Меню

Известные педагоги. Великие педагоги россии и ссср

Любовь

1) Демокрит (460 -370 до н.э.)

Он придавал огромное значение воспитанию, которое ведет к обладанию мудростью, то есть тремя дарами: "хорошо мыслить", "хорошо говорить", "хорошо делать". Демокриту принадлежат утверждения, оказавшиеся чрезвычайно плодотворными для будущего. Он считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее его руками действует природа, ибо человек является ее частицей - "микрокосмом". Демокрит отмечал, как важно родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших хватиться на обучение детей и обрекавших их на невежество. Его труды не сохранились до наших дней.


2) Сократ (469- 399 до н.э.)

Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование. По Сократу, человек обладает разумным сознанием, направленным к добру и истине. Счастье состоит прежде всего в устранении противоречия между личным и общественным бытием. И, напротив, акцент на личных интересах, их противопоставление интересам ближних ведут к душевному разладу и дисгармонии с обществом. Сократ - один из основоположников учения о доброй природе человека. Придавая особое значение природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь проявления способностей человека в самопознании: "Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может". Труды не дошли до нашего времени.

3) Платон (427- 347 до н.э.)

Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни человека: "В каком направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь". Воспитание, по Платону, надо начинать с раннего возраста, так как "во всяком деле самое главное - это начало, в особенности, если это касается чего-то юного и нежного". Платон рассматривал воспитание как могучий, но не всесильный способ формирования личности. Педагогическое воздействие ограничено сложной и противоречивой природой человека, где сплетены воедино свет и тень, добро и зло.

Его труды "Диалоги", "Государство" и "Законы". В трактате "Государство", говоря об идеалах и программе разностороннего воспитания, Платон, по сути, развивает афинскую педагогическую традицию, полагая, что надлежит обеспечить "для тела гимнастику, для души музыку". В трактате мусическое и гимнастическое образование рассматривается как подготовка к прохождению нового образовательного высшего этапа. Этот этап делится на два длительных цикла -10 и 15 лет. Речь шла, таким образом, о фактически пожизненном воспитании, в программу которого включались лишь теоретические дисциплины: риторика, геометрия, астрономия, музыка. Идея ввода в программу заключительного воспитания трудовых процессов чужда Платону. В трактате "Законы" Платон изложил свои педагогические воззрения, особо выделив значение социальных функций воспитания - "сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать".

4) Аристотель (384- 322 до н.э)

Аристотель ставил наставника на самую высокую ступень в обществе: "Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые - достойную жизнь". Наиболее системно изложены взгляды Аристотеля на воспитание и образование в трактате "Политика". Начинать воспитание школьника предлагалось с "заботы о теле", а затем "заботиться о духе", чтобы "воспитание тела способствовало воспитанию духа". Гимнастика должна была привести организм ребенка в готовность для трудного процесса освоения знаний

5) Марк Квинтилиан (35- 96 до н.э.)

Главный его труд " Ораторское образование". По мысли Квинтилиана, образование должно быть государственным, школы и учителя должны находиться на содержании казны; цель воспитания состоит в формировании у человека гражданских чувств и свобод. М.Ф. Квинтилиан считал, что в содержание образования оратора необходимо включать греческий язык и литературу, философию, право, историю. В обязанности учителя входит умение вызывать у учащихся интерес к учению, стремление быть примером нравственного поведения и овладеть профессией на уровне педагогического мастерства.



Великие педагоги 15 ,16 и начала 17 веков


1)Эразм Роттердамский (1466- 1536)

Гуманист эпохи Возрождения, филолог, писатель, педагог. Основные педагогические работы: «О раннем и достойном воспитании детей», «О методе обучения», «Воспитание христианского государя», «Книжица о приличии детских нравов», «Похвала глупости», «Разговоры запросто». Впервые в мировой педагогике показал значение воспитания как универсального явления, без которого развитие ребенка невозможно. Считал, что ребенка надо правильно воспитывать с самого рождения и делать это должны родители. В процессе воспитания – религиозного, умственного, нравственного, физического – необходимо учитывать возрастные возможности ребенка, не допускать ничего такого, что их превосходит; воспитателю следует как можно раньше распознавать склонности и способности ребенка и опираться на них в обучении. Выступил в защиту детства, что явилось новым в понимании этого периода в развитии ребенка, принципиальным вкладом в педагогику.


2) Мишель Монтень (1533- 1592)

Книгой, прославившей Монтеня, стали знаменитые «Опыты» (1580). Это трехтомный труд, где в жанре непринужденных эссе сформулированы глубокие философские и нравственные идеи о человеке.

Автор «Опытов» выступил против самоуверенной схоластической учености. Подвергая резкой критике средневековую школу, он образно писал, что это «настоящая тюрьма», откуда слышны крики терзаемых детей и опьяненных гневом учителей.

Основным пороком существовавшей в его время школы он видел в игнорировании задачи развития мысли учащихся, господстве вербализма, бессмысленном буквоедстве, запоминании слов вместо изучения сущности вещей. «Знать наизусть – еще не значит знать», - писал философ.

Воспитание, по Монтеню, должно способствовать развитию всех сторон лич­ности ребенка, теоретическое образование должно дополняться физическими упражнениями, выработкой эстетического вкуса, воспитанием высоких нравствен­ных качеств.


3) Ян Амос Коменский (1592- 1670)

Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы. Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Также во всем учении Коменского прослеживается его гуманистический подход к человеку, к образованию. Его религиозные образование и уклад жизни повлиял на всю систему образования, созданной этим выдающимся педагогом. Его главный труд - "Великая дидактика".



Великие педагоги 17 ,18 и начала 19 веков


1) Джон Локк (1632 -1704)

В философском труде «Об управлением разумом" (1690) Локк всесторонне обосновал учение сенсуализма о происхождении знаний и идей из чувственного опыта. Свою основную педагогическую работу "Мысли о воспитании" (1693) Локк посвятил вопросам семейного воспитания" джентльмена ". Его книга была адресована имущим классам. Жизнь в необжитых местах в тяжелых и необычных климатических условиях требовали от людей физического закалки, моральной устойчивости и научных знаний. Поэтому целью воспитания, по мнению Дж. Локка, является подготовка "джентльмена", который умеет создавать здоровый дух в здоровом теле и умеет вести себя в обществе.

2)Жан Жак Руссо (1712- 1778)

В своем произведении «Эмиль или о Воспитании» Жан-Жак Руссо высказывает идею о самостоятельности и самодеятельности ребенка в истории естественного воспитания. Он применяет метод естественных последствий и косвенного воздействия.

В основе воспитания по Руссо должен лежать принцип следования указаниям природы. В соответствии с этим принципом: каждому возрасту должны соответствовать особые формы воспитания и обучения; воспитание должно носить трудовой характер и способствовать максимальному развитию самостоятельности и инициативы учащегося; интеллектуальному воспитанию должно предшествовать упражнение физических сил и органов чувств воспитанников.

3) Клод Андриан Гельвеций (1715–1771)

Автор двух больших и широко известных книг – «Об уме» и «О человеке, его умственных способностях и его воспитании», в которых он излагает свою концепцию воспитания. Она сводится к тому, что все или почти все развитие человека определяется воспитанием, и потому человек таков, каковым его делает воспитание. Правильное воспитание, по Гельвецию, должно включать в себя физическое, умственное и нравственное воспитание. Физическое воспитание должно быть организовано по подобию древнегреческого воспитания, умственное – по примеру профессионального, а нравственное может быть правильно устроено только при изменении общественного строя или смене правительства.

