Меню

Активное слушание в диалоге с ребенком. Техника активного слушания ребенка

Красота

Причины трудностей ребенка часто бывают скрыты в сфере его чувств. Тогда практическими действиями – показать, научить, направить – ему не поможешь. В таких случаях лучше всего… ребенка послушать . Правда, иначе, чем мы привыкли. Психологи нашли и очень подробно описали способ «активного слушания». Что же это значит – активно слушать ребенка? Вот несколько ситуаций:

  1. Мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает ее малыш в слезах: «Он забрал мою машинку!».
  2. Сын возвращается из школы, в сердцах бросает на пол портфель, на вопрос отца отвечает: «Больше я туда не пойду!».
  3. Дочь собирается гулять; мама напоминает, что надо одеться потеплее, но дочка капризничает: она отказывается надевать «эту уродскую шапку».

Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать – это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), «слышите» его. Для этого лучше всего сказать, что именно, по вашему мнению, чувствует сейчас ребенок. Желательно назвать «по имени» это его чувство или переживание.

Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам рассказал, при этом обозначив его чувство.

Вернемся к нашим примерам и подберем фразы, в которых родители называют чувства ребенка:

СЫН: Он забрал мою машинку!
МАМА: Ты очень расстроен и рассержен на него.
СЫН: Больше я туда не пойду!
ПАПА: Ты больше не хочешь ходить в школу.
ДОЧЬ: Не могу носить эту уродскую шапку!
МАМА: Тебе она очень не нравится.

Скорее всего, такие ответы покажутся вам непривычными и даже неестественными. Гораздо легче и привычнее было бы сказать:

– Ну ничего, поиграет и отдаст…
– Как это ты не пойдешь в школу?!
– Перестань капризничать, вполне приличная шапка!

При всей кажущейся справедливости этих ответов они имеют один общий недостаток: оставляют ребенка наедине с его переживанием. Своим советом или критическим замечанием родители сообщают ребенку, что его переживание неважно, оно не принимается во внимание. Напротив, ответы по способу активного слушания показывают, что родители поняли внутреннюю ситуацию ребенка, готовы, услышав о ней больше, принять ее. Такое буквальное сочувствие мамы или папы производит на ребенка совершенно особое впечатление (не меньшее, а порой гораздо большее влияние оно оказывает и на самих родителей). Многие родители, которые впервые попробовали спокойно «озвучить» чувства ребенка, рассказывают о неожиданных, порой чудодейственных результаты. Вот два реальных случая.

Мама входит в комнату дочери и видит беспорядок.
МАМА: Нина, ты все еще не убрала в своей комнате?
ДОЧЬ: Ну, мам, потом.
МАМА: Тебе очень не хочется сейчас убирать.
ДОЧЬ (неожиданно бросается на шею матери): Мамочка, какая ты у меня замечательная!

Другой случай рассказал папа семилетнего мальчика.

Они с сыном торопились на автобус. Автобус был последний, и на него никак нельзя было опоздать. По дороге мальчик попросил купить шоколадку, но папа отказался. Тогда обиженный сын стал саботировать папину спешку: отставать, смотреть по сторонам, останавливаться для каких-то «неотложных» дел. Перед папой встал выбор: опаздывать нельзя, а тащить сына насильно за руку тоже не хотелось. И тут он вспомнил наш совет. «Денис, – обратился он к сыну, – ты расстроился из-за того, что я не купил тебе шоколадку, расстроился и обиделся на меня». В результате произошло то, чего папа совсем не ожидал: мальчик миролюбиво вложил свою руку в папину, и они быстро направились к автобусу.

Не всегда, конечно, конфликт решается так быстро. Иногда ребенок, чувствуя готовность отца или матери его слушать и понимать, охотно продолжает рассказывать о том, что случилось. Взрослому остается только активно слушать его дальше.

Некоторые важные особенности и дополнительные правила беседы по способу активного слушания

1. Если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Если ребенок маленький, присядьте к нему, возьмите его на руки или на колени, можно слегка привлечь ребенка к себе, подойти или придвинуть свой стул к нему ближе. Избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или к раковине с посудой, смотря телевизор, читая газету, сидя, откинувшись на спинку кресла или лежа на диване. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза – первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать. Будьте очень внимательны к этим сигналам, которые хорошо «читает» ребенок любого возраста, даже не отдавая себе сознательного отчета в том.

2. Во-вторых, если вы разговариваете с расстроенным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.

К примеру:

ОТЕЦ: Ты на него обиделся.
Возможны неправильные реплики:
– А что случилось? Ты что, на него обиделся?

Почему первая фраза отца более удачная? Потому что она сразу показывает, что отец настроился на «эмоциональную волну» сына, что он слышит и принимает его печаль, во втором же случае ребенок может подумать, что отец совсем не с ним, а как внешний участник интересуется только «фактами», выспрашивает о них. На самом деле это может быть совсем не так, и отец, задавая вопрос, может вполне сочувствовать сыну, но дело в том, что фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия.

Казалось бы, разница между утвердительным и вопросительным ответами очень незначительна, иногда это всего лишь тонкая интонация, а реакция на них бывает очень разная. Часто на вопрос «Что случилось?» расстроенный ребенок отвечает «Ничего!». А если вы скажете «Что-то случилось…», то ребенку бывает легче начать рассказывать о том, что случилось.

3. Очень важно в беседе «держать паузу». После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Помните, что это время принадлежит ребенку, не забивайте его своими соображениями и замечаниями. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом. Узнать о том, что ребенок еще не готов услышать вашу реплику, можно по его внешнему виду. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, «внутрь» или вдаль, то продолжайте молчать – у ребенка происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа.

4. В вашем ответе также иногда полезно повторить, что именно, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство. Так, ответ отца в предыдущем примере мог бы состоять из двух фраз.

СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей.
ОТЕЦ: Не хочешь с ним больше дружить. (Повторение услышанного.)
СЫН: Да, не хочу.
ОТЕЦ (после паузы): Ты на него обиделся. (Обозначение чувства.)

Иногда у родителей возникает опасение, что ребенок воспримет повторение его слов как передразнивание. Этого можно избежать, если использовать другие слова с тем же содержанием. Например, в нашем примере слово «водиться» отец заменил на «дружить». Практика показывает, что если вы даже и используете те же фразы, но при этом точно угадываете переживание ребенка, он, как правило, не замечает ничего необычного, и беседа успешно продолжается.

Конечно, может случиться, что в ответе вы не совсем точно угадали событие или чувство ребенка. Не волнуйтесь, в следующей фразе ребенок вас поправит. Будьте внимательны к его поправке и покажите, что вы ее приняли.

Результаты активного слушания:

  1. Исчезает или по крайней мере сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Здесь сказывается замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.
  2. Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: тема повествования (жалобы) меняется, развивается. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений.
  3. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.

Однако постепенно родители начинают обнаруживать еще по крайней мере два замечательных изменения более общего характера.

Первое: родители сообщают, как о чуде, что дети сами довольно быстро начинают активно слушать их.

Второе изменение касается самих родителей. Очень часто в начале занятий по активному слушанию они делятся вот каким своим неприятным переживанием. «Вы говорите, – обращаются они к психологу, – что активное слушание помогает понять и почувствовать проблему ребенка, поговорить с ним по душам. В то же время вы учите нас способу или методу, как это делать. Учите строить фразы, подыскивать слова, соблюдать правила. Какой же это разговор «по душам»? Получается сплошная “техника”, к тому же неудобная, неестественная. Слова не приходят в голову, фразы получаются корявые, вымученные. И вообще – нечестно: мы хотим, чтоб ребенок поделился с нами сокровенным, а сами “применяем” к нему какие-то способы».
Такие или приблизительно такие возражения приходится слышать часто на первых двух-трех занятиях. Но постепенно переживания родителей начинают меняться. Обычно это случается после первых удачных попыток вести беседу с ребенком по-другому. Успех окрыляет родителей, они начинают иначе относиться к «технике» и одновременно замечают в себе что-то новое. Они обнаруживают, что становятся более чувствительными к нуждам и горести ребенка, легче принимают его «отрицательные» чувства. Родители говорят, что со временем они начинают находить в себе больше терпения, меньше раздражаться на ребенка, лучше видеть, как и отчего ему бывает плохо. Получается так, что «техника» активного слушания оказывается средством преображения родителей. Мы думаем, что «применяем» ее к детям, а она меняет нас самих. В этом – ее чудесное скрытое свойство.

