Меню

Эффективные приемы и способы запоминания. Запоминание и память

Красота

С возрастом хранить в голове большие объёмы информации становится сложнее, поэтому важно тренировать свою память и приучать её хранить информацию, которую мозг будет быстро воспроизводить по запросу. Эти проверенные мнемонические техники позволят без труда запоминать всё необходимое для работы и жизни.

1. Рифмуйте

В школе нас учили запоминать не длинные сложные правила, а короткие ритмичные стишки. Это работает и во взрослой жизни. Если рифмовать нужную информацию не получается, можно подбирать строки и фразы ритмически, а также соединять их с мотивом любимой .

Техника подойдёт, если нужно запомнить последовательность цифр, не связанных между собой (например, номер банковской карточки или машины друга, телефон или комбинацию для домофона).

Пример:

Нам нужно запомнить номер телефона 151-46-63. Последняя цифра три, поэтому надо подобрать ей рифму, например, «говори». Получится такая рифмовка:

«Один, пять, один, четыре, шесть, шесть, три.
Никому не говори».

2. Используйте аббревиатуры

В жизни мы часто используем различные буквенные сокращения, которые ассоциируются у нас с полным названием. Метод, когда от каждого слова остаётся только первая буква или часть, подойдёт для запоминания длинных фраз, названий, терминов, составляющие которых не связаны логически.

Пример:

Нам нужно запомнить список продуктов, которые надо купить по дороге домой: яблоки, майонез, апельсины, томаты, отбеливатель, рукола. Для этого можно сгруппировать слова в несколько , которые легко запомнить. Например, это может выглядеть так: РОТ и ЯМА.

Если перечень немного короче, можно использовать не буквы, а части слов, чтобы сформировать запоминающееся слово. Так, если нужно запомнить слова «макароны» и «лимон», можно сложить первые слоги слов и запомнить как ЛИМА. Ассоциация со столицей Перу позволит быстро вспомнить, что именно надо взять в магазине.

3. Придумывайте ассоциации

Если у вас хорошо развито образное мышление, эта техника будет наиболее эффективной и интересной. Она заключается в том, чтобы придумать ассоциацию между несколькими словами, предметами или фактами, которые, на первый взгляд, не имеют между собой ничего общего. Используйте свою фантазию, ведь ассоциация может и должна быть необычной и даже абсурдной - так вы лучше запомните нужную информацию.

Здесь можно использовать образы родственников, певцов, актёров, художников, и всех тех, кто прочно засел в нашем сознании.

Пример:

Вы никак не можете запомнить, как зовут нового соседа по даче. Внешне он напоминает вам вашего двоюродного брата и носит то же имя. Придумайте и запомните такую ассоциацию: «Этот сосед мне как брат». В следующий раз ваш мозг сам подкинет вам нужное имя путём ассоциации - достаточно будет только при встрече с соседом в очередной раз подумать о вашем брате.

4. Используйте метод Цицерона

Этот метод продолжает технику создания ассоциаций и подойдёт, когда нужно запомнить распорядок дня, отрывок текста, список телефонных звонков - какую-либо последовательность.

Римский оратор Цицерон, который известен своими речами, не использовал записи, когда выступал перед публикой. Он воспроизводил исторические даты, имена и цитаты по памяти. В этом ему помогал следующий метод: оратор мысленно расставлял те единицы, которые нужно запомнить, в хорошо знакомой комнате в определённом порядке. Во время выступления Цицерон представлял себе помещение и без труда вспоминал нужные имена и даты.

Метод также называют методом мест или методом римской комнаты.

Пример:

Вам нужно запомнить последовательность слов: щенок, сыр, линейка, пластилин, лужа. Мысленно вы представляете себе свою комнату, в которой знаете каждую деталь, и проходитесь по ней, один за другим перебирая предметы:

«Перед входом в комнату сидит щенок . Я захожу внутрь и слева от двери вижу комод, на котором лежит с сыром . Прохожу мимо комода и вижу письменный стол, а на нём - жёлтую линейку, она сразу бросается в глаза. Я иду дальше, приближаюсь к окну и вижу на подоконнике фигурку из пластилина . Повертев её в руках, направляюсь к выходу из комнаты и прохожу мимо дивана, деревянные ножки которого разбухли от воды, так как он стоит в луже ».

