Меню

Первый месяц младенца. Сигналы о помощи

Досуг

Первый месяц жизни ребенка – это первая важная дата малыша. У крохи уже проходит период новорожденности – щечки и тельце округлилось, отчетливее вырисовываются черты лица, кожа стала светлее, шапочки из роддома и распашонки стали малы. Ваш малыш значительно подрос и прибавил в весе. Пришла пора первого официального выхода в свет – похода в поликлинику.

Что умеет ребенок в 1 месяц?

Педиатр измерит рост, вес малыша, проверит насколько развитие ребенка соответствует его возрасту. Проверит наличие рефлексов и умений.

С самого рождения мозг ребенка постоянно активно развивается, все, что малыш видит, слышит, осязает – все это развивает его нервную систему.

Кроха ещё не может управлять своим телом – его движения все ещё хаотичные, но уже в 1 месяц ребенок многое может. Что умеет ребенок в 1 месяц:

  • Ребенок должен уметь удерживать головку. В положении лежа на животе кроха может приподнять голову и некоторое время оставаться в таком положении.
  • Малыш уже может узнавать маму, следить за ней взглядом. Отличать её от других родственников и посторонних людей.
  • Ребенок должен уметь фиксировать взгляд на неподвижном предмете и следить за вертикально движущейся игрушкой.
  • В 1 месяц кроха начинает осознанно улыбаться в ответ на улыбку матери. Это очень важный показатель правильного развития ребенка.
  • Малыш может пытаться произносить какие-то звуки, в ответ на речь взрослого. Так начинается гуление – первые зачатки полноценной речи.
  • В 1 месяц малыш уже может отличать знакомые звуки, слушать стихи, песенки. Узнает голоса родителей.
  • Резкие, незнакомые звуки пугают малыша. Ребенок вздрагивает, вскидывает руки.
  • Малыш узнает прикосновения матери, успокаивается у неё на руках и может испугаться, попав на руки к незнакомому человеку.
  • Руки и ноги малыша начинают принимать более расслабленное положение. Согнутые руки и ноги, сжатые кулачки – все это проявление гипертонуса новорожденных. С взрослением малыша все эти признаки должны проходить.
  • В 1 месяц ребенок привыкает к определенному распорядку дня. Еда, бодрствование и сон происходят примерно в одно и то же время.
  • Рефлексы новорожденных всё ещё сохраняются. Педиатр обязательно их проверит.

В 1 месяц ребенок начинает активно двигать руками и ногами, поворачивает голову. Необходимо давать малышу свободно двигаться, надевать на него свободную одежду. В это время уже не стоит туго пеленать ребенка во время бодрствования. Руки малыша должны быть свободными.

Развитие новорожденного: Что умеет ребенок в 1 месяц? (видео):

В этом возрасте малыш с интересом наблюдает за яркими погремушками. Можно вложить ребенку в руку игрушку – и он сможет недолго удерживать её. Малыш будет пытаться схватить рукой, заинтересовавший его предмет, формируя таким образом нейронные связи, необходимые для согласованных движений конечностей ребенка.

В первый месяц жизни ребенка ему всё ещё необходим тактильный контакт с матерью, чаще берите его на руки, делайте массаж, гимнастику. Эти занятия укрепляют мышцы малыша, ведь ему предстоит ещё научиться делать много разных сложных движений – переворачиваться, подниматься на руках, садиться, ползать.

Чем можно заниматься с малышом в таком возрасте


Во время бодрствования активно общайтесь с малышом. Для крохи это общение стимулирует активное развитие всех органов чувств, а для родителей эмоционально очень важно и радостно получать ответную реакцию малыша – улыбка, взгляд крохи, оживление при виде знакомых лиц.

Включайте ненадолго классическую и инструментальную музыку. Можно найти готовые подборки классической музыки для малышей. Если в первый месяц жизни ребенка приучить малыша засыпать под записи колыбельных песен, то в будущем кроха привыкнет и будет быстрее засыпать, как только вы ему включите знакомые мелодии. Читайте ребенку народные песенки, стихи, прибаутки.

Совершая какие-либо действия с малышом (умывание, массаж, гимнастику) проговаривайте все свои действия. Это хорошо стимулирует развитие речи малыша. Часто бывает так, что мамы молча пеленают, кормят ребенка, т.к. малыш все равно не понимает, что ему говорят, да и вообще, о чем разговаривать с ребенком. Если не знаете, о чем говорить, можно просто комментировать все свои действия (я пошла, я взяла и т.д.), ходить по комнате с крохой на руках и показывать различные предметы, называть их и объяснять, зачем они нужны и как их использовать. Такое поведение может быть непривычным, но в последствии это позволит малышу быстрее заговорить. Всё, что вы делаете вместе с ребенком начиная с рождения – обязательно благотворно скажется на развитии малыша в более старшем возрасте.


Основные игрушки малыша в таком возрасте – погремушки, их может быть несколько разных форм и цветов, с разными фактурами. Погремушки играют важную роль в развитии ребенка в 1 месяц. Вешайте на кроватку мобили, различные подвески контрастных цветов – малыш с интересом будет наблюдать за движущимися игрушками, следить за ними взглядом.

В первый месяц жизни ребенка чаще выкладывайте малыша на живот. Это будет стимулировать его поднимать голову и тренировать мышцы спины и шеи, чтобы вскоре научиться уверенно держать голову.

