квартире… Мои нервы не выдерживают»

Мнение психолога: Защищать маленького нужно, но не агрессивными методами по отношению к старшему. Физически наказывать нельзя. В противном случае поведение старшего только усугубится. Скорее всего, старший ребенок не запомнит ругань в столь раннем возрасте, но в подсознании останутся негативные переживания. В этот момент его чувства страха и боли начинают ассоциироваться с младшим ребенком. То есть старший думает: «Я ему что-то сделаю - и после этого получаю». При повторении подобных ситуаций в дальнейшем очень сложно выстроить дружеские, доверительные отношения между погодками. Позже, уже во взрослом возрасте, люди приходят на прием к психологу с искренним непониманием причин ненависти к своему брату или к сестре.

Для того чтобы остановить агрессивное поведение , необходимо четко, но довольно мягко и без повышенных интонаций проговорить, что делать нельзя: «Я понимаю, что ты это делаешь не для того, чтобы навредить специально. Но ты априори больше и сильнее, поэтому можешь сделать малышу плохо и больно». Чтобы ребенок услышал вас и, главное, понял, необходимо перед разговором установить зрительный контакт.

«Одежду мы покупать не будем. Зачем? Младший все носит после старшего»

Мнение психолога: В основном, это касается детей одного пола, но похожая ситуация может наблюдаться и в семьях с разнополыми детьми (например, когда они еще совсем маленькие или носят вещи из разряда «унисекс»). О чем идет речь: у погодок очень часто встречается феномен слияния, когда старший и младший не различают друг друга. Они даже не способны идентифицировать себя при ответе на некоторые вопросы («Кто разбил чашку?»). Оба будут показывать друг на друга. И не потому, что врут - они как будто неделимое целое. Разумеется, в случае с одеждой основная часть вещей будет общая, но все-таки найдите возможность приобрести собственные вещи и младшему ребенку. Эти вещи будут подчеркивать его индивидуальность (подходить под цвет глаз, настроение и пр.). При воспитании погодок необходимо акцентировать внимание не на сходствах, а на различиях.

Любопытный феномен: чем больше этих различий поддерживают мама и папа, тем мягче будут отношения между детьми. И если одному ребенку интересно заниматься музыкой и рисовать, а другой предпочитает бокс и легкую атлетику, постарайтесь услышать желания обоих малышей. Не стоит отдавать их в одну и ту же секцию или вести кого-то одного на занятия насильно. Попробуйте дать возможность детям развиваться отдельно друг от друга . Возможно, со временем они сами увлекут друг друга.

«Они пойдут вместе в школу - в один класс. Удобно будет забирать»

Мнение психолога: Действительно, такой подход экономит время и силы родителей, но если погодки ходят в одну группу в детском саду, отправляются в один класс, то это опять-таки больше напоминает близнецовую модель воспитания. Причем, если мы говорим о погодках, ориентиром в ней служит уровень развития старшего ребенка. Выходит, младшему приходится развиваться не в своем природном темпе, а так же, как старшему. Все-таки разница в возрасте есть! И чем младше дети, тем больше эта разница прослеживается.

Разумеется, воспитание погодок - это отдельная тема, в которой всегда найдется место для дополнительных вопросов, рассуждений и споров, но в целом как при воспитании погодок, так и при воспитании одного ребенка, есть одно универсальное правило: «Ошибки есть у всех родителей - и это нормально». Не нужно казнить себя за ошибки, винить - на чувство вины уходит много энергии, которую можно было бы потратить на исправление ошибок.

Вы запланировали появление еще одного малыша в семье, но не знаете, как отреагирует ваш первенец? Психологи портала Я-родитель подготовили тест для родителей дошкольников, который позволит определить, готов ли малыш к появлению брата или сестры.

Каждая девушка мечтает о семье. И вот случатся чудо – она выходит замуж, и у неё появляется малыш. И всё бы ничего, но спустя год рождается второй ребёнок. Мама в недоумении: как справиться с двумя малышами? Как воспитывать детей погодок?

Помощь папы в семье

Ясное дело, что для начала молодой мамочке необходимо справиться со стрессом, ведь дети-погодки отнимают всё её время.

И тут на помощь придёт папа. Хоть он и остался единственным добытчиком в семье пока мама в декрете, но его помощь примется с огромной радостью. Пусть это будут даже небольшие мелочи как мытьё посуды или уборка комнат, но супруге станет от этого только радостнее. А если ритуалом станет купание малышей папой, то такой поступок будет супруге высшей наградой.

