Меню

Развитие мелкой моторики кинетический песок. Рисование на песке как средство развития мелкой моторики дошкольников

Здоровье

Организация: МБДОУ «Д.с №360 г. Челябинска»

Населенный пункт: г. Челябинск

Каждый человек хоть раз, но играл в песок, строил замки, стряпал пирожки, а так же, рисовал. Вспомните свои ощущения, когда вы рисуете на песке… Правильно, так спокойно становится, такое на душе умиротворение, мы отдыхаем, ни о чем не думаем, просто выводим на песке фигуры. Когда детский сад купил нам в группу световой стол, я сразу начала штудировать интернет. Публикаций связанных с песочной терапией много, но мне хочется еще раз поговорить о рисовании песком.

В поисках я познакомилась с песочной техникой. В настоящее время песочное рисование уже перестало быть чем-то новым и необычным. Создавая рисунки на световом столе, дети себя познают, развивают координацию движения и в тоже время наслаждаются процессом рисования. Это отличный способ успокоить детей, занять их чем-то увлекательным в непогоду, а между тем, занятия с песком расслабляют и снимают нервное напряжение.

Рисуя двумя руками, ребёнок развивает мелкую моторику, координацию, пластику, память, что улучшает работу мозга, а это залог успешного обучения в школе. Рисование песком дает невероятные возможности для развития творческих способностей, фантазии, воображения. Это возможность расслабиться, снять стресс, напряжение и страхи.

В своей деятельности я интегрировала развитие мелкой моторики и рисование песком, потому что, уже давно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи, и чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Использование песочного рисования в педагогической практике для развития мелкой моторики представляет собой учебно-воспитательный процесс, который построен на следующих принципах:

  • доступности – для посещения занятий по песочной анимации и выполнения работ никаких обязательных принадлежностей ребёнку иметь не нужно. Строгими противопоказаниями к методике являются только нарушение целостности кожных покровов рук ребёнка, само агрессия и агрессия (риск попадания песка в глаза);
  • систематичности – позволяет получить и закрепить универсальные учебные навыки и навыки в упражнениях с песком для улучшения мелкой моторики;
  • индивидуальности при работе с каждым ребёнком, учитывая интересы и предпочтения в выборе тем для рисования;
  • актуальности выполняемых упражнений и заданий в соответствии с потребностями ребёнка в развитии сенсорной чувствительности и мелкой моторики рук;
  • последовательности процесса обучения от простых к более сложным манипуляций с песком;
  • привлекательности песочных игр и упражнений для ребёнка и отсутствие его переутомления;
  • обогащение предметно-пространственной развивающей среды различными материалами для создания детьми продуктов творчества с индивидуальным почерком.

Развитие мелкой моторики на практических занятиях включает:

  • теоретическую часть (демонстрация основных упражнений для развития мелкой моторики детей);
  • практическую часть (тактильное привыкание к песку, упражнения по работе кистью, палочками и пальчиками, различные методы захвата песка, игры с песком и мелкими предметами, изучение следа на песке от различных предметов, трафаретов и манипуляций с ними.

С чего начать рисование песком:

Для начала ребенку необходимо научиться держать материал в кулаке и высыпать его в необходимом количестве. Попросите его взять щепоть песка и повернуть руку так, чтобы он сыпался тонкой струйкой. Покажите, что контролировать его можно, сжимая и разжимая ладонь. Важно – руки ребенка должны быть абсолютно сухими.

Затем изучите вместе, как выглядит тонкий и толстый слой на световом столе. Большая кучка выглядит темной и не пропускает свет. А там, где песка мало – свет яркий. Предложите ребенку пофантазировать, что можно изобразить, используя много и мало материала.

  • Насыпание и заполнение пространства. Песок зажимается в кулаке и распределяется на столе. Можно кидать его горстями – тогда поверхность будет заполняться неравномерно. Если пропускать песок сквозь пальцы, двигая руку из стороны в сторону, можно добиться одинаковой плотности рисунка.Так же насыпом изображаются линии. Они могут быть различными: прямыми, зигзагами, спиралями. При их изображении имеют значения два фактора: положение руки (чем ниже – тем линия точнее и тоньше) и скорость (чем быстрее – тем прозрачнее.
  • Кулак. Ребенок сжимает ладонь и тыльной стороной формирует пустое пространство – пятно. Таким образом можно создавать основу под фигуры животных или людей, лица, крупные предметы. Так же такой техникой можно изображать предметы с легкой структурой – облака или пену.
  • Ладонь. С помощью ладони разравнивается слой песка, стирается предыдущий рисунок, создаются крупные световые пятна. Можно и просто оставить след ладони и превратить его в забавную зверюшку. Ладонью с расставленными пальцами можно изобразить сразу несколько параллельных световых линий – например, изображая нотный стан, струны, провода.
  • Ребро большого пальца. Используется для создания толстых световых линий, изображения предметов с меняющимися размерами. Ширина рисунка регулируется площадью прижимания пальца к поверхности. Так можно нарисовать, например, луну, кита, различных животных.
  • Рисование пальцами. Здесь могут быть задействованы как все пальцы, так и по отдельности. Обычно дети начинают с использования указательных – так привычнее. Но для развития мозговой деятельности важно задействовать все.Рисуя пальцами, можно создавать не только основные линии рисунков, но и множество различных точек, изображая огоньки, свет, звездочки. Пальцами так же рисуются параллельные детали – к примеру, крылья бабочки, листья цветка. Параллельное рисование позволяет активно задействовать оба полушария головного мозга.Не позволяйте ребенку остановиться на привычном рисовании одним указательным – ведь когда задействованы все пальцы, это позволяет активно развивать объемное мышление.
  • Щепоть. Способ рисования, который напоминает процедуры «соления». Ребенок набирает в щепоть песок и засыпает им нужные участки. Этим он создает оттенки и полутона. Эта методика подходит для детей от пяти лет – когда они смогут понимать, что такое тень и полутень.
  • Отсечение лишнего. Часто, когда рисунок уже готов, фон вокруг него представляет собой невразумительное зрелище. Решается вопрос просто – ребром ладони «отсекается» лишнее и сметается со световой доски. Этот же способ можно использовать, изучая доли, части и работая с цифрами.

Освоив основные техники с ребенком, педагог сможет переходить к созданию полноценных картинок и изучению художественных приемов.

Игры, которые я использую:

  • Серия игр по книге Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Игры в сказкотерапии» , направленные на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, творческой фантазии, помогают познавать внешний и свой внутренний мир)
  • «Волшебные ладошки». Горячее-холодное, мягкое-твердое.
  • « Отпечатки наших рук» . «Чей это след?» «Археолог». Детям очень нравится на песке делать отпечатки ладошек, изображать пальчиками следы животных. А еще очень интересно и приятно закапывать в песок свои ручки.
  • Игра «Секретик» «Что спрятано в песке?» «Что пропало?» В песке прячутся любые игрушки, при этом тайник помечается, задача ребенка - откопать «секретик» , а потом сделать похожий.
  • Рисунки на песке. С помощью палочки, пальчика или других предметов можно рисовать буквы, цифры, геометрические фигуры и целые картины.

Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, с развитием мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, это способствует развитию речи, произвольного внимания, памяти. Но главное ребенок получает первый опыт рефлексии - учится понимать себя и других.

Важно вызывать активность и желание детей овладеть действием. Известно: умения приобретаются путем неоднократного повторения действий, иногда в течение довольно длительного срока, поэтому я варьирую их. Следует помнить, что повторение одних и тех же заданий детям скучно. Всякий раз задачу нужно усложнять, представляя в другом варианте. Тогда каждое занятие не будет простым повторением предыдущего. Например, «Волшебные деревья», «Деревья в детском саду», «Осенний парк» ребенок изображает деревья, передавая его строение, но вместе с тем меняется задача.

Отмечается большая эффективность проведения занятий рисование песком, можно сделать вывод:

  • при усложнении упражнений на развитие мелкой моторики дети становятся более «ловкими» и аккуратными в манипулировании мелкими предметами;
  • повышается качество рисунков; быстрее и дольше ребенок удерживает внимание на других занятиях; отмечается прогресс в развитии речевых функций.

Используемая литература:

  1. Абраменкова В. Возвращение песочницы, или как создать игровое пространство / В. Абраменкова // Учительская газета. – 2000. - № 20.
  2. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры – занятия с природным и рукотворным материалом: Методическое пособие, - СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2005.
  3. Волкова, О.В. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования [Текст] / О.В. Волкова // Амурский научный вестник. – 2016. – № 1. – С. 44–52.
  4. Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – СП.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2004.
  5. Гребнев, А.И. Мелкая моторика и её роль в процессе учебной деятельности младших школьников [Текст] / А.И. Гребнев // Вестник науки и образования. – 2016. – № 4 (16). – С. 61–63.
  6. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева Практикум по сказкотерапии СПб 2013:
  7. Зинкевич – ЕвстигнееваТ.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. – СПб, 2003г.
  8. Зейц Мариелла - Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница, М.,2010
  9. Любина Г., Желонкин О. Рука развивает мозг / Г. Любина, О. Желонкин // Ребенок в детском саду. – 2003. - № 5. – с. 31 – 34
  10. Оглоблина И.Ю. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в коррекционно-развивающих играх с природным материалом / И.Ю. Оглоблина // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. –2005.-№6.
  11. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. - СПб.: Речь, 2006. -176с.
  12. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М.: ТЦ Сфера 2001.
  13. Прищепа, С.Р. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников [Текст] / С.Р. Прищепа, Т.И. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 1. – С. 65–70.

14. Стебенева Н. Город на песке. Игры с песком для детей дошкольного возраста / Н. Стебенева // Школьный психолог. - 2001. - №11.


Кинетический песок, или kinetic sand — это уникальный продукт из Швеции, предназначенный для детских игр и творчества. Соприкасаясь с этим чудо-изобретением, человек получает незабываемые кинетические ощущения. Kinetic sand регулярно используется в психотерапии, арт-терапии как успокаивающее средство. Однако родители малышей беспокоятся о том, кинетический песок с какого возраста можно предлагать детям, чтобы игра была абсолютно безопасной. Об этих и других тонкостях мы вам и расскажем.

Что это такое?

Прежде чем понять, кинетический песок с какого возраста можно давать в руки детям, следует осознать, что представляет собой этот продукт. Kinetic sand — это особый вид песка, созданный шведскими производителями и предназначенный для детского творчества. Это подразумевает, что товар прошел ряд исследований на безопасность и гипоаллергенность. В Швеции внимательно относятся к качеству детских игрушек, поэтому о натуральности сертифицированного продукта можно не беспокоиться.

Песок представляет собой диоксид кремния, или обычный кварцевый песок, который находится в составе игрушки в количестве 98%. Остальные 2% приходятся на полидиметилсилоксан, который многим взрослым известен под аптечным названием «Энтеросгель «. Таким образом, песок для лепки кинетический можно даже назвать съедобным. Конечно, это не означает, что можно разрешат детям брать его в рот, как нельзя пробовать обычный песок. Но если малыш без вашего присмотра возьмет в рот немного этого вещества, ничего страшного с ним не случится.

Если вы всерьез обеспокоены тем, кинетический песок с какого возраста можно предложить ребенку, помните, что Kinetic sand не содержит бактерий (они в нем просто не живут) и не вызывает аллергии. Следовательно, решение, кинетический песок с какого возраста предлагать крохе, ограничивается только опасениями родителей, что ребенок может взять игрушку в рот. В связи с этим производители отметили в инструкции, кинетический песок с какого возраста давать в руки малышу. Оптимальный возраст для этого — от 3 лет.

Песок для лепки кинетический бывает нескольких оттенков. Можно приобрести игрушку традиционного песочного цвета, красного или голубого. Многие родители опасаются, что в составе могут быть агрессивные для кожи малыша красители, но это не так. Покраска полностью натуральная, поэтому не вызывает отрицательных реакций.

Как играть?

Что развивает игрушка и что можно сделать из кинетического песка? Все то же самое, что и в обычной песочнице. И даже больше:

  • геометрические фигуры;
  • контуры животных и сказочных героев;
  • шарики;
  • тортики;
  • овощи и фрукты;
  • города, замки, дороги.

И еще много другого. Свойства товара позволяют лепить как с помощью формочек, так и самостоятельно руками:

  • текучий;
  • хорошо лепится и режется;
  • не прилипает;
  • не рассыпается;
  • отлично убирается с гладкой поверхности;
  • не крошится;
  • добавлять воду в него, как в обычный песок, не надо;
  • имеет приятный запах.

Многие из этих свойств помогают отличить натуральный шведский товар от подделки. Например, китайские игрушки обладают ярко выраженным химическим запахом, поэтому более дешевые, но и опасные. Подделка плохо держит форму, образует комки и через некоторое время преобразуется в грязную липкую массу. С настоящим кинетиком такого не происходит. Он легко убирается со стола: достаточно прокатить по столу комок с песком, чтобы крошки собрались в общую массу. Если вы еще плохо представляете себе, что такое кинетический песок с какого возраста можно в него играть, посмотрите видео и фото по этой теме.

Для игры могут понадобиться аксессуары, которые можно заказать в любом тематическом интернет магазине:

  • формочки;
  • пластиковые песочницы;
  • цилиндры для выдавливания песка.

Кинетический песок благоприятно воздействует на малышей и взрослых:

  • успокаивает нервную систему;
  • укрепляет тонус мышц (подходит для занятий с детьми, имеющими отклонения в физическом и умственном развитии);
  • улучшает координацию;
  • избавляет от негатива и стресса.

