Меню

Семейное воспитание и воспитание в школе. Школьное и семейное воспитание: альтернатива развития

Волосы/Прически

Семья – главный институт воспитания человека. Семейное воспитание детей – это система воспитательных и образовательных процессов, регулирующаяся определенными традициями и нормами, принятыми в условиях отдельно взятой семьи, и реализуемая силами всех членов семьи. Главной целью семейного воспитания является формирование нравственной, интеллектуально развитой личности, подготовленной к жизни в современном обществе. Семья является для ребенка естественной средой существования, отличающейся от прочих коллективов, с которыми ему предстоит взаимодействовать в дальнейшей жизни. Какова роль семьи и семейных традиций в воспитании детей? Чем отличается семейное воспитание от воспитательных процессов, реализуемых прочими образовательными и воспитательными институтами?

Семейное воспитание детей: общие принципы и положения

Семейное воспитание детей – это совокупность методов и мер, предпринимаемых членами семьи последовательно и регулярно с целью формирования у ребенка социальных и личностных норм поведения, моральных и нравственных ценностей и устоев, общегражданских и общечеловеческих идеалов.

Семейное воспитание детей – один из основных механизмов, обеспечивающих подготовку личности к интеграции в современное общество. Именно в семейной среде ребенок получает первые представления о взаимодействии личности и общества, об интересах и приоритетах, о выгодах обеих сторон.

Характер семейного воспитания обусловлен следующими факторами:

  • Физическое и психическое здоровье членов семьи;
  • Наследственность;
  • Материально-экономический статус семьи;
  • Социальный статус семьи;
  • Уклад жизни;
  • Количество членов семьи;
  • Условия проживания;
  • Отношения между членами семьи;
  • Культурный, моральный, нравственный потенциал семьи.

Основными задачами семейного воспитания детей являются:

  • Создание максимально благоприятных условий для умственного, физического и психического развития ребенка;
  • Передача жизненного опыта и знаний, систем ценностей;
  • Обучение детей базовым навыкам и умениям, привитие интереса к знаниям и познанию;
  • Воспитание чувства собственного достоинства, ценности собственного «я».

Основными методами реализации семейного воспитания детей являются:

  • Убеждение (беседы, советы, внушение);
  • Личный пример;
  • Поощрение и развитие в ребенке чувства удовлетворенности своими успехами;
  • Наказание (ограничение удовольствий ребенка, однако без применения физических мер).

Основные принципы семейного воспитания детей сводятся к следующим положениям:

  • Признание ребенка равноправным членом семьи, уважительное отношение к его личности, интересам, потребностям;
  • Восприятие своего ребенка таким, каким он есть, не предъявляя завышенных требований к его деятельности и достижениям;
  • Создание благоприятной, эмоционально-комфортной, доверительной атмосферы для установления контакта с ребенком;
  • Оказание необходимой помощи ребенку, избегая при этом гиперопеки;
  • Последовательность в своих действиях и требованиях, как в воспитательном процессе, так и в повседневной жизни;
  • Построение воспитательных стратегий с учетом возрастных, гендерных и личностных особенностей ребенка.

Ребенок воспринимает семью, ее традиции и принятые в семейном кругу нормы, как должное. Семья для малыша является первым воспитательным институтом, являющимся наиболее авторитетным в отличие от каждого последующего. А также тем естественным фильтром, который имеет непосредственное воздействие на формирование личности. Так, родители в первые годы жизни ребенка определяют основной круг его интересов, круг его общения, места его пребывания и точки соприкосновения с социумом. Именно в атмосфере семьи ребенок познает первый опыт межгендерных отношений (матери и отца), опыт отношений поколений (отцы и дети). Дети подсознательно копируют поведение взрослых, принимая их модели поведения как истинные и единственно правильные. В дальнейшей жизни ребенку будет крайне сложно понять, почему у него не складываются отношения в коллективе, с друзьями, личные отношения с противоположным полом.