5. Используйте метод Айвазовского

С помощью этого способа, который приписывают известному маринисту, можно подключать фотографическую память. Она придёт на помощь, когда нужно в мельчайших деталях запомнить какой-либо вид, картину или образ любимого человека.

Посмотрите на предмет, или человека в течение трёх-пяти секунд, стараясь запомнить детали. После закройте глаза и мысленно представьте объект в мельчайших деталях. Задавайте себе вопросы о подробностях этого образа и мысленно отвечайте. Затем откройте глаза на одну секунду, снова посмотрите на объект и дополните образ. Зажмурьтесь и постарайтесь добиться максимально яркого изображения предмета. Повторите последние два шага несколько раз.

6. Занимайтесь визуализацией

Техника позволит хорошо запоминать цифры и имена. Для этого нужно образно, в деталях, представить себе запоминаемую информацию.

Пример:

Вам нужно запомнить имя. Представьте себе каждую его букву: они увиты плющом, на некоторых растут цветы и так далее. Сколько всего букв? Пересчитайте. Какая первая? На что похожа вторая, как она выглядит? В результате вы сможете разбить информацию на составляющие и запомнить каждую. И когда в мозг поступит на эту тему запрос, он просто соберёт пазл.

Как лучше воспринимать и запоминать обилие информации, которое обрушивается на мозг современного человека? Наверняка, каждый задается таким вопросом, особенно, когда это становится чрезвычайно актуальным, например, во время учебы, экзамена, выступления перед аудиторией, чтения научной литературы.

Чтобы процесс получения и сохранения информации был более действенным, существуют различные приемы запоминания.

Использование систем мнемотехники

В психологии определено, что для овладения любой деятельностью необходимо формирование определенных навыков. Такое же правило применяется для успешного запоминания большого объема знаний. Основные навыки этого процесса приобретаются и формируются под влиянием различных технологий. Какие же методы запоминания могут считаться самыми эффективными?

Сейчас все большую популярность приобретает мнемотехника или искусство запоминания, которая состоит из совокупности (системы) определенных способов, методов, приемов и техник, значительно облегчающих работу с текстовыми материалами.

Мнемотехника ценилась во все времена, люди проявляли к ней особый интерес и интенсивно разрабатывали технологии, добиваясь, чтобы главными свойствами их приемов стали простота, универсальность, эффективность.

Подтверждением такой технологии является система Джордано. Сущность ее содержится в том, что работа памяти идет поэтапно. Сначала происходит кодирование информации в зрительные образы; затем наступает сам процесс запоминания; следом — необходимое усвоение последовательности материала, на последнем этапе – закрепление и сохранение информации в мозге. Исходя из этого, приемы запоминания информации будут систематизироваться по разработанным этапам.

Как отмечают специалисты, система Джордано самая эффективная и практичная в повседневной жизни из всех существующих, используется для усвоения, сохранения часто встречающейся, достаточно четкой, информации. Например, нужно зафиксировать в памяти цифры телефонного номера, название улицы, фамилию, имя, отчество, точные даты, географические названия.

Эта же техника запоминания может служить при работе с энциклопедическими материалами, учебными текстами, если только правильно уметь выделять ключевые слова или фразы. Нужно только учитывать, что материал запоминается не досконально, а близко к тексту, при этом используется принцип «от частного к целому».

Подобная система предполагает необходимость развития навыка запоминания, так как сам процесс работы с информацией зависит от степени тренированности человека, от сложности материала. Например, даже самая непродолжительная тренировка дает возможность за 3 секунды запомнить двузначное число, а за 5 минут можно запомнить 100 двузначных чисел.

Интересно то, что, работая по методу Джордано, можно быстро находить в уме знания, содержащие одинаковые элементы, к примеру, похожие числами даты.

Другой, не менее эффективной технологией, рассчитанной на запоминание большого объема информации, считается методика Цицерона, при которой выстраивается последовательная система образов-ассоциаций. Она может содержать до 50 образов и больше, поэтому запоминаемая информация будет более объемной, чем предполагают другие способы запоминания.

Технология запоминания по методике Цицерона заключается в том, что важные для восприятия объекты нужно мысленно расставлять в строго определенном порядке, используя обстановку комнаты. Далее при воспроизведении материала достаточно вспомнить комнату.