Что же касается беспокойства родителей насчет искусственности, «приемов» и «техник», то преодолеть его помогает одно сравнение, которое я часто привожу на занятиях.

Хорошо известно, что начинающие балерины часы проводят в упражнениях, далеко не естественных с точки зрения наших обычных представлений. Например, они разучивают позиции, при которых ступни ставятся под различными углами, в том числе под углом 180 градусов. При таком «вывернутом» положении ног балерины должны свободно держать равновесие, присед, следить за движениями рук… и все это нужно для того, чтоб потом они танцевали легко и свободно, не думая уже ни о какой технике. Так же и с навыками общения. Они вначале трудные и порой необычные, но когда вы ими овладеваете, «техника» исчезает и переходит в искусство общения.

Тема: ОБЩЕНИЕ С РЕБЁНКОМ. ТЕХНИКА АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ.

Цель: познакомить родителей с техникой Активного слушания.

Задачи:

    Познакомиться ближе с родителями учащихся;

    Выяснить у родителей, что они знают о технике Активного слушания;

    Провести совместный анализ различных ситуаций, в которых возникают трудности в общении с ребёнком;

    Научиться распознавать чувства детей в различных ситуациях;

    Потренироваться в применении техники Активного слушания.

Форма: семинар с элементами тренинга.

М а т е р и а л ы: мягкая игрушка, бумага формата А4, А3, визитки, карточки с описанием различных ситуаций, электронная доска.

Х о д с о б р а н и я

Ведущий. Здравствуйте! Я рада, что вы нашли время прийти на это мероприятие. И сегодня наше занятие будет проходить в форме тренинга. В ходе работы нам предстоит друг с другом общаться, поэтому просьба ко всем участникам: подписать и прикрепить визитки, чтобы все знали, как к вам обращаться.

Сейчас мы по кругу будем передавать вот такую игрушку, ваша задача: представиться, сказать, чьи вы родители, и в каком классе учится ваш ребёнок, и закончить, следующее предложение: «Я пришёл сюда…».

Родители представляются и т.д.

Ведущий. Сегодня мы будем говорить о проблемах, которые возникают у нас в процессе общения с детьми. Попробуем разобраться в причинах, обсудим, как можно решить эти проблемы.

Но перед тем как мы приступим к работе, давайте настроимся на совместную деятельность. Настроиться нам поможет игровая разминка.

В разминку я включаю мою любимую игру: «Меняются местами те, кто…». Эта игра очень информативная, можно многое узнать о семьях.

После проведения игры видно, что участники взбодрились, напряжение ушло и группа готова к дальнейшей работе.

Ведущий. В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с различными ситуациями в общении с детьми: наши дети не могут что-то поделить между собой; ребёнок рассказывает, что он с кем-то из ребят поссорился или подрался или его обидели и т.д. Все эти ситуации нам хорошо известны. Давайте попробуем вспомнить, каким образом мы выстраиваем беседу с ребёнком.

Вот несколько типичных ситуаций:

Родителям раздаются листочки с описанием ситуаций, они по очереди их зачитывают.

    Мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает ее трехлетний малыш в слезах: «Он отнял мою машинку!».

    Сын возвращается из школы, в сердцах бросает на пол портфель, на вопрос отца отвечает: «Больше я туда не пойду!».

    Дочка собирается гулять; мама напоминает, что надо одеться потеплее, но дочка капризничает: она отказывается надевать «эту уродскую шапку».

Ведущий. Что обычно вы говорите своим детям в таких случаях?

Родители делятся своим опытом и произносят хорошо знакомые нам фразы:

    Ну, ничего, поиграет и отдаст...

    Как это ты не пойдешь в школу?!

    Перестань капризничать, вполне приличная шапка!

и т.д.

По ходу ответов родителей ведущий записывает на доске, какие фразы родители используют, чтобы убедить своих детей в обратном: «назидания», «обещания», «угрозы», «лекции», «вопросы», «нотации».

Своим советом или критическим замечанием родитель как бы сообщает ребенку, что его переживание неважно, оно не принимается в расчет. При всей кажущейся справедливости этих ответов они имеют один общий недостаток: оставляют ребенка наедине с его переживанием.

Ведущий. Как вы думаете, чего ждут от нас дети в эти минуты?

Родители высказывают свою точку зрения. На данном этапе важно выйти на понимание родителями того, что ребёнок ждёт понимания, а не родительских лекций и номинаций, а порой и угроз.

Ведущий. Причины трудностей детей часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Поэтому если просто что-то показать, научить, направить ему не поможешь. В таких случаях лучше всего... его послушать. Правда, иначе, чем мы привыкли. Психологи нашли и очень подробно описали способ «помогающего слушания», иначе его называют «активным слушанием».

Что значит «активно слушать»?

Что вы знаете об этой технике?

Ведущий спрашивает родителей, что они знают об этой технике. Родители по желанию говорят о том, что они понимают под техникой активного слушания, а некоторые даже делятся опытом использования этой техники.

Ведущий. Вы совершенно верно изложили суть этой техники. Позволю еще раз о ней сказать: активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства.

Вернемся к нашим примерам и подберем фразы, в которых родитель называет чувство ребенка:

    СЫН: Он отнял мою машинку!

    МАМА Ты очень огорчен и рассержен на него.

    СЫН: Больше я туда не пойду!

    ПАПА: Ты больше не хочешь ходить в школу.

    ДОЧЬ: Не буду я носить эту уродскую шапку!

    МАМА: Тебе она очень не нравится.

Ведущий. Ответы по способу активного слушания показывают, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов услышать о ней больше, принять ее. Такое буквальное сочувствие родителя производит на ребенка совершенно особое впечатление (замечу, что не меньшее, а порой гораздо большее влияние оно оказывает и на самого родителя, о чем немного ниже). Многие родители, которые впервые попробовали спокойно «озвучить» чувства ребенка, рассказывают о неожиданных, порой чудодейственных результатах. Приведу два реальных случая.

Мама входит в комнату дочки и видит беспорядок.

    МАМА: Нина, ты все еще не убралась в своей комнате!

    ДОЧЬ: Ну, мам, потом!

    МАМА Тебе очень не хочется сейчас убираться...

    ДОЧЬ (неожиданно бросается на шею матери): Мамочка, какая ты у меня замечательная!

Другой случай рассказал папа семилетнего мальчика.

Они с сыном торопились на автобус. Автобус был последний, и на него никак нельзя было опоздать. По дороге мальчик попросил купить шоколадку, но папа отказался. Тогда обиженный сын стал саботировать папину спешку: отставать, смотреть по сторонам, останавливаться для каких-то «неотложных» дел. Перед папой встал выбор: опаздывать нельзя, а тащить сына насильно за руку ему тоже не хотелось. И тут он вспомнил наш совет: «Денис, − обратился он к сыну, − ты расстроился из-за того, что я не купил тебе шоколадку, расстроился и обиделся на меня». В результате произошло то, чего папа совсем не ожидал: мальчик миролюбиво вложил свою руку в папину, и они быстро зашагали к автобусу.

Ведущий. Не всегда, конечно, конфликт разрешается так быстро. Иногда ребенок, чувствуя готовность отца или матери его слушать и понимать, охотно продолжает рассказывать о случившемся. Взрослому остается только активно слушать его дальше.

Посмотрите одну сценку более длительного разговора, в котором мама несколько раз «озвучила» то, что она услышала и увидела, беседуя с плачущим ребенком.

Разыгрывается сценка вместе с психологом и классным руководителем.