Семейное воспитание детей дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста являются наиболее восприимчивыми к ситуациям, событиям, происходящим в кругу их семьи. Это объясняется основной особенностью семейного воспитания детей, которое выстраивается на чувствах и эмоциях, а не на постижении нового опыта, получении новых знаний (что реализуется в детских садах, школах, прочих образовательных учреждениях). Основа успешного семейного воспитания детей дошкольного возраста – любовь родителей к ребенку, которая должна проявляться в словах, отношении, поступках, ощущениях ребенка, семейной атмосфере. Ребенок, недополучающий родительского внимания и любви, всеми силами пытается привлечь недостающее внимание различными поступками, непослушанием, капризами, замкнутостью. Основной ошибкой родителей в данном случае является наказание ребенка без выявления сущности проблемы такого поведения. Многие родители предпочитают решать проблемы с детьми с привлечением педагогов и психологов, хотя ребенку в этот момент просто необходима родительская ласка и поддержка. К основным ошибкам семейного воспитания детей дошкольного возраста относятся:

  • Признание материальных благ приоритетными над духовными и моральными ценностями;
  • Низкий культурный, нравственный и духовный потенциал родителей, их аморальное, безнравственное поведение;
  • Авторитаризм и безнаказанность, а также чрезмерное физическое наказание детей;
  • Тяжелая психологическая атмосфера в семье.

Роль семейных традиций в воспитании детей

Семейные традиции – это совокупность принятых и соблюдаемых норм, правил, обычаев и взглядов, определяющих поведение каждого члена семьи в отдельности, а также семьи в общем, передаваемые из поколения в поколение. Семейные традиции в воспитании детей играют первостепенную роль. Это именно тот фактор, который отличает семью от других коллективов, с которыми ребенку предстоит взаимодействовать. Семейные традиции укрепляют родственные связи, развивают чувства долга и ответственности, гордости за семью и переживания за ее целостность и единство. С падением ценности института семьи в современном обществе семейные традиции являются инструментом укрепления семьи.

Соблюдение семейных традиций упорядочивает жизнь человека. Традиции объединяют поколения, позволяя детям в процессе воспитания лучше усваивать механизмы взаимоотношений поколений. Соблюдение традиций прививает ребенку чувства любви, привязанности, уважения. Совместный досуг на выходных, совместные воскресные обеды, празднование важных событий способствуют не только укреплению семейных связей и ценностей, но и формируют положительную атмосферу семьи.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реа­лизации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст бла­гоприятные условия для развития ребенка. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление его деятельности.

В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

У вас есть ребенок школьник? Насколько хорошо в вашем случае налажено взаимодействие между школой и семьей? Существует огромное количество форм данного взаимодействия... Как обстоят дела в вашем случае?

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

Формы работы:

Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит зна­комство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родите­лями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ре­бенка, дает советы по организации выполнения домашних зада­ний и т.д.



Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения.

Родительское собрание - форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.

Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого - педагогического просвщения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете.

Общешкольные (или по параллелям) родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о школе, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы.

Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к решению той или иной педагогической проблеме.

Более подробно о родительских собраниях можно прочитать в соответствующей статье.

Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление . Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Они своего рода социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Образуя ассоциацию, родители вправе создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни школы самостоятельно. Этим целям могут служить школьные родительские собрания, конференции, родительский комитет и его комиссии, секции и другие рабочие органы. Кроме того, родители могут входить как равноправные члены в школьный совет, если школьное самоуправление предусматривает создание этого органа. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.

Представители родителей, постоянные помощники педагога входят в общешкольный родительский совет. Это - координирующий штаб разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия школы и семьи для решения воспитательных задач.

Организация совместных досуговых мероприятий
Во многих школах родители - частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья» и «Огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера «Встреча с профессией», и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формыдосуга: совместные праздники, подготовка концер­тов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки, организованные родителями. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллектив­ные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Возможно, например, проведение вечера-встречи «Мир увлечений нашей семьи», на котором демонстрируются поделки, сувениры - все то, чем семья увлека­ется в свободное время.

Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию различных кружков, спортивных секций, участие в заседаниях клубов . К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку. Тем не менее один-два энтузиаста всегда находятся. Чаще всего это спортсмены, тренеры, которые организуют различные спортивные секции или проводят соревнования вместе со школьными преподавателями физкультуры.
Кружки могут работать и вне школы. И если у какой-то мамы есть возможность собирать у себя дома девочек, она может возгла­вить домашний кружок или клуб, например «Хозяюшка», и этим оказать огромную помощь в воспитании будущих матерей и хозяек дома.

Неоценима помощь родителей и в укреплении материально-технической базы школы , в организации родительского патруля во время проведения дискотек и вечеров.

Университет педагогических знаний - это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.

Лекция - это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор - сам учитель-воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.

При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций - опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции - непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.

Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности младших подростков», «Режим дня школьника», «Что такое само­воспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в семейном воспитании», «Ребенок и природа», «Искусство в жизни детей», «Половое воспитание детей в семье» и т.д.

Конференция - форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.
Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание родителей, на занятиях университета педагогических знаний, пред­шествующих конференции, иногда предлагается заполнение краткой анкеты.
Конференция обычно открывается вступительным словом директора школы (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если она классная). С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий конференции.

Практикум - это форма выработки у родителей педагогичес­ких умений по воспитанию детей, эффективному решению возни­кающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педа­гогического мышления родителей-воспитателей.
В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и и школы и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.
День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.

Педагогическая дискуссия (диспут) - одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой буду­щего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута - ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из роди­телей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута - уважение к позиции и мнению любого участника.
Темой диспута может служить любая спорная проблема семей­ного и школьного воспитания, например: «Частная школа - за и против», «Выбор профессии - чье это дело?».

Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из шко­лы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

Индивидуальные тематические консультации . Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пре­небрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного кон­сультирования - доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

Нынешнее школьное образование оказывает сегодня населению образовательные услуги и поэтому вопрос воспитания повис в воздухе. Стоит дилемма перед педагогическим сообществом, а кто же все-таки должен и обязан заниматься непосредственным воспитанием детей? Одни педагоги считают, что все идет из семьи и предпочтение отдают семейному воспитанию.

Другие полагают, что в школе необходимо школьное воспитание , как и раньше, но в совместном и тесном сотрудничестве с родителями.

Воспитание в школе

Анализируя, современное школьное воспитание можно четко заявить, о том, что оно меняет структуру и содержание. В разных учебных заведениях воспитательный процесс построен по-разному, но в рамках «Закона об образовании». Наблюдаются следующие направления: патриотическое, нравственное, культурное и иногда даже эстетическое.

Поменялись формы и методы осуществления воспитательного процесса. Правда порой коллективное воспитание размывается на фоне работы с индивидуальными одаренными детьми.

В целом микроклимат в школе позволяет делать вывод, насколько продуктивно ведется воспитательная работа с детьми. Если в школе учителя кричат на уроках и не совсем в корректной форме делают замечания ученику, то стоит задуматься о степени культуры самих педагогов.

Поскольку ребенок, копирует педагога, пытается ему подражать. Затем он несет эти выражения, летящие в его адрес, домой, и использует в общении дома со своими братьями и сестрами, когда наблюдаешь эту картину общения, то понимаешь, что школьная среда обитания оказывает прямое воздействие и закладывает культуру общения человека в обществе.

Поэтому все воспитание детей в школе это скорее формальность или миф.

Воспитание в семье

Семейное воспитание также зависит от микроклимата и желания родителей заниматься этим процессом. И здесь на помощь родителям приходит огромное количество литературы написанной разными психологами, педагогами, воспитателями.

Очень интересными пособиями для родителей могут показаться книга автора Фабер Мазлини «Свободные родители, свободные дети» 1974 г издания и психолога Ларисы Сурковой «Как здорово быть родителями» 2001 года издания.

