Меню

Как определить аудиал визуал или кинестетик ребенок. Тест для детей аудиал, визуал, кинестетик

Секреты стиля

Знание своего типа восприятия и типа восприятия ребенка являются основой простого и успешного обучения. Как узнать тип восприятия ребенка и на что обратить внимание при обучении, об этом в данной статье.

Вы получите конкретные приемы обучения, которые можно применить уже сегодня.

В каждом человеке ярко выражены 4 основных шкалы восприятия информации: на слух, на ощупь или через действия, глазами, логическое.

Насколько широко развито то или иное, говорит нам о том, какой человек по своему восприятию в целом. По восприятию мы делимся на 4 группы: визуалы, аудиалы, кинестеты, логики (дигиталы).

Практически все визуалы используют в собственной речи обороты «смотри», «давай, я тебе покажу». Они не воспринимают на слух как, куда дойти, где направо, где налево повернуть, они, как правило, любят посмотреть на карту, и идут только со 100% представлением.

Вторая по многочисленности группа — кинестеты, которым нужно проделать действие прежде, чем понять его. Как бы мы ни обучали кинестета танцам на своем примере – «смотри, как надо», «смотри, как я делаю», пока он не повторит сам и не освоит физическое действие – он никогда не научится.

Логики понимают четко структурированную информацию, алгоритмы: 1, 2, 3, 4. Только когда они эту информацию таким образом структурируют – у них есть четкое понимание картины. Окружающий мир у логиков строго разбит на иерархию объектов.

Аудиалы – это те люди, которые в собственной речи играют тембром, глубиной, громкостью голоса (все это составляет просодическую (интонационную) сторону речи). Они очень любят слушать и слышать. Монотонная без эмоциональной окраски речь для них не понятна, скучна.

Давайте рассмотрим каждый тип более подробно.

Мы будем рассматривать несколько критериев: как человек ходит; какой у него ведущий тип восприятия информации; каким образом его легче всего научить. Понятно, что у людей то или иное восприятие выражено в большей или меньшей степени.

Определить свой тип восприятия и тип восприятия ребенка важно, так как это влияет на обучение. Если урок (лекция, тренинг) строится с опорой на все 4 типа восприятия людей, запоминают и понимают все. Если при обучении происходит работа только с «визуалкой» (плакаты, схемы), с монотонной речью без четкого определения структуры – запомнят единицы, лишь те, у кого визуальное восприятие развито на высшем уровне.

Итак, как определить какой тип воприятия ведущий:

Кинестеты – перемещаются, как правило, тихо, медленно, незаметно. Например, если кинестет опоздал в театр, на тренинг или на урок, он либо вообще не пойдет в аудиторию, пропустит 1 часть спектакля, лекцию, либо будет ждать и зайдет в перерывах, лишь бы не привлекать к себе внимание.

Воспринимают все через ощущения, любят теплую, приятную к телу одежду. Их мало заботит сочетание цветов или сочетание предметов одежды, однако обязательно ему в этом должно быть комфортно и приятно.

Обувь без каблуков, комфортная, удобная. Кинестету не важна мода, стиль одежды. Возможно, это будут и пуговицы, и молнии, и вещи без аксессуаров. Внимание на это они не обращают. Одежду подарить ему достаточно сложно, угодить практически невозможно. Дизайн их мало интересует, им важно приятно носить вещь или нет.

Обучение проходит через действие. Сколько раз ни повторяй кинестету любым голосом (тихим, громким), какие ни показывай яркие плакаты, пока он сам не возьмет и не проделает действие, он не научится. Можно взять руку и помочь, иначе он не воспримет. Запомнить некоторую последовательность действий кинестеты могут только физически отработав, повторив ее. Для запоминания кинестету может потребоваться написать что-либо самому, перерисовать карту (изображение).

Аудиалы . Просодика (оформление речи) очень разнообразна. Они говорят либо тихо, либо громко, либо объемно, либо низко, обязательно используют логическое ударение. Они очень любят интонации, следят за ними.

Если проходят и слышат интересную не монотонную речь, они вслушиваются, интересуются. Обучение аудиалов должно проходить именно на своеобразной игре голосом. Крик не любят.

Любят слушать подобную себе речь. При опоздании будут слушать около двери и, по их мнению, в нужный момент (смена выступающего, пауза, аплодисменты) войдут в аудиторию тихо, на цыпочках, стараясь не привлечь к себе внимания. Поздороваются, если это требуется, но непременно тихо, шепотом.

Аудиалов немного, в основном этот тип восприятия сочетается с чем-либо еще.

Тип восприятия можно изменить, если работать с ним. Мы можем сочетать два и более типа восприятия, быть одновременно и аудиалом, и кинестетом.

Логики . Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с логиком. Обычно эти встречи проходят в институтах, университетах. К логикам причислял себя А. Эйнштейн. Речь их однотонна, монотонна, лекторы-логики стоят за кафедрой, они абсолютно не задумываются о том, чтобы кто-либо их слышал. Они все структурируют.

На лекции всегда вначале дают план (подробный), с большим количеством разделов и подразделов. Любят использовать многоуровневые классификации: 1.1., 1.1.1 и т.п. Конспекты, написанные во время лекции логика, понятны, интересны, однако слушать такие лекции скучно и не интересно. Это отличные ученые, на 100% разбираются в науке. Экзамен сдать у таких преподавателей сложно. Одежда функциональна. Например, известный факт: А.Эйнштейн мог выйти из дома в разной обуви (на одной ноге кроссовок, на другой – ботинок). Причем на вопрос и замечание о неправильном выборе обуви, он отвечал, что: «И то, и другое обувь. И там и там, одинаковая по высоте подошва. На левой ноге – левый предмет обуви, на правой – правый. Мне удобно и одной ноге, и другой. Не вижу здесь ошибки».

Не важно, по мнению некоторых логиков, и сочетать по цвету или по парам носки. Есть версия, что именно поэтому существует студенческая примета – одевать на экзамен разные носки (с разных пар, возможно, отличающиеся даже по цвету) для того, чтобы успешно сдать. То есть, чтобы сдать экзамен с легкостью, не пятаки нужно подкладывать в ботинки, а использовать «Метод Эйнштейна» и просто одевать разные носки (с ботинками, боюсь может сработать наоборот). Неизвестно, но возможно так мы становимся немного Эйнштейнами.

Если логик опоздал, он постучится, подождет нужный момент как аудиал, а далее обязательно даст четкую аргументированную причину своего опоздания: «Добрый день, я опоздал, так как 1, 2, 3, 4… Я войду или дождусь окончания лекции?» По этому пути пойду или по другому. Предоставляет выбор лектору – можно войти, войду. Нельзя – нет проблем, останусь. В отличие от логиков, кинестеты даже не задумываются о том, что можно попробовать войти, они лучше останутся за дверью.

Логики имеют на все четкий алгоритм. Все свои действия разбивают на конкретные шаги, например, даже приготовление яичницы, вплоть до выбора специальной сковородки. Есть любимый маршрут, самый короткий обычно, шагов на 50–200 короче удобного. Статичны, редко меняют привычки.

Визуалы – самая многочисленная категория. Визуала Вы узнаете всегда по быстрой и четкой речи. Порой за его мыслью сложно уследить. Часто переключают внимание. Речь сопровождается большим количеством ярких оборотов, эмоциональной окраской. Яркая одежда, прическа. Следят за своим внешним видом.

Визуал, если опоздает на лекцию, всегда позволит себе войти в любой момент. Постучит – не постучит – как получится. Войдет громко, привлечет внимание. Не будет прогуливать или ожидать окончания лекции из-за опоздания. Может сказать: «Извините, продолжайте» и т.п. В отличие от аудиалов, которые будут ждать подходящий момент, не утруждают себя этим. Подошел – вошел. Визуалы смотрят собеседнику в глаза. Используют в своей речь обороты «смотри». Это тот тип людей, которые все воспринимают глазами.