Мама занята деловым разговором. В соседней комнате играют ее пятилетняя дочка и десятилетний сын. Вдруг раздается громкий плач. Плач приближается к маминой двери, и со стороны коридора начинает дергаться ручка. Мама открывает дверь, перед ней стоит, уткнувшись в косяк, плачущая дочь, а сзади − растерянный сын.

    ДОЧЬ: У у у у!

    МАМА: Миша тебя обидел ... (Пауза.)

    ДОЧЬ (продолжает плакать): Он меня урони-и-ил!

    МАМА: Он тебя толкнул, ты упала и ушиблась... (Пауза.);

    ДОЧЬ (переставая плакать, но все еще обиженным тоном): Нет, он меня не поймал.

    МАМА: Ты откуда-то прыгала, а он тебя не удержал и ты упала... (Пауза.)

Миша, который с виноватым видом стоит сзади, утвердительно кивает головой.

    ДОЧЬ (уже спокойно): Да... Я к тебе хочу. (Забирается к маме на колени.)

    МАМА (через некоторое время): Ты хочешь побыть со мной, а на Мишу все еще обижаешься и не хочешь с ним играть...

    ДОЧЬ: Нет. Он там свои пластинки слушает, а мне неинтересно.

    МИША: Ладно, пойдем, я тебе твою пластинку поставлю...

Ведущий. Этот диалог дает нам возможность обратить внимание на некоторые важные особенности и дополнительные правила беседы по способу активного слушания. Давайте попробуем прописать алгоритм действий этой техники.

Вывешивается чистый лист.

Ведущий. Представим, что у вас случилось что-то подобное, и вы решили использовать эту технику. Что вы будете делать вначале?

Родители высказывают свои мнения.

Ведущий. Вначале нужно занять правильное положение по отношению к ребёнку. Вспомните только что разыгранную сцену. Какое положение занимала мама, когда разговаривала с дочерью?

Участники должны сказать, что глаза ребёнка и матери были на одном уровне.

Ведущий. Вы заметили совершенно верно. Это действительно первый и важный шаг при использовании этой техники: занять правильное положение по отношению к ребенку. Почему это так важно? Психологические исследования показали, что человек воспринимает преимущественно именно невербальную (бессловесную) информацию, поэтому наша поза является для детей самым сильным сигналом о том, насколько мы готовы их слушать и услышать.

На листе появляется первая запись:

    Занять правильное положение по отношению к ребенку (глаза взрослого и ребенка должны находиться на одном уровне).

Ведущий. Теперь вспомните, в какой форме беседовала мать?

Участники должны выйти на то, что ответы матери звучали в утвердительной форме.

Ведущий. Верно, вы сказали о том, что ответы должны отражать сочувствие (обозначать чувства ребенка) и звучать в утвердительной форме. Во время беседы бывает очень важно и полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувства.

Если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме. Например:

    СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей!

    РОДИТЕЛЬ: Ты на него обиделся.

Возможные неправильные реплики:

    А что случилось?

    Ты что, на него обиделся?

На листе появляется вторая запись, второй пункт алгоритма:

    Повтор услышанного от ребенка.

Ведущий. Вы, наверное, обратили внимание, что в нашей сценке после каждой реплики мама молчала, делала небольшие паузы. Эти паузы помогали ребенку разобраться в своем переживании и одновременно почувствовать, что радом с ним мать.

На листе появляется третья запись, третий пункт алгоритма:

    Делать паузы между фразами.

Ведущий. И самый главный момент – это обозначение чувства ребенка.

На листе появляется четвертая запись, четвертый пункт алгоритма:

    Обозначение чувства ребёнка.

Ведущий. Если говорить о коротком варианте этой техники, то он может выглядеть так: чувства – в утвердительной форме.

На листе появляется последняя, пятаяя запись, пятый пункт алгоритма:

    Чувства – в утвердительной форме.

Далее ведущий еще раз зачитывает все пункты получившегося алгоритма. На этом этапе участники могут задавать друг другу вопросы по алгоритму. Лучше, если ответы родители будут получать не от ведущего, а друг от друга.

Ведущий. А теперь давайте потренируемся в использовании техники АС. Каждый из вас (если много участников, можно разделиться на группы) получит карточку, на которой описана ситуация. Ваша задача – понять, какие чувства испытывает в данной ситуации ребенок. Пять минут на выполнение. (см. Приложение 1.)

Данные и затем другие карточки можно вывести на экран, чтобы ситуацию видели не только родители, работающие над ней, но и другие участники тренингового занятия.

Работа родителей.

Ведущий. Давайте посмотрим, что у вас получилось. Я прошу по желанию зачитывать карточку и говорить, какие, по вашему мнению, чувства испытывает ребенок.

Ведущий. Спасибо за эту работу. А теперь попробуйте, используя технику АС, решить эту сложившуюся проблему.

Ответы родителей.

После высказываний родителей предлагаются карточки с положительным решением ситуации. (см. Приложение 2.)

Ведущий. Сейчас разбейтесь, пожалуйста, на пары, чтобы обсудить различные ситуации, с которыми сталкиваетесь вы в процессе общения с детьми. Затем запишите на листочках эти ситуации и отдайте мне. Работаем 5 минут.

Работа родителей.

Ведущий. Сейчас каждая пара будет вытягивать по одной карточке. Задача пар: познакомиться с описанной ситуацией и попробовать ее показать, используя технику АС.

Работа родителей.

Ведущий. Вы только что пробовали использовать технику АС. Убедились в том, что это не так просто. Увидели, что вам так и хочется задать вопрос и прокомментировать ситуацию. Что же, это совершенно нормально. Давайте теперь попробуем ответить себе на такой вопрос: что может дать нам техника АС для общения с ребенком?

Ответы родителей могут быть примерно такими: данная техника помогает выстраивать отношения с детьми, лучше понимать детей; с ее использованием ослабевает напряжение в общении.

Ведущий. Вы действительно правильно сумели почувствовать, что может дать техника АС. Позвольте, я еще раз зачитаю вам итоги нашего обсуждения.

    Исчезает, или, по крайней мере, сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Здесь сказывается замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.

    Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: тема повествования (жалобы) меняется, развивается. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений.

    Ребенок сам учится решать свои проблемы.

    Ребенок начинает активно слушать своих родителей.

    Родители становятся более чувствительными к нуждам и горестям ребенка, легче принимают его «отрицательные» чувства, то есть меняются и сами родители.

    Профилактика таких деструктивных чувств как тревожность, агрессивность.

Ведущий. Возможно, многим из вас показалось, что предложенная техника является искусственной, неестественной для нашей среды. Что же касается беспокойства родителей относительно искусственности, «приемов» и «техники», то преодолеть его помогает одно сравнение, которое приводит Юлия Борисовна Гиппенрейтер в своей книге «Общаться с ребенком. Как?». Хорошо известно, что начинающие балерины часы проводят в упражнениях, далеко неестественных с точки зрения наших обычных представлений. Например, они разучивают позиции, при которых ступни ставятся под различными углами, в том числе под углом 180 градусов. При таком «вывернутом» положении ног балерины должны свободно держать равновесие, приседать, следить за движениями рук... И все это нужно для того, чтобы потом они танцевали легко и свободно, не думая уже ни о какой технике. Так же и с навыками общения. Они вначале трудны и порой необычны, но когда вы ими овладеваете, «техника» исчезает и переходит в искусство общения.

Мы не будем сейчас давать оценку этой технике. Я прошу всех по очереди ответить на два вопроса:

Готовы ли вы попробовать использовать эту технику?

Считаете ли вы полезным и нужным проведение подобных мероприятий?

Ведущий. И в подарок хочу вам раздать флайеры с коротким описанием основных моментов техники активного слушания. Также там вы найдете авторов и названия книг, где подробно с большим количеством примеров, описан этот метод.

Спасибо, за работу. До свидания.

Используемая литература.

    Интерактивные формы взаимодействия семьи и школы. Автор-составитель О.С.Гришанова. школа и родители. Издательство «Учитель», 2008. Издание 2009 г.

    «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили». А.Фабер. Москва. ЭКСМО. 2009

    «Общаться с ребенком. Как?» Ю.Б.Гиппенрейтер.