Пока малыши ещё маленькие трудности касаются только бытовой стороны, но став дошколятами мама пугается, как развивать и воспитывать детей-погодок. Ведь ими считаются не только дети с разницей год, но даже к этой категории относят детей с разницей и два года.

Воспитание старшего и младшего малыша

Чаще всего старшему малышу исполняется год-полтора, и в семье появляется ребёнок младший. В этот период один малыш уже активно ходит и пытается познавать мир с помощью разнообразных вещей, гаджетов, которые родители всё время прячут. Все попытки взять запрещённый предмет заканчиваются громким рёвом. А в комнате в это же время плачет младший. Этот период самый тяжёлый в жизни родителей, ведь оба малыша хотят внимания мамы и папы.

Главное, не отчаиваться и соблюдать несколько принципов. Постараться так вести режим детей, чтоб он максимально совпадал у обоих. Это касается сна и прогулок. Постараться до появления младшего познакомить старшего с тарелкой и ложкой. Пока малыш подрастёт, старший научится самостоятельно есть. Это же касается и сна. Пробовать укладывать старшего в свою кровать если до этого он спал с родителями. Пусть в этот процесс подключатся и папа, тогда всё пройдёт спокойнее и проще. И не забывать о внимании к старшему. Играйте вместе, веселитесь, читайте книжки и разговаривайте, тогда ребёнок не будет одиноким.

Родительская любовь к обоим деткам погодкам

Когда наступает период с года до четырёх лет, в нём тоже присутствуют подводные камни. В это время дети уже достаточно подросли и оба интересуются окружающим миром. Именно в это период перед родителями стоит непростая задача – предотвратить дух соперничества у детей и создать каждому собственное пространство. Проявлять родительскую любовь необходимо к обоим детям и даже на ночёвку к бабушке отправляться должны оба или же никто. Таким образом, дети не будут чувствовать, что выделяют кого-то особенного.

Видео. Дети погодки, мнение молодой мамы.

И немного о личном пространстве малышей. Это очень важный момент этого периода. У каждого малыша должна быть собственная одежда, личные вещи и игрушки. Нарушение же этого правила приведёт к драке. Может быть, иной раз придётся покупать обоим одинаковые игрушки если ссора не может разрешиться.

В этот отрезок времени старшего малыша стараются отдать в . Это значительно облегчит быт маме, но, к сожалению, ранит чувства старшего малыша. Он в это время может ощутить себя никому ненужным, а потом и неприязнь к младшему брату или сестре. Если адаптация к садику происходит очень тяжело, то стоить повременить и уже отправить в детский сад обоих детей.

И всё же эти возрастные рамки самые продуктивные в плане развития детей. Старший впитывает в себя новые знания, а младший тянется за ним и открывает для себя неизведанный мир. А если молодые родители достаточно внимательны и мудры, то моменты дискомфорта пройдут легко.

Развитие ребенка дошкольного и младший школьный возраст

Следующий этап – это дошкольный возраст и младший школьный. В это время, когда старшему семь, а младшему пять, сравниваются грани психологического развития погодок, иногда тяжело разобраться кто же из них на самом деле старше. В этот период дети срастаются в дружную команду. Они чувствуют себя близкими друзьями, ведь у них много общего: игры, увлечения, интересы.

В это время родителям необходимо не допустить грубейшую ошибку: не воспринимать абсолютно разных детей, как близнецов с одинаковыми желаниями. Каждый ребёнок в силу своего возраста индивидуальность, а таланты каждого должны быть приняты с особым вниманием. К младшему же не стоит завышать требования. Всему своё время. Не навязывайте ребятам одинаковые секции и игры, пусть каждый выберет для себя что-нибудь интересное.

И самый тонкий момент этого возраста: стоит ли их отдавать в школу вмести. Ответ прост – всё зависит от развития детей. Стоит заранее обдумать ситуацию помещения детей в один класс. Младший ребёнок может не успевать за нагрузкой, а старший может плохо чувствовать себя старшим среди всех. Преимущества поступления в школу с разницей в год заключаются в привыкании старшего к школе и его помощи с уроками младшему. Но всё же вопрос о школе решается строго индивидуально.

Вырастить детей-погодок процесс сложный, но если к нему добавить много искренней любви, то такая семья станет прекрасным примером для многих семей.

Воспитание погодок – неплохая возможность познать себя, оценить собственное терпение, смекалку, выносливость, наличие творческих способностей, умение быстро мыслить, действовать и убеждать.

Годовалый малыш почти такой же неразумный и беспомощный, как его младший братик или сестрёнка. Он ещё толком не умеет самостоятельно кушать, засыпать, садиться на горшок и играть, а ещё он точно так же постоянно хочет к маме. А та, с двумя малышами на руках, должна успевать всех помыть, одеть, приготовить кушать, накормить, погулять, уложить спать, вымыть пол, постирать и не забыть о себе.