Определить, что у Вашего ребенка больше всего развито можно в процессе наблюдения, и тем самым Вы поймете, что Вам нужно развивать, для того чтобы восприятие окружающей действительности было стопроцентным. Не забывайте, что это 4 шкалы, и выражено то или иное восприятие может быть в разной степени. Однако ведущий тип восприятия выявить возможно и важно.

При обучении мы будем стараться опираться по большей части на визуальный канал, однако для полного понимания необходимо использовать абсолютно все типы восприятия.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку учиться:

  1. Определить тип восприятия.
  2. С учетом ведущего типа восприятия строить систему обучения.
  3. Развивать неявные типы восприятия
  4. Записать ребенка в эффективного обучения, чтобы профессионалы своего дела научили ребенка учиться правильно

В школе спецагентов в перый день все дети проходят специальную диагностику, где мы в том числе определяем ведущий тип восприятия ребенка.

В конце обучения по каждому ребенку наши спецалисты составляют индивидульный план развития, где отмечают — тип восприятия, сильные стороны, на что обратить внимание для лучшего эффекта при обучении ребенка в школе.

Кроме того, в настоящий момент готовится к изданию книга, которая будет отличным подарком и дополнением каждому участнику курса.

Спецагетов часто называют супрелюдьми. Эти люди на первый взгляд совершенно обычные, и никогда не скажешь, что этот человек-спецагент.

Вообще спецагенты живут среди нас. Но каждый день выполняют секретные поручения, миссии, спасают человечество и делают это с невероятной скоростью!

Чтобы стать спецагентом нужно обладать рядом качеств - выдержкой, умом, здоровьем и сверхспособностями.

Многие горят желанием стать агентом спецслужб, но на деле ничего не умеют или не хотят. А ведь здесь необходимы сверхспособности. Например, нужно очень хорошо говорить на нескольких языках мира. Среди спецагентов очень ценится коммуникабельность (умение общаться с людьми), искусство расположить к себе собеседника и умение хорошо владеть языком тела, то есть не только голосом, но и мимикой, осанкой и жестами выразить ему свои желания.

В мире много разных спецагентов: агенты-установщики, вербовщики, оперативные сотрудники, маршрутные агенты, двойные агенты и внештатные сотрудники. Но всех их объединяет одно: отличная память.

Они с одного прочтения запоминают тексты, с одного взгляда запоминают лица и с первого знакомства запоминают имена.

Для суперагента не составляет труда учиться. Он легко может пересказывать тексты, писать сочинения и изложения, грамотно писать, решать задачи и великолепно считать в уме!

В то же время, они не рождаются суперагентами. А ими становятся.

В настоящее время обучают суперагентов суперспособностям уже после окончания школы, в специальных учебных заведениях и попасть туда очень сложно.

Курс «Школа спецагентов» создан для того, чтобы каждый мальчик и девочка, юноша и девушка могли попробовать - как это, быть спецагентом? В курсе ребята узнают, что значит обладать суперспособностями и как их можно развить.

А книга - практический тренажер для мозга, она позволит каждому читателю еще больше раскрыть в себе суперсилу.

После окончания курса «Школа спецагентов», учиться в школе станет легче, учиться в институте станет проще интереснее, работать с информацие - увлекательнее. Кроме того, другие ребята, знакомые и учителя будут поражаться тому, как легко дети запоминают, как красиво могут говорить и обязательно будут спрашивать, где вы этому научились?

В книге, которую получит в подарок каждый участник курса, описаны 6 спецагентов, их суперсила, есть подробная информация, как ее развить, тренажеры для тренировки и связь с школьными буднями.

Таким образом, даже после окончания тренинга у детей будет отличный инструмент, который будет помогать еще долго.

П.С. Книга в отдельную продажу не поступит, это эксклюзивное пособие для участников курса.

Участникам курса книга будет отправлена почтой

Особенности поведения, которые «выдадут» кинестетика:

  • В словаре ребенка преобладают слова, описывающие чувства или движения (холодный, прикосновение, твердый, схватить). В разговоре большое внимание уделяет внутренним переживаниям.
  • Этот малыш просто обожает домашних животных. Он постоянно к ним прикасается: гладит, носит на руках.
  • Любит телесный и эмоциональный комфорт. Одеть его в колючий свитер практически невозможно.
  • Во время диалога смотрит не в глаза собеседнику, а вниз. При этом совершает множество движений и жестов, старается стать поближе к нему. Даже может начать крутить пуговицу на одежде другого человека.
  • Во время беседы постоянно меняет позу. Любимое положение — руки обнимают себя, ноги поджаты или переплетены. Часто сутулится, ходит с поникшими плечами.
  • Проявляет склонность к молчанию. Иногда такие дети кажутся робкими и застенчивыми. Это мнение ошибочно, просто ребята теряются на общем фоне.
  • Часто полагается на свою интуицию, которая развита очень хорошо.
  • Таким детям трудно сосредоточиться. Они отвлекаются по любому поводу.
  • Ребенок четко запоминает общее впечатление.
  • Память включается во время движения. Ученик, слушая педагога, может даже не смотреть на него, но перебирать пальцами ручку или карандаш.
  • Если нужно переписать с доски домашнее задание, ребенок будет долго рыться в портфеле. Вероятнее всего, достанет учебники и прямо в них отметит нужные номера.
  • Его тетради неопрятные: они покрыты пятнами, помяты. На парте — полный кавардак, в котором ученик отлично ориентируется.
  • Перемену использует, чтобы размяться и подвигаться.
  • Школьник исключительно владеет своим телом: отличается отличной координацией движений, он гибкий и ловкий. У него ярко выраженная тяга к спорту.
  • Склонность к ручному труду.

С такими детьми учителям трудно. Они их называют «гиперактивными», «необучаемыми». Кинестетик, которого вынуждают сидеть спокойно, чрез некоторое время начтет стучать пальцами, двигать ногами или что-то в этом роде. При неправильном отношении к ребенку 90% усилий учителя тратится впустую.

Если кинестетик что-то держит в руках, ему проще понять учителя

Проблема неправильного подхода к ребенку, когда не учитывается его способ усвоения информации, довольно глубокая. Специалисты говорят, что от таких детей нельзя требовать быстрого решения задачи или немедленного повторения услышанного материала.

Например, ученики-кинестетики долго считают на пальцах, когда их одноклассники уже начали решать примеры устно. Для детей это становится большой проблемой. Чего только они не придумывают, чтобы скрыть свою «неуспеваемость»: прячут ладони под партой, за спиной, стучат по столешнице пальцами. Ребята нуждаются в совершенно другом отношении к себе, терпении со стороны педагогов и близких людей.

По мнению некоторых профессионалов, все дети — кинестетики. Такая точка зрения имеет право на существование, поскольку все дети дошкольного и младшего школьного возраста очень подвижны и эмоциональны. Позже у большинства детей доминирующий канал меняется на зрительный или слуховой.

Как вести себя с детьми-кинестетиками?

Детям, познающим мир тактильным способом, сложно воспринять лекцию и словесные объяснения учителя. Педагогам приходится повторять одно и то же много раз, показывать иллюстрации. Крик на таких школьников не действует.

Нельзя спешить и «неуспеваемый ученик». Учитель должен разобраться, как правильно работать с детьми-кинестетиками.

  • Ребенку очень сложно долго сидеть неподвижно. Надо обеспечить ему моторную разрядку. Он может сходить за мелом, написать что-то на доске.
  • Два человека поймут друг друга, разговаривая на одном языке. Так же и с кинестетиками. Им помогут жесты, прикосновения, типичная для них медлительность мыслительных операций.
  • Такие ученики обучаются посредством памяти. Преувеличения способствуют запоминанию.
  • Ребенок отреагирует на замечание учителя, если оно сопровождается мягким прикосновением к плечу.
  • Лучше воспримет тот материал, который был записан.
  • Практичная деятельность (конструирование, эксперимент) — наиболее продуктивная деятельность на уроке.
  • Для ученика важна физическая нагрузка. Чем больше он потратит сил, тем успешнее проявит себя в других жизненных сферах.

