Меню

Религиозные праздники и их значение в культуре. Значение праздников в жизни людей

Уютный дом

Само слово «праздник» произошло от древнеславянского «праздь», то есть «безделье, ничегонеделанье, отдых».

На первый взгляд, праздничные дни не приносят особенной пользы, кроме хорошего, веселого отдыха, однако, значение их преуменьшать не следует.

Каждая праздничная дата имеет свой смысл, несет свое предназначение, и календарь праздников, будто бы, соединяет прошлое и настоящее . Именно в праздники особенно ярко выделяются традиции, вырисовываются обычаи, именно удается отразить всю красоту и вековую мудрость своих предков, силу, характер, талантливое творческое начало, уважение и преклонение перед верованиями и достижениями дедов, почитание природы и ее явлениям.

К праздникам готовились заранее. Задолго до наступления красной даты шили нарядные одежды, украшали их, затем, готовили и учили молодых девушек готовить праздничные блюда . Кстати, к каждому празднику необходимо было свое, праздничное кушанье. Иные блюда готовились не один день .

Для праздничных гуляний сочиняли песни, придумывались танцы. Девушки и молодые люди должны были не только в труде показывать свое мастерство, но и в танце, в песни. Люди общались, веселились, передавая из уст в уста напевки, игры, приговоры, небольшие сценки, хороводы, образуя тем самым мощный пласт народной культуры.

Многие праздники и сейчас прекрасно помнят и отмечают. Одним из таких праздников является Масленица.

Масленица

Этот праздник знаменовал собой окончание зимы и начало весны . Называется он так не случайно. Празднуется Масленица в самую последнюю неделю перед Великим постом. В это время уже нельзя было есть мясное, но вот на молочные продукты запрета еще не было. Поэтому основным праздничным блюдом были блины, которые обильно поливались маслом .

Точного календарного дня это праздник не имеет, он высчитывается от Пасхи. Вся неделя была праздничной и каждый день имел свое название. В понедельник отмечали встречу, во вторник устраивали заигрыш, среда считалась лакомкой, четверг — разгулом, пятницу называли тещиными вечёрками, а в субботу – золовкины посиделки, воскресенье был прощенным днем, или проводами .

Еще перед Масленицей, в воскресенье, отец девушки, которую отдали в жены, приезжал к новой родне с угощениями и звал молодых к себе в гости . В масленичную пятницу, обычно, молодые приезжали. К этому времени теща готовила самые вкусные блюда и угощения. Конечно же, на почетном месте были блины. Встреча проходила тепло, радостно, по семейному, до глубокого вечера. Мужчины говорили о своем, а мать с дочерью обсуждали свое житье – бытье. Отсюда и название — тещины вечёрки. В субботу родню встречала золовка.

В эти дни молодой муж должен был катать молодую жену с ледяных горок. Катание сопровождалось весельем, смехом, поцелуями. Проводились кулачные бои, катания на тройках .

Самым ярким событием Масленицы было сжигание чучела. Чучело делали заранее из соломы, скидывались на наряд, потом носили соломенную куклу по деревне, и после этого уносили в поле, где и сжигали под приговорки « Масленица прощай, на тот год опять приезжай».

В воскресенье просили прощение у всех живых и даже мертвых. После этого нужно было обязательно сходить в баню, чтобы очищенными заступить на Великий пост.

Вербная неделя

Это шестая неделя Великого поста. После Вербного воскресенья начинается Страстная неделя.

За 5 дней до своей смерти Христос вошел в Иерусалим, и жители встретили его, выстилая ему дорогу ветвями финиковой пальмы, как знак наивысшего почитания . Народ принял Иисуса за самого великого царя. Вход Христа в Иерусалим и знаменует эта неделя. На Руси же пальм не было, поэтому ее заменили веточкой вербы . Отсюда и название — Вербная неделя.

Это празднество отмечается тихо, без особенного веселья и гулянья, ведь Великий пост еще не закончен. Обычно, в эти дни пекли печенья или хлебцы и ставили дома веточки вербы .

Считалось, что если съесть несколько вербных сережек, то можно защититься от хворей . Если женщина не могли родить, ей тоже давали есть сережки освященной вербы.

В этот день нужно было хлопать веточкой вербы каждого, чтобы прибавить здоровья.