Также песок способствует развитию навыков у ребенка, которые помогут в будущем добиться успеха:

  • Внимание. Работая с песочными фигурками, малыш учится переключать внимание, выбирать между главными и второстепенными действиями.
  • Наблюдательность. Это качество поможет ребенку лучше приспособиться к жизни в окружающем мире, проявить себя в учебе и профессиональной деятельности. Развитие навыка происходит за счет наблюдения за свойствами материала.
  • Фантазия. Песок позволяет творить различные фигурки, причем ребенок будет придумывать их сам. Возможно, ваш малыш проявит артистические, художественные, музыкальные способности?
  • Память. Это важный навык, который является следствием хорошо развитой мелкой моторики. Именно песок поможет вам развить в ребенке этот навык.
  • Мышление. Придумывая, экспериментируя, ваш кроха учится рассуждать, размышлять. Без этого навыка ему придется трудно в жизни.

Как видите, кинетический песок с какого возраста бы ни начал его осваивать ребенок, положительно повлияет на развитие личности.

Где заказать?

Любой детский интернет магазин сегодня готов предложить кинетический песок. При выборе поставщика важно не столкнуться с подделкой. Лучше всего делать заказ на сайте прямого производителя в Швеции. Так вы гарантированно приобретете качественную игрушку.

Решая, где купить кинетический песок, обратите внимание, какова цена на товар в разных магазинах. Заниженная стоимость говорит о том, что вам пытаются продать подделку, которая прослужит недолго будет отличаться не лучшими свойствами. Так что если вы задумываетесь, кинетический песок с какого возраста давать ребенку, и если ваш малыш еще достаточно мал, позаботьтесь о высоком качестве приобретаемого товара.

Мнения покупателей

Кинетический песок отзывы получил не просто положительные, а восторженные. Даже папы и мамы с удовольствием подключались к игре, лепили фигуры и замки. Взрослые утверждают, что песок помогает им снять напряжение после трудового дня.

Больше всего вопросов в сети возникает по поводу того, кинетический песок с какого возраста предлагать малышу. Четкого ориентира нет. Если уже в два года малыш знает, что такое песок, умеет с ним обращаться и не тянет в рот, можно смело организовывать ему домашнюю песочницу. Если кроха еще норовит все попробовать на вкус, стоит подождать или играть с песком только в присутствии взрослых.

Отрицательные отзывы об игрушке связаны в основном с попытками приобрести более дешевый вариант. В результате покупатели сталкивались с подделками, которые обладали ярко выраженным химическим запахом, отрицательно действовали на кожу, быстро портились. С другой стороны, многие родители жалуются на то, что песок слишком дорогой. Для полноценной игры нужно хотя бы 2-3 кг песка, что обойдется около 2 тысяч рублей, а полкилограмма не смогут доставить творческого удовольствия малышу.

Итак, кинетический песок может стать прекрасным подарком ребенку. Не стоит приобретать сразу слишком много: игрушка может не понравиться или надоесть ребенку. Но если кроха увлечется творчеством, впоследствии песка можно прикупить. Сделать это вовсе нетрудно.

Значение песка в развитии мелкой моторики у воспитанников ДОУ

Песок для детей остается наиболее притягательным материалом. Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка.

Дошкольное детство - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, его начальной социализации, когда развиваются познавательный интерес и любознательность. Научно доказано, что ребенок очень рано приобретает способность воспринимать не только форму и величину, строение предметов, но и красоту окружающей действительности. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, чувства прекрасного.

Изобразительная деятельность - один из немногих видов художественного творчества, предоставляющих ребенку возможность творить самому, а не просто разучивать и исполнять созданные кем-то стихотворения, песни или танцы. Известно много разнообразных техник нетрадиционного рисования - кляксография , монотипия, рисование ватными палочками, мятой бумагой, печать по трафарету и т. д. Особый интерес у детей и у взрослых вызывает такая техника, как рисование песком . И это не случайно. Податливость песка и его природная магия завораживают. С самого раннего детства, играя в песочнице или на берегу реки, дети непроизвольно пытаются рисовать руками или ладонью.

Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется Sand art, т. е. "искусство песка". Песок - та же краска, только работает по принципу "света и тени", прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира.

Кто сказал, что рисовать нужно только кисточкой, карандашом или фломастером? Ведь рука и пальцы -это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка даже лучше, чем карандаш. Хорошо научиться пользоваться не только указательным пальцем, но и остальными, чтобы проявлять творческое воображение.

По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.

Упражнения для развития мелкой моторики

"Гроза"
Капли первые упали, (слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Пауков перепугали. (внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, следует показать, как разбегаются пауки)
Дождик застучал сильней. (постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Птички скрылись средь ветвей. (скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе)
Дождь полил как из ведра, (сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора. (указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони)
В небе молния сверкает,
Гром все небо разрывает. (нарисовать пальцем в воздухе молнию) (барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
А потом из тучи солнце (поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
Вновь посмотрит нам в оконце!

"Цветочки"
Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:
В нашей группе на окне, (сжимают и разжимают кулачки)
Во зеленой во стране, (показывают ладошками "горшочки")
В расписных горшочках (поднимают ладошки вверх вертикально)
Подросли цветочки.
Вот розан, герань, толстянка,
Колких кактусов семья. (загибают пальчики на обеих руках, начиная с большого)
Их польем мы спозаранку,(поливают из воображаемой лейки) (складывают ладони обеих рук)
Я и все мои друзья!

"Колокольчик"
Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:
- Дон-дон-дон, -
Колокольчик звенит. (пошевелить пальчиками обеих рук)
- Ля-ля-ля, -
Что-то он говорит. (поднести указательные пальцы обеих рук ко рту)
Динь-динь-динь, -
Наклоняет головку. (опуститьладошки вниз)
Бом-бом-бом, -
Растрепал всю прическу. (провестиладошками по волосам)
Дзынь-дзынь-дзынь, -
Солнцу он улыбнулся. (улыбнуться и похлопать в ладоши)
Наконец-то проснулся. (постучать пальцами одной руки о пальцы другой)

Развивающие кинезиологические упражнения

"Колечко"
Ребенок поочередно и как можно быстрее перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

"Кулак - ребро - ладонь"

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжата в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении упражнения педагог предлагает ребенку помогать себе командами ("кулак - ребро - ладонь"), произносимыми вслух или про себя.

"Зеркальное рисование"

Ребенку предлагается взять в обе руки карандаши или фломастеры и рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы на чистом листе. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно повышается эффективность работы мозга.

"Ухо - нос"

Ребенок по показу взрослого, а затем самостоятельно берется левой рукой за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпуская ухо и нос, хлопает в ладоши, меняет положение рук "с точностью до наоборот". Упражнение повторяется несколько раз.

"Горизонтальная восьмерка"

Педагог предлагает ребенку нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза: сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками одновременно.