Ученик-кинестетик действует, проверяет и анализирует. Он обучается, запоминая алгоритмы. Ему важно понять, для чего нужно то или иное правило. Какой толк от теоремы? Как она поможет в жизни? Работая с детьми-кинестетиками, нужно дать им ответы на эти вопросы, показать область применения на практике изучаемого материала.

Ни в коем случае нельзя пренебрегать другими каналами восприятия. Их нужно задействовать по максимуму. Важно запастись терпением и все равно объяснять, снова и снова показывать. Эффективность процесса обучения напрямую зависит от количества открытых каналов и уровня их развития.

Как действовать родителям?

От линии поведения родителей зависит очень многое. Непонимание ребенка приведет к конфликтам.

Ребенок справится с домашним заданием в комфортных условиях. Если его заставлять читать или учить стихотворение «как положено», через некоторое время эти виды деятельности вызовут только ненависть. Монотонное зубрение математики результата не даст.

Дома кинестетика нельзя через силу заставлять сидеть неподвижно и учить уроки. Ему нужна разрядка: пусть сходит поставит чайник, подаст что-то из другой комнаты, выглянет на балкон. Ему так легче запомнить материал: порциями, во время движения.

С кинестетиком сложно изучать точные науки, но выход есть. Пусть ребенок как можно больше вырезает из бумаги: цифры, знаки, неизвестные, даже формулы. Если ученик держит что-то в руках, ему вообще проще понять учебный предмет.

Любые образы можно связать через ассоциации. Бумажная аппликация напомнит об усвоенном материале. Вопрос «Что мы учили, когда вырезали машинку?» запускает механизм ассоциативного мышления.

Кинестетик не выучит стих, если будет просто сидеть и читать его. Когда он возьмет что-то повертеть в руках, начнет лепить или рисовать, результат получится совершенно другой.

Ребенку с кинестетическим ведущим каналом полезно:

  • Иметь набор материалов для разных поделок, экспериментов, практических занятий дома.
  • Читать большие энциклопедии, где он найдет много ответов на интересующие его вопросы.
  • Смотреть познавательные фильмы и передачи.
  • Ходить на выставки, в музеи, ездить на экскурсии.

Кинестетикам трудно справится со стрессом и дискомфортными ситуациями. Они полностью погружаются в свои переживания. Родителям важно больше говорит с ребенком о его чувствах, выяснить источник беспокойства.

Как бы не было сложно с такими детьми, у них есть один огромный плюс. Это открытые миру маленькие человечки, интересующиеся всем подряд. Они доверяют окружающим, заряжаясь позитивными эмоциями.

Сегодня будем говорить о детях-кинестетиках, которые воспринимают действительность не только посредством осязания и обоняния. Главное для них - прикоснуться и почувствовать изучаемый предмет. Именно через ощущения-осязания они могут знакомиться с внешним миром. Также узнаем, как их воспитывать.

Как они выглядят?

Будем разбираться, кто такие кинестетики. Их можно легко распознать по внешним чертам. Итак, характеризуются:

  • Отвлеченностью во взгляде. При беседе никогда не смотрят оппоненту в глаза, причем всячески избегают взгляда даже при важном диалоге и общении с близкими людьми. Достаточно будет прикоснуться к собеседнику, дружески похлопать по плечу.
  • Привязкой к старому гардеробу. Кинестетики годами могут носить вещи и при этом чувствуют себя достаточно комфортно, их не смущает неопрятный внешний вид стоптанной обуви и образ в целом. Нет, от них вкусно пахнет, но их любовь к старым вещам портит о них все впечатление.
  • Непроизвольным движением рук. Они постоянно крутят в руках какие-либо вещи либо поглаживают поверхность приглянувшегося предмета. А при беседе обязательно осуществляют тактильный контакт, к примеру, похлопывание по руке и поддерживание локтя.
  • Наличием мимических морщинок, особенно носогубных. Потому что, выказывая недовольство, они не кричат, а гримасничают.

Благодаря этим характеристикам мы начинаем немного понимать, кто такой кинестетик.

Рассмотрим присущие им качества

Есть некоторые особенности, их отличающие. Это:

  • Поспешность принятия решения. Он готов к тому, что работу придется переделать, но не станет анализировать и прогнозировать перспективы.
  • Спокойствие. Кинестетики неагрессивны, как правило, и благодаря хорошей интуиции чувствуют таких людей и стараются избегать с ними общения.
  • Неразговорчивость. Это качество часто путают с застенчивостью. Просто они неярки в общении по сравнению с разговорчивыми аудиалами, которые познают мир посредством звуков.
  • Меланхоличная черта характера. Их восприятие зачастую зависит от внешних факторов. Они прагматики, но, несмотря на это, все же замыкаются, при этом никого не замечая вокруг себя.
  • Консервативность. Настороженно относятся ко всему неизведанному и новому. Новаторы и бунтари являются большой редкостью среди них.

Таким образом, кинестетик - это человек, который нуждается в том, чтобы его окружали надежные и верные люди. Он отличается покладистым, сдержанным характером. А теперь поговорим о детях-кинестетиках.

Что они собой представляют?

Итак, кинестетик - это человек, который воспринимает новые данные посредством органов зрения и слуха через движения. Малыши-кинестетики очень подвижны, рано делают первые шаги, у них хорошо развита моторика рук. Поэтому обожают шустрые игры. Они не могут долго находиться в состоянии покоя и заниматься монотонной работой. Любят все познавать на ощупь.

Дети-кинестетики - практики. Поэтому объяснять материал им необходимо медленно, простыми словами, используя картинки с жестами и прикосновениями, без них никак. В этом и есть единственная трудность. Необходимо набраться терпения, повторять информацию придется очень много раз, при этом постоянно поглаживая и заключая в объятия ребенка. Можно нашептать материал для запоминания на ушко, потому что, говоря, вы будет прикасаться к нему.

Такие детки тяжело переживают стресс, они глубоко погружаются в себя. Поэтому необходимо больше разговаривать с ними, интересоваться душевным состоянием. Теперь становится немного понятным, как определить детей-кинестетиков. Идем дальше.

Как узнать, кто ваше дитя?

Предложим тест для детей: «Аудиал, визуал или кинестетик». Существует три способа восприятия информации: визуальный (зрительный), аудиальный (слуховой) и кинестетический (посредством прикосновений). Итак, читая анкету, отмечайте характерные вашему ребенку особенности. В конце суммируйте результаты по всем типам, и где больше будет набрано баллов, к тому типу и относится ваше чадо. Кинестетик-тест:

1. При общении ребенок…

  • Применяет простейшие словесные формы.
  • Говорит, произнося с ошибками отдельные слова и звуки.
  • Опускает предлоги и наречия.
  • Применяет сложные обороты речи.
  • Произносит предложения правильно.
  • Скрупулезно повествует продуманный текст.

Кинестетик:

  • Трудно изъясняется.
  • Объясняется простыми неправильными предложениями.
  • Старается не рассказать, а изобразить.

2. Играя ребенок…

  • Выбирает кроссворды, ребусы и настольные игры.
  • Обожает компьютерные игры и с калькулятором.
  • Посредством наблюдения познает новое.
  • Обожает прослушивать информацию в записи.
  • Предпочитает игры, где необходимо фантазировать и читать книги.
  • Изучая руководства и правила, самосовершенствуется.

Кинестетик:

  • Выбирает игры на улице.
  • Предпочитает бассейн, горки и каток.
  • Все игрушки будут задействованы.

3. Когда ребенок в процессе любой деятельности…

  • Выводит буквы старательно.
  • Поделки получаются идеально красивыми.
  • Без труда вырезает, склеивает детали и раскрашивает.
  • Пишет неплохо.
  • Работая, бормочет себе под нос.
  • Поделки выходят в целом аккуратными.

Кинестетик:

  • Пишет с трудом.
  • Письмо выходит некрасивым.
  • Поделки выглядят неопрятными.