4)Дени Дидро (1713–1784)

Стал олицетворением французского Просвещения. В своих сочинениях часто обращался к вопросам воспитания. Наиболее известной педагогической работой Дидро является книга «Систематическое опровержение Гельвеция», в которой он показал важное значение наследственности в воспитании человека. Он также подготовил для Екатерины Великой «План университета или школы публичного преподавания всех наук для Российского правительства». В этой работе он дал общую программу развития образования, направленную на воспитание всего народа. Она предполагала первоначальное обучение всех граждан, затем – среднее и высшее для более способных. Система образования, описываемая Дидро, должна была включать сеть начальных, средних и высших школ, в том числе и университет.

5) Иоганн Фридрих Песталоцци (1746 - 1827)

Песталоцци считал, что воспитание должно быть природосообразным: оно призвано развивать присущие человеческой природе духовные и физические силы в соответствии со свойственным ребенку стремлением к всесторонней деятельности. Это развитие осуществляется путем последовательных упражнений вначале в семье, затем в школе — в рамках определенной системы и последовательности. Теория элементарного образования Песталоцци включает умственное, нравственное, физическое и трудовое образование. Все эти аспекты рассматриваются в тесной связи и взаимодействии, чтобы в итоге обеспечить гармоническое развитие человека. Песталоцци разработал методику первоначального обучения детей счету, измерению и речи, значительно расширил содержание начального обучения, включив в него элементарные сведения из геометрии, географии, а также рисование, пение, гимнастику. Песталоцци выступал за создание такой школы, которая «... удовлетворяла бы потребностям народных масс, охотно бы принималась ими и была бы в значительной мере созданием их собственных рук» Его труды:"О народном образовании и индустрии", "Метод. Памятная записка Песталоцци".

6) Иммануил Кант (1724–1804)

Всю жизнь Кант посвятил воспитанию молодежи, будучи сначала домашним учителем, а затем и профессором Кенигсбергского университета. Его труды «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения» стали основой классической немецкой философии, в них же содержались важные педагогические идеи. С 1776 г. Кант начинает читать курс лекций по педагогике, изданный затем отдельной книгой, в котором он рассматривает вопросы умственного, нравственного, религиозного, физического воспитания. Философия и педагогика Канта оказали большое воздействие на развитие немецкого воспитания и педагогики.

7)Иоганн Фридрих Гербарт (1776 - 1841)

Анализируя педагогический процесс, Гербарт выделял в нем три части - управление детьми, обучение, нравственное воспитание. Задача управления, по Гербарту, состоит в дисциплинировании детей, в упорядочении их поступков и желаний. Обучение он считал важнейшим средством воспитания, отмечал, что его задачей является развитие у детей многостороннего интереса, с которым связывается преподавание всех учебных предметов, их отбор и методика обучения. Нравственное воспитание, как указывал он, должно обеспечить внедрение в сознание ребенка основных нравственных идей. Хотя средствами нравственного воспитания Гербарт считал и обучение и управление, он предусматривал также использование в этих целях специальных методов и приемов (установление правил поведения, поощрения и наказания, наставление и увещевание и т. д.). Его труды: "Общая педагогика, Выведенная из целей воспитания".

8) Адольф Дистервег (1790- 1886)

Его называют «учителем немецких учителей», поскольку с его именем связана борьба за утверждение народной школы как школы развития личности ребенка, за улучшение социального и материального положения учителя народной школы. Этому служила и его редакторская деятельность (он был редактором педагогических журналов), и его работа в учительских семинариях, которыми он не только руководил, но и в которых преподавал, его парламентская деятельность (он представлял в прусском рейхстаге немецких народных учителей). Его труд: "Руководство к образованию немецких учителей".

Великие педагоги 19 и начала 20 века

1) Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848)

Основной его труд - "Рассуждение.Доброе воспитание важнее всего". В центре педагогических размышлений - личность как индивидуальное целостное единство всех психических свойств человека. В противовес сословно-профессиональному обучению выдвигал идеи общечеловеческого воспитания, которое реализуется через «родные, национальные явления». Считал, что учить детей следует с шести лет. Первейшая задача образования ~~ привить детям любовь к Родине, ее природе, языку, истории. Важнейшими учебными предметами считал гуманитарные науки, способствующие «очеловечиванию» людей.

2) Александр Иванович Герцен (1812 - 1870)

Он сформулировал новый, революционно-демократический идеал воспитания не «человека вообще», а гражданина и патриота, борца за освобождение народа. По его мнению, люди не нитки и не иголки, чтобы следовать по пути фатума. Они сами могут все переменить. Утверждая преобразующую роль народных масс, Герцен говорил, что люди могут переделать не только природу, а и саму историю.

С убийственной иронией критикует А.И. Герцен дворянское воспитание и обучение — «школу рабства и тиранства». Он сравнивает воспитанников дворянского общества с растущими маленькими щенками, превращающимися в бульдогов, которые имеют право грызть все в России. Истинное семейное воспитание, по мнению А.И. Герцена, — дело общественное и очень важное. Особое место в нем принадлежит матери. «Ребенок, не выводя женщину из дома, превращает ее в гражданское лицо». Вместе с тем, «семейное призвание женщины никак не мешает ее общественным занятиям, и все в мире открыто женщине, как и мужчине. Труд "Разговор с детьми".

3) Николай Александрович Добролюбов (1836 - 1861)

Основная мысль его педагогических высказываний в детях нужно развивать человеческое достоинство и предоставлять им возможность свободного развития, лишь помогая воспитанием этому развитию. Его труды : «О значении авторитета в воспитании»;

«Основные законы воспитания»;

«Очерк направления иезуитского ордена, особенно в приложении к воспитанию и обучению юношества»;

«Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами»;

«Учитель должен служить идеалом...».

4) Константин Дмитриевич Ушинский (1824 - 1871)

Задачу педагогики Ушинский видел в “изучении человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания”. Практическое же значение педагогики заключается в том, чтобы “открывать средства к образованию в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты". Константин Дмитриевич считал, что воспитание и образование должно учитывать своеобразие каждого народа, т.е. традиции, географию, исторические особенности. Народность, по его мнению, лучше всего выражается через изучение и уважение родного языка и родной истории. Подобное воспитание, как он говорил, должно развить у детей патриотизм, чувство долга перед Отечеством и чувство национальной гордости, которое, однако, чуждо шовинизму и сочетает в себе уважение к другим народам. Его труды:"Детский мир ", "Родное слово", "Человек как предмет воспитания", "Журнал для воспитания".

4) Джон Дьюи (1859 - 1952)

Его труды:"Мое педагогическое кредо", "Психология и педагогика мышления", "Школа и общество". Цель воспитания, по Дьюи, — воспитание личности, умеющей «приспособиться к различным ситуациям» в условиях свободного предпринимательства.