"Симметричные рисунки"

Педагог предлагает ребенку нарисовать в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки: цветок, ель и т. д.

"Медвежьи покачивания"

Педагог предлагает ребенку покачаться из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключить руки и придумать сюжет.

"Снеговик"
Упражнение выполняется стоя. Педагог предлагает детям представить, что каждый из них - только что слепленный снеговик. Тело его должно быть напряжено, как замерзший снег. Но вот пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала "тает" и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения дети мягко падают на пол и лежат.

"Накачаем мышцы"

Сидя, дети сгибают руки в локтях, сжимают и разжимают кисти рук, постепенно убыстряя темп. Упражнение выполняется до максимальной усталости кистей. Затем нужно расслабить руки и встряхнуть их.

"Часики"

Дети выполняют свободные движения глаз из стороны в сторону, вращения.

"Рожицы"
Педагог предлагает детям показать различные рожицы, выполняя мимические движения: надувание щек, показывание языка, вытягивание губ трубочкой, открывание рта.

"Жонглер"

Дети пробуют перекатывать орехи или шарики сначала в каждой ладони, а затем между пальцами.

"Водный велосипед"
Упражнение выполняется в парах: дети встают друг напротив друга, касаются ладонями ладоней партнера и совершают движения, аналогичные езде на велосипеде.

"Пианист"

Педагог предлагает ребенку поиграть на пианино. Для этого просит его прижать ладонь к поверхности стола и сначала по порядку, а затем хаотично поднимать пальцы по одному и называть их.

Психогимнастика на развитие эмоциональной сферы

Игра "Тень"
Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Два ребенка идут по дороге: один впереди, другой на два-три шага сзади. Второй ребенок - это "тень" первого. "Тень" должна точно повторить все действия первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камешком, то поскачет на одной ноге и т. д.

Игра "Запретный номер"

Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Дети стоят в кругу. Выбирается число, которое нельзя произносить. Дошкольники считают по очереди, вместо запретного числа - хлопают в ладоши.

Игра "Вот он какой"

Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Ребенок без слов с помощью выразительных жестов "рассказывает" о размерах и формах хорошо известных ему предметов: маленький, большой, заостренный, круглый, четырехугольный, мелкий, длинный, короткий.

Упражнение "Как ты себя чувствуешь?"

Упражнение направлено на развитие внимательности, эмпатии и умения чувствовать настроение другого. Выполняется по кругу. Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева, пытается догадаться, как тот себя чувствует, и рассказывает об этом. Дошкольник, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается или не соглашается со сказанным, дополняет.

Упражнение "Мое настроение"

Упражнение направлено на развитие эмпатии, умения описывать свое настроение и распознавать настроение других. Ребенку предлагают поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом или показать в движении - все зависит от фантазии и желания дошкольника.

Упражнение "Общение в паре"

Упражнение направлено на развитие внимания и памяти. Дети разбиваются на пары, садятся спина к спине. Один шепотом рассказывает о чем-нибудь, потом спрашивает другого, о чем и что он говорил. Рассказывая, ребенок должен попытаться описать свои ощущения.

Упражнение "Сидящий - стоящий"

Упражнение направлено на развитие эмоциональной сферы. Ребенок, стоя и глядя на сидящего, говорит предложенную воспитателем или составленную самостоятельно фразу с разным чувством: весело, со страхом, сердито, спокойно.

Упражнение "Исследование лица"

Упражнение направлено на развитие тактильной памяти. Дети встают в две шеренги, лицом друг к другу. Дошкольники одной шеренги закрывают глаза, в другой - меняются местами (произвольно) и подходят ближе к первой шеренге. Дети с закрытыми глазами ощупывают лицо и волосы подошедшего и называют их имена. Условие: дотрагиваться до одежды нельзя.

Упражнение "Зеркало"

Упражнение направлено на развитие умения понимать и передавать чужие эмоции. Дети делятся на пары, встают лицом друг к другу и смотрят друг другу в глаза. Один начинает выполнять какое-нибудь движение, другой его повторяет в зеркальном отображении. Затем педагог предлагает детям в жестах и мимике передавать разные эмоциональные состояния: грусть, радость, страх, боль, отвращение и т. д.

Упражнения "Животные"

Упражнение направлено на развитие воображения. Педагог предлагает детям изобразить какое-нибудь животное: шустрому ребенку - медведя, медлительному - зайца, белку, трусливому - тигра, льва и т. д.

Упражнение "Танец под музыку"

Упражнение направлено на преодоление робости, укрепление веры в себя. Дети садятся по кругу, самого замкнутого сажают в центр. Включается музыка - дети встают, ребенок в кругу танцует. Дошкольники тоже могут танцевать, стоя на месте.

Упражнение "Рисование на спине"

Упражнение развивает чувствительность и воображение. Дети разбиваются на пары: ребенок рисует пальцем на спине другого геометрические фигуры, простые изображения: дом, елка, солнце, лесенка и т. д., печатные буквы; другой ребенок должен отгадать, что это.

Корпунова Ельвина Рафиковна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Полянская СОШ" дошкольное отделение
Населённый пункт: Ленинградская область Выборгский район п.Каменка
Наименование материала: cтатья
Тема: "РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ИГР С ПЕСКОМ "ЧУДЕСА НА ПЕСКЕ"
Дата публикации: 09.10.2018
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное общеобразовательное дошкольное

учреждение «Полянская СОШ» дошкольное отделение

«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ИГР С

ПЕСКОМ «ЧУДЕСА НА ПЕСКЕ»

Воспитатель:

Корпунова

Ельвина

Рафиковна

1.Введение

1.1. Выбор темы.

1.2. Вводная часть.

2. Теоретическая часть проекта.

2.3. Практическая часть.

2.4. Перечень игр.

2.5. Конспект занятия.

3.1.Реализация образовательных областей ФГОС.

3.2. Подведение итогов.

4. Приложение.

4.1.Работа с родителями.

4.2.Фотографии.

Кто из нас в детстве не играл "в куличики"? Ведерко, формочки, совок - первое, что

мы приобретаем для ребенка. Первые контакты детей друг с другом происходят в

песочнице. Это традиционные игры с песком.

Перед нами песок. Естественное желание - погрузить в него руки, ощутив прохладу;

пропустить его между пальцев, чувствуя при этом тепло собственных рук.

Приятные воспоминания охватывают нас: детство, море, солнце, ощущение

бесконечности мира и ожидание чуда. Чувства переполняют нас, и нам хочется

только что соприкоснулись с уникальностью мироздания, вечностью. Он стоит на

пороге открытия. Мы вместе с детьми делаем самые важные шаги по дороге

познания. А игры с песком помогут нам в этом.