4. Когда ребенок начинает двигаться…

  • Предпочитает настольные игры, прогулке.
  • Выбирает бадминтон, потому что неплохо получается;
  • Нравятся игры со строгими правилами.
  • Играя, больше болтает.
  • Выбирает речевые игры.
  • Занимаясь чем-либо, разговаривает сам с собой.

Кинестетик:

  • В приоритете игры на улице.
  • Демонстрирует отличную координацию.
  • Постоянно в движении.

5. Когда чадо оказывается в кругу других детей, то…

  • Все равно ощущает одиночество.
  • Прежде чем начать играть, смотрит за другими.
  • Тяжело адаптируется в новом социуме.
  • Просто расплывается в улыбке, счастлив.
  • На занятиях, к примеру, очень много болтает, тем самым мешает сверстникам.
  • Имеет привычку отвечать за других, этим ведет себя несколько вызывающе.

Кинестетик:

  • В коллектив вливается легко, но слишком болтлив.
  • Вводит одноклассников в смуту, поскольку мешает им.
  • Обожает баловаться.

6. Когда ребенок пребывает в состоянии тревожности…

  • Практически неэмоционален.
  • Начинает тревожиться, потому что чувствует это от других.
  • Спокойно делится своими ощущениями.
  • Отстаивает свое эмоциональное состояние, даже идя на конфронтацию.

Кинестетик:

  • Легко расстроить.
  • Когда привлекают к порядку, реагирует грозно, причем без стеснений и угрызений совести.

7. В процессе обучения ребенок…

  • Способен воспроизводить информацию по памяти.
  • Вспоминает показанное.
  • Лучше запоминает, заучивая наизусть.
  • Знает звуки, отвечающие буквам алфавита.

Кинестетик:

  • Трудно запоминает информацию.
  • Быстро переключает внимание.

8. Когда ребенок находится в школьном классе …

  • Тщательно следит за своим внешним видом.
  • Содержит в полном порядке рабочую зону.
  • В свободное время самосовершенствуется.
  • Медленно адаптируется в новой обстановке.
  • Внешний вид нельзя назвать аккуратным, но и неряшливым тоже.
  • Нужно постоянно напоминать убрать за собой рабочую зону.
  • Податливый, кроткий, внимательный.
  • Первый говорун в диалогах, часто сообщает педагогу о чьем-то плохом поведении.

Кинестетик:

  • Совершенно не заботится об опрятности внешнего вида и часто бывает неряшливым.
  • Трудится в абсолютном беспорядке, за несколько минут может все перевернуть на рабочем месте.
  • Играя, очень активен.
  • Если заставили сидеть на стуле, дергается и строит рожицы.

Плюс к этому любит играть в театральных сценках и лучше запоминает действия, чем слова. Итак, мы рассмотрели небольшую характеристику детей-кинестетиков, идем дальше.

Все это можно использовать в обучении

Делать это следует следующим образом:

  • Запомнить материал легче, если наложить его на движения. Вспомните детскую считалку-разминку: «Мы писали, мы писали…»
  • Давайте ребенку возможность передохнуть, чтобы он мог побегать, попрыгать, сделать зарядку.
  • Используйте для наглядности предметы, которые можно пощупать.
  • Больше прогуливайтесь на свежем воздухе за городом.
  • Скоординируйте процесс обучения с ролевыми играми.

Занимаясь физкультурой, делая упражнения, проговаривайте вслух словами все движения.

Как правильно преподать информацию?

Итак, ваш ребенок кинестетик, как воспитывать и обучать его? Дадим несколько рекомендаций:

  • Прописывайте буквы не только на бумаге. Используйте другие поверхности, к примеру, можно выводить слова на лоскутке ткани, бархате, стекле, доске и так далее.
  • Пользуйтесь трафаретами.
  • Лепите буквы и цифры из пластилина, можно применить тесто и даже глину; вырезайте их ножницами.

Объясняя ребенку материал, не скупитесь на жесты. Демонстрируйте его посредством картинок. Ни в коем случае не кричите на ребенка, он замкнется в себе.

Используйте мышечную память

То есть необходимо зарифмовать материал и произнести его, одновременно совершая какие-нибудь движения. Повторить несколько раз. Данная техника сразу выполняет не одну полезную функцию: малыш отдыхает, расслабляется и при этом запоминает информацию.

При обучении точным дисциплинам

Инструментом, посредством которого дети-кинестетики познают действительность, является тело. А двигательная активность выступает главным способом восприятия. Чтобы освоить информацию, им необходимо повторить ее, жестикулируя. Тяжелый учебный материал легче запомнить посредством конспектирования.

Ученикам-кинестетикам невероятно сложно сидеть и слушать сухой рассказ преподавателя. Учитель их может заинтересовать заданиями на исследования, задачами с четким алгоритмом действий, решения в которых можно найти несколькими способами.

Ребенок-кинестетик информацию лучше усваивает с вещами разного дизайна. Слова запоминаются лучше при тактильном контакте с изучаемым объектом или предметом, а стихотворение - в движении.

Не запрещайте трогать предметы, разрешите прикоснуться, почувствовать его. Чаще обнимайте, хвалите, целуйте своего ребенка. Тактильный контакт для него играет первостепенную роль.

Вывод

Теперь мы знаем, как воспитать ребенка-кинестетика. Главное, не забывайте, что только посредством активного участия в жизни ребенка вам удастся распознать его тип личности, подружиться, добиться доверия и расположения, а также помочь в социализации, освоении навыков, получении опыта и знаний, которые пригодятся ему в будущем и станут надежной и фундаментальной отправной точкой для великих свершений.

Одни дети стараются все записать, сопровождая записи иллюстрациями, другие лучше усваивают, если просто внимательно слушают, третьим необходимо все представить в виде схемы или графика. Это происходит потому, что у первого ребенка визуальное видение мира, у второго — аудиальное, а третий является дигиталом. Зная особенности детей кинестетиков, аудиалов, дигиталов и визуалов, можно подобрать такие способы подачи информации на уроках, чтобы материал был усвоен всеми детьми. Как же определить детей кинестетиков, аудиалов и визуалов? Давайте рассмотрим каждый тип людей подробнее.

Аудиалы

Этим детям нравится слушать. Среди аудиалов много фанатов музыки, они предпочитают аудио-книги. Если вы видите, что на уроке ребенок повторяет за вами, проговаривает новое правило, бормочет, значит, перед вами — типичный аудиал.

Аудиалов легко узнать по их речи: говорят они размеренно, ритмично, нередко кивая в такт темпу своей речи. Если такой ребенок пересказывает содержание фильма или книги, приготовьтесь слушать все подробности с дословным воспроизведением реплик героев. Этот поток нельзя остановить словами: "Все понятно, дальше!". Если аудиала перебивать, он потеряет нить разговора.

Как работать с аудиалами?

Путь к сердцу ребенка-аудиала лежит через звуки. Хотите отвлечь его от мелочей и посторонних дел? Поставьте незнакомую мелодию (знакомой он начнет подпевать). Эти дети лучше воспринимают информацию, идущую на фоне музыкального сопровождения. Это вам не понять, как можно делать уроки под грохот рок-музыки или под речитатив Тимати. А для аудиала музыка затмевает все посторонние звуки и позволяет сосредоточиться на главном. Но есть также аудиалы, которые могут работать только в тишине, и любые звуки будут их сильно отвлекать.

На уроках для аудиалов можно ставить музыку. Новую тему можно рассказывать под музыкальное сопровождение.

Для лучшего запоминания аудиалу требуется проговорить полученную информацию. Если в вашем классе больше детей с аудиальным восприятием окружающего мира, возьмите на заметку приемы обучения из начальной школы: повторение вслух всем классом, по рядам, по очереди, индивидуально.

Аудиалам можно предлагать пользоваться аудио-книгами и аудио-курсами. Это позволит работать наиболее эффективно.

Аудиал-школьник: какой он?

Общая характеристика детей с доминирующим звуковым каналом восприятия информации:

· Их внимание неустойчиво: школьники легко отвлекаются, переключаясь на что-то другое.