Это самая последняя неделя перед Пасхой, когда вспоминаются все мучения погребенного Христа . С понедельника по среду идет литургия, а уже с четверга начинают готовиться к Пасхе и наступают самые скорбные дни поминания.

Считалось, что в Страстной четверг разверзается небо и на землю спускаются наши предки, чтобы пробыть на земле до Троицы .

Самый яркий обычай Страстного четверга – очищение. Люди не только мылись в бане, но и ныряли в прорубь, для того, чтобы омыться от болезней, недугов и дурного глаза. Сбрасывали и сжигали старую одежду, чтобы и хвори сгорали вместе с ней.

В Страстную пятницу отмечался день скорби из-за гибели Христа . Этот день накладывал на поведение человека особенные запреты. Были запрещены игры, хороводы, даже говорить в такой день надо было меньше. Детям не позволялось играть, шуметь, бегать и кричать. Запрет распространялся даже на скот – с коров и овец снимали колокольчики, а птицу закрывали в сарай, чтобы не шумела. Можно было скорбеть, плакать.

С четверга по субботу смолкали колокола на церквях.

Пасха означает воскрешение Иисуса Христа . Это самый древний и Великий праздник. Ей заканчивается Великий пост — в воскресенье. Каждый год эта дата исчисляется по лунно-солнечному календарю и точного числа не имеет.

Еще ночью начинается самое торжественное богослужение, а потом всю неделю отмечается самый светлый праздник .

На столах в эти дни самые богатые яства и угощения. Здесь и мясные блюда, и рыба, и вино, и сладости. Хозяйки пекут сладкие куличи, из творога делают специальное блюдо, которое готовится лишь один раз в год. Особенное место всегда занимали крашеные яйца, которые являлись символом жизни и солнца.

В эти дни принято ходить в гости и принимать гостей у себя. При этом, обязательным приветствием должно быть христосование, то есть, троекратное целование с приговором «Христос воскрес» «Воистину воскрес».

В этот день можно было просить у Бога все, что сильно хочется, считалось, что такие просьбы непременно исполнятся.

На улицах устраивались гулянья, игры с катанием яиц, водили хороводы, ставили карусели, пели и плясали .

Троица

Троица — праздник, который посвящен Пресвятой Троице , то есть, Богу — Отцу (он ни от не рожден и ни от кого не исходит), Богу — Сыну (рожден от Бога- Отца)и Богу Святому Духу (он исходит от Бога- Отца) . Эта Троица творит мир, освещает его и ведет.

Праздник символизирует то, что людям не сразу открываются все таинства бытия. Так Бог послал им сначала Сына, а затем Святой Дух. И сам праздник означает восхваление Бога во всех трех его ипостасях.

В этот день хозяйки украшают дом зеленью, готовят праздничное угощение, а вечером отправляются на гулянья. Молодежь развлекается играми, песнями, хороводами.

Иван Купала

Этот праздник приурочен к рождеству Иоана Крестителя (еще одно его имя- Купала), и отмечается 7 июля .

Именно в этот день принято было купаться, прыгать через костер и собирать целебные травы.

Спасть в эту ночь не ложились, потому что, считалось, что именно в эту ночь нечисть — водяные, русалки, кикиморы, лешие- наиболее сильны и опасны . Их разгоняли большими кострами, через которые прыгали, изгоняя из себя все нечистое, а затем купались, ведь вода принимала в это время магическое действие. В эту ночь молодежь выбирала себе пару. Плелись венки, а потом, венок возлагался на голову любимого . Пара бралась за руки и уже вместе прыгали через костер. Считалось, что если руки не разомкнуться, быть свадьбе. Смотрели — чья пара выше прыгнет, та и жить будет счастливее. Всю ночь проводилось веселье, водились хороводы, пелись песни.

На рассвете умывались росой .

Отмечается 1(14) августа . Название «спас» происходит от сокращенного «спаситель». Медовый спас означает начало сбора меда.

В этот день освещали мед и соты. Хозяйки пекли пряники медовые, медовики, готовили квас с медом .

Все это надо было не только осветить, но и угостить бедных и больных. Люди, имеющие пасеку и не угостившие своим медом других, считались непорядочными.