Мама делится личным опытом о развитии малыша в первый месяц (видео):

Если здоровый доношенный ребенок в 1 месяц жизни ещё не имеет таких навыков – это не повод переживать. Обязательно проверьте слух и зрение ребенка у врача, покажите малыша неврологу. Если всё в порядке – просто уделяйте крохе больше внимания, занимайтесь с ним – чуть позже ребенок всему этому научиться.

Развитие малыша, особенно в первый месяц жизни, очень важно. Промежутки бодрствования в этот период малы, поэтому важно построить график грудничка так, чтобы вместить необходимые занятия. Важно правильно расставить приоритеты и подобрать занятия, которые будут направлены и на психомоторное развитие, и на физиологическое развитие, и на развитие органов чувств.

Что умеет ребенок в 1 месяц

Для ребенка в таком возрасте, в первую очередь, важно постоянное присутствие мамы рядом и кормление грудным молоком. Однако нельзя забывать и о другим элементах развития, среди которых плавание, прогулки и прочее. Родителей интересует, что должен уметь ребенок в 1 месяц. Малыш к одному месяцу может:

  • Совершать микродвижения, активно двигать руками и ногами;
  • Плакать и улыбаться;
  • Узнавать голос, запах и прикосновения мамы;
  • Различать яркие цвета, рисунок в клетку и полоску;
  • Фокусировать взгляд на лице взрослого человека или на ярком неподвижном предмете;
  • Следить за движущимся предметом;
  • Произносить звуки в такт речи говорящего и различать особенности звуков;
  • Приподнимать и удерживать головку несколько секунд, лежа на животе.

Родителям важно обеспечить правильный уход за малыша, ведь это залог успешного развития и крепкого здоровья ребенка.

Правильный уход за ребенком в 1 месяц

Кормление . В первый месяц важно наладить грудное вскармливание , ведь только грудное молоко на 100% удовлетворяет потребности ребенка в пище и питье. Оно содержит необходимые витамины и полезные элементы, которые обеспечивают полноценное физическое развитие малыша. Чаще прикладывайте ребенка к груди и кормите по требованию.

В первый месяц число кормлений может достигает до 20 раз в сутки, 3-4 из которых приходится на ночное время. Не ограничивайте продолжительность кормления и не отнимайте грудь, пока малыш не наестся. Чтобы оградить ребенка от проблем со здоровьем и поддерживать лактацию на хорошем уровне, кормящей маме нужно соблюдать правила питания при грудном вскармливании .

Сон и бодрствование. В первый месяц большую часть суток грудничок спит, сон составляет 20 часов. В моменты бодрствования ребенка нужно не только кормить, но и развивать. Играйте и гуляйте с малышом, читайте книги и рассказывайте сказки. Поводите это время рядом с грудничком, пока тот тот бодрствует. Для грудничка в первый месяц очень важен телесный и эмоциональный контакт с мамой, ведь он положительно влияет на психомоторное развитие ребенка.

Купание благотворно влияет на физическое развитие ребенка, ведь оно укрепляет иммунитет и мышцы. Легкие упражнения в воде помогут развивать чувства равновесия и вестибулярный аппарат, распрямить пальчики, рук и ног. Регулярное купание улучшает работу внутренних органов, стимулирует кровоснабжение и стабилизирует давление. Чтобы малыш не испугался воды, в первый раз начинайте опускать его с пяток и делайте это осторожно. Начинайте купания с 10-15 минут и постепенно увеличивайте время до 40 минут.

Важно поддерживать комфортную температуру воды и ванной комнаты, чтобы ребенок не перегрелся или не переохладился. Начинать купание нужно при 37 градусов выше нуля, затем снижайте температуру воды на 1 градус раз в четыре дня. Начинать закаливание педиатры рекомендуют не раньше 3-4 месяцев со дня рождения. Полезные упражнения с грудничков в воде вы найдете по ссылке /.

Прогулки с новорожденным начинают уже через 7-10 дней после рождения, если на улице теплая погода. При температуре ниже 10 градусов выход на улицу лучше отложить. Первые прогулки должны составлять не более 20-30 минут. Постепенно увеличивайте время до 2-2,5 часов. Это подходящее время для прогулок в теплую и безветренную погоду. В мороз и жару время прогулок составляет до 40 минут. При жаркой погоде свыше 25 градусов тепла не гуляйте с малышом в промежутке между 11 и 17 часами, так как солнце в это время наиболее активно и опасно.

Прогулки на свежем воздухе стимулируют кровообращение, улучшают сон и повышают аппетит, а перепады температур способствуют закаливанию. Малыш растет здоровым и добрым, малыш меньше плачет, хорошо кушает и спокойно спит. Однако важно правильно подобрать одежду. Что брать с собой на прогулку, и как одеть новорожденного по погоде, читайте .

Гигиена важнейший элемент в уходе за грудничком. Соблюдение норм гигиены и чистота вокруг поможет избежать проблем со здоровьем у новорожденного. Купайте малыша каждый день и дважды умывайте лицо водой, протирайте глаза влажными ватными дисками, подстригайте ногти, меняйте памперсы каждые два-три часа. Важно, чтобы малыш был чистым и сухим.

Используйте влажные и сухие салфетки, устраивайте воздушные ванны. Регулярно проветривайте комнату в отсутствии малыша и проводите влажную уборку. Не забывайте и о своей гигиене. Перед каждым кормлением обязательно мойте руки с мылом.

Массаж благоприятно влияет на психическое и физическое развитие маленького ребенка, успокаивает и расслабляет, снимает перенапряжение и улучшает сон. Начинать массаж можно уже на 4-5 день после рождения малыша. Однако учтите, что массаж животика нельзя делать, пока не заживет пупочная ранка! Как правило, это происходит к двум месяцам.