5) Павел Петрович Блонский (1884 - 1941)

Психолог-педагог Павел Петрович Блонский уделял большое внимание воспитанию и развитию подростков. Учёный считал, подросток должен получать знания не только от учителя, но и при помощи чтения политической литературы. Большое внимание учёный уделял развитию памяти и мышления . Он энергично распространял идею связи школы и жизни, при этом уделяя большое внимание вопросам трудового воспитания и образования. Учёный много в своих работах критиковал буржуазную педагогику, считая, что педагогика как наука возможна, только если власть находится в руках трудящихся. Его труды: "Задачи и методы народной школы", "Трудовая школа", "Развитие мышления школьников".


6) Антон Семенович Макаренко (1888 - 1939)

А.С.Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку». Педагогика по Макаренко, заключается в идеи воспитательного коллектива. Суть этой идеи заключается в необходимости формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности и индивидуальности. Его труды:"Педагогическая поэма", "Книга для родителей", "Методика организации воспитательного процесса".

7) Н.К. Крупская (1869- 1939)

Крупская критически подходила к изучению классического педагогического наследства прошлого. В книге «Народное образование и демократия» она впервые в педагогической литературе с марксистских позиций осветила историю идей трудового воспитания, впервые дала изложение учения Маркса и Энгельса о политехнизме. Большой интерес имеют отдельные главы этого труда, посвященные Руссо, Песталоцци, Оуэну.

Надежда Константиновна высоко ценила педагогическое наследство русской классической педагогики. Она призывала советских учителей обогащать свои знания изучением произведений великих русских педагогов. Особо выделяла Н. К. Крупская творчество К. Д. Ушинского. Она указала, что «знакомство с его произведениями, такими простыми, ясными, анализ их дадут педагогу возможность ориентировки в том, что нам надо взять у Ушинского, дадут возможность сознательно отнестись и к различным течениям в современной педагогике». Высоко оценивала Крупская и педагогическое творчество Л. Н. Толстого, полагая, что «педагогические статьи Толстого являются неисчерпаемой сокровищницей мыслей и духовного наслаждения». Она отмечала, что, критически воспринимая педагогические мысли Ушинского и Толстого, мы можем найти в них много ценного для советской школы. Ее труды:"Дух времени","Народное образование и демократия", "Дорога таланту".

8) А.В.Луначарский (1875 - 1933)

Основной целью воспитания, считал А.В.Луначарский, должно быть всестороннее такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально. "Мы хотим, - писал он, - воспитать человека, который был бы коллективистом нашего времени, жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами". В то же время он отмечал, что только на основе коллектива могут быть развиты наиболее полно особенности человеческой личности. Воспитывая Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему , основывающуюся на принципах гуманизма , на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Самая сущность этики коммунистического воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального. Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.Его труды:"Сто советов учителю", "Как воспитать настоящего человека". "Родительская педагогика", "Формирование коммунистических убеждений молодого поколения", "Воспитание личности в советской школе".

2) Алис Миллер (1923 - 2010)

Труды:"Драма Одаренного ребенка и поиск собственного "Я"," Воспитание, насилие и покаяние". Эта книга о последствиях воспитания, о том, к чему приводят действия "во благо" ребенка. Автор анализирует "педагогическую стратегию" прошлых веков, а также детство наркоманки, политического лидера и убийцы детей. Алис Миллер убеждена: насилие над детьми порождает насилие в мировом масштабе, а понимание чувств ребенка, чуткость по отношению к его потребностям и обидам, искренность и внутренняя свобода родителей воспитывают лучше, чем любые педагогические приемы.

3) Гершунский Борис Семенович (1935 - 2003)

Труды: "Философия образования", " Справочник по расчету электронных систем","Шахматы - школе" .Р азрабатывал проблемы теории и методологии прогностики как направления педагогических исследований, обосновал основные направления и этапы разработки педагогических прогнозов, их методы и приёмы.

Ежегодно 5 октября в мире отмечают прекрасный праздник – День учителя. Ученики и их благодарные родители поздравляют любимых педагогов, неизменно отмечая значимость их вклада в развитие навыков и умений подрастающего поколения. В этот день хочется вспомнить известных педагогов , чьи труды помогают выстраивать процесс общения, воспитания, передачи знаний от учителя к ученику.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827)

«Глаз хочет смотреть, ухо слышать, нога – ходить, а рука – хватать» – такими простыми словами швейцарский гуманист выразил самое естественное стремление ребёнка – развитие. Он справедливо полагал, что «час рождения ребёнка есть первый час его обучения». Песталоцци обучал крестьянских детей грамоте, умело сочетая это с трудовым воспитанием. Педагог видел улучшение жизни крестьянства в разумном методе ведения хозяйства и правильного воспитания отпрысков. После буржуазной революции он организовал учреждение для беспризорных детей. Стараясь быть для них главным примером, Песталоцци учил обездоленных ребятишек доброте и самоотверженности. Педагог за свою жизнь написал множество книг, а на гонорары за них строил новые и новые приюты. У него к старости не было ничего, кроме мировой славы. Недаром на его надгробном памятнике написано: «Всё для других, ничего для себя».

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870)

Однажды инспектор Гатчинского института обнаружил в книжном шкафу полное собрание педагогической литературы, составленное учеником Песталоцци Гугелем. Книги показались очень интересными, и вскоре на небосклоне отечественной педагогики взошла новая звезда – Константин Дмитриевич Ушинский. Не находя понимания у современников, профессор пытался доказать важность качественного женского образования. Назначенный инспектором в Смольный институт, он читал лекции с таким задором и интересом к предмету, что на его уроки приходили горожане и родители учениц. Но главное, что сумел сделать Ушинский, – это перевернуть закостенелое сознание учителей того времени. В школах на тот момент преобладали телесные наказания и бессмысленная зубрёжка, но благодаря трудам Константина Дмитриевича появилось гуманное отношение и уважение к личности ребёнка.

(1828-1910)

Школьники начинают обучение чтению с коротких рассказов Льва Толстого и всю сознательную школьную жизнь не расстаются с произведениями классика русской литературы. Мастер художественного слова с огромным интересом относился к вопросам воспитания. Его желание «Марфутку и Тараску выучить хоть немножко тому, что мы знаем» привело к созданию Яснополянской школы для обучения крестьянских детей. Внимательное отношение к детям сотворило чудеса: ребятишки сами прибегали в школу рано утром, нехотя уходили поздно вечером и вели себя примерно. Необычно и то, что под влиянием великого писателя полуграмотные подростки начали сочинять повести, приводившие в изумление литературных критиков того времени.

(1888-1939)

Один из ведущих преподавателей мира определил дальнейшее движение педагогической мысли XX века, однако не получал достойную оценку своей методики обучения у современников. Впрочем, у Макаренко не было времени переживать по этому поводу: каждую минуту он отдавал своим подопечным. Его авторская методика творила чудеса: трудновоспитуемые неуправляемые подростки из колонии менялись на глазах. Основой его принципов был коллектив, который служил комфортной средой для развития личности. Не менее важен был труд – дети сами зарабатывали на свои нужды. Возможно, сейчас это звучит как атавизм, но чувство товарищества, любовь к труду и ответственность всегда были актуальны, и не этого ли хотели известные педагоги от своих учеников? Многие в то время критиковали принципы Макаренко, однако он не сдавался, публикуя книгу за книгой. Нельзя, конечно, не учитывать и то, какими непростыми были судьбы детей – воспитанников Макаренко. И всё же прописанные в «Педагогической поэме» истории и сделанные выводы актуальны во все времена и подходят для осмысления под различные образовательные ситуации.