· Без труда запоминают услышанное.

· Задумавшись, разговаривают сами с собой.

· Проговаривают слова при чтении. Это заметно по шевелящимся губам.

· В их речи четко прослушивается определенный ритм.

· Отдают предпочтение счету и письму.

· В классе бывают самыми разговорчивыми, вступают в дискуссии.

· Реагируют на интонацию.

· Уверены в своих силах, легко беседуют с одноклассниками и педагогами.

· В игре — заводилы и лидеры.

· Без труда выполняют задания учителей, но монотонная работа им быстро наскучивает. Аудиалам сложно усидеть на месте и долго работать над самостоятельным заданием.

Чтобы определить ведущий канал восприятия, надо понаблюдать за ребенком и выполнить несложные эксперименты. Особенности поведения таких учеников:

· Когда они задумчивы, что-то вспоминают, их взгляд направлен по средней линии.

· Жесты — на уровне груди.

· В их словаре много слов, связанных с восприятием на слух (обсуждать, тихий, послушайте, мелодичный, голос).

· Их легко отвлекают посторонние звуки.

· Главное во время отдыха — вдоволь наболтаться и пошуметь. Особенно это заметно после долгого вынужденного молчания.

· Стараются обратить на себя внимание друзей: шумят, громко разговаривают. Кажется, что слышно только их.

· На рабочем месте нет порядка. Школьные принадлежности разбросаны по парте.

· Разговаривают быстро, смотря поверх голов собеседников. Используют зрительные указатели.

· Общаясь с другими людьми, держатся на расстоянии. Эта небольшая дистанция позволяет им избежать лишних прикосновений.

· Когда пишут, «поднимают» вверх окончания слов или всю строчку.

· Записывая в дневник домашнее задание с доски, уточнят номера у соседа. Сделают записи со слуха или вообще не станут ничего делать, а дома узнают все по телефону у одноклассников.

Аудиалы обожают разговаривать по телефону. Для них это прекрасный шанс насладиться голосом собеседника. Такой человек, не видя партнера по диалогу, чувствует себя вполне комфортно. Некоторым аудиалам так легче собраться с мыслями.

Когда им не хватает разговоров в жизни, они начинают вести их сами с собой. Тогда такие школьники могут показаться излишне замкнутыми или погруженными в свой внутренний мир.

Линия поведения с детьми-аудиалами

Действительность такова, что в нашем мире проще живется визуалам (доминирует зрительный канал). Ребенку-аудиалу придется столкнуться с определенными трудностями: организация обучения в детском саду и начальной школе не дает возможности усваивать большинство информации на слух. Педагоги и воспитатели акцентируют внимание на принципе наглядности.

Чтобы создать для всех учеников комфортные условия, надо знать, как работать с детьми-аудиалами. Принципы общения со школьником на «его языке»:

· Такой ребенок не воспримет предупреждение учителя, когда он сосредоточенно что-то запоминает. В процессе ученик издает звуки, шевелит губами. Такие действия помогают ему добиться успеха.

· Ученик быстро отреагирует на словесные замечания. Когда он нарушает дисциплину, эффективнее сказать шепотом «ш-ш-ш».

· В классе ему будет хорошо на передней парте, ближе к педагогу. Для аудиала важно все слышать.

Вынужденный прикасаться к собеседнику или смотреть на него, ребенок фактически «выпадет» из диалога. На этом продуктивный разговор закончится: ученик перестанет слышать и воспринимать учителя.

Выражать свои мысли и ощущения словами для аудиала так же важно, как дышать. Школьник может не заметить внешние проявления позитивного отношения к себе, он не способен разобраться в чужих чувствах. Желая наладить контакт с ребенком, педагог должен именно говорить с ним.

Визуалы

В их речи часто звучат образные выражения, связанные со зрением: смотри, видишь, яркие, красочные, названия цветов, по-видимому. Визуалы очень внимательны к окружающим, это они первыми определят, что изменилось в комнате или на картинке, первыми обратят внимание на новые вещи одноклассников. Они мыслят образами, поэтому нередко имеют художественный талант, хорошо рисуют, лепят, конструируют.

По данным психологов, детей с развитой зрительной памятью — около 60%. Так что не мудрено, если большинство в классе окажутся именно визуалами.

Как работать с детьми-визуалами?

Визуалам надо показывать графики, картинки, фотографии. Они легче запомнят правило, если будут видеть его написанным на плакате яркими буквами. При создании наглядных изображений педагогам рекомендуется использовать разные цвета, шрифты. Выделяйте самое главное ярким сочным цветом, сделайте шрифт покрупнее — так визуал легче воспримет информацию.

Рисуйте, подчеркивайте нужную информацию, используйте цветные мелки и маркеры, позвольте детям перерисовывать с доски "как есть", разрешите пользоваться цветными ручками, карандашами и маркерами-текстовыделителями. Визуалы хорошо работают с учебными карточками и прочим раздаточным материалом.

При объяснении нового материала визуалу, крайне нежелательно стоять напротив. Такие дети плохо переносят тесный контакт и не любят, когда им загораживают обзор. Если в вашем классе больше визуалов, лучше объяснять тему, стоя рядом с ними или чуть позади.

Кстати, именно визуалы любят сидеть за первой партой, поэтому позвольте таким детям занять эти места.

Чем отличаются дети-визуалы?

Если подключить свое внимание, то с легкостью можно определить, к какому психотипу относится ребенок , и затем уже выстраивать свою линию поведения для общения с ним.

· Визуалы, рассказывая о чем-либо, постоянно используют глаголы со значением «видеть».

· Визуалы — самые усидчивые из детей и подростков, их трудно отвлечь, заставить переключиться на что-то иное. Они могут часами заниматься делом, которое им нравится.

· При общении такой ребенок смотрит или прямо в лицо, или поверх головы. Кстати, если мы видим на уроках отсутствующий взгляд у такого ребенка, то это вовсе не означает, что он не слушает, как раз в этот может, скорее всего, и идет напряженная умственная работа. Если приходится что-либо вспомнить, взгляд их может быть направлен вверх.

· Во время перемен визуалы чаще всего остаются в классе за партой. Он предпочитает тишину, и спокойная обстановка дарит ему комфорт.

· Доказано, что когда визуал «не видит», то он и перестает «слышать», поэтому для получения полной информации он будет предпочитать соблюдать большую дистанцию, причем, чем дальше, тем лучше. Он вовсе не старается дистанцироваться от вас и вашего занятия, а пытается обозреть все и вся как можно лучше.

· Визуалу очень трудно получать информацию по телефону, поэтому свои телефонные разговоры он будет сводить до минимума. Личную встречу он всегда предпочтет альтернативным средствам коммуникации.

· Очень часто, особенно в подростковом возрасте, эти дети имеют комплексы по поводу своей внешности и одежды.

Какие приемы лучше использовать при работе с визуалами?

Поскольку любой человек на 85% познает мир визуально, то классическая система образования и воспитания, основанная на принципах наглядности и образности, прекрасно подходит для такого ребенка.

Эти дети обычно очень усидчивы и внимательны, а значит, они достаточно неплохо усваивают полученную на занятиях информацию.

Если зрительной информации недостает, то ребенок может этот недостаток с легкостью устранить, так как постоянно пользуется таблицами, схемами, графиками. В начале обучения нужно предлагать детям нарисовать рисунок, иллюстрацию, изготовить макет и т.д. Уже с самого раннего детства такой малыш может иногда словно «зависать» над какой-то картинкой, то это не страшно, ребенок считывает зрительно всю информацию о предмете. Подростки-визуалы иногда что-то чертят в тетрадях или блокнотах, причем для вас это может казаться ненужными закорючками, каракулями и т.д., на самом деле для него это особая форма концентрации.