Физическое развитие

С первых минут после рождения организм начинает постепенно адаптироваться к новым условиям окружающей среды. Сегодня врачи рекомендуют сразу же прикладывать малыша к груди, так как это положительно влияет и на физическое развитие малыша, и на становление лактации у матери. В первые 12 часов малышу делают прививку против гепатита В, а в течение недели – против туберкулеза. Через месяц против гепатита проводится повторная вакцинация.

Нередко в первую неделю после рождения малыш теряет около 10% массы тела. Это нормальное явление, которое возникает из-за адаптационного периода и перестройки внутренних органов грудничка. Только ко второй неделе состояние малыша стабилизируется, он становится более спокойным и начинает постепенно набирать вес. Давайте рассмотрим подробнее показатели, которые должны быть у малыша к одному месяцу.

Отметим, что в первый месяц жизни норма прибавки веса составляет по 90-150 грамм за неделю. Таким образом, к первому месяцу масса новорожденного увеличивается в среднем на 400-600 грамм по сравнению с массой при рождении. Как правильно рассчитать норму прибавки веса у детей до года, читайте .

Психомоторное развитие

У детей присутствует несколько врожденных рефлексов, среди которых сосательный, хватательный и поисковый. Так, при проведении пальцем или соской вокруг рта грудничок совершает губами сосательные движения. Кроме того, ребенок хватает то, что касается ладошки, и поворачивает голову при поглаживании какой-либо части тела.

Когда новорожденный слышит внезапный или громкий звук, он разводит руки и ноги в стороны и сводит обратно. Лежа на животике, он совершает плавательные движения. А если взять малыша на руки так, чтобы ножки слегка касались поверхности, он станет совершать движения, имитирующие ходьбу.

К третей неделе грудничок начинает копировать активные движения мимики мамы. Не забывайте, что интуитивно младенец чувствует эмоции взрослых. Если мама или папа чувствуют себя комфортно, то и ребенок ведет себя спокойно. Если они раздражены или злы, новорожденный становится тревожным, плачет и капризничает. А к четвертой неделе уже начинает развиваться “речь”, когда малыш издает фыркающие и пищащие звуки.

Чтобы развивать моторику и речь, нужно регулярно разговаривать с малышом голосом, мимикой, жестами. Кроме того, важно поддерживать развитие органов чувств. Развивать зрение можно при помощи ярких и цветных игрушек, которые протягивают ребенку, вешают над кроваткой или в коляске. Для развития слуховых органов можно не только говорить с малышом, но и давать слушать музыку. Чем разнообразнее она будет, тем лучше.

Играйте с ребенком, рассказывайте сказки и пойте песенки. Это развивает зрение и слух, моторику и концентрацию внимая, благотворно влияет на психическое состояние и самочувствие малыша.

Развитие недоношенного ребенка

Недоношенным считают малыша, который родился раньше 260 дня беременности. Причин преждевременных родов множество. Это и проблемы со здоровьем у мамы, неправильный образ жизни, предшествующие аборты, стрессы и т.д.

У недоношенного ребенка можно наблюдать тонкие кожные покровы и красноватую морщинистую кожу. Внешние отличия от детей, которые родились в срок, проходят к году. Более заметны отличия не во внешних признаках. Ранние детки осваивают навыки и умения немного позже. Так, при преждевременном рождении ранее недели беременности ребенок может отставать в развитии на 1,5-4 месяца.

В первый месяц у недоношенного ребенка наблюдаются мало развитые врожденные рефлексы и малоподвижность, вялость и пониженный мышечный тонус. Такие дети медленно набирают вес. До тех пор, пока малыш не научится питаться самостоятельно, он получает пищу через специальный зонд.

Чтобы обеспечить правильное психомоторное и физическое развитие недоношенного ребенка, важно уделять ему повышенное внимание и тщательно наблюдать за функционированием каждого органа. При правильном уходе состояние малыша приближается к нормальному уже к 12 месяцам после рождения.

  • Попытайтесь наладить грудное вскармливание, ведь молоко мамы – лучшее средство для повышения иммунитета у недоношенного малыша. Грудное молоко придает сил, способствует набору веса и ускоряет развитие раннего ребенка. Никакая молочная смесь не заменит молоко! Поэтому если лактация уже началась, сцедите молоко и накормите малыша через бутылочку или зонд. Регулярно предлагайте грудь ребенку, чтобы развить сосательно-глотательный рефлекс;
  • Уделяйте внимание климату в комнате, следите за влажностью и избегайте сквозняков. Температура в комнате для недоношенного ребенка должна быть чуть выше. У обычных грудничков она составляет 18-24 градусов выше нуля, у недоношенных детей показатели варьируется в пределах 22-25 градусов;
  • Одевайте малыша теплее, если он весит менее 2 кг. В другом случае ребенка следует одевать также, как и обычного новорожденного;
  • Купание для детей с массой менее 1,5 кг можно начинать после двух-трех недель. В остальным случаях купать малыша можно уже на 7-10 день. Температура воды при этом должна составлять 38 градусов, а в ванной комнате – не менее 25;
  • Прогулки начинают только в теплую погоду через 12-14 дней со дня рождения. Первая прогулка должна быть короткой и составлять 10 минут, затем увеличивайте время до 1,5 часов. Во время холодов или жары выход на улицу лучше отложить;
  • Врач должен составить индивидуальный график прививок, так как в первый месяц жизни у недоношенного малыша серьезно увеличивается риск появления инфекционных заболеваний;
  • Массаж принесет неоценимую пользу недоношенному ребенку, ведь почти 50% таких деток начинают быстрее набирать вес. Легкие простые прикосновения и поглаживания положительно влияют на самочувствие и физическое состояние младенца. Массаж можно начинать уже на второй неделе жизни. А через 1-1,5 месяца начинают делать специальную гимнастику.