Таким же образом поступал Цицерон, когда готовился к своим речам. Прогуливаясь по дому, он мысленно размещал везде важные пункты своего выступления, потом, припоминая обстановку дома, вспоминал ключевые фразы.

Для построения системы образов можно использовать обстановку других помещений или даже придуманную комнату.

Как варианты данной системы, часто используется дорога, по которой человеку ежедневно приходится ходить, или знакомая ситуация.

Метод Цицерона полезно применять при запоминании цифр, только нужно их из абстрактной формы перевести в конкретную. Например, в психологии рекомендуется связать цифры с буквами: 0 – о, 4 – ч, 6 – б и прочее, а затем по отработанной схеме запомнить их.

Эффективность приемов быстрого запоминания

Когда информация трудна для восприятия, а время ограничено, на помощь приходят рациональные приемы запоминания. Освоив их, человек может работать с любым материалом за короткий срок.

Как наиболее эффективные, можно предложить приемы, отлично зарекомендовавшие себя в мнемотехнике.

Например, такой прием, как рифмование текста широко используется при создании рекламы. Всем известно, что зарифмованные фразы рекламы, независимо от желания человека, врезаются в память и остаются там надолго. То же самое можно произвести с любым материалом. Поэтому, когда человек сталкивается с важной, но нелогичной, трудно запоминаемой информацией, можно ее зарифмовать.

Классический пример — рифма при заучивании одиннадцати глаголов исключения (гнать, дышать, держать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, а ещё вертеть, смотреть, и зависеть, и терпеть).

Подобно этому используется придуманная рифмованная фраза, помогающая при изучении падежей: «Иван Рубил Дрова, Варвара топила печь». Аналогично можно зарифмовать правила русского языка: «уж замуж невтерпеж».

Такими же актуальными являются другие методы запоминания. Например, часто используется прием аббревиатуры, служащий для лучшего запоминания различных объектов, не связанных между собой. Всем известна популярная фраза при изучении цветов радуги.

Техника запоминания при помощи аббревиатуры полезна тем, что позволяет не только сокращать длинные фразы, но и фиксировать их надолго в сознании, например, при названии государственных, учебных учреждений или научных понятий: вуз, сопромат, ГИБДД, ГЭС, ЕГЭ.

Чтобы создать свою аббревиатуру, можно придумать незамысловатое осмысленное предложение, все слова которого будут начинаться с первых букв запоминаемых слов.

В психологии считается, что оптимальными являются классические техники запоминания информации — пиктограммы, ассоциации, активное повторение.

Технология метода пиктограмм построена по принципу выделения ключевых слов, на которые потом придумывается образ. При его зарисовке возникает зрительная ассоциация. Художественных навыков здесь не требуется, просто пиктограмма должна напомнить ключевое выражение или слово.

Ассоциации – проверенная временем технология запоминания, когда устанавливается связь между объектами. Она активно используется для людей любого возраста. Сущность этого метода запоминания в том, что при появлении в сознании одного объекта, вспоминается другой.

Ассоциации могут быть разных видов, например, цепочки, ассоциативные связи, «матрешка». Подбор их зависит от содержания запоминаемого материала.

Данная техника запоминания может служить при работе над последовательностью слов, при фиксировании чисел, телефонов, дат.

Иногда бывают затруднения при составлении связей между объектами. Тогда специалисты рекомендуют создавать самые необычные, даже абсурдные связи, которые даже лучше запоминаются.

Прием активного повторения предполагает многократное воспроизведение уже запомненного материала. Полученные знания воспроизводятся мысленно или устно только из памяти для того, чтобы их сохранить надолго, возможно, навсегда. Примером могут служить стихотворные строки, правила, теоремы, анекдоты, извлекаемые из памяти при каждом удобном случае. Точно также можно использовать активное повторение для любого материала.

От природы человеку дана память, которую нельзя считать совершенной. Но, чтобы активно пользоваться приобретенными знаниями, сохранять их в памяти, добиваться, чтобы они становились систематическими, более глубокими, необходима специальная работа для формирования навыков запоминания. Приобретя знания, призвав на службу воображение, мышление, каждый может сам придумать приемы, облегчающие запоминание информации.

Автор статьи: Сюмакова Светлана

Запоминание - это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей - результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала. Может быть произвольным и не произвольным .