Этот праздник означает преображение природы, наступление осени, отмечается 6 (9) августа . До этого дня яблоки есть не разрешалось, а вот в Яблочный спас, напротив, готовились яблочные блюда – пекли пироги с яблоками, кисели, варенье. В этот день угощали яблоками сирот, неимущих, всех своих близких, и лишь потом ели сами. Многие люди несли яблоки в церковь и на кладбище.

Римско-католическая церковь имеет некоторое сходство с христианством. Католические праздники представляют собой сочетание церковных обрядов и народных традиций. Как повелось с древних времен, основные события отмечали и приурочивали к наступлению очередного времени года. Церковь стремилась совместить народные праздники с церковным календарем и днями памяти святых. Так появились католические праздники.

Церковный календарь состоит из дат, которые являются постоянными или переходящими. Основным праздником у католиков является Пасха. Ее отмечают весной, но в разные числа. Эту дату исчисляют по лунному календарю. В зависимости от того, на какое число приходиться этот день, меняют дату и у других переходящих событий.

Церковный год исчисляется с предрождественского поста. Он начинается ровно за четыре недели до празднования Рождества. Это время молитв, покаяния и памяти святых: 6 декабря - это день св. Варвары, 6 декабря - день св. Николая. 8 декабря отмечают один из главных дней, в который произошло Непорочное Зачатия Девы Марии. Эти праздники приходятся на католический пост. Далее следует одна из самых значимых дат в церковном календаре.

Рождество у католиков приходится на 25 декабря. Это день появления на свет сына Девы Марии Иисуса Христа. В честь этого праздника проводят четыре литургии. Первая литургия проводится накануне вечером, затем ночью, утром и днем.

В этот день церковь украшают композициями, которые изображают сценки из Библии, характеризующие момент рождения Христа. В них обязательно присутствуют ясли. Со временем их стали устанавливать и перед домами.

Рождество - это праздник, который празднуют в семейной обстановке. Ему предшествует ужин, состоящий из постных блюд. Затем все католики идут в церковь на богослужение. В день празднования Рождества люди вкушают мясные блюда. Пост заканчивается. Считается, что от того, насколько богато накрыт стол, зависит благополучие в новом году. В Рождество принято одаривать других различными подарками. Рождественские празднования длятся 12 дней. В это время отмечают день памяти Невинных младенцев (28 декабря), день св. Сильвестра (празднуют31 декабря), день, посвященный Деве Марии (1 января) и день Богоявления (приходится на 6 января). Эти католические праздники входят в святочный цикл.

17 января - это день св. Антония. Это покровитель животных и поэтому в этот праздник у церкви благословляют домашний скот. Особенно эта традиция почитается во Франции.

3 февраля отмечают день св. Блаза - праздник виноделов и землепашцев.
Начало великого поста обычно приходится на Пепельную среду, день, когда посыпают голову пеплом, отпуская грехи. На время поста приходится праздник, посвященный Деве Марии - Благовещение.

Последние семь дней перед Пасхой носит название «страстной недели». В это время проводят богослужения в церквях. Первый день этого периода празднуют Вербное воскресенье. Дома и церкви украшают ветками пальмы, вербы, самшита или оливы.

В канун Пасхи вечером начинается празднование этого великого события. Во всех церквях проходят богослужения и зажигаются свечи. В сам праздник люди угощают друг друга крашеными к празднику яйцами, веселятся, играют в игры и накрывают богатые столы.

На сороковой день после Пасхи отмечают день Вознесения Пресвятого Креста. Это праздник, дата которого меняется.

Рождество св. Иоанна Крестителя приходится на 24 июня. Это один из самых популярных праздников у католиков.

15 августа - это день Успения Богоматери. В этот день Мария вознеслась на небеса после своей смерти.

Среди крупных католических событий можно отметить Торжество Всех Святых (1 ноября) и дата поминовения усопших (2 ноября).

Католические праздники схожи с православными. Иногда расхождения касаются только даты, из-за ее исчисления по разным календарям.