Януш Корчак (1878-1942)

Этот выдающийся польский педагог и писатель посвятил жизнь детям. Успешно сочетая две свои ипостаси – врач Хенрик Гольдшмидт и литератор под псевдонимом Януш Корчак, – он открыл «Дом сирот», где нашли приют обездоленные дети. Интересно, что Корчак с уважением относился к трудам Макаренко и сам написал несколько значительных произведений, среди которых сказка «Король Матиуш Первый» и книга «Как любить ребёнка». Основная мысль большинства его работ: «Детей нет – есть люди». Педагог должен познать в первую очередь самого себя, иначе он не сможет помочь ребёнку. Ценность детства, свобода, индивидуальный подход – вот основные принципы Корчака. Учитель до последней капли крови, Януш Корчак встретил смерть в концлагере, хотя ему, известному писателю, предлагали спастись. Он не мог ничего изменить, но он мог оставаться с детьми до конца, рассказывая им очередную, последнюю, сказку…

Череда фамилий известных педагогов бесконечна. И каждый учитель делает мир чуточку лучше, так должно быть, не иначе. И самая долгожданная плата за их увлекательную работу – неподдельная детская признательность. 5 октября – официальный повод для каждого вспомнить учителей, которые сыграли важную роль в становлении вашей личности.

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово



Экcпозиция расположена в выставочных залах апарт-отеля «Гималайский дом», а также на втором этаже Культурного центра Индии. Она включает в себя свыше 100 экспонатов, это величайшее собрание бюстов мудрецов всех времён и народов, которые оставили миру самое ценное наследие - знания, указали и на собственном примере продемонстрировали пути духовного развития. Изучая труды, научные открытия, философские трактаты этих учителей, мы приходим к пониманию, что в основе базовой системы ценностей лежит единый фундамент: единство религий, единство народов и единство человека и природы. Около каждого бюста на выставке расположена информационная табличка с коротким рассказом об основных заслугах Учителя перед человечеством, с указанием знаковых дат и перечнем его трудов. Экспозиция всегда открыта для самостоятельного изучения.

Хороших учителей очень много, но их известность, как правило, ограничивается школой, где они работают, редко - городом. И совсем редкий случай, кода учитель становится известным на всю страну. Накануне профессионального праздника мы решили вспомнить самых прославленных и известных педагогов Калужского края за всю его историю.

Неофициальный рейтинг, разумеется, возглавил Константин Эдуардович Циолковский (1857 - 1935). Он прославился на весь мир вовсе не педагогическими новациями, а открытием «дороги в космос». Но у него более 40 лет учительского стажа, и из учителей его имя - самое известное, вне сомнения. Затем Булат Шалвович Окуджава (1924 - 1997). «Давайте восклицать, друг другом восхищаться…» - эти строки знает каждый, Окуджава - классик XX века. Начинал же он как учитель русского языка в наших краях. И, конечно же, Станислав Теофилович Шацкий (1878 - 1934) - автор собственной педагогической системы. Он хорошо известен в профессиональной учительской среде и входит в число самых известных педагогов нашей страны XX века.

«Я был страстным учителем»

Циолковский вел двойную жизнь - его педагогическая и научная деятельность никогда не пересекались, многие его коллеги-преподаватели и не подозревали, чем он занимается в свободное время. При этом Циолковский был очень хорошим учителем, тому сохранилось масса документальных доказательств.

Он, из-за слабого слуха не получивший ни среднего, ни высшего образования, сдал экзамены на право преподавания в уездном училище (в начальной школе по-нынешнему). Его направили в Боровск, там он и отработал 12 лет. Преподавал арифметику и геометрию необычно, по тому времени новаторски. Это отмечали инспекторы. В отчете одного из них написано: «Начинает с простого и понятного, переходит от известного к неизвестному. Каждый вопрос объясняет наглядным образом, и новые названия и определения вводятся тогда, когда самая сущность усвоена учениками и понятие вполне готово в их уме». Циолковский занимался, как бы сейчас назвали, и внешкольной работой - запускал вместе с учениками небольшие самодельные воздушные шары, объясняя при этом физические законы. Еще юные боровчане под руководством учителя с помощью несложных приборов измеряли высоту колоколен, на практике постигая геометрию.

«Я был страстным учителем, - писал Константин Эдуардович в воспоминаниях. - Приходил из училища сильно утомленным, так как большую часть сил оставлял там. Только к вечеру я мог приняться за свои вычисления и опыты».

Вся эта деятельность не осталась без внимания начальства. Ему, как «одному из способнейших и усерднейших преподавателей», предложили работу в губернской столице. И Циолковский, разумеется, предложение принял - он получил такое же место учителя арифметики и геометрии в Калужском уездном училище. И там он тоже себя прекрасно зарекомендовал. Вот отзыв инспектора, сохранившийся в архивах: «Учитель арифметики и геометрии Циолковский является хорошею учебною силою: он полный специалист своего предмета и глубоко предан педагогическому делу. Классная дисциплина на его уроках образцовая».

Спустя несколько лет Константин Эдуардович перешел в более престижное учебное заведение - в женское епархиальное училище. О работе в гимназии он и мечтать не мог - для этого требовался университетский диплом. В епархиальном училище, где в основном учились дочки священников и учителей, Циолковский вел физику и алгебру. «У меня сверкали электрические молнии, гремели громы, звонили колокольчики, плясали бумажные куколки, проделывались молнией дыры, загорались огни, вертелись колеса, блистали иллюминации и светились вензеля. Толпа одновременно поражалась громовым ударом», - написано в его воспоминаниях.

А вот что написала одна из его учениц: «Особенно памятен один урок по электричеству. Мы все стали в круг. К.Э. велел крепко-крепко держать руки и пропустил ток, мы все взвизгнули и рассыпались в разные стороны. К.Э. улыбнулся и сказал: «Экие вы недружные» - и мы снова взялись за руки и сжимали руки друг другу что было сил. Но, конечно, опять все рассыпались! Учитель сказал нам, что сила электричества могущественна и неограниченна. Урок прошел очень занимательно и даже шумно, к великому неудовольствию классной дамы».

За свой труд Циолковский неоднократно поощрялся, в том числе внушительными денежными премиями. Имел и правительственные награды - орден Станислава 3-й степени и Анны 3-й степени.

Под «шарами»

Трудно судить о том, каким учителем был Окуджава, но свой след в Калужской области он оставил - яркий. В первые два года работы из-за Окуджавы сняли с работы двух директоров сельских школ.

А дело было так. Булат Шалвович получил назначение в глухую дыру - село Шамордино Козельского района. Там он преподавал русский язык в восьмых классах. Однажды провел диктант и почти всем вывел «единицы» и «двойки» в журнал. Это сильно не понравилось директору школы - такие оценки портили показатели по успеваемости. Директор сам продиктовал восьмиклассникам текст для 5-го класса - результат вышел получше. Между горячим молодым учителем и хитромудрым директором возник жесточайший конфликт. Директор решил уволить Окуджаву - созвал педсовет, пригласил районное начальство… В итоге сам вылетел с работы.