Мир ребенка

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос... Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер. В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами. Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке. В то время как большинство рефлексрв, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его. Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину. Еще одно важное различие у новорожденных -- уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие -- более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный. Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны. Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпе- нию родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо. Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями. Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, от-ворочивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным. До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов. Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди. Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать. Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества -- время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния. Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть. Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать. Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его. Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход. Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок. Положить ребенка в подвесной домашний гама-чок и тихонько покачать. Покатать ребенка в машине. Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слыщат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка -- колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок. До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли -- родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения. Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами -- улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка -- свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями. Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой. Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша -- пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем. В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, -- приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дета нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным. Меняйте положение ребенка Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами. Детский календарь Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость. Не бойтесь избаловать ребенка Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз. Обращайтесь с малышом бережно Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Повседневные дела

Время кормления Сохраняйте хорошее настроение Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка. Протяните руку и дотроньтесь Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать. Купание Первые ванночки Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце. Общение через прикосновения После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа. Пеленание/одевание Поцелуи в животик Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь. Разденьте ребенка Не кутайте малыша. Если в комнате 20 -- 25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло. Время отдыха Включите ребенку радио Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его. Запишите на пленку шум стиральной машины Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть. Дайте малышу музыкальную игрушку Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса. Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть. Используйте пустышку Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ. Прогулка в коляске Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть. Игра теней Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу -- мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов. Пеленки и мягкие подушки За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Кажется, что первый месяц после появления на свет малыша длится нескончаемо долго. Еще бы! Вся ваша жизнь в корне меняется. Если раньше мама спокойно могла выйти из дома, пройтись по магазинам, зайти в гости к подружке, то теперь она в основном занята одним: уходом за своим драгоценным малюткой.

К новой жизни привыкают не только родители. Для ребенка первый месяц - тоже своего рода адаптация к новому миру, новым условиям существования. Тем не менее, к отметке на календаре в 28 дней после рождения ваш малыш переходит из разряда «новорожденный» в почетное звание «грудничок», которое сохранится за ним до года. И даже это о многом говорит в отношения развития младенца. Кроха приобрел определенные навыки, и у него начинается новый период в жизни. Итак, вашему ребенку 1 месяц, что же меняется?

Физические показатели

Ребенок растет и развивается с невероятной скоростью. За первый месяц набранный вес карапуза будет около 800-900 грамм, а рост увеличится на 3 сантиметра. Так что не покупайте слишком много вещей для новорожденных, особенно если роды планируются на лето.

Может случиться так, что набор веса за месяц составит 600 грамм. Это не критично, ведь происходит становление лактации, организм много «трудится», чтобы перестроить систему кровообращения, запустить полноценно работу почек, пищеварения и т. п. Поэтому уже к выписке из роддома вес будет меньше, чем при рождении. Однако нельзя допускать стремительного снижения массы тела на протяжении первого месяца. Если это происходит, обязательно проконсультируйтесь с педиатром.

«Крепкая хватка» объясняется наличием защитных рефлексов, сопровождающих кроху с рождения

О рефлексах

Зачастую поведением и движениями младенца управляют врожденные рефлексы. По ним судят о развитии нервной системы, ведь у каждого есть свое время появления и угасания. К концу первого месяца большинство рефлексов все еще сохраняются, и их можно наглядно продемонстрировать:

  1. Вложите свой палец в ладошку малютки: он крепко сожмет кулачек и будет держаться за него (хватательный рефлекс).
  2. Коснитесь его щечки рукой - он тут же повернет головку в поисках «раздражителя» (поисковый рефлекс).
  3. Проведите пальцем возле ротика - малыш сразу начнет чмокать, будто что-то сосет (сосательный рефлекс).
  4. Попробуйте поставить кроху на ножки, удерживая его подмышки, и как бы пройтись с ним - удивительно, но карапуз шагает, будто всегда умел это делать (рефлекс автоматической походки).
  5. Положите ребенка на живот - он сразу повернет голову в сторону (защитный рефлекс).
  6. Хлопните по столу ладонью недалеко от лежащего карапуза - он резко раскинет руки и ноги в стороны (рефлекс Моро).

Сон «как у младенца»

Младенцы в первый месяц спят по 18-20 часов в сутки. Первая неделя после рождения характеризуется крепким спокойным сном. Однако не стоит ожидать, что кроха будет спать по 3 часа без перерыва. Современные дети, начиная со второй недели, днем спят час, максимум полтора. Затем просыпаются, чтобы подкрепиться. Режиму дня еще предстоит установиться.

В состоянии бодрствования малыш все время проводит лежа на спине, поза напоминает лягушонка: ручки согнуты в локтях и приподняты, ножки разведены в стороны и также согнуты. Это объясняется физиологичным гипертонусом. Ребенок долго находился в позе эмбриона, и сейчас ему нужно время для расслабления.

Помещение, где спит новорожденный, должно быть уютным, без сквозняков, но в то же время хорошо проветриваемым. Поскольку терморегуляция малыша только настраивается, следите, чтобы он не перегревался. Как проверить, жарко младенцу или нет? Потрогайте ладонью затылок и шею. Если они мокрые, смело снимайте «слой» одежды. Помните: перегрев опаснее переохлаждения.