  • Развивающие занятия по изобразительной деятельности для детей.
  • Мастер -классы по рисованию с поэтапными фото и подробным описанием процесса работы. Рисование и раскраски онлайн
  • Художественные и строительные работы. Дизайнерские решения на любой вкус (дача, квартира, офис)

  • 8-900-998-43-78

Славянский кологод, солярные праздники, их значение, проведение, обряды

В Лето 7208 (1700 год н.э.) наш древний календарь был запрещён Петром Первым, издавшим указ об упразднении всех старых календарей, которые одновременно существовали на Русских землях. Он ввёл западноевропейский календарь от Рождества Христова, украв этим у народа 5508 лет Великого Наследия.

В основу летосчисления славян, с приходом христианства, был положен пришедший к нам через Византию юлианский календарь с римскими наименованиями месяцев. Вместе с календарём с продолжительностью года в 365,25 суток вошла в употребление и византийская мировая эра, в которой сотворение мира относилось к 5508 году до н.э.. Однако полностью счёт времени, употреблявшийся в Византии, принят не был. В Царьграде год начинался 1 сентября, в наших же летописях, в течение нескольких веков, начало года приходилось на весну, на 1 марта, с появлением новой Луны в первые весенние дни, близкие к весеннему равноденствию.

Славяне строили свою жизнь и соответственно календарь по солнцу. Вместо солнцестояния, на Руси говорили - солнцеворот или коловорот (коловрат) (Солнце поворачивает на прибыль или на убыль дня).

А год назывался КолоГод или КолоХод. Т. е. круговорот Солнца, которое совершает полный круг жизни, как и человек от рождения до старости и смерти. Цикл движения Солнца отождествлялся с циклом жизни человека.

Основным ориентиром всего календарного цикла являлось солнце и его движение по небосклону. Поэтому все основные праздники тесно связаны, с так называемым Большим и Малым солнечными крестами.

Большой солнечный крест определялся четырьмя основными событиями в движении солнца. Это дни осеннего и весеннего равноденствия, зимнего и летнего солнцестояния. Они определяются астрологическим расположением Солнца относительно земли. Эти точки и ознаменовались у славян четырьмя главными праздниками и четырьмя ипостасями Солнца проходящего Большой солнечный крест. Каждая ипостась имела свое название. И Солнцу в каждой ипостаси давалось имя. Как и было принято у людей Солнце в каждой точке проходило своеобразную инициацию и получало новый статус.

Если говорить коротко, то КолоГод в представлении Славян выглядел так

21-22 декабря - Дни зимнего солнцестояния - Ипостась Коляда

Коляда - солнце младенец - начало круга. Закончилась самая длинная ночь в году - ночь Карачуна. Сварог - кузнец ударяет с размаху молотом о каменную твердь и высекает из бел-горюч камня - Алатыря, искру Нового Огня, из которой разгорятся пламя Нового КолаГода. Рождается солнце - младенец - Коляда.

Ярило - это юность. Солнце - юноша. Солнце вступает в новую ипостась. И в это время как в юноше начинает пробуждаться ярая оплодотворяющая сила, так и в этот период природа начинает пробуждаться после зимней спячки. Говорили «Ярило, землю матушку пробуждает - ярой силой оплодотворяет». т.е. зарождается новая жизнь: «Ярило, полю жито родил, людям детей плодил. Где он ногою, там жито копною, а куда он взглянет, там колос зацветает».

Дажьбог - солнце муж. Его ассоциировали с мужчиной, вошедшим в полную силу. Это время когда в природе все расцветает полным цветом. Юный полный ярой силы Ярило-Солнце справился со своей задачей - зерна дали всходы. Появляется Солнце-муж - Дажьбог. У него другие задачи. Он охраняет, ухаживает за урожаем. Люди завершили все посадки, теперь урожай зависит от погоды и от того как будет греть солнце. Не даст ли засухи, будет ли вовремя дождь. То есть, как и в семье, муж-хозяин и от него многое зависит. И самое главное то, как будет питаться семья весь год.

Хорс - это период начала старения. Плоды собраны и убраны в закрома. Ночи становятся, все длиннее солнце начинает стареть и готовиться уйти на покой. И с этого дня начинает терять силы. Славяне чествовали и благодарили мудрое Солнце-старика Хорса - источник света и тепла, подарившее собранный урожай.