    Азбука воспитания: советы родителям. Г. Перегибов. Воспитание школьников. 2001 г. №7.

    Базарова Р.А. Взаимодействие школы, семьи общественности в воспитании школьников: метод, рекомендации, практические материалы из опыта сотрудничества школы, семьи, общественности. Пенза. Издательство ИПКиПРО, 1994.

Приложение 1.



Приложение 2.

И.А. Галкина (к.пс.н.)

Дорогие родители! Хотим обсудить с вами сегодня методику «активного слушания». Это уникальная техника общения, разработанная и введенная в нашу культуру и в практику воспитания детей известным психологом Юлией Борисовной Гиппенрейтер. Активное слушание начали использовать психологи за рубежом, а в России этот метод стал пользоваться популярностью сравнительно недавно. В последние годы все больше людей признают эффективность такого способа общения, который позволяет наладить более глубокий контакт как родителей с детьми, так и взрослых людей друг с другом, а также избежать многих конфликтов.

О пользе активного слушания, его способах и результатах подробно рассказывается в книге Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» Приемы активного слушания нужны для того, чтобы помогать своему ребенку в тех ситуациях, в которых невозможно научить или показать. Тогда остается только один способ помощи - нужно его просто выслушать. Это важнее всего тогда, когда у ребенка есть проблемы с выражением чувств и эмоций - он испытывает страх, обиду, непонимание и другие негативные эмоции. Активное слушание позволяет родителям показать, что они знают о переживаниях ребенка. Часто дети не понимают, какие эмоции они испытывают, и именно родители могут более точно назвать детям их переживания и помочь с ними справиться. Ю.Б. Гиппенрейтер пишет, что активно слушать ребенка - значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство».

Например, на возмущённое «Он отнял мою машинку!» можно сказать малышу привычное и, казалось бы, успокаивающее «Ну ничего, поиграет и отдаст». Или же назвать его чувства: например, сказать «Ты очень огорчён». Вот только в первом случае вы показываете ребёнку, что его чувства не важны, оставляя его наедине с его обидой. Ему приходится доказывать, что тут есть из-за чего расстраиваться - и он продолжает плакать и кричать. Вторая фраза даёт ему понять - мама с ним, рядом, она слышит и понимает его, разделяет его чувства.

Итак, как же правильно слушать ребенка?

Назовите переживание ребенка

Когда ребёнок расстроен, обижен, испуган или просто устал, самое главное - дать ему понять, что вы слышите его и знаете о его переживании. Для этого нужно озвучить, что, как вы поняли, он сейчас чувствует. Именно это и означает «активно выслушать». В ответе родителей полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство. Иногда родители не сразу угадывают причину расстройства ребенка, но дети своими репликами и ответами направят вас к правильному решению.

Повернитесь к ребенку

Смотрите в лицо ребенку, прямо ему в глаза, если ребенок маленький, то присядьте к нему, чтобы быть с ним на одном уровне. Можно взять его за руку или сесть к нему поближе. Ошибка - слушать из другой комнаты, отвернувшись к плите или лежа на диване. «Ваше положение по отношению к нему и ваша поза - первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать», - пишет Гиппенрейтер. Эти сигналы бессознательно считывает ребёнок любого возраста, и вы не сможете активно выслушать его, попутно смотря телевизор или читая газету.

Стройте фразы в утвердительной форме

Все ваши фразы должны строиться в утвердительной форме. Дело в том, что, например, на вопрос: «Что-то случилось?», вы, скорее всего, получите ответ: «Ничего». А вот утвердительное «Что-то случилось…» помогает начать ребенку свой рассказ. Вопрос не отражает сочувствие, а утверждение сразу же настраивает родителей на эмоциональную волну ребенка.

Делайте паузу

Сказали реплику и какое-то время молчите - это даст возможность ребенку лучше осмыслить свои переживания. Пока ребенок смотрит в сторону, вдаль, значит, он прорабатывает свои эмоции и переживания. После ответа ребенка помолчите еще немного - вдруг он что-то добавит.

Активное слушание надо применять, когда у ребенка эмоциональные переживания, и он не может их выразить и назвать. А вот если ребенок сам вам активно что-то рассказывает, то отвечать развернутыми фразами не надо - достаточно кивать головой и вставлять слова типа «Ага!», «Да-да», «Замечательно!», «Неужели?». Это уже будет ваше пассивное слушание.

Ю.Б. Гиппенрейтер не зря замечает, что техника активного слушания очень непривычна для нашей культуры. Но она имеет ряд преимуществ. Во-первых, вы снижаете отрицательные переживания ребенка. Во-вторых, ребенок начинает больше доверять родителям и рассказывать им о себе намного охотнее. В-третьих, проговаривая переживания, ребенок сам начинает лучше понимать свои проблемы и легче находит способы их решения. Есть еще один положительный эффект от активного слушания - это его влияние на родителей. Родители после применения данной техники отмечают повышение чувствительности к нуждам ребенка. Они становятся терпимее, спокойнее относятся к «отрицательным» чувствам ребенка, начинают понимать, от чего ему плохо. Когда родители применяют активное слушание, то и дети тоже начинают активно слушать родителей, лучше понимать их, проявлять больше сочувствия.

Таким образом, техника активного слушания помогает установить эмоциональный контакт с ребенком, с ее помощью можно разрешать его эмоциональные и душевные переживания. Однако у родителей существует большое количество шаблонных высказываний, которые передаются из поколения в поколения, и затрудняют общение с детьми, мешая овладеть новой практикой.

Препятствия на пути «активного слушания»

1. Приказы, команды: «Сейчас же перестань!», «Убери!», «Быстро в кровать!», «Замолчи!» и т.д. В этих фразах ребенок слышит нежелание родителей вникнуть в его проблему, чувствует неуважение к его самостоятельности. В ответ дети обычно сопротивляются и обижаются.

2. Предупреждения, предостережения, угрозы: «Если ты не прекратишь плакать, я уйду», «Смотри, как бы не стало хуже», «Еще раз это повторится, и я возьмусь за ремень!». Угрозы бессмысленны, если у ребенка сейчас неприятное переживание. Они лишь загоняют его в еще больший тупик. Они также плохи еще и тем, что при частом повторении перестают на них реагировать.

3. Мораль, нравоучения, проповеди: «Ты обязан вести себя как подобает», «Каждый человек должен трудиться», «Ты должен уважать взрослых». Обычно дети из таких фраз не узнают ничего нового. Они чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще всего - все вместе взятое. Дело в том, что моральные устои и нравственное поведение воспитываются в детях не столько словами, сколько атмосферой в доме, через подражание поведению взрослых, прежде всего родителей. Если ребенок нарушает «нормы поведения», то стоит посмотреть, не ведет ли себя кто-то в семье так же или похожим образом. Если эта причина отпадает, то, скорее всего, действует другая: ваш ребенок «выходит за рамки» из-за своей внутренней неустроенности, эмоционального неблагополучия. В обоих случаях словесные поучения - самый неудачный способ помочь делу.

4. Советы, готовые решения: «А ты возьми и скажи…», «По-моему, нужно пойти и извиниться», «Я бы на твоем месте дал сдачи». Зачастую мы не скупимся на подобные советы и даже считаем своим долгом давать их детям. Такая позиция родителей - позиция «сверху» - раздражает детей, а главное, не оставляет у них желания рассказать больше о своей проблеме. Детям надо самим принять решение - это их путь к самостоятельности, поэтому очень важно давать им такую возможность.

5. Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции»: «Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки», «Сколько раз тебе говорила! Не послушалась - пеняй на себя». И здесь дети отвечают: «Отстань», «Сколько можно», «Хватит!». В лучшем случае они перестают нас слышать, и возникает то, что психологи называют « «психологической глухотой».

6. Критика, выговоры, обвинения: «На что это похоже!», «Опять все сделала не так!», «Все из-за тебя!». Такие фразы обычно вызывают у детей либо активную защиту: ответное нападение, отрицание, озлобление; либо уныние, подавленность, разочарование в себе и в своих отношениях с родителем. В этом случае у ребенка формируется низкая самооценка, а это порождает новые проблемы.