Поставленная цель - запомнить - играет важную роль, определяя собой всю деятельность запоминания. Исследования П. И. Зинченко и Смирновой.

1 кривая забывания – зависимость эффективности памяти от времени(выученныйматериал уже в первые минуты и часы во многом забывается, если повторять материал, то запоминание улучшиться и кривая пойдет вверх). Эббингауз В ходе опытов было установлено, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание идет вначале очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остается 35 % от изученного. Далее процесс забывания идет медленно и через шесть дней в памяти остается около 20 % от общего числа первоначально выученных слогов, столько же остается в памяти и через месяц.

Выводы, которые можно сделать на основании данной кривой в том, что для эффективного запоминания необходимо повторение заученного материала.

2 Прочность запоминания во многом зависит от повторения . Но чтобы быть продуктивными, повторения должны отвечать определенным требованиям. Очень важно, чтобы повторение было активным и разнообразным. Для этого ставятся разные задачи: придумать примеры, ответить на вопросы, начертить схему, составить таблицу, изготовить наглядное пособие и т.д. Это связано с осмыслением материала.

известны 3 способа заучивания : целостный, частичный и комбинированный. наиболее целесообразным является комбинированный (исследования М. Н. Шардакова

Одним из условий успешного запоминания является также систематизация материала.

распределенное во времени заучивание в несолько раз эфф-нее, чем концентрированное

Режим рационального повторения

Если есть два дня

первое повторение - сразу по окончании чтения;

второе повторение - через 20 минут после первого повторения;

третье повторение - через 8 часов после второго;

четвертое повторение - через 24 часа после третьего.

Если нужно помнить очень долго

первое повторение - сразу после запоминания;

второе повторение - через 20-30 минут после первого повторения;

третье повторение - через 1 день после второго;

четвертое повторение - через 2 - 3 недели после третьего;

пятое повторение - через 2 - 3 месяца после четвертого повторения

3 Осмысленное запоминание в 9 раз быстрее механического заучивания (в своих опытах Эббингауз заучивал текст «Дон-Жуана» Байрона и равный по объему список бессмысленных слогов).

4. В основе развитой памяти лежат два основных фактора – воображение и ассоциация .

Мнемо́ника (греч.- искусство запоминания), мнемоте́хника - совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.

Ассоциация – это мысленная связь между двумя образами. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти.

Метод последовательных ассоциаций связь при помощи воображ преды со след.

Метод связанных ассоциаций Для того чтобы запомнить что-то новое, вам необходимо соотнести это новое с чем-то, т.е. провести ассоциативную связь с каким-то уже известным фактором, призвав на помощь свое воображение. Сюда же МЕТОД ЦИЦЕРОНА, Рифмизация и др.

5. фактор края – первый и последний элемент запоминаются лучше Эббингаузу;

6. эффект Зейгарник – незаконченные действия запоминаются лучше; это объясняется тем, что доступ к следам памяти облегчается при сохранении напряженности, которая возникает в начале действия и не разряжается полностью при неполном его завершении. Зейгарник. исследования в этой области были темой дипломной работы автора.

7. интерес к материалу и внимание к нем в несколько раз повышает эффективность запоминания.

8. Ременисенция – всплывание в памяти ранее забытого материала, благодаря таким факторам как отдых и сон (увеличение эфф-ти запоминания спустя некоторое время).

9. З-н действия (практика) Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.

10. З-н установки Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче. Однако Исследования П. И. Зинченко и Смирновой убедительно доказали, что установка на запоминание, делающая его прямой целью действия субъекта, не является сама по себе решающей для эффективности этого процесса; непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного.

МЕТОД Цицерона называемый также методом мест или системой Римской комнаты. Суть его состоит в том, что запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию. (можно отнести к ассоциативному)

Техника эффективного запоминания

Когда информация трудна для запоминания, сложно организована, когда вы ограничены во времени, - Желание .

- Осознание . Для чего вам пригодится запоминаемая информация, как и когда вы будете ее использовать.

- Установление связей . Для того чтобы запомнить информацию, нужно установить связь с уже имеющимися знаниями или опытом.

- Яркие впечатления . информацию нужно постараться сделать такой, чтобы она выглядела как яркое впечатление.