Визуалов нельзя назвать особо красноречивыми и даже просто разговорчивыми людьми, поэтому следует умело направлять развитие их речи, уметь их выслушать, они могут довольно долго подбирать нужные слова. Можно попросить их построить опорную схему на доске или листе бумаги, а затем ее озвучить поэтапно. Визуал для того, чтобы внятно рассказывать о чем-либо, должен обязательно иметь наглядный материал.

Визуалы не терпят нарушения их интимного пространства, поэтому могут устраиваться на задних партах. Это еще им нужно и для лучшего усвоения информации: обзор будет более полным. Поэтому пересаживать их поближе бесполезно, успеваемость от этого не улучшится.

Для визуала крайне важен внешний вид (учителя в том числе), он как никто другой обратит внимание на все мелочи вашего костюма, макияжа и прически, а отсюда и будет складываться его отношение и к вам как к учителю и человеку, так и к предмету, который вы преподаете.

Дети этого психотипа очень легко выучат правило, если его представить в виде схемы, стихотворение по картинкам и т.д. С самого раннего детства ему нужно покупать красиво оформленные книги, показывать обучающие мультфильмы, составлять вместе с ним плакаты, схемы, коллажи и любой другой демонстрационный материал, это очень сильно облегчит ему обучение.

Рассказывая что-то, визуал будет жестикулировать, не следует его останавливать, так как его жесты являются для него способом некоего рисования, и так ему легче выразить свои мысли.

С этим ребенком следует говорить на одном языке, то есть как можно чаще употреблять в своей речи глаголы со значением «видеть, смотреть», следует обучить его приемам «словесного рисования» и тогда речь его будет развиваться более успешно.

В сплошном тексте ему можно подчеркивать особо важные моменты цветными карандашами, нарисовать какие-то схемы, иногда можно и шуточные.

Для ребенка-визуала важен укоризненный или поощрительный жест, он его понимает даже лучше чем замечание, высказанное вслух.

Несомненно, что ребенок развивает и пользуется и другими органами чувств, их также необходимо постоянно развивать. Ведь именно от умения пользоваться всеми способами получения информации из внешнего мира и зависит дальнейшая успешность взрослого человека. Ведь кроме получения образования существует еще и обучение общению, адаптация в любом коллективе, умение работать в команде и, наконец, умение построить личные гармоничные отношения. А всему этому нужно обучать ребенка с детства.

Кинестетики

В их речи часто звучат слова: чувствовать, ощущать, горячий-холодный, мягкий, удобный и т.д. Речь у кинестетиков медленная, размеренная, во время разговора часто трогают себя за лицо, теребят какую-то вещь в руках.

В классе таких детей легко узнать по их активности. Именно кинестетиков часто относят к категории "неусидчивых, гиперактивных". Если такого ребенка приструнить, он уже через несколько минут начинает ерзать, сучить ногами, постукивать пальцами, грызть ручку или карандаш, теребить волосы.

Как работать с детьми-кинестетиками?

Кинестетики лучше воспринимают мир через тактильные ощущения. При объяснении темы, позвольте такому ребенку что-то делать руками: перебирать карандаши, сминать пластилин или мягкую губку.

Если вы видите, что ребенок при ответе не знает, куда деть руки, дайте ему в руки мелкий предмет: ручку, указку, блокнот, и кинестетик сразу почувствует себя уверенно.

Когда в классе сразу несколько детей с кинестетическим каналом восприятия, не забывайте во время урока обязательно делать паузы, проводить физкультминутки. Пара минут активного движения — и ребенок-кинестетик опять готов к работе.

Еще один важный момент: предоставьте кинестетику алгоритм действий: что мы делаем сейчас, а что потом. И обязательно объяснение — для чего это нужно? Если такому ребенку дать выучить теорему косинусов, он ее тут же забудет. А если объяснить, что эта теорема понадобиться для правильного наклеивания обоев — успех обеспечен. То есть, при обучении кинестетиков, обязательно предлагайте практическую "привязку" любого правила или информации к жизненным реалиям.

Кинестетики очень долго принимают решение, им нужно обжиться в этом решении, прочувствовать его. Не давите на него, ребенок с кинестетическим каналом восприятия "запрягает долго, зато едет увереннее".

Как распознать ребенка-кинестетика?

Особенности поведения, которые «выдадут» кинестетика:

· В словаре ребенка преобладают слова, описывающие чувства или движения (холодный, прикосновение, твердый, схватить). В разговоре большое внимание уделяет внутренним переживаниям.

· Этот малыш просто обожает домашних животных. Он постоянно к ним прикасается: гладит, носит на руках.

· Любит телесный и эмоциональный комфорт. Одеть его в колючий свитер практически невозможно.

· Во время диалога смотрит не в глаза собеседнику, а вниз. При этом совершает множество движений и жестов, старается стать поближе к нему. Даже может начать крутить пуговицу на одежде другого человека.

· Во время беседы постоянно меняет позу. Любимое положение — руки обнимают себя, ноги поджаты или переплетены. Часто сутулится, ходит с поникшими плечами.

· Проявляет склонность к молчанию. Иногда такие дети кажутся робкими и застенчивыми. Это мнение ошибочно, просто ребята теряются на общем фоне.

· Часто полагается на свою интуицию, которая развита очень хорошо.

· Таким детям трудно сосредоточиться. Они отвлекаются по любому поводу.

· Ребенок четко запоминает общее впечатление.

· Память включается во время движения. Ученик, слушая педагога, может даже не смотреть на него, но перебирать пальцами ручку или карандаш.

· Если нужно переписать с доски домашнее задание, ребенок будет долго рыться в портфеле. Вероятнее всего, достанет учебники и прямо в них отметит нужные номера.

· Его тетради неопрятные: они покрыты пятнами, помяты. На парте — полный кавардак, в котором ученик отлично ориентируется.

· Перемену использует, чтобы размяться и подвигаться.

· Школьник исключительно владеет своим телом: отличается отличной координацией движений, он гибкий и ловкий. У него ярко выраженная тяга к спорту.

· Склонность к ручному труду.

С такими детьми учителям трудно. Они их называют «гиперактивными», «необучаемыми». Кинестетик, которого вынуждают сидеть спокойно, чрез некоторое время начтет стучать пальцами, двигать ногами или что-то в этом роде. При неправильном отношении к ребенку 90% усилий учителя тратится впустую.

Проблема неправильного подхода к ребенку, когда не учитывается его способ усвоения информации, довольно глубокая. Специалисты говорят, что от таких детей нельзя требовать быстрого решения задачи или немедленного повторения услышанного материала.

Например, ученики-кинестетики долго считают на пальцах, когда их одноклассники уже начали решать примеры устно. Для детей это становится большой проблемой. Чего только они не придумывают, чтобы скрыть свою «неуспеваемость»: прячут ладони под партой, за спиной, стучат по столешнице пальцами. Ребята нуждаются в совершенно другом отношении к себе, терпении со стороны педагогов и близких людей.

По мнению некоторых профессионалов, все дети — кинестетики. Такая точка зрения имеет право на существование, поскольку все дети дошкольного и младшего школьного возраста очень подвижны и эмоциональны. Позже у большинства детей доминирующий канал меняется на зрительный или слуховой.

Как вести себя с детьми-кинестетиками?

Детям, познающим мир тактильным способом, сложно воспринять лекцию и словесные объяснения учителя. Педагогам приходится повторять одно и то же много раз, показывать иллюстрации. Крик на таких школьников не действует.

Нельзя спешить и вешать на ребенка ярлык «неуспеваемый ученик». Учитель должен разобраться, как правильно работать с детьми-кинестетиками.

· Ребенку очень сложно долго сидеть неподвижно. Надо обеспечить ему моторную разрядку. Он может сходить за мелом, написать что-то на доске.

· Два человека поймут друг друга, разговаривая на одном языке. Так же и с кинестетиками. Им помогут жесты, прикосновения, типичная для них медлительность мыслительных операций.

· Такие ученики обучаются посредством памяти. Преувеличения способствуют запоминанию.

· Ребенок отреагирует на замечание учителя, если оно сопровождается мягким прикосновением к плечу.