Слух у новорожденного сначала не особо чувствительный, так что совсем не обязательно приучать ребенка к полной тишине. Можно вполголоса разговаривать в комнате.

Самый здоровый сон - лежа на спине или на боку. Во избежание деформации головки, не допускайте, чтобы она была все время повернута в одну сторону. Педиатры утверждают, что детям до года подушка не нужна, она даже способна навредить. Иногда регистрируются случаи удушения ребенка, спящего на животе уткнувшись носом в подушку. Кроме того, ровная твердая поверхность помогает формировать изгибы позвоночника должным образом.

Пеленать ли младенца для спокойного сна? На ваше усмотрение. Многие родители отмечают, что детки тогда крепче спят и не будят себя резкими движениями ручек. Только отдайте предпочтение свободному пеленанию, ибо тугое может способствовать развитию дисплазии тазобедренных суставов. В состоянии же бодрствования дайте малышу полную свободу в движениях.


В комнате, где спит младенец, должно быть уютно и достаточно свежего воздуха

Сон месячного ребенка может сопровождаться чиханием, резкими движениями, напоминающими вздрагивания. Это абсолютно нормально для данного периода при условии, что нет выраженных признаков заболевания.

Зрение и слух в 1 месяц

Все новорожденные близоруки. Даже мамино лицо они видят не очень отчетливо. Но рассматривать людей, склонившихся над кроваткой, им нравится больше, чем неодушевленные предметы. К середине первого месяца кроха умеет фиксировать взгляд на ярком предмете, находящемся в движении.

Первый месяц глазки могут слегка косить, что не является поводом для беспокойства, ведь зрительная система тоже настраивается, а мышцы глазного яблока должны укрепиться. Но если косоглазие не проходит к третьему месяцу, нужно показаться врачу.

Слух у новорожденных тоже недоразвит, но к концу первого месяца кроха наверстает упущенное. Малышу очень нравятся родные голоса, знакомые ему еще с утробы. Кстати, младенцы больше предпочитают высокую тональность разговора, чем низкую. Ближе к месяцу кроха реагирует не только на резкие звуки, но и прислушивается к тиканью часов, шуму воды, сигналам автомобиля. Услышав голос, он поворачивает голову в сторону его звучания.

А вот чувство обоняния у малышей развито очень хорошо. Они без труда находят грудь и захватывают сосок по запаху молочка, узнают свою маму по запаху. Поэтому не рекомендуется пользоваться парфюмерией: ребенок может не признать родного человека.

Особенности питания

Без сомнения, самое лучшее питание для новорожденных - грудное молоко. И хотя в меню пока только один продукт, молоко укрепляет детский иммунитет, дает малышу все необходимые микроэлементы и, к тому же, «дешево» обходится. Поэтому маме нужно изо всех сил стремиться поддерживать и сохранять лактацию.

О грудном вскармливании можно говорить бесконечно. Многим вопросам мы посвятили отдельные статьи на сайте. Существует два способа кормления: по требованию и по часам. Однако когда питание только налаживается, педиатры склоняются к кормлению по требованию, но не чаще чем через 1,5-2 часа. Со временем интервал будет увеличиваться.

Колики

К середине первого месяца многие грудные дети испытывают мучительные колики наряду со вздутием животика и кишечными спазмами. Поведение становится беспокойным. До сих пор до конца не понятно, почему колики возникают. Рекомендуется делать крохе массаж животика, прикладывать тепло, давать капли на основе симетикона. Приблизительно к трем месяцам колики проходят.


Колики становятся настоящим испытанием для всей семьи, но не забывайте: они временны

Срыгивания

Из-за слаборазвитых мышц пищеварительных органов и заглатывания воздуха новорожденный может часто срыгивать в первый месяц жизни. В общем-то, явление тоже нормальное и физиологичное для данного возраста, но можно постараться его минимизировать. Для этого после каждого кормления носите кроху столбиком, пока не отойдет заглоченный воздух; убедитесь, что вы правильно прикладываете ребенка к груди; перед кормлениями выкладывайте младенца на животик.

Поход к врачам

При исполнении первого месяца запланируйте первый поход к педиатру. На приеме измерят рост и вес, окружность головы, послушают, как бьется сердце, пощупают животик, осмотрят горло. Врач ответит на все волнующие вас вопросы по грудному вскармливанию.

Важным фактором исследования здоровья является УЗИ новорожденного. Безопасное ультразвуковое сканирование позволит оценить, не развивается ли дисплазия тазобедренных суставов (УЗИ тазобедренных суставов), нормально ли происходит внутримозговое кровообращение (сонография - УЗИ головного мозга), как работают внутренние органы (УЗИ брюшной полости).

Подобные обследования имеет смысл проводить как можно раньше, ведь заболевания, выявленные на начальных этапах, лечатся проще и быстрее. В месяц обычно сдают кровь на биохимию, а также анализ мочи и кала. В это же время планово проходят хирурга, ортопеда и невропатолога.

Если малыш здоров, делают вторую B (первая была в роддоме). Затем наступает череда прививок от коклюша, дифтерии, полиомиелита, столбняка с интервалом не меньше 30-ти дней. Поэтому на протяжении ближайших 12-ти месяцев посещать поликлинику придется регулярно.

Уход за грудничком

Уход включает в себя ежедневные гигиенические процедуры и прогулки на воздухе. На второй неделе жизни, как правило, отпадает пуповинный остаток, но ранку еще нужно какое-то время обрабатывать зеленкой.