Эта литература несет рекомендательный, а также познавательный характер для родителей. Готовят детей к реальной школьной жизни и учат, как надо правильно выстраивать отношения в семье в школе со сверстниками и взрослыми. На примере школьных ситуаций разбираются конкретные случаи. Как необходимо правильно реагировать на замечания учителей, как выполнять школьные правила и распорядок дня.

В зависимости от занятости родителей и ценностных убеждений выстраивается стратегия воспитательного процесса непосредственно в самой семье.

Немало важным является и пример для подражания со стороны родителей. Дети часто считывают поведение с них. Более естественная среда и взаимопонимание делает процесс воспитания продуктивным.

Стиль воспитательного общения каждый родитель выбирает сам. Принципы воспитания закладываются гражданским обществом, в котором мы живем.

Мир и жизнь вокруг нас меняется стремительно быстро. Государство и родители обязаны принимать довольно активное участие в жизни своих детей. Будь, то школьное или семейное воспитание альтернатива одна: «Хорошо воспитанное поколение детей способно преображать, совершенствовать окружающий нас мир и заботиться о стариках». В целом картина понятна и ясна. Все глобальные преобразования в области образования сегодня необходимо продолжать совершенствовать и выстраивать ту стратегию воспитания, которая будет отвечать всем запросам прогрессивного, современного общества.

Семейное воспитание. Формы, методы взаимодействия школы с семьёй

Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, бюджета и взаимной моральной ответственностью. Она имеет ряд функций: репродуктивную, экономическую, экзистенциальную, досуговую и пр. Одна из главных ее функций воспитательная. Семья имеет приоритет как основной источник социализации и обладает огромными возможностями в формировании личности, особенно в первые пять лет жизни ребенка, сензитивный период, когда формируются психические процессы, эмоции, характер. Поэтому так велика ответственность семьи за воспитание.

На социализирующую функцию семьи оказывает влияние ряд факторов: социальное и материальное положение, род занятий и образование родителей, эмоционально-нравственная атмосфера в семье, в том числе мировоззрение, ценности. Особую роль играет воспитательная деятельность родителей.

Имеет значение и тип семьи. Наука выделяет разные типы семьи: по главенству, по составу, по ценностным установкам и др. По ценностным установкам семьи бывают детоцентристскими: основная цель - вырастить детей, супружескими: главное - отношения супругов.

В настоящее время большинство семей по типу главенства эгалитарны, в них отношения основаны на равенстве, партнерстве, демократизме, в отличие от патриархальной семьи, во главе с мужчиной. Раскрепощение женщин имеет и негативные последствия: мужчины, отцы должны проявлять меньше агрессивных, маскулинных черт и больше эмоциональности, тонкости, чуткости, чего они часто не могут. Современные женщины часто ведут себя по-мужски в деловой и семейной жизни, что тоже осложняет психологическую атмосферу в семье и воспитание. Ученые считают, что семья развивается в сторону персоналистской семьи, где ее ведущая функция - обеспечить развитие индивидуальности, способностей каждого на основе сотрудничества, толерантности.

Семейное воспитание - специальная педагогическая деятельность родителей в семье, в которой реализуется функция семьи по социализации ребенка.

Исследования показывают, что большая часть семей осуществляет воспитание на низком уровне: детей воспитывают стихийно, неосознанно, безответственно, следуют моделям поведения своих родителей, перекладывают воспитание на детский сад, школу, не знают, что и как надо делать для воспитания детей в семье.

Семейное воспитание характеризуется рядом условий: общей позицией родителей, типом воспитания, наличием обоснованных программ воспитания, использованием средств и методов общения и взаимодействия с ребенком. Общая позиция родителей состоит в ответственности за воспитание ребенка. Это означает безусловную любовь, поддержку, заботу, помощь ребенку. Одновременно родители должны осознавать свои ценности, себя, свои проблемы и успешно решать их, то есть иметь здоровую семью с благополучной нравственно-эмоциональной атмосферой.