· Лучше воспримет тот материал, который был записан.

· Практичная деятельность (конструирование, эксперимент) — наиболее продуктивная деятельность на уроке.

· Для ученика важна физическая нагрузка. Чем больше он потратит сил, тем успешнее проявит себя в других жизненных сферах.

Ученик-кинестетик действует, проверяет и анализирует. Он обучается, запоминая алгоритмы. Ему важно понять, для чего нужно то или иное правило. Какой толк от теоремы? Как она поможет в жизни? Работая с детьми-кинестетиками, нужно дать им ответы на эти вопросы, показать область применения на практике изучаемого материала.

Ни в коем случае нельзя пренебрегать другими каналами восприятия. Их нужно задействовать по максимуму. Важно запастись терпением и все равно объяснять, снова и снова показывать. Эффективность процесса обучения напрямую зависит от количества открытых каналов и уровня их развития.

Дигиталы

Таких детей очень мало, не более 1-2%. Это люди, воспринимающие только логику. От малышей-дигиталов нередко можно услышать выражения со словами: знать, понимать, думать, логично, очевидно. Пока такой ребенок не поймет тему, он не отстанет от вас с вопросами и будет приставать: "А как это устроено? А почему это работает?". Это дети-исследователи, которые обязательно разберут новую машинку, чтобы рассмотреть ее устройство. Из детей с дигитальным каналом восприятия вырастают талантливые шахматисты, программисты, ученые и исследователи.

Как работать с учениками-дигиталами?

В объяснении для дигитала важна логичность, доходчивость, доступность. Новую информацию они лучше воспринимают через графики, схемы. Педагогам, работающим с детьми-дигиталами, неплохо бы взять на вооружение инфографику — успех будет обеспечен.

Как определить тип восприятия информации у ребенка

Существует немало тестов, которые могут помочь определить тип восприятия информации у ребенка. Например, диагностика доминирующей модальности С. Ефремцева. Можно подключить школьного психолога и провести тест вместе.

Самый просто тест предложил А. Лурий, основатель нейропсихологии. Попросите ребенка приложить лист бумаги ко лбу и написать слово КОТ. Если написанное можно прочитать слева направо, то перед вами — визаул. Если написанное читается как ТОК, то перед вами типичный кинестетик.

Помощниками педагога в данном вопросе могут стать родители. Они лучше знают ребенка и всегда могут подсказать учителю, в чем особенность их ребенка.

В конце концов, учителю может помочь внимательное наблюдение за классом и за каждым ребенком в отдельности в процессе уроков или внеклассных мероприятий.

Впрочем, педагогам не стоит хвататься за голову и пытаться теперь каждый урок рассчитывать на каждый тип ребенка отдельно. Не существует стопроцентных кинестетиков или визуалов. В каждом ребенке изначально заложены все каналы восприятия, просто какой-то один доминирует. Достаточно знать, что в данном классе больше, например, визуалов, и делать акцент на зрительном восприятии, добавляя немного методов, пригодных для аудиалов и кинестетиков. Экспериментируйте, и вы увидите, что и работать станет легче, и дети начнут лучше успевать по предмету.

Аудиал - тот, кто получает основную информацию через слух.

Дошкольник-аудиал познает окружающий мир через звуки, поэтому раньше других начинает говорить, имеет большой словарный запас. Такие малыши любят слушать музыку, сказки на аудио, вести разговоры - обсуждать, доказывать. Придумывает различные сказки, игры. Умеет убеждать, уговаривать. Но в подвижных играх участвовать не любит. Дети-аудиалы очень общительны. Они могут немного отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительным (поиск отличий на картинках) и моторным (умение ловко залазить на горку, быстро и долго бегать) восприятием. Поэтому стоит эти навыки развивать с помощью игр, упражнений.

Теперь кратко о том, как мы можем распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации. Если ребенок учится в начальной школе или в средних классах, выводы делаются в основном по наблюдениям. Если это подросток или взрослый, то ему можно предложить еще и специальный опросник (самодиагностика).
На что обязательно обращают внимание?

Особенности внимания. Аудиал легко отвлекается на звуки.

Направление взгляда. У аудиалов - по средней линии.

Словарь общения. Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.).

При выполнении работы на уроке или дома аудиалу рекомендуется не делать замечания, когда он в процессе за поминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием;

Разумеется, очень важно общаться с ребенком на "его языке":
С аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;

И замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано "на его языке":

Аудиалу -лучше сказать шепотом "ш-ш-ш";


Ситуация: домашнее задание, которое записано на доске.

Аудиал переспросит у соседа и запишет со слуха или не будет вообще ничего писать, а дома позвонит по телефону и узнает у одноклассников, что задано.

Ситуация: поведение на перемене.

Аудиал использует перемену, чтоб наговориться и пошуметь.

Аудиальный ребенок — это настоящий айсберг, у которого внутренний мир настолько безграничен, что это трудно себе представить. Не судите по скудости внешних проявлений, кажущейся безэмоциональности. Действуйте осторожно.

Для аудиала главное — это ритм. Попробуйте познакомиться с его ритмом, сонастроиться с ним. Если это слишком трудно для вас, то, на первое время, хотя бы примите за аксиому: этот ритм существует, и именно он является причиной заторможенности, отсутствия реакции, слишком долгого выполнения заданий и так далее. Ритм замедляется, если аудиал ощущает угрозу. Он просто уходит в кокон.

Вам здорово поможет знакомство с музыкой, которую любит ваш ребенок. А любимая музыка у него есть, даже если ваша семья немузыкальна. Он ловит ее повсюду — на улице, в школе, в магазине, во время просмотра фильмов. Обнаружьте ее, слушайте ее, постарайтесь через нее познакомиться с внутренним миром вашего ребенка-аудиала.
Когда обращаетесь к ребенку, чаще употребляйте слова: «я тебя слушаю», «послушай, пожалуйста», «я слышу...». Или — «я тебя не слышу» — если чувствуете, что контакт затруднен.

Ваш ребенок умеет слушать. Не злоупотребляйте этим, читая нотации и нравоучения. В этом смысле лучше быть лаконичным. А вот в чем не следует себя ограничивать — так это в разговорах «по душам» . Делитесь с ребенком (практически, любого возраста) тем, что вы чувствуете, что с вами происходит. Тогда и он будет делиться с вами. Если ребенку-визуалу нужно, чтобы, по возвращении из школы, родители засыпали его вопросами, на которые он будет с гордостью отвечать, то аудиалу информацию нужно вначале ДАТЬ.

Никогда, ни при каких обстоятельствах, не кричите на аудиала. Если это случилось, попросите прощения у ребенка. Для него крик — хуже, чем удар. Это — грубое разрушение его мира. Если крик будет вашим частым спутником, то аудиальный ребенок и, тем паче, подросток, позаботится о том, чтобы стены его замка стали еще прочнее и неприступнее.

Помимо музыкальных занятий, используйте различные музыкальные игры, а также — игры, где используются движение и ритм. Хорошо известна, например, давнишняя детская игра «Море волнуется, раз...». Можно устраивать танцевальные состязания — кто лучше повторит движения другого. Хороши конкурсы барабанщиков — в качестве инструмента подойдут ведра, тазы, кастрюли (если у вас нет достаточного количества настоящих барабанов-бонго или джимбе.

Что травмирует аудиала, чего нельзя делать, воспитывая аудиального ребенка?

1. Ребенка с явно доминирующей аудиальностью травмируют требования быстро реагировать, что-то делать очень быстро, быстро отвечать на ваш запрос. Это - давление и насилие над природным темпераментом аудиала. Дайте аудиальному ребенку столько времени, сколько ему нужно, не подгоняйте репрессиями, по возможности, не торопите.