7. Похвала. После всего сказанного, наверное, неожиданно и странно прозвучит рекомендация не хвалить ребенка. Чтобы разобраться в кажущемся противоречии, нужно понять тонкое, но важное различие между похвалой и поощрением, или похвалой и одобрением. В похвале есть всегда элемент оценки: «Молодец, ну ты просто гений!», «Ты у нас самая красивая (способная, умная)!». Чем плоха похвала-оценка? Во-первых, когда родитель часто хвалит, ребенок скоро начинает понимать: где похвала, там и выговор. Во-вторых, ребенок может стать зависимым от похвалы: ждать, искать ее и расстраиваться, когда ее нет.

8. Обзывание, высмеивание: «Плакса-вакса», «Не будь лапшой», «Ну просто дубина!». Все это - лучший способ оттолкнуть ребенка и сделать его более уязвимым или агрессивным. Как правило, в таких случаях дети обижаются и защищаются.

9. Догадки, интерпретации: «Я знаю, это все из-за того, что ты…», «Небось, опять подрался», «Я все равно вижу, что ты меня обманываешь…». За этим может последовать лишь защитная реакция, желание уйти от контакта.

10. Выспрашивание, расследование: «Нет, ты все-таки скажи», «Что же все-таки случилось? Я все равно узнаю», «Почему ты опять получил двойку?». Удержаться в разговоре от расспросов трудно. И все-таки лучше постараться вопросительные предложения заменить на утвердительные. Об этом мы уже говорили раньше.

11. Сочувствие на словах, уговоры, увещевания. Конечно, ребенку нужно сочувствие. Тем не менее, есть риск, что фразы «Я тебя понимаю», «Я тебе сочувствую» и т.п. прозвучат слишком формально. Может быть, стоит вместо этого просто обнять ребенка. А во фразах типа: «Успокойся!», «Не обращай внимания!» ребенок может услышать пренебрежение к его заботам, отрицание или преуменьшение его переживания.

12. «Отшучивание», уход от разговора. Это воспринимается ребенком, как обесценивание серьезности его чувств, безразличие родителей к его проблемам и вызывает обиду. «Наши привычные обращения к ребенку с советами, назиданиями и упреками - это не «естественные», а тоже выученные фразы. Но они подобны неэффективной езде на машине старой конструкции. Психологи всего мира потратили много усилий, чтобы усовершенствовать эту конструкцию и помочь родителям научиться «ездить» на «лучшей машине». В основе новых навыков общения, которыми мы пытаемся овладеть, лежат гуманистические принципы: уважение к личности ребенка, признание его прав на собственные желания, чувства и ошибки, внимание к его заботам, отказ от родительской позиции «сверху» - пишет Ю.Б. Гиппенрейтер в своей книге.

Важно отметить, что предлагаемая методика универсальна. Ее можно использовать не только с детьми, но и в общении с коллегами, друзьями, супругами. Всем приятно, когда другой не только слушает, но и слышит, разделяет чувства и ищет пути более глубокого, доверительного общения.

В нашем развивающем центре «Летиция» у высокопрофессиональных и опытных специалисто-психологов и педагогов можно получить более подробные консультации , как по методике «активного слушания» , так и по любым проблемам, связанным с трудностями в воспитании и обучении детей любого возраста.

Муниципальное бюджетное учреждение детский сад № 147 «Сосенка»

Развитие навыков активного слушания у детей в целях профилактики конфликтов.

Выполнил: Воспитатель МБУ детский сад №147 Базылева С.А.

Тольятти, 2015

  1. Детские конфликты
  2. Причины возникновения конфликта
  3. Способы разрешения конфликта
  4. Понятие, техника и методы активного слушания
  5. Заключение

Введение

В отношениях ребенка к сверстникам, взрослым не всегда происходит все гладко. Периодически возникают конфликты. Детские конфликты - это неизбежный этап взросления малыша, так как, самостоятельно находя выход, он учится лучше понимать и чувствовать эмоции других людей, идти на компромисс. Детские конфликты, особенно в коллективе сверстников, явление очень частое, тем более в детском саду. Причины конфликтов могут быть самыми различными. И для того, чтобы разрешить детские конфликты, воспитателям необходимо знать причины возникновения конфликтов, способы разрешения, а так же методы профилактики конфликтов в детском коллективе.

1. Детские конфликты.

С детскими конфликтами взрослые сталкиваются довольно рано. Их появление ученые относят к возрасту от одного года. У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры. Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов, дисциплины, трудностей в общении, ценностей и потребностей. Детские конфликты могут быть внутриличностными, межличностными и групповыми.

2 . Причины возникновения конфликтов.

В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т.д., но он не понимает, что каждый сверстник – личность, со своим внутренним миром, интересами и желаниями. Важно помочь ребенку посмотреть на себя и сверстника со стороны.
В группе ярко выделяются дети популярные и непопулярные. Популярные дети – это ловкие, умелые, смышленые, опрятные; к непопулярным зачисляют неопрятных, тихих, плаксивых, вредных, агрессивных, слабых и плохо владеющих игровыми действиями и речью (в число таких детей попадают дети из конфликтных семей с остро неблагоприятной эмоциональной атмосферой, дети из семей с гипо- или гиперопекой, дисгармоничными типами воспитания, это агрессивные, плохо контролирующие свое поведение дети, тревожные дети). У сверстников вызывают раздражение те дети, с которыми трудно договорится, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, несообразительные, неумелые.
В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети:

  • Агрессивисты –задирают других и раздражаются сами, если их не слушают;
  • Жалобщики – всегда на что-нибудь жалуются;
  • Молчуны – спокойные и немногословные, но узнать чего они хотят очень сложно;
  • Сверхпокладистые – со всеми соглашаются;
  • Всезнайки – считают себя выше, умнее других;
  • Нерешительные – медлят с принятием решений, боятся ошибиться;
  • Максималисты – хотят чего-то прямо сейчас;
  • Скрытые – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика;
  • Невинные лгуны – вводят других в заблуждение ложью и обманом.

Для 5-6 летних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Чаще всего в состоянии успеха их переполняет чувство радости, а в ситуации неудачи они огорчаются, чувствуют зависть и досаду. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт.

3. Способы разрешения конфликтов.

Разрешение конфликта – это:

  • минимизация проблем, разделяющих стороны, осуществляемая через поиск компромисса, достижения согласия;
  • устранение полностью или частично причин, породивших конфликт;
  • изменение целей участников конфликта;
  • достижение соглашения по спорному вопросу между участниками.

В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям жизни. Небольшие стычки и ссоры можно расценить как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга (равными), с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись. Взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо, чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.
Задача взрослых состоит в том, чтобы
научить детей некоторым правилам жизни среди других людей(каждый – человек, со своими желаниями, переживаниями), в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера(находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта)
Взрослый должен высказать детям свое отношение к конфликтной ситуации.
Нужно учить детей объяснять друг другу, что они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения (не нужно преуменьшать способности детей в этом отношении, уже в раннем возрасте возможно совместное принятие решения).

Два способа разрешения конфликта:
1. Деструктивный - «Уйду, и не буду с ним играть», «Сам буду играть»,
«Позову воспитателя и она заставит всех играть», «Всех побью и заставлю играть».

2. Конструктивный - «Предложу другую игру», «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть».

В разрешении детских конфликтов воспитатель обеспечивает нахождение «общего языка» , который является результатом достижения понимания.
Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, воспитатель должен учитывать их характерные особенности:

  • При разрешении конфликтной ситуации воспитатель несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта.
  • Взрослые и дети имеют разный социальный статус, чем и определяется их разное поведение в конфликте и при его разрешении.
  • Разница в возрасте и жизненном опыте разводит позиции взрослого и ребенка, порождает разную степень ответственности за ошибки.
  • Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами воспитателей и детей видится по-разному.
  • Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл.
  • Профессиональная позиция воспитателя – взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.
  • Детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить.