- Хорошее внимание . 80% неуспеха в запоминании имеют отношение к недостаточно хорошему вниманию.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

За последний год я прочитала около 40 книг самых разных жанров - от триллеров до исторических романов - и не запомнила практически ничего: герои и события если и остались в памяти, то перемешались между собой. Согласитесь, смысла в таком чтении мало, ведь настоящее удовольствие от хорошей книги состоит в том, что ты можешь мысленно к ней вернуться и вновь пережить те же эмоции, которые испытывал во время чтения. Поэтому я решила опробовать на себе различные техники запоминания, найденные на просторах интернета. Скажу сразу: если отнестись к ним серьезно, они работают.

Специально для читателей сайт я расскажу о том, какие техники «прокачки» памяти сработали в моем случае.

То, что я назвала «техникой радуги» для запоминания слов

Еще в школе, чтобы запомнить порядок расположения планет (Плутон тогда еще считали планетой), я придумала так называемую считалку по принципу всем известной «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Выглядела она так:

М ишка - М еркурий
В ымазал - В енера
З еленкой - З емля
М орду - М арс
Ю жной - Ю питер
С тороной - С атурн
У пав - У ран
Н а - Н ептун
П узо - П лутон

Несмотря на то, что предложение в общем-то не имело смысла, запомнить правильный порядок расположения небесных тел удалось с первого раза. Конечно, можно было воспользоваться готовой схемой , однако гораздо проще запомнить что-то, что придумал ты сам.

Эту технику можно использовать в любом случае, когда вам необходимо запомнить какую-либо последовательность. Например, на тот момент, когда я начала пробовать мнемотехники, мне нужно было запомнить «порядок» жен Генриха VIII:

  1. Екатерина Арагонская
  2. Анна Болейн
  3. Джейн Сеймур
  4. Анна Клевская
  5. Екатерина Говард
  6. Екатерина Парр

Чтобы облегчить задачу, отбросим имена, тем более что трех из них звали Екатеринами, и можно запомнить, что так звали первую и двух последних жен Генриха. Кстати, оказалось, что если запомнить фамилии, то имена автоматически к ним «прикрепятся». Осталось только придумать считалку. И раз уж мы говорим о короле, придумаем что-то относящееся к аристократам:

А рагонская - А патичный
Б олейн - Б арон
С еймур - С казал
К левская - К упить
Г овард - Г олубой
П арр - П арик

Несовершенство подобного способа состоит в том, что приходится запоминать и слово, и ассоциацию на него. Но если вам необходимо запомнить порядок, он подходит как нельзя лучше. С того момента, как я заучивала жен, прошел месяц, однако я и сейчас прекрасно их помню. И фамилии, и имена.

Запоминание цифр

Этот способ, основанный на методе заучивания последовательности цифр в числе пи , подойдет для запоминания не очень длинных рядов чисел, например номеров телефонов и банковских карт, паспорта, ИНН и других документов. Суть его в том, что нужно придумать предложение, в словах которого число букв соответствует цифре. Например, вам нужно запомнить номер банковской карты, который выглядит так:

8576 - 2596 - 1735 - 4628

Предложение должно быть не просто набором слов, иначе вы его не запомните. Кроме того, оно должно быть близко лично вам. Например, вы увлекаетесь рисованием, значит, вы можете придумать такое предложение:

Художник вчера написал пейзаж, но пошел мощнейший ливень и размыло все цвета. Было обидно, он заплакал.

Второй способ, который в моем случае оказался действенным, похож на первый, но тут каждая цифра ассоциируется с предметом, который начинается на ту же букву, что и цифра. Например, 4 будет буквой «Ч», 8 - буквой «В» и т. д. Возьмем тот же цифровой ряд:

8576 - 2596 - 1735 - 4628

Здесь придумать предложение гораздо проще, ведь мы не привязаны к количеству букв. Темой «сочинения» пусть будет осень (потому что я люблю осень, в отличие от лета).

В чера п рохожий с казал ш епотом д ругому п рохожему д еловито (ш утя о бхватив с вою т реуголку п ятерней), ч то ш елестящий д ождь в оодушевляет.

Несмотря на некоторую абсурдность предложения, запомнила я его (а значит, и номер карты) очень легко.

А вот способ запоминания цифр через ассоциации (например, 2 похожа на лебедя, 8 - на бесконечность, 4 - на стул и т. д.) в моем случае почему-то не сработал. Но я читала, что многим он помогал, так что попробовать стоит.