Если пупочное кольцо сочится, припухло, из него выделяется гной, обратитесь к врачу. Проконсультироваться нужно и в случае, когда корочка с ранки не отпала по истечении двух недель.

Наблюдайте, чтобы в области пупка, паха и мошонки во время плача или напряжения не было выпячивания. Пупочная или паховая грыжа нередко появляются вследствие слаборазвитых мышц и напряжения при крике.

Вы наверняка уже заметили на голове у малыша 2 родничка: лобный и теменной. Эти места особо уязвимы, поскольку не прикрыты костями черепа, однако не стоит бояться мягко мыть их. За ними тоже нужно ухаживать.

Водные процедуры желательно проводить ежедневно. Помните, что девочек подмывают спереди назад, чтобы в половые органы не попала инфекция. У мальчиков головка полового члена еще закрыта крайней плотью, что является абсолютно физиологичным явлением. Промывайте половой член настолько, насколько позволяют обстоятельства, однако не переусердствуйте. Уход за ним должен быть без лишних «вмешательств».

Психическое развитие

Пока действия малыша направлены на удовлетворение своих физических потребностей, но и в эмоциональном общении он тоже нуждается. Основным способом выражения чувств является плач. Родители быстро учатся распознавать, что кроха пытается сказать своим плачем: он голоден, хочет спать, болит животик или просто требует внимания к своей персоне.


Пусть ваш малыш «купается» в любви и ласке

К концу первого месяца многие дети радуют осознанной первой улыбкой. Она возникает в ответ на нежное обращение матери и дарит незабываемые эмоции. У месячного малыша можно развивать мимические движения лица, склоняясь над ним во время бодрствования и общаясь. Со временем появляется некое разнообразие звуков: фырканье, своеобразные писки, отдаленно напоминающие гуление.

Нормальное психическое развитие подразумевает частое ношение младенца на руках. Не бойтесь избаловать его. Он имеет полное право на тепло и ласку своей матери. Телесный контакт играет важную роль в первый месяц жизни.

Как играть с грудным ребенком

Кажется, что с постоянно лежащим и не умеющим говорить ребенком сложно общаться. Но если сейчас инициатива будет исходить от вас, закладывается основа для доверительных отношений в будущем. Чем же занять малыша в один месяц?

  • Над кроваткой установите мобиль с игрушками и приятной музыкой на уровне 60-70 см от лица.
  • Пойте малютке колыбельные, вкладывая свои чувства.
  • Гримасничайте (подмигивайте, покажите язык, складывайте губы трубочкой) - все это крохе очень скоро захочется повторить.
  • Включайте негромко классическую музыку (Штрауса, Вивальди).
  • Разговаривайте с малышом, рассказывая, как прошел день, что-то о папе, бабушке, дедушке и т. д. Тон голоса имеет значение: пусть он будет спокойным.


Маленький подражайка копирует все, что ему по силам

Как насчет физических упражнений?

Занятия по укреплению мышц не менее важны, чем кормление и прогулки на свежем воздухе. Массаж делают по прошествии 30-ти минут после кормления, если ребенок в хорошем настроении. Итак:

  • производите поглаживания всего тела: от груди к плечам, от стопы к голенищу;
  • пальчики на ручках и ножках можно помассировать, разомните стопу, рисуя «восьмерки» своим пальцем;
  • в положении на спине вложите крохе в ручки свои указательные пальцы - он сразу ухватится за них; тогда руки легонько разводят в стороны и как бы встряхивают;
  • во время массажа разговаривайте с крохой, показывая тоном голоса, что процедура нужная и приятная;
  • зарядка же сводится к сгибанию и разгибанию конечностей; гимнастические занятия на первом месяце длятся не больше 10-ти минут.

Подведем итог . Ваш ребенок за месяц достиг колоссальных результатов. Он усердно учится и запоминает все, что видит. С каждым последующим месяцем он будет радовать вас своими успехами. Не забывайте его хвалить и радоваться вместе с ним новым достижениям. Наслаждайтесь материнством!

Рождение малыша – это самое радостное событие для любой семьи, однако это и начало новой жизни, наполненной заботами и хлопотами. Самый первый месяц считается очень тяжелым для неопытных родителей, поскольку они еще многого не знают и не умеют. Для того чтобы правильно ухаживать за малышом, следует прислушиваться к мнению квалифицированных педиатров, читать современную литературу и получать помощь от бабушек.

Физиологические особенности малыша в первый месяц

Вес и рост малыша. Существуют медицинская норма прибавки веса у новорождённых. Набор (увеличение) составляет 20 грамм в день. В сумме за месяц ребёнок набирает 600 грамм. В первые четыре недели жизни норма прибавки веса у новорожденных составляет по 90-150 гр за семь дней.

Для полноценного развития крохе необходимо выпивать в сутки 700 мл грудного молока (или адаптированной молочной смеси).

Набор меньше 600 грамм в период новорожденности (за первый месяц жизни) расценивается как недостаточный. В таком случае педиатр помогает маме скорректировать режим кормления и назначает необходимое обследование грудничка, чтобы выяснить причины: почему ребёнок плохо набирает вес. Кишечник малыша опорожняется до 3-5 раз в сутки.

Поведение малыша. На данном этапе движения ребенка хаотичны, ручки и ножки согнуты, так как мышцы-разгибатели еще не развиты. У новорожденного малыша нет даже возможности смотреть двумя глазами в одну точку, не говоря уже о возможности сообщить что-то окружающим. Все что он может – плакать и слышать звуки. Еще в утробе плод привык к голосу матери.