Что же поможет отважной маме малышей-погодок?

  • Домашняя автоматика. Посудомойка, плита и духовка с таймером, мультиварка, стиральная машинка с функцией сушки (или приходящая уборщица). Желательно обзавестись и научиться пользоваться этими помощниками ещё до рождения малышей, чтобы понимать все их возможности и попрактиковаться. Ежедневно приготовляемые детские блюда в первые 2–3 года не отличаются большим разнообразием, здесь есть только одно правило – блюдо должно быть свежим. С возможностью установки таймера любая готовка не отнимет больше 10 минут (нарезать продукты, забросить в кастрюлю и забыть). Автоматическая сушка позволит не только сэкономить время, но и не загромождать квартиру мокрыми детскими вещичками, а так же обойтись меньшим числом комплектов одежды.
  • Чётко соблюдаемый режим и правила сэкономят время и нервы. Конечно, первые полтора–два года распорядок дня у деток-погодок будет разный, но, понимая их потребности в сне и приёме пищи, проще по возможности совмещать их графики.
  • Совместный сон с грудничком сбережёт силы и позволит полноценно выспаться всем членам семьи. Отучить малыша от кровати родителей в будущем гораздо проще, чем просыпаться каждые два часа в течение ночи для кормления крохи на протяжении 1–2 лет.
  • Слинг-шарф – незаменимый помощник в деле воспитания детей погодок. Эту чудо-вещицу можно использовать с самого рождения. А расставаться с ней не захочется до критически высокой массы ребёнка (6–7 месяцев). В нём можно гулять, кормить грудью, укладывать спать, посещать общественные места. Слинг освобождает руки, даёт возможность заниматься любыми делами, в то время как малыш всегда находится под присмотром мамы, ему тепло, уютно и спокойно. Уснувшего грудничка всегда легко переложить в кроватку – всего лишь перекинув петлю шарфа через голову. Такое перемещение менее заметно для него, чем из положения на руках у мамы. Но важно предварительно хорошо изучить инструкцию по использованию слинга.
  • Не отказываться от помощи друзей и родственников. Всё высвободившееся время лучше посвятить старшему ребёнку или отдыху. И не надо стесняться, боясь осложнить чью-то жизнь своими просьбами. Надо давать возможность другим людям помогать себе в трудные минуты.
  • Развивающие занятия можно совмещать с прогулкой. Ведь основная часть времени в течение дня уходит на домашние дела, в результате на игры и общение почти ничего не остаётся. Можно взять на улицу пластилин, катать из него шарики и мастерить зверей или человечков из природных материалов. Зимой можно раскрашивать красками снег или берёзы. При помощи ведёрочек разного размера и формы очень весело мастерить высокие замки из песка. Мелки на асфальте помогут изучить цвета, формы, размер, зверей, фрукты, овощи, а также сотворят островки, прыгая по которым можно добраться до волшебного приза. Раскачивая малыша на качелях, можно рисовать перед ним на асфальте сказку.
  • Всё время разговаривать с детьми-погодками и обучать их. Даже не умея разговаривать, дети чудесным образом сохраняют всю услышанную информацию и реализуют её в последствии. Нужно учить быть щедрым, отзывчивым, добрым, демонстрируя это своим примером. Погодкам особенно сложно сдерживать природную жадность и ревность, ведь поблизости всегда есть конкурент, посягающий на любимые игрушки.
  • Не ожидать моментальной реакции и понимания со стороны малышей-погодок. Лучше подстраиваться под них, чем злиться на их непослушание. Дети постоянно экспериментируют, они живут в игре, им сложно сконцентрироваться и, например, вести себя тише, когда мама укладывает спать младшего брата или сестру. Проще маме удалиться в соседнюю комнату, предварительно объяснив ребёнку цель своего ухода.
  • Научиться "остывать". Усталость и однообразие нескольких лет работы с детьми рано или поздно выражается во вспышках гнева, особенно когда малыши кричат и совершенно отказываются слушаться. Важно заранее понимать проблему и переключать свой негативный настрой в другое русло: спеть весёлую песню или заговорить о чём-то неожиданном.
  • Останавливаться и чувствовать момент. Строгий график или поход в детский сад иногда могут и подождать, если именно сейчас очень хочется почитать книжку, рассмотреть жука, поскакать на кровати или пошуршать осенними листьями.

Детство бывает один раз в жизни и мамина задача – создать о нём наилучшие воспоминания.