Тип поведения воспитателя при разрешении конфликтов может быть
- Авторитарным –этот воспитатель чаще отмечает необходимость воспитания в детях эмоционально-волевых качеств: настойчивости, дисциплинированности, инициативности, послушания, самостоятельности, трудолюбия. Больше всего их огорчает в детях недисциплинированность, шумливость, крикливость, неумение вести себя на занятиях, неусидчивость, отсутствие сосредоточенности, неумение слушать. Чаще всего у этого воспитателя можно слышать высказывания «Прекратите!», «Положите!», «Не бегайте!», «Не деритесь!», «Надо делать так!».

- Демократическим – этот воспитатель считает, что в детях важно воспитывать моральные качества: отзывчивость, доброту, справедливость, честность, вежливость. Вызывает у них огорчение отсутствие у детей дружелюбия и доброжелательности к сверстниками, неумение дружить, дружно играть, невнимание, нежелание прийти на помощь товарищу, нечестность и жестокость. Воспитатель придерживается позиции равноправного партнерства, обеспечивает взаимное доверие и создает хорошие условия для обсуждения любой проблемы

- Анархически-попустительский – это тот воспитатель, который не имеет специального образования, выбор профессии для него случайный.

В решении конфликтных ситуаций воспитатель должен владеть техникой активного слушания. Это умение слушать и слышать ребенка, активно слушать – это значит возвращать ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство. Воспитатель принимает позу «глаза в глаза» (садится на маленький стульчик лицом к ребенку) Воспитатель настраивается на ребенка, слушает с сочувствием, использует в разговоре поддержку, прояснения, уточнения, повторяет наиболее важные мысли и чувства, т.е. подтверждает, отражает содержание информации и чувств ребенка, показывает принятие и понимание ребенка тоном голоса, мимикой, жестами, взглядом, позой, не перебивает и не дает советов, не приводит примеров, остается нейтральным, не принимая ничью сторону, получает интересующую его информацию, старается поставить себя на его место. Важно в беседе держать паузу – это время принадлежит ребенку, пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании. Не нужно торопиться с выводами, проверить свои предположения и удостовериться, что правильно понял ребенка. Помолчать нужно и после ответа ребенка – может он что-то добавит. Беседа проходит в непринужденной, спокойной обстановке. Воспитатель не доминирует в беседе, он посредник, помощник.
Узнать о том, что ребенок не готов услышать реплику взрослого, можно по его внешнему виду: если его глаза смотрят в сторону, «внутрь» или вдаль, то надо продолжать молчать, т.к. в ребенке происходит очень важная и нужная работа. Воспитателю иногда полезно повторить, как он понял что произошло с ребенком, целесообразно использовать другие слова с тем же смыслом
Выслушиваются обе стороны: если в данный момент слушается один из участников конфликта, и он начинает понимать, что в его проблему вникают, то необходимо каким-нибудь образом дать понять другому участнику, что и он будет столь же внимательно выслушан. Ребенок должен сам сделать выводы из своих собственных слов, постепенно усиливая их эмоциональный накал. Воспитатель не должен приводить к эффекту «самонакручивания».
Обсуждать нужно следующее :

  1. Что произошло? (сформулировать суть конфликта)
  2. Что привело к конфликту? Почему это произошло? (выяснить причины)
  3. Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения? (определить, назвать чувства)
  4. Как быть в этой ситуации? (найти решение)

Если показать ребенку, что его действительно слушают, понимают и сочувствуют, то тем самым снижается острота конфликта: ребенку важно почувствовать себя услышанным и понятым.

4. Понятие, техника и методы активного слушания.

Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями - показать, научить, направить - ему не поможешь. В таких случаях лучше всего... его послушать . Правда, иначе, чем мы привыкли. Психологи нашли и очень подробно описали способ «помогающего слушания», иначе его называют «активным слушанием». Активно слушать ребенка - значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

Американский психолог Вирджиния Сатир особо подчеркивала, что если взрослый не может выслушать ребенка, ему не стоит даже делать вид, будто он слушает. Если у ребенка возникла проблема, которую он считает важной, необходимо уделить ему все свое внимание. Активное слушание предполагает не только общую заинтересованность в личности партнера, но и умение слушать. А «активно» слушать ребенка - это значит возвращать ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство. При помощи особой техники активного слушания, которая называется техникой настройки, воспитатель может получить интересующую его информацию. Настройка на ребенка как на партнера по общению предполагает особое внимание к нему, способность поставить себя на его место. При этом очень важно, чтобы воспитатель не торопился с выводами, а проверил свои предположения и удостоверился, что правильно понял ребенка. Беседа в рамках выяснения обстоятельств конфликта должна проходить в спокойной, непринужденной обстановке, в которой все ее участники чувствовали бы себя как можно свободнее. Для воспитателя важно структурировать беседу, но не доминировать в ней. Он должен себя рассматривать как посредника, помощника в разрешении конфликта. Начать нужно с выслушивания каждой из сторон. Полезно в начале беседы установить определенные правила. Очень важно при этом соблюдать следующий принцип: если в данный момент слушается один из участников конфликта, и он начинает понимать, что в его проблему вникают, то необходимо каким-нибудь образом дать понять и другому участнику, что и он будет стольже внимательно выслушан.

Обсуждать нужно следующее:

1. Что произошло? (сформулировать суть конфликта).

2. Что привело к конфликту? Почему это произошло? (выяснить причины).

3. Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения (определить, назвать чувства).

4. Как быть в этой ситуации? (найти решение).

При получении информации от ребенка следует не «раскручивать эмоции», а перевести их на рациональный уровень. Часто, получая информацию от участников конфликта, можно столкнуться с эффектом «самонакручивания». В ситуации действия этого эффекта ребенок сам делает выводы из своих собственных слов, постепенно усиливая их эмоциональный накал. Поэтому воспитателю следует держать в своем сознании необходимость получения правдивых ответов на вопросы и стараться в ситуации конфликтного общения совершить следующие действия:

  • справиться с эмоциональным фоном ситуации, начать управлять поведением ребенка («давай сядем и поговорим», «выпей воды и успокойся»), снять с него эмоциональное напряжение («сначала успокойся, потом поговорим», отвлечь от ситуации («как ты смотришь на то, что в нашем разговоре будет участвовать X…»);
  • получить ответы на вопросы: что произошло (однозначные факты, отсоединенные от эмоций) и кто свидетели;
  • определить последствия развития ситуации и имеет ли смысл в нее включаться;
  • разобраться в мотивации обращения за помощью и вывода конфликтной ситуации на себя. Попытаться сделать предварительный прогноз о мотивах действий сторон конфликта;
  • найти возможность вывода негативной энергии ситуации из собственного сознания (злость, раздражение по поводу случившегося конфликта). В противном случае можно ощущать на себе физиологические последствия негативных состояний. Здесь жесткие принципы защиты вполне оправданы, особенно если конфликт серьезный.

Воспитателю в работе с детьми важно научиться технике активного слушания. Приемы, используемые в активном слушании, являются наиболее эффективными для информационного управления общением, особенно в потенциально конфликтных ситуациях. При этом следует учесть, что использование техники активного слушания оправдано:

  • когда ситуация позволяет разобраться не торопясь и подробно с происходящими или произошедшими событиями;
  • необходимо сохранить нормальные эмоциональные отношения между детьми;
  • на воспитателе лежит обязанность консультанта-эксперта конфликтной ситуации.

