Меню

Как называется когда собираются змеи. Славянские осенние праздники: Сдвижение, Рожаницы, Семаргл, Световид и Овсень

Маникюр и педикюр

В первый день сентября на славянских землях принято было чествовать одно из воплощений бога Семаргла - земной, домашний огонь. Люди видели в нем силу сродни небесному огню, которая могла как прогнать нечисть, одарить пищей, так и наказать провинившихся пожарами. Славяне представляли огненного бога в виде крылатого волка или пса и верили, что в свой праздник он спускается на землю принять от людей поклонение и жертвы.

Земной огонь выполнял множество функций в хозяйстве наших предков. Он трудился в кузнице, обеспечивая мирных крестьян разнообразным инструментом, а воинов - оружием. Он очищал все старые вещи от скопившейся негативной энергии. Прыгнувшие через костер люди и проведенные рядом с ним домашние животные избавлялись с его помощью от порчи, сглаза или обычных болезней. Огонь погребального костра с дымом переносил души усопших в Ирий, а пламя на жертвенниках отправляло богам на небеса людские приношения и просьбы о помощи.

В день праздника волхвы разжигали новый земной огонь от искры небесного, который, по преданию, приносил на землю на своих крыльях Семаргл. Чтобы задобрить пламя, его полагалось накормить и напоить жертвенными подношениями. После проведения обряда на лугу возле деревни накрывался общий стол, на который каждая семья приносила разные кушанья. После трапезы женщины и дети уносили частичку нового огня по домам, а мужчины традиционно оставались на совет, где решались насущные проблемы общины. В домах между тем продолжалась обрядовая часть торжества. Хозяйки метлой из веток полыни выгоняли на улицу надоевших за лето насекомых, приговаривая: Кыш, мухи, к Селухе, а блохи к Явдохе. Метлу затем выставляли за порог, чтобы мухи и блохи не могли вернуться назад.

Со дня Семаргла, по приметам, начиналось полное вымирание разнообразной мошкары и очищение от нее дома. От принесенного с капища огонька зажигали свечи, которые должны были защитить хозяйство от несчастья, и пламя в очаге, которое следовало разводить, не отводя глаз, чтобы не упустить удачу. Огонь в очаге считался одним из семейных богов, которые исправно охраняли счастье и покой дома и его обитателей, дарили им благополучие и помогали в трудные времена.

Праздник Рожаницы - начало бабьего лета

8 сентября к славянам приходил праздник рожаниц, а вместе с ним начало бабьего лета - теплые солнечные дни, напоминающие об ушедшем лете и посвященные женской силе. Считалось, что богини рожаницы не только основали род небесный, но и от них же пошел род земных праматерей. В патриархальном обществе славянским женщинам отводилось свое, почетное место: нашим предкам не приходило в голову утверждать, что они - существа второго сорта. Мужчина был главным в решении проблем общины и на войне, его мать или жена - в семье и домашнем хозяйстве. Даже ритуальные и магические практики часто имели мужскую или женскую направленность, и каждая была по-своему незаменима.

На рассвете в день рожаниц все женщины общины отправлялись на капище, к идолам богинь, которых изображали матерью и дочерью либо лосихами. Интересно, что в зависимости от возраста славянки выбирали разные праздничные наряды. Девушкам полагались белые платья, они распускали косы и украшали волосы венками. Женщины в детородном возрасте одевались ярко, дополняли головные уборы и одежду украшениями - бусами, подвесками, вышитыми поясками. А пожилые, чтобы подчеркнуть свою близость к переходу в потусторонний мир, надевали одежду темных тонов, без вышивки и украшений. И дары, приносимые богиням, были разными: девушки несли венки и букеты полевых цветов, замужние славянки - напитки, фрукты и овощи, а старухи разнообразную выпечку - хлебы и пироги.

Разжигать в этот день жертвенный огонь доверяли не жрецу, а старшей в селе женщине - большухе. Одновременно полагалось петь обрядовые песни, посвященные рожаницам и славянским праматерям. В пламя разожженного огня отправлялся один специально выпеченный жертвенный каравай, а другой такой же большуха делила на ломти и раздавала всем участницам ритуала. Особая роль в празднике отводилась беременным: считалось, что в этот день и дальше, весь период бабьего лета, они могут исцелять женские болезни и бесплодие, творить маленькие бытовые чудеса и предсказывать будущее.

После обрядов на капище женщины общины приступали к забавному обряду, говорящему о том, насколько все прошедшее лето им досаждала разнообразная мошкара, - похоронам мухи. Пойманное насекомое с песнями укладывали в гроб из морковки, длинной процессией относили за околицу и торжественно погребали в могилу. А покуда их родственницы исполняли все необходимые ритуалы, мужчины занимались домашними делами. Они брали все хозяйство в свои руки, чтобы оказать уважение женским божествам и матерям, женам и сестрам.

Праздник Сдвижение - от лета к зиме

14 сентября природа оборачивалась к зиме, и славяне праздновали Сдвижение - день, когда земля сдвигалась от жаркой летней поры к холодам. В это время птицы улетали в теплые края, а наши предки верили, что некоторые из них летят прямо в Ирий и могут передать весточку предкам. Первой улетала кукушка, поскольку, согласно поверью, именно она хранила ключи от небесных врат. В день праздника принято было обращаться к предкам, поминать их, спрашивать у них совета. Матери, рано потерявшие своих деток, верили, что птицы отнесут ушедшим привет и материнскую любовь. А кто хотел продолжить род, просили аистов, чтобы те по весне принесли им на крыльях детскую душу, которая воплотится в новорожденном младенце.

Начиная со Сдвижения все змеи ползли в леса и укладывались там в глубокие норы в спячку. Потому на это время запрещались любые походы в лес, чтобы не повстречаться с гадами, а хозяйки накрепко запирали двери всех домашних построек, дабы змея не заползла в дом или овин и не устроилась там спать до весны. Одновременно со змеями разбредались по берлогам и медведи, а они грозили забредшему в лес грибнику куда большей бедой, чем змеи. Кроме того, в этот же день устраивал досмотр своему хозяйству леший, и мешать ему считалось непозволительным.

На Сдвижение, согласно поверьям, нельзя было начинать никакие новые дела - их ожидала неудача. Можно было лишь продолжать или завершать начатое раньше. Ко дню торжества в каждой семье заканчивали заготовки из яблок и орехов, и все заготовленное припрятывали в погреба на зиму. Погода становилась все холоднее, недаром до наших дней сохранилась пословица: Свиту на Сдвиженье снимай, а тулуп надевай.

Световид и Овсень - рождество осеннего солнца

В конце месяца, 25 сентября , славяне чествовали сразу двух божеств. Одним из них было осеннее воплощение солнца - Световид. Его изображали в виде четырехликого мужчины, разные лики которого смотрели в прошлое и будущее, на небеса и землю. Этот суровый бог следил, чтобы во всех мирах соблюдались законы Прави и не нарушался порядок всеобщего бытия. Если же где-то нарушалась гармония мира, он приходил на помощь обиженным и сурово карал ослушников воли небес.

Световид считался одним из покровителей воинов, причем он помогал им не только в бою, но и в мирное время. По легенде, он приезжал на землю на белом коне вместе с рассветом и без устали бился с врагами дня. Поэтому в капище возле идола Световида постоянно держали лучшего белого скакуна, а рядом с ним - седло и упряжь. Только волхвы имели право ухаживать за конем, кормить его и выводить на прогулку, чтобы не застаивался и всегда был готов послужить своему небесному всаднику. Птицей, посвященной Световиду, считался петух, и в день праздника на капище его приносили в жертву богу осеннего солнца.

Другим божеством, которому отдавали почести в этот день, был Овсень - распределитель материальных благ и устроитель единства славянских родов. Овсеня почитали как своеобразный мост из лета в лето, его чествование связывали с окончанием сельскохозяйственных работ, началом общинных праздников и сезона свадеб. Изображали бога в виде богато одетого всадника, в правой руке несущего богатые плоды урожая, а в левой - сухую траву и ветки.

Трудолюбивых и честных Овсень щедро одаривал богатством, а нечистых на руку и ленивцев наказывал бедностью и неприятностями. На Овсеня непременно устраивалось богатое застолье, главным украшением которого был огромный, специально выпеченный калач. Он символизировал богатство славянской общины и одновременно - несущее людям урожай сильное и мудрое осеннее солнце. Согласно приметам, после Овсеня ясных дней становилось все меньше, начинались затяжные дожди, и осень окончательно вступала в свои права.

Праздник Сдвижение, или Воздвижение Креста Господня, - это один из двенадцати важных православных праздников. Его начали отмечать только спустя три века после распятия Иисуса. В те времена была направлена экспедиция, ее целью было отыскать крест, на котором распяли Спасителя. Возглавила экспедицию царица Елена. После долгих поисков ей удалось отыскать святыню и вернуть православному народу. В честь этого события 27 сентября стали праздновать Сдвижение, ставшее одним из самых почитаемых христианами праздников.

История праздника

Император Константин Великий первым из царей прекратил гонения на христиан. Он одержал победу в трех войнах над врагами. Ему явилось в небе Божье знамение - Крест. На нем была надпись «Сим победиши». После этого Константин решает отыскать Крест, на котором был распят Христос.

Поиски были непростыми. Римские язычники пытались уничтожить все упоминания о священных местах, где был распят и воскрес Христос. Император Адриан засыпал землей Гроб Господень и Голгофу. На получившемся холме он установил капище богини Венеры и статую Юпитера.

Однако это не остановило поиски. В результате раскопок в 326 году был найден Гроб Господень, а недалеко от него - три креста. По одной из легенд, истинный Крест был найден путем прикладывания к больному человеку поочередно всех трех распятий. После того, как приложили очередной крест, больной исцелился.

Есть другое предание, в котором говорится о воскрешении умершего, которого несли по улице для погребения. После соприкосновения с Крестом человек воскрес.

Праздник Сдвижение имеет в основе еще одно важное событие - возвращение из персидских земель. Царь Хозрой в седьмом веке захватил Иерусалим. Там он разграбил храм Воскресения. Из него были изъяты все сокровища и святыни. В 628 году царь Ираклий после победы над персами обнаружил Крест и принес его в Иерусалим, где 14 сентября состоялось его воздвижение.

Когда праздник

Какого числа праздник Сдвижение по новому календарю? Праздник отмечается 27 сентября. С этого периода осень начинает передавать права зиме. Когда церковный праздник Сдвижение пройдет, наступают заморозки. Днем будет еще тепло, а по утрам и вечерам люди начинют одеваться теплее.

Особенности праздника

От других христианских праздников Сдвижение отличается радостью. В этот день Крест, на котором был распят Христос, вернулся спустя множество лет. Он символизирует память всего человечества о страшных страданиях, которые ему выдалось пережить, оставаясь до последних мгновений своей жизни верным своему Отцу.

Праздник Сдвижение - символ дани Христу, символ веры. Не жалея себя, ценой собственной жизни, Христос искупил грехи всех людей планеты.

Считается, что Крест имеет большую силу. Он способен исцелять от разных недугов, защищает от нечистой силы. Он помогает найти в сердце надежду, любовь, смирение, а также оценить отношение к живым людям.

У каждого человека есть предназначение в жизни: встречаются преграды, пройдя через которые люди находят свое место в жизни. Каждый несет свою ношу, и зачастую она кажется неподъемной, несправедливой.

Если же представить, каким сильным был Христос и какие муки он пережил, то обыденная жизнь понимается яснее, а тяжелые проблемы кажутся вполне решаемыми.

К православному празднику Сдвижения готовятся заранее: читают молитвы, ходят на службы в храмы. Главная икона, которой молятся в этот день, - икона «Воздвижение Креста Господня». На ней изображено место, где царица Елена, мать императора Константина, нашла Крест. Эта икона помогает избавиться от болезней.

Традиции

Религиозные традиции всегда строго почитались, были разные приметы, которые чтились всеми христианами.

  • На праздник Сдвижение в церкви покупали три свечи и несли их домой. Этими свечами крестили углы дома. Считается, что это оберегает дом и его жителей от нечистой силы, плохого глаза.
  • На двери дома наносили кресты для защиты имущества.
  • Считается, что нельзя делать на праздник Сдвижение никакой работы. К этому дню крестьяне заканчивали все земляные работы: готовили к пашне.
  • Считается, что в этот день нужно сватать невесту. Она должна читать особую молитву, в которой просила бы подарить ей счастливую семейную жизнь, поддержку и взаимопонимание. Если 27 сентября выпадает плохая погода, то принято ходить в гости, а в солнечный и недождливый день устраивают массовые гуляния.
  • На Сдвижки обязательно соблюдают строгий пост. В этот день нельзя есть пищу животного происхождения, рыбу. А вот все, что выращено на земле, приветствуется. Раньше в этот день готовили блюда из капусты, чечевицы, пекли пироги, лепили вареники, делали изумительные капустные запеканки, голубцы с грибами.
  • Если в праздник раздать милостыню, то можно искупить свои грехи, очиститься от злых помыслов.

Старейшины видели, как после празднования Воздвижения теплые дни уходили. С этого момента утро и вечер становились холодными, и только днем еще можно было погреться под лучами теплого солнца.

Чтобы не нагрешить

На праздник Сдвижение какого только пиршества не устраивали: и свадьбы, и массовые гуляния, пир урожая! Но главное:

  • Нельзя браться за новое дело. Если таковое начать, то оно будет гиблым и закончится неудачей, конфликтом.
  • Запрещается повышать голос, ругаться.
  • Под запретом рукоделие.
  • Запрещается открывать окна, двери, иначе в них могут забраться змеи на зимнюю спячку. Считается, что на праздник Сдвижение змеи уходят в спячку, подыскивают себе тепленькое местечко.

Нельзя ходить в лес на Сдвижки. Считается, что тот, кто туда отправится, пропадет.

Приметы

Приметы Сдвижения:

  • В этот день последние птицы улетают на зимовку.
  • Если не поститься в день Сдвижения, то постигнут семь грехов.
  • Осень к зиме быстрее движется.
  • На Сдвижение дом избавляют от нечисти.

27 сентября нужно следить за гусями. Если они будут лететь высоко, то весной будет сильное наводнение. Если же в день Сдвижения подует холодный ветер - лето придет теплое.

Икона

Существующий в настоящее время вариант иконы получили в пятнадцатом веке. Изображение представляет собой многолюдную сцену, позади которой находится храм. В самом центре располагается партиарх, держащий над головой крест. Его украшают веточки растений.

На первом плане иконы изображены святители, певцы и люди, пришедшие поклониться святыне. Справа изображаются царь Константин и его мать, великая Елена. Иногда изображаются образы, которые помогли выявить настоящий Крест из трех найденных: покойник, который воскрес от прикосновения святыни, больной человек, вылечившийся от недуга.

Вариантов изображений иконы множество. Более ранние варианты изображают Елену и Константина, держащих Крест или же стоящих по обе стороны от него. Есть варианты исполнения, где царь и царица изображены по обе стороны от патриарха, держащего Крест. Позже этот вариант дополнился изображением царя Алексея и царицы Евдокии. Этот вариант становится самым распространенным.

Икона «Воздвижение Креста Господня» рассказывает об обретении Еленой, матерью римского императора Константина, святыни. После распятия, воскресения и вознесения Христа, орудие пыток было утрачено. Отыскать его удалось спустя столетия царице Елене. Это отображается на иконе.

Икона «Воздвижение Креста Господня» способна исцелять от любых недугов. Если искренне молиться Кресту, то любой недуг отступит. Образ помогает исцелиться от бесплодия, вылечить кости и суставы, избавиться от мигреней, зубных болей, а также избавиться от различных неизлечимых болезней.

В честь праздника

Император Константин в Иерусалиме построил храм, посвященный Воскресению Христа. Его возводили десять лет. 26 сентября 335 года церковь освятили, а на следующий день, 27 сентября, установили празднование в честь Воздвижения Креста.

Сдвижение - великий праздник. В этот день змеи отправляются спать, а люди должны праздновать, радоваться. Есть поверье, что если в этот день человека укусит какая-либо змея, то она погибнет зимой.

В этот день еще интересно то, что во время богослужения Евангелие читается не в середине храма, а в алтаре.

Обычаи на Воздвижение

В древних летописях этот день имеются как «Ставровый», на который принято было ходить крестным ходом вокруг сел и городов, защищая их таким образом от бед, врагов и болезней. В деревнях также обходимо и поля, чтобы на следующий год получить богатый урожай. В Воздвиженье с полей забирали последний сноп и это служило окончанием сбора урожая, последним, третьим праздником встречи осени и началом подготовки к зиме.

В этот же день, было запрещено ходить в лес: все живое готовилось к зиме, звери уходи в норы, сползались на зимовку в одно место змеи. Даже нечисть, и та готовилась впасть в спячку до весны. Сегодня распространено поверье, что такой запрет обосновывался на том, что змеи в этот день очень злые и если вы помешаете им, вас покусают. А вот в древности, люди просто уважали все живое и старались не нарушать единения животных и природы. При этом, славяне верили, что та змея, которая вас укусит, уже не сможет вернуться обратно в нору и она обречена на смерть из-за того, что преступила законы своего племени.

Большую опасность в лесу в этот день, представляли не животные, а нечисть: лешие, водяные, оборотни злились, что им приходится ложиться в спячку и они не смогут больше вредить людям. В Воздвиженье у нечисти был последний сход, во время которого они прощались друг с другом и отправлялись спать. Тем людям, которые нарушали их покой, они могли и навредить, закрутить в лесу, наслать проклятие и порчу.

Важным этот день был и для домашней нечисти. В отличие от лесной, эти духи были полезными для семьи и домашнего очага, являлись их защитниками и хранителями. Поэтому в Воздвиженье отмечали именины Овинника – хранителя овина, места, где хранилась и мололась пшеница. Помещение не топилось, в нем не велась никакая работа, на полу расстилали вышитые рушники и на них оставляли угощение для духа. Считался этот праздник и днем капусты и каждая хозяйка должна была приготовить как можно больше блюд из этого вкусного и полезного продукты, напечь пироги с капустой, сварить вареники. Некоторую часть угощений несли к церкви, где и раздавали нищим.

Заговоры и привороты на Воздвижение

Со дня Воздвиженья начинался период девичьих посиделок – капустенские вечера, которые длились две недели. Согласно традициям, все девушки, собирающиеся на эти вечеринки, одевали свои самые лучшие наряды, приносили с собой праздничные блюда, накрывали столы в горнице и пировали с парнями, которые в это время, и выбирали себе невест.

Чтобы точно заполучить себе жениха на таких посиделках, девушки проводили особые обряды и заговоры. Перед тем как идти на вечеринку, девушка умывалась чистой, недавно набранной родниковой водой и приговаривала:

«Как водица чиста и прозрачна, так и любовь (имя) будет ко мне сильна и постоянна. Да будет так, крепко мое слово».

Приготовление к посиделкам начиналось задолго до их начала. Девушки вышивали пояса для себя и своих женихов. Если такой пояс преподносился парубку и он его принимал, это считалось заключением помолвки. С Воздвижения и до самой Покровы, девушкам было разрешено творить ворожбу и привороты, чтобы быстрее выйти замуж.

К примеру, был распространен такой обряд. Девушка готовила небольшие пирожки с капустой, наливала в стакан молоко и оставляла все это на ночь на столе со словами:

«Друг мой домовой, стань мне сватом и засватай (имя) мне (имя). Аминь».

Еще один любовный заговор девушки произносили накануне праздника. На заходе солнца перед праздником выходили на улицу, смотрели на закатное солнце и произносили такие слова:

«Заря-зарница, красная девица, ходишь ты высоко надо мной, летаешь – далеко. Посмотри, где раб Божий (имя) гуляет, что делает, где отдыхает, в каком дому живет, в каком терему. Подойди заря-зарница к нему близко-близко, любовью ко мне дойми, Присуши, припеки, к моему дому приведи, на законный венец нас благослови. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Достаточно сильный приворот делали в праздник Воздвижения на дым. 27 сентября после захода солнца, но до полуночи, необходимо развести костер и когда он разгорится, выкрикивать слова любовного заговора:

«В сухом бору стоит сухой лес. В том лесу вся листва сухая, сушь ту листву погоняет, на раба Божьего (имя) тоску, сухоту нагоняет по мне, Божьей рабе (имя). Сохни ему без меня вода, не лезь в его рот без меня еда, сон раба Божьего (имя) обойди, тоска-сухота на него найди по мне, Божьей рабе (имя). Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Никаких важных дел на Воздвиженье не начинали, так как верили, что этим оскорбляют отдыхающую природу, подарившую им блага и богатый урожай. По другим поверьям, все, что вы начинали делать в этот день, было просто бесполезным и без результативным.

Приметы на Воздвижение

  • На Воздвижение кто в лес пойдет, тот может не вернутся.
  • В этот день змеи в норы прячутся.
  • В Сдвиженье Леший гуляет - кто в лес пойдет, тот дорогу назад не найдет.
  • На Воздвижение медведь в берлогу, змея в нору, а птицы на юг.
  • У доброй хозяйки в Воздвижение и пирог с капустой.
  • Кто на Воздвижение постится, тому семь грехов простится.
  • В Воздвижение с поля последняя копна движется.
  • С Воздвижения осень к зиме сдвигается.
  • Если в этот день дует холодный северный ветер, то следующее лето будет жарким.
  • В Воздвижение птицы лето за моря уносят.
  • Кто на Воздвижение пост не держит - на того семь грехов воздвигнутся.

День 27 сентября является одним из самых значимых в народном календаре. С ним связано множество . Считалось, что с этого дня осень начинает двигаться к зиме – пора готовит шубы и шапки. Именно в этот день медведи залезают в берлоги, а птицы готовятся улетать на юг – значит, пора утеплять дом. Но при этом многие люди не знают, например, почему нельзя ходить в лес 27 сентября. А ведь этому суеверию тоже есть объяснение.

27 сентября - православный праздник Воздвиженья

Красным в календаре этот день является потому, что знаменует собой один из самых важных церковных праздников – Воздвижение Животворящего креста Господня Согласно библейской легенде, Иисус Христос был распят на горе Голгофе на косом кресте, который после казни был зарыт на этом же месте. Спустя много лет город Иерусалим атакованный войском римских солдат был разрушен, а священное место казни срыто до основания. Император Адриан повелел обустроить на нем языческое капище. И лишь через несколько веков после этого события императору Константину было явлено чудо – христианский крест с победной надписью, благодаря которому удалось одержать множество важных побед. Благочестивый правитель, стремясь исполнить волю Господнюю, повелел своей матери, царице Елене, отыскать тот самый крест, на котором был распят Спаситель. Очень долго это не удавалось, но в конце концов святыня была найдена. С ее помощью удалось воскресить недавно умершего человека, поэтому крест и был назван Животворящим. В его честь в возрожденном к тому времени Иерусалиме был заложен Храм Вознесения Господня. И сам день обретения святыни стал широко отмечаемым религиозным праздником.

Народная же традиция соединила 27 сентября с природным явлением – воздвижением осени навстречу зиме. Отсюда и появление многих, связанных с этим днем примет и , имеющих мало общего с церковным праздником. Хотя все равно на Руси старались именно на Воздвижение освещать вновь построенные храмы и начинать строительство часовен. В деревнях в этот день нередко проводились крестные ходы по близлежащим полям, а хозяйки начинали рубить и квасить капусту.

Почему нельзя ходить в лес 27 сентября?

У русского народа существует множество запретов, связанных с праздником Воздвижения. Один из самых известных – запрет на посещение леса. На вопрос о том, можно ли ходить в лес 27 сентября, ответ всегда был однозначно отрицательным. И это было обусловлено двумя причинами. Во-первых, считалось, что в этот день активизировалась вся лесная нечисть. Православный праздник для леших, кикимор, оборотней почему-то был не указ, не обращая на него внимания, они устраивали последнюю сходку перед зимой. Лесовик проверял свои владения, готовность зверей к зимовью. Наткнуться на него человеку в этот момент было крайне опасно. Во-вторых, считалось что 27 сентября отворяются двери в вирий для всех ползучих гадов, в который они спешат на зимовку, сбиваясь в огромные клубки. Наткнуться на них в лесу – быть укушенным. А еще человек мог и под землю провалиться – через те же открытые ворота вирия, и провести там много месяцев до весны вместе со змеями.

Что еще нельзя делать 27 сентября?

Согласно народному поверью, 27 сентября не только нельзя ходить в лес, но и делать некоторые другие вещи.

Полное название праздника, который верующие в 2017 году будут отмечать 27 сентября, называется Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. В этот день христиане вспоминают о вечной борьбой добра и зла, о движении, которое и является самой жизнью всего, что есть на земле.

В праздник Воздвижения Креста Господня вспоминаются два главных события: обретение в 326 году в Иерусалиме Креста и его возвращение из персидского плена в VII веке греческим императором Ираклием. Эти события объединяло то, что оба раза Крест воздвигали (поднимали) перед народом, обращая его при этом ко всем сторонам света, чтобы все желающие могли ему поклониться и разделить друг с другом радость обретения святыни.

В старину этот день называли «Ставровый». Верующие собирались и шли крестным ходом вокруг сел и городов, для того, чтобы защитить их от бед, врагов и болезней. Жители деревень, желая получить богатый урожай на будущий год, обходили крестным ходом поля. Кстати, именно на праздник Воздвижения с полей забирали последний сноп. Это был своего рода знак о завершении сбора урожая и о начале подготовки к зиме.

На праздник Воздвижения запрещалось ходить в лес, чтобы не мешать лесным жителям готовиться к наступлению зим. Существовало поверье, что в этот день особой агрессией отличаются змеи, сползающиеся на зимовку в одну нору. А еще в этот день, те, кто отправлялся в лес, могли ненароком потревожить всякую нечисть, которая также прощалась друг с другом и отправлялась спать. Нарушителям их покоя лешие и кикиморы могли навредить, закрутить в лесу, наслать проклятие и порчу.

Чего нельзя делать Воздвижение

Помимо того, что на праздник Воздвижения нельзя было ходить в лес, чтобы не тревожить его обитателей, в этот день не начинали никаких важных дел, потому что считали, что тем самым отдыхающей природе, подарившей людям блага и богатый урожай, наносится оскорбление. По другим поверьям, все, что вы начинали делать в этот день, было просто бесполезным и не приносило никого результата.

А еще в этот день было принято соблюдать один из самых строгих постов, а потому под запретом находилось употребление мяса и рыбы и всех разновидностей молочной продукции.

В Воздвиженье обязательно отмечали именины Овинника – хранителя овина, места, где сельские жители хранили пшеницу. В этот день в овине нельзя было работать и топить печи. На полу расстилали праздничные полотенца и раскладывали угощения для домового.

Также в этот день готовили всевозможные блюда из исконно русского продукта – капусты. Пирогами с капустой и самолепными варениками угощались не только домочадцы – часть приготовленных блюд относили к церкви, где раздавали нищим.

Приметы на праздник Воздвижение

- На Воздвижение кто в лес пойдет, тот может не вернутся.

- В этот день змеи в норы прячутся.

- На Воздвижение Леший гуляет - кто в лес пойдет, тот дорогу назад не найдет.

- На Воздвижение медведь в берлогу, змея в нору, а птицы на юг.

- У доброй хозяйки в Воздвижение и пирог с капустой.

- Кто на Воздвижение постится, тому семь грехов простится.

- В Воздвижение с поля последняя копна движется.

- С Воздвижения осень к зиме сдвигается.

- В Воздвижение птицы лето за моря уносят.

- Кто на Воздвижение пост не держит - на того семь грехов воздвигнутся.

- Кто увидит последний птичий отлет, может загадывать желание и оно обязательно сбудется.

-Осень в это время передает свои права зиме: если дует северный ветер, то лето в следующем году будет теплым; западный же ветер предвещает плохую погоду в летние месяцы.