Понятно, что оставаться в Шамордино Окуджава не мог - его перевели в Высокиничи. Но там он тоже не сработался с директором. Вскоре дошло до открытого конфликта. Учитель отпросился на зимние каникулы в Москву, а вернувшись, прочитал приказ об увольнении за 10-дневный прогул. Это происходило в 1952 году, еще был жив Сталин, и прогул являлся уголовным преступлением. Суд наказал Окуджаву мягко - его приговорили к трем месяцам исправительных работ. То есть на этот срок его вернули в школу с вычетом зарплаты. Булат Шалвович громко жаловался друзьям на несправедливость, те написали в «Комсомольскую правду». Приехала комиссия - директора сняли с должности.

После этой истории Окуджаве повезло перебраться в Калугу, в мужскую школу № 5. Сохранились интересные воспоминания о том, как будущий великий поэт проводил вечера. Он сдружился с физруком и завучем и они частенько ходили «под шары» - так в народе называли столовую на ул. Театральная,1. В те годы там подавали комплексный ужин - котлету с гарниром, бутылку пива и стакан водки. Бывало, учителя просили официантку повторить комплекс. На этой почве тоже возник конфликт с руководством школы, и Окуджава, чувствуя свою неправоту, перестал позорить «высокое звание советского учителя». А через год он навсегда оставил учительскую профессию.

Сейчас на месте той столовки - ресторан средней руки, в котором ничто не напоминает, что там любил сиживать Окуджава. А зря - поклонники его творчества с удовольствием бы туда заходили. Можно было бы и «комплексный ужин» воскресить. Но, похоже, владельцы заведения просто не знают о «святости» места. А мог бы получиться неплохой туристический аттракцион.

Социальный педагог

Шацкий в этом ряду - великий социальный педагог. Когда он жил, такого термина не было. А сейчас социальными педагогами называют тех, кто работает с детьми за пределами школ, по месту их жительства. Шацкий прославился не как преподаватель, а как организатор новой воспитательной системы.

В 1911 году он вывез несколько десятков детей московской бедноты в организованный на пожертвования загородный летний лагерь, его назвали колония «Бодрая жизнь». Она располагалась на территории нынешней улицы Шацкого. Жизнь в колонии была устроена на принципах полного самообслуживания и самоуправления. Под руководством взрослых, разумеется. Такая жизнь пролетарским подросткам понравилась - сами косили сено, копали огород, готовили еду. А попутно - играли в полезные игры, читали книги, ставили спектакли. И никто на них не орал и не лупил, как в обычной жизни.

В таком виде летний лагерь просуществовал до 1918 года. Шацкий к тому времени стал большим педагогическим авторитетом, на практике показав, как «детей улиц» можно отрывать от криминальной среды.

Он категорически не принял Октябрьскую революцию, но новая власть сделала ему предложение, от которого Станислав Теофилович не смог отказаться - возглавить Опытную станцию Наркомпроса, то есть стать главным педагогическим экспериментатором Советской России. Летняя колония продолжила жить в новом качестве, по сути став школой-интернатом. Шацкий сделал из нее образцово-показательное учебное заведение. Власть хвасталась успехами Шацкого - сюда для ознакомления с передовым опытом приезжали иностранные делегации. Из учеников была создана специальная «гостевая команда» для приема любопытствующих.

Принципы, по которым жила новая «Бодрая жизнь», остались теми же - самообслуживание, самоуправление, воспитание трудом и культурой.

1) Демокрит (460 -370 до н.э.)

Он придавал огромное значение воспитанию, которое ведет к обладанию мудростью, то есть тремя дарами: "хорошо мыслить", "хорошо говорить", "хорошо делать". Демокриту принадлежат утверждения, оказавшиеся чрезвычайно плодотворными для будущего. Он считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее его руками действует природа, ибо человек является ее частицей - "микрокосмом". Демокрит отмечал, как важно родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших хватиться на обучение детей и обрекавших их на невежество. Его труды не сохранились до наших дней.


2) Сократ (469- 399 до н.э.)

Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование. По Сократу, человек обладает разумным сознанием, направленным к добру и истине. Счастье состоит прежде всего в устранении противоречия между личным и общественным бытием. И, напротив, акцент на личных интересах, их противопоставление интересам ближних ведут к душевному разладу и дисгармонии с обществом. Сократ - один из основоположников учения о доброй природе человека. Придавая особое значение природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь проявления способностей человека в самопознании: "Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может". Труды не дошли до нашего времени.

3) Платон (427- 347 до н.э.)

Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни человека: "В каком направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь". Воспитание, по Платону, надо начинать с раннего возраста, так как "во всяком деле самое главное - это начало, в особенности, если это касается чего-то юного и нежного". Платон рассматривал воспитание как могучий, но не всесильный способ формирования личности. Педагогическое воздействие ограничено сложной и противоречивой природой человека, где сплетены воедино свет и тень, добро и зло.

Его труды "Диалоги", "Государство" и "Законы". В трактате "Государство", говоря об идеалах и программе разностороннего воспитания, Платон, по сути, развивает афинскую педагогическую традицию, полагая, что надлежит обеспечить "для тела гимнастику, для души музыку". В трактате мусическое и гимнастическое образование рассматривается как подготовка к прохождению нового образовательного высшего этапа. Этот этап делится на два длительных цикла -10 и 15 лет. Речь шла, таким образом, о фактически пожизненном воспитании, в программу которого включались лишь теоретические дисциплины: риторика, геометрия, астрономия, музыка. Идея ввода в программу заключительного воспитания трудовых процессов чужда Платону. В трактате "Законы" Платон изложил свои педагогические воззрения, особо выделив значение социальных функций воспитания - "сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать".

4) Аристотель (384- 322 до н.э)

Аристотель ставил наставника на самую высокую ступень в обществе: "Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые - достойную жизнь". Наиболее системно изложены взгляды Аристотеля на воспитание и образование в трактате "Политика". Начинать воспитание школьника предлагалось с "заботы о теле", а затем "заботиться о духе", чтобы "воспитание тела способствовало воспитанию духа". Гимнастика должна была привести организм ребенка в готовность для трудного процесса освоения знаний

5) Марк Квинтилиан (35- 96 до н.э.)

Главный его труд " Ораторское образование". По мысли Квинтилиана, образование должно быть государственным, школы и учителя должны находиться на содержании казны; цель воспитания состоит в формировании у человека гражданских чувств и свобод. М.Ф. Квинтилиан считал, что в содержание образования оратора необходимо включать греческий язык и литературу, философию, право, историю. В обязанности учителя входит умение вызывать у учащихся интерес к учению, стремление быть примером нравственного поведения и овладеть профессией на уровне педагогического мастерства.



Великие педагоги 15 ,16 и начала 17 веков


1)Эразм Роттердамский (1466- 1536)

Гуманист эпохи Возрождения, филолог, писатель, педагог. Основные педагогические работы: «О раннем и достойном воспитании детей», «О методе обучения», «Воспитание христианского государя», «Книжица о приличии детских нравов», «Похвала глупости», «Разговоры запросто». Впервые в мировой педагогике показал значение воспитания как универсального явления, без которого развитие ребенка невозможно. Считал, что ребенка надо правильно воспитывать с самого рождения и делать это должны родители. В процессе воспитания – религиозного, умственного, нравственного, физического – необходимо учитывать возрастные возможности ребенка, не допускать ничего такого, что их превосходит; воспитателю следует как можно раньше распознавать склонности и способности ребенка и опираться на них в обучении. Выступил в защиту детства, что явилось новым в понимании этого периода в развитии ребенка, принципиальным вкладом в педагогику.