Режим сна и бодрствования. В этом возрасте малыш много спит — 17-18 часов. Это необходимо для гармоничного развития крохи. По сравнению с первой недели жизни продолжительность бодрствования увеличивается. В первые недели после рождения малыш большую часть времени спит, а в период бодрствования ест и требует маминого присутствия.

Опорожнение кишечника и мочевого пузыря . Количество ежедневных испражнений у разных деток бывает разным – от трех до шести раз в день. Обычно, сколько кормлений, столько раз вы и меняете своему карапузику подгузник.

Мочеиспускание у младенцев довольно интенсивное. Ваш маленький может писать до 20-25 раз на день. И это вполне нормально. Если же количество мочеиспусканий в сутки у детки 6 и меньше, то вам следует всерьез обеспокоиться, достаточно ли молока получает ваше дитя.

Зрение, слух малыша. Ребенок рождается с полностью сформированными глазками. Но видит он при этом еще не совсем четко. И не может сфокусировать взгляд на каком-либо предмете. Зрение у только родившегося ребенка расплывчатое, он может различать лишь крупные предметы, расположенные вблизи, что является своеобразной защитой перед внезапно нахлынувшим многообразием красок и форм. Слух, обоняние и осязание у новорожденного достаточно развиты, эти органы чувств получили развитие еще при жизни внутри мамы.

Важным показателем здоровья у крохи является благоприятное заживление пупочной ранки. В месячном возрасте она покрыта корочкой и не кровоточит. В процессе ухода за младенцем мама должна следить за состоянием пупка, проводить его обработку перекисью водорода или зеленкой, а в воду для купания для обеззараживания добавлять слабый раствор марганцовки.

Как правильно ухаживать за малышом в первый месяц?

Подробное описание ухода за новорожденным мы представляли в этой В этой пункте расскажем об основах ухода за малышом. Итак, в первый месяц, помимо кормления и укачивания, малыша необходимо будет каждый день купать в теплой воде с отваром ромашки или череды. Это необходимо для того, чтобы ускорить заживление пупочной ранки, и для расслабления крохи перед ночным сном.

Важно гулять с малышом, даже в зимний период. О правилах прогулки мы говорили .

Если вы использует подгузники, то следите за тем, чтобы ребенок не находился подолгу в переполненном подгузнике. Контакт испражнений с нежной кожей малыша может стать причиной появления раздражений.

Несколько раз в день протирайте складочки на теле малыша, его глаза, рот, шею и подмышки ватными дисками, смоченными в теплой кипяченой воде. Обязательно вытирайте кроху после того, как он срыгивает. Обрабатывайте пупочную ранку в соответствии с рекомендациями педиатра до полного ее заживления.

В первые недели жизни уже нужно ухаживать за ногтями младенца на руках и ногах. Они достаточно быстро отрастают и могут стать причиной появления царапин на коже ребенка. Используйте специальные распашонки с зашитыми рукавами или рукавички. Не кладите подушек в постель ребенка. До года он совершенно не нуждается в подушке, даже самой тонкой.

Осмотр малыша врачами в первый месяц жизни

Первый медосмотр новорожденный проходит непосредственно после появления на свет в роддоме у врача, который называется неонатолог, он оценивает общее состояние ребенка и показатели по шкале Апгар. В течение 4-5 последующих суток, пока мама и малыш находятся в роддоме, неонатолог посещает грудничка ежедневно, проводя осмотр и наблюдая за состоянием новорожденного.

По возвращении женщины с младенцем домой, на протяжении первого месяца жизни их регулярно посещают врач-педиатр и патронажная сестра из детского медицинского учреждения. Врач визуально осматривает ребенка, проверяет его рефлексы, ощупывает родничок, дает матери необходимые советы и делает замеры окружности головы и грудной клетки.

Новый порядок осмотра несовершеннолетних в 2018 году регулируется Приказом Минздрава России от 10.08.2017 N 514н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних». Согласно которому, в поликлинике в 1 месяц вам предстоит осмотр педиатра, а также:

  • Невролога
  • Детского хирурга
  • Офтальмолога
  • Детского стоматолога.
  • Педиатр при осмотре грудного ребенка выполняет следующие действия: взвешивание; измерение роста; оценка физического и нервно-психического развития.
  • Офтальмолог выявляет врожденные и воспалительные заболевания глаза и слезных путей. Чаще всего встречается врожденный дакриоцистит (нарушение проходимости носослезного протока и воспаление слезного мешочка) и конъюнктивит. Если нужно - назначает лечение. Окулист выявляет также изменения на глазном дне, что тоже отражает состояние центральной нервной системы ребенка. На это обязательно обратит внимание невролог.
  • Невролог осмотрит ребенка, проверит рефлексы, измерит окружность головы и груди, оценит результаты УЗИ головки и осмотра глазного дна и, если нужно назначит лечение вашему ребенку.
  • Хирург проверит нет ли у ребенка грыж, а у мальчиков осмотрит наружные половые органы. Даст свои рекомендации.
  • Стоматолог включен в осмотры с целью ранней диагностики стоматологических заболеваний у детей, своевременного лечения и предотвращения осложнений. Детский стоматолог оценит состояние полости рта, даст маме необходимые рекомендации по ее уходу и осмотрит уздечку языка, отвечающую за будущую речь ребенка.

Кроме того, малышу дадут направление на:

  • Ультразвуковое исследование органов брюшной полости (комплексное)
  • Ультразвуковое исследование почек
  • Ультразвуковое исследование тазобедренных суставов
  • Эхокардиография
  • Нейросонография
  • Аудиологический скрининг проводится в 1 месяц, если не был сделан ранее.