Общие взгляды и педагогическая позиция родителей определяют и тип, стиль воспитания: авторитарный, демократический, безразличный.

При демократическом стиле устанавливают правила и требования, но объясняют свои действия и мотивы, обсуждают их, используют разумный контроль, власть, ценят в ребенке и послушание и самостоятельность.

Главные методы воспитания в семье - это пример, организация жизни ребенка, совместные с родителями занятия и помощь ребенку. Ребенок особенно в раннем детстве подражает родителям, поэтому так важно, чтобы родители давали пример достойного поведения во всем. Но этого мало, надо организовать жизнь ребенка: устроить комнату, вещи, занятия, режим дня. Совместные занятия и деятельность детей с родителями: чтение, работа по дому и вне его, игры, спорт, музеи, театр - все это более всего служит правильному воспитанию.

Позиция и отношения родителей с ребенком с возрастом меняются: ребенок становится все более самостоятелен. Родители оказывают ему помощь, но не решают проблемы за него.

Одним из распространенных недостатков семейного воспитания становится в наше время культ вещей, приобретательство, организация жизни и деятельности детей в семье с учетом их индивидуальных, возрастных особенностей требует правильного чередовании труда и отдыха детей, создания условий для трудовой деятельности, чтение книг, занятия спортом, играми, полноценного общения с родителями и друзьями. Распространенной ошибкой семейного воспитания является внимание родителей только учебному труду детей, недооценка ими бытового труда, участие детей в работах по самообслуживанию. Между тем, как показывает опыт, детей в бытовом, общественно полезном труде необходимо для воспитания многих важных черт характера ребенка. Дети одержимы стремлением к деятельности, творчеству.

Организация взаимодействия школы и семьи осуществляется в следующих направлениях:

формирование активной педагогической позиции родителей.

Контакт с родителями строится таким образом, чтобы у родителей возникал интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах. Следствием такого педагогического взаимодействия является участие родительского актива в воспитании не только своего ребенка, но и класса в целом. Огромный эффект имеют коллективные дела школы и классов, в которых принимают участие родители.

    повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего обучения детей в школе; вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, усвоение теоретических знаний и приобретение практических навыков.

Формы организации занятий разнообразны: лекции, беседы, конференции для родителей, педагогические дискуссии, круглые столы, педагогические практикумы. В работу вовлекаются не только педагоги школы, но и работники социальных служб, медики. В школе уделяется внимание вопросу знакомства родителей с нормативными документами на информационных консультациях и родительских собраниях, психологическому консультированию родителей и учащихся.

    взаимодействие социальной службы с семьями, консультирование родителей по вопросам воспитания психологами школы, согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей; совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания.

    вовлечение родителей в органы школьного самоуправления .

И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.

Формы учебного взаимодействия с семьей.

Урок-наблюдение, урок-практическое участие родителей, урок-соревнование детей и родителей, уроки - совместное изучение информационных технологий, театрализованные представления и драматизации, родительские тренинги, дискуссии
психологические разминки, круглые столы, устные журналы, практикумы, родительские вечера, родительские чтения, родительские ринги. Родительские собрания, общеклассные и общешкольные конференции, индивидуальные консультации, посещение на дому.

Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний. Эта школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.

На собрании обсуждаются проблемы жизни класса и родительского коллектива.

Люди, воспитанные без родитель­ской

ласки, часто искалеченные люди.

А. С. Макаренко

1. Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания личности.

2. Характеристика семейной политики и демографии в России.

    Взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе.

    Семейное воспитание и семейное право.

Базовые понятия: семья, семейное воспитание, функции семьи, типы семейного воспитания, типы семьи, педагогическая культура родителей, семейное право.

1. Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания личности

Семья - один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодей­ствие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. В се­мье юный гражданин получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, соотносит свое Я с Я других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатыва­ют у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойно­го и недостойного, справедливого и несправедливого.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в те­чение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в наиболее значимый период своей жизни, и по силе и длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закла­дываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже бо­лее чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрица­тельного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ре­бенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье лю­дей - родителей, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем ни­какой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Так, често­любивые родители нередко в такой степени подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них чувства неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей.