Как известно игра – ведущая роль деятельности ребенка, посредством которой он

органично развивается. Игры с песком – одна из форм естественной деятельности

ребенка. Она обладает почти неограниченными возможностями и способствует

развитию ребенка во всех аспектах. Они способствуют развитию тактильно-

кинетической чувствительности, мелкой моторики рук, позволяют успешно

развивать психические и познавательные процессы, благотворно влияют на

развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.

В процессе игры и экспериментирования дошкольник получает возможность

удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество

вопросов: «Почему? Зачем? Как? Что будет если? ». При этом взрослый – не

воспитатель – наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что

позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

В младшем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного

мозга, это расширяет возможности детей в познании окружающего мира. В этом

возрасте характерно наглядно-действенное и наглядно – образное мышление. Дети

«мыслят» руками: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют.

Познание окружающего мира основывается на самом близком для ребенка – игре. А

что может быть интереснее и ближе чем игры в песок?

С самого раннего возраста игры с песком помогают ребенку легче адаптироваться к

условиям дошкольного учреждения, поэтому,работая с детьми раннего возраста, я

решила проблему адаптации детей - приобрести песочницу , чтобы облегчить

пребывание ребенка в детском саду.

Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека

своей податливостью, способностью принимать любые формы; быть сухим, легким

и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Песок – обычный,

повседневный и в тоже время необыкновенно приятный материал, состоящий из

мелких крупинок, при соединении образует любимую детьми песочную массу. Когда

мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде,

рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает

качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных

композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь

невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык

строго оценивать себя.

В ходе игр с песком дети ненавязчиво знакомятся с его свойствами: сыпучесть,

способность пропускать воду, держать форму.

Игры с песком дают ребенку возможность погрузиться в мир своих фантазий,

освободиться от «лишней» энергии. Песок обладает свойством снятия негативной

психической энергии и способствует уравновешиванию психоэмоционального

состояния ребенка.

Как известно, песок обладает многочисленными свойствами:

Развивается мелкая моторика и тактильная чувствительность, что ведет к развитию

интеллекта в целом (память, внимание, мышление, речь).

Усиливается желание ребенка экспериментировать, узнавать что-то новое и

работать самостоятельно.

Совершенствуются коммуникативные навыки, сюжетно-ролевая игра, предметно-

практическая деятельность.

А главное, песок способен «заземлять» негативную энергию, что ведет к

положительному результату в работе с «особыми» детьми.

Основные принципы игр на песке

1.Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя

комфортно и защищённо, проявляя творческую активность.

Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; взрослый

формулирует инструкцию к играм в обычной и в сказочной форме; исключается

негативная оценка действий, идей и результатов ребенка, поощряется фантазия и

творческий подход.

2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр.

Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную

мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

3.Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями

сказочных игр.

На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в

реальное, и наоборот. Например, оказавшись в роли спасателя принцессы, ребенок

не просто предлагает выход из ситуации, но реально разыгрывает ее на песке с

помощью миниатюрных фигурок. Так, он «на деле» убеждается в правильности или

ошибочности выбранного пути.

Практическая часть:

Что нужно для игры в песок?

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб Вера в Детство не пропала.

Простейший ящик из стола -

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор

Возьмем в игру...

Подобно Богу

Мы создадим свой Мир Чудес,

Пройдя Познания Дорогу.

Для игр с песком понадобится:

1. Водонепроницаемый деревянный ящик. Его размер - 50x70x8 сантиметров.

Внутренняя поверхность ящика (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой

цвет. Таким образом, дно ящика будет символизировать воду, а борта - небо.

2. Чистый, просеянный песок (прокаленный в духовом шкафу). Он не должен быть

слишком крупным или слишком мелким.

3. "Коллекция" миниатюрных фигурок. В набор игрушек могут войти:

Человеческие персонажи

Здания: дома, школы, замки

Животные: домашние, дикие, доисторические, морские, и пр.

Машины: сухопутные, водные, космические, боевые.

Растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.

Постройки: мосты, ограды, ворота, загоны для скота.

Естественные предметы: ракушки, веточки, камни, и пр.

Символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с

сокровищами» драгоценности и др.

Сказочные герои: злые и добры

Живая зелень и пр.

Домашняя утварь

Пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры

(круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)

В младшем дошкольном возрасте детей начинаем знакомить с самыми простыми

играми с песком, которые направлены на развитие мелкой моторики рук и

тактильно-кинестетической чувствительности. Это разогревающие упражнения:

Игра: « Здравствуй, песок!»

Цель: снижение психофизического напряжения.

Оборудование: Песочница.

Ход игры: Воспитатель просит по-разному «поздороваться с песком», то есть

различными способами дотронуться до песка. Ребенок:

Дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем

всеми пальцами одновременно;

Легко с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в

песочницу;

Дотрагивается до песка всей ладошкой - внутренней, затем тыльной стороной;

Перетирает песок между пальцами, ладонями.

В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой

захотел поздороваться один из обитателей песка».

Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «теплый - холодный»,

«мокрый -сухой», «колючий- шершавый» , «мягкий-твердый» и т.д.

Игра: «Песочный дождик».

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Оборудование: Песочница.

Ход игры:

Педагог: в сказочной стране может идти необычный песочный дождик и дуть

песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер.

Смотрите, как это происходит.

Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на

ладонь взрослого, на свою ладонь.

Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками,

взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем

они меняются ролями.

Игра:«Песочный ветер».

Цель: формировать умение управлять вдохом-выдохом.

Оборудование: Песочница, трубочки для коктейля.

Ход игры: Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям

постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям,

подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать

углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать

одноразовые трубочки для коктейля.

При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.

Игра: «Идут медвежата».

Ход игры: «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает

на песок.

«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка,

двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» - ребенок расслабленными пальцами рук делает поверхность

песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение

насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком

руками друг с другом - «жучки здороваются»).

«Кроказябла» - дети оставляют на песке самые разнообразные следы,

придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие

следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем

песочной страны).

Игра « Я пеку, пеку»

Ход игры: Ребенок "выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки,

тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в

них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно "выпекать" и

руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок

"угощает" пирожками маму, папу, кукол.

Игра « Угадай на ощупь»

Цель: Развитие мышления, моторики.

Ход игры: Малыш отворачивается, а вы в это время прячете в песок игрушку. Задача

ребенка найти в песку игрушку и отгадать на ощупь, что это. Затем поменяйтесь

Благодаря играм с песком дети легко заучивают программные четверостишия.

Игра «Флажок»

Цель: развитие мелкой моторики, внимания,памяти.

Рассказать с детьми стихотворение Агнии Барто « Флажок». Предложить детям

нарисовать флажок. Можно нарисовать много флажков.

Горит на солнышке флажок

Как будто я огонь зажег.

Игра «Цыплята».

Цель:развитие логического мышления,памяти,художественных навыков.

Рассказать стихотворение В. Берестова « Цыплята».

Куда-Куда? Куд- куда?