2. На аудиального ребенка нельзя орать, кричать, нельзя плясать и танцевать, будучи беременной таким ребенком. Неприятный звук и надрывный крик аудиального ребенка всегда травмирует. Не кричите, постарайтесь всегда разговаривать с таким ребенком спокойно. Сделайте хорошую звукоизоляцию в квартире, закажите окна не с двойными, а тройными стеклопакетами, проконсультируйтесь со специалистами, сделайте хорошую изоляцию стен и полов (чтобы маленькому аудиалу не слышать как скандалят или ссорятся соседи), чтобы в своей комнате у аудиального ребенка была идеальная среда, защищающая маленького аудиала от неприятных раздражающих звуков улицы, подъезда, кухни и т.д. Создайте наиболее комфортное психологическое пространство для аудиала в месте его сна и работы, тогда ребенок будет более психологически устойчив, гораздо менее склонен к стрессу и депрессиям.

3. Не перебивайте вашего аудиального ребенка, когда он говорит, не сбивайте ритм его речи, учитесь слушать, настраивайте себя, в первую очередь, на прослушивание того, что он говорит.

Будьте крайне осторожны, выражаясь нецензурно в присутствии аудиального ребенка, а в идеале полностью исключите ненормативную лексику в присутствии ребенка-аудиала. Поскольку звук, слово, наполненное звуковым содержанием, для аудиала несет содержание, а матерные слова напрямую связаны с темой секса, учитывая при этом то, что аудиальная природа конфликтна к продлению жизни, таким образом, особенно брань с нецензурными выражениями способна крайне травмировать маленького аудиала. Полностью исключите нецензурную лексику в ваших выражениях и высказываниях.

Что важно учитывать, воспитывая аудиального ребенка, что и как развивать?

Поскольку сон - состояние, наиболее приближенное к смерти, именно для аудиала сон особенно важен. Давайте маленькому аудиал давать спать столько, особенно в выходные, сколько ему нужно. Отсыпаясь, аудиал восстанавливается от перегрузок и стрессов.

С детства приучайте аудиального ребенка слушать классическую музыку, лучше тихо, на хорошей аппаратуре (например, на хороших колонках, сделанных из дерева, а не из пластмассы).

Чтобы снять уровень стресса (например, когда аудиальный ребенок имеет выпускные экзамены), постарайтесь дома говорить спокойно и тихо, чтобы не создавать дополнительного напряжения, т.е. создать условия, когда ребенок-аудиал может полностью сосредоточиться на предмете изучения. Как уже упоминалось ранее, в доме, где растет аудиальный ребенок, желательно иметь хорошую звукоизоляцию.

Для лучшей релаксации давайте возможность аудиальному ребенку периодически погружаться в полную тишину или находиться в среде, близкой к полной всеохватывающей тишине. Для этого же подходят поездки на природу в безлюдные места, особенно в горы и природные заповедники, где ребенок-аудиал может допустить для себя идею гармонии созданий творца. Такие поездки способствуют психологической разгрузке аудиала, восстановлению баланса и равновесию.

«Кнут» аудиальному ребенку не нужен, поскольку, аудиал крайне покладист, запросы крайне скромны, хлопот с таким ребенком обычно немного.

«Пряник» обычно не нужен тоже, потому как аудиал способен быстро интеллектуально развиваться и, благодаря широте интеллекта, даже решать те сложные зачади, которые не получается решать многим другим ученикам. Хотя «пряником», конечно, может быть билет на концерт любимого исполнителя или редкий диск с аудио-записями. При воспитании аудиального ребенка важно находить более сложные новые ориентиры через развивающую литературу, книги и фильмы, а также крайне важно, чтобы аудиальный ребенок хорошо развивался физически, регулярно общался со сверстниками, играл и бегал во дворе как все мальчишки и девчонки, т.е. при хорошем интеллектуальном уровне не отставал и в физическом развитии тоже.

6. Крайне важно КАК МОЖНО РАНЬШЕ научить читать такого ребенка. Чтение для аудиала - лучшая психотерапия, способствующая снять любое напряжение, возникающее от невозможности найти ответы на многие вопросы.

Облегченную литературу по философии (Камю, Сартр, Ницше, Шопегауэр и другие), греческих философов (Платон, Аристотель, Сократ и другие)

Попробуйте сделать подборку и предложить литературу философско-мистического содержания со сложным структурным содержанием (Михаил Булгаков "Мастер и Маргарита", Габриэль Гарсиа Маркес " Сто 100 лет одиночества", Даниил Андреев «Роза мира» и др.)

Культивируйте чтение хорошей фантастики (Герберт Уэллс, Рэй Брэдбери, Джон Толкин, Иван Ефремов, Аркадий и Борис Стругацкие, и другие), просмотр содержательных фильмов фантастического содержания («Матрица», «Солярис», «Аватар», «Небо над Берлином» и др.), заставляющих аудиального ребенка задуматься. Помимо музыки, идеи и только идеи, пространство идей и их многообразие - это специализация аудиала, его "поле", на котором он может пожать отличный урожай и продать свой талант будучи развитым, в зависимости от выбираемой специальности будь то идеи и открытия в области физики (особенно если в дополнении к развитой аудиальности у ребенка есть еще и анальная фиксация) или, скажем, в совершенно противоположной области - в политтехнологиях (особенно в сочетании фиксаций аудиальность+назальность). Очень важно с детства тренировать аудиального ребенка в развитии и совершенствовании идей.
Поэтому, после просмотра фильма обязательно постарайтесь обсудить ключевые идеи кинокартины с ребенком, задавайте вопросы, способствуйте тому, чтобы ребенок задумывался над совершенством идеи, над идейным содержании, предложите ему развить идею/идеи фильма, усложнить ее(их), усовершенствовать. Такой прием несомненно способствует развитию аудиального ребенка, в особенности развитию абстрактного интеллекта.

Конечно, очень часто дети смотрят все подряд: это касается и фильмов, и мультфильмов. И это нормально, но дополнительно, устраивая домашний кинотеатр, если вы планомерно отбираете и выбираете более сложные в плане сюжета, идей и содержания кинокартины, смотрите вместе с ребенком и обсуждаете их после, то именно это помогает и способствует развитию аудиального ребенка; вы как бы направляете процесс развития ребенка, помогаете ему развиваться, усиливаете и развиваете заложенный от природы сложный и богатый интеллект аудиала, а общее развитие часто способствует развитию сильных личностных качеств.

Можно попробовать посмотреть, например, фильмы Тарковского, сложные по структуре и содержанию и наполненные идеями (особенно «Зеркало», «Жертвоприношение», «Солярис», «Сталкер» и «Ностальгия»).

В состояниях стресса или сильного волнения, переживаний, иногда крайне помогает чтение главных религиозных книг (библия, коран, талмуд и др.) Чтение нескольких страниц перед сном часто способствует переосмыслению стрессовой ситуации и расслаблению аудиала.

Мероприятия, кружки и группы, способствующие развитию аудиальности со знаком «+».

Музыкальные и танцевальные группы. Посещение музыкальных мероприятий, обучение музыке и танцу (танец особенно подходит ребенку с сочетанием аудиальность+дермальность) — это непременное условие развития аудиала. Неважно, что это будет. Важно, чтобы он жил с музыкой, дружил с ней, мог сам создавать ее.

Посещение концертов мировых знаменитостей-исполнителей музыки. Аудиальному ребенку вместе со взрослым-аудиалом, выбирающим репертуар, рекомендовано регулярное посещение концертов, оперы, лучших постановок классического балета.

Музыкальные игры-конкурсы. Караоке. Отлично развивают аудиальность — а заодно, и социальные качества аудиала игры-конкурсы типа «Угадай мелодию», «Угадай исполнителя», исполнение караоке. Попробуйте устроить такой конкурс во время новогоднего праздника или дня рождения одного из членов семьи.

Изучение иностранных языков. Наконец, важнейший способ развития аудиальности — изучение иностранных языков. Причем, изучение по европейской модели — начиная не с чтения и письма, а с прослушивания и произнесения слов. Детям языки даются легче, а аудиальным детям — еще легче, чем взрослым. Важно делать акцент на правильное произношение, и результат порадует вас самих и вашего ребенка. Кстати, этот же совет подходит и взрослым аудиалам.