Психологи подчеркивают, что при выслушивании ребенка важно воспринимать две вещи: содержание - т. е. то, что было сказано, и его чувства. Главное - это слышать и воспринимать истинные чувства говорящего. В ходе беседы воспитатель обязательно отмечает:

  • стиль ведения разговора - повышенный эмоциональный тон речи ребенка, упреки, оправдания, высказывания, отражающие интересы конфликтующих, игнорирование реакции партнера и слабость обратной связи;
  • характеристики поведения - уход от разговора, прекращение игры или совместной деятельности, ее некачественное выполнение; напряженный самоконтроль поведения, замешательство.
  • Применяя технику активного слушания, необходимо соблюдать следующие правила:
  • поставить себя на место ребенка, чтобы понять, что он говорит и как себя чувствует; слушать с сочувствием, сосредоточившись на предмете разговора;
  • относиться к говорящему (ребенку) уважительно;
  • слушать внимательно, не делая оценок;
  • высказывать свое мнение об услышанном, чтобы ребенок понял, что его действительно слушают;
  • выделять то, что было не понято, или в чем есть сомнения;
  • побуждать ребенка к дальнейшему разговору, используя высказывания, помогающие в этом: поддержку (поощрение, одобрение), прояснения, уточнения;
  • повторять наиболее важные мысли и чувства, т. е. подтверждать, отражать содержание информации и чувства ребенка;
  • показать принятие и понимание ребенка, признавая значимость проблемы, посредством неречевых средств: тоном голоса, мимикой, жестами, взглядом, позой;
  • не перебивать, не давать советов и предложений; не приводить примеры сходных чувств из собственного опыта;
  • оставаться нейтральным, не принимать чью-либо сторону.

Пример ведения беседы по правилам активного слушания

Ситуация.
Два мальчика Саша и Ваня затеяли в групповой (игровой) комнате игру с машинами «Гараж». Каждый из них для игры взял машины, и они стали строить для автомобилей гаражи из деревянного конструктора. Саша построил большой гараж у стены, и у него хватило места для постройки дороги, а его друг Ваня - на ковре, где места было меньше и дорогу построить было негде. Тогда Ваня, чтобы игра была интересней, стал ездить своими машинами по дороге, построенной Сашей, который, увидев такое, стал предупреждать Ваню, чтобы тот этого не делал. Ваня попросил разрешить проехать своими машинами по его дороге, на что Саша грубо ответил: «Нет, надо было свою дорогу строить!» - и оттолкнул Ваню. Тот от обиды и несправедливости расплакался и стал ломать дорогу, которую построил Саша. А Саша, недолго думая, сломал Ванин гараж, и между ними затеялась потасовка, игра прервалась. На шум сбежались дети, вошел воспитатель, который в это время в спальне составлял план работы. На вопрос: «Что случилось?» - никто из мальчиков сразу ответить не смог, так как оба плакали, а у Вани на руке краснела царапина, от вида которой он плакал еще сильнее.

Итак, поначалу дети были мирно настроены. Оба были заняты одним делом. И тем не менее все закончилось слезами. Интересы этих детей были сходными, но не одинаковыми, не тождественными, в чем и проявилась противоположная направленность их интересов. Мальчик Ваня в какой-то момент игры захотел изменить ситуацию. Пока каждый ребенок соблюдал незримые территориальные границы, их интересы были согласованы. Но желание Вани проехать по дороге, которую построил его друг, натолкнулось на противоположное стремление Саши: он по этой дороге хочет ездить сам, это и есть противоположная направленность. Ваня хочет изменений, а Саша хочет стабильности, это противоречие привело к конфликтным действиям детей. Если бы Ваня и Саша строили эту дорогу вместе для совместной игры, конфликт бы не произошел. Услышав плач, воспитатель подошел к плачущему ребенку и спросил: «Тебя обидел Саша?»

Ваня
(продолжая плакать). Он меня толкает и прогоняет. Воспитатель. Он тебя толкнул, ты упал и ушибся? Ваня. Да. Он не разрешает мне играть. Воспитатель. Он не хочет вместе с тобой играть? Ваня (уже спокойно). Да. Я хотел с ним поиграть, а он неразрешает и толкается.

Воспитатель. Ты на него обиделся? Ваня. Да. Не буду больше с ним водиться. Воспитатель. Ты не хочешь с ним больше дружить?

Ваня. Да. Не хочу.

Воспитатель. Ас кем из ребят ты еще хотел бы поиграть?

В а н я. С Димой и Катей.

Воспитатель. Ладно. Пойдем, посмотрим, чем они занимаются.

Этот диалог дает возможность обратить внимание на некоторые важные особенности и правила беседы по способу активного слушания.

  • Если воспитатель хочет послушать ребенка, обязательно надо повернуться к нему лицом - так, чтобы глаза ребенка и взрослого находились на одном уровне. Если ребенок маленький, то следует сесть на более низкий стул и придвинуть его поближе к малышу. Положение взрослого по отношению к ребенку и поза - первые и самые сильные сигналы о том, насколько его готовы слушать н услышать.
  • Если ребенок расстроен и огорчен, не следует сразу задавать ему вопросы. Желательно, чтобы слова взрослого звучали в утвердительной форме. Разница между утвердительным и вопросительным предложением очень незначительна, иногда это всего лишь тонкая интонация, а реакция на них бывает очень разная. Часто на вопрос: «Что случилось?» - огорченный ребенок отвечает: «Ничего!», а если сказать: «Что-то случилось…» - то ребенку бывает легче начать рассказывать о случившемся.
  • Очень важно в беседе «держать паузу». Надо помнить, что это время принадлежит ребенку, взрослому следует воздержаться от своих замечаний и соображений. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что взрослый рядом. Помолчать следует и после ответа ребенка - может, он что-то добавит. Узнать о том, что ребенок не готов услышать реплику взрослого, можно по его внешнему виду. Если его глаза смотрят в сторону, «внутрь» или вдаль, то надо продолжать молчать: т. к. в ребенке происходит очень важная и нужная внутренняя работа.
  • Воспитателю иногда полезно повторить, что, как он понял, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство, но так, чтобы у ребенка не сложилось впечатление, что его передразнивают, когда повторяют его слова. Целесообразно использовать другие слова с тем же смыслом. В нашем примере слово «водиться» заменено на слово «дружить».

Итак, активное слушание - это путь установления лучшего контакта с ребенком, а также способ показать, что его, безусловно, принимают со всеми недостатками, отказами, бедами, переживаниями. Но есть моменты, которые мешают активному слушанию и которые следует избегать в беседе с ребенком, это:

  • приказы, команды;
  • предупреждения, предостережения, угрозы;
  • морализация, нравоучения, проповеди;
  • готовые советы и решения;
  • доказательства, приведение логических доводов, чтение нотаций, «лекций»;
  • критика, выговоры, обвинения;
  • обзывание, оскорбление, высмеивание;
  • использование догадок, интерпретации;
  • выспрашивание, расследование;
  • сочувствие на словах, уговоры, увещевания,
  • отшучивание, уход от разговора.

Правила активного слушания

Приемы активного слушания

  1. Доброжелательный настрой. Спокойно реагировать на все, что говорит собеседник. Никаких личных оценок и замечаний к сказанному.
  2. Не устраивать расспросы. Строить предложения в утвердительной форме.
  3. Делать паузу. Давать собеседнику время подумать.
  4. Не бойтесь делать ошибочные предположения насчет испытываемых собеседником чувств. Если что не так, собеседник поправит вас.
  5. Зрительный контакт: глаза собеседников находятся на одном уровне.
  6. Если вы понимаете, что собеседник не настроен на разговоры и откровенность, то оставьте его в покое
  1. Кивание (но не в режиме китайского болванчика).
  2. Использование междометий «да», «ага», «угу» и пр.
  3. Принятие позы внимания и заинтересованности (легкий наклон в сторону собеседника, открытая или нейтральная поза, зрительный контакт).
  4. Использование вопроса – «эхо». Клиент: «Хотел бы попробовать это средство». Продавец: «Это средство? Оно действительно хорошее».
  5. Повторение фразы. Не бойтесь повторять за ребенком его собственные слова и фразы, но обязательно перефразируйте их, чтобы не быть похожим на попугая. Начинать повтор фразы лучше со слов: «ты считаешь», «ты сказали», «тебе кажется».

Заключение

Таким образом мы можем сделать следующие выводы, что основными причинами возникновения конфликта между детьми являются ресурсы, дисциплина, трудности в общении, ценности и потребности. Детские конфликты могут быть внутриличностными, межличностными и групповыми. Пути решения или предотвращения конфликта могут различными, но наиболее эффективным является способ активного слушания. Активное слушание - это путь установления лучшего контакта с ребенком, а также способ показать, что его, безусловно, принимают со всеми недостатками, отказами, бедами, переживаниями. Воспитателю в работе с детьми важно научиться технике активного слушания.