Какие прививки делают малышу в первый месяц жизни?

Прививка от Гепатит В новорожденным.

Данное вирусное заболевание поражает печень. Попасть в организм инфекция может через кровь или через половой контакт. Воздушно-капельным путем или через бытовые вещи болезнь не передается.

Как правило, прививку врачи делают еще в роддоме на протяжении 24 часов после рождения малыша. Вводится вакцина в переднюю часть бедра. Повторить прививку нужно через 1 месяц и в 6 месяцев.

Прививка от туберкулеза новорожденным (БЦЖ)

Туберкулез передается воздушно-капельным путем. Вакцина против туберкулеза называется БЦЖ и делается примерно на 3-5 день после рождения. Вводится вакцина подкожно в верхнюю часть левой руки. Если детям делают данную прививку после двух месяцев, то нужно сделать для начала пробу Манту и после учета реакции уже делать БЦЖ.

Причины плача у новорожденного малыша

Почему плачут новорожденные, когда видимых причин на это нет? Оказывается, младенец может просто желать быть поближе к маме, ведь он еще не представляет себя без нее. Чаще берите малыша на руки, не боясь избаловать его: гораздо хуже себя чувствуют дети, которым не достает родительской любви, чем те, кого с первых дней постоянно прижимали к себе и целовали!

Что умеет новорожденный к концу первого месяца жизни?

  • На звук колокольчика или другой звук (голос, мелодия, шум) реагирует, двигая ручками и ножками. Прислушивается к звуку 10-20 секунд. Ищет источник звука.
  • Сосредотачивает свой взгляд на игрушке, не издающей звуков, в течение 5-7 секунд прослеживает за ее перемещением. Плавно следит за игрушкой, перемещаемой горизонтально и вертикально в разном темпе (быстро и замедленно). Не теряет ее из виду.
  • Поворачивает головку к источнику света (фонарику) в положении лежа на спине.
  • Лежа на животе, поднимает головку на 1-2 секунды-максимум 5 секунд.
  • Всматривается в лицо мамы, улыбается в ответ на ее голос.
  • Видя лицо мамы, склонившейся над кроваткой, первый ей улыбается.
  • Когда мама говорит слова стихов, потешек и пестушек, малыш ей «отвечает» отдельными короткими звуками типа «кх», «гы» (в ситуации, когда мама склонилась над ребенком, лежащим на спине в кроватке, и отчетливо на расстоянии 30-40 см произносит слоги,звуки, слова нараспев).

Как самостоятельно определить, что малыш развивается правильно?

Родители могут самостоятельно оценить эмоциональное и психическое состояние своего чада по наличию у него основных рефлексных движений. Среди рефлексов 1-месячного ребенка выделяют:

В случае, если выше перечисленные рефлексы присутствуют, новорожденный развивается нормально. Если же один или несколько рефлексов отсутствуют, это плохой признак, свидетельствующий о торможении в послеродовой период. В этом случае нужно срочно показать новорожденного педиатру.

Развитие ребенка с помощью упражнений и игр

  • Разговаривайте с малышом . Даже если поначалу вам кажется, что ребенок слишком мал и не может вас понять, постоянно говорите с ним – во время кормления, переодевания, купания, отдыха
  • Наблюдение . Возьмите достаточно яркий предмет или игрушку, подержите ее перед ребенком на расстоянии 30-40 см. Когда малыш сосредоточит внимание, медленно перемещайте по кругу, из стороны в сторону, следя за тем, чтобы ребенок наблюдал за движением. После каждого вида движений оставляйте немного времени на отдых
  • Мамино лицо . Помогите малышу сфокусировать взгляд на вашем лице. Медленно перемещайтесь – ребенок будет поворачивать головку вслед за вами.
  • Мамин голос . Если вы перемещаетесь по комнате, в которой находится ребенок, назовите малыша по имени, чтобы прилечь его внимание. Переходя в другое место, снова подайте голос. Это развивает слух ребенка и помогает ориентации в пространстве
  • Массаж . Поскольку время для подвижных игр еще не настало, делайте массаж и гимнастику. Начинайте с поглаживания легкими движениями, разомните и ступни, разогните ручки и ножки. Чем больше тактильного контакта ощущает малыш, тем спокойнее и комфортнее он себя чувствует.

Можно попробовать поиграть в следующие развивающие игры в первый месяц жизни малыша:

  • «Мордашки» — на кружках картона рисует лица с разными эмоциями – улыбающиеся, грустные, сердитые и т.д. прикрепляем каждую из них на палочку. По очереди показываем каждую из них крохе на расстоянии полуметра от глаз. Дождавшись, пока он сфокусирует свой взгляд на предмете, начинаем водить игрушкой из стороны в сторону;
  • «Шумелка » — подбираем звучащие предметы – бубенчики, детские музыкальные инструменты, погремушки и демонстрируем ребенку. Задача игры – развить слуховую координация, чтобы малыш научился определят направление, откуда звук исходит;
  • «Болталки» — эмоциональные беседы с малышом, в которых будут варьироваться интонации. В качестве текстов отлично подойдут народные потешки, вроде «Ладушки-ладушки».

Перед упражнениями, помните, что ребенок должен быть сыт, сух и бодр. Также не стоит чрезмерно усердствовать со временем занятий – начинать следует с 1-2 минут, постепенно доведя до 4-5 минут.

Возможные проблемы в первый месяц жизни

В периоде новорожденности могут возникать такие проблемы.