Ну-ка, ну-ка все сюда!

Ну-ка к маме под крыло!

Куд - куда вас понесло?

Беседа. Кто как кричит? Что умеют делать цыплята?

Предложить детям нарисовать двух цыплят, сначала рисуем большой кружок, а

сверху маленький туловище и голова. Теперь рисуем ноги, клюв, хвостик.

Можно поиграть в игру « Назови ласково»

Например: курица – курочка, гусь – гусёнок, петух –петушок.

Игра«Котик и козлик»

Рассказать и выучить с детьми стишок В. Жуковского « Котик и козлик».

Там котик усатый,

По садику бродит,

А козлик рогатый

За котиком ходит.

Рисуем с детьми сначала котика, а потом козлика. Можно детям задавать

вопросы: Чем они похожи? Чем отличаются? Как рисовать котика: нарисовать овал

большой, затем сверху круг – это туловище и голова. Теперь рисуем лапки и хвост. А

козлика размером побольше – с длинными рогами, маленьким хвостиком.

Игра «Мышка»

Загадать загадку.

Живёт в норке, грызёт корки.

Не большие ножки, боится кошки.

Рисуем мышку. Туловище у мышки овальное, головка вытянутая, длинный хвост.

Можно придумать, слова похожи по звучанию на слово «мышка»

(книжка, шишка, мишка)

Жук, жук пожужжи,

Где ты прячешься, скажи?

Жу, жу, жу, жу

Я на дереве сижу

Жук, жук, покажись!

Надо мною покружись!

Жу, жу, жу, жу

Я летаю и кружу.

Напомнить, как рисовать жука. Тело у жука овальное, крылышки сложены, как два

полукруга, нарисовать маленькую головку, а теперь дорисуем много лапок.

Поговорить с детьми, где можно увидеть жука?

Игра«Солнышко».

Цель:обогащение словарного запаса.

Выучить с детьми считалку. Нарисовать солнышко и семь лучиков.

Утром солнышко проснулось,

Осторожно потянулось,

Лучикам пора вставать-

Раз,два,три,четыре,пять.

Можно провести беседу, назови похожие слова на слово «солнце».

Например: Солнечный, солнышко, солнечная, подсолнух. Или на что похоже

солнышко?

Восемь ног у осьминога

Говорит улитка:

Восемь ног ему зачем?

Я б запуталась совсем!

На подносе с песком рисуем осьминога. Для этого сначала нарисуем круг, потом

немного стираем низ и выравниваем верхнюю часть, получится шапочка, и рисуем

длинные щупальца.

Можно провести беседу. Где живёт осьминог? А кто ещё живёт в море?

Запоминаем с детьми морских обитателей: рыба, медуза, краб, кальмар, морская

Для развития математических знаний у младших дошкольников использую

следующие игры с песком.

«Найди и назови».

(геометрические фигуры по описанию).

«Выложи по образцу»

(узоры из камней, пуговиц, пробок и пр.)

Конструирование фигур из счетных палочек.

Игра «Цветные заборчики»

Цель: Развитие у детей сенсорного восприятия.

Оборудование: Песочница, счетные палочки (по десять красных, синих и зеленых),

миниатюрные фигурки.

Ход игры: На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый

просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета.

Потом - красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно

предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.

Игра «Кто к нам приходил?»

Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия.

Оборудование: Песочница, набор формочек.

Ход игры: Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек

барельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал

взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и

ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания - игра с новыми

формочками без предварительного их ощупывания.

Игра «Песочный круг»

Оборудование: Песочница.

Ход игры: Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его

различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами.

Ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции он

производит с отпечатками своих ладоней, при этом может сочинить историю о

каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем».

Для старших дошкольников игра усложняется.

Игра «Песочные строители»

Цель: закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и

зрительной памяти.

Ход игры:

Педагог: Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для

начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом.

Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф - только

прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям

песочницы.

В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай

отпечаток.

Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей

песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества

персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану. .

Игра «Узоры на песке»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Оборудование: Песочница, природный материал: камешки, шишки и др..

Ход игры: Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы

рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами

освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики,

лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо

продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную

инструкцию нарисовать на песке определенный узор.

Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной

последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и

Педагог. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие

узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В

верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу - из треугольников.

Игра « Узоры на песке».

Цель: развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации,

воображения.

Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки.

Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки, то их можно

использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой дорожке идут

только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только

птицы - ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на

указанную дорожку. Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини-сказку

«Кто, куда, зачем и что случилось?».

На мокром песке можно рисовать достаточно четкие лица, обучая ребенка

графическим способам обозначения эмоций человека: радость, грусть, злость, страх,

удивление.

Художественное творчество также развивается с помощью игр с песком. Ребята

учатся изображать на песке с помощью кисти сначала несложные элементы, далее

сюжеты сказок. Вот пример:

Я предлагаю окунуться в сказку. Давайте попробуем нарисовать сюжет всем

хорошо известной русской народной сказки «Колобок».

А начну я свою работу с того, что затонирую поверхность тонким слоем песка.

Затем, используя расчёску, нарисуем домик, в котором живут дедушка и бабушка.

Дорисовываем мизинчиком крышу, окно, забор.

При помощи кисточки нарисуем дорожку, по которой непослушный Колобок

укатился в лес.

Ну, а где же сам герой сказки? Нарисуем Колобка с помощью кулачка.

При желании, можно дорисовать Колобку носик, глаза, ротик.

Посмотрите, как здорово получилось! Настоящие «песочные художники»!

Открытое занятие. «Солнечная сказка на песке».

Цели занятия:

1. Гармонизация психоэмоционального состояния детей.

2. Развитие тактильной чувствительности, восприятия, мышления, воображения.

3. Активизация словарного запаса.

Оборудование:

Солнышко и тучка из цветного картона, песочница, палочки для рисования на песке,

песочные формочки в виде цветочков, небольшие игрушки.

Участники: дети 3-4 лет.

Ход занятия:

Воспитатель показывает детям картонную фигурку солнышка.

Ребята, посмотрите, кто это к вам в гости пришел? (Солнышко)

Правильно, и оно хочет пригласить вас с собой в путешествие. Готовы? (Да)

Тогда – в путь!

Дети вместе с воспитателем подходят к песочнице. Солнышко прикрепляется на

стену рядом с песочницей.

Посмотрите - этот песок не простой, он волшебный и может чувствовать

прикосновения, говорить. Песочек может показать детям много интересных игр и

сказок. Но сначала давайте вспомним, как нужно правильно играть с песочком.

Нельзя брать песок в рот- можешь подавиться!

Нельзя бросать песок в лицо- можешь повредить глаза!

Нельзя вдыхать песок- будет трудно дышать!

После игры с песком -убери за собой и помой руки!

А сейчас положите ладошки на песок. Давайте его погладим ладошкой, затем

ладошку перевернем. Какой песок?