Постепенно время двигалось, ночи становились все длиннее, и вновь подходила самая длинная ночь Карачуна, когда старик-солнце умирал чтоб вновь родиться Колядой. Вот так выглядел в представлении славян КолоГодный цикл - Большой солнечный крест.

Праздники Большого солнечного креста отмечались или в дату солнцеворотов или рядом с ней.


  • С 6 января по 19 января . Двенадцать ночей, которые оканчиваются праздником Водокрес, 19 января. По поверьям, навьи ходят по земле до самого Водокреса, именно поэтому Велесовыми Святками называют 12 ночей до этого праздника.

06 Водосвятие* (Яр-Дана, Турицы Зимние). 12-ый день зимних святок, их окончание.

Малый Водокрес 6 января — первое Водосвятие у славян

14 Вещая седмица. День волхвов. Духовные проводники по просьбе людей смотрят на то, что на роду написано.

Великий Водокрес 19 января — второе Водосвятие у славян

20 Ведание. Гадание на будущее, обращение волхвов к Иномирью.


11-20 Велесовы святки*. Длятся 9 дней.

21 февраля Стриборг Зимний, Весновей
24 Будник (Обретение гнёзд). Птиц зазывают из Ирия. Пекут обрядовые пряники.

21 Новолетие (Яры годы). День побеждает ночь.
24 Ярило Красный* (Великдень Дажбожий). Через три дня после того, как Солнце-дитя стал Солнцем-юношей. Славление весеннего Солнца.
25 Открытие Сварги. Волочильное. Прославление Весны. Запрет на всякую работу.

Праздником считается 25 марта - по поверьям в этот день открываются ворота Сварги и на землю спускается Жива, принося с собой весну.

20/21 марта — празднование Усеня как зари Эос 23 апреля — «Огни Купавы», праздник Усеня как Солнечного бога, убивающего змея.

Первая Русальная неделя: 16-22 апреля

22.04 - 10.05 Красная Гора. Круг праздников с Лельника до Русальиного Великдня (Дня Земли).
22 Лельник. День Богини девической любви - Лели.
23 Ярило Буйный (Вешний). Почтение весеннего Солнца. Освящение воды, колодцев. Юноша Ярило-Солнце наполняет траву силой Неба, люди выгоняют скот пастись, проходит обряд "отмыкания земли".

В этот день так же празднуется День Победы Даждьбога над тёмными силами, которых Кощеи собрали на Леле (в стародавние времена ближайшей к Мидгарду Луне, названной в честь сей Богини, в то время вокруг земли вращалось три Луны). Даждьбог разрушил малую Луну Лелю (имела 7 дней вращения вокруг земли) и уничтожил тёмные силы, которые готовились к захвату Мидгарда (нашей Земли).

30 Радуница, Тризница. Ночь поминовения Богов и Предков.

01 Шума. Дажбог ходить по земле и наполняет все сущее своими силами.
05 Семик. Ярило. Подготовка к Купальским святкам.
06 Окончание Русалий.

Вероятно, чествуют 14 июля, и в честь него разыгрывают скоморошину "Вавила и скоморохи"

16 Начало строгого 9-дневного очищения души и тела.
21 Купальский зачин*. Летнее солнцестояние. Подготовка к празднику, волховские обряды.

23 Ночь на Купалу*. Возжигание Священного Купальского огня, купание, сочетание пар.
24 Купала*. Рождество летнего Солнца. С утра освящение воды, криниц, сбор лекарских трав. На третий день после летнего солнцестояния, когда солнце-юноша становится солнцем-мужем.


20 Перунов день. Моления возле старых дубов - священных Перуновых деревьев. Ритуальные обеды. Освящение воды "перуновыми топориками", плетение дубовых венков и возложение их на головы мужчинам для крепости и здоровья.


22 Летняя Перуница. Почитание молнии, женского проявления Громовержца.
26 Чур. Паликопа. Обряды на соединение огня земного с огнем небесным, роды молятся о сохранении коп жита-пшеницы. Появление в лучах утреннего Солнца или восход звезды Сириус

21 ноября - день Дворового. Празднуют 21 ноября - ОВСЕНЬ БОЛЬШОЙ, НАЧАЛО ПРАЗНИКА КОЛЯДЫ,

Каждая душа празднику рада. Так говорит одна из самых известных русских пословиц! И действительно, давайте проследим, с каким трепетом, с каким уважением и почтением русский народ относится к праздникам. С каким размахом и широтой души отмечают национальные праздники россияне.