Дорога Цицерона

Этот способ незаменим в тех случаях, когда вам нужно запомнить перечень вещей в произвольном порядке, например список продуктов. Названием техника обязана легенде, согласно которой знаменитый римский оратор Цицерон в течение какого-то времени запоминал малейшие детали на дороге, по которой ходил в течение долгого времени, и выучил ее и все, что встречается на пути, в малейших подробностях.

Нам же нужно найти такую хорошо знакомую дорогу. Это может быть дорога не в прямом смысле, а стандартные утренние действия. Например:

Вы встаете с кровати, надеваете тапочки, идете в ванную комнату, наступая на ковер или ламинат, берете щетку, зубную пасту, выдавливаете пасту на щетку, чистите зубы, умываете лицо водой и т. д. Количество действий может быть любым в зависимости от того, сколько информации вам нужно запомнить.

Итак, допустим, вам нужно купить в магазине:

  • Молоко
  • Брокколи
  • Апельсиновый сок
  • Ветчину

Теперь нам нужно заменить привычные действия списком продуктов.

"Я встала с упаковки яиц и надела на ноги сыр. Подошла полипкому от меда полук рыбе, которая открыла дверь в ванную. Взяла брокколи, полила ее апельсиновым соком, почистила этим зубы. Затем умылась молоком и вытерла лицо куском ветчины.

Конечно, выглядит это как полный бред, но здесь важно соблюсти 2 правила. Рассказ должен вызывать эмоции и не быть вымученным: запоминайте то, что первым пришло вам в голову. Если список большой, вы можете расписать все действия от момента пробуждения до прихода на место учебы или работы.

Как это отразилось на моей памяти?

Конечно, в жизни мнемоника требуется довольно редко, однако она приносит гораздо большую пользу, чем просто запоминание информации на короткое время. Все эти дороги Цицерона, радуги и ассоциации отлично тренируют память. После того как я начала ежедневно практиковать мнемонические техники, запоминая списки не связанных между собой вещей и длинные ряды цифр, память значительно улучшилась, хотя с момента первой тренировки прошло чуть больше месяца.

Неделю назад я закончила читать «Приглашение на казнь» Набокова, и, несмотря на не самый простой стиль изложения и довольно запутанный сюжет, я хорошо помню подробности 20 последних дней жизни Цинцинната Ц. и имена основных героев. Теперь я рискну перечитать «Сто лет одиночества», возможно, в этот раз мне удастся не запутаться в историях жителей Макондо.

Быстро и надёжно запечатлеть в памяти учебные и художественные тексты, лекции, имена, лица, номера телефонов, иностранные слова вполне реально. С этой целью прибегают к использованию разнообразных техник.

Основные приемы

Один из способов освоения искусства запоминания состоит в том, чтобы обучиться специальным технологическим приёмам. Они помогают человеку правильно распорядиться сохранением в мозговых структурах любых данных, поступающих извне.

В основе эффективного запоминания лежат яркие впечатления, желание намеренно чётко запомнить событие, установление связи нового материала с уже имеющимся опытом, навыки своевременной концентрации внимания, осознание запоминаемых сведений и понимание, где они будут использоваться.

На обучение опосредованному запоминанию направлена методика пиктограмм, которая рекомендует с целью эффективного припоминания слова превращать в рисунки.

Проверка собственной фотографической памяти возможна с помощью метода Айвазовского. Великий художник при необходимости мог перенести на холст оставшийся в памяти пейзаж. Несколько минут испытуемый посвящает изучению какого-нибудь предмета, затем закрывает глаза и пытается воспроизвести его мысленно.

Нередко для удержания в голове большого объёма информации люди прибегают к зубрёжке, но механические способы заучивания утомительны и неэффективны. Для успешного усвоения слов специалисты рекомендуют следующие приёмы:

  • рациональные техники предполагают использование логического мышления;
  • эйдетика строится на удержании в памяти интересных образов;
  • основные мнемические методы опираются на искусственные приёмы эффективного запоминания сведений.

Мнемотехника нацелена на развитие образного мышления, создание опорных ассоциативных рядов и усиление концентрации внимания. Она применяется для фиксации трудной информации. Существует множество интересных эффективных методов запоминания.