Теплый или прохладный?

Шершавый или гладкий?

Сухой или мокрый?

Мягкий или твёрдый?

Песок прохладный, шершавый, сухой, мягкий.

Давайте поздороваемся с нашим другом-песочком.

Здравствуй, песок!

Послушайте, он с вами здоровается, только очень-очень тихо. Давайте его

развеселим. Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком. Затем другой.

А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки

побежали по песку пальчиками.

Давайте его потрем между ладонями.

Давайте его возьмем в кулачки крепко - крепко, чтобы ни одна песчинка не упала и

отпустим. Еще разок.

А теперь, послушайте сказку:

Утром солнышко проснулось, Сладко – сладко потянулось. И, откинув одеяло, С

нами в сказку пошагало.

Воспитатель предлагает детям сделать солнышко на песке. Кладёт ладошку ребёнка

на песок, поворачивает её по кругу, оставляя отпечаток. Ребёнок поворачивается

вслед за ладошкой. Получилось солнышко.

– Давайте нарисуем глазки солнышку, нос, рот-улыбку.

Получилось у нас солнышко? (да) .

Какое солнышко у нас получилось?

Дети отвечают. (Доброе, лучистое, улыбчивое, песочное)

Ребята, солнышко только проснулось, ещё не очень жарко, и лучики у солнышка

короткие, маленькие. Давайте погладим лучики пальчиками.

Дети прикасаются пальчиками к лучикам. Солнышко пригревает сильнее, и лучики

растут, становятся длинными, большими. Взрослый предлагает детям взять палочки

и нарисовать рядом с маленькими лучиками большие, длинные, продлевая

маленький лучик.

– Давай погладим пальчиком длинные лучики.

Ой, посмотрите, на полянку прискакали зайчики. Они тоже рады солнышку.

Посмотрите, сколько у нас зайчиков: один или много? (много)

Зайчики хотят поиграть с вами в прятки. Сейчас вы закроете глаза, а они спрячутся

в песок. После того, как я скажу: «Глазки открываем, поиск начинаем», вы должны

будете их найти в песке, раскапывая песок пальчиками.

Дети находят игрушки. Пока дети ищут игрушки- воспитатель наклеивает на

солнышко тучку.

Молодцы, ребята, всех зайчиков отыскали. Зайчикам, очень понравилось играть с

До свидания, зайчики.

Ой, посмотрите, пока мы играли с зайчиками - наше солнышко спряталось за

тучку, сейчас польет дождик.

Каждому ребенку выдается леечка с водой. Дети поливают песок.

Дождик, дождик лей веселей! Своих капель не жалей.

Для цветов, для полей и для маленьких детей.

Какой теперь стал песок, сухой или влажный? (влажный)

Дождь покапал и прошел. Стало всем нам хорошо.

Солнце снова засветилось, засияло, заискрилось.

После дождя, навстречу солнечным лучикам, свои лепестки протянули цветочки.

Воспитатель берёт пластмассовую формочку и лепит цветочек. Затем помогает

детям, сделать цветочки, объясняя, как правильно положить песочек в формочку,

постучать по ней, удаляя лишний песок и перевернуть, чтобы получился цветочек.

Вот как много цветочков у нас получилось!

Радуясь солнышку, к приветливым цветочкам прилетели бабочки. Они хотят

полакомиться сладким цветочным нектаром.

Воспитатель предлагает детям сделать бабочек. Он соединяет запястья рук ребёнка,

а кисти разводит в стороны, имитируя крылья. Бабочки летают, крыльями порхают,

радуются. Поднимая и опуская кисти рук ребенка, взрослый изображает полёт

– Отдохнули на цветочной полянке бабочки и полетели дальше, не забыв сказать

«Спасибо за угощение». Давай им помашем рукой и разгладим песочек. Ребята и

сами тоже вернемся в группу. (Дети благодарят песочек и солнышко) .

В старшей и подготовительной группах игры с песком помогают решать такие

задачи,как развитие фонематического слуха, коррекция звукопроизношения,

обогащение словарного запаса, обучение чтению и письму. Существует множество

таких игр.Вот одна из них:

Путешествия к звукам

Начнем с игры-сказки "Путешествие в страну "А".

Есть прекрасная страна - где принцессу зовут А, (Взрослый ставит в песочницу

фигурку, на которой приклеено изображение буква А).

В реке плещутся А-кулы (в песочнице создается река, и помещаются акулята из

коллекции "Киндер-сюрприза" на них тоже наклеена буква А).

А-исты в садах живут (в песочнице создается сад из веточек, и появляются птицы на

них также наклеена буква А).

А-пельсины и А-рбузы и А-кации цветут (в песочнице появляются растения, на

которых изображена буква А).

Чтобы здесь нам поиграть,

Надо много слов назвать.

Привести сюда друзей

В чьих названьях - А.

Смелей! (произнося стихотворную инструкцию, взрослый делает интонационный

акцент на звук А).

Для того чтобы начать игру взрослому нужно:

Отобрать фигурки, в названиях которых есть звук А (5-10 штук),

Наклеить на них букву А,

Подготовленные к игре фигурки расставить рядом с песочницей.

Взрослый одновременно проговаривает стихотворение-инструкцию и вместе с

ребенком строит сказочную страну. Таким образом, речь сопрягается с действием.

Ребенок становится непосредственным участником процесса - положительная

мотивация сформирована. И тут звучит задание, требующее самостоятельной

работы. Для того чтобы поиграть в песочнице с привлекательными фигурками,

ребенок должен назвать не менее трех слов, в которых есть звук А. Важно помнить о

последовательности предъявления слов, содержащих звук, который мы

отрабатываем. Первыми предъявляются слова, содержащие звук в начале слова,

потом - в конце, потом - в середине. Причем, мы стараемся не брать слова, в которых

звук слышится не четко. Ребенку могут помочь вопросы. Например;

"Ты знаешь, у принцессы есть друзья, которых зовут Аня, Антон, и...?" "Посмотри

на другие фигурки, назови их. В каких именах и названиях ты услышал звук А?"

Когда ребенок назовет слова, взрослый объявляет ему о том, что теперь он получил

ключ в страну принцессы А и является ее Почетным гостем. Он может играть с

каждым жителем этой страны и привносить в песочницу других героев.

Эта простая игра решает немало образовательных и психологических задач. И

главная из них развитие фонематического слуха, то есть умения слышать и

вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове. Именно это является основой

формирования правильного звукопроизношения и правописания. В игре звук

выступает не абстрактным символом, а живым сказочным существом. С ним

интересно познакомиться, его хочется узнать поближе, поиграть с ним и его

друзьями, и как можно дольше не расставаться. Подбираемый материал и формы его

подачи (яркие фигурки, интонированность речи, пропевание гласных звуков) на

первых порах должны облегчить процесс узнавания звука в словах. В дальнейшем,

мы усложняем задачу, убрав интонационные акценты и меняя сюжеты инструкций.