В настоящее время проблемы семьи изучают многие науки: экономи­ка, право, социология, демография, психология, педагогика и др. Каждая из этих наук в соответствии со своим предметом выявляет тс или иные стороны ее функционирования и развития. Педагогика рассматривает воспитательную функцию семьи современного общества с точки зрения целей и средств, прав и обязанностей родителей, взаимодействия родите­лей в процессе воспитания детей со школой и другими детскими учрежде­ниями, выявляет резервы и издержки семейного воспитания и пути их компенсации.

Семья - это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (про­должении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Се­мья создает у человека понятие дома не просто как помещения, где он жи­вет, а как чувства, ощущения, где любят, понимают, защищают.

К основным функциям семьи относятся:

    генеративная функция, обусловленная необходимостью продолжения человеческого рода, что является не только биологической потребностью, но также имеет огромное экономическое значение для сохранения популя­ции. Семья без детей духовно неполноценна.

На выполнение семьей своей генеративной функции оказывает влияние качество здоровья населения, уровень развития здравоохранения в стране и др. По оценкам экспертов, 10-15% взрослого населения по состоянию здоровья не способны иметь детей из-за неблагоприятного экологического воздействия на них, неправильного образа жизни, болезней, плохого пита­ния и т. д.;

    функция первичной социализации воспитанников обусловлена тем, что родившиеся дети несут в себе только задатки, предпосылки, признаки «человека разумного». Для того чтобы ребенок постепенно входил в обще­ство, чтобы его задатки проявились, необходимо общение и деятельность именно в семье как первичной и первоначальной социальной единице.

Семья воздействует на социализацию детей не просто самим фактом своего существования, а благоприятным морально-психологическим кли­матом, здоровыми отношениями между всеми ее членами;

    экономическая и хозяйственно-бытовая функция. Исторически семья всегда была основной хозяйственной ячейкой общества. Глубинные соци­ально-экономические изменения, которые происходят в российском об­ществе, вновь активизируют те стороны экономической и хозяйственно-бытовой функции, которые были почти сняты предыдущим развитием. Накопление имущества, приобретение собственности и проблемы ее на­следования повышают роль семьи в экономических отношениях;

    гедонистическая функция, которую также принято называть функци­ей здоровых сексуальных отношений, связана с наличием у человека общебиологической половой потребности, удовлетворение которой также важ­но, как потребности в еде, жилище и т. д. Поверхностное отношение к фи­зической близости, нерегулярные отношения со случайными партнерами вне семьи не только лишают физическую любовь ее психологического бо­гатства и глубины, но и влекут за собой печальные криминальные или ме­дицинские последствия;

    рекреационная и психотерапевтическая функция семьи объясняется тем, что семья - это сфера абсолютной защищенности, абсолютного при­нятия человека вне зависимости от его талантов, жизненного успеха, фи­нансового положения и т. д. Здоровая, неконфликтная семья - наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где человек может укрыться от всех поползновений далеко не всегда дружелюбного внешнего мира.

Воспитание детей - не только личное дело родителей, в нем заинтере­совано все общество. Семейное воспитание - часть общественного вос­питания, но часть весьма существенная и уникальная. Уникальность ее, во-первых, состоит в том, что она дает «первые уроки жизни», которые закладывают основу для руководства к действиям и поведению в будущем, во-вторых, в том, что семейное воспитание очень результативно, так как осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны фор­мирующейся личности. Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой. Причем речь идет не только об естественных чувствах любви и доверия, но и об ощуще­ниях детьми своей безопасности, защищенности, возможности делиться переживаниями, получать помощь от взрослых. Семья - основная среда обитания и жизнедеятельности детей в ранний период их жизни, которая во многом сохраняет это качество и в последующие периоды. В процессе семейного общения передастся жизненный опыт старших поколений, уро­вень культуры, образцы поведения.