Мнемонический

Большая часть приёмов мнемоники напоминает детские игры. Вся поступающая информация кодируется. Затем следуют процесс заучивания и повторение. Лексическая база любого иностранного языка может быть освоена за 2 недели. Приёмы основаны на создании цепочек индивидуальных ассоциаций, связанных с яркими образами и определёнными эмоциями.

Звучание иностранного слова накладывается на знакомое понятие. Английское слово «wall» (стена) созвучно русскому «вол», поэтому нужно представить огромного вола, быстро бегущего и упирающегося своими могучими рогами в стену. Можно даже вообразить сильный треск разрушающейся стены.

Акроним

Факты легко запоминаются посредством условного сокращения фраз, начальные буквы слов которых являются кодом для расшифровки нужных для заучивания данных. Астрономы по начальным буквам слов определённых фраз легко усваивают названия планет Солнечной системы. С малых лет люди для воспроизведения всей цепи радужной расцветки в строгой последовательности запоминают выражение «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Компоновка

Данный приём предполагает применение определённых принципов или правил. В процессе заучивания текста одни прибегаютк расположению информации в алфавитном порядке, другие производят распределение по цвету, размеру, возрасту или назначению.

Ассоциативный метод

Для более эффективного запоминания при создании ассоциативных рядов желательно использовать следующие приёмы мнемотехники: гиперболизацию, оживление, видоизменение и акцентирование.

  • Гиперболизация подразумевает намеренное преувеличение образов. Мелкому предмету надо в воображении придать гигантский вид. Он должен предстать в мыслях намного более крупным, чем есть в реальном мире. Например, нужно представить муху огромного размера. Может быть, ей будут присущи параметры орла или даже самолёта.
  • Оживление предмета предполагает придание ему движения. Надолго запомнится самостоятельно движущийся по комнате стол.
  • Видоизменение происходит при преобразовании понятия, но без нарушения значения самого слова. Например, мотоцикл можно в воображении снабдить пропеллером.
  • Акцентирование основывается на мысленном усилении образа посредством выделения важной детали. Можно задействовать карикатуру или шарж. Иногда запоминаемому образу придают свет или звук. Например, во время запоминания слова «шарф» представляют его гудящим и светящимся изнутри.

Можно воспользоваться приёмом «цепочка» и соединить между собой слова, логически не связанные друг с другом. Например, создают цепь образов для запоминания списка покупок.

Чем смешнее и абсурднее получится рассказ, тем лучше он сохранится в голове.

Система запоминания «Джордано»

Для длительного сохранения в памяти различных чисел, номеров телефонов, адресов, точных дат, топонимических названий, фамилий, имён, отчеств, одной из наиболее эффективных техник признана система «Джордано». Основные этапы включают в себя кодирование деталей запоминаемого материала в зрительные образы, сам процесс последовательного заучивания информации и её закрепление в памяти.

Кодирование в визуальный образ не является самим запоминанием. Это только подготовка к нему. Например, срочно надо зафиксировать в памяти номер телефона 8-914-240-53-03. Он может быть закодирован следующим образом. Восьмёрка представляет собой песочные часы, в которых отражается эпизод, связанный с началом Первой мировой войны.

Следующие 3 цифры запоминают, представляя зрительно ежа с двумя торчащими в разные стороны иглами, к одной из которых прицеплен чайный пакетик, так как цифра «4» похожа на букву «Ч». На другой игле виднеется яйцо, потому что оно по форме напоминает ноль.

По ежу стекает пот. В первой букве слова закодирована пятёрка, а в последней – тройка. Машина скорой помощи, на которой ярко написано «03», увозит заболевшего ёжика.

Сначала выделяют основу будущей ассоциации. Нужно создать 3 части отдельных её звеньев, а потом представить целиком. На образование одной связи обычно уходит 5-6 секунд. Надо запомнить все образовавшиеся связи между элементами созданных в воображении сведений.

Запоминание последовательности ассоциаций происходит 2 способами. Первый предполагает создание ассоциативного ряда из необходимого количества стимулирующих образов. Второй способ подразумевает формирование информационного блока с помощью непосредственно соединённых между собой ассоциаций. Закрепление необходимого материала осуществляется посредством его сознательной проработки в воображении.