Так мы познакомим ребенка с множеством звуков.

Пока мы не вводили понятие "буква", хотя и использовали их в играх. Таким

образом, опираясь на слуховое, зрительное и тактильно-кинестетическое

восприятие, мы готовим ребенка к обучению чтению. Не оперируя пока понятием он

уже узнает буквы. И начинает, на первых порах неосознанно, соотносить звуки и их

графическое изображение. Это один из элементов опережающего обучения грамоте.

Таким образом, мы видим,что игры с песком с самого раннего возраста помогают

детям. В младшем дошкольном возрасте благодаря этим играм решается очень

важная задача – адаптация детей к дошкольному учреждению. В дальнейшем игры

помогают решать те задачи, которые воспитатель ставит перед собой в процессе

обучения и развития своих воспитанников.

Игры с песком помогают реализовать все пять образовательных областей ФГОС:

Социально-коммуникативную

* Развитие активной речи детей в процессе познавательно-экспериментальной

деятельности

* Приобщение к правилам взаимоотношений со сверстниками

Познавательную

* Расширение представления о свойствах неживой природы – песка

* Развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности.

* Развитие любознательности в процессе наблюдений и практического

экспериментирования

Речевую

* Владение речью как средством общения и культуры;

* Обогащение активного словаря;

* Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической

* Развитие речевого творчества;

* Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

* Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух

текстов различных жанров детской литературы;

* Формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте

Художественно-эстетическую

* Развитие творческой деятельности детей (рисование на песке)

* Развитие воображения

* Развитие творчества и фантазии

Физическую

* Развитие двигательной и зрительной координации

* Развитие мелкой моторики обеих рук

* Соблюдение правил безопасности в играх с песком

* Формирование трудовых умений и навыков

ВЫВОДЫ:

Итак, мы можем подвести итог, что игры с песком способствуют развитию

предметной деятельности (улучшают сенсорное развитие детей), развивают

тактильную чувствительность, такие игры учат детей владеть своими руками,

тренировать логику, умение получать удовольствие от совместной деятельности со

взрослыми… Наблюдая за играми детей, мы видим, как положительно влияет песок

на эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и

самореализации ребёнка.

Дети учатся общаться с песком осторожно, не рассыпая. Путем

экспериментирования знакомятся со свойствами песка (состоит из песчинок,

рыхлый, мелкий, легко сыпется, пропускает воду, на песке остаются следы, мокрый

темнее сухого и лепиться).

Учатся выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы.

При выполнении действий с песком пополняют словарный запас.

Учатся драматизировать сказки, используя настольный театр.

Родители получают информацию о разнообразии игр с песком.

Работа с родителями

Пополнение уголка детского экспериментирования.

Консультация: «Игры с песком. Это интересно!» Знакомство с разнообразием игр с

Консультация «Как играть дома с песком.»

Совместная деятельность детей и родителей «Песочные картинки».

Стендовая информация «Игры с песком».

Литература:

Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке: Практикум по

песочной терапии.

Игры с песком, или Песочная терапия. «Дошкольное воспитание», № 3, 2004.

Равиза Ф.В. Простые опыты. М., 1997.

Рыжова Н. Игры с водой и песком.

Смирнов Ю.И. Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб.,

Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду.

Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. М. :

Просвещение, 2009

Мартынова А. Н. Потешки, считалки, небылицы.

Интернет ресурсы.

Всем привет!

Сегодня хочется поговорить о таком развлечении, как Радужный песок.

Наверняка многие родители уже занимались играми в него со своими чадами. Я купила своему ребенку его сама, осознанно, хотелось попробовать и узнать, что же это за чудо песок такой, как с ним играть и какая от него польза.

У меня это Радужный песок от фирмы LORI из серии Домашняя песочница .


Коробка картонная, внутри 4 круглые упаковки по 140 гр. песка четырех цветов: зеленый, синий, красный, желтый. Внутри так же были 2 формочки и инструкция. Цена 340 рублей в обычном магазине детской одежды и игрушек.


Инструкция подробная, есть часть для взрослых, правила работы с радужным песком, а так же предостережения о том, что при попадании в глаза, их необходимо немедленно промыть, родители должны следить за тем, чтобы ребенок не брал песок в рот.


На коробке указан возраст 3+, но хочу предостеречь родителей, бабушек и дедушек, кто покупает, дарит или просто играет в радужный песок с детками до трех или даже до 4-5 лет (тут зависит от ребенка конечно), нужно быть абсолютно уверенным в ребенке, что он не будет лизать песок, облизывать пальцы (этот песок не липнет к руками, но мелкие частицы остаются на коже).



Изготовлен радужный песок в городе Ярославль, на упаковке указаны ГОСТ и ТУ, но почему - то нет значка Ростеста. Нет информации о токсичности песка.

Еще один момент - запах радужного песка. Запах очень резкий, неприятный, химический. Возможно такой запах вызывают добавленные в кварцевый песок полимеры, как раз для того, чтобы песок приобретал такую консистенцию - вроде бы на вид обычный песок, но частички песка как -будто примагничиваются к друг другу, за счет этого радужный песок не сыпется, а льется, сухой, а принимает и держит любые формы.




Для развлечения ребенка радужный песок очень подходит, ребенку нравится его трогать, держать в руках, мять его как пластилин, делать разные фигурки, да просто "переливать" его из руки в руку. Впервые мой ребенок попробовав играть этим песком, был в полном восторге и удивлении, как такое может песок! Но, конечно же, я объяснила своей дочери 5 лет, что это особый, "волшебный" песочек.



Мы играли вместе, вместе использовали формочки и лепили просто руками.

Еще плюс цветного радужного песка в том, что можно смешивать имеющиеся цвета и получать новые!




Для того чтобы играть с радужным песком необходимо придумать песочницу, в нашем случае была не нужная картонная коробка с высокими стенками, это важно! Песок настолько мелкий, а ребенок не всегда аккуратен, что приходится собирать влажной тряпкой песок со стола и с пола, у нас он так же был на одежде.

У Радужного песка от фирмы LORI из серии Домашняя песочница есть несколько недостатков, как я уже сказала, это сильный неприятный запах, прилипание мелких частичек к коже и одежде, и отсутствии информации о токсичности.

Несмотря выявленные недостатки хочу порекомендовать родителям, бабушкам и дедушкам почаще заниматься с детьми такими занятиями с таким песком! Они хорошо развивают мелкую моторику, дают простор для фантазии и творчества ребенка (да и взрослого), а также я считаю, что успокаивают психику ребенка, когда он работает с такими материалами, как радужный песок! Но прошу вас, будьте бдительны, и следите за тем, как играет в радужный песок ваш ребенок, не отходя от него, даже если ему уже 5 и более лет!

Спасибо за внимание и увлекательных вам игр!