2) Мишель Монтень (1533- 1592)

Книгой, прославившей Монтеня, стали знаменитые «Опыты» (1580). Это трехтомный труд, где в жанре непринужденных эссе сформулированы глубокие философские и нравственные идеи о человеке.

Автор «Опытов» выступил против самоуверенной схоластической учености. Подвергая резкой критике средневековую школу, он образно писал, что это «настоящая тюрьма», откуда слышны крики терзаемых детей и опьяненных гневом учителей.

Основным пороком существовавшей в его время школы он видел в игнорировании задачи развития мысли учащихся, господстве вербализма, бессмысленном буквоедстве, запоминании слов вместо изучения сущности вещей. «Знать наизусть – еще не значит знать», - писал философ.

Воспитание, по Монтеню, должно способствовать развитию всех сторон лич­ности ребенка, теоретическое образование должно дополняться физическими упражнениями, выработкой эстетического вкуса, воспитанием высоких нравствен­ных качеств.


3) Ян Амос Коменский (1592- 1670)

Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы. Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Также во всем учении Коменского прослеживается его гуманистический подход к человеку, к образованию. Его религиозные образование и уклад жизни повлиял на всю систему образования, созданной этим выдающимся педагогом. Его главный труд - "Великая дидактика".



Великие педагоги 17 ,18 и начала 19 веков


1) Джон Локк (1632 -1704)

В философском труде «Об управлением разумом" (1690) Локк всесторонне обосновал учение сенсуализма о происхождении знаний и идей из чувственного опыта. Свою основную педагогическую работу "Мысли о воспитании" (1693) Локк посвятил вопросам семейного воспитания" джентльмена ". Его книга была адресована имущим классам. Жизнь в необжитых местах в тяжелых и необычных климатических условиях требовали от людей физического закалки, моральной устойчивости и научных знаний. Поэтому целью воспитания, по мнению Дж. Локка, является подготовка "джентльмена", который умеет создавать здоровый дух в здоровом теле и умеет вести себя в обществе.

2)Жан Жак Руссо (1712- 1778)

В своем произведении «Эмиль или о Воспитании» Жан-Жак Руссо высказывает идею о самостоятельности и самодеятельности ребенка в истории естественного воспитания. Он применяет метод естественных последствий и косвенного воздействия.

В основе воспитания по Руссо должен лежать принцип следования указаниям природы. В соответствии с этим принципом: каждому возрасту должны соответствовать особые формы воспитания и обучения; воспитание должно носить трудовой характер и способствовать максимальному развитию самостоятельности и инициативы учащегося; интеллектуальному воспитанию должно предшествовать упражнение физических сил и органов чувств воспитанников.

3) Клод Андриан Гельвеций (1715–1771)

Автор двух больших и широко известных книг – «Об уме» и «О человеке, его умственных способностях и его воспитании», в которых он излагает свою концепцию воспитания. Она сводится к тому, что все или почти все развитие человека определяется воспитанием, и потому человек таков, каковым его делает воспитание. Правильное воспитание, по Гельвецию, должно включать в себя физическое, умственное и нравственное воспитание. Физическое воспитание должно быть организовано по подобию древнегреческого воспитания, умственное – по примеру профессионального, а нравственное может быть правильно устроено только при изменении общественного строя или смене правительства.

4)Дени Дидро (1713–1784)

Стал олицетворением французского Просвещения. В своих сочинениях часто обращался к вопросам воспитания. Наиболее известной педагогической работой Дидро является книга «Систематическое опровержение Гельвеция», в которой он показал важное значение наследственности в воспитании человека. Он также подготовил для Екатерины Великой «План университета или школы публичного преподавания всех наук для Российского правительства». В этой работе он дал общую программу развития образования, направленную на воспитание всего народа. Она предполагала первоначальное обучение всех граждан, затем – среднее и высшее для более способных. Система образования, описываемая Дидро, должна была включать сеть начальных, средних и высших школ, в том числе и университет.

5) Иоганн Фридрих Песталоцци (1746 - 1827)

Песталоцци считал, что воспитание должно быть природосообразным: оно призвано развивать присущие человеческой природе духовные и физические силы в соответствии со свойственным ребенку стремлением к всесторонней деятельности. Это развитие осуществляется путем последовательных упражнений вначале в семье, затем в школе — в рамках определенной системы и последовательности. Теория элементарного образования Песталоцци включает умственное, нравственное, физическое и трудовое образование. Все эти аспекты рассматриваются в тесной связи и взаимодействии, чтобы в итоге обеспечить гармоническое развитие человека. Песталоцци разработал методику первоначального обучения детей счету, измерению и речи, значительно расширил содержание начального обучения, включив в него элементарные сведения из геометрии, географии, а также рисование, пение, гимнастику. Песталоцци выступал за создание такой школы, которая «... удовлетворяла бы потребностям народных масс, охотно бы принималась ими и была бы в значительной мере созданием их собственных рук» Его труды:"О народном образовании и индустрии", "Метод. Памятная записка Песталоцци".

6) Иммануил Кант (1724–1804)

Всю жизнь Кант посвятил воспитанию молодежи, будучи сначала домашним учителем, а затем и профессором Кенигсбергского университета. Его труды «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения» стали основой классической немецкой философии, в них же содержались важные педагогические идеи. С 1776 г. Кант начинает читать курс лекций по педагогике, изданный затем отдельной книгой, в котором он рассматривает вопросы умственного, нравственного, религиозного, физического воспитания. Философия и педагогика Канта оказали большое воздействие на развитие немецкого воспитания и педагогики.

7)Иоганн Фридрих Гербарт (1776 - 1841)

Анализируя педагогический процесс, Гербарт выделял в нем три части - управление детьми, обучение, нравственное воспитание. Задача управления, по Гербарту, состоит в дисциплинировании детей, в упорядочении их поступков и желаний. Обучение он считал важнейшим средством воспитания, отмечал, что его задачей является развитие у детей многостороннего интереса, с которым связывается преподавание всех учебных предметов, их отбор и методика обучения. Нравственное воспитание, как указывал он, должно обеспечить внедрение в сознание ребенка основных нравственных идей. Хотя средствами нравственного воспитания Гербарт считал и обучение и управление, он предусматривал также использование в этих целях специальных методов и приемов (установление правил поведения, поощрения и наказания, наставление и увещевание и т. д.). Его труды: "Общая педагогика, Выведенная из целей воспитания".

8) Адольф Дистервег (1790- 1886)

Его называют «учителем немецких учителей», поскольку с его именем связана борьба за утверждение народной школы как школы развития личности ребенка, за улучшение социального и материального положения учителя народной школы. Этому служила и его редакторская деятельность (он был редактором педагогических журналов), и его работа в учительских семинариях, которыми он не только руководил, но и в которых преподавал, его парламентская деятельность (он представлял в прусском рейхстаге немецких народных учителей). Его труд: "Руководство к образованию немецких учителей".

Великие педагоги 19 и начала 20 века

1) Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848)

Основной его труд - "Рассуждение.Доброе воспитание важнее всего". В центре педагогических размышлений - личность как индивидуальное целостное единство всех психических свойств человека. В противовес сословно-профессиональному обучению выдвигал идеи общечеловеческого воспитания, которое реализуется через «родные, национальные явления». Считал, что учить детей следует с шести лет. Первейшая задача образования ~~ привить детям любовь к Родине, ее природе, языку, истории. Важнейшими учебными предметами считал гуманитарные науки, способствующие «очеловечиванию» людей.