Информация закрепляется при использовании приёма активного повторения. Мысленно воспроизводят в памяти все события, связанные с заучиванием номера телефона.

Законы памяти в психологии

Закон ярких впечатлений воздействует на запоминание. Память всегда реагирует на сильные впечатления, поэтому яркие события запоминаются быстро и легко. Можно без особого труда вспомнить любой очень интересный эпизод, который случился достаточно давно. Надолго остаётся в памяти человек, который выделился экстравагантной одеждой или неординарным поведением. При необходимости заучить какие-нибудь сведения надо придать им яркость и необычность.

Закон значимости информации распределяет сведения по их нужности. Всё, что необходимо для выживания, удовлетворения потребностей, не вызывает никаких проблем с запоминанием. Индивидуальные привязанности, жизненные ценности, хобби, личные эмоции и чувства запоминаются без приложения особых усилий.

Закон мотивации действует при наличии побуждающей силы, большого желания овладеть материалом. Намечающаяся награда в конкурсе или на соревнованиях наделяет сильной мотивацией для выучивания множества различных фактов и сведений. Замечено, что ученикам сложно осваивать именно те предметы, которые, как они думают, им не пригодятся в жизни.

Закон деятельности предполагает перед укреплением информации в памяти произвести какое-либо действие. Это могут быть подсчёты, сопоставления, вычленение главных идей. Можно искусственно включаться в работу над сведениями, поработать с ними. Любые произведённые действия улучшают процесс заучивания.

Изучение настроек и установок перед началом освоения любого материала обязательно. Для рационального применения ресурсов памяти надо подготовиться к его восприятию. Рекомендуется бегло просматривать всю информацию, подлежащую изучению.

Закон предшествующих знаний предполагает опору на накопленный опыт. Связь со знакомым материалом помогает легче усвоить новые сведения. Надо провести параллели, анализ и систематизацию фактов.

Закон взаимовлияния следов памяти предусматривает организацию работы над запоминанием с чередованием мыслительных процессов и коротких пауз, за период которых данные закрепляются в мозговых структурах.

Другие методики

Многие техники способны повысить эффективность усвоения учебного материала. Важно производить анализ эффективности каждой используемой методики и впоследствии пользоваться наиболее подходящими техниками запоминания.

Для быстрого припоминания заготовленной речи используют эффект края , который помогает воспроизвести начало и конец длинной фразы. Метод локации предполагает привязать к предметам, встречающимся ежедневно по пути на учёбу или работу, необходимые для запоминания понятия. Проложить маршрут можно по своей квартире или комнате.

Метод ОВОД включает в себя 4 основные стадии заучивания материала: выделение основной мысли, внимательное прочтение, обзор и доводку. Сначала предполагается осмысленное чтение нужных данных, сопровождающееся поиском главной мысли, которую записывают на листочке. На следующем этапе внимательно читают ещё раз всю речь с фиксацией внимания на мельчайших деталях и подробностях, которые нужно привязать к основным мыслям текста.

Дальше следуют обзорный просмотр всей речи и составление примерного плана с целью уяснения последовательности нужных фактов. Доводка предусматривает повторение текста по памяти. Сначала воспроизводят основные моменты, затем мысленно восстанавливают подробности. После чего рекомендуют прочесть ещё раз план и отметить упущенные данные.

Некоторые специалисты предлагают рациональные методы изучения иностранной лексики или трудных терминов во сне. Технология методики предусматривает использование первого часа после погружения в сон и последнего получаса перед пробуждением. Сначала читают слова и прослушивают их в аудиозаписи, затем производится громкое повторение лексики вслед за диктором под сопровождение успокоительной музыки. Через 15 минут обучающийся должен лечь спать. В аудиозаписи следует трёхкратное повторение слов сначала громким голосом, затем он становится всё тише и тише. Утром вновь идёт прочтение лексики с нарастающим звуком.

Метод золотого списка предусматривает двухнедельные интервалы и повторения записей. Вначале заготавливают бронзовый список из 25 слов, зафиксированных в блокноте. Через 2 недели усвоенные слова исключают из списка, 17 слов записывают и опять про них забывают. В 3 список войдёт уже 12 слов, в 4 раз запишут примерно 8 слов. Золотой список формируется путём переписывания забытых слов из серебряного списка. Работа осуществляется по той же схеме.