Таким образом, семейное воспитание - это система воспитания и обра­зования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников.

Семейное воспитание - это сложная и многогранная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное поло­жение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отноше­ние к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут безболезненно адаптироваться к взрослой жиз­ни, достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизнен­ном пути.

Каковы же задачи семейного воспитания? Они состоят в том, чтобы:

Создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

    передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

    научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направ­ленным на самообслуживание и помощь близким;

    воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного Я.

Наиболее общими принципами семейного воспитания являются:

    гуманность и милосердие к растущему человеку;

Вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участ­ников;

    открытость и доверительность отношений в семье;

    оптимальность взаимоотношений в семье;

    последовательность старших в своих требованиях;

Оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Кроме этих принципов, существует ряд частных правил, не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказа­ний, не морализировать, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др.

Центральное место в семейном воспитании занимает нравственное воспитания. В первую очередь это воспитание таких качеств, как добро­желательность, доброта, внимание, милосердие к людям, честность, тру­долюбие.

В последние годы возрастает роль религиозного воспитания в семье с его культом человеческой жизни и смерти, с множеством таинств и обрядов.

В основе семейного воспитания лежит любовь к ребенку. Педагогиче­ски целесообразная родительская любовь - это любовь к ребенку во имя его будущего в отличие от любви во имя удовлетворения собственных сию­минутных родительских чувств. Слепая, неразумная родительская любовь порождает у детей потребительство, пренебрежение к труду, притупляет чувство благодарности и любви к родителям.

Выделяют несколько типов неправильного семейного воспитания.

Безнадзорность, бесконтрольность. Этот тип чаще всего характерен для родителей, излишне занятых своими делами и не уделяющих должного внимания детям. Как правило, в таких семьях дети предоставлены сами себе, часто попадают под влияние негативных факторов социальной среды («уличных компаний» и др.).

Гиперопека. При данном типе жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он постоянно сталкивается с многочисленными запретами. В результате этого ребенок постепенно становится нерешитель­ным, безынициативным, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя. Часто у детей, особенно у подростков, это выливается в бунт против родительского засилия, они могут принципиально нарушать запреты. Дру­гой разновидностью гиперопеки является воспитание по типу «кумира» се­мьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе такой человек тяжело адаптируется.

Воспитание по типу Золушки. Такой тип семейного воспитания характе­ризуется безразличием родителей к своим детям, холодностью, эмоцио­нальной отверженностью. Ребенок чувствует, что отец или мать его не лю­бят, тяготятся им, хотя со стороны может показаться, что родители доста­точно внимательны и добры к нему. Ребенок переживает особенно сильно, когда кого-то другого из членов семьи любят больше. Такая ситуация спо­собствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности детей.

«Жесткое воспитание». За малейшую провинность ребенка сурово нака­зывают, и он растет в постоянном страхе. К. Д. Ушинский отмечал, что страх - самый обильный источник пороков: жестокости, приспособленче­ства, угодничества и др.

Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности. С ма­лых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей, или же на него возла­гаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких В таких случаях возможны невротические срывы, трудно складываются от­ношения с окружающими.

Синдром опасного обращения с детьми. Это один из самых недопустимых типов семейного воспитания, связанный с физическими наказаниями де­тей, когда на детей воздействуют с помощью страха. Физическое наказание вызывает физические, психические, нравственные травмы, которые в ко­нечном итоге ведут к изменению поведения ребенка. Чаще всего физиче­ским наказаниям подвергаются мальчики. Впоследствии они сами нередко становятся жестокими. Им начинает нравиться унижать других, бить, изде­ваться.

Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с деть­ми, когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотноше­ниях, когда родители умеют понять мир ребенка, его возрастные запросы. Поменьше приказов, команд, угроз, чтения морали, а побольше умения слушать друг друга, стремление к поиску совместных решений - вот зало­ги эффективного семейного воспитания.