Следует отметить, что овладеть техникой активного слушания непросто, но она очень результативна.

  • Во-первых, исчезает или по крайней мере сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Здесь сказывается замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.
  • Во-вторых, ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе больше. Иногда в одной беседе неожиданно может проявиться целая цепь проблем и огорчений.
  • В-третьих, ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.

Литература:

  1. Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» – Изд-во Сфера, 2005.
  2. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий // М.: “Сфера - Юрайт”, 2003.
  3. Я.Л.Коломенский, Б.П.Живнявский «Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности» М 1990г.
  4. Латынов В. Конфликт: протекание, способы разрешения, поведение конфликтующих сторон.// Иностранная психология, том 1, № 2, 1993.
  5. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие / Л.М. Семенюк. – 3-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2005.

Источник фото: yelpcdn.com

Фундамент, на которых строится развитие ребёнка

Это безусловная любовь родителей (в первую очередь - матери).

Если в течение первого года жизни малыша мама откликается на его потребности, тот чувствует - его любят. У таких детей формируется базовое доверие и картина мира «Я в порядке, Другие/Мир в порядке» (или: «Я - хороший, Другие/Мир - хорошие»).


Источник фото: stihi.ru

Когда ребёнок подрастает, это ощущение поддерживают приветливые взгляды, ласковые прикосновения, прямые слова:

Как я рада тебя видеть,

Я люблю, когда ты дома,

Как хорошо, что ты у нас родился,

Мне приятно вместе с тобой проводить время.

Очень важно телесно «напитать» ребёнка

Лаской, объятиями, поглаживаниями . Дети таким образом не только насыщаются эмоционально, но и получают предпосылки для хорошего физического развития.


Источник фото: imgbb.ru

Вспоминаю пример, который во время учёбы рассказал нам педагог на лекции в университете и который поразил меня тогда до глубины души: недоношенных детей определили в отдельную палату и в целях соблюдения стерильности разрешали персоналу подходить к ним только в часы кормления (времена СССР). Дети перестали прибавлять в весе. Но поскольку данные регулярно записывались, то стало очевидно, что иногда были периоды, когда вес грудничков увеличивался. Несложный анализ показал, что это происходило всегда во время дежурства одной и той же медсестры, которую тут же вызвали для «дачи показаний». Та не стала долго отпираться и призналась, что, не смотря на запреты, она во время кормления брала их на руки и даже пела колыбельные.

Если же малыш не получает необходимого ему опыта любви , ласки и заботы, знаний о собственной ценности и уникальности, то он оказывается впоследствии не способным к самопринятию, самоодобрению и любви к самому себе, не может опираться на себя и станет искать такую опору всю оставшуюся жизнь.


Источник фото: smolensk-i.ru

Предвижу вопрос родителей:

Если мы безусловно любим и принимаем ребёнка, означает ли это, что мы не должны на него злиться?

5 правил замечаний

Замечательный педагог и знаток детской психологии Юлия Гиппенрейтер отвечает на этот вопрос следующими правилами:

Правило первое: Важно выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом.



Правило второе: Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства. Раз они возникли, значит, для этого были основания.


Источник фото: mama.ua

Правило третье: Недовольство ребёнком не должно быть систематическим.


Источник фото: yimg.com

Понятно, что когда ребёнок взрослеет и сталкивается с границами жизни и других людей, с ограничениями и требованиями, — в жизнь его так или иначе входит условная любовь.

Такая любовь является той предпосылкой, которая помогает ребёнку выйти из своей эгоцентричной позиции, увидеть рядом Другого и постепенно подготовиться к выходу в социум.

Но условная любовь не должна заместить собой безусловную, которая выполняет роль базового принятия.


Источник фото: cloudfront.net

Если у родителей присутствуют оба вида любви, то ребёнок учится и впоследствии умеет сохранять устойчивость и хорошую самооценку даже в случае ошибок или трудных жизненных ситуаций.

Шаг 1. Постарайтесь в течение дня гораздо в большем количестве обращаться к ребёнку с положительными высказываниями (одобрением, поддержкой, радостным приветствием), чем с отрицательными (замечаниями и критикой).


Источник фото: mongoldog.ru

Шаг 2 . Помните, что ребёнок - маленькая, но личность. Не позволяйте в отношении к нему вести себя хуже, чем вы вели бы себя в компании друга или приятеля.


Источник фото: mail.ru

Здесь уж родители и учителя консолидируются и начинается настоящая война с ошибками - методом оценок, замечаний и указаний.

И дети очень по-разному реагируют на взрослые «не так»: одни грустнеют и сдаются, другие обижаются, третьи бунтуют.


Источник фото: happy-giraffe.ru

Указывать на ошибки ребёнка нужно очень аккуратно

  • Во-первых, не стоит замечать каждую ошибку. Закройте глаза там, где это не критично.
  • Во-вторых, подберите для этого время: не в тот момент, когда ребёнок азартно занят делом, и, уж конечно, не в присутствии других людей. Будьте тактичны.
  • В-третьих, применяйте «правило бутерброда»: упакуйте отрицательную обратную связь между двумя дружелюбными и позитивными посланиями.

Тем не менее, трудности и конфликты между детьми и родителями - довольно частое явление.


Источник фото: ladygid.ru

Если ребенок не слушает

Случается, что, несмотря на все усилия взрослых, ребёнок упорно и регулярно не хочет убирать за собой в комнате (застилать постель, мыть посуду, др.).

Одна из возможных причин - ему ещё трудно делать это самостоятельно.


Источник фото: vk.com

И тогда лучший выход - частично помочь ему справиться с этим делом, раз за разом передавая ему всё больше полномочий и ответственности.

Но чаще за таким упрямством кроется следующая причина : испорченные отношения между родителями и ребёнком, когда всё, что он делает, он делает назло и вопреки.

Родителям в этом случае надо остановиться и прислушаться - как они общаются с ребёнком.


Источник фото: e-solovieva.ru

Как улучшить испорченные отношения?

Восстановить доверие помогают так называемые «приёмы активного слушания».

Активно слушать ребёнка - значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам рассказал, при этом обозначив его чувство.

И здесь есть свои особенности и правила беседы:

1) Отложите все дела. Повернитесь к ребёнку лицом. Если ребёнок маленький, присядьте возле него - очень важно, чтобы ваши глаза находились на одном уровне.


Источник фото: gomamablog.com

2) Если ребёнок расстроен или огорчён - не задавайте ему вопросов.


Источник фото: getoutofdebt.org

Пусть ваши ответы звучат в утвердительной форме, обозначая его чувство. Дело в том, что фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия.

Например:

Ребёнок: Я сегодня плохо написал контрольную…
Родитель: Я вижу - ты расстроен.

3) Держите паузу. После каждой вашей реплики лучше всего помолчать.


Источник фото: 192abc.com

Молчанием вы даёте понять ребёнку, что вы рядом. А он в это время может разобраться со своим переживанием и сам продвинуться в решении собственной проблемы.

Метод активного слушания замечателен в первую очередь тем, что уменьшает сильное переживание ребёнка, и он начинает рассказывать о себе всё больше и больше. Таким образом налаживается его связь с родителем.


Источник фото: vk.com

Практикуя такое общение, взрослый тоже сможет ощутить, как он становится более чувствительными к нуждам и горестям ребёнка, а ведь это и есть - путь установления контакта и дружеских отношений.

При этом важно искренне интересоваться его жизнью, а не использовать метод как новый способ манипуляции. Иначе ребёнок почувствует это и отдалится ещё дальше.



Про манипуляции и неконструктивные автоматические реакции взрослых поговорим в следующей статье

Колонку ведет:

- психолог, руководитель детского центра развития Advance

  • оптимальные условия для развития в каждом ребенке увлечённой и творческой личности;
  • талантливые и опытные педагоги, лучшие методики и инновации;
  • любовь к обучению, знания и умения, ответственность, уверенность в себе и социальная адаптивность вашего ребёнка.