2) Александр Иванович Герцен (1812 - 1870)

Он сформулировал новый, революционно-демократический идеал воспитания не «человека вообще», а гражданина и патриота, борца за освобождение народа. По его мнению, люди не нитки и не иголки, чтобы следовать по пути фатума. Они сами могут все переменить. Утверждая преобразующую роль народных масс, Герцен говорил, что люди могут переделать не только природу, а и саму историю.

С убийственной иронией критикует А.И. Герцен дворянское воспитание и обучение — «школу рабства и тиранства». Он сравнивает воспитанников дворянского общества с растущими маленькими щенками, превращающимися в бульдогов, которые имеют право грызть все в России. Истинное семейное воспитание, по мнению А.И. Герцена, — дело общественное и очень важное. Особое место в нем принадлежит матери. «Ребенок, не выводя женщину из дома, превращает ее в гражданское лицо». Вместе с тем, «семейное призвание женщины никак не мешает ее общественным занятиям, и все в мире открыто женщине, как и мужчине. Труд "Разговор с детьми".

3) Николай Александрович Добролюбов (1836 - 1861)

Основная мысль его педагогических высказываний в детях нужно развивать человеческое достоинство и предоставлять им возможность свободного развития, лишь помогая воспитанием этому развитию. Его труды : «О значении авторитета в воспитании»;

«Основные законы воспитания»;

«Очерк направления иезуитского ордена, особенно в приложении к воспитанию и обучению юношества»;

«Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами»;

«Учитель должен служить идеалом...».

4) Константин Дмитриевич Ушинский (1824 - 1871)

Задачу педагогики Ушинский видел в “изучении человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания”. Практическое же значение педагогики заключается в том, чтобы “открывать средства к образованию в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты". Константин Дмитриевич считал, что воспитание и образование должно учитывать своеобразие каждого народа, т.е. традиции, географию, исторические особенности. Народность, по его мнению, лучше всего выражается через изучение и уважение родного языка и родной истории. Подобное воспитание, как он говорил, должно развить у детей патриотизм, чувство долга перед Отечеством и чувство национальной гордости, которое, однако, чуждо шовинизму и сочетает в себе уважение к другим народам. Его труды:"Детский мир ", "Родное слово", "Человек как предмет воспитания", "Журнал для воспитания".

4) Джон Дьюи (1859 - 1952)

Его труды:"Мое педагогическое кредо", "Психология и педагогика мышления", "Школа и общество". Цель воспитания, по Дьюи, — воспитание личности, умеющей «приспособиться к различным ситуациям» в условиях свободного предпринимательства.

5) Павел Петрович Блонский (1884 - 1941)

Психолог-педагог Павел Петрович Блонский уделял большое внимание воспитанию и развитию подростков. Учёный считал, подросток должен получать знания не только от учителя, но и при помощи чтения политической литературы. Большое внимание учёный уделял развитию памяти и мышления . Он энергично распространял идею связи школы и жизни, при этом уделяя большое внимание вопросам трудового воспитания и образования. Учёный много в своих работах критиковал буржуазную педагогику, считая, что педагогика как наука возможна, только если власть находится в руках трудящихся. Его труды: "Задачи и методы народной школы", "Трудовая школа", "Развитие мышления школьников".


6) Антон Семенович Макаренко (1888 - 1939)

А.С.Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку». Педагогика по Макаренко, заключается в идеи воспитательного коллектива. Суть этой идеи заключается в необходимости формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности и индивидуальности. Его труды:"Педагогическая поэма", "Книга для родителей", "Методика организации воспитательного процесса".

7) Н.К. Крупская (1869- 1939)

Крупская критически подходила к изучению классического педагогического наследства прошлого. В книге «Народное образование и демократия» она впервые в педагогической литературе с марксистских позиций осветила историю идей трудового воспитания, впервые дала изложение учения Маркса и Энгельса о политехнизме. Большой интерес имеют отдельные главы этого труда, посвященные Руссо, Песталоцци, Оуэну.

Надежда Константиновна высоко ценила педагогическое наследство русской классической педагогики. Она призывала советских учителей обогащать свои знания изучением произведений великих русских педагогов. Особо выделяла Н. К. Крупская творчество К. Д. Ушинского. Она указала, что «знакомство с его произведениями, такими простыми, ясными, анализ их дадут педагогу возможность ориентировки в том, что нам надо взять у Ушинского, дадут возможность сознательно отнестись и к различным течениям в современной педагогике». Высоко оценивала Крупская и педагогическое творчество Л. Н. Толстого, полагая, что «педагогические статьи Толстого являются неисчерпаемой сокровищницей мыслей и духовного наслаждения». Она отмечала, что, критически воспринимая педагогические мысли Ушинского и Толстого, мы можем найти в них много ценного для советской школы. Ее труды:"Дух времени","Народное образование и демократия", "Дорога таланту".

8) А.В.Луначарский (1875 - 1933)

Основной целью воспитания, считал А.В.Луначарский, должно быть всестороннее такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально. "Мы хотим, - писал он, - воспитать человека, который был бы коллективистом нашего времени, жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами". В то же время он отмечал, что только на основе коллектива могут быть развиты наиболее полно особенности человеческой личности. Воспитывая Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему , основывающуюся на принципах гуманизма , на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Самая сущность этики коммунистического воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального. Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.Его труды:"Сто советов учителю", "Как воспитать настоящего человека". "Родительская педагогика", "Формирование коммунистических убеждений молодого поколения", "Воспитание личности в советской школе".

2) Алис Миллер (1923 - 2010)

Труды:"Драма Одаренного ребенка и поиск собственного "Я"," Воспитание, насилие и покаяние". Эта книга о последствиях воспитания, о том, к чему приводят действия "во благо" ребенка. Автор анализирует "педагогическую стратегию" прошлых веков, а также детство наркоманки, политического лидера и убийцы детей. Алис Миллер убеждена: насилие над детьми порождает насилие в мировом масштабе, а понимание чувств ребенка, чуткость по отношению к его потребностям и обидам, искренность и внутренняя свобода родителей воспитывают лучше, чем любые педагогические приемы.

3) Гершунский Борис Семенович (1935 - 2003)

Труды: "Философия образования", " Справочник по расчету электронных систем","Шахматы - школе" .Р азрабатывал проблемы теории и методологии прогностики как направления педагогических исследований, обосновал основные направления и этапы разработки педагогических прогнозов, их методы и приёмы.

5 октября более чем в ста странах отмечают Всемирный день учителя. В этот день принято поздравлять всех, кто трудится в сфере образования. Для России это особый праздник, ведь наших педагогов знают во всем мире!.

Сильвестр

Поп Сильвестр обучал молодого Ивана Грозного и стал редактором "Домостроя". Фото: Commons.wikimedia.org

Живший в XVI веке протопоп Сильвестр не был учителем в современном понимании этого слова, поскольку в то время на Руси еще не было школ, однако он вошел в историю как выдающийся педагог. Священник получил хорошее образование и имел большую библиотеку. Свои знания он передавал самому царю - молодому Ивану Грозному! Известно, что Сильвестр сделал большой вклад в образование царя. Правда, через некоторое время между священником и Иваном Грозным произошла размолвка: царь тяготился чрезмерной опекой Сильвестра и стал называть его «попом-невежей», а затем сослал в Соловецкий монастырь, где тот и умер.

Современники называют Сильвестра первым учителем этикета: еще находясь в расположении у царя, он стал редактором «Домостроя» - знаменитого свода правил по всем направлениям жизни человека, от семейного строя до религии. Среди глав книги были «Как жить человеку по средствам своим», «Как детям почитать и беречь отца и мать и повиноваться им и утешать их во всем», «Как сохранять порядок домашний и что делать, если придется у людей чего попросить или людям свое дать» и другие.

«В этой книге отыщешь ты устав о домовном строении, как учить жену и детей и слуг, и как всякий запас собирать — и хлебный, и мясной, и рыбный, и овощной, и о домашнем хозяйстве, особенно в сложных делах, - написано в предисловии к «Домострою». Далее Сильвестр подробно разбирал каждую сферу жизни. Так, священник учил при входе в помещение «носъ высмаръкати», снять шапку, вытереть грязные ногти, помолиться и постучаться в дверь. Муж должен работать и быть трудолюбивым, жена - слушаться его и заниматься домашним хозяйством, а дети - уважать и почитать своих родителей. Далее Сильвестр объяснял, что у каждого должна быть нарядная одежда, предназначенная для праздничных дней. В конце книги автор писал, как хранить и готовить разные овощи.

«Домострой» - не просто средневековый учебник. Из книги можно почерпнуть подробные сведения о быте и социальном устройстве на Руси.

Василий Жуковский

Жуковский долгое время был придворным учителем. Фото: Commons.wikimedia.org

Василий Жуковский известен не только как великий поэт и друг Пушкина, но и как домашний педагог царской семьи. Он был учителем наследника престола Александра Николаевича - будущего императора Александра II. Жуковский лично разработал 12-летний план обучения, куда входили уроки по русскому языку, истории, географии, нравственности и другим дисциплинам. В образовании великого князя поэт добился больших успехов и был щедро награжден за свои труды.

И если Александр II был всю жизнь признателен своему наставнику, то великая княгиня Александра Федоровна, которая также была ученицей Жуковского, не оценила его педагогического таланта. В своих мемуарах жена Николая I, немка по происхождению, писала, что Жуковский был замечательным поэтом, но не самым лучшим педагогом, из-за чего русский язык давался ей нелегко. «Он был человеком слишком поэтичным, чтобы оказаться хорошим учителем, - писала императрица. - Вместо того, чтобы корпеть над изучением грамматики, какое-нибудь отдельное слово рождало идею, идея заставляла искать поэму, а поэма служила предметом для беседы; таким образом проходили уроки. Несмотря на мое страстное желание изучить русский язык, я постигала его плохо».

В 1841 году Жуковским перестал быть придворным учителем и занялся образованием собственных детей - Александры и Павла.

Константин Ушинский

Ушинский разработал основы научной педагогики. Фото: Commons.wikimedia.org

Константин Ушинский стал основоположником научной педагогики в России. В середине XIX века он переехал из Москвы в Петербург и получил место преподавателя русской словесности в Гатчинском Сиротском институте. В стенах учреждения Ушинский обнаружил большую библиотеку с книгами по педагогике. Прочитанная литература оказала на молодого педагога сильное влияние, и он стал автором «Журнала для воспитания», где публиковал свои статьи о реорганизации образовательной системы в стране.

В своих публикациях Ушинский выступал за демократизацию народного образования. Особое внимание педагог уделял начальному образованию. Ушинский считал, что в процессе обучения должен быть элемент игры, а самим преподавателям нужно не зацикливаться на своих предметах, а заниматься еще и воспитанием детей. Урок, писал Ушинский, это главная форма единства воспитания, образования и развития. Он разработал целый ряд методик - повторения учебного материала, формирования у детей общих представлений и понятий на основе наглядного материала и развития у детей мышления и речи. Некоторые консерваторы называли педагога вольнодумцем, однако Ушинский не прекращал развивать свою теорию о том, что воспитанием школьников должны не только родители, но и учителя.

Позже он перешел на работу в Смольный институт благородных девиц, где открыл класс для подготовки воспитательниц. По воспоминаниям современников, Ушинский экзаменовал учениц в два счета: он формулировал свои вопросы четко и ясно, а по ответам девочек сразу был понятен уровень их знаний. «Педагогика не наука, а искусство - самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств, - говорил Ушинский. - Оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека».

Лев Толстой

Толстой открыл школу для крестьянский детей. Фото: www.globallookpress.com

Писателя Льва Толстого всегда волновали проблемы воспитания и образования детей. В 1859 он открыл в Ясной поляне собственную школу для крестьянских детей. Она располагалась во флигеле рядом с домом Толстого.

В школе велось обучение по 12 разным предметам - арифметике, чтению, географии, рисованию, пению и другим. Сам писатель вел, в основном, математику, физику и историю. Уроки начинались в 8-9 утра и длились до 15-16 часов с перерывом на обед. Порядки в учебном заведении были довольно лояльными: за прогулы никто не наказывал, за неуспеваемость не ругали, домашних заданий и вовсе не было, а в классе каждый мог сесть на любое место. «Образование на деле и в книге не может быть насильственно и должно доставлять наслаждение учащимся, - объяснял это Толстой. - Вернейший признак действительности и верности пути образования есть удовольствие, с которым оно воспринимается».

В свободные от уроков часы Толстой ходил с детьми на прогулки: летом они все вместе собирали грибы в лесу, а зимой писатель учил школьников кататься на коньках. Дети очень любили учителя, который отдавал им все свое время. «В школе у нас было весело, занимались с охотой, - вспоминал впоследствии один из учеников Толстого, Василий Морозов. - Но еще с большей охотой, нежели мы, занимался с нами Лев Николаевич. Так усердно занимался, что нередко оставался без завтрака. Он требовал от нас чистоты, бережливости к учебным вещам. Любил, чтобы на вопрос ему отвечали правду, без задней выдумки. Порядок у нас был образцовый!».

О теплом отношении учеников к Толстому как к педагогу можно судить и по сохранившемуся до наших дней рисунку, сделанному одним из школьников. На нем ребенок изобразил, как двое ребят соревнуются в перетягивании каната, а рядом стоит учитель и поддерживает их. Рядом автор рисунка подписал: «Милый человек Лев Николаевич».

Надежда Крупская

Крупская была домашней учительницей. Фото: Public Domain

Перед тем, как стать верной соратницей и женой Владимира Ленина, Крупская занималась преподавательской деятельностью. После окончания гимназии она получила звание домашней учительницы и давала уроки математики. Позже, когда Крупская изучила марксистские идеи и прониклась их духом, она перешла на работу в вечернюю школу для рабочих. Там Крупская учила пролетариат считать и писать, а также активно пропагандировала марксизм среди трудящихся.

При этом она продолжала заниматься и образованием для детей. Крупская заявляла, что школа должна «воспитывать нового человека», а труд и знания должны стать неотделимыми. Она работала над организацией пролетарского юношеского движения, комсомола и пионерии. Именно Крупская первой выступила с речью о том, что школы должны быть светскими, а обучение в них - патриотическим и интернациональным.