А все ли государственные праздники России вы знаете? В этой статье я приведу вам список государственных и

1 января. Изначально, со времени введения христианской религии, летоисчисление начиналось с марта месяца или со Светлой Пасхи. В 1942 году при царствовании Иоанна III летоисчисление начали считать с 1-го сентября. В декабре 1699 года царский дьяк объявил людям о том, что царь желает в знак начала нового 100-летия после молебного пения и благодарения Бога, чтобы весь народ украсил большие проезжие улицы, дома знатных особ деревьями сосновых и еловых пород до 1 января. И чтобы украшения оставались на своих местах вплоть до 7 января. января нужно считать самым началом Нового года.

Новогодние обычаи прижились у народа достаточно быстро, с течением времени лишь добавлялись новые.

7 января. Самый важный праздник для каждого православного христианина, если рассматривать государственные праздники России.

Празднуется это торжество в январскую ночь с 6-го на 7-е. До 1918 года праздник считался более важным, чем новогодний. Но при власти советов государственные праздники России поменялись местами по значимости. Советский Союз в то время стал единственным государством, в котором Новый год в стране впитал в себя атрибутику Рождества Христова, оставаясь при этом национальным праздником.

В последние годы Российской истории всё больше людей посещает церкви и храмы 7 января, вспоминает именно религиозный смысл праздника.

23 февраля. День воинской славы Российской Федерации или В этот день обычно принято выражать свои поздравления всей мужской половине страны. А вот изначально государственные праздники России не включали в свои ряды день всех мужчин, а 23 февраля являлось днем рождения Советской Красной Армии, иначе - День Рождения Военно-Морского флота.

8 марта. Международный день всей прекрасной половины человечества. Национальные праздники России включают в себя этот день с 1914 года.

Праздник посвящен победе над фашистской Германией и немецкими захватчиками в Великой Отечественной войне. В данный день в России проходят многочисленные парады, главным из которых является парад на Красной Площади в Москве. Чествуют и выражают слова благодарности ветеранам и участникам боевых действий с 1943 года.

12 июня - день России. В этот день в стране была принята Декларация о независимости Российской Федерации, о ее суверенитете. До 2002 года праздник носил название «день независимости». Он является одним из самых свежих или молодых национальных памятных дней. В 1994 году Ельцин Б. Н. включает в число государственных праздников 12 июня, а несколько позднее, в 2001 году, Путин В. В. переименовывает праздник по случаю принятия декларации, поясняя, что с этого важнейшего документа начинается отсчет новой истории России.

4 ноября. День воинской славы единения русского народа. Праздник посвящен такому событию, как освобождение Москвы в 1812 году от польских интервентов.

Список национальных праздников гораздо больше, чем список государственных, т.к. помимо значимых дат для истории страны, он содержит и другие.

Вообще, государственные праздники в России очень важны для каждого жителя страны, абсолютно каждый вкладывает в определенный праздник свой смысл и придает свое значение. Пока жива история России, жива сама страна и ее народ!

История возникновения праздника.

Праздники - неизменные спутники народной жизни. Праздники для нас - это возможность доставитьрадость близким!

Праздник - не календарное понятие. Праздник происходит там, где его чувствуют, где его ждут.

Праздник как феномен культуры - день или дни торжества, установленные в честь или память

кого или чего-либо. В сознании человека праздник ассоциируется с «временным вступлением в

утопическое царство всеобщности, свободы, равенства и изобилия». Праздник - антитеза

будням, обычной жизни, специфическая кратковременная форма человеческого бытия.

Исторические корни праздника уходят в глубокую древность, они тесно связаны с магией,

ритуалом, трудовой деятельностью, мировосприятием, образом жизни, ценностными

ориентациями. Издревле существовала общечеловеческая потребность в праздниках,

выполнявшем важные социальные функции: компенсаторную, эстетическую, нравственно

облагораживающую. Праздник выступал как способ духовного единения, коллективного самовыражения

и обретения свободы, раскрепощения, снятия груза будничных забот и тревог.

Как бы далеко ни углублялись мы в историю народов России (да и не только России), нам не удастся

найти такое время, такой период, в котором не было бы праздников. Начиная от плясок вокруг костра

по случаю удачной охоты и кончая Святками, Масленицей, Пасхой, Купальной неделей и прочими

календарными торжествами нынешних дней. Со времен первобытных капищ и языческого осмысления

природы и своего места и роли в ней народа не упускал случая попеть, потанцевать, поиграть.

Славили богов, поклонялись идолам, стремились умилостивить их жертвоприношениям, песнями,

танцами, играми. Эта первооснова доживших до наших дней обрядов и ритуалов легко узнаваема,

если знать историю формирования и развития нации.

Праздники обладают способностью группового воздействия, утверждают стабильные

стереотипы поведения, соответствующие данным общественным отношениям нормы нравственности

и ценностные ориентации.

Праздник всегда имеет оптимистичный жизнеутверждающий характер; его содержательная

сторона отличается выраженно-духовной направленностью. В нем достаточно ощутима многовековая

преемственность духовных ценностей.

С развитием цивилизации праздники становились делом официальным, а с утверждением

государственности как формы и средства управления человеческим сообществом еще и регламентированными.

Тем же путем шла и церковь. Причем и церковь, и государство очень строго следили за тем, чтобы

празднества любого масштаба и содержания не выходили за официально установленные рамки.

Эта система жива и сегодня.

Особое значение в праздниках приобретает его эстетическая составляющая: чувственно-эмоциональная

насыщенность содержания, выразительность, экспрессивность, алогизм, зрелищность, элементы

карнавальности, театрализация. Все эти качества роднят праздник с искусством, но не отождествляются с ним. Праздник - некая пограничная зона между реальной жизнью и художественным произведением.

Типология праздников многообразна: народные (национальные), религиозные, государственные,

профессиональные, семейные и др. Народным праздникам свойственна естественность, органичность,

самостийность; государственные праздники отличает высокая степень протокольной регламентированности, выраженная идеологическая направленность; религиозные праздники являются отражением той или

иной формы верований. Наблюдается определенная близость народных и религиозных праздников,

т.к. в этнонациональных культурах религия выступает одной из важных форм ценностной ориентации. Но

народные праздники могут не исчерпываться религиозными, т.к. включают в себя и элементы светской

культуры (карнавальная культура в рамках средневековья). Существует возможность превращения в

перспективе государственных праздников в народные.


Семейный праздник

Когда же речь идет о семейных праздниках, официальная регламентация теряет свою довлеющую

силу. В узком родственном кругу, внутри «ячейки» общества действуют свои правила и регламенты и,

независимо от официальных канонов, рождаются, умирают, преобразовываются самые разные - большие

и малые - праздники. Не будет преувеличением сказать, что без праздников существование нормальной

семьи невозможно, без них нет и самой семьи.

Само понятие праздник, в том числе и семейный, содержание, которое в это понятие

вкладывается, трансформируется в зависимости от условий существования каждой отдельной семьи

ее духовных, религиозных, нравственных, политических ориентаций, образовательного и материального цензов.

Семейные праздники очень многообразны, в каждом отдельном случае - свои традиции, нормы,

способы их ознаменования, даже свои критерии в определении значимости того или иного события.

Но при всем при этом семейные торжества можно разделить на общечеловеческие,

общенациональные, общегосударственные и лично-семейные. К общечеловеческим торжествам относятся

рождение детей (за редчайшим исключением это всегда радость); нет на земле народа, нации, племени,

где рождение новой семьи не воспринималось как бы праздник; не менее важны дни рождения, именины, годовщины супружества.

За последние годы в нашей жизни многое изменилось. Но тяга людей к праздникам, желание как-то

по-особому отметить то или иное событие остались неизменными. Более того, потребность в праздниках

значительно возросла.

Праздник - своеобразное зеркало социальных противоречий, в нем находят свое отражение

ущемление демократических форм жизни общества, забвение национальных традиций, крушение

идеалов, политизация духовной жизни, разрыв между официальной идеологией, обществ, сознанием и

объективными реалиями действительности. Эти противоречия находят свое воплощение в комическом

аспекте праздника, в его юмористических и сатирических формах. Праздник - старейшая и

перспективная